9. Sidorov O. V., Kozinets N. N., Yakovleva L. V. Poznavatel'naya i tvorcheskaya aktivnost' uchitelya tekhnologicheskogo obrazovaniya [Cognitive and creative activity of a teacher of technological education]. Collection of materials of the 9th International Scientific and Practical Conference "Technological education of schoolchildren and vocational training in Russia and abroad". Novokuznetsk, 2014, pp. 121-126. (In Russian).
10. Sidorov O. V., Kozub, L. V., Byzov V. M., Kozinets, N. N. Model' podgotovki uchitelya tekhnologii i ee rol' v formirovanii estestvenno-nauchnyh, obshchetekhnicheskih i tekhnologicheskih znanij, umenij i navykov [Model of technology teacher training and its role in the formation of natural-scientific, General technical and technological knowledge and skills]. Innovation and investment, 2015, no. 4, pp. 50-54. (In Russian).
11. Sidorov O. V., Gopher A. V. O povyshenii kachestva professional'no-tekhnologicheskoj podgotovki budushchih uchitelej tekhnologii [On improving the quality of professional and technological training of future teachers of technology]. Historical and socio-educational thought, 2016, vol. 8, no. 1-2, pp. 217-222. (In Russian).
12. Sidorov O. V., Kozub L. V. Metod tvorcheskih proektov kak sredstvo razvitiya nauchno-tekhnologicheskogo myshleniya studentov, poluchayushchih tekhnologicheskoe obrazovanie [Method of creative projects as a means of development of scientific and technological thinking of students receiving technological education]. Higher education today, 2016, no. 5, pp. 59-64. (In Russian).
13. Suldina V. V. Ispol'zovanie IKT v razvitii tvorcheskih umenij budushchih uchitelej tekhnologii [The Use of ICT in the development of creative abilities of future teachers of technology]. Materials of the II International Scientific and Practical Conference "Pedagogical skills and modern educational technologies". Cheboksary, 2017, pp. 55-56. (In Russian).
14. Suldina V. V. Osobennosti tekhnicheskogo tvorchestva v podgotovki budushchih uchitelej tekhnologii [Features of technical creativity in the training of future teachers of technology]. Student, 2017, no. 20 (20). Available at: https://sibac.info/ journal/student/21/92226 (accessed 11.11.2018). (In Russian).
15. Shadrin A. S. Razvitie tvorcheskoj aktivnosti i tekhnicheskogo myshleniya lichnosti studentov tekhnologicheskogo obrazovaniya [Development of creative activity and technical thinking of the personality of students of technological education]. Young scientist, 2017, no. 12, p. 561-564. (In Russian).
УДК/UDC 371 В. Е. Минеев, А. С. Федотов, Р. Р. Ахмеджанов
V. Mineev, A. Fedotov, R. Akhmedzhanov
ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
SPECIALIZED CLASSES AS ONE OF THE MOST EFFECTIVE FORMS OF VOCATIONAL GUIDANCE OF TEENAGERS
Введение. В статье представлено исследование по проблеме анализа и роли профильных классов в качестве одной из эффективных форм профориентации учащихся подросткового возраста в современных условиях развития системы образования Российской Федерации.
Проблемой исследования является тот факт, что подавляющее большинство современных старшеклассников полагает, что обучение в старших классах общеобразовательной школы не дает им возможности развивать и применять те знания, умения и навыки, которые могли бы помочь в профессиональном самоопределении.
Цель статьи — анализ роли и места профильных классов в качестве одной из эффективных форм профессиональной ориентации подростков в условиях общеобразовательных школ.
Методология. Исследование проводится на основе методов анализа теоретической и научно-методической литературы по теме исследования, а также опросов старшеклассников и педагогов общеобразовательных школ.
Результаты. Авторы исследовали особенности профориентационной работы с подростками в общеобразовательных школах на основе обучения в профильных классах и предлагают определение профориентационной работы и обучения в профильных классах, анализ основных преимуществ и недостатков такого обучения, а также возможные направления устранения выявленных недостатков.
Заключение. Авторами отмечается, что профессиональная ориентация учащихся-подростков профильных классов является одним из наиболее эффективных, однако далеко не единственным методом профориентации на современном этапе развития системы общего школьного образования в Российской Федерации.
Introduction. The article presents a study on the problem of analysis and the role of specialized classes as one of the effective forms of vocational guidance of adolescent students in the modern conditions of the development of the education system of the Russian Federation.
The problem of the study is the fact that the vast majority of modern high school believes that learning in the senior classes of secondary school gives them opportunities for the development and implementation of the knowledge and skills that could help in professional self-determination.
The purpose of the article is to analyze the role and place of profile classes as one of the effective forms of professional orientation of adolescents in secondary schools.
Materials and Methods of this study are based on the methods of theoretical and scientific-methodical literature on the topic of research, as well as public surveys in the face of high school students and teachers of high schools.
Results of the study of the stated topic are that the author investigated the features of career guidance work with adolescents in secondary schools on the basis of training in specialized classes. The author gives the definition of career guidance and training in specialized classes, and analyzes the main advantages and disadvantages of such training, as well as possible ways to eliminate the identified problems.
Conclusion. The author notes that the professional orientation of teenage students on the basis of training in specialized classes is one of the most effective, however, not the only method of career guidance at the present stage of development of the system of General school education in the Russian Federation.
Ключевые слова: подростки, профессиональная ориентация, общеобразовательная школа, профильное обучение, профессиональное самоопределение.
Keywords: teenagers, professional orientation, secondary school, profile training, professional self-determination.
Введение
Актуальность исследования по данной теме обусловлена тем, что профессиональная ориентация подростков в настоящее время представляет собой одну из задач, решать которую предстоит педагогам общеобразовательных школ.
Проблема исследования состоит в том, что в соответствии с многочисленными данными опросов более 90 % обучающихся-подростков полагают, что обучение в старших классов общеобразовательной школы не дает им возможности развития и реализации собственных способностей. Помимо этого, более 85 % старшеклассников говорят о том, что в школе у них отсутствуют реальные ориентиры, которые помогли бы им в жизненном самоопределении, в то время как 90 % респондентов полагают, что в школе отсутствует возможность профориентации. Таким образом, в качестве причины наиболее значительной неудовлетворенности старшеклассников выступает отсутствие у них права выбора учебных предметов и педагогов. Для устранения вышеперечисленных недостатков во многих общеобразовательных школах Российской Федерации было введено так называемое профильное обучение.
Целью данной статьи является анализ роли и места профильных классов в качестве одной из эффективных форм профессиональной ориентации подростков в условиях общеобразовательных школ. В процессе работы над данной темой были широко использованы труды таких авторов в области педагогики и психологии, как: Г И. Аникина, И. В. Дубровина, Н. Н. Захаров, О. Н. Локаткова, Л. В. Махлеева, А. Э. Попович, Е. А. Французов и др.
Методология
Основным методом исследования заявленной темы послужил анализ теоретической и научно-методической литературы по теме исследования, а также опросов старшеклассников и педагогов старших классов общеобразовательных школ.
Результаты
В процессе исследования было проанализировано 15 источников литературы по проблеме, а также был сделан авторский вывод относительно особенностей введения профильных классов для повышения эффективности профориентации подростков.
Профессиональная ориентация в школе представляет собой комплекс действий, направленных на выявление у обучающихся-подростков склонностей и талантов к определенным видам профессиональной деятельности. К профориентации также можно отнести систему педагогических действий, вектор которых задан на формирование готовности школьников к трудовой деятельности и оказание им помощи в выборе будущего профессионального пути [16, с. 102]. Профориентационная работа имеет место как непосредственно в рамках процесса обучения и воспитания, так и в рамках внешкольной и внеурочной деятельности с обучающимися и их родителями.
Подготовка будущих выпускников к самостоятельному и осознанному выбору профессионального пути должна выступать в качестве обязательной части гармоничного развития личности обучающегося, а также рассматриваться неотрывно от физического, эмоционального, интеллектуального, трудового и эстетического воспитания подростка. Иными словами, она должна быть интегрирована в весь процесс обучения и воспитания, то есть работа, направленная на профориентацию в школах, выступает в качестве одного из наиболее важных компонентов развития как каждого отдельно взятого обучающегося, так и всего общества в целом.
Если говорить о концепции профильного обучения, то необходимо отметить, что она состоит в том, чтобы предоставить обучающимся старших классов право и возможность самостоятельного выбора варианта обучения в старших классах в рамках определенного ими профиля. Министерством образования и науки Российской Федерации было утверждено четыре варианта учебных планов, предназначенных для преподавания в рамках профильных классов, а именно: естественно-математический, гуманитарный, социально-экономический и технологический, а также вариант непрофильного обучения, который получил название «универсальный профиль» [1, с. 23]. Тем не менее необходимо отметить, что все те учебные планы, которые были предложены министерством, являются примерными, и, соответственно, у администраций общеобразовательных школ есть возможность их изменения в соответствии с собственным усмотрением. По мнению исследователей, в тех школах, в которых профильное образование было внедрено, уже имеется более 12 различных направлений, среди которых медицинское, педагогическое, аграрное, технологическое и др. [15, с. 77]. Профильные классы дают возможность углубленного изучения не одного предмета, а нескольких. Так, например, в рамках естественно-научного профиля предполагается углубленное изучение таких предметов, как физика, химия и биология, в то время как в рамках гуманитарного направления углубленно изучаются литература, русский и иностранные языки.
У обучающихся общеобразовательных школ есть возможность выбора профиля обучения в 10-11-х классах в соответствии с собственными интересами и способностями, а также в соответствии с теми дисциплинами, которые будет необходимо сдавать в качестве вступительных экзаменов в высшие учебные заведения. Необходимо отметить, что в последние несколько лет имеется тенденция «натаскивания» обучающихся на сдачу вступительных экзаменов под определенные специальности. Например, если в школе имеется профильный класс медицинской направленности, то подростки идут туда целенаправленно в том случае, если они в будущем собираются поступать в медицинский вуз.
Нет однозначного ответа на вопрос о том, стоит ли поступать в профильный класс или более целесообразным будет остаться в общеобразовательном классе в силу того, что учеба в рамках общеобразовательной программы делает среднее школьное образование более сбалансированным, в то время как у обучения в профильном классе также имеется ряд преимуществ. Среди таких преимуществ можно назвать профессиональную направленность, которая дает возможность старшеклассникам сделать более осознанный выбор того, что касается освоения необходимых знаний в рамках будущей профессии. В данном случае выбор зависит главным образом от целей обучающегося. Безусловно, девятиклассники не могут быть настолько сознательными, как хотелось бы, но уже к этому возрасту подросток вполне способен принять решение и определиться, что именно ему интересно и чем бы он хотел заниматься после окончания школы [2].
Обучение в профильном классе может рассматриваться как одно из средств повышения качества и эффективности обязательного школьного образования. В рамках данного типа обучения имеет место значительно больший учет интересов, склонностей и потребностей обучающегося, что в свою очередь положительно отражается на мотивации к учению. В соответствии с данными статистики большая часть обучающихся поступает в профильные классы по своим интересам, в то время как только около 30 % учеников — в связи с выбранной будущей профессией [4, с. 101]. Вышесказанное является аргументом того, что профильное обучение в значительно большей сте-
пени ассоциируется у учеников именно с углубленным изучением тех или иных предметов. В качестве еще одного аргумента в пользу данного вида обучения можно выдвинуть удовлетворенность обучающихся старших классов обучением в профильных классах, так как у них есть возможность получения углубленных знаний по ряду предметов, и они, соответственно, повышают собственую конкурентоспособность при поступлении в вузы.
Обучение в профильных классах не является профессиональным или производственным в силу того, что его основной целью выступает самоопределение ученика, а также формирование у него адекватного представления о собственных возможностях. Иными словами, профильное образование представляет собой такой вид образования, который направлен на углубление знаний и склонностей, а также на совершенствование тех навыков, которые были получены ранее, посредством формирования системы специализированной подготовки в рамках старших классов общеобразовательной школы [12, с. 227]. Такого рода подготовка ориентирована на индивидуализацию обучения, а также на профориентацию школьников с учетом реальных потребностей современного рынка труда.
Профильному предшествует предпрофильное обучение обучающихся, которое направлено на осознанный выбор данного профиля. Курсы предпрофильной подготовки можно разделить на два основных вида: предметно-ориентированные и межпредметные курсы. Первые дают возможность ученику реализовать свой интерес к выбранному предмету. Вторые способствуют его самоопределению относительно профиля обучения в старших классах, а в конечном итоге — профессии. Продолжительность одного курса — одна четверть. Это позволяет обучающимся в течение года попробовать себя в различных видах деятельности в соответствии с профилями, предлагаемыми конкретной школой, ресурсным центром, системой муниципального и регионального образования. Задача родителей и педагогов в данном случае состоит в том, чтобы помочь подросткам разобраться, какие курсы есть в школе, какие из них следует посещать и в какой очередности.
Представляется целесообразным охарактеризовать основные задачи системы профильного обучения подростков:
— предоставление возможности обучающимся получения глубоких и прочных знаний по профильным дисциплинам, иными словами — именно в той области, в которой они предполагают дальнейшую самореализацию после окончания школьного обучения;
— выработка у обучающихся навыков самостоятельной познавательной деятельности, а также их подготовка к решению задач с различным уровнем сложности;
— помощь обучающимся в ориентировании в широком круге проблем, которые связаны с различными сферами профессиональной деятельности;
— развитие у обучающихся мотивации к различным видам научно-исследовательской деятельности;
— выработка у обучающихся такого мышления, которое даст возможность не только пассивно потреблять информацию, но также критически и творчески ее перерабатывать, что в конечном счете позволит сформировать собственное мнение и умение отстаивать его в различных ситуациях;
— помочь обучающимся стать конкурентоспособными с точки зрения поступления в выбранные ими высшие учебные заведения [11].
Если говорить об организации системы профильного обучения, то она обычно состоит в том, что 9-е классы имеют предпрофильный характер, в то время как старшие классы являются профильными. Обучение в предпрофильных классах направлено на решение следующих задач:
— учебная — состоит в том, чтобы научить подростков учиться;
— задача профессиональной ориентации;
— задачи, направленные на общее развитие [5, с. 114].
В качестве основной цели предпрофильного обучения выступает как можно более ранняя помощь школьникам в определении с выбором будущего профиля обучения.
Что касается старшей профильной системы обучения в любой общеобразовательной школе, то она в зависимости от возможностей самой школы и выбора ее руководства может включать в себя профильные классы следующих типов:
— профильные классы, функционирование которых осуществляется в системе «школа — вуз»;
— профильные классы, в процессе обучения в которых используются специально разработанные учебные планы и программы;
— классы, в которых углубленно изучаются профильные предметы [10, с. 4].
С точки зрения относительно гарантированного поступления в вузы наиболее предпочтительными, безусловно, являются классы типа «школа — вуз». В процессе обучения в таких классах имеет место не только усиление профильных дисциплин школьной программы, но также и чтение дополнительных курсов преподавателями того вуза, с которым у школы заключен договор о сотрудничестве. Помимо этого у старшеклассников, которые обучаются в таких классах, есть возможность прохождения практики на базе данного вуза. Совместная деятельность педагогов школы и вузовских преподавателей также является значительным преимуществом именно этого варианта обучения. Однако необходимо отметить, что далеко не у всех общеобразовательных школ, причем особенно это справедливо для тех школ, которые находятся в регионах, есть возможность настолько тесного контакта с вузами. Если же говорить о сельских школах, то их возможности на современном этапе ограничиваются, как правило, наличием классов углубленного изучения отдельных предметов, причем даже такие классы имеются далеко не во всех общеобразовательных школах, находящихся в сельской местности [6, с. 531]. Отсюда вытекает целый ряд проблем, связанных с организацией профильного обучения в общеобразовательных школах Российской Федерации, основные из которых можно охарактеризовать следующим образом:
— отсутствие квалифицированных педагогических кадров, которые бы обладали способностью реализации программ профильного обучения;
— невозможность разделения классов или параллелей на необходимое количество подгрупп профильного обучения;
— сложности, касающиеся организации профильного обучения в тех школах, где в параллели всего один-два класса [9, с. 621].
Основная масса профильных классов в России работает около 10 лет. Фактически же в отдельных школах профилизация была введена более 20 лет назад. Однако необходимо отметить тот факт, что договоры между школами и вузами то и дело расторгались, да и по другим обстоятельствам школы могли вернуться к базовому варианту. Например, некоторые школы провели анкетирование девятиклассников, в рамках которого было выявлено, что никто из обучающихся не выбрал техническое направление.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод о том, что профильное обучение представляет собой перспективное направление для того, чтобы повысить эффективность профессиональной ориентации старшеклассников. Однако вряд ли можно предполагать, что для большинства школ переход на такое обучение реален в силу того, что данное мероприятие потребует значительных финансовых затрат.
Литература
1. Аникина Г. И. Система педагогических средств и условий формирования ориентации на продолжение образования у старшеклассников современной школы // Профильная школа. 2011. № 4. С. 22-25.
2. Борисова М. Профильные классы: профориентация школьников [Электронный ресурс]. URL: http://www.ya-noditei.ru/ parents/base/lecture/profilnye-klassy-proforientatsiya-shkolnikov/ (дата обращения: 11.11.2018).
3. Грецов А. Выбираем профессию: советы практического психолога. СПб. : Питер, 2009. 224 с.
4. Дубровина И. В. Психологические аспекты проблемы профессиональной ориентации школьников // Проблемы и перспективы развития отечественной профессиональной ориентации учащейся молодежи на современном этапе. Курск, 2010. С. 100-103.
5. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников. М. : Просвещение, 2008. 272 с.
6. Костюнина Е. А., Агеева Л. Г. Трудности профессионального самоопределения подростков // Молодой ученый. 2015. № 0. С. 530-533.
7. Локаткова О. Н. Период старшего школьного возраста как этап планирования и подготовки к профессиональной деятельности // Молодой ученый. 2013. № 10. С. 481-484.
8. Махлеева Л. В. Профессиональное самоопределение школьников: сущность и содержание // Молодой ученый. 2015. № 24. С. 1088-1090.
9. Пилюгина Е. И., Иванова М. Д. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях // Молодой ученый. 2017. № 15. С. 619-623.
10. Попович А. Э. Роль профильного обучения в профессиональном самоопределении старшеклассников // Среднее профессиональное образование. 2011. №3. С. 3-6.
11. Пряжников Н. С. Предпрофильная и профильная ориентация школьников [Электронный ресурс]. URL: https://psyena.ru/ predprofilnaya-i-profilnaya-orientaciya-shkolnikov_7319.htm (дата обращения: 11.11.2018).
12. Таланова С. И. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников // Теория и практика образования в современном мире : материалы Междунар. науч. конф. СПб.: Реноме, 2012. С. 226-228.
13. Тюшев Ю. Выбор профессии: тренинг для подростков. СПб. : Питер, 2009. 160 с.
14. Фадеева Е. И., Ясюкевич М. В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. М., 2004. 145 с.
15. Французова Е. А. Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях профориентационной работы // Молодой ученый. 2017. № 39. С. 76-79.
16. Шапкина С. А. Система работы по организации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в образовательной среде МОУ СОШ №54 - Ресурсного центра // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. Уфа : Лето, 2013. С. 101-105.
References
1. Anikina I. G. Sistema pedagogicheskih sredstv i uslovij formirovaniya orientacii na prodolzhenie obrazovaniya u starsheklassnikov sovremennoj shkoly [System of pedagogical means and conditions for the formation of orientation to the continuing education of senior pupils of the modern school]. Profile school, 2011, no. 4, pp. 22-25.
2. Borisova M. [Profile classes: career guidance of students]. Available at: http://www.ya-roditel.ru/parents/base/lecture/ profilnye-klassy-proforientatsiya-shkolnikov/ (accessed 11.11.2018]. (In Russian].
3. Grecov A. Vybiraem professiyu: sovety prakticheskogo psihologa [Choose a profession: advice for the practical psychologist]. Saint Petersburg, Peter, 2009, 224 p. (In Russian].
4. Dubrovina I. V. Psihologicheskie aspekty problemy professional'noj orientacii shkol'nikov [Psychological aspects of the problem of professional orientation of schoolchildren]. Problems and prospects of development of domestic professional orientation of students at the present stage. Kursk, 2010, pp. 100-103. (In Russian].
5. Zakharov N. N. Professional'naya orientaciya shkol'nikov [Professional orientation of students]. Moscow, Education, 2008, 272 p. (In Russian].
6. Kostyunina E. A., Ageeva L. G. Trudnosti professional'nogo samoopredeleniya podrostkov [Difficulties of professional self-determination of teenagers]. Young scientist, 2015, no. 20, pp. 530-533. (In Russian].
7. Lokotkova O. N. Period starshego shkol'nogo vozrasta kak etap planirovaniya i podgotovki k professional'noj deyatel'nosti [The period of secondary school age as a stage of planning and preparation to professional activity]. Young Scientist, 2013, no. 10, pp. 481-484. (In Russian].
8. Maleeva L. V. Professional'noe samoopredelenie shkol'nikov: sushchnost' i soderzhanie [Professional self-determination of students: essence and contents]. Young Scientist, 2015, no. 24, pp. 1088-1090. (In Russian].
9. Pilyugina E. I., Ivanova M. D. Aktual'nost' proforientacionnoj raboty v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah [Relevance of career guidance in educational institutions]. Young Scientist, 2017, no. 15, pp. 619-623. (In Russian].
10. Popovich A. E. Rol' profil'nogo obucheniya v professional'nom samoopredelenii starsheklassnikov [The role of specialized training in the professional self-determination of high school students]. Secondary Vocational Education, 2011, no. 3, pp. 3-6. (In Russian].
11. Pryazhnikov N. C. Predprofil'naya i profil'naya orientaciya shkol'nikov [Pre-profile and profile orientation of students]. Available at: https://psyera.ru/predprofilnaya-i-profilnaya-orientaciya-shkolnikov_7319.htm (accessed 11.11.2018]. (In Russian].
12. Talanova S. I. [Features of professional self-determination of high school students]. Materials of the International Scientific Conference "Theory and Practice of Education in the Modern World". Saint Petersburg, Renome, 2012, pp. 226-228. (In Russian].
13. Tyushev Y. Vybor professii: trening dlya podrostkov [Choice of profession: training for teenagers]. Saint Petersburg, Peter, 2009, 160 p. (In Russian].
14. Fadeeva E. I., Yasyukevich V. V. Vybiraya professiyu, vybiraem obraz zhizni [When choosing a profession, choosing a way of life]. Moscow, 2004, 145 p. (In Russian].
15. Frantsuzova E. A. Professional'noe samoopredelenie obuchayushchihsya v usloviyah proforientacionnoj raboty [Self-determination of students in the conditions of professional work]. Young Scientist, 2017, no. 39, pp. 76-79. (In Russian].
16. Shapkina S. A. Sistema raboty po organizacii soprovozhdeniya professional'nogo samoopredeleniya obuchayushchihsya v obrazovatel'noj srede MOU SOSh №54 - Resursnogo centra [The system of work on the organization of support of professional self-determination of students in the educational environment of the school №54-Resource center]. Materials of the IV International Scientific Conference "Actual problems of modern pedagogy. Ufa, Summer, 2013, pp. 101-105. (In Russian].
УДК/UDC 37.048.45 Е. С. Мягкова
E. Myagkova
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФОРИЕНТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ — ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ
MODERN PROBLEMS OF VOCATIONAL GUIDANCE OF ATHLETES — GRADUATES
Введение. В статье рассматриваются проблемы профессиональной ориентации спортсменов, оканчивающих общеобразовательную школу. В связи с узкопредметной направленностью их деятельности, малым количеством времени, сложностями перехода из спорта в «жизнь без спорта» возникают трудности с их самоопределением и саморазвитием как будущих специалистов.