Научная статья на тему 'Организационно-педагогическая модель сопровождения профессионального самоопределения и проектирования профессиональной карьеры обучающихся'

Организационно-педагогическая модель сопровождения профессионального самоопределения и проектирования профессиональной карьеры обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
561
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ / VOCATIONAL GUIDANCE / SYSTEM APPROACH / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL MODEL OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королева Тамара Владимировна

Автор статьи обобщает положительный опыт организации работы по профессиональной ориентации в ГБОУ ВО КО «Педагогический институт» в условиях непрерывного педагогического образования и профориентационно значимого социального партнерства образовательных организаций. Исходя из методологии системного подхода, анализирует реализуемую организационно-педагогическую модель профессионального самоопределения и проектирования профессиональной карьеры обучающихся ГБОУ ВО КО «Педагогический институт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королева Тамара Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL SUPPORTING MODEL OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND DESIGN PROFESSIONAL CAREER OF TRAINEES

The author describes the positive experience of the organization of vocational guidance in conditions of continuous pedagogical education and meaningful career-oriented social partnership of educational institutions in the state funded higher educational institution of the Kaliningrad region «Pedagogical Institute». Based on the methodology of the system approach, the author analyzes the realized organizational and pedagogical model of professional self-determination and designing of the professional career of the students of the State Educational Institution of Higher Education of the Kaliningrad region «Pedagogical Institute».

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогическая модель сопровождения профессионального самоопределения и проектирования профессиональной карьеры обучающихся»

http://vestnik-nauki.ru/

2016, Т 2, №2

УДК 371.132

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Т.В. Королева

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL SUPPORTING MODEL OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND DESIGN PROFESSIONAL CAREER

OF TRAINEES

T.V. Koroleva

Аннотация. Автор статьи обобщает положительный опыт организации работы по профессиональной ориентации в ГБОУ ВО КО «Педагогический институт» в условиях непрерывного педагогического образования и профориентационно значимого социального партнерства образовательных организаций. Исходя из методологии системного подхода, анализирует реализуемую организационно-педагогическую модель профессионального самоопределения и проектирования профессиональной карьеры обучающихся ГБОУ ВО КО «Педагогический институт».

Ключевые слова: профессиональная ориентация; системный подход; организационно-педагогическая модель профессионального самоопределения обучающихся.

Abstract. The author describes the positive experience of the organization of vocational guidance in conditions of continuous pedagogical education and meaningful career-oriented social partnership of educational institutions in the state funded higher educational institution of the Kaliningrad region «Pedagogical Institute». Based on the methodology of the system approach, the author analyzes the realized organizational and pedagogical model of professional self-determination and designing of the professional career of the students of the State Educational Institution of Higher Education of the Kaliningrad region «Pedagogical Institute».

Key words: vocational guidance; system approach; organizational and pedagogical model of professional self-determination of students.

Социально-экономическое развитие России, духовно-нравственное развитие современного молодого человека зависят от качества подготовки педагогических кадров. Многочисленные исследования доказывают, что качество образования и успешность его развития определяются деятельностью учителя. В последние годы система педагогического образования сталкивается с проблемами и подвергается критике за недостаточно качественную подготовку учителей к деятельности в современной школе. Проблемы педагогического образования отражают общую социальную проблему, связанную с низким статусом педагогической профессии. Исследования российских ученых показывают, что в профессии учителя молодых людей все еще не устраивают оплата труда, достаточно большой объем бумажной работы и мероприятий, непрестижность профессии в обществе, стрессы и эмоциональное напряжение, высокая психологическая нагрузка. Вместе с тем, большинство молодых педагогов привлекают возможность воспитывать и учить детей, любовь к детям, эмоциональная отдача от работы с детьми, педагогической деятельности. Центральной проблемой в подготовке педагога является отбор мотивированной молодежи, предпочитающей выбор педагогической профессии и образа жизни.

В системе педагогического образования происходят глубокие институциональные изменения: укрупнение университетов, многие педагогические институты входят в состав

http://vestnik-nauki.ru/

2016, Т 2, №2

университетов; создаются межрегиональные центры подготовки педагогических кадров, разрабатываются и реализуются концепции сетевого взаимодействия в подготовке педагогических кадров; сквозные учебные планы «педагогический колледж -педагогический институт».

Происходящие преобразования обусловлены глубокой реформой образования, законным введением новой образовательной парадигмы, быстро меняющимися условиями труда учителя, увеличением и усложнением его функционала. От современного учителя требуются умения работать с обучающимися с особыми проблемами и особыми талантами, в многонациональных классах, привлекать родителей к организации школьной жизни. Эти требования учтены в стандартах педагогического образования, новых направлениях «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование», профессиональном стандарте «Педагог».

ГБОУ ВО КО «Педагогический институт» призван обеспечить подготовку качественно «нового педагога» с необходимым уровнем знаний по педагогике, психологии и практического опыта работы с одаренными детьми и детьми с девиантным поведением. Вместе с тем, содержательный анализ результатов опросов абитуриентов, студентов первых курсов отделения среднего профессионального образования, факультета высшего образования педагогического института свидетельствует, что 60% опрошенных не владеют достаточной информацией о выбранной профессии, содержании деятельности и условиях работы (65%).

В связи с этим требуются качественно новые подходы к работе по ориентации обучающихся на педагогические профессии.

В условиях динамично развивающегося социума Калининградской области педагогический коллектив института в своей работе по профессиональной ориентации нацеливается на обеспечение взаимосвязи профессионального, жизненного и личностного самоопределения. Гармонизация взаимосвязи профессионального, жизненного и личностного самоопределения, по мнению С.Н. Чистяковой, делает важным для молодого человека не только выбор какой-либо профессии, но и выбор образа жизни в современном обществе, где с помощью своей профессии молодой человек становится полноценным его гражданином [1]. Фактором выбора профессионального пути становятся интересы, склонности, способности личности, ценности и смыслы данного профессионального труда и всей жизни.

Современные вызовы педагогическому образованию требуют от организации системной работы по профессиональной ориентации будущего учителя, являются важным условием социализации его личности и гражданского становления.

В настоящее время не существует общепринятой модели профориентационной работы. Однако любая модель деятельности, в том числе и при организации педагогического сопровождения профессионального самоопределения, исходит из методологии системного подхода, представляющего процесс формирования профессионального самоопределения как психолого-педагогическую систему, включающую и учитывающую взаимосвязи ее элементов: цель, задачи, субъекты, объекты, отношения между ними; ресурсы, содержание деятельности на всех этапах профессионального самоопределения обучающихся. При разработке модели мы учитывали:

необходимость обеспечения преемственности общего и профессионального образования;

потребность общества в творческой личности педагога, ориентированной на реализацию своих возможностей и способностей в профессиональной педагогической деятельности, и отсутствие достаточных условий для решения этой задачи;

сложность и длительность процесса профессионального самоопределения личности, требующего осознания собственного Я, своих отношений с окружающим миром, своего жизненного опыта, поэтому психолого-педагогическая, информационная поддержка данного

http://vestnik-nauki.ru/

Вестник науки и образования Северо-Запада России

2016, Т. 2, №2

процесса осуществляется на всех этапах обучения (довузовский, вузовский, послевузовский), с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.

В ГБОУ ВО КО «Педагогический институт» реализуется организационно-педагогическая модель сопровождения профессионального самоопределения обучающихся (рис. 1). Профессиональная ориентация осуществляется в системе непрерывного педагогического образования.

СРЕДНЕЕ ВЫСШЕЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

ИНСТИТУТ

РЫНОК ТРУДА

I 1

ШКОЛА А ШКОЛА В ШКОЛА. С ШКОЛА. N

Рисунок 1 - Организационно-педагогическая модель сопровождения профессионального самоопределения обучающихся ГБОУ ВО КО

«Педагогический институт»

Основная цель реализации модели заключается в том, чтобы организовать и обеспечить психолого-педагогическую и информационную поддержку профессионального самоопределения и проектирования профессиональной карьеры обучающихся в условиях непрерывного педагогического образования (школа, среднее и высшее профессиональное образование) с использованием ресурсов педагогического института и профориентационно значимого социального партнерства образовательных учреждений и социокультурным территориальным окружением.

Для решения основной цели определены следующие задачи:

организовать комплексную психолого-педагогическую, консультационную и информационную поддержку профессионального самоопределения и развития устойчивого интереса к педагогической деятельности обучающихся Калининградской области;

активизировать профориентационно значимое социальное партнерство института с организациями, осуществляющими образовательную и культурно-просветительскую деятельность по вопросам профессионального самоопределения и развития устойчивого интереса к педагогической деятельности обучающихся области, а также содействия занятости и трудоустройства выпускников;

актуализировать научно-методическую деятельность преподавателей кафедр института по разработке элективных курсов по актуальным проблемам педагоги, психологии, ценностях и смыслах педагогической деятельности для обучающихся общеобразовательных организаций Калининградской области;

http://vestnik-nauki.ru/

2016, Т 2, №2

разработать программы психолого-педагогической, информационной поддержки для выпускников института в первые три года;

организовать работу по целевому приему («абитуриент - студент - институт -работодатель»);

организовать курсы повышения квалификации педагогических кадров по проблеме формирования профессионального самоопределения и проектирования профессиональной карьеры обучающихся.

Профессиональная ориентация, будучи сложной, многоаспектной проблемой, предусматривает реализацию следующих принципов [1, 2].

Принцип непрерывности, связанный с обеспечением в воспитательно-образовательном процессе единства школьного и послешкольного образования во взаимосвязи с общекультурными, социальными и личностными запросами молодого человека.

Принцип интеграции, предполагающий объединение усилий всех заинтересованных субъектов (обучающиеся и их родители, образовательные организации, центры (службы) занятости, предприятия, фирмы и пр.), в которых каждый выполняет свои функциональные обязанности с учетом стоящих перед ним задач, направленных на повышение качества социально-профессионального самоопределения и профессиональной ориентации различных групп молодежи.

Принцип регионализации позволяет учесть при организации и проведении профориентационной работы особенности системы образования, профессионально-производственного окружения и рынка труда Калининградской области, потребности экономики, бизнеса и общества в квалифицированных педагогических кадрах.

Принцип сферности, подразумевающий переход от отраслевого решения проблем социально-профессионального самоопределения молодежи к межведомственному -объединение усилий комплексов: социального, экономического, культурного, профессионального.

Принцип дифференциации и индивидуализации, направленный на организацию воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы, методы) с учетом личностных особенностей и запросов обучающихся и их состояния здоровья, что позволяет интенсифицировать процесс социально-профессионального самоопределения молодежи.

Принцип гибкости, осуществляемый в зависимости от персональных потребностей, мотивов, ценностных ориентаций самоопределяющейся личности за счет разработки дополнительных курсов, индивидуальных программ, оказания консультативной помощи.

Принцип открытости, связанный с гибким реагированием на социально-экономические изменения, осуществление подготовки молодых людей не только к конкретной деятельности (педагогической), но и способности к вариативному построению будущей профессиональной карьеры; предоставление им все большей свободы для проявления самостоятельности и ответственности, обеспечение права выбирать индивидуальные маршруты в освоении основных образовательных программ не только в школе, но и в профессиональных образовательных организациях.

Принцип активности в организации сопровождения социально-профессионального самоопределения, что предполагает применение поисковых, неординарных подходов в профориентационной работе с учетом конкретных условий образовательной организации, городского округа, муниципального района.

Объектами взаимодействия в рамках реализуемой модели являются: образовательное учреждение (школа, институт) по педагогическому сопровождению профессионального самоопределения и проектированию профессиональной карьеры старшеклассников (абитуриентов), обучающихся отделения среднего профессионального образования педагогического института на довузовском, вузовском и послевузовском этапах по следующим направлениям: организационное, информационное,

http://vestnik-nauki.ru/

2016, Т 2, №2

профконсультационное, научно-методическое. В качестве ключевого механизма, посредством которого происходит функционирование организационной структуры модели, выступает административное влияние - Координационный совет по профессиональной ориентации и трудоустройству выпускников ГБОУ ВО «Педагогический институт», который является единым органом управления, что позволяет усилить скоординированность всех субъектов, занимающихся профориентационной деятельностью и способствует более продуктивной работе.

Состав координационного совета по профессиональной ориентации и трудоустройству выпускников ГБОУ ВО КО «Педагогический институт» - коллегиальный орган управления сетевым взаимодействием «школа- педагогический институт», утверждаемый ежегодно. Функционал между членами координационного совета определяется Положением о Координационном совете по профессиональной ориентации и трудоустройству выпускников. Посредством административного взаимодействия осуществляется ресурсное обеспечение, которое включает научно-методическую, информационную, организационно-управленческую, нормативно-правовую, кадровую поддержку профессионального самоопределения обучающихся на довузовском, вузовском и послевузовском этапах.

Научно-методическое обеспечение включает: комплексное обеспечение библиотеки института учебно-методической литературой по профориентации, программы Малой педагогической академии для старшеклассников (по сессиям), формирующимся банком элективных курсов для старшеклассников образовательных учреждений, информационные материалы для абитуриентов, выпускников с рекомендациями по профессиональному самоопределению, поиску работы и трудоустройству, технологиям эффективного поведения на рынке труда, а также в социальных сетях: «В контакте» и «БасеЬоок»; электронные портфолио достижений студентов. Научно-методическое обеспечение профориентации также предусматривает разработку учебных программ дисциплин и курсов по выбору обучающихся с профориентационной направленностью, диагностических комплексов, современных учебных пособий, различных методических и дидактических материалов, электронных учебно-методических комплектов, наглядных, диагностических и справочных материалов, книг для родителей, что даст возможность для ГБОУ ВО КО «Педагогический институт» организовать работу по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения молодежи на принципиально новой основе.

Организационно-управленское обеспечение представлено и обеспечивается профориентационно значимым сетевым взаимодействием с общеобразовательными организациями области, Ассоциацией сельских инновационных школ, профессиональными образовательными организациями с целью эффективного вовлечения молодежи в профориентационно значимую деятельность через участие в летних лагерях для вожатых, конкурсах педагогического профессионального мастерства в институте, чемпионате профессионального мастерства WorldSkills.

Решение вопросов нормативно-правового обеспечения представлено Положениями о деятельности координационного совета по профориентации и трудоустройству выпускников и о деятельности Малой педагогической академии, комплексным планом работы института по профессиональной ориентации.

Кадровое обеспечение деятельности - для повышения качества профориентационной работы в институте введена должность методиста по профориентации, закрепленная за опытным педагогом. Впервые проведены курсы повышения квалификации (2015 г.) по вопросам формирования профессионального самоопределения и проектирования профессиональной карьеры обучающихся, разрабатываются методические рекомендации о лучшем опыте успешных профориентационных практик.

Реализация системного, комплексного подходов в рамках организационно-педагогической модели сопровождения профессионального самоопределения и

http://vestnik-nauki.ru/

2016, Т 2, №2

проектирования профессиональной карьеры в ГБОУ ВО КО «Педагогический институт» («институт-школа») способствует обеспечению интеграции ресурсов для развития непрерывного педагогического образования Калининградской области. Формат сетевого взаимодействия с общеобразовательными учреждениями рассматривается основой для сотрудничества в вопросах профессионального самоопределения; подготовки современных педагогических кадров; обеспечения трудоустройства выпускников; создания единой информационной и научно-образовательной среды «школа-вуз» [3].

Одним из компонентов организационно-педагогической модели сопровождения профессионального самоопределения и проектирования профессиональной карьеры обучающихся является «Малая педагогическая академия». Цель «Малой педагогической академии» как элемента модели заключается в формировании у обучающихся новых ценностей и смыслов педагогического образования, развитии творческого потенциала и исследовательских компетенций; создании условий для осознанного выбора педагогической профессии и обучения в педагогическом институте [4].

Основными задачами «Малой педагогической академии» являются:

создание условий для профессионального самоопределения обучающихся, ознакомление выпускников школ с образовательной, научной, культурной и социальной деятельностью педагогического института;

создание условий для творческого развития личности обучающихся, приобщение их к культуре высшей школы, формирование устойчивого интереса к педагогической деятельности;

развитие креативного и аналитического мышления учащейся молодёжи, их личной инициативы посредством учебно-исследовательской деятельности;

создание условий для повышения конкурентоспособности выпускников сельских

школ.

Первые участники Малой педагогической академии (2014-2015 учебный год) -старшеклассники: гимназии №2 (г.Черняховск), МОУ СОШ №3 (г.Гусев), Ассоциации сельских инновационных школ (МБОУ СОШ пос. Новостроево, МБОУ СОШ пос. Залесье, МБОУ СОШ пос. Борское, МБОУ СОШ «Школа Будущего», МБОУ «Добринская ООШ», МБОУ «Храбровская СОШ»).

Программы осенней и зимней, весенней сессий 2014-2015 учебного года были представлены разнообразием содержания и форм учебно-познавательной деятельности по предметам: математика, иностранный язык, мировая художественная культура, физическая культура и спорт, а также общением преподавателей со студентами, консультациями. Для участников Малой педагогической академии разработан дистанционный курс с творческими заданиями, консультациями. Содержание и формы учебно-познавательной деятельности, образовательные маршруты для старшеклассников были разработаны творческой группой профессорско-преподавательского состава, сотрудниками и студентами педагогического института.

Организационное сопровождение образовательных маршрутов участников Малой педагогической академии осуществляют студенты первого курса факультета высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование». Накопление позитивного опыта сотрудничества старшеклассников и студентов, овладение студентами управленческими функциями планирования, координации, взаимодействия способствуют личностному и профессиональному становлению будущих педагогов.

Педагогическое образование в институте становится открытой системой для передачи инновационного опыта, сетевого взаимодействия, а реализация организационно-педагогической модели в сопровождении профессионального самоопределения и проектирования профессиональной карьеры обучающихся («институт-школа») в системе педагогического образования способствует приращению качественных результатов: устойчивой мотивацией и выбору профессии педагога; обоснованному выбору ЕГЭ;

Вестник науки и образования Северо-Запада России

http://vestnik-nauki.ru/ -------

2016, Т. 2, №2

адаптации к вузовской образовательной среде; освоению профессиональных компетенций; трудоустройства в школах области.

Таким образом, разработанная модель позволит:

определить общую стратегию работы по профессиональной ориентации в институте и в школах области по сопровождению профессионального самоопределения и осознанного выбора педагогической профессии;

эффективно проводить политику формирования контингента абитуриентов с последующим целевым трудоустройством;

более успешно осуществлять процесс довузовской и вузовской подготовки обучающихся в процессе сетевого взаимодействия «институт-школа» как неотъемлемой части системы непрерывного педагогического образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Этапы профессиональной ориентации: от дошкольника к профессионалу // Модели взаимодействия профессиональных и общеобразовательных организаций по проектированию профессиональной карьеры обучающихся: пособие для руководителей профессиональных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, специалистов в области профессиональной ориентации. Черняховск: ГБОУ ВО КО «Педагогический институт», 2015. С. 88-104.

2. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для учителей 1-11 классов. М.: Образовательно-издательский центр «Академия», ОАО «Московские учебники», 2010. 256 с.

3. Чистякова С.Н., Королева Т.В., Родичев Н.Ф. Модели взаимодействия профессиональных и общеобразовательных организаций по проектированию профессиональной карьеры обучающихся: методические указания для руководителей профессиональных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, специалистов в области профессиональной ориентации. Черняховск: ГБОУ ВО КО «Педагогический институт», 2015. 130 с.

4. Королева Т.В. «Малая педагогическая академия» для старшеклассников: Материалы международной научно-практической конференции // Профессиональное образование и занятость молодежи: ХХ1 век. Преемственность в деятельности профессиональных образовательных организаций в условиях модернизации». Кемерово, 1819 марта 2015. С. 150-151.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Королева Тамара Владимировна ГБОУ ВО КО «Педагогический институт», г. Черняховск, Калининградская область, Россия, доцент, кандидат педагогических наук, заместитель директора по научной работе. E-mail: tamara.koroleva@mail.ru

Koroleva Tamara Vladimirovna SEI HE KO «Pedagogical institute», Chernyakhovsk, Kaliningrad Oblast, Russia, docent, Ph.D., deputy director in the field of science. E-mail: tamara.koroleva@mail.ru

Корреспондентский почтовый адрес и телефон для контактов с автором статьи: 238151, Калининградская обл., г.Черняховск, пер.Суворова, дом №2, каб. 218, Королева Т.В.

8(911)461-04-44

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.