2. Доманова, Е. Е. Специальные способности в структуре интегральной индивидуальности учителей биологии и химии [Текст]: дис. ...канд. психол. наук. / Е. Е. Доманова. - Пермь, 1999. - 198 с.
3. Кулиев, С. И. Развитие химических способностей при использовании экспериментальных заданий [Текст] / С. И. Кулиев, Н. А. Степанова // Химия в школе. - 2005. - № 10. - С. 64-70.
4. Панов, В. И. Одаренные дети [Текст]: выявление - обучение - развитие. /
B. И, Панов. Педагогика. - 2001. - № 4. - С. 30-44.
5. Савенков, А. И. Одарённые дети и творческие люди [Текст]: особенности психического развития / А. И. Савенков // Школьный психолог. - 2004. - № 30. —
C. I1-22.
6. Эпштейн, Д. А. Формирование химических способностей учащихся [Текст] / Д. А. Эпштейн// Вопросы психологии. - 1963. — № 6. - С. 106-116.
7. Арсенова, М. А. Подготовка студентов вузу к образовательной работе с интеллектуально одарёнными детьми дошкольного возраста [Текст]: дисс... канд. пед наук. / М. А. Арсенова. - М., 2002 - 179 с.
8. Мороз, Т. Г. Профессиональная подготовка педагога к работе с одарёнными учащимися в условиях сельского социума [Текст]: дисс... канд. пед наук. / Т. Г. Мороз. - М, 2006 - 192 с.
9. Панов, В. И. Одаренные дети: выявление - обучение - развитие [Текст] / В. И. Панов // Педагогика. - 2001. - № 4. - С. 30-44.
Ю.Ушатикова, И. И. О работе учителей с одарёнными детьми [Текст] / И. И. Ушатикова // Высшее образование в России. - 2006. -№ 11. — С. 151-152.
11. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических заведений / В. А. Сластенин, И. Ф, Исаев, А. И. Мищенко, В. Н. Шиянов. - М.: Школа —Пресс, 1998. - 512 с.
12.Технологии взаимодействия образовательных учреждений различными социальными институтами воспитания / Под общ. Ред. И. Ю. Соколовой. - М.; Ставрополь: Изд-во СГУ, 2004. - 716 с.
УДК 378.01
Е. В. Громов
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, где ставится задача создания «системы специализированной подготовки учащихся в стар-
ших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда и отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования» [2, с, 27]
Идея необходимости перехода старшей ступени школы на профильное обучение нашла отражение и в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»[3, с. 13-33]. В современных социальных условиях формирование навыков самореализации личности является одной из приоритетных целей обучения, в частности в теории и практике организации профильной дифференциации содержания образования старшеклассников, Профильное обучение — особый вид дифференциации и индивидуализации обучения; форма организации учебной деятельности старшеклассников, при которой учитываются их интересы, способности, склонности, создаются условия для максимального развития учащихся в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями, а развитие и самореализация личности рассматривается в качестве приоритетной задачи.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
- обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
- создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
- способствовать установлению ровного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями и потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования [3, с. 14].
Следует отметить, что российская школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению и в организации профильного обучения соответствует мировым тенденциям развития образования.
1. Общее образование на старших ступенях во всех развитых странах является профильным.
2. Профильное обучение охватывает три, реже два последних года обучения в школе.
3. Доля учащихся, продолжающих обучение в профильной школе, неуклонно возрастает и составляет в настоящее время не менее 70%.
4. Организация профильной подготовки различается по способу формирования индивидуального учебного плана обучающегося: от доста-
точно жестко фиксированного перечня обязательных учебных курсов до возможности набора из множества курсов, предлагаемых за весь период обучения.
5. Количество обязательных учебных предметов на старшей ступени по сравнению с основной существенно уменьшается. Среди них в обязательном порядке присутствуют естественные науки, иностранные языки, математика, родная словесность, физическая культура.
В нашей стране уже в 1966 г. были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8-10-х классах и школы (классы) с углубленным изучением предметов, которые, постоянно развиваясь, сохранились до настоящего времени. В конце 80-х - начале 90-х годов появляются новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии), ориентированные на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Многие годы успешно существовали и развивались специализированные (в известном смысле, профильные) художественные, музыкальные, спортивные школы.
Однако следует заметить, что сеть общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предметов пока развита недостаточно. Для большинства школьников обучение в гимназиях и лицеях является малодоступным. Это в свою очередь способствует распространению таких явлений, как репетиторство, платные подготовительные курсы при вузах и т. п.
На наш взгляд, профилизация обучения в старших классах внесет позитивный вклад в разрешение подобных проблем, поможет устранить расхождения в требованиях, предъявляемых в подготовке выпускников в школе и абитуриентов в вузе.
Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильного обучения. Следует учесть, что переход к профильному обучению не сводится лишь к введению дополнительных учебных курсов. Содержательный компонент образования при переходе к профильному обучению — это ответ на вопрос: станет ли профилированная школа школой будущего, ориентированной па подготовку социально активного человека, успешную адаптацию выпускника в социуме, или она останется школой прошлого, ориентированной на передачу и усвоение традиционного опыта, только в иной форме?
В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. подчеркнута необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной
ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.
Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает возможность введения пяти профилей:
1. естественно-математический (математика, физика, химия, география, биология);
2. социально-экономический (история, экономика, право, экономическая и социальная география, социология);
3. гуманитарный (русский язык и литература, иностранный язык, история, обществознание, искусство);
4. технологический (специализации - информационные технологии, технологии сферы обслуживания, медицина, педагогика и т, п.);
5. универсальный/общеобразовательный (для непрофильных классов и школ).
Однако эти профили не исчерпывают всего перечня возможных вариантов. В ряде школ, в зависимости от потребностей учащихся, возможностей школы и местной образовательной сети, вполне могут открываться специализации перечисленных примерных «широких» профилей (исторические, литературные, педагогические, психологические, медицинские, агротехно-логические и др.).
В других школах будут создаваться модели, которые позволят проводить профильное обучение не в рамках класса, а еще более дифференцированные - в рамках малой группы, а также строить индивидуальные учебные маршруты старшеклассников.
Профильное обучение в системе образования отнюдь не означает, что все без исключения школы должны открыть тот или иной профиль. За школами и отдельными классами сохраняется право оставаться непрофильными, В таком случае должен составляться иной учебный план - для универсального обучения, включающий базовые общеобразовательные предметы и элективные курсы на выбор и/или часы на углубление базовых курсов.
Профиль как раз и задает определенную сферу деятельности, соответствующую индивидуальным склонностям учащегося.
Совершенно очевидно, что любая форма профилизации обучения ведет к сокращению инвариантного компонента. В отличие от привычных моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов, когда один-два предмета изучаются по углубленным программам, а остальные - на базовом уровне, реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся.
Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций
учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Учебный план профильного обучения включает в себя следующие типы учебных предметов: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.
Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения.
Профильные общеобразовательные предметы - ■ предметы повышенного уровня сложности, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, литература, русский и иностранные языки -в гуманитарном профиле.
Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Их основная функция - поддерживать изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне.
Предлагаемая концепция профильного обучения исходит из многообразия форм его реализации.
Возможна такая организация образовательных учреждений различных уровней, при которой реализуется не только содержание выбранного профиля, но и предоставляется учащимся возможность осваивать интересное и важное для каждого из них содержание из других профильных предметов. Поэтому возможно выделение нескольких вариантов (моделей) организации профильного обучения [3, с. 21; 22].
1. Модель внутришколыюй профилизации. Общеобразовательное учреяс-дение может быть однопрофильным (реализовать только один избранный профиль) и многопрофильным (организовывать несколько профилей обучения). Общеобразовательное учреждение может быть в целом не ориентировано на конкретные профили, но за счет значительного увеличения числа элективных курсов предоставлять школьникам (в том числе, в форме многообразных учебных межклассных групп) в полной мере осуществлять свои индивидуальные профильные образовательные программы, включая в них те или иные профильные и элективные курсы.
2. Модель сетевой организации. Профильное обучение в данной модели осуществляется за счет организованного привлечения образовательных ресурсов иных образовательных учреждений. Оно может строиться в двух вариантах.
Первый вариант связан с объединением нескольких общеобразовательных учреждений вокруг наиболее сильного общеобразовательного учреждения, обладающего достаточным материальным и кадровым потенциалом, Оно выполняет роль «ресурсного центра». В этом случае каждая школа обеспечивает преподавание в полном объеме базовых общеобразовательных
предметов и ту часть профильного обучения (профильные предметы и элективные курсы), которую оно способно реализовать в рамках своих возможностей. Остальную профильную подготовку ведет «ресурсный центр».
Второй вариант основан на кооперации общеобразовательного учреждения с учреждениями дополнительного, высшего, среднего и начального профессионального образования и привлечении дополнительных образовательных ресурсов. В этом случае учащимся предоставляется возможность выбора получения профильного обучения не только там, где они учатся, но и в кооперированных с общеобразовательным учреждением образовательных структурах (дистанционные курсы, заочные школы, учреждения профессионального образования и др.). Предложенный подход не исключает возможности существования и дальнейшего развития универсальных (непрофильных) школ и классов, не ориентированных на профильное обучение и различного рода специализированных общеобразовательных учреждений (хореографические, музыкальные, художественные, спортивные школы).
Таким образом, чем бы ни отличались модели профильного обучения, целью остается ориентация на индивидуализацию и социализацию учащихся, на подготовку их к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.
Нет сомнения в том, что профилизация в школе должна осуществляться в строгом соответствии с возможностями экономики города или района. Выбор профилей должен связываться с экономической ситуацией территории. Только в этом случае образование станет работать на благо страны. Такой точки зрения придерживается О. А. Егоров, анализируя современное состояние профильного образования.
Систему профильного образования, очевидно, необходимо строить именно на местном, региональном уровне, исходя из экономических условий территории. В этом деле нельзя ориентироваться только на природные наклонности подростка. Они, конечно, имеют большое значение, но «в современных социально-экономических условиях могут стать тормозом к последующей профессиональной и социально-психологической адаптации молодого человека» [1, с. 34].
Автор справедливо считает, что предпринимая реформу образования, необходимо просчитать на далёкую перспективу все возможные последствия планируемых изменений, принять в расчет не только интересы настоящего и ближайшего будущего, опыт «цивилизованных» стран, но прежде всего учитывать отечественный культурно-исторический опыт.
В заключении обратимся к результатам анкетирования учащихся старших классов МОУ «Болыпеигнатовская средняя общеобразовательная школа» Большеигнатовского района Республики Мордовия, которые позволяют сделать вывод о том, что практически все ученики 10-11 кл. ориентированы на дальнейшую учебу. Основные интересы их концентрируются в рамках
естественно-математических и гуманитарных специальностей. Интерес учеников к этим двум группам специальностей в целом одинаков. Однако существуют отличия по степени разнообразия интересов в рамках данных профилей обучения. Наибольший интерес вызывают следующие предметы: математика, география, история, русский язык, литература, информатика.
Одним из способов достижения соответствия в организации и структуре профильного обучения способностям и индивидуальным склонностям учеников, их ориентациям на дальнейшую учебу является представление необходимой самостоятельности ученикам при выборе набора предметов в рамках выбранного профиля.
При определенной значимости самостоятельного выбора учеником профиля обучения в школе важнейшую роль призваны сыграть учителя и родители школьника. Сотрудничество семьи и школы создает благоприятные условия для самореализации личности в юношеском возрасте.
Каково отношение учащихся старших классов к профильному обучению? Способны ли школьники оценить идею реализации своих интересов, жизненных планов? Результаты анкетирования убеждают нас в том, что большинство старшеклассников (более 65%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Традиционную позицию «как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе предметы (химию, физику, литературу, историю)» поддерживают 35% старшеклассников.
Итак, результаты анкетирования в вышеназванной школе позволяют констатировать следующее: индивидуальные особенности, интересы и склонности человека имеют важное, доминирующее значение для полноценной личностной самореализации. Успешность социальной адаптации молодежи во многом зависит от адекватной профессиональной ориентации, умения соотносить свои желания при выборе профессии со своими возможностями и требованиями рынка груда.
Изучив выявленные тенденции в развитии интересов, потребностей, склонностей, способностей современных школьников, предлагаем приблизительную программу по реализации профильного обучения в старшей школе.
Во-первых, необходимо обеспечить следующие организационные условия:
- создание органов, ответственных за разработку системы профильного обучения в школе;
- осуществление конкурсного набора в профильные классы;
- заключение договоров с учреждениями образования о сетевом взаимодействии.
Во-вторых, на наш взгляд, требуется обеспечить необходимые информационные условия:
- информирование родителей и учащихся о создаваемой системе профильного обучения;
-выявление и анализ предпочтений девятиклассников в отношении профилей обучения;
- ознакомление членов рабочей группы и педагогического коллектива с нормативно- правовыми документами по вопросам профильного обучения.
В-третьих, необходимо создать условия для подготовки высококвалифицированных кадров:
- обучение учителей эффективным технологиям преподавания дисциплин по программам профильного обучения;
В-четвертых, предусматривается обеспечить научно-методические условия:
- разработка сценариев и методик проведения информационных мероприятий;
- разработка проекта школьного учебного плана профильного обучения;
- разработка программ профильных элективных курсов.
В-пятых, вносятся соответствующие коррективы в нормативно-правовое обеспечение:
- вносятся необходимые изменения в Устав школы в связи с введением профильного обучения;
- издается приказ о переходе старшей школы на систему профильного обучения;
- утверждаются программы (авторские, адаптированные) элективных учебных курсов;
- утверждается учебный план профильного обучения.
В-шестых, предусматривается материально-техническое и финансовое обеспечение:
- подготовка необходимого оборудования для проведения курсов профильного обучения;
- заключение договоров о предоставлении необходимого оборудования, лабораторных помещений для проведения практических занятий в рамках профильного обучения.
Библиографический список
1. Егоров, О. А. Профильное образование: проблемы и перспективы [Текст] / О. А. Егоров // Народное образование. - 2006. - № 5. - С. 32-36.
2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Вестник образования. - 2002 - № 6. - С. 11-40
3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Официальные документы в образовании. - 2002. - № 27, - С. 13-33.