2. Кротова, И. В. Методология совместимости наглядности: Монография [Текст] / И. В. Кротова, В. П. Клочков. - Томск: Изд-во «Твердыня», 2007. - 208 с.
3. Локалова, Н. П. Развитие вербально-смыслового анализа в младшем школьном возрасте [Текст] / Н. П. Локалова // Вопросы психологии. - 1996. - № 2. -С. 113-130.
4. Сагатовский, В. Н. Основы систематизации всеобщих категорий [Текст] /
В. Н. Сагатовский - Томск: Изд-во ТГУ, 1973. - 432 с.
5. Салмина, Н. Г. Знак и символ в обучении [Текст] / Н. Г. Салмина - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 158 с.
6. Сивоглазов, В. И. Педагогические условия использования иллюстраций учебника для развития мышления учащихся 5-8 классов (на материале биологии и естествознания): Диссертация ...канд. пед. наук. [Текст] / В. И. Сивоглазов-Москва, 2000. - 140 с.
7. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987.-590 с.
УДК 371
Г. Л. Сикорская
АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Многолетняя образовательная практика российской школы показывает, что, начиная со старшего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации учащимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться» [4]. Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. Таким образом, формируется общественный запрос на профильную дифференциацию образования.
Введение профильного обучения в российских школах позволяет также учитывать ряд общеевропейских задач развития образования, т. е. ориентировать образование на задачи завтрашнего дня.
Во-первых, это задача, связанная с повышением уровня общей образованности населения, которая может быть решена в том случае, если у учащихся развита мотивация к обучению, к получению образования в течение жизни. В свою очередь, одним из источников мотивации является реализа-
ция потребности личности в изучении значимых для себя предметов в большем объеме [2]. Профильное обучение на это и ориентировано. Кроме этого, профильное обучение позволит привлечь в старшие классы школы большее число выпускников основной 9-летней школы. Возрастает и эффективность образования. Если учащийся осваивает те предметы и курсы, которые соответствуют его интересам и способностям, то и конечные результаты становятся заметно лучше.
Во-вторых, это задача реализации концепции непрерывного образования или «образования в течение жизни» [1]. Представление о том, что образование с получением аттестата или диплома не заканчивается, а лишь переходит на новый качественный уровень, укрепляется в сознании большинства населения, в том числе, благодаря, и профилизации, которая рассматривается не как ориентация на определенную профессию, а как средство осознанного выбора дальнейшего профиля обучения. Достигается это за счет создания условий для формирования у школьников готовности к осознанному выбору своего дальнейшего образовательного и профессионального маршрута.
В-третьих, это задача подготовки учащихся к адаптации в условиях интеллектуализации рынка труда. В современном мире интеллектуальные профессии становятся массовыми и теряют присущую им раньше исключительность [3]. Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют не исполнителей узкой специализации, а специалистов с высоким базовым уровнем образованности, способных переключиться с одного вида деятельности на другой, заниматься самообразованием. Эти качества и могут быть развиты благодаря профильному обучению, создающему реальные условия подготовки школьников к перспективным потребностям рынка труда.
Таким образом, развитие профильного обучения в российской школе, с одной стороны, является естественным развитием процессов дифференциации и индивидуализации образования, с другой - своеобразным ответом на вызовы времени, на те изменения, которые происходят в мировом открытом образовательном пространстве.
Переход к профильной школе является крупномасштабной инновацией. Введение любой крупномасштабной инновации связано с системным анализом того, что подлежит изменению, с усложнением управленческих задач по внедрению новшеств. С этой целью рассмотрим содержательные изменения - это изменения в целях и задачах, в содержании образования, в организации обучения и в системе оценивания. Содержательные изменения образовательного процесса существенно влияют и на компонентный состав педагогической системы образовательного учреждения, и на ее организацию. Приведем обобщенные данные [3] :
Изменения педагогической системы
№ Компонент системы Изменения при переходе к профильному обучению
1 2 3
I. Субъекты
1 Учащиеся Расширение прав на основе реализации образовательного выбора: профиля, уровня и программы обучения
2 Педагоги Изменение функций и спектра ролей: диагност, организатор образовательной среды, консультант, тьютор, и др.
3 Родители Помощь в выборе профиля и образовательной программы
4 Общественность Организация социального партнерства
5 Работодатели Организация социал ьного партнерства с цел ью подготовки будущего персонала
II. Содержание образования
1 Цели и задачи Личностное и профессиональное само-опре-деление старшеклассников, достижение ими ключевой компетентности, развитие способности к самоорганизации, форми-рование высокого уровня гражданско-пра-вовой и иноязычной культуры
2 Содержание образования Личностная ориентация содержания образования, практическая ориентация, направ-лен-ность на формирование ключевых ком-петен-ций, расширение практико-ориен-тированных знаний
3 Профильный учебный предмет Фундаментальность, усиление методологической составляющей
4 Учебный план Уменьшение инвариантной составляющей, введение учебных предметов трех типов: базовых общеобразовательных, профильных, элективных; объем часов непрофильных предметов существенно сокращен
5 Учебник, учебное пособие Появление учебников нового формата, рассчитанных в большей степени на са-мосто-ятельное их изучение
6 Педагогические технологии Сокращение классно-урочной технологии, увеличение доли вузовских технологий, увеличение доли технологии организации самостоятельной работы, расширение объема проектных технологий и технологии организации научно-исследовательской ра-боты
Окончание таблицы
1 2 3
7 Система оценивания ЁГЭ, введение балльно-рейтинговой оценки, накопительной формы оценок, расширение шкалы оценивания, широкое использование различных форм самооценки и взаимооценки самими учащимися, портфолио и др.
III. Организация
1 Образовательная программа Вариативность образовательных программ, реализация профильных образовательных программ, образовательных программ дифференцированного обучения, индивидуальных учебных программ
2 Образовательные ресурсы Расширение и объединение образовательных ресурсов, их открытость и вариативность, появление образовательных сетей
■ ~ 3 Образовательная среда Проектирование и конструирование разнообразных пространств для творческой самореализации учащихся, пространств совместной деятельности педагогов и старшеклассников, развитие подростковых и юношеских общественных объединений, введение социальной практики как пространства организации социальных проб
4 Профильный класс Динамическое расписание, деление профильных классов на подгруппы (по специализациям)
Далее, переход на профильное обучение имеет определенную этапность. Так, авторы концепции профильного обучения [5] определяют четыре этапа: этап подготовительной работы, переход на предпрофильное обучение, подготовка к переходу на профильное обучение и непосредственно сам этап перехода.
Однако, посредством проведения эксперимента по введению профильного обучения на старшей ступени общего образования уточнялась последовательность управленческих шагов и комплексная система мероприятий перехода на профильное обучение. В результате чего оптимальной, на наш взгляд, следует признать следующую последовательность этапов:
- аналитико-прогностический;
- проективно-подготовительный;
- конструктивный.
Первый этап, аналитико-прогностический, направлен на изучение фактического состояния образовательных запросов, потребностей рынка труда,
уровня развития собственного образовательного учреждения; на прогнозирование способов и средств по достижению целей; на выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние.
Задачами аналитико-прогностического этапа являются:
- анализ социально-экономических условий жизни с учетом потребностей региона и предприятий;
- организация социологического опроса, который поможет определить тенденции социального заказа в районе конкретной школы;
- выявление сложившейся образовательной конъюнктуры в районе, с целью учета соотношения спроса и предложения;
- анализ кадровых, учебно-методических, материально-технических, финансовых ресурсов;
- анализ внешних связей с близлежащими образовательными учреждениями (вузами, учреждениями СПО, межшкольными учебными комбинатами).
Результирующей перечисленного, является задача составления прогноза развития образовательного учреждения.
В задачи проективно-подготовительного этапа входят:
- выбор профиля и модели обучения;
- проектирование профильного обучения;
- выбор профиля и модели обучения.
Рассмотрим составляющие задач проективно-подготовительного этапа. Так, выбор профиля и модели обучения предполагает: учет конкретных условий и специфики ОУ; учет интересов, склонностей и способностей, запросов учащихся и запросов их родителей; учет потребностей рынка труда региона в квалифицированных кадрах; внешние связи ОУ с другими.
Вторая задача проективно-подготовительного этапа включает в себя: выявление интересов, склонностей и способностей школьников; профориентационную работу; информационную работу и разработку курсов по выбору. И, наконец, задача выбора профиля и модели обучения подразумевает проектирование учебных планов для каждого спланированного профиля; разработка профильных и элективных курсов, практикумов и модулей.
Конструктивный этап заключается в реализации следующих задач:
1. Обновление материально-технической базы (наличие библиотеки, современного оборудования предметных кабинетов, кабинета информационных технологий и т. д.).
2. Организация мониторинга (все этапы построения профильной школы сопровождает диагностика).
3. Повышение квалификации и переподготовка кадров (наличие высококвалифицированных кадров, способных к решению задач профильного обучения).
4. Разработка учебно-методической базы (наличие учебно-методических комплексов по профильным предметам, элективным курсам и сопровождения индивидуальных образовательных программ).
5. Подготовка к сетевому взаимодействию (связь с учреждениями профессионального образования, с иными учреждениями образования, культуры, которые могут содействовать реализации профильного обучения).
6. Организация информационного обеспечения и информационной поддержки (разработка «образовательной карты», инструментария информационного сопровождения ПО и т. д.).
7. Проектирование и конструирование образовательной среды (проектирование образовательной среды, создающей пространство для самоопределения школьника: социальная практика, пробы и т. д.).
8. Организация предпрофильной подготовки (курсы по выбору, информационная работа, диагностика, профориентационная работа, изменение форм оценки и аттестации).
9. Проектирование и организация социального партнерства (проектирование совместных программ, заключение договоров и т. д.).
Далее, определимся со структурным аспектом профильного обучения старшеклассников. Концепцией МО РФ предусмотрены четыре модели профильного обучения:
Модель внутришкольной профилизации.
Модель сетевой организации профильного обучения.
Модель специализированного образовательного учреждения.
Модель мобильной организации профильного учебного заведения.
Предпочтение, которое отдает школа той или иной модели, обсуждается и согласовывается с учредителем. В процессе выбора учитываются интересы родителей, учащихся; имеющиеся финансовые, кадровые, материальные, другие возможности и ресурсы. Каждая из четырех моделей профильного обучения обладает сущностными отличиями от других.
Так, модель внутришкольной профилизации предполагает, что школа активизирует собственные ресурсы, опирается на собственный материально-технический и кадровый потенциал, самостоятельно реализует однопрофильное и или многопрофильное обучение.
Модель сетевой организации осуществляется силами нескольких общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, учреждений дополнительного образования и культуры. Это либо объединение нескольких общеобразовательных учреждений вокруг сильного «Ресурсного центра профильного образования» - аналога межшкольного учебного комбината; либо кооперация школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, культуры.
Модель специализированного образовательного учреждения ориентирована на обучение по определенному профилю с начальной или средней ступени образования и имеет специализированную базу.
И, наконец, модель мобильной организации профильного учебного заведения ориентирована на изменение профиля в соответствии с запросами учащихся.
Анализ педагогической системы при переходе к профильному обучению не будет полным, если мы не рассмотрим вопрос о кадровом обеспечении.
Для того чтобы школа перешла к профильному обучению, особое внимание необходимо уделить вопросу подготовки учителя нового типа, способного выполнять следующую систему действий:
1. Осуществлять диагностику образовательных возможностей обучающихся; оказывать помощь старшеклассникам в рефлексии их интересов, способностей, социального, профессионального и культурного самоопределения; проводить диагностические опросы, отслеживание результатов обучения.
2. Участвовать в разработке модели выпускника профильного класса; определять конечные результаты его образовательной деятельности по конкретному учебному предмету, реализуемому в профильном классе.
3. Оказывать помощь обучающимся в проектировании их индивидуальных образовательных программ.
4. Создать обоснованное программно-методическое обеспечение образовательного процесса:
- участвовать в проектировании учебного плана профильного класса;
- самостоятельно разрабатывать образовательную программу по предмету с учетом требований государственного образовательного стандарта, образовательных потребностей конкретных старшеклассников, особенностей профиля обучения;
- осуществлять отбор научно обоснованного содержания учебных занятий, организационных форм, методов и средств обучения на основе учета индивидуальных образовательных потребностей обучающихся и профиля обучения;
- разрабатывать личностно ориентированные технологии обучения; разрабатывать учебно-методические комплекты для элективных курсов, исследовательской и проектной деятельности, учебных практик, организации самостоятельной работы.
5. Консультировать обучающихся по вопросам самоорганизации их образовательной деятельности; по вопросам духовно-нравственного самосовершенствования, технологии творческой деятельности.
6. Разрабатывать и использовать различные критерии изучения образовательных и личностных достижений старшеклассников.
Таким образом, учителя, работающие в профильных классах, должны иметь четкое представление об изменениях в содержании образования в профильном классе; об изменениях в образовательных технологиях; о нормативном обеспечении профильного обучения; об учебно-методическом
обеспечении профильного обучения; о критериях оценки профильной подготовки учащихся.
Поэтому при подготовке педагогических кадров профильной школы нельзя, на наш взгляд, ограничиваться только повышением квалификации учителей - нужна новая модель педагогического образования. Основу для такой модели мы видим в реализации магистерской подготовки по направлению профильное обучение в старшей школе. Молодой человек, успешно освоивший курс магистерской подготовки по профилизации школьного образования, получивший качественную подготовку, как теоретического, так и практического характера будет в последующем не только сам первоклассным специалистом своего дела, но, что особенно важно, сможет оказать школе неоценимую помощь в становлении грамотного, научно обоснованного процесса профилизации, в своевременной поддержке работающих уже учителей, в развитии профессиональной готовности педагогов к реализации идей профильного обучения.
Библиографический список
1. Акулова, О. В., Писарева, С. А., Пискунова, Е. В., Тряпицына, А. П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя [Текст] / О. В. Акулова,
С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпицина / Под общ. ред. А. П. Тряпицы-ной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - С. 10.
2. Гладкая, И. В., Ильина, С. П., Ривкина, С. В. Основы профиль-
ного обучения и предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие для учителей [Текст] / И. В. Гладкая, С. П. Ильена, С. В. Риквина / Под ред.
А. П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005. - С. 15, 69-71.
3. Даутова, О. Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении: Учебно-методическое пособие [Текст] / О. Б. Даутова / Под ред. А. П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2006. - 352 с.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. -М., 2002.
5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. Тематический выпуск. - 2002. - Декабрь.