РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ
УДК 377
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В данной статье представлена система профори-ентационного сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных организациях Ленинск-Кузнецкого городского округа, включающая знакомство с миром профессий, правилами и ошибками выбора профессии, федеральным, региональным и местным рынком труда. Объективные успехи в освоении профилирующих предметов позволяют довольно точно прогнозировать успешность обучения в рекомендуемом профильном классе. Главный показатель, свидетельствующий о реализации целей профильного обучения,— готовность обучающихся к продолжению образования по избранному направлению и зрелость в выборе способа его получения после школы. Государственная организация образования «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи „Здоровье и развитие личности"» (отделение Ленинск-Кузнецкого городского округа) ежегодно проводит анализ результатов поступления выпускников 11-х профильных классов общеобразовательных организаций в профессиональные учебные заведения, особенно в соответствии с ранее выбранными профилями обучения. Основной целью исследования является анализ деятельности по созданию условий для максимального удовлетворения образовательных запросов обучающихся общеобразовательных организаций, их эффективного профессионального самоопределения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Ключевые слова: профильное обучение, предпро-фильная подготовка, профессионально-образовательный маршрут, профессиональная готовность, профессиональное самоопределение, профориентационные мероприятия, единый образовательный стандарт.
Как цитировать статью: Калинина М. И., Трапезникова Л. Л. Формирование профессионально-образовательного маршрута старшеклассников в условиях профильного обучения// Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 2(49). С.211-215.
М. В.Калинина
Методист, Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности», отделение Ленинск-Кузнецкого городского округа, г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области E-mail: [email protected] Marina V. Kalinina Educational Supervisor, Kuzbass Regional Centre of Psychological and Pedagogical,
Medical and Social Assistance "Health and Personality Development', Leninsk-Kuznetskiy city, Kemerovo Region, Russia
Л. Л. Трапезникова
Методист, Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Здоровье и развитие личности», отделение Ленинск-Кузнецкого городского округа, г.Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области
E-mail: [email protected] Lyudmila L. Trapeznikova
Head of the Leninsk-Kuznetskiy Branch,
Kuzbass Regional Centre of Psychological and Pedagogical, Medical and Social Assistance "Health and Personality Development", Leninsk-Kuznetskiy city, Kemerovo Region, Russia
Профильное обучение является важным направлением в модернизации образования. Каждая школа создает собственную оптимальную модель организации профильного обучения и предпрофильной подготовки. Содержание каждого профиля обучения формируется путем различных сочетаний изучения учебных предметов на базовом или профильном уровнях. Профильная дифференциация связана с различиями в содержании каждого предмета и позволяет в рамках единого образовательного стандарта использовать варианты программ, отличающихся по сложности содержания, объему и профильной направленности [2; 4; 5].
Современные образовательные условия ставят обучающихся и их родителей перед необходимостью оценить свои возможности и интересы. Если старшеклассник выбирает определенный профиль обучения, он делает первый шаг в построении своего образовательно-профессионального маршрута. Старшеклассникам и их родителям следут начинать планирование образовательно-профессионального маршрута с изучения и анализа определенных профилей обучения [3; 6].
Для реализации профильного обучения на старшей ступени образования в муниципальной системе образования Ленинск-Кузнецкого городского округа определены шесть образовательных организаций, которые являются базовыми ресурсными школами по профильному обучению.
В МБОУ СОШ № 1 разработан индивидуальный учебный план, на основе которого обучающийся выбирает набор предметов (русский язык — математика — физика — биология — химия — обществознание для обучающихся 10-х классов и русский язык — математика — физика — биология — информатика и ИКТ — обществознание — для 11-х классов), позволяющий изучать их по своему запланированному образовательному маршруту.
МБОУ СОШ № 2 предлагает обучающимся продолжить обучение после окончания 9-го класса по следующим профилям: физико-математический, социально-гуманитарный.
МБОУ«Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 8» реализует физико-математический и химико-биологический профили.
В режиме профильного обучения работают МБОУ «Гимназия № 12» и МБНОУ «Гимназия № 18». В МБОУ «Гимназия № 12» на протяжении многих лет отработан филологический профиль обучения, а в МБНОУ «Гимназия № 18» востребованы физико-математический, социально-гуманитарный и химико-биологический профили.
МАНОУ «Лицей № 4» предлагает обучающимся четыре профиля: физико-математический, социально-гуманитарный, социально-экономический и химико-биологический.
В настоящее время предъявляются высокие требования к качеству подготовки выпускников общеобразовательных организаций, которые определяются не только результатами сдачи ЕГЭ, но и осознанным выбором профиля обучения, соответствующего будущей профессии. Общеизвестно, что соответствие вы-
бранного направления обучения индивидуально-типологическим особенностям, интересам и склонностям учащегося способствует благоприятной адаптации и повышению успеваемости [1].
В целях оказания помощи в выборе профиля обучения специалисты ГОО «Кузбасский РЦППМС» (отделение Ленинск-Кузнецкого городского округа) ежегодно проводят анкетирование обучающихся 8-х и 9-х классов и их родителей по выявлению профильных и профессиональных намерений. Для обучающихся, не определившихся в выборе профиля обучения, проводятся индивидуальные и групповые консультации с использованием диагностических методик «Профиль» и «Тип мышления» Г. В. Резапкиной, «Опросник профессиональных склонностей» Л. Йовайши и др. [5].
Выбору профиля обучения и профессии способствует участие обучающихся в массовых мероприятиях и акциях: «День выбора профессии», «Ярмарка рабочих профессий», «День открытых дверей», «Неделя профориентации», «Профессиональные пробы». Дополнительной поддержкой старшеклассников в выборе профиля обучения являются занятия по изучению курса дополнительной образовательной программы «Я в мире профессий».
Для выявления уровня готовности к обучению в профильном классе используется компьютерная автоматизированная программа «СТАТУС-ПФК», целью которой является определение соответствия индивидуально-типологических и личностных особенностей подростков требованиям профилей обучения [1].
Таким образом, результаты диагностики, системная профориентационная работа, включающая знакомство с миром профессий, правилами и ошибками выбора профессии, федеральным, региональным и местным рынком труда, объективные успехи в освоении профилирующих предметов позволяют довольно точно прогнозировать успешность обучения в рекомендуемом профильном классе.
Главный показатель, свидетельствующий о реализации целей профильного обучения,— готовность обучающихся к продолжению образования по избранному направлению и зрелость в выборе способа его получения после школы.
Государственная организация образования «Кузбасский региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи „Здоровье и развитие личности"» (отделение Ленинск-Кузнецкого городского округа) ежегодно проводит анализ результатов поступления выпускников 11-х профильных классов общеобразовательных организаций в профессиональные учебные заведения, особенно в соответствии с ранее выбранными профилями обучения.
Основной целью исследования является анализ деятельности по созданию условий для максимального удовлетворения образовательных запросов обучающихся общеобразовательных организаций, их эффективного профессионального самоопределения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Результаты исследования поступления выпускников 11-х классов 2015/2016
учебногогода показал^ что большинство выпускников11-х профильных классоЕ! — 322 человска(85,4%) — поступили в высшие учсвные заведения (вузы), в средние кпециальнып учвбные завкдения (ССУЗы) поступили 49 человек (и3%), пошли работапь в слуокито о грмию 6 челозев (е6%).
Большин ство выпускников 11-х профильных классов поступили в про-фессиональныо учебнып оаведения в соотвевктвиз с ранпе выб0анными про-филямю ббучениз (кис. у.)
МБОУ МБОУ МБОУ МБОУ МБОУ МБОУ МАНОУ СОШ №1 СОШ №2 СОШ №8 СОШ Гимназия Гимназия Лицей №20 №12 №18 №4
Рисунок1.Результатыпоступлениявыпускников11-хпрофильных классов общеобразовательных организаций вучреждения профессионального образования в соответствии с ранее выбранными профилями обучения
Анализрезультатовпоступлениявыпускников11-хпрофильных классов в профессиональныеучебныезаведения в соответствиис ранее выбранными профилямиобучения показал положительнуюдинамику. Так,если в 2013/2014 учебном году в профессиональные учебные заведения в соответствии с ранее выбранными профилями обучения поступили 73% выпускников 11-х профильных классов, то в 2015/2016 учебном году процент поступления увеличился на пять единиц и составил 78%. Данные результаты говорят о том, что в муниципальной системе образования Ленинск-Кузнецкого городского округа профориентационная работа организована на высоком уровне.
Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения про-фориентационных мероприятий, диагностики индивидуально-типологических и личностных особенностей обучающихся на этапе предпрофильного обучения с целью оптимизации процесса адаптации к выбранному профилю, повышения успеваемости, а также сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Литература
1. Васина Е. В., Кошко Н. Н., Сапего А. В. и др. Содержание психофизиологического сопровождения профильного обучения в гимназии: материалы Всерос. научно-практ. конф. «Инновационные процессы в профессиональном образовании в условиях реализации приоритетного национального проекта „Образование"». Ч. 2. Кемерово, 2007. С. 232-234.
2. Гуров В. А. Индивидуально-дифференцированной способ обучения с учетом психофизиологиче-
ских особенностей школьников: учебно-методическое пособие. Красноярск, 2012. 172 с.
3. Исмагилов Р. Д. Место и роль предпрофильной подготовки и профессионального обучения в процессе профессионального самоопределения школьников // Казанский педагогический журнал. 2016. № 4 (117). С. 147-150.
4. Мухаметзянова Ф. Ш., Шайхутдинова Г. А. Теоретические и практические аспекты профориентации учащейся молодежи в условиях научно-образовательного кластера // Казанский педагогический журнал. 2015. № 4-1 (111). С. 10-15.
5. Резапкина Г. В. Отбор в профильные классы // М.: Генезис. 2005. 124 с.
6. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. М.: Академия, 2005. 128 с.
FORMATION OF PROFESSIONAL AND EDUCATIONAL ROUTE OF SENIOR PUPILS IN THE CONDITIONS OF SPECIALIZED EDUCATION
The authors of the article present the system of vocational guidance for pre-profile training and profile education in the educational organizations of the Leninsk-Kuznetsk city district. The system includes acquaintance with the world of professions, rules and mistakes in choosing a profession, the federal, regional and local labour market. The objective success in mastering profiling disciplines allows teachers to accurately predict the success of training in the recommended profile class.
The main indicator that attests to the realization of the goals of profile education is the readiness of students to continue their education in the chosen direction and the maturity in choosing the method of obtaining it after school. The Department of Leninsk-Kuznetsk city district of Kuzbass Regional Centre of Psychological and Pedagogical, Medical and Social Assistance "Health and Personality Development" annually analyzes the results of school graduates of general education organizations entering vocational schools, especially in accordance with earlier selected profile training. The main purpose of the study is to analyze the activities that create conditions for the maximum satisfaction of students' educational needs of general education organizations, their effective professional self-determination in accordance with their professional interests and intentions with respect to continuing education.
Keywords: profile training, pre-professional training, vocational-educational route, professional readiness, professional self-determination, vocational guidance activities, common educational standard.
References
• Chistjakova S. N. Pedagogicheskoe soprovozhdenie samoopredelenija Shkolnikov: metodicheskoe posobie dlja profil'noj i professional'noj orientacii i profil'nogo obuchenija shkol'nikov. M.: Akademija, 2005. 128 s. [In Rus].
• Gurov V. A. Individual'no-differencirovannoj sposob obuchenija s uchetom psihofiziologicheskih osobennostej shkol'nikov: uchebno-metodicheskoe posobie. Krasnojarsk, 20l2. 172 s. [In Rus].
• Ismagilov R. D. Mesto i rol' predprofil'noj podgotovki i professional'nogo obuchenija v processe professional'nogo samoopredelenija shkol'nikov // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2016. № 4 (1l7). S. 147-150. [In Rus].
• Muhametzjanova F. Sh., Shajhutdinova G. A. Teoreticheskie i prakticheskie aspekty proforientacii uchashhejsja molodezhi v uslovijah nauchno-obrazovatel'nogo klastera // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2015. № 4-1 (111). S. 10-15. [In Rus].
• Rezapkina G. V. Otbor v profil'nye klassy // M.: Genezis. 2005. 124 s. [In Rus].
• Vasina E. V., Koshko N. N., Sapego A. V. i dr. Soderzhanie psihofiziologicheskogo soprovozhdenija profil'nogo obuchenija v gimnazii: materialy Vseros. nauchno-prakt. konf. «Innovacionnye processy v professional'nom obrazovanii v uslovijah realizacii prioritetnogo nacional'nogo proekta „Obrazovanie"». Ch. 2. Kemerovo, 2007. S. 232-234. [In Rus].