Научная статья на тему 'Реализация профильного обучения иностранным языкам в общеобразовательных учреждениях Липецкой области'

Реализация профильного обучения иностранным языкам в общеобразовательных учреждениях Липецкой области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
555
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профильное обучение иностранным языкам / предпрофильная подготовка / специализация / модели профильного обучения. / specialized teaching foreign languages / pre-profile education / specialization / models of specialized teaching.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И В. Зайцева

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией профильного обучения иностранным языкам в условиях общеобразовательных учреждениях Липецкой области. Для проведения анализа были выделены в качестве критериев следующие аспекты: иностранные языки, предпрофильная подготовка, профили обучения, система организации профильного обучения, структура базисного учебного плана (иностранный язык), внеурочная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF SPECIALIZED TEACHING FOREIGN LANGUAGES AT GENERAL EDUCATION INSTITUTIONS OF THE LIPETSK REGION

The article deals with the issues connected with organizing the process of specialized teaching foreign languages at general education institutions of the Lipetsk region. In order to carry out the analysis of the situation, there were determined the following aspects as criteria: foreign languages, pre-profile education, training profiles, a system of organizing specialized teaching, a structure of federal basic curriculum (foreign language), extracurricular activity.

Текст научной работы на тему «Реализация профильного обучения иностранным языкам в общеобразовательных учреждениях Липецкой области»

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

И.В. Зайцева, канд. пед. наук, доцент

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (Россия, г. Елец)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10705

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией профильного обучения иностранным языкам в условиях общеобразовательных учреждениях Липецкой области. Для проведения анализа были выделены в качестве критериев следующие аспекты: иностранные языки, предпрофильная подготовка, профили обучения, система организации профильного обучения, структура базисного учебного плана (иностранный язык), внеурочная деятельность.

Ключевые слова: профильное обучение иностранным языкам, предпрофильная подготовка, специализация, модели профильного обучения.

Тенденции российской системы образования нацелены на расширение международных связей и интеграцию российского образования в мировую систему образования. Учебный предмет «Иностранный язык» становится сегодня особенно востребованным, возрастают требования к результатам освоения данного предмета обучающимися. Поэтому одним из эффективных путей интенсификации учебного процесса по иностранному языку является его профильное обучение. Профильное обучение иностранному языку предполагает определенную специализацию, нацеленность содержания обучения на выбранный профиль, с учетом планов старшеклассников на дальнейшее обучение в среднем специальном или высшем учебном заведении и соответствующей сферы будущей профессиональной деятельности.

В «Концепции профильного образования на старшей ступени общеобразовательной школы» подчеркивается, что любая форма профилизации обучения требует сокращения инвариантного компонента содержания школьного образования, и это отличает профильную школу от моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов» [1, 7].

В базисном учебном плане даны только некоторые примеры возможных профилей. Иностранный язык в качестве профильного учебного предмета представлен только в гуманитарном (филологическом) профи-

ле. На базовом уровне он преподается в других профилях: социально-

гуманитарный, социально-экономический, в разные естественнонаучные профили и т. д. Так, например, в филологическом профиле иностранный язык в единстве с литературой и страноведением выступает в качестве цели углубленного изучения. В других профилях он одновременно выступает и как средство изучения другой предметной области, как средство, которым надо хорошо владеть. Профильные учебные предметы: русский язык, литература, иностранный язык, второй иностранный язык - позволяют выбрать два направления профилирования: с акцентом на родной язык и литературу или на иностранные языки. На иностранный язык отводится по шесть часов в неделю в 10-11 классах, общеобразовательный базовый курс включен в профильный. Возможно использование дополнительного профильно-ориентированного материала, который может быть углублен и расширен за счет обязательных элективных курсов по выбору, часы на которые выделяются из школьного компонента базисного учебного плана. По усмотрению региона или школы могут быть также подключены факультативы и практики. Общее количество времени на изучение иностранного языка в 10-11 классах может быть увеличено до 8 часов в неделю.

На примере отдельных общеобразовательных учреждений Липецкой области мы осуществили анализ структуры и содержания профильного обучения иностранным языкам. Липецкая область входит в 10 лучших регионов Российской Федерации. Всего в Липецкой области 288 образовательных учреждений, из них 63 -в городе Липецк. 30 липецких школ реализуют профильное обучение, из них 24 школы осуществляют филологическую подготовку.

Анализ организации профильного обучения иностранным языкам проводился на базе следующих школ Липецкой области: МАОУ СОШ № 55 «Лингвист» с углубленным изучением отдельных предметов г. Липецка; МАОУ гимназия № 69 им. С. Есенина г. Липецка; МБОУ «Гимназия № 97» г. Ельца; МБОУ «Гимназия № 11 г. Ельца».

В качестве критериев были определены следующие аспекты:

- иностранные языки;

- предпрофильная подготовка;

- профили обучения;

- система организации профильного обучения;

- структура базисного учебного плана (иностранный язык);

- внеурочная деятельность.

I. МАОУ СОШ № 55 «Лингвист» с углубленным изучением отдельных предметов города Липецка. Это общеобразовательное учреждение реализует гуманитарный (филологический) профиль. В 2011 г. школа внесена в национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России» и по оценке всероссийского образовательного форума «Школа будущего» входит в 100 лучших школ России по итогам 2016 года.

Иностранные языки: с 2002 года в школе ведется углубленное преподавание иностранного языка (английского) с 1 класса. С 2006 года введено изучение второго иностранного языка как обязательной дисциплины с 5-го класса. С 2010 года учащиеся школы получили возможность изучать первый и второй иностранные языки по своему выбору, школа предложила английский, немецкий и французский языки.

В 2011 году добавилась возможность изучать испанский язык. Гимназия сотрудничает с посольством Испании в России, регулярно получает периодику, художественную и учебную литературу на испанском языке. Также был опыт преподавания китайского языка.

Предпрофильная подготовка осуществляется для учащихся 7-9-х классов через профориентационные курсы «Мои профессиональные планы», «Мир профессий», преподаваемые на английском языке.

Профили обучения: в ходе реализации инновационных и опытно-

экспериментальных программ в школе сложилась система полилингвистического образования, которая постоянно развивается и совершенствуется. В школе функционируют классы филологического, социально-экономического, биолого-химического, физико-математического профилей. В школе имеется кафедра иностранных языков. Деятельность кафедры нацелена на осуществление профильной направленности школы. Учителей иностранных языков отличает не только высокий профессионализм, но и творческий, вдохновенный подход к своему делу. Многообразие методов и технологий, используемых учителями, позволяет учитывать индивидуальные особенности учеников, развивать их филологические способности.

Система организации профильного обучения. Профильное обучение в данной школе имеет сетевую систему организации. Учащиеся филологического профиля систематически посещают лекционные и практические занятия ФГБОУ ВО «Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского».

Структура базисного учебного плана: на изучение иностранного языка отводится 6 часов в неделю (федеральный компонент) + 2 часа второй иностранный язык (компонент образовательного учреждения).

Внеурочная деятельность. Преподаватели школы не просто обучают детей языку, но создают ситуации для его активного использования. Широко применяются вне-

урочные формы обучения: факультативы и кружки, вебинары, переписка и общение с носителями языка, английский клуб, театральная студия «Splash of Fun - Антигрусть», руководитель Калинина Н.Н. Драматические постановки коллектива на английском языке неоднократно отмечались грамотами и дипломами театрального конкурса «Театр и дети». На английском, французском, испанском, немецком языках проводятся научно-практические конференции, защищаются проекты. В ходе работы над международным проектом «Мир без границ», данное образовательное учреждение посетили преподаватели и ученики из Нью-Дели. Ежегодно под Рождество и накануне Нового года, на переменах в рекреациях и кабинетах учебного заведения проводится лингвистический марафон. Многоязыкий ребячий народ, снабженный специальными маршрутными картами, движется от одной лингвистической станции к другой. Наступает время веселых конкурсов, игр и творческих номеров. Конечно же, в этот день все общаются между собой исключительно на изучаемых языках. По словам заместителя директора по воспитательной работе И.В. Цой, организатора лингвистического марафона, никого не приходится заставлять, так как заинтересованность в участии у всех огромная. На каникулах учащиеся имеют возможность отправляться в зарубежные поездки, в которых отдых сочетается с интересными образовательными программами.

Следует отметить, что каждый кабинет иностранного языка - это мультимедийная лингвистическая лаборатория, здесь есть возможности использования аудио, видео и компьютерных технологий для обучения каждого школьника. Между учителями кафедры постоянно происходит обмен опытом, что способствует продвижению лучших инициатив и развитию современного уровня преподавания. Учащиеся школы являются постоянными участниками и призерами предметных олимпиад.

II. МАОУ гимназия № 69 им. С. Есенина города Липецка. В 2011 году гимназия внесена в Единый реестр «Лучшие школы России».

Иностранные языки: учащиеся изучают английский, немецкий, французский языки со 2 класса.

Предпрофильная подготовка представлена в виде элективных курсов для 7-9 классов.

Профили обучения: химико-биологический, физико-математический, социально-гуманитарный профили. Гимназия предлагает лингво-социальный класс (профильные предметы: английский язык, «Обществознание»), лингво-математический (профильные предметы: «Английский язык», «Математика», поддержка профильных предметов реализуется через элективный курс «Экономические процессы в сфере правовых отношений»).

Система организации профильного обучения. Профильное обучение представляет собой сетевую систему организации, гимназия входит в состав учебно-педагогического комплекса Липецкого государственного педагогического университета и Липецкого государственного технического университета. На уровне среднего общего образования введены вузовские формы организации обучения: лекции, практикумы, семинары. В профильных классах лекционные занятия проводятся преподавателями ЛГТУ, ЛГПУ.

Структура учебного плана школы на 2017-2018 учебный год: на иностранный язык во всех профилях отводится 3 часа в неделю (федеральный компонент). В социально-гуманитарном профиле (10 «Б») на изучение иностранного языка выделено 6 часов в неделю с целью качественной иноязычной подготовки выпускников (3 часа - федеральный компонент + 3 часа - компонент образовательного учреждения). Учащиеся имеют возможность посещать элективные курсы: «Искусство владеть словом», «Деловой английский», «Трудности перевода».

Внеурочная деятельность. Гимназия тесно сотрудничает с гимназией г. Бранд-Эрбисдорф (Саксония), учащиеся и педагоги ведут активную переписку, кроме того в режиме online налажены Интернет -встречи, а также обмен делегациями педагогов и учащихся. Педагоги проходят стажировку в странах изучаемого языка (Гер-

мания, Франция, Великобритания), участвуют в разноплановых семинарах в Москве, Санкт-Петербурге, Италии, Австрии, Финляндии и Германии. Для любителей французского языка был открыт и активно функционирует французский клуб «Эйфе-лева башня». Учащиеся школы являются постоянными участниками и призерами предметных олимпиад, они неоднократно принимают участие в мероприятиях, которые проводит кафедра РГЯиП ЕГУ им. И.А. Бунина.

III. МБОУ «Гимназия № 97» города Ельца - одно из старейших общеобразовательных учреждений города, в 2017 году гимназии исполнилось 80 лет. За это время сложились образовательные и воспитательные традиции, уклад школьной жизни, которые предназначены удовлетворять потребности обучающихся в освоении познавательных и ценностных основ личностного и профессионального самоопределения, в формировании гуманистических основ отношения к миру и обществу, в расширении возможностей постижения мира культуры. Ежегодно выпускники гимназии осознанно выбирают пути продолжения образования в различных областях науки, культуры, экономики.

Иностранные языки: английский, немецкий и французский изучаются со 2 класса.

Предпрофильная подготовка осуществляется для учащихся 7-9-х классов через профориентационные курсы, диагностические административные контрольные работы и психологические тестирования.

Профили обучения: в школе функционируют классы физико-математического, химико-биологического и социально-гуманитарного профилей.

Структура учебного плана школы на 2017-2018 учебный год: на иностранный язык во всех профилях отводится 3 часа в неделю (федеральный компонент). В социально-гуманитарном профиле (10 «Б» -филологическая группа) на изучение иностранного языка отведено 6 часов в неделю. (3 часа - федеральный компонент + 3 часа - компонент образовательного учреждения).

Система организации профильного обучения. Несмотря на то, что система организации профильного обучения внутри-школьная, школа активно сотрудничает с ФГБОУ ВО ЕГУ им. И.А. Бунина. Ежегодно учащиеся под руководством преподавателей посещают дни открытых дверей, участвуют в фонетических конкурсах и других мероприятиях.

Внеурочная деятельность. Преподаватели школы активно применяют внеурочные формы обучения, такие как элективные курсы, языковые кружки «Занимательный английский», «Страноведение Германии», «Деловой английский», веби-нары, театральный кружок. Учащиеся с удовольствием принимают участие в различных конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, создают коллажи и проекты «Первые шаги в науку».

IV. МБОУ «Гимназия №11 г. Ельца» -одно из ведущих учебных заведений города Ельца.

Иностранные языки: английский, немецкий и французский изучают учащиеся со 2 класса.

Предпрофильная подготовка. В 9-х классах часы регионального компонента и компонента образовательного учреждения отводятся на организацию предпрофиль-ной подготовки обучающихся с целью углубленного изучения ряда предметов. В лингвистическом классе (9 «Б») за счет компонента образовательного учреждения добавлено 3 часа для углубленного изучения английского и немецкого языков.

Профили обучения: на старшей ступени обучения с целью создания условий для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования реализуются следующие профили: физико-математический, гуманитарный, химико-биологический, социально-экономический. Допускается сочетание форм получения образования и форм обучения. Обучение осуществляется с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.

Система организации профильного обучения. Профильное обучение данного образовательного учреждения имеет внут-

ришкольную систему организации, однако был заключен договор с ЕГУ им. И.А. Бунина о научно-методическом сотрудничестве.

Структура учебного плана школы на 2017-2018 учебный год: на иностранный язык во всех профилях отводится 3 часа в неделю (федеральный компонент). В социально-гуманитарном профиле (10 «Б» -филологическая группа) на изучение иностранного языка отводится 6 часов в неделю (3 часа - федеральный компонент + 3 часа - компонент образовательного учреждения). В социально-гуманитарном профиле (11 класс) на изучение иностранного языка выделено 4 часа в неделю. (3 часа -федеральный компонент + 1 час - компонент образовательного учреждения).

Внеурочная деятельность представлена различными факультативами, кружками. В данном общеобразовательном учреждении проводятся вебинары, научно-

практические конференции, недели иностранного языка, конкурсы, олимпиады. Проектная деятельность также является одним из необходимых видов внеурочной деятельности.

Таким образом, около 55% школ Липецкой области реализуют профильную подготовку иностранным языкам.

Остановимся подробно на полученных результатах:

1. Во всех школах существует предпро-фильная подготовка, которая начинается преимущественно в 7-9 классах в виде элективных и профориентационных курсов.

2. Изучение английского, немецкого, реже французского или испанского язы-

ввели изучение второго иностранного языка с 5 класса.

3. Реализуемые профили: физико-математический, гуманитарный, химико-биологический, социально-экономический.

4. В данных учебных заведениях существуют две модели профильного обучения: внутришкольная система организации профильного обучения (МБОУ «Гимназия № 97» г. Ельца; МБОУ «Гимназия № 11 г. Ельца») и сетевая модель (СОШ № 55 «Лингвист» с углубленным изучением отдельных предметов г. Липецка; МАОУ гимназия № 69 им. С. Есенина г. Липецка).

5. По структуре учебного плана на иностранный язык во всех профилях отводится 3 часа в неделю (федеральный компонент). В гуманитарном профиле на изучение иностранного языка отведено 4-6 часов в неделю (3 часа - федеральный компонент + от 1 до 3 часов - компонент общеобразовательного учреждения).

6. Большое внимание уделяется внеурочной деятельности учащихся. Здесь функционируют факультативы, кружки, клубы и театральные студии на иностранных языках, осуществляется организация вебинаров с носителями языка, организуются программы обмена с зарубежными школами и др.

В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что гуманитарный профиль обучения является приоритетным в общеобразовательных учреждениях Липецкой области. Около 55% школ Липецкой области реализуют профильную подготовку по иностранным языкам (из 30 Липецких школ реализующих профильное обучение, 24 - ориентированы на данный профиль).

ков начинается со 2 класса, все школы

Библиографический список

1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. - М., 2002. - 18 с.

REALIZATION OF SPECIALIZED TEACHING FOREIGN LANGUAGES AT GENERAL EDUCATION INSTITUTIONS OF THE LIPETSK REGION

I.V. Zaitseva, candidate of pedagogic sciences, associate professor Bunin Yelets state university (Russia, Yelets)

Abstract. The article deals with the issues connected with organizing the process of specialized teaching foreign languages at general education institutions of the Lipetsk region. In order to carry out the analysis of the situation, there were determined the following aspects as criteria: foreign languages, pre-profile education, training profiles, a system of organizing specialized teaching, a structure of federal basic curriculum (foreign language), extracurricular activity.

Keywords: specialized teaching foreign languages, pre-profile education, specialization, models of specialized teaching.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.