Научная статья на тему 'Организация профильного обучения'

Организация профильного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1629
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонова Людмила Михайловна

В статье представлен опыт организации профильного обучения в муниципальном образовательном учреждении гимназии №38 г. о. Тольятти на основе построения индивидуальной образовательной траектории каждого старшеклассника. Индивидуальная образовательная траектория рассматривается как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Учебный процесс учащихся 10-11 классов осуществляется по индивидуальным учебным планам. Такая организационная форма профильного обучения позволяет создать образовательную систему специализированной подготовки личности к профессиональному самоопределению и самореализации выпускника в его самостоятельной жизни. Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, профильное обучение является «средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющим за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования». Переход к профильному обучению на основе индивидуальной образовательной траектории требует структурных, организационных и содержательных изменений на ступени среднего (полного) общего образования. Деятельность заместителя директора по организации профильного обучения осуществляется в нескольких направлениях: организационно-педагогическая и аналитическая деятельность, научно-методическое сопровождение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация профильного обучения»

Анализ деятельности и составление программ мониторинга МБОУ СОШ №13 г. Белгорода с использованием критериального подхода в течение 2-х лет позволяет констатировать следующие эффекты.

1. Критериальный анализ обеспечивает следующие требования к анализу деятельности учреждения: конкретность и диагностичность (у выявленных недостатков (проблем) появляется количественная или качественная шкала, позволяющая оценить степень несоответствия того, что есть, с нормой, т.е. с тем, что должно быть), обоснованность, которая обеспечивается надежностью норм, с которыми сопоставляется реальное положение дел в практике, надежность информации о реальном положении дел.

2. Наличествует логическая завершённость аналитического процесса в цикле: объект анализа - задачи школы - критерии - показатели эффективности - сведения (собственно анализ) - задача -мероприятия - показатели эффективности. Цикличность показана на примере фрагмента анализа работы с одарёнными детьми в приложении (схема осуществления критериального анализа).

3. Выявление проблемных зон в деятельности учреждения, а также их причин обеспечивается полнотой критериев и показателей не только результативности, но и условий, процесса.

4. Критериальный анализ является основанием внесения в систему школьного мониторинга критериев и показателей, актуальных для развития учреждения. Обеспечивается обоснованность и мобильность программы внутриучрежденческого мониторинга.

5. Позволяет иметь объективное представление об учреждении в образовательном пространстве города, региона, страны благодаря обусловленности критериев и показателей результативности внешне заданными планово-прогностическими программами.

6. Обеспечивается отслеживание динамики показателей эффективности деятельности учреждения в течение длительного временного периода

Кроме того, критериальный подход позволил выстроить в концептуальном и содержательном единстве следующие документы:

1. Программа мониторинга: показатели процесса, условий и результата деятельности учреждения по всем направлениям

2. Критерии стимулирования педагогических работников: обеспечивает гибкость системы стимулирования, целенаправленное использование ресурса материального стимулирования для повышения качества образования.

Тихонова Людмила Михайловна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБУ «Гимназия № 38», г. Тольятти [email protected]

Организация профильного обучения Аннотация. В статье представлен опыт организации профильного обучения, на основе построения индивидуальной образовательной траектории каждого старшеклассника. Индивидуальная образовательная траектория рассматривается как персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании. Учебный процесс учащихся 10-11 классов осуществляется по индивидуальным учебным планам. Такая организационная форма профильного обучения позволяет создать образовательную систему специализированной подготовки личности к профессиональному самоопределению и самореализации выпускника в его самостоятельной жизни. Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, профильное обучение является «средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющим за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования». Переход к профильному обучению на основе индивидуальной образовательной траектории требует структурных, организационных и содержательных изменений на ступени среднего (полного) общего образования. Деятельность заместителя директора по организации профильного обучения осуществляется в нескольких направлениях: организационно-педагогическая и аналитическая деятельность, научно-методическое сопровождение.

Ключевые слова: профильное обучение, индивидуальная образовательная траектория, управленческая деятельность заместителя директора.

С 2005-2006 учебного года МБУ гимназия № 38 города Тольятти перешла к профильному обучению. В рамках уже существующего лингвистического профиля на ступени среднего (полного) общего образования были открыты профильные классы с изучением русского языка, английского языка, литературы, второго иностранного языка по выбору. Однако классы филологического или лингвистического профиля больше были направлены на «специализированную подготовку» всех учащихся класса в одном направлении. Учебные планы однопрофильных классов составлялись на основе «Примерных учебных планов для некоторых возможных профилей» и содержали набор общеобразовательных предметов одинаковый для всех. Учащиеся были поставлены в ситуацию выбора только тогда, когда приступали к обучению в 10 классе. Старшеклассники имели право самостоятельного выбора элективных курсов из школьного компонента образовательного учреждения но, предлагаемый набор элективных курсов дол-

жен был поддерживать выбираемый профиль, и количество выбора их было очень ограниченным. Такой подход к профильному обучению не мог являться средством дифференциации и индивидуализации обучения и не обеспечивал в полной мере условия для построения учащимся своей образовательной траектории. Поэтому, в 2008 году гимназия в соответствии с приказом Министерства образования и науки Самарской области от 12.l2.2008 №186-од, вступила в эксперимент по организации профильного обучения учащихся на ступени среднего (полного) общего образования в форме индивидуальной образовательной траектории. В научно-педагогической литературе достаточно полно рассматриваются вопросы, освещающие отдельные аспекты профильного обучения. (Т.И. Шамова, Г.Н. Подчалимова, Е.В. Воронина, А.А. Пинский). В большинстве работ, связанных с проблемами профильного обучения, авторы недостаточное внимание уделяют исследованию изменений в педагогической системе средней общеобразовательной школы. Вместе с тем, в процессе реализации профильного обучения возникает потребность в организационно-системном, практико-ориентированном подходе к процессу профильного обучения на основе ИОТ. Отсутствие опробованных на практике методов системного подхода в управлении профильным обучением на основе ИОТ вступает в противоречие с существующей организационной моделью управления обучением в профильных классах. Данное противоречие поставило нас перед необходимостью обновления механизма управления профильным обучением на основе ИОТ, создания новой управленческой системы, выработке конкретных управленческих и организационных действий.

Принятию решения о введении в нашей гимназии профильного обучения на основе ИОТ предшествовал анализ имеющихся ресурсов в соответствии с требуемыми критериями:

- наличие в учреждении на ступени среднего (полного) общего образования четырех классов;

- наличие в учреждении трех профилей обучения (лингвистического, филологического, лингво-математического);

- наличие в ОУ по каждому профилю не менее двух обязательных общеобразовательных учебных предметов, изучаемых на профильном уровне (русский язык, литература, английский язык, алгебра);

- реализация в учреждении более десяти элективных курсов.

Для успешной реализации поставленных задач, научно-методический совет гимназии разработал Программу опытно-экспериментальной работы, в которой определены задачи и этапы эксперимента.

Программа опытно-экспериментальной работы

Инновационный статус: региональная опытно-экспериментальная площадка.

Тема эксперимента: «Организация профильного обучения учащихся на ступени среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях Самарской области».

Руководитель эксперимента в МБУ гимназии №38: директор МБУ гимназии.

Методическое сопровождение: Тольяттинское управление МОиН Самарской области, департамент образования городского округа Тольятти.

База эксперимента: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №38 городского округа Тольятти.

Актуальность темы: характерной чертой современного развития образования является приведение системы образования в соответствие с требованиями постиндустриального информационного общества. Усложнение аспектов общественной и профессиональной деятельности на современном этапе определило приоритетным направлением государственной политики в области образования формирование системы непрерывного профессионального образования, начало которому закладывается в средней общеобразовательной школе. Приведение в соответствие с решаемыми задачами профилизации образования педагогической системы средней общеобразовательной школы является важнейшей проблемой педагогической науки и практики.

Объект эксперимента: образовательный процесс школы на ступени среднего (полного) общего образования.

Предмет эксперимента: организация профильного обучения на ступени среднего (полного) общего образования в форме индивидуальной образовательной траектории.

Цель эксперимента: создать систему профильного обучения на ступени среднего (полного) общего образования.

Задачи:

- создать условия для реализации профильного обучения;

- опытно-экспериментальным путем проверить систему профильного обучения старшеклассников;

- создать модель инновационной научно-методической среды, обеспечивающей функционирование профильного обучения.

Этапы эксперимента:

2008-2009 учебный год - аналитический, диагностический и организационный этап (анализ имеющихся ресурсов, определение стратегии, создание нормативно-правовой базы);

2009-2013 учебный год - практический этап (введение инноваций и их отслеживание в соответствии с программой мониторинга, корректировка программ профильных предметов и элективных курсов, проведение практических семинаров по диагностике ОЭР по проблемам профильного обучения, повышение квалификации учителей, разработка новых программ);

2013-2014 учебный год - обобщающий этап (анализ результатов, подведение итогов, оформление и описание результатов эксперимента, обобщение и распространение опыта работы, создание банка данных новых форм и технологий).

Критерии оценки ожидаемых результатов эксперимента:

- повышение качества знаний учащихся на ступени среднего (полного) общего образования;

- ориентация учащихся на выбор профессии;

- сохранение здоровья учащихся в процессе обучения в школе;

- повышение уровня квалификации педагогов, работающих в системе профильного обучения;

- разработка пакета научно-методических материалов по реализации профильного обучения.

Прогнозирование при подготовке эксперимента

Профильное образование является одним из ключевых направлений стратегии образования -индивидуализация обучения, поэтому перспективным является продолжение профильного обучения. Дальнейшее продолжение работы школы в направлении внедрения профильного обучения будет актуальным с позиции постепенного включения всех педагогов в данный процесс.

Следующим организационным шагом стало создание нормативно-правовой базы гимназии, обеспечивающей сопровождение профильного обучения. Были внесены изменения в Устав гимназии, принято Положение о профильном обучении учащихся на старшей ступени среднего (полного) общего образования, разработан и принят новый учебный план. В должностную инструкцию заместителя директора по УВР включены функциональные обязанности по организации образовательного процесса на старшей ступени; в должностную инструкцию классного руководителя - обязанности педагога-консультанта. Разработан новый учебно-методический комплекс. Приняты необходимые локальные акты. Цели, задачи управленческой деятельности заместителя директора на этапе перехода к ИОТ

Объектом управления выступает процесс профильного обучения. Субъектом управления на уровне класса, учебной группы - классный руководитель или куратор, педагог-консультант и учителя-предметники; на уровне учебного предмета - учитель и обучающиеся.

Цель: создание системы деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе по управлению профильным обучением на ступени среднего (полного) общего образования.

Задачи:

- подготовить условия и ввести профильное обучение в форме ИОТ на ступени среднего (полного) общего образования;

- обеспечить условия, которые позволяют реализовывать дифференциацию содержания обучения старшеклассников с учетом образовательных запросов;

- обеспечить организационно-педагогические условия для освоения образовательных программ профильного обучения;

- повысить результативность образовательной деятельности учреждения.

Заместитель директора по УВР осуществляет контрольно-диагностическую деятельность -для обеспечения взаимодействия управляющей и управляемой систем, осуществления педагогического анализа, внесения корректировок в процесс организации профильного обучения, для создания информационного банка данных о работе каждого учителя в системе профильного обучения. Планируя такую деятельность, он составляет график руководства и контроля профильного обучения . Аналитические материалы, собранные в процессе контрольно-диагностической деятельности, имеют огромное значение для принятия заместителем директора оптимальных управленческих решений.

Этапы управленческой деятельности по организации профильного обучения

Управленческая деятельность заместителя директора по организации профильного обучения осуществляется поэтапно.

1-й этап - изучение образовательных запросов учащихся.

Управленческие действия:

- анкетирование учащихся 9-х классов с целью выявления их образовательных запросов. Консультация с классными руководителями о содержании анкет и правильности заполнения бланков, установление сроков;

- анкетирование учащихся 10-го класса по вопросу профильного обучения в 11-м классе;

- сбор заполненных анкет;

- обработка и анализ анкет;

- перевод запросов в требования к программам;

- формирование списка элективных курсов.

2-й этап - анализ кадровых, учебно-методических, материально-технических ресурсов образовательного учреждения по удовлетворению образовательных запросов школьников.

Управленческие действия:

- заседание научно-методического совета, предметных методических кафедр по анализу имеющихся ресурсов и возможностей формирования ресурсов, недостающих для реализации проекта учебного плана;

- принятие управленческого решения.

3-й этап - разработка и оформление профильных программ в соответствии с основными требованиями.

Управленческие действия:

- проведение обучающего семинара для учителей, установление сроков;

- индивидуальное консультирование по возникающим вопросам;

- проверка и анализ профильных программ;

- утверждение программ профильных предметов, элективных курсов;

- проведение экспертизы (внутренняя экспертиза - на заседании научно-методического совета, внешняя - в профессиональном сообществе вузов).

4-й этап - формирование проекта индивидуальных учебных планов на основе соотнесения запросов с ресурсом часов к финансированию

Управленческие действия:

- оформление учебного плана - ответственного предложения учащимся со стороны гимназии;

- проведение совещания с классными руководителями о назначении учебного плана учащегося;

- проведение классного часа с учащимися 9-х классов о значении индивидуального учебного плана, определение сроков заполнения;

- обеспечение педагогического консультирования в процессе определения и корректировки учащимися ИОТ;

- сбор и обработка информации;

- формирование групп учащихся (по количеству) для изучения обязательных предметов с учетом уровня изучения, обязательных предметов по выбору и элективных курсов.

5-й этап - разработка учебного плана гимназии.

Управленческие действия:

- оформление учебного плана (план, где отражается набор обязательных учебных предметов с указанием уровня, предметов по выбору, регионального компонента и элективных курсов; план как сетка учебных часов к финансированию, с указанием количества групп);

- утверждение директором гимназии;

- согласование с департаментом образования.

6-й этап - организация учебного процесса на старшей ступени.

Управленческие действия:

- тарификация учителей, работающих в системе профильного обучения;

- обеспечение педагогического консультирования при корректировке ИОТ в начале учебного года;

- проведение консультаций с классными руководителями по оформлению индивидуального учебного плана (ИУП) каждого учащегося;

- утверждение ИУП директором

- формирование групп учащихся (списочный состав)

- проведение консультаций с классными руководителями по оформлению журналов (в каждом томе разный набор предметов и элективных курсов);

- составление индивидуального расписания;

- организация занятости учащихся во время "окон";

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- оказание методической поддержки учителям при составлении календарно-тематического планирования;

- проверка, согласование и утверждение УМК профильного обучения;

- осуществление контроля учебного процесса;

- осуществление смены ИОТ во втором полугодии.

7-й этап - завершающий, подведение итогов.

Управленческие действия:

- анализ результатов отслеживания образовательного процесса;

- анализ качества обучения старшеклассников;

- анализ программно-методического обеспечения;

- анализ кадрового обеспечения;

- проведение предметных методических кафедр. Обмен опытом, самоанализ учителей, подведение итогов;

- выявление затруднений и внесение корректировок в процесс профильного обучения;

- составление аналитического итогового документа;

- выступление с докладом на августовском педсовете.

Методическое сопровождение профильного обучения

Успешность реализации задач профильного обучения зависит от наличия четкой методологической основы и структуры методического обеспечения в соответствии с конечной целью и планируемыми образовательными результатами. Методическая работа помогает создать условия для подготовки учителя к работе в системе профильного обучения. В нашей гимназии создан и работает научно-методический совет, который на своих заседаниях постоянно рассматривает актуальные вопросы профильного обучения. Для более четкой организации методического сопровождения учителей по вопросу профильного обучения

в гимназии организованы семинары для классных руководителей и учителей. Занятия проводят члены администрации гимназии. Ответственным является заместитель директора по УВР

Реализация целей профильного обучения, записанных в разработанной концепции профильного обучения, возможна при условии создания профильных УМК и подготовки учителей, способных работать в системе профильного обучения. Профильные УМК разрабатываются на основе содержания образовательных минимумов базового и профильного уровней обучения, учитывают содержание примерных и авторских программ базовых, профильных и элективных курсов. Основная цель программ профильных курсов - ориентация на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, на их подготовку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

Программы, обеспечивающие профильное обучение, могут быть базового, профильного, углубленного и расширенного уровней. УМК профильного обучения включает в себя и программы элективных курсов. Тематика и содержание профильных программ должны:

- предоставлять обучающимся возможность для выбора ИОТ;

- способствовать осознанному профессиональному самоопределению;

- иметь актуальность, социальную и личностную значимость;

- обладать значительным развивающим потенциалом;

- обеспечивать планируемые результаты обучения.

Можно выделить три этапа реализации профильных программ: подготовительный, основной и итоговый. Их общая характеристика такова:

- изучение и анализ образовательных запросов учащихся;

- анализ педагогических и материальных ресурсов по удовлетворению образовательных запросов школьников;

- методическая поддержка учителей, разрабатывающих или внедряющих профильные программы;

- разработка и оформление программ в соответствии с основными требованиями;

- анализ и утверждение программ (внутренняя или внешняя экспертиза);

- реализация и апробация различных программ профильных и элективных курсов;

- анализ результатов и изучение востребованности программ;

- создание базы данных авторских и рекомендованных профильных программ.

Мы реализуем программы систематических курсов различных направлений и уровней:

- профильного уровня по русскому языку;

- профильного уровня по английскому языку;

- «Русский язык с элементами стилистики»;

- «Русский язык с элементами деловой коммуникации»;

- «Обществознание с элементами права»;

- «Обществознание с элементами экономики»;

- «Литература с элементами культурологического анализа».

Создано более десяти авторских программ элективных курсов по иностранным языкам, обще-ствознанию, русскому языку:

- «Английский язык для делового общения»;

- «Деловая коммуникация на английском языке»;

- «Французский разговорный»;

- «Немецкий разговорный»;

- «Страноведение» (Великобритания);

- «Культурология»;

- «Средства выразительности русского языка»;

- «Сложные вопросы словообразования»;

- «Стилистика русского языка»;

- «Вопросы права в курсе обществознания»;

- «Современная экономика»

Все программы прошли внешнюю экспертизу, утверждены Самарским государственным университетом, Международным институтом рынка и позволяют обеспечивать ИОТ учащихся. В гимназии создан электронный банк данных реализуемых образовательных программ и программ элективных курсов.

Промежуточные результаты

Важным показателем эффективности профильного обучения являются уровень .качества знаний учащихся 11-х классов - выпускников III ступени гимназии

_Количество и процент от общего числа выпускников средней школы, награжденных медалями

Учебный год Количество выпускников % успеваемости % качества

2009-2010 43 100 60,5

2010-2011 39 100 72

2011-2012 58 100 75,9

«За особые успехи в учении»

Выдано 2009-2010 2010-2011 2011-2012

Золото 7 7 11

го Серебро 5 5 7

О) Всего 12 12 18

% от общего количества 28% 31% 31%

Результаты итоговой аттестации выпускников по профильным предметам _Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку_

Уч.год 2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012

Ср. балл 70,3 72,8 72 75

Ср. оценка 4,6 4,7

Анализ результатов ЕГЭ по английскому языку

Уч.год 2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012

Ср.балл 76,5 73,4 77,4 75

Ср.оценка 4,6 4,6

Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию

Уч.год 2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012

Ср.балл 64 63,3 59 63,8

Ср.оценка 4,3 4,1

Анализ результатов ЕГЭ по истории

Уч.год 2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012

Ср.балл 60,7 62 56,4 77,6

Ср.оценка 4,4 4,2

Анализ результатов ЕГЭ по литературе

Уч.год 2008/2009 2009/2010 2010/2011 2011/2012

Ср.балл 69,4 64,5 58 77

Ср.оценка 4,9

Таким образом, выпускники показывают стабильно высокий результат. Показатели гимназии выше показателей города и региона. Процент выпускников получивших, на итоговой аттестации в форме ЕГЭ от 80 и более баллов составляет: 2008 г. - 16%, 2009 г. - 34%, 2010 - 44, 2012 - 62% Качество знаний старшеклассников по предметам составляет от 70% - 100%. Высокое качество знаний выпускников даёт возможность поступления в желаемые вузы города, России и зарубежья. Продолжили обучение в соответствии с профилем: русский язык - 90% (процент от количества уч-ся, изучающих предмет на профильном уровне); английский язык - 23%; история - 70%; обществозна-ние - 69%. 100% учителей, работающих на старшей ступени, прошли курсы повышения квалификации. По результатам анкетирования - 100% учащихся старших классов удовлетворены возможностью выбора предметов и уровня их изучения. Результатом управленческой деятельности заместителя директора по учебно - воспитательной работе является то, что за последние годы в гимназии произошли структурные, организационные, и содержательные изменения на ступени среднего (полного) общего образования. Сформировалась новая образовательная система, направленная на индивидуализацию и дифференциацию обучения. Созданная управленческая система позволяет заместителю директора по учебно - воспитательной работе анализировать результаты деятельности педагогического коллектива, выявлять причины затруднений, вносить корректировку в процесс профильного обучения и принимать эффективные управленческие решения. Библиографический список

1. Профильное обучение. Сборник нормативных документов. М, 2006.

2. Воронина, Е. В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение / Е. В. Воронина. - М.: «5 за знания», 2006.

3. Пинский А. Концепция профильного обучения: все идет по плану / А. Пинский. «Народное образование». 2004. - №1.

4. Черникова, Т. В. Качество управления школой на этапе перехода к профильному обучению / Т. В.Черникова. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

5. Шамова, Т. И. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода. Т. И. Шамова и др... - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.

Филимонова Ирина Анатольевна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе, ГКОУ РО школа-интернат VIII вида,

п. Матвеев Курган, Ростовская область

[email protected]

Инновационный образовательный проект «Методические основы организации и проведения контрольно-методических срезов в виде тестов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида» Аннотация. Статья посвящена организации инновационного образовательного проекта «Методические основы организации и проведения контрольно-методических срезов в виде тестов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.