Д.М.ЮСУПОВА Б.Э. ДАДОБОЕВА
ПРОБЛЕМА ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Проблемам профильного обучения придаётся огромное значение в системе образования большинства развитых стран мира. При этом особое место в них отводится проблеме профильной дифференциации обучения.
Профиль - это совокупность специфических черт, характеризующих какую-нибудь сферу деятельности, а также характер производственного или учебного уклона (4). В большинстве стран Европы все учащиеся до 6-го года обучения в основной общеобразовательной школе формально получают одинаковую подготовку. К 7-му году обучения ученик должен определиться в выборе своего дальнейшего пути (1). Каждому ученику предлагается два варианта продолжения образования в основной школе: «академический», который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию и «профессиональный», в котором обучаются по упрощенному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины. При этом многие ученые-педагоги европейских стран считают нецелесообразной раннюю профилизацию.
Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования (2).
Данное определение дает лишь общее представление о том, что считается профильным обучением. Ведущими здесь являются два понятия: «дифференциация» и «индивидуализация».
Дифференциация обучения - это такая форма организации учебной деятельности школьников среднего и старшего возраста, при которой учитываются их индивидуальные склонности, интересы и проявившиеся способности.
Индивидуализация предполагает учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся. Некоторые ученые считают, что дифференциация обучения направлена на то, чтобы обеспечить индивидуализацию обучения.
Существует несколько форм дифференциации: внутриклассная дифференциация; классы повышенного уровня обучения; дифференциация по психологическим особенностям детей; гимназические классы; классы коррекционно-развивающие; классы с углубленным изучением предметов; профильные классы; элективная дифференциация; классы гибкого состава; классы, спрофилированные на ВУЗ, лицейские классы.
Из вышеприведенной классификации видно, что профильное обучение и углубленное изучение отдельных предметов - это разные формы дифференциации.
Одни ученые полагают, что, в отличие от классов углубленного изучения отдельных предметов, в профильных классах углубленно изучается не один предмет, а группа взаимосвязанных предметов. Другие отмечают, что в профильных классах расширенно изучают предметы за счет включения материала профильной направленности.
Разрешить данное противоречие можно, если определить профильное обучение как углубление в профилирующем предмете тех тем, которые одиктуются профильной направленностью.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
• обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного и общего образования;
• создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
• способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
• расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования (3).
Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.
Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые
УДК 371 ББК 74.00
выбираются, чтобы в них специализироваться». Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. Поэтому традиционную позицию «как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы» поддерживают около четверти старшеклассников.
Профильное обучение развивается по трем организационным направлениям, которые можно считать уровнями или индивидуальными маршрутами:
1. Собственно профессиональное образование, обеспечивающее получение массовых профессий обычно низкой квалификации;
2. Начальное профессиональное образование, ориентированное на улучшение адаптации на последующих послешкольных этапах непрерывного образования с целью получения более высокой квалификации;
3. Профессиональное образование как старт на пути к получению высокой квалификации, выбор которой старшие школьники сделали для себя вполне осознанно (7).
Таким образом, индивидуальный план профильного образования каждого старшего школьника предполагает выбор:
• маршрута на основе самодиагностики, рекомендаций, консультаций и пр.
• направления на основе выполненных технологических и профессиональных проб, с учетом склонностей и желаний учащихся, их родителей;
• специализации внутри профиля также на основе выполненных технологических и профессиональных проб, с учетом склонностей и желаний учащихся, анализа успешности по основным учебным дисциплинам и других факторов (6).
Первый маршрут рассчитан в основном на подростков, пока имеющих невысокий потенциал и для которых получение профессии становится шансом нахождения рабочего места на рынке труда.
Второй маршрут рассчитан на подростков, имеющих достаточно жизненных шансов на построение деловой карьеры, у которых уже имеются сложившиеся предпочтения.
Третий маршрут рассчитан на подростков, имеющих планы достижения высокой квалификации по уже выбранной профессии, готовых прилагать дополнительные усилия для их реализации.
Так как профильные классы будут заметно отличаться от направленности, по предпочтениям и предметной подготовленности учащихся, то возникает необходимость введения двух уровней преподавания базовых предметов:
• достаточный;
• продвинутый.
Введение разных уровней преподавания базовых предметов является принципиально новым моментом, а проверка их жизнеспособности становится частью содержания экспериментальной работы.
Во-первых, разный уровень преподавания предполагает отбор содержания преподавания, реализуемый как программами, так и разными учебниками, адресованными учащимся, определившим свои жизненно-профессиональные линии на ближайшую перспективу.
Во-вторых, можно ожидать простого механистического подхода к разным уровням преподавания регулированием количеством часов в учебном плане профильного образования: продвинутый уровень - больше учебных часов, достаточный уровень - меньше.
В-третьих, достаточный и продвинутый уровни могут различаться по степени потенциальной подготовленности к вступительным экзаменам, в первую очередь в ВУЗы.
Естественно, возникает проблема перехода учащегося с одного уровня на другой. Относительно просто обстоит дело при переходе с продвинутого уровня на достаточный уровень.
При необходимости перехода учащегося с достаточного уровня профильного образования на продвинутый имеется пока одно практическое решение - увеличение объема самостоятельной работы, экстернат и сдача соответствующего зачетного испытания, что не только должно быть предусмотрено нормативными документами, но и проверено в ходе эксперимента.
Можно ожидать, что профильное обучение разделит старшеклассников на неравные категории.
В первой окажутся те, кто связывает свою будущую профильную деятельность с тем или иным профилем образования в школе, и демонстрируют готовность испытать себя проверкой своей пригодности к будущей профессиональной деятельности.
Вторая категория старшеклассников - те, кто никак не связывает, по крайней мере, пока, свою будущую профессиональную деятельность с профильным обучением. В этом случае есть необходимость смены профиля обучения, возможно, несколько раз, но только в конце полугодий.
Профильное обучение не должно быть детерминированным, однозначно заданным и полностью поглощающим личность. Оно не должно быть подготовкой «профи», тем более, что трудовая
деятельность в современных условиях делает реальной смену профессий несколько раз за трудовую жизнь человека, что в прошлом было, скорее, исключением, а не правилом.
Одно направленность профильного обучения особенно недопустима с учетом того, что выбор профиля большинством вчерашних девятиклассников не объективизирован и требует постоянного уточнения.
Профильное обучение предполагает включение мощного социально-педагогического и психологически-диагностического блока, предоставляющего школьникам возможность не только выяснить свое отношение к тому или иному виду профессиональной деятельности, но и познать свои профессионально важные качества, степень и потенциал их развития(5).
1) Можно предположить появление в общеобразовательных учреждениях педагогов и социальных педагогов новой формации, которые должны выполнять психологическую деятельность по информационной и педагогической поддержке социально-профессионального самоопределения учащихся.
Реально спрогнозировать и возможные конфликты с учителями, учениками, родителями, способы их конструктивного разрешения.
Профильное обучение предоставляет человеку свободу «быть другим», поскольку трудовая деятельность в современных условиях ориентирована на возможную смену профессий несколько раз за трудовую жизнь человека.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает возможность введения пяти профилей:
1) естественно-математический; 2) гуманитарный;
3) социально-экономический; 4) технологический;
5) универсальный / общеобразовательный.
Предлагается вариант введения десяти профилей: физико-математического естественнонаучного, информационно-технологического, гуманитарного, филологического, социально-экономического, оборонно-технического, художественного, агротехнологического, индустриально-технологического. При этом ряд традиционных предметов может потерять свою самостоятельность, нарушаются сложившиеся межпредметные связи.
При большом числе направлений профилизации вызывает обеспокоенность статус общеобразовательного направления обучения, в котором преподавание всех учебных дисциплин осуществляется на уровне, достаточном для поступления в ВУЗ любого профиля, что дает возможность профессионального самоопределения по завершении, а не в процессе получения общего образования.
Виды профильного обучения в современной системе образования:
1) Многовариантность форм организации профильного обучения.
В модели внутришкольной профилизации общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным и многопрофильным. Школа может быть в целом и не ориентирована на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов способна предоставлять учащимся возможность реализовать индивидуальные профильные образовательные траектории. Модель сетевой организации может строиться в двух основных вариантах.
Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг ведущего, которое обладает достаточной материально-технической базой, кадровым потенциалом и выполняет роль «ресурсного центра». Каждая школа, входящая в сеть, обеспечивает изучение в полном объеме базовых общеобразовательных предметов, частично профильных предметов и элективных курсов, исходя из своих возможностей, а остальную профильную подготовку берет на себя «ресурсный центр».
Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования с привлечением дополнительных образовательных ресурсов.
Не исключается возможность существования и дальнейшего развития универсальных школ и классов, не ориентированных на профильное обучение, и различного рода специализированных общеобразовательных учреждений.
2) Подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических кадров для профильной школы
Учитель профильной школы должен обеспечивать:
• вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса, проектирование индивидуальных образовательных траекторий;
• профильное и профессиональное самоопределение старшеклассников;
• формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования.
Новые требования к учителю диктуют необходимость дальнейшей модернизации системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Для реализации данной задачи необходимо обеспечить опережающую разработку стандартов высшего профессионального педагогического образования третьего поколения, ввести необходимые специализации и магистерские программы с учетом потребностей профильного обучения.
Вместе с тем в ближайшие несколько лет преподавание в профильной школе будет осуществляться ныне действующими педагогическими кадрами. В этой связи при переходе на профильное обучение необходимо учителям, изъявившим желание работать в профильной школе, пройти повышение квалификации или профессиональную переподготовку.
3) Предпрофильная подготовка на средней ступени обучения.
Поскольку выбор профиля является делом ответственным как для ученика, так и для его ближайшего окружения, то соответствующие шаги должны быть предприняты в начальном и среднем звеньях школьной системы образования. Выявление личностного потенциала ученика невозможно без его деятельностного участия в проверочных и тренировочных занятиях. Должны быть разработаны такие системы заданий, чтобы испытания позволили получить первоначальные сведения об особенностях и склонностях личности.При этом очень важно управление этой деятельностью, учет индивидуальных особенностей учащегося. Иначе говоря, необходимо создать «испытательный полигон».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бухаров, Г.Д., Арефьев О.Н. Системы образования зарубежных стран: национальные особенности и направления развития: Учеб. пособие. — Екатеринбург: Изд-во Российский государственный педагогический университет/ Г.Д. Бухаров. 2004. — 357 с.
2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования//Профильная школа.-2003.-.N I - 12-18с.
3. Егоров, О. Профильное образование: проблемы и перспективы / О.Егоров //Пародное образование. 2006.-264с
4. Ожегов, С.И. Словарь русского языка./ С.И. Ожегов.-М.:Наука.-564с.
5. Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования //Сб. науч. трудов /Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2003. -368 с
6. Психологические основы профориентации на педагогические профессии. - М.: Прометей, 1989. - 66 с.
7. Петутин, О. Профильное обучение: дидактическое обеспечение / О. Петутин //Учитель - 2004. - №4. -С. 12-20.
REFERENCES:
1. Bukharova, G.D., Arefev O.N. The system of education in foreiqn countries; the national specialty and the way of development; Textbook - Ekaterinburg: the Russian govermental profile pedagogicaly/ G.D. Bukharova. 2004 - 357page.
2. The conception profile education in senior year of common education \\ The profile school . 2003 N° 1e 1218 pag.
3. Egorov, O. The profile education : problems and prospects \\The parod education.2006-264 page.
4. Oghegov, S.E., The vocabulary of Russian language. M. Nauka-564page.
5. The profile education in provision of modernization the school education \\ Collection of scientific work \\ Redaxion U. E. Dika; A. B. Khutorskova. M. EOSO RAO. 2003 - 368 pag.
6. The psyhological bases proforientation in pedagogical progression. - M. Prometei. 1989- 66 pag .
7. Petunin, O. The profile education: the didactic provision \\ Petunin O.\\ The teacher - 2004 -№ 4 -page 12-20 .
Мушкили тщсилоти профили дар низоми тахсилоти муосир
Вожахри калиди: тщсилоти профили, профил, тщсилоти тафрицаеи, омузиши пешрафта,
тщсилоти касбй
Дар мацола баъзе мушкилоти омузиши профили баррасй карда мешаеанд. Таъкид мегардад, ки ба мушкилоти тщсилоти профили дар низоми маорифи мамлака/щои пешрафтаи цщон, ки ба фарогирии тщсилоти тафрицаеии профили таеаццуци хос дода шудааст, щамияти еижа дода мешаеад. Муайян мегардад, ки профил ин мацмуае аз еижагщои хос, ки соцаи муайяни фаъолият, цамчунин хусусияти истецсолот ё тарзи таълимро таесиф мекунад. Натщагирй мешаеад, ки таълими профили ин еоситаи тафрицаей еа фардисозии омузиш буда, бо еорид намудани татирот дар сохтор, мазмун еа ташкили
цараёни таълим бештар ба таври комилиэътибор додан ба завц, майл ва цобилияти хонандагон, фароуам овардани фазой таълим ба хонандагони синфуои болои мувофищ шавци касби ва нияти идомаи тщсил, имкон медщад.
Проблема профильного обучения в современной системе образования
Ключевые слова: профильное обучение, профиль, дифференциация обучения, углубленное обучение, профессиональное образование
В данной статье рассматриваются некоторые проблемы профильного обучения. Указывается, что проблемам профильного обучения придаётся огромное значение в системе образования большинства развитых странах мира, в которых особое место отводится проблеме профильной дифференциации обучения.
Определяется, что профиль - это совокупность специфических черт, характеризующих какую-нибудь сферу деятельности, а также характер производственного или учебного уклона
Делается вывод, что профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
The problem ofprofile study in system education
Key words: The profile education, profile, differential education, the professional education
The problem of the profile education is given a great significance in system of education the majority of the developed country. In this case the problem ofdifferential profile education is averted.
Profile - it is a collection of specific devil. Characterizing some of sphere of activity, as well as nature production or scholastic grade.
The profile of education - the way of, differential and personalization education, allowing to account of the change in structure, contents and organization of educational process more take in to interests, addiction and abilities of students, to create the condition for learning pupil in his senior year in accordance with there professional interest and intentions in respect of continuations of the formation.
Маълумот дар борам муаллиф:
Юсупова Дилфуза Муминовна, номзади илщои педагоги, дотсенти кафедраи технология ва методикам таълими они Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Гафуров (Чущурии Тоцикистон,ш. Хуцанд), E-mail: [email protected]
Дадобоева Бимукарама Э^соновна, муаллимаи кафедраи технология ва методикаи таълими они Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Гафуров, (Чущурии Тоцикистон,ш. Хуцанд),E-mail: dadoboevab80@ mail.ru Сведения об авторе:
Юсупова Дилфуза Муминовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и методики его преподавания факультета изобразительного искусства и технологии Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистану. Худжанд), E-mail: [email protected]
Дадобоева Бимукарама Эхсоновна, преподователь кафедры технологии и методики его преподавания Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова(Республика Таджикистан, г. Худжанд),E-mail: [email protected] Information about the author :
Yusupovа DUfuza Muminovna, candidate ofpedagogical sciences, Associate Professor of the department of technology and methods of its teaching under Khujand State University named after acad B.Gafurov(TajikistanRepublic, Khujand), E-mail: [email protected]
Dadoboeva Bimukarama Ihsonovna assistant of the department of technology and methods of its teaching under Khujand State University named after acad. B.Gafurov(Tajikistan Republic, Khujand), E-mail: dadoboevab80@ mail.ru
УДК-4И (Англ) (07) М. САТТОРОВА