Анализ деятельности и составление программ мониторинга МБОУ СОШ №13 г. Белгорода с использованием критериального подхода в течение 2-х лет позволяет констатировать следующие эффекты.
1. Критериальный анализ обеспечивает следующие требования к анализу деятельности учреждения: конкретность и диагностичность (у выявленных недостатков (проблем) появляется количественная или качественная шкала, позволяющая оценить степень несоответствия того, что есть, с нормой, т.е. с тем, что должно быть), обоснованность, которая обеспечивается надежностью норм, с которыми сопоставляется реальное положение дел в практике, надежность информации о реальном положении дел.
2. Наличествует логическая завершённость аналитического процесса в цикле: объект анализа - задачи школы - критерии - показатели эффективности - сведения (собственно анализ) - задача -мероприятия - показатели эффективности. Цикличность показана на примере фрагмента анализа работы с одарёнными детьми в приложении (схема осуществления критериального анализа).
3. Выявление проблемных зон в деятельности учреждения, а также их причин обеспечивается полнотой критериев и показателей не только результативности, но и условий, процесса.
4. Критериальный анализ является основанием внесения в систему школьного мониторинга критериев и показателей, актуальных для развития учреждения. Обеспечивается обоснованность и мобильность программы внутриучрежденческого мониторинга.
5. Позволяет иметь объективное представление об учреждении в образовательном пространстве города, региона, страны благодаря обусловленности критериев и показателей результативности внешне заданными планово-прогностическими программами.
6. Обеспечивается отслеживание динамики показателей эффективности деятельности учреждения в течение длительного временного периода
Кроме того, критериальный подход позволил выстроить в концептуальном и содержательном единстве следующие документы:
1. Программа мониторинга: показатели процесса, условий и результата деятельности учреждения по всем направлениям
2. Критерии стимулирования педагогических работников: обеспечивает гибкость системы стимулирования, целенаправленное использование ресурса материального стимулирования для повышения качества образования.
Тихонова Людмила Михайловна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБУ «Гимназия № 38», г. Тольятти [email protected]
Организация профильного обучения Аннотация. В статье представлен опыт организации профильного обучения, на основе построения индивидуальной образовательной траектории каждого старшеклассника. Индивидуальная образовательная траектория рассматривается как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Учебный процесс учащихся 10-11 классов осуществляется по индивидуальным учебным планам. Такая организационная форма профильного обучения позволяет создать образовательную систему специализированной подготовки личности к профессиональному самоопределению и самореализации выпускника в его самостоятельной жизни. Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, профильное обучение является «средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющим за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования». Переход к профильному обучению на основе индивидуальной образовательной траектории требует структурных, организационных и содержательных изменений на ступени среднего (полного) общего образования. Деятельность заместителя директора по организации профильного обучения осуществляется в нескольких направлениях: организационно-педагогическая и аналитическая деятельность, научно-методическое сопровождение.
Ключевые слова: профильное обучение, индивидуальная образовательная траектория, управленческая деятельность заместителя директора.
С 2005-2006 учебного года МБУ гимназия № 38 города Тольятти перешла к профильному обучению. В рамках уже существующего лингвистического профиля на ступени среднего (полного) общего образования были открыты профильные классы с изучением русского языка, английского языка, литературы, второго иностранного языка по выбору. Однако классы филологического или лингвистического профиля больше были направлены на «специализированную подготовку» всех учащихся класса в одном направлении. Учебные планы однопрофильных классов составлялись на основе «Примерных учебных планов для некоторых возможных профилей» и содержали набор общеобразовательных предметов одинаковый для всех. Учащиеся были поставлены в ситуацию выбора только тогда, когда приступали к обучению в 10 классе. Старшеклассники имели право самостоятельного выбора элективных курсов из школьного компонента образовательного учреждения но, предлагаемый набор элективных курсов дол-
жен был поддерживать выбираемый профиль, и количество выбора их было очень ограниченным. Такой подход к профильному обучению не мог являться средством дифференциации и индивидуализации обучения и не обеспечивал в полной мере условия для построения учащимся своей образовательной траектории. Поэтому, в 2008 году гимназия в соответствии с приказом Министерства образования и науки Самарской области от 12.l2.2008 №186-од, вступила в эксперимент по организации профильного обучения учащихся на ступени среднего (полного) общего образования в форме индивидуальной образовательной траектории. В научно-педагогической литературе достаточно полно рассматриваются вопросы, освещающие отдельные аспекты профильного обучения. (Т.И. Шамова, Г.Н. Подчалимова, Е.В. Воронина, А.А. Пинский). В большинстве работ, связанных с проблемами профильного обучения, авторы недостаточное внимание уделяют исследованию изменений в педагогической системе средней общеобразовательной школы. Вместе с тем, в процессе реализации профильного обучения возникает потребность в организационно-системном, практико-ориентированном подходе к процессу профильного обучения на основе ИОТ. Отсутствие опробованных на практике методов системного подхода в управлении профильным обучением на основе ИОТ вступает в противоречие с существующей организационной моделью управления обучением в профильных классах. Данное противоречие поставило нас перед необходимостью обновления механизма управления профильным обучением на основе ИОТ, создания новой управленческой системы, выработке конкретных управленческих и организационных действий.
Принятию решения о введении в нашей гимназии профильного обучения на основе ИОТ предшествовал анализ имеющихся ресурсов в соответствии с требуемыми критериями:
- наличие в учреждении на ступени среднего (полного) общего образования четырех классов;
- наличие в учреждении трех профилей обучения (лингвистического, филологического, лингво-математического);
- наличие в ОУ по каждому профилю не менее двух обязательных общеобразовательных учебных предметов, изучаемых на профильном уровне (русский язык, литература, английский язык, алгебра);
- реализация в учреждении более десяти элективных курсов.
Для успешной реализации поставленных задач, научно-методический совет гимназии разработал Программу опытно-экспериментальной работы, в которой определены задачи и этапы эксперимента.
Программа опытно-экспериментальной работы
Инновационный статус: региональная опытно-экспериментальная площадка.
Тема эксперимента: «Организация профильного обучения учащихся на ступени среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях Самарской области».
Руководитель эксперимента в МБУ гимназии №38: директор МБУ гимназии.
Методическое сопровождение: Тольяттинское управление МОиН Самарской области, департамент образования городского округа Тольятти.
База эксперимента: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №38 городского округа Тольятти.
Актуальность темы: характерной чертой современного развития образования является приведение системы образования в соответствие с требованиями постиндустриального информационного общества. Усложнение аспектов общественной и профессиональной деятельности на современном этапе определило приоритетным направлением государственной политики в области образования формирование системы непрерывного профессионального образования, начало которому закладывается в средней общеобразовательной школе. Приведение в соответствие с решаемыми задачами профилизации образования педагогической системы средней общеобразовательной школы является важнейшей проблемой педагогической науки и практики.
Объект эксперимента: образовательный процесс школы на ступени среднего (полного) общего образования.
Предмет эксперимента: организация профильного обучения на ступени среднего (полного) общего образования в форме индивидуальной образовательной траектории.
Цель эксперимента: создать систему профильного обучения на ступени среднего (полного) общего образования.
Задачи:
- создать условия для реализации профильного обучения;
- опытно-экспериментальным путем проверить систему профильного обучения старшеклассников;
- создать модель инновационной научно-методической среды, обеспечивающей функционирование профильного обучения.
Этапы эксперимента:
2008-2009 учебный год - аналитический, диагностический и организационный этап (анализ имеющихся ресурсов, определение стратегии, создание нормативно-правовой базы);
2009-2013 учебный год - практический этап (введение инноваций и их отслеживание в соответствии с программой мониторинга, корректировка программ профильных предметов и элективных курсов, проведение практических семинаров по диагностике ОЭР по проблемам профильного обучения, повышение квалификации учителей, разработка новых программ);
2013-2014 учебный год - обобщающий этап (анализ результатов, подведение итогов, оформление и описание результатов эксперимента, обобщение и распространение опыта работы, создание банка данных новых форм и технологий).
Критерии оценки ожидаемых результатов эксперимента:
- повышение качества знаний учащихся на ступени среднего (полного) общего образования;
- ориентация учащихся на выбор профессии;
- сохранение здоровья учащихся в процессе обучения в школе;
- повышение уровня квалификации педагогов, работающих в системе профильного обучения;
- разработка пакета научно-методических материалов по реализации профильного обучения.
Прогнозирование при подготовке эксперимента
Профильное образование является одним из ключевых направлений стратегии образования -индивидуализация обучения, поэтому перспективным является продолжение профильного обучения. Дальнейшее продолжение работы школы в направлении внедрения профильного обучения будет актуальным с позиции постепенного включения всех педагогов в данный процесс.
Следующим организационным шагом стало создание нормативно-правовой базы гимназии, обеспечивающей сопровождение профильного обучения. Были внесены изменения в Устав гимназии, принято Положение о профильном обучении учащихся на старшей ступени среднего (полного) общего образования, разработан и принят новый учебный план. В должностную инструкцию заместителя директора по УВР включены функциональные обязанности по организации образовательного процесса на старшей ступени; в должностную инструкцию классного руководителя - обязанности педагога-консультанта. Разработан новый учебно-методический комплекс. Приняты необходимые локальные акты. Цели, задачи управленческой деятельности заместителя директора на этапе перехода к ИОТ
Объектом управления выступает процесс профильного обучения. Субъектом управления на уровне класса, учебной группы - классный руководитель или куратор, педагог-консультант и учителя-предметники; на уровне учебного предмета - учитель и обучающиеся.
Цель: создание системы деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе по управлению профильным обучением на ступени среднего (полного) общего образования.
Задачи:
- подготовить условия и ввести профильное обучение в форме ИОТ на ступени среднего (полного) общего образования;
- обеспечить условия, которые позволяют реализовывать дифференциацию содержания обучения старшеклассников с учетом образовательных запросов;
- обеспечить организационно-педагогические условия для освоения образовательных программ профильного обучения;
- повысить результативность образовательной деятельности учреждения.
Заместитель директора по УВР осуществляет контрольно-диагностическую деятельность -для обеспечения взаимодействия управляющей и управляемой систем, осуществления педагогического анализа, внесения корректировок в процесс организации профильного обучения, для создания информационного банка данных о работе каждого учителя в системе профильного обучения. Планируя такую деятельность, он составляет график руководства и контроля профильного обучения . Аналитические материалы, собранные в процессе контрольно-диагностической деятельности, имеют огромное значение для принятия заместителем директора оптимальных управленческих решений.
Этапы управленческой деятельности по организации профильного обучения
Управленческая деятельность заместителя директора по организации профильного обучения осуществляется поэтапно.
1-й этап - изучение образовательных запросов учащихся.
Управленческие действия:
- анкетирование учащихся 9-х классов с целью выявления их образовательных запросов. Консультация с классными руководителями о содержании анкет и правильности заполнения бланков, установление сроков;
- анкетирование учащихся 10-го класса по вопросу профильного обучения в 11-м классе;
- сбор заполненных анкет;
- обработка и анализ анкет;
- перевод запросов в требования к программам;
- формирование списка элективных курсов.
2-й этап - анализ кадровых, учебно-методических, материально-технических ресурсов образовательного учреждения по удовлетворению образовательных запросов школьников.
Управленческие действия:
- заседание научно-методического совета, предметных методических кафедр по анализу имеющихся ресурсов и возможностей формирования ресурсов, недостающих для реализации проекта учебного плана;
- принятие управленческого решения.
3-й этап - разработка и оформление профильных программ в соответствии с основными требованиями.
Управленческие действия:
- проведение обучающего семинара для учителей, установление сроков;
- индивидуальное консультирование по возникающим вопросам;
- проверка и анализ профильных программ;
- утверждение программ профильных предметов, элективных курсов;
- проведение экспертизы (внутренняя экспертиза - на заседании научно-методического совета, внешняя - в профессиональном сообществе вузов).
4-й этап - формирование проекта индивидуальных учебных планов на основе соотнесения запросов с ресурсом часов к финансированию
Управленческие действия:
- оформление учебного плана - ответственного предложения учащимся со стороны гимназии;
- проведение совещания с классными руководителями о назначении учебного плана учащегося;
- проведение классного часа с учащимися 9-х классов о значении индивидуального учебного плана, определение сроков заполнения;
- обеспечение педагогического консультирования в процессе определения и корректировки учащимися ИОТ;
- сбор и обработка информации;
- формирование групп учащихся (по количеству) для изучения обязательных предметов с учетом уровня изучения, обязательных предметов по выбору и элективных курсов.
5-й этап - разработка учебного плана гимназии.
Управленческие действия:
- оформление учебного плана (план, где отражается набор обязательных учебных предметов с указанием уровня, предметов по выбору, регионального компонента и элективных курсов; план как сетка учебных часов к финансированию, с указанием количества групп);
- утверждение директором гимназии;
- согласование с департаментом образования.
6-й этап - организация учебного процесса на старшей ступени.
Управленческие действия:
- тарификация учителей, работающих в системе профильного обучения;
- обеспечение педагогического консультирования при корректировке ИОТ в начале учебного года;
- проведение консультаций с классными руководителями по оформлению индивидуального учебного плана (ИУП) каждого учащегося;
- утверждение ИУП директором
- формирование групп учащихся (списочный состав)
- проведение консультаций с классными руководителями по оформлению журналов (в каждом томе разный набор предметов и элективных курсов);
- составление индивидуального расписания;
- организация занятости учащихся во время "окон";
- оказание методической поддержки учителям при составлении календарно-тематического планирования;
- проверка, согласование и утверждение УМК профильного обучения;
- осуществление контроля учебного процесса;
- осуществление смены ИОТ во втором полугодии.
7-й этап - завершающий, подведение итогов.
Управленческие действия:
- анализ результатов отслеживания образовательного процесса;
- анализ качества обучения старшеклассников;
- анализ программно-методического обеспечения;
- анализ кадрового обеспечения;
- проведение предметных методических кафедр. Обмен опытом, самоанализ учителей, подведение итогов;
- выявление затруднений и внесение корректировок в процесс профильного обучения;
- составление аналитического итогового документа;
- выступление с докладом на августовском педсовете.
Методическое сопровождение профильного обучения
Успешность реализации задач профильного обучения зависит от наличия четкой методологической основы и структуры методического обеспечения в соответствии с конечной целью и планируемыми образовательными результатами. Методическая работа помогает создать условия для подготовки учителя к работе в системе профильного обучения. В нашей гимназии создан и работает научно-методический совет, который на своих заседаниях постоянно рассматривает актуальные вопросы профильного обучения. Для более четкой организации методического сопровождения учителей по вопросу профильного обучения
в гимназии организованы семинары для классных руководителей и учителей. Занятия проводят члены администрации гимназии. Ответственным является заместитель директора по УВР
Реализация целей профильного обучения, записанных в разработанной концепции профильного обучения, возможна при условии создания профильных УМК и подготовки учителей, способных работать в системе профильного обучения. Профильные УМК разрабатываются на основе содержания образовательных минимумов базового и профильного уровней обучения, учитывают содержание примерных и авторских программ базовых, профильных и элективных курсов. Основная цель программ профильных курсов - ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на их подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.
Программы, обеспечивающие профильное обучение, могут быть базового, профильного, углубленного и расширенного уровней. УМК профильного обучения включает в себя и программы элективных курсов. Тематика и содержание профильных программ должны:
- предоставлять обучающимся возможность для выбора ИОТ;
- способствовать осознанному профессиональному самоопределению;
- иметь актуальность, социальную и личностную значимость;
- обладать значительным развивающим потенциалом;
- обеспечивать планируемые результаты обучения.
Можно выделить три этапа реализации профильных программ: подготовительный, основной и итоговый. Их общая характеристика такова:
- изучение и анализ образовательных запросов учащихся;
- анализ педагогических и материальных ресурсов по удовлетворению образовательных запросов школьников;
- методическая поддержка учителей, разрабатывающих или внедряющих профильные программы;
- разработка и оформление программ в соответствии с основными требованиями;
- анализ и утверждение программ (внутренняя или внешняя экспертиза);
- реализация и апробация различных программ профильных и элективных курсов;
- анализ результатов и изучение востребованности программ;
- создание базы данных авторских и рекомендованных профильных программ.
Мы реализуем программы систематических курсов различных направлений и уровней:
- профильного уровня по русскому языку;
- профильного уровня по английскому языку;
- «Русский язык с элементами стилистики»;
- «Русский язык с элементами деловой коммуникации»;
- «Обществознание с элементами права»;
- «Обществознание с элементами экономики»;
- «Литература с элементами культурологического анализа».
Создано более десяти авторских программ элективных курсов по иностранным языкам, обще-ствознанию, русскому языку:
- «Английский язык для делового общения»;
- «Деловая коммуникация на английском языке»;
- «Французский разговорный»;
- «Немецкий разговорный»;
- «Страноведение» (Великобритания);
- «Культурология»;
- «Средства выразительности русского языка»;
- «Сложные вопросы словообразования»;
- «Стилистика русского языка»;
- «Вопросы права в курсе обществознания»;
- «Современная экономика»
Все программы прошли внешнюю экспертизу, утверждены Самарским государственным университетом, Международным институтом рынка и позволяют обеспечивать ИОТ учащихся. В гимназии создан электронный банк данных реализуемых образовательных программ и программ элективных курсов.
Промежуточные результаты
Важным показателем эффективности профильного обучения являются уровень .качества знаний учащихся 11-х классов - выпускников III ступени гимназии
_Количество и процент от общего числа выпускников средней школы, награжденных медалями
Учебный год Количество выпускников % успеваемости % качества
2009-2010 43 100 60,5
2010-2011 39 100 72
2011-2012 58 100 75,9
«За особые успехи в учении»
Выдано 2009-2010 2010-2011 2011-2012
Золото 7 7 11
го Серебро 5 5 7
О) Всего 12 12 18
% от общего количества 28% 31% 31%
Результаты итоговой аттестации выпускников по профильным предметам _Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку_
Уч.год 2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012
Ср. балл 70,3 72,8 72 75
Ср. оценка 4,6 4,7
Анализ результатов ЕГЭ по английскому языку
Уч.год 2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012
Ср.балл 76,5 73,4 77,4 75
Ср.оценка 4,6 4,6
Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию
Уч.год 2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012
Ср.балл 64 63,3 59 63,8
Ср.оценка 4,3 4,1
Анализ результатов ЕГЭ по истории
Уч.год 2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012
Ср.балл 60,7 62 56,4 77,6
Ср.оценка 4,4 4,2
Анализ результатов ЕГЭ по литературе
Уч.год 2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012
Ср.балл 69,4 64,5 58 77
Ср.оценка 4,9
Таким образом, выпускники показывают стабильно высокий результат. Показатели гимназии выше показателей города и региона. Процент выпускников получивших, на итоговой аттестации в форме ЕГЭ от 80 и более баллов составляет: 2008 г. - 16%, 2009 г. - 34%, 2010 - 44, 2012 - 62% Качество знаний старшеклассников по предметам составляет от 70% - 100%. Высокое качество знаний выпускников даёт возможность поступления в желаемые вузы города, России и зарубежья. Продолжили обучение в соответствии с профилем: русский язык - 90% (процент от количества уч-ся, изучающих предмет на профильном уровне); английский язык - 23%; история - 70%; обществозна-ние - 69%. 100% учителей, работающих на старшей ступени, прошли курсы повышения квалификации. По результатам анкетирования - 100% учащихся старших классов удовлетворены возможностью выбора предметов и уровня их изучения. Результатом управленческой деятельности заместителя директора по учебно - воспитательной работе является то, что за последние годы в гимназии произошли структурные, организационные, и содержательные изменения на ступени среднего (полного) общего образования. Сформировалась новая образовательная система, направленная на индивидуализацию и дифференциацию обучения. Созданная управленческая система позволяет заместителю директора по учебно - воспитательной работе анализировать результаты деятельности педагогического коллектива, выявлять причины затруднений, вносить корректировку в процесс профильного обучения и принимать эффективные управленческие решения. Библиографический список
1. Профильное обучение. Сборник нормативных документов. М, 2006.
2. Воронина, Е. В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение / Е. В. Воронина. - М.: «5 за знания», 2006.
3. Пинский А. Концепция профильного обучения: все идет по плану / А. Пинский. «Народное образование». 2004. - №1.
4. Черникова, Т. В. Качество управления школой на этапе перехода к профильному обучению / Т. В.Черникова. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
5. Шамова, Т. И. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода. Т. И. Шамова и др... - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.
Филимонова Ирина Анатольевна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе, ГКОУ РО школа-интернат VIII вида,
п. Матвеев Курган, Ростовская область
Инновационный образовательный проект «Методические основы организации и проведения контрольно-методических срезов в виде тестов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» Аннотация. Статья посвящена организации инновационного образовательного проекта «Методические основы организации и проведения контрольно-методических срезов в виде тестов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся,