Теория и методология:
проблемы, тенденции
УДК 371.8; 373.6 doi: 10.20310/1810-231X-2017-16-2-9-16
СОВРЕМЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Нечаев Михаил Петрович, Фролова Светлана Леонидовна
Академия социального управления, Россия, г. Москва e -mail: [email protected]
В статье рассматривается проблема развития профориентационной среды в современной общеобразовательной организации. Дается краткая история профориентационной работы в СССР и постсоветской России. Отмечается актуальность профориентационной работы в общеобразовательных организациях, отраженная в ряде государственных документов. Констатируется, что разработка системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, отвечающей вызовам и потребностям нового времени, должна осуществляться на основе комплекса научных и практико-ориентированных подходов. Авторами выделяются и раскрываются следующие подходы: социокультурный, системно-функциональный, экзистенциальный, акмеологический, рефлексивный, средовой, системный научные методологические подходы; прогностический, мониторинговый, игровой практико-ориентированные подходы. Делается вывод о том, что главным педагогическим ресурсом реализации системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся является педагог общеобразовательной организации. Отсюда следует, что у педагогов необходимо формировать специальную профессиональную компетентность, связанную с профориентацией обучающихся. Профориентация включает в себя профессиональное просвещение, профессиональное воспитание и профессиональное консультирование. В заключении презентуется дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Система работы образовательной организации по профильному и профессиональному самоопределению обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС СОО». Целью программы является совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для организации работы по профильному и профессиональному самоопределению обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС СОО.
Ключевые слова: профориентация; профориентационная работа; профессиональная ориентация школьников; профессиональное самоопределение; психолого-педагогическое сопровождение
История профориентационной работы в нашей стране насчитывает примерно сто лет. За это время она пережила «взлеты» и «падения». Уверенный старт профориентации в Советской России произошел в начале 20-х гг. прошлого века, когда открылись первая лаборатория и бюро, занимавшиеся этой проблемой. Серьезной вехой в истории профориентации стало создание в 1927 г. при Ленинградском институте по изучению мозга бюро профессиональной консультации, которое начало активно работать со школьниками. По примеру Ленинградского бюро стали открываться аналогичные в других городах. После 1-го Всесоюзного психотехнического съезда в мае 1931 г. профориентационная работа начала развертываться в школах. Вели работу педагоги при поддержке служб профконсульта-ции и профотбора. Несмотря на ряд недостат-
ков, в частности узкий практицизм, можно сказать, что к середине 30-х гг. в ряде крупных городов сложилась система профориентации. В июне 1936 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», после чего проф-ориентационная работа в школе была свернута на целые десятилетия.
Возрождение профориентации приходится на 60-е гг.: создаются группа профориентации в научно-исследовательском институте теории и истории педагогики при АПН СССР, лаборатория профориентации в научно-исследовательском институте психологии в Киеве, открывается научно-исследовательский институт Трудового обучения и профориентации при АПН СССР. В 70-е гг., во многом благодаря работам Е. А. Климова, профориентация переживает подъем, продолжающийся на протяже-
нии 80-х гг. В 1984 г. выходит Постановление ЦК КПСС «Основные реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Согласно Постановлению в стране было создано более 60 региональных центров профессиональной ориентации молодежи с соответствующими пунктами профконсультации в районных центрах. В дидактике утвердились принципы профессиональной ориентации общего образования и связи обучения с жизнью и практикой. Началась подготовка специалистов-профкон-сультантов.
Однако в начале 90-х гг. с принятием Закона «О занятости населения» профориентация переместилась в службы занятости. В связи с тем, что финансирование школьной профориентации резко сократилось, в школах ею фактически перестали заниматься. Система школьной профориентации в итоге разрушилась.
Таким образом, «в 30-е гг. профориентацию запрещали политическими способами, в 70-80-е гг. - бюрократическими, а в 90-е (в эпоху «расцвета демократии») - экономическими (почти не финансируя)» [1].
XXI в. настоятельно поставил проблему профориентации обучающихся в число наиважнейших, поскольку от ее решения зависит реализация экономических реформ в стране и ее социально-экономическое развитие. Переход к рыночной экономике существенно изменил ситуацию на рынке труда, ужесточив конкуренцию. Значительно повысились требования к качеству профессиональной подготовки выпускников вузов, которые напрямую зависят от успешного профессионального самоопределения обучающихся общеобразовательных организаций. Не нужно доказывать, что если профессия выбрана правильно, в соответствии с интересами и склонностями, то и обучение в вузе проходит успешно и качество профессиональной подготовки высокое.
На современном этапе актуальность проф-ориентационной работы в общеобразовательных организациях подчеркивается в ряде государственных документов.
1. Среднее общее образование направлено на <...> формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федера-
ции» от 29.12.2012 № 273-Ф3. Статья 66.3) [2].
2. Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать <...> осознанный выбор будущей профессии (Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Раздел II. 7) [3].
3. Программа воспитания и социализации должна наряду с другими включать такое направление, как профессиональная ориентация (Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Раздел Ш.14) [3].
Важность профориентации обучающихся красной нитью прошла во многих выступлениях на заседании Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации 23 декабря 2015 г. Из выступления В. В. Путина, Президента РФ: «Уже в школе важно помочь ребятам осознанно выбрать будущую специальность, которая будет востребована на рынке труда, чтобы они потом смогли найти себе дорогу по душе, получали достойный заработок, могли состояться в жизни. Конечно, профессиональная подготовка школьников, их профориентация не должна быть чисто формальной. Именно поэтому принципиальная задача - привлечь к этой работе не только вузы, техникумы, но и бизнес, прежде всего крупный и средний. Если предприниматель мыслит на перспективу, формирует долгосрочную стратегию развития, он должен активно взаимодействовать со школой <...> у нас есть очень хорошие примеры, когда бизнес вкладывает деньги в развитие школьного дела, в строительство школ, в оборудование школ в Москве, в других регионах. <...> Нужно рассказывать о предприятиях, создавать лаборатории, организовывать кружки и факультативные занятия, создавать учебно-воспитательные комплексы» [4].
Из выступления В. В. Миклушевского, губернатора Приморского края: «Еще один важный аспект - это профессиональная ориентация школьников. Для современных молодых людей зачастую самый сложный вопрос -выбор жизненного пути. Нужно приложить немало усилий, чтобы понять, чего же ты сам хочешь и на что ты способен. И до сих пор главным партнером школы оставался вуз, который заинтересован, естественно, в будущих абитуриентах и студентах.
Опыт многих регионов показывает, что существенно более важным партнером в школьном образовании сегодня становится
бизнес и социальная сфера. Применительно к школе речь может идти о существенном повышении роли предприятий и организаций в профессиональной ориентации и в профильном обучении». Из выступления А. В. Никитина, главы администрации Тамбовской области: «Школа должна взять на себя ответственность за выбор каждым молодым человеком своей профессии. Разумеется, решить такую задачу можно только совместно с системой профессионального образования и реальным сектором экономики» [4].
24 ноября 2016 г. на сессии федерального учебно-методического объединения укрупненной группы направлений подготовки «Политические науки и регионоведение» министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила: «Нужно вернуть в школы ориентацию на профессии, это необходимо, и это наша с вами задача». Глава Министерства считает, что система высшего образования предоставляет абитуриентам слишком большой выбор вузов и специальностей, поэтому многие из них не могут решить, какую будущую профессию им выбрать [5].
Итак, профориентация обучающихся сегодня - одна из важнейших задач, стоящих перед общеобразовательной организацией.
Актуальность этой задачи, по мнению специалистов в области профориентации, обусловлена следующими противоречиями:
1) между потребностью в развитии высокотехнологического и наукоемкого производства и недостаточной ориентацией системы образования и ее субъектов (обучающихся и их родителей) на освоение соответствующих профессий;
2) между потребностями и ожиданиями старшеклассников в оказании им педагогической поддержки в профессиональном самоопределении и недостаточной научно-методической и организационной готовностью общеобразовательных организаций к решению этой проблемы;
3) между необходимостью разработки инновационной системы профориентационной работы и недостаточной разработанностью современных профориентационных средств, учитывающих реалии времени и индивидуальные запросы обучающихся;
4) между огромной значимостью профориентации как для отдельной самоопределяющееся личности, так и для общества в целом и реальная недооценка данной работы, выражающаяся в недостатке времени на нее, в слабой подготовке специалистов-профкон-сультантов;
5) между необходимостью подготовки самоопределяющейся личности к самостоятельному и осознанному выбору и построению карьеры в меняющихся условиях и имеющаяся практика преимущественно профоконсульта-ционной помощи, организованной без активизации самих консультируемых [6].
Данные противоречия усугубляются еще и тем, что со стороны родительской общественности наблюдается вузоцентризм и профес-сиоцентризм, т. е. ориентация родителей на обязательное поступление ребенка после окончания школы в вуз и непременно на юридические, экономические, управленческие, журналистские факультеты, несмотря на то, что значительная часть этих профессий сегодня в России не востребована. Со стороны обучающихся наблюдается изолированность от реальности, невключенность в современные и перспективные профессиональные практики, смутное представление о профессиях. Отсюда и выбор профессии многими из них оказывается случайным.
По данным наших опросов и многочисленных социологических исследований доминирующими мотивами выбора профессии и вуза являются:
мотивы выбора профессии:
— актуальность и востребованность на рынке;
— престижность;
— материальная стабильность;
— возможность сделать карьеру;
— интерес к профессии;
— возможность открыть «свое дело»;
— мода на профессию;
— возможность трудоустройства за границей;
— «за компанию с другом», по совету знакомых, родных.
мотивы выбора вуза:
— стоимость обучения;
— рейтинг вуза;
— уровень сложности зачисления в вуз;
— перспективы трудоустройства;
— наличие интересующих специальностей;
— положительные отзывы родственников и знакомых;
— «за компанию с другом»;
— близость вуза к месту жительства;
— фактор качества образования;
— уровень сложности обучения в вузе.
Приведенные данные, к сожалению, свидетельствуют о низкой профессиональной мотивации обучающихся, потому что желание получить интересующую профессию занимает
пятую позицию рейтинга, а качественное образование - предпоследнюю позицию рейтинга. Можно сделать вывод, что при выборе профессии и вуза у обучающихся преобладают утилитарно-практические мотивы, которые считаются слабо действенными в познавательной деятельности, поскольку материально или статус-но-позиционно мотивированный студент рассматривает обучение в вузе не как цель, а средство, благодаря которому он получит диплом. В этом случае именно диплом является главной целью для обучающегося. Как правило, после окончания вуза такие выпускники к работе по специальности не приступают.
На недавно состоявшейся в Российской академии образования международной конференции «Непрерывность образования и профессиональная карьера учащейся молодежи: вчера, сегодня, завтра» (30 ноября 2016 г.) в докладе председателя оргкомитета академика РАО Чистяковой Светланы Николаевны прозвучали такие цифры.
По данным Института образования НИУ ВШЭ, в ближайшие 20 лет эксперты прогнозируют снижение численности населения в России на 16 млн чел.
К 2025 г. страна потеряет каждого шестого работника.
Сегодня предприятия тратят до 40 % своего бюджета на обучение персонала, на доучивание выпускников вузов, в то время как на Западе эти расходы составляют 15-20 %.
50 % обучающихся не связывают выбор профессионального будущего со своими реальными возможностями и потребностями рынка труда.
67 % школьников не имеют представления о научных основах выбора профессии.
46 % респондентов ориентированы в выборе профессии на поддержку со стороны взрослых.
44 % не обеспечены сведениями о возможностях продолжения образования [7].
Приведенные данные убедительно доказывают, что для решения проблем необходима системная организация психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, включающаяся в себя, как одну из важнейших составляющих, профориентацию.
Следует различать профессиональное самоопределение и профессиональную ориентацию. Профессиональное самоопределение -активная деятельность личности, осуществляющей «поиски» себя в профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях; создание образа профессиональной карь-
еры и профессионального идеала. Цель профессионального самоопределения исходит от самого субъекта и выражается в его готовности к осознанному выбору профессии.
Профессиональная ориентация - целенаправленно организуемое взаимодействие взрослых и детей, которое позволяет самоопределяющейся личности лучше ориентироваться в сложном и многообразном мире профессий и потребностях общества в воспроизводстве социально-профессиональной структуры. Целью профессиональной ориентации является предоставление обучающимся необходимой информации о мире профессий и оказание помощи в осознанном выборе будущей профессии, создание условий для реализации жизненных планов, формирование ценностного отношения к профессиональной деятельности.
Разработка системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, отвечающей вызовам и потребностям нового времени, должна осуществляться на основе комплекса научных и практико-ориентированных подходов, где подход рассматривается как определенная позиция, точка зрения, идея, обусловливающие исследование, организацию того или иного явления.
Охарактеризуем научные методологические подходы.
Социокультурный подход позволяет выявить факторы влияния различных общественных процессов на социальное и профессиональное самоопределение обучающихся и факторные влияния социального и профессионального самоопределения обучающихся на общественные процессы.
Системно-функциональный подход позволяет исследовать систему профориентации в рамках более крупной системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся и устанавливать функциональные зависимости.
Экзистенциальный подход, рассматривающий человека как субъекта жизнедеятельности, как творца собственной жизни, ответственного за тот или иной выбор, в том числе за выбор профессии.
Акмеологический подход («акме» греч. акте - вершина, остриё) рассматривает проблему профессионального самоопределения с позиций акмеологической направленности личности, стремящейся к наивысшим профессиональным достижениям. Центральным понятием акмеологии является «созидание», выражающееся в самостроительстве профессиональной личности в соответствии с идеальной
моделью. Акмеологический подход требует учета в профориентации не только профессиональных интересов, склонностей и притязаний обучающихся, но их представлений об идеальных моделях профессиональной карьеры.
Рефлексивный подход, ключевыми категориями которого являются «осмысление», «осознание», «значение», «анализ», «самоанализ», «оценка», «самооценка», позволяет акцентировать внимание самоопределяющегося старшеклассника на значимости выбора профессии лично для него и значимости выбранной профессии для его «Я»-концепции.
Средовой подход позволяет использовать воспитательный и образовательный потенциал окружающей среды в целях профориентации обучающихся.
Системный подход позволяет представить профориентацию как педагогическую систему, включающую и учитывающую взаимосвязи ее элементов: цель, идеи, субъекты, объекты, отношения между ними, среда, содержание, деятельность, ресурсы, результаты, и позволяет использовать потенциал других походов. Системный подход рассматривается в тесном единстве с деятельностным подходом, который в свою очередь позволяет исследовать изменения характеристик процесса профессионального самоопределения обучающихся.
Также отметим практико-ориентиро-ванные подходы.
Прогностический подход, заключающийся в прогнозировании профессий будущего и навигации старшеклассников по приоритетным направлениям развития экономики региона и страны в целом.
Мониторинговый подход, заключающийся в целенаправленном, систематическом, многократном и многоаспектном изучении готовности обучающихся к профессиональному самоопределению.
Игровой подход, суть которого заключается в организации игрового профориентацион-ного пространства. Это серии деловых, имитационных профориентационных игр, предоставляющих возможность «вхождения» в профессию, «проигрывания» различных профессиональных ролей.
Таким образом, используя вышеперечисленные подходы и опираясь на лучшие традиции профориентационной работы в нашей стране и за рубежом, общеобразовательная организация может разработать систему психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучаю-
щихся. Потребность в таких системах, как мы убедились, отмечается на государственном уровне.
Разработка системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся должна осуществляться с учетом перспективных направлений профориентации. Сегодня одной из тенденций в этой сфере является ориентация не на профессию как таковую, а на профессиональную область, т. е. когда обучающемуся предлагается целый веер профессий смежных или сходных по каким-либо признакам. Следующей важной тенденцией является то, что старшекласснику предлагают профессии, наиболее полно удовлетворяющие его запросам и потребностям на данный момент его жизни. При этом подчеркивается, что профессиональное развитие не останавливается, человек постоянно совершенствуется, перед ним открываются новые профессиональные горизонты, а значит, возникает необходимость учиться и, возможно, приобретать новые компетенции. Такая установка снижает чрезмерную значимость выбора профессии (по типу «Выбор профессии - выбор судьбы) и, как правило, связанную с этим тревожность. Педагог помогает создать у старшеклассника ориентацию на непрерывное образование в течение жизни, обусловленное изменениями в мире профессий и в нем самом.
Современная общеобразовательная организация должна стать не только разноуровневым, вариативным и многопрофильным образовательным учреждением с набором разнообразных образовательных услуг, открытым для детей самых разных возможностей, с учетом их индивидуальных психологических особенностей, здоровья, способностей, но и гибкой моделью инновационного влияния на формирование подрастающего поколения и среды его обитания [8].
Главным педагогическим ресурсом реализации системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся является педагог общеобразовательной организации. Как уже подчеркивалось выше, к сожалению, сегодня существует противоречие между настоятельной необходимостью в качественной профориентаци-онной работе с обучающимися, которую должны проводить специалисты - профориен-тологи и профконсультанты, и нехваткой таких специалистов. Именно поэтому функция профконсультанта ложится на классного руководителя и учителя-предметника. Согласно профессиональному стандарту педагога эта деятельность предусматривается, судя по все-
му, в рамках необходимых умений трудовой функции «Развивающая деятельность» - разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся. Профориентация также предполагает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся и создание индивидуальных моделей профессионального самоопределения. Отсюда следует, что у педагогов необходимо формировать специальную профессиональную компетентность, связанную с профориентацией обучающихся. Профориентация включает в себя профессиональное просвещение (расширение знаний о мире труда и профессий, о специфике регионального рынка труда), профессиональное воспитание (формирование профессионально важных качеств и профессиональных идеалов), профессиональное консультирование (оказание адресной помощи обучающемуся).
Для того, чтобы осуществлять качественную профориентационную работу, педагогу следует овладеть новыми знаниями, методиками изучения профессиональных интересов и склонностей обучающихся, технологией педагогического сопровождения профессионального самоопределения, методами консультирования и др. Всему этому нужно учиться.
Кафедра воспитательных систем ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», откликаясь на приоритетные направления образовательной политики и запросы педагогических работников, осуществляет опережающее обучение слушателей посредством разработки и реализации программ повышения квалификации. Программы нацелены на повышение профессиональной компетентности и готовности специалистов к управлению развитием воспитательных систем, духовно-нравственному воспитанию детей, успешному социальному лифтингу подростков и молодежи [9]. Мы предлагаем дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Система работы образовательной организации по профильному и профессиональному самоопределению обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС СОО» (72 часа).
Цель программы: совершенствование профессиональных компетенций, необходимых для организации работы по профильному и профессиональному самоопределению обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС СОО.
Реализация программы предоставляет новые возможности для эффективной профессиональной деятельности, в частности:
1. Владение технологией педагогического сопровождения профильного и профессионального самоопределения обучающихся в условиях реализации ФГОС СОО.
2. Умение руководить проектной и исследовательской деятельностью обучающихся.
3. Владение технологией проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
4. Умение проектировать образовательную среду общеобразовательной организации. И как следствие, более полное соответствие профессиональному стандарту педагога, который вводится с 2017 г.
Подводя итог всему сказанному, хочется еще раз подчеркнуть, что профессиональная ориентация обучающихся должна стать органичной частью воспитательной работы общеобразовательной организации, если она действительно заинтересована в успешности своих выпускников в их дальнейшем профессиональном самоопределении и профессиональной карьере. Нам представляется важным отметить, что по критерию профессиональной успешности выпускников школы можно судить и об эффективности деятельности общеобразовательной организации в целом.
Литература
1. Таточенко Е. В. Исторические аспекты становления и развития профориентационной работы в России и за рубежом. URL: http://superinf.ru/view_-helpstud.php?id=2786
2. Об образовании в Российской Федерации: закон Российской Федерации (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ с изм. от 13.07.2015 г.). URL: http://-www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 с изм. от 31.12.2015 г.). URL: http://base.garant.ru/70188902/
4. Заседание Госсовета по вопросам совершенствования системы общего образования. URL: http://www.kremlinru/events/president/news/51001
5. Осенняя сессия Федерального учебно-методического объединения укрупненной группы направлений подготовки 41.00.00 «Политические науки и регионоведение». URL: http://mgimo.ru-/about/news/main/osennyaya-sessiya-fumo-politich-eskie-nauki-i-regionovedenie/
6. Чистякова С. Н., Сивцева К. Н., Атласо-ва А. Р. Проблемы профориентации студенческой молодежи в России // Научно-методический элек-
тронный журнал «Концепт». 2015. Т. 26. С. 476-480. URL: http://e-koncept.ru/2015/95380.htm
7. Непрерывность образования и профессиональная карьера учащейся молодежи: вчера, сегодня, завтра: мат-лы науч.-практ. конф. с междунар. участием. Российская академия образования. 2016. URL: http://rusacademedu.ru/news/nepreryvnost-ob-razovaniya-i-professionalnaya-karera-uchashhejsya-molodezhi/
8. Нечаев М. П. Теоретико-методологические основы развития воспитывающего потенциала образовательной среды. М., 2015.
9. Нечаев М. П. Повышение квалификации заместителей директоров школ по воспитательной работе в системе дополнительного профессионального образования // Наука и образование: новое время. 2015. № 2. С. 42-47.
References
1. Tatochenko E. V. Istoricheskiye aspekty stanovleniya i razvitiya proforientatsionnoj raboty v Rossii i za rubezhom [Historical aspects of formation and development of professional orientation work in Russia and abroad]. URL: http://superinf.ru/view_-helpstud.php?id=2786
2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii: zakon Rossijskoj Federatsii (ot 29.12.2012 g. № 273-FZ s izm. ot 13.07.2015 g.) [About education in the Russian Federation: the law of the Russian Federation (from 29.12.2012 № 273-FL with amendment from 13.07.2015)]. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_140174/
3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego obshchego obrazovaniya (utv. prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 maya 2012 g. № 413 s izm. ot 31.12.2015 g.) [Federal state educational standard of secondary education (affirmed by the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation from May 17, 2012 №413 with amendment from 31.12.2015)]. URL: http://base.garant.ru/70188902/
4. Zasedaniye Gossoveta po voprosam sover-shenstvovaniya sistemy obshchego obrazovaniya [Meeting of the State Council concerning improvement of system of the general education]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51001
5. Osennyaya sessiya Federal'nogo uchebno-metodicheskogo ob"yedineniya ukrupnennoj gruppy napravlenij podgotovki 41.00.00 «Politicheskiye nauki i regionovedeniye» [Autumn session of Federal educational and methodical association of the integrated group of the directions of preparation 41.00.00 «Political sciences and regional studies»]. URL: http://mgimo.ru-/about/news/main/osennyaya-sessiya-fumo-politich-eskie-nauki-i-regionovedenie/
6. Chistyakova S. N., Sivtseva K. N., Atlaso-va A. R. Problemy proforientatsii studencheskoj molodezhi v Rossii [Problems of career guidance of student's youth in Russia] // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Kontsept». 2015. T. 26. S. 476480. URL: http://e-koncept.ru/2015/95380.htm
7. Nepreryvnost' obrazovaniya i professiona-l'naya kar'yera uchashchejsya molodezhi: vchera, segodnya, zavtra [Continuity of education and professional career of the studying youth: yesterday, today, tomorrow]: mat-ly nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiyem. Rossijskaya akademiya obrazovaniya. 2016. URL: http://rusacademedu.ru-/news/nepreryvno-st-obrazovaniya-i-professionalna-ya-karera-uchashhe-jsya-molodezhi/
8. Nechaev M. P. Teoretiko-metodologicheskiye osnovy razvitiya vospityvayuschhego potentsiala obrazovatel'noj sredy [Theoretic-methodological bases of development of the bringing-up potential of the educational environment]. M., 2015.
9. Nechaev M. P. Povysheniye kvalifikatsii zamestitelej direktorov shkol po vospitatel'noj rabote v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Professional development of deputy directors of schools for educational work in system of additional professional education] // Nauka i obrazovaniye: novoye vremya. 2015. № 2. S. 42-47.
* * *
MODERN JUDGMENT OF PROBLEMS OF STUDENTS' CAREER GUIDANCE
Nechaev Mikhail Petrovich, Frolova Svetlana Leonidovna
Academy of Social Management, Russia, Moscow e-mail: [email protected]
In article authors considered the problem of development of the professional orientation environment in the modern general education organization, gave short history of professional orientation work in the USSR and Post-Soviet Russia, noted the relevance of professional orientation work in the general education organizations reflected in a number of the state documents, also noted that development of the system of psychology and pedagogical maintenance of professional self-determination of students, meeting calls and requirements of modern times, has to be carried out on the basis of a
complex of the scientific and practice-focused approaches, allocated and revealed the following approaches: sociocultural, systemic-functional, existential, acmeological, reflexive, environmental, system scientific methodological approaches; the predictive, monitoring, game practice-focused approaches. Authors made the conclusion that the main pedagogical resource of realization of system of psychology and pedagogical maintenance of professional self-determination of students is the teacher of the general education organization. From this it follows that for teachers it is necessary to form the special professional competence connected with career guidance of students. Career guidance includes professional education, professional upbringing and professional consultation. In the conclusion authors presented the additional professional program of professional development «System of work of the educational organization for profile and professional self-determination of FSES SGE studying according to requirements». The purpose of the program is improvement of the professional competences necessary for the organization of work on profile and professional self-determination of FSES SGE studying according to requirements.
Key words: career guidance, professional orientation work, vocational guidance of school students, professional self-determination, psychology and pedagogical maintenance
Об авторах:
Нечаев Михаил Петрович, доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой воспитательных систем Академии социального управления, г. Москва
Фролова Светлана Леонидовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры воспитательных систем Академии социального управления, г. Москва
About the authors:
Nechaev Mikhail Petrovich, Doctor of Pedagogics, Associate Professor, Head of the Educational Systems Department, Academy of Social Management, Moscow
Frolova Svetlana Leonidovna, Doctor of Pedagogics, Professor of the Educational Systems Department, Academy of Social Management, Moscow