3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 100700 Торговое дело (квалификация (степень) «бакалавр»)» (ред. от 31.05.2011) : приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2009 № 787 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2010. — № 15.
4. Ильин И. А. О сущности правосознания. // Собрание сочинений. — М. : Русская книга, 1994. — Т. IV.
5. Болонский процесс в вопросах и ответах / В. Б. Касе-вич, Р. В. Светлов, А. В. Петров, А. А. Цыб. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.
6. Кручинин М. В., Кручинина Г. А. Формирование правосознания студентов в вузе : моногр. / под ред. Ю. Н. Петрова. — Н. Новгород : НФ УРАО, 2010.
7. Лодкин А. Е. Правовая подготовка студентов неюридических вузов // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб. : СатисЪ, 2014. — С. 236-239.
8. Малышева И. С. Совершенствование методики преподавания курса «Правоведение» в вузах // Современное образование: содержание, технологии, качество : материалы XIX Междунар. науч.-метод. конф. / Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина). — СПб., 2013. — Т. 2. — С. 199-200.
9. Никулин В. В. Правовое образование в техническом вузе: некоторые проблемы преподавания правоведче-ских дисциплин // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. — 2012. — Спец. вып. (38). — С. 86-91.
10. Певцова Е. А. Актуальные вопросы методики преподавания юриспруденции : учеб. пособие. — М. : Изд-во Междунар. юрид. ин-та, 2010.
11. К вопросу об обеспечении высокого уровня подготовки кадров экономической направленности / Т. А. Перевертова, И. С. Кондрашова, А. А. Бурмистро-ва, Н. К. Родионова // Социально-экономические явления и процессы. — 2014. — Вып. № 2 (060). — С. 179-184.
УДК/UDC 37.048.45
Т. В. Королева T. Koroleva
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL SUPPORTING MODEL OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF THE STUDENTS
Автор статьи обобщает положительный опыт организации работы по профессиональной ориентации в ГБОУ ВО «Педагогический институт» (Калининградская область) в условиях непрерывного педагогического образования и профориентационно значимого социального партнерства образовательных организаций. С учетом методологии системного подхода автор анализирует реализуемую организационно-педагогическую модель профессионального самоопределения обучающихся Педагогического института.
The author describes the positive experience of the organization of vocational guidance in conditions of continuous pedagogical education and meaningful career-oriented social partnership of educational institutions in Kaliningrad State Pedagogical Institute. Based on the methodology of the system approach, the author analyzes the realized organizational and pedagogical model of professional self-determination and designing of the professional career of the students of Kaliningrad State Pedagogical Institute.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, системный подход, организационно-педагогическая модель профессионального самоопределения обучающихся.
Keywords: vocational guidance, system approach, organizational and pedagogical model of professional self-determination of students.
Социально-экономическое развитие России, духовно-нравственный потенциал современного молодого человека зависят от качества подготовки педагогических кадров. Многочисленные исследования доказывают, что качество образования и успешность его развития определяются деятельностью учителя. В последние годы система педагогического образования сталкивается с проблемами и подвергается критике за недостаточно качественную подготовку учителей к деятельности в современной школе. Исследования российских ученых показывают, что в профессии учителя молодых людей все еще не устраивают оплата труда, достаточно большой объем бумажной работы и мероприятий, непрестиж-
ность профессии в обществе, стрессы и эмоциональное напряжение, высокая психологическая нагрузка. Вместе с тем большинство молодых педагогов привлекают возможность воспитывать и учить детей, любовь к детям, эмоциональная отдача от работы с детьми, педагогической деятельности. Центральной проблемой в подготовке педагога является отбор мотивированной молодежи, предпочитающей педагогическую профессию и образ жизни.
В системе педагогического образования происходят глубокие институциональные изменения: укрупнение университетов, многие педагогические институты входят в состав университетов; создаются межрегиональные центры подготовки педагогических кадров, разрабатываются и реализуются концепции сетевого взаимодействия в подготовке педагогических кадров; сквозные учебные планы «педагогический колледж — педагогический институт».
Происходящие преобразования обусловлены глубокой реформой образования, законным введением новой образовательной парадигмы, быстро меняющимися условиями труда учителя, увеличением и усложнением его функционала. От современного учителя требуются умения работать с обучающимися с особыми проблемами и особыми талантами, в многонациональных классах, привлекать родителей к организации школьной жизни. Эти требования учтены в стандартах педагогического образования, новых направлениях «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование», профессиональном стандарте педагога.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калининградской области «Педагогический институт» (ГБОУ ВО КО «Педагогический институт», г Черняховск) призван обеспечить подготовку качественно «нового педагога» с необходимым уровнем знаний по педагогике, психологии и практического опыта работы с одаренными детьми и детьми с девиантным поведением. Вместе с тем содержательный анализ результатов опросов студентов первых курсов (178 человек) отделения среднего профессионального образования и факультета высшего образования педагогического института, показал, что из 100 % опрошенных на вопрос «Почему вы поступили в педагогический институт?» самым частым ответом оказался «Нравится работать с детьми».
На вопрос «Достаточно ли хорошо Вы знаете о выбранной профессии педагога: содержании деятельности, условиях работы, востребованности на рынке труда области, заработной плате?» ответили, что знают профессию педагога недостаточно — 59 % респондентов факультета высшего образования и 61 % — отделения среднего профессионального образования. Результаты опроса свидетельствуют, что 60 % опрошенных не владеют достаточной информацией о выбранной профессии, условиях работы.
Проведенное исследование показало, что представления первокурсников о профессии педагога часто оторваны от реальности. В связи с этим необходимо работать со студентами по формированию понимания содержательной стороны деятельности педагога в современных условиях, а также требуются качественно новые подходы к работе по ориентации обучающихся на педагогические профессии.
В условиях динамично развивающегося социума Калининградской области педагогический коллектив института в своей работе по профессиональной ориентации нацеливается на обеспечение взаимосвязи профессионального, жизненного и личностного самоопределения. Гармонизация взаимосвя зи профессионального, жизненного и личностного самоопределения, по мнению С. Н. Чистяковой, делает важным для молодого человека не только выбор какой-либо профессии, но и выбор образа жизни в современном обществе, где с помощью своей профессии молодой человек становится полноценным его гражданином [3]. Фактором выбора профессионального пути становятся интересы, склонности, способности личности, ценности и смыслы данного профессионального труда и всей жизни.
Современные вызовы педагогическому образованию требуют от организации системной работы по профессиональной ориентации будущего учителя, являются важным условием социализации его личности и гражданского становления.
В настоящее время не существует общепринятой модели профориентационной работы. Однако любая модель деятельности, в том числе и при организации педагогического сопровождения профессионального самоопределения, исходит из методологии системного подхода, представляющего процесс формирования профессионального самоопределе-
ния как психолого-педагогическую систему, включающую и учитывающую взаимосвязи ее элементов: цели, задачи, субъекты, объекты, отношения между ними; ресурсы, содержание деятельности на всех этапах профессионального самоопределения обучающихся. При разработке модели мы учитывали:
— необходимость обеспечения преемственности общего и профессионального образования;
— потребность общества в творческой личности педагога, ориентированной на реализацию своих возможностей и способностей в профессиональной педагогической деятельности и отсутствие достаточных условий для решения этой задачи;
— сложность и длительность процесса профессионального самоопределения личности, требующего осознания собственного «Я», своих отношений с окружающим миром, своего жизненного опыта, поэтому психолого-педагогическая, информационная поддержка данного процесса осуществляется на всех этапах обучения (довузовском, вузовском, послевузовском) с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.
В ГБОУ ВО КО «Педагогический институт» реализуется организационно-педагогическая модель сопровождения профессионального самоопределения обучающихся (рис. 1). Профессиональная ориентация осуществляется в системе непрерывного педагогического образования.
Основная цель реализации модели заключается в том, чтобы организовать и обеспечить психолого-педагогическую и информационную поддержку профессионального самоопределения и проектирования профессиональной карьеры обучающихся в условиях непрерывного педагогического образования (школа, среднее профессиональное и высшее образование) с использованием ресурсов педагогического института и профориентацион-но значимого социального партнерства образовательных учреждений и социокультурным территориальным окружением.
Для решения основной цели определены следующие задачи:
— организовать комплексную психолого-педагогическую, консультационную и информационную поддержку профессионального самоопределения и развития устойчивого ин-
Рис. 1. Организационно-педагогическая модель сопровождения профессионального самоопределения
обучающихся Педагогического института
тереса к педагогической деятельности обучающихся Калининградской области;
— активизировать профориентационно значимое социальное партнерство института с организациями, осуществляющими образовательную и культурно-просветительскую деятельность, по вопросам профессионального самоопределения и развития устойчивого интереса к педагогической деятельности обучающихся области, а также по содействию занятости и трудоустройству выпускников;
— актуализировать научно-методическую деятельность преподавателей кафедр института по разработке элективных курсов по актуальным проблемам педагогики, психологии, ценностей и смыслов педагогической деятельности для обучающихся общеобразовательных организаций Калининградской области;
— разработать программы психолого-педагогической, информационной поддержки для выпускников института в первые три года;
— организовать работу по целевому приему (абитуриент — студент — институт — работодатель);
— организовать курсы повышения квалификации педагогических кадров по проблеме формирования профессионального самоопределения и проектирования профессиональной карьеры обучающихся.
Профессиональная ориентация, будучи сложной, многоаспектной проблемой, предусматривает реализацию следующих принципов:
— непрерывности — связан с обеспечением в воспитательно-образовательном процессе единства школьного и послешкольного образования во взаимосвязи с общекультурными, социальными и личностными запросами молодого человека;
— интеграции — предполагает объединение усилий всех заинтересованных субъектов (обучающихся и их родителей, образовательных организаций, центров (служб) занятости, предприятий, фирм и пр.), в которых каждый выполняет свои функциональные обязанности с учетом стоящих перед ним задач;
— регионализации — позволяет учесть при организации и проведении профориентаци-онной работы особенности системы образования, профессионально-производственного окружения и рынка труда Калининградской области;
— сферности — подразумевает переход от отраслевого решения проблем социально-
профессионального самоопределения молодежи к межведомственному — объединение усилий комплексов: социального, экономического, культурного, профессионального;
— дифференциации и индивидуализации — направлен на организацию воспитательно-образовательного процесса (содержание, формы, методы) с учетом личностных особенностей и запросов обучающихся и их состояния здоровья;
— гибкости — осуществляется в зависимости от персональных потребностей, мотивов, ценностных ориентаций самоопределяющейся личности за счет разработки дополнительных курсов, индивидуальных программ, оказания консультативной помощи;
— открытости — связан с гибким реагированием на социально-экономические изменения, осуществление подготовки молодых людей не только к конкретной деятельности (педагогической), но и способности к вариативному построению будущей профессиональной карьеры;
— активности в организации сопровождения социально-профессионального самоопределения — предполагает применение поисковых, неординарных подходов к проф-ориентационной работе с учетом конкретных условий образовательной организации, городского округа, муниципального района [3; 4].
Объектами взаимодействия в рамках реализуемой модели являются: образовательное учреждение (школа, институт) по педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников (абитуриентов), обучающихся отделения среднего профессионального образования педагогического института на довузовском, вузовском и послевузовском этапах по следующим направлениям: организационному, информационному, профконсультационному, научно-методическому. В качестве ключевого механизма, посредством которого происходит функционирование организационной структуры модели, выступает административное влияние — Координационный совет по профессиональной ориентации и трудоустройству выпускников Педагогического института, который является единым органом управления, что позволяет усилить скоординированность всех субъектов, занимающихся профориента-ционной деятельностью, и способствует более продуктивной работе.
Состав координационного совета по профессиональной ориентации и трудоустройству
выпускников ГБОУ ВО КО «Педагогический институт» — коллегиальный орган управления сетевым взаимодействием «школа — педагогический институт», утверждаемый ежегодно. Посредством административного взаимодействия осуществляется ресурсное обеспечение, которое включает научно-методическую, информационную, организационно-управленческую, нормативно-правовую, кадровую поддержку профессионального самоопределения обучающихся на довузовском, вузовском и послевузовском этапах.
Научно-методическое обеспечение включает: комплексное наполнение библиотеки института учебно-методической литературой по профориентации, программы Малой педагогической академии для старшеклассников (по сессиям), формирующийся банк элективных курсов для старшеклассников, информационные материалы для абитуриентов, выпускников с рекомендациями по профессиональному самоопределению, поиску работы и трудоустройству, технологиям эффективного поведения на рынке труда, а также в социальных сетях: «ВКонтакте» и «Facebook»; электронные портфолио достижений студентов. Научно-методическое обеспечение профориентации также предусматривает разработку учебных программ дисциплин и курсов по выбору обучающихся с профориентационной направленностью, диагностических комплексов, современных учебных пособий, различных методических и дидактических материалов, электронных учебно-методических комплектов, наглядных, диагностических и справочных материалов, книг для родителей, что даст возможность для ГБОУ ВО КО «Педагогический институт» организовать работу по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения молодежи на принципиально новой основе.
Организационно-управленческое обеспечение включает профориентационно значимое сетевое взаимодействие с общеобразовательными организациями области, Ассоциацией сельских инновационных школ, образовательными организациями с целью эффективного вовлечения молодежи в про-фориентационно значимую деятельность посредством участия в летних лагерях для вожатых, конкурсах педагогического профессионального мастерства в институте, чемпионате профессионального мастерства WoгldSkills.
Решение вопросов нормативно-правового обеспечения представлено положениями о деятельности координационного совета по профориентации и трудоустройству выпускников и деятельности Малой педагогической академии, комплексным планом работы института по профессиональной ориентации.
Кадровое обеспечение деятельности: для повышения качества профориентационной работы в институте введена должность методиста по профориентации, закрепленная за опытным педагогом. Впервые проведены курсы повышения квалификации для педагогов, руководителей образовательных организаций (2015) по вопросам формирования профессионального самоопределения и проектирования профессиональной карьеры обучающихся, разработаны методические рекомендации о лучшем опыте успешных проф-ориентационных практик [2].
Реализация системного подхода в рамках организационно-педагогической модели сопровождения профессионального самоопределения и проектирования профессиональной карьеры в Педагогическом институте («институт — школа») способствует обеспечению интеграции ресурсов для развития непрерывного педагогического образования Калининградской области. Формат сетевого взаимодействия с общеобразовательными учреждениями рассматривается как основа для сотрудничества в вопросах профессионального самоопределения, подготовки современных педагогических кадров, обеспечения трудоустройства выпускников, создания единой информационной и научно-образовательной среды «школа — вуз» [2].
Одним из компонентов организационно-педагогической модели сопровождения профессионального самоопределения и проектирования профессиональной карьеры обучающихся является Малая педагогическая академия. Цель Малой педагогической академии как элемента модели заключается в формировании новых ценностей обучающихся и смыслов педагогического образования, развитии творческого потенциала и исследовательских компетенций; создании условий для осознанного выбора педагогической профессии и обучения в педагогическом институте [1].
Основными задачами Малой педагогической академии являются:
— создание условий для профессионального самоопределения обучающихся, оз-
накомление выпускников школ с образовательной, научной, культурной и социальной деятельностью педагогического института;
— создание условий для творческого развития личности обучающихся, приобщение их к культуре высшей школы, формирование устойчивого интереса к педагогической деятельности;
— развитие креативного и аналитического мышления учащейся молодежи, их личной инициативы посредством учебно-исследовательской деятельности;
— создание условий для повышения конкурентоспособности выпускников сельских школ.
Первые участники Малой педагогической академии (2014/15 учебный год) — старшеклассники: гимназии № 2 (г. Черняховск), МОУ СОШ № 3 (г. Гусев), Ассоциации сельских инновационных школ (МБОУ СОШ пос. Новостроево, МБОУ СОШ пос. Залесье, МБОУ СОШ пос. Борское, МБОУ СОШ «Школа будущего», МБОУ «Добринская ООШ», МБОУ «Храбровская СОШ»).
Программы осенней и зимней, весенней сессий Малой педагогической академии 2015/16 учебного года были представлены разнообразием содержания и форм учебно-познавательной деятельности по предметам: «математика», «иностранный язык», «мировая художественная культура», «физическая культура и спорт», а также общением преподавателей со студентами, консультациями. Содержание и формы учебно-познавательной деятельности, образовательные маршруты для старшеклассников были разработаны творческой группой профессорско-преподавательского состава, сотрудниками и студентами педагогического института. Организационное сопровождение образовательных маршрутов участников Малой педагогической академии осуществляют студенты первого курса факультета высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование». Накопление позитивного опыта сотрудничества старшеклассников и студентов, овладение студентами управленческими функциями планирования, координации, взаимодействия способствуют личностному и профессиональному становлению будущих педагогов.
Педагогическое образование в институте становится открытой системой для
передачи инновационного опыта, сетевого взаимодействия, а реализация организационно-педагогической модели в сопровождении профессионального самоопределения и проектирования профессиональной карьеры обучающихся («институт — школа») в системе педагогического образования способствует приращению качественных результатов: устойчивой мотивации и выбору профессии педагога, обоснованному выбору ЕГЭ, адаптации к вузовской образовательной среде, освоению профессиональных компетенций, трудоустройству в школах области.
Таким образом, разработанная модель позволит:
— определить общую стратегию работы по профессиональной ориентации в институте и школах области по сопровождению профессионального самоопределения и осознанного выбора педагогической профессии;
— эффективно проводить политику формирования контингента абитуриентов с последующим целевым трудоустройством;
— более успешно осуществлять процесс довузовской и вузовской подготовки обучающихся в процессе сетевого взаимодействия «институт — школа» как неотъемлемой части системы непрерывного педагогического образования.
1. Королева Т. В. «Малая педагогическая академия» для старшеклассников // Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Преемственность в деятельности профессиональных образовательных организаций в условиях модернизации : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (г. Кемерово, 18-19 марта 201 5 г.). — Кемерово : ГОУ «КРИРПО», 2015. — С. 150-151.
2. Чистякова С. Н., Королева Т. В., Родичев Н. Ф. Модели взаимодействия профессиональных и общеобразовательных организаций по проектированию профессиональной карьеры обучающихся : пособие для руководителей профессиональных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, специалистов в области профессиональной ориентации. — Черняховск : ГБОУ ВО КО «Педагогический институт», 2015. — С. 130.
3. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. Этапы профессиональной ориентации: от дошкольника к профессионалу // Модели взаимодействия профессиональных и общеобразовательных организаций по проектированию профессиональной карьеры обучающихся. — Черняховск : ГБОУ ВО КО «Педагогический институт», 2015. — С. 88-104.
4. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников : метод. пособие для учителей 1-11 кл. — М. : ОИЦ «Академия», ОАО «Московские учебники», 2010. — С. 256.