Научная статья на тему 'Проблемы профилизации школьного образования с учетом современного рынка труда'

Проблемы профилизации школьного образования с учетом современного рынка труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
719
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / РЫНОК ТРУДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ТЕНДЕНЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА / СИСТЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / НАПРАВЛЕННОСТЬ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Лариса Александровна, Синякова Марина Геннадьевна

Одной из важнейших проблем современной школы является выстраивание систем препрофильного и профильного образования школьников без учета тенденций социально-экономического развития российского общества и анализа рынка труда. Не понимая сегодняшних социально-экономических изменений в обществе, которые диктуют в свою очередь тенденции в развитии рынка труда, не понять и необходимости изменений в процессе организации предпрофессионального обучения старшеклассников. В работе представлены результаты исследования рынка труда на современном этапе экономического развития Российской Федерации, выявлены основные тенденции, проявляющиеся на рынке труда. Авторами проведено комплексное исследование системы предпрофильной и профильной подготовки учащихся в одном из образовательных учреждений г. Екатеринбурга, имеющих классы естественнонаучного и математико-информационного профиля. В исследовании были использованы следующие методики: анкета для определения особенностей осуществления профессионального выбора старшеклассниками (Е.А. Климов, Д.А. Леонтьев, Н.С. Пряжников), методика «Дифференциально диагностический опросник» (Е.А. Климов), методика изучения направленности учебной мотивации (Е.П. Ильин и Н.А. Курдюкова), методика «Тип педагогической центрации» (Э. Ф. Зеер и О.Н. Шахматова). Результаты исследования представлены в работе. В результате анализа выявлены особенности и недостатки традиционных систем профильной подготовки учащихся в учреждениях общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Лариса Александровна, Синякова Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы профилизации школьного образования с учетом современного рынка труда»

Инновдции в ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

УДК 377

Л.А. Захарова, М.Г. Синякова

Проблемы профилизации школьного образования с учетом

современного рынка труда

Аннотация

Одной из важнейших проблем современной школы является выстраивание систем препрофильного и профильного образования школьников без учета тенденций социально-экономического развития российского общества и анализа рынка труда.

Не понимая сегодняшних социально-экономических изменений в обществе, которые диктуют в свою очередь тенденции в развитии рынка труда, не понять и необходимости изменений в процессе организации предпрофессионального обучения старшеклассников.

В работе представлены результаты исследования рынка труда на современном этапе экономического развития Российской Федерации, выявлены основные тенденции, проявляющиеся на рынке труда.

Авторами проведено комплексное исследование системы предпрофильной и профильной подготовки учащихся в одном из образовательных учреждений г. Екатеринбурга, имеющих классы естественнонаучного и математико-информационного профиля. В исследовании были использованы следующие методики: анкета для определения особенностей осуществления профессионального выбора старшеклассниками (Е.А. Климов, Д.А. Леонтьев, Н.С. Пряжников), методика «Дифференциально диагностический опросник» (Е.А. Климов), методика изучения направленности учебной мотивации (Е.П. Ильин и Н.А. Курдюкова), методика «Тип педагогической центрации» (Э. Ф. Зеер и О.Н. Шахматова). Результаты исследования представлены в работе. В результате анализа выявлены особенности и недостатки традиционных систем профильной подготовки учащихся в учреждениях общего образования.

I Ключевые слова: профильное обучение, предпрофильная подготовка, рынок труда, образовательные возможности, тенденции на рынке труда, система профориентации школьников, профессиональный выбор, направленность учебной мотивации

Abstract

One of the major problems of modern school is to build systems reprofiling and relevant education students without regard to trends of socio-economic development of the Russian society and labor market analysis. Not understanding today's socio-economic changes in society that dictate, in turn, trends in the development of the labour market, and to understand the need for change in the organisation of pre-vocational education high school students. The paper presents the results of a study of the labour market at the present stage of economic development of the Russian Federation, identified the main trends in the labour market. The authors carried out a comprehensive study system preprofile and profile training of students in one of educational institutions of Ekaterinburg, with the classes of natural science and mathematics-information profile. In the study the following methods were used: questionnaire to determine the specifics of the professional choice high school (E. A. Klimov, D. A. Leontiev, N. With. Pryazhnikov), the technique of "Differential diagnostic questionnaire" (E. A. Klimov), method of learning orientation learning motivation (E. P. Il'in and N. And. Kurdyukova), the technique of "Type of pedagogical centration" (E. F. Zeer, and O. N. Shakhmatova). The research results presented in the work. The analysis of the characteristics and shortcomings of traditional systems of profile training of students in institutions of General education.

I Keywords: specialized training, pre training, labor market, educational opportunities, trends in the labour market, vocational guidance of students, the professional choice, focus learning motivation

Проблемы профилизации школьного образования с учетом современного рынка труда 65

Модернизация российского образования длится более пятнадцати лет. Одним из приоритетных направлений развития образовательных организаций общего образования, по-прежнему, остается моделирование и реализация функционирования систем профессиональной и предпрофессиональной подготовки учащихся.

Вместе с тем, в этой области существует достаточно широкий спектр проблем, который делает профильное обучение школьников, на наш взгляд, в большей степени декларативным, чем реальным. Рассмотрим их более подробно.

Одной из важнейших проблем является выстраивание систем препрофильного и профильного образования школьников без учета тенденций социально-экономического развития российского общества и анализа рынка труда и профессий на общемировом, государственном и региональном уровне.

Не понимая сегодняшних социально-экономических изменений в обществе, которые диктуют в свою очередь тенденции в развитии рынка труда, не понять и необходимости изменений в процессе организации предпро-фессионального обучения старшеклассников.

К сожалению, информация об изменениях на рынке труда очень ограничена и весьма противоречива. Однако общие тенденции все же можно определить даже не специалисту в этой области.

Известный отечественный социолог, занимающийся футурологией (наукой о будущем), И.В. Бестужев-Лада раскрывает общемировые тенденции мира профессий и профессионального образования в эпоху компьютеризации и комплексной автоматизации [2]. В своих исследованиях он обосновывает новую структуру занятости населения в первой половине XXI в. Он отмечает, что комплексно автоматизированное и компьютеризованное сельское хозяйство и промышленное производство, сфера обслуживания и сфера государственного управления в 2-3 раза сократить долю занятых в традиционных сферах занятости населения (около 20% от всех занятых).

Наиболее значительная часть высвобожденных работников и их рабочего времени должна быть направлена в сферу народного образования. При этом виды профессиональных занятий в этой сфере будут значительно развиваться. Нужно отметить, что именно в сфере образования находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе [2].

И.В. Бестужев-Лада считает, что также значительную часть высвобожденных работников должна поглотить сфера здравоохранения. Речь идет опять-таки не столько о медиках — профессионалах, сколько о так называемых социальных работниках, способных не только оказать первую медицинскую помощь, осуществить профессиональный и грамотный уход за больными, инвалидами, стариками, но и оказать социально-психологическую поддержку данным категориям людей и их близким.

Еще две сферы, которые способны поглотить значительное количество высвободившихся работников — это сфера организации досуга и охрана (точнее уже спасение) окружающей среды.

Агентство стратегических инициатив при Президенте РФ, Московская школа управления Сколково подготовили альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет, отражающие развитие 19 ведущих отраслей экономики, в которых будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления. Среди развивающихся отраслей указаны: биотехнологии, медицина, энергогенерация и накопление энергии, энергосети и управление энергопотреблением, наземный транспорт, водный транспорт, авиация, космос, новые материалы и нанотехнологии, ИТ-сектор, добыча и переработка полезных ископаемых, строительство, робототехника и машиностроение, финансовый сектор, экология, менеджмент, социальная сфера, образование, индустрия детских товаров и сервисов [1].

Конечно, экономика будущего не будет ограничиваться 19 отраслями, вошедшими в исследование. Есть еще целый ряд важных секторов производства (например, сельское хозяйство или рыбоводство) и услуг (например, индустрия развлечений, средства массовой информации или туризм), которые будут иметь большое значение в будущем, и где также будут происходить значительные изменения.

В Свердловской области особое место в подготовке специалистов занял Проект «Развитие инженерного образования» Минобрнауки России, который рассматривает инженерное образование сегодня как один из приоритетов государственной политики в образовательной сфере, отражающий необходимость технологического перевооружения российских производств, создания соответствующего кадрового обеспечения промышленности [8]. Для Свердловской области, где промышленная сфера занятости населения традиционно является самой значительной, это направление подготовки специалистов стало наиболее популярным.

Вместе с тем наши общеобразовательные школы при организации предпрофильной и профильной подготовки по-прежнему ориентированы на некоторый рейтинг профессий, востребованных на сегодняшний день, а иногда и на вчерашний день. И пока общеобразовательные учреждения рассматривают свою деятельность отдельно от процессов развития общероссийского и регионального рынка труда, мы будем фиксировать в практике реального педагогического процесса следующее противоречие — между тенденциями в развитии рынка профессий и труда и существующей организацией профессиональной ориентации и предпрофессиональ-ной подготовкой в образовательных организациях.

Изучая нормативные документы в ряде образовательных учреждений г. Екатеринбурга и Свердловской области, мы обнаружили, что система предпрофильного и профильного обучения, в сущности, сводится к созданию классов, в которых углубленно изучаются некоторые учебные дисциплины. И даже на элективных курсах педагоги рассматривают вопросы или темы тех или иных учебных дисциплин, которые вызывают наибольшие затруднения у учеников при изучении. В сущности профильная и предпрофильная подготовка подменяется углубленным обучением ряда дисциплин. Такой подход, конечно, не ориентирует обучающихся в мире профес-

66 Инновационнные проекты и программы в образовании № 4, 2015

сий, не дает возможности сделать выбор в сфере будущего профессионального образования, хотя, возможно, и облегчает поступление в тот или иной ВУЗ.

Еще одной проблемой в системе практического создания систем предпрофильной и профильной подготовки школьников является результативность этой работы в школах, в том числе имеющих профильные классы.

Современные тенденции развития отечественного образования свидетельствуют о том, что реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени общего образования ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Этому должна способствовать созданная в каждой школе система предпрофильной подготовки выпускников основной ступени общего образования. Значение предпрофильной подготовки учащихся заключается в следующем: в выявлении интересов и склонностей, способностей школьников; в формировании практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе; в оказании психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе, связанных с профессиональным становлением.

Вместе с тем, реальная образовательная практика свидетельствует совсем о другом.

В 2014 г. нами было проведено комплексное изучение проблемы предпрофильной и профильной подготовки учащихся в одном из образовательных учреждений г. Екатеринбурга, имеющих классы естественнонаучного и математико-информационного профиля. В результате исследования было обследовано 415 учащихся старших классов лицея, из них 213 мальчиков и 202 девочки. В опросах приняли участие 49 педагог школы, 405 родителя учащихся. В исследовании были использованы следующие методики: анкета для определения особенностей осуществления профессионального выбора старшеклассниками (Е.А. Климов, Д.А. Леонтьев, Н.С. Пряжников), методика «Дифференциально диагностический опросник» (Е.А. Климов), методика изучения направленности учебной мотивации (Е.П. Ильин и Н.А. Курдюкова), методика «Тип педагогической цен-трации» [3]. Кроме того, нами был составлен опросник для педагогов и родителей, направленный на выявление особенностей системы профильной и предпрофильной подготовки, существующей в данном образовательном учреждении, с точки зрения педагогов и родителей. Было проведено собеседование с руководителями школы, изучение документов.

Проведенное исследование выявило следующее.

1. Сложившаяся в данном образовательном учреждении, имеющем естественнонаучные и математи-ко-информационные профильные классы, система предпрофильной и профильной подготовки является традиционной для системы образования, ориентированной на поступление в вузы.

2. В целом познавательная мотивация обучающихся развивается в пределах возрастной и психолого-педагогической нормы: разнообразие направленности интересов к разным типам профессий, осознают необходимость выбора профессии к 10 классу, при выборе профессии ориентированы на свои интересы, родители являются значимыми для выбора профессии, мальчики наиболее социально зависимы при выборе профессии. Наиболее значимым из типов профессий, на которые должно быть ориентировано лицейское образование, является тип профессий «Человек-Знак».

3. Педагогический коллектив лицея обладает той степенью выраженности педагогической центрации, которая позволяет разрабатывать и внедрять новые педагогические проекты. Педагоги лицея имеют адекватные представления о возрасте и причинах выбора профессии в подростковом возрасте. Учебный компонент предпро-фильного и профильного обучения для учителей является доминирующим для формирования профессиональной ориентации школьника.

4. Главным основанием для выбора профессии родители считают наличие способностей, склонностей ребенка к тому или иному профессиональному занятию. Большинство родителей считают, что семья оказывает доминирующее влияние на выбор профессии ребенком. Самыми эффективными методами профориентационной работы в школе родители назвали: создание профильных классов и классов с углубленным изучением предметов, беседы с профессионалами на классных часах, экскурсии на предприятия.

Вместе с тем, не смотря на сложившуюся систему предпрофильного и профильного обучения в школе, мы выявили, что:

• учащиеся школы практически не думают об альтернативных вариантах при выборе профессии и не имеют опыта трудовой деятельности;

• типы профессий (Человек-Природа, Человек-Знак, Человек-Техника), на которые должно быть ориентировано образование естественнонаучного и математико-инфор-мационного профиля, не являются ведущими у школьников на данный момент;

• учителя имеют очень общие представления о современном рынке труда, на который должна быть ориентирована система предпрофильного и профильного обучения школьников;

• родители не видят роли школы в процессе профессионального выбора своих детей.

Думается, что подобную картину мы сможем выявить и в большинстве образовательных учреждениях, где имеются профильные классы.

Можно ли в современной образовательной организации общего образования создать такие условия, чтобы школьники, достигнув определенного возраста, смогли сделать осознанный выбор собственного профессионального пути? Теоретические изыскания по созданию таких условий есть [4]. Однако в образовательных учреждениях отсутствует организационная и методическая база для реализации профильного обучения в школе.

Более того, эффективности профориентации и пред-профильного обучения выпускников 9-х классов должна

Проблемы профилизации школьного образования с учетом современного рынка труда 67

способствовать единая муниципальная образовательная сеть (МОС); введение портфолио как индивидуального образовательного рейтинга; новой системы организации итоговой аттестации выпускников на основной ступени общего образования и набора учащихся в профильную школу. Все эти явления для наших систем образования достаточно необычны и вызывают множество вопросов.

Несмотря на многочисленные теоретические и методические разработки по вопросу введения предпрофиль-ной подготовки учащихся, на практике каждое общеобразовательное учреждение столкнется с рядом проблем, которые коснутся практически каждого его учителя, родителя, ученика.

Многие, но, тем не менее, далеко не все родители желают, чтобы их дети обучались в старшей школе именно по какому-либо профилю, поэтому необходимо уделить особое внимание просвещению родителей, предусмотреть возможность альтернативы для тех, кто относится к подобным новшествам настороженно. Так как это касается каждого подростка, вопрос об организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в конкретной школе должен решаться с учетом пожелания всех родителей и детей. А также возможностей конкретной школы.

Говорить об осознанности выбора будущей профессии в 14-15 лет довольно трудно. В этот период познавательные интересы доминирующего большинства подростков довольно широки и охватывают, как правило, несколько образовательных областей, каждая из которых может быть основой для будущей профессиональной деятельности. Поэтому важно, чтобы всем учащимся была предоставлена возможность не только определить свои способности, интересы, но и попробовать свои силы в той или иной области профессиональной деятельности, а в случае ошибки сменить профиль в процессе обучения во всех классах старшей школы. Помимо дополнительного шанса найти в будущем свое место в жизни, это упростит процесс перехода из одной школы в другую.

Официальная статистика утверждает: примерно половина учеников 8-9х классов с трудом усваивает школьную программу. В этой связи большинство педагогов и руководителей ОУ считают, что дополнительные часы из вариативной части учебного плана должны быть использованы для подготовки (точнее для натаскивания) выпускников основной школы к экзаменам. Причины же неудач, чаще всего, скрываются в неправильных подходах к преподаванию, неумению и нежеланию педагогов использовать опыт своих коллег, успешно реализующих на практике передовые методики и технологии, принципы индивидуального подхода, коллективного способа обучения и т.д. Более того, вольная трактовка понятия «предпрофильная подготовка» может привести к тому, что у многих педагогов возникнет соблазн начать углубленное изучение отдельных предметов уже в 9- м, 8-м и в более младших классах, что приведет неизбежно к перегрузке школьников.

Слабая материально-техническая база — один из самых проблемных моментов любого нововведения. Это касается оснащения кабинетов специальным оборудова-

нием, демонстрационными материалами. С введением предпрофильной подготовки и профильного обучения многократно возрастает потребность в новых учебно-методических комплексах. Должен быть представлен весь спектр возможных вариантов — углубленные для одного профиля, упрощенные для другого, стандартные для непрофильных классов, учебные и методические пособия по факультативным, базовым, элективным и профильно-ориентированным курсам. Вопрос, кто и когда их должен подготовить,— остается открытым для большинства педагогов и ОУ.

Самым сложным при внедрении новшеств, связанных с организацией предпрофильного и профильного обучения старшеклассников, является не проработанность нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения всех субъектов, осуществляющих предпрофиль-ную подготовку

Особую озабоченность руководителей ОУ вызывает нехватка кадров. Введение предпрофильной подготовки и профильного обучения увеличивает спектр образовательных услуг, ориентированных на индивидуальное развитие человека, следовательно, школа или ресурсный образовательный центр должны иметь возможность предложить хотя бы элементарный выбор — элективных курсов и преподавателей. Но где взять специалистов для преподавания, например, основ профессионального выбора, электротехники, юриспруденции и т.д.?

Подготовка компетентного состава преподавателей требует времени и значительных финансовых вложений. Тем, кто всю жизнь работал по старым программам и учебникам, довольно трудно, а порой и невозможно приспособиться к новым требованиям и условиям. Очевидно, что новые подходы потребуют гораздо более глубокого изучения одних предметов и одновременно довольно сильного упрощения излагаемого материала по другим. Оба этих процесса крайне болезненны, требуют самого пристального внимания, поскольку подразумевают неоднократное прохождение курсов повышения квалификации. Если учесть, что в системе образования сейчас работает очень много людей пенсионного возраста, им, скорее всего, будет гораздо легче уйти на пенсию, чем гармонично вписаться в новую систему. При учете того, что молодых специалистов не становится в школах больше, то введение новшеств может оставить школу совсем без учителей.

Грядущие изменения болезненно отразятся на учениках имеющих ограниченные возможности здоровья, а особенно — обучающихся на дому. Вопрос организации и финансирования работы с этим контингентом детей в данное время остаётся открытым.

Руководители общеобразовательных учреждений сталкиваются также с трудностями по составлению расписания занятий по выбору и по отслеживанию их прохождения.

Конкуренция среди общеобразовательных учреждений затрудняет организацию сетевого взаимодействия всех организаций, способных оказать реальное содействие в организации информационной работы с учащимися и их родителями, в профориентации школьников, в

68

организации и реализации элективных курсов по выбору. Самозамыкание школьной системы приводит к тому, что предпрофильная подготовка становится чем-то существующим «в самом себе», без связи с рынком труда, учреждениями начального профессионального образования, без муниципальной службы занятости.

В данных условиях внедрение предпрофильного обучения в образовательный процесс ОУ возможен только

Инновационнные проекты и программы в образовании № 4, 2015

в условиях их инновационной деятельности. В этом случае каждое общеобразовательное учреждение имеет возможность не только скорректировать базовую модель предпрофильной подготовки школьников в соответствии со своими возможностями и традициями, но и становятся способны постепенно решать те проблемы, с которыми они неизбежно встречаются при внедрении новшеств.

Литература

1. Атлас новых профессий.— М.: Агентство стратегических инициатив, Сколково, 2014 г.

2. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. М.: Владос, 1998.

3. Зеер Э.Ф. Шахматова О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста: научно-методическое пособие.— Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.— пед. ун-та, 1999.— 245 с.

4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования 2016-2020 гг. [Электронный ресурс].— Режим доступа: http://government.ru/media/files/mlorxfXbbCk. pdf. Дата обращения: 10.08.2015

5. Ларина В.П. Организационные механизмы управления профильным обучением на региональном уровне // Профильная школа. 2009. № 6. С. 5-10

6. Нуриахметова Ю.К. Мультипрофильная модель обучения как одна из форм организации профильного обучения в школе Мир науки, культуры, образования. 2012. № 6 (37).— С. 245-246

7. Павлов А.К. Построение системы управления профильным обучением в общеобразовательной школе // Вестник Ко-

стромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2009. Т. 15. № 3.— С. 482-488.

8. Развитие инженерного образования // Сайт Минобрнауки. рф. Дата обращения: 23.08.2015

9. Ситникова Т.Г. Управление профильным обучением // Профильная школа. 2011. № 2. С. 3-7.

10. Ставринова Н.Н., Тугунбаева Г.А. Организационные механизмы и условия управления профильным обучением на муниципальном уровне // Омский научный вестник. 2011. № 3 (98). С. 178-181

11. Титова С.В. Концепция создания системы управления профильным обучением учащихся в общеобразовательных учреждениях // проблемы и перспективы развития образования в России. 2010. № 4-1. С.58-62

12. Управление профильным обучением на основе личност-но-ориентированного подхода. Учеб.— метод. пособие / Т.И. Шамова [и др.]; [науч. ред.: Г.Н. Подчалимова; Центр «Пед. поиск»]. Москва, 2006

13. Экспресс информация о рынке труда Свердловской области [Электронный ресурс].— Режим доступа: 1ш:р:/^гп-ural.ru/home/rinoktruda/expressrinok.aspx. Дата обращения: 10.08.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.