Научная статья на тему 'Анализ изменений педагогической системы при переходе к профильному обучению'

Анализ изменений педагогической системы при переходе к профильному обучению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
310
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛОЙ / ЭТАПЫ ПЕРЕХОДА К ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сикорская Галина Анатольевна

В статье систематизированы представления о том, каким образом может быть создана профильная школа для старшеклассников, каковы возможные этапы перехода к профильному обучению, выделена организационная структура управления современной школой, рассмотрены основные изменения педагогической системы при переходе к профильному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ изменений педагогической системы при переходе к профильному обучению»

РАЗДЕЛ V

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371

Г. А. Сикорская

АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Многолетняя образовательная практика российской школы показывает, что, начиная со старшего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образования должны быть созданы условия для реализации учащимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться» [4]. Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников. Таким образом, формируется общественный запрос на профильную дифференциацию образования.

Введение профильного обучения в российских школах позволяет также учитывать ряд общеевропейских задач развития образования, т. е. ориентировать образование на задачи завтрашнего дня.

Во-первых, это задача, связанная с повышением уровня общей образованности населения, которая может быть решена в том случае, если у учащихся развита мотивация к обучению, к получению образования в течение жизни. В свою очередь, одним из источников мотивации является реализация потребности личности в изучении значимых для себя предметов в большем объеме [2]. Профильное обучение на это и ориентировано. Кроме этого, профильное обучение позволит привлечь в старшие классы школы большее число выпускников основной 9-летней школы. Возрастает и эффективность образования. Если учащийся осваивает те предметы и курсы, которые соответствуют его интересам и способностям, то и конечные результаты становятся заметно лучше.

Во-вторых, это задача реализации концепции непрерывного образования или «образования в течение жизни» [1]. Представление о том, что образование с получением аттестата или диплома не заканчивается, а лишь переходит на новый качественный уровень, укрепляется в сознании большинства

населения, в том числе, благодаря, и профилизации, которая рассматривается не как ориентация на определенную профессию, а как средство осознанного выбора дальнейшего профиля обучения. Достигается это за счет создания условий для формирования у школьников готовности к осознанному выбору своего дальнейшего образовательного и профессионального маршрута.

В-третьих, это задача подготовки учащихся к адаптации в условиях интеллектуализации рынка труда. В современном мире интеллектуальные профессии становятся массовыми и теряют присущую им раньше исключительность [3]. Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют не исполнителей узкой специализации, а специалистов с высоким базовым уровнем образованности, способных переключиться с одного вида деятельности на другой, заниматься самообразованием. Эти качества и могут быть развиты благодаря профильному обучению, создающему реальные условия подготовки школьников к перспективным потребностям рынка труда.

Таким образом, развитие профильного обучения в российской школе, с одной стороны, является естественным развитием процессов дифференциации и индивидуализации образования, с другой - своеобразным ответом на вызовы времени, на те изменения, которые происходят в мировом открытом образовательном пространстве.

Переход к профильной школе является крупномасштабной инновацией. Введение любой крупномасштабной инновации связано с системным анализом того, что подлежит изменению, с усложнением управленческих задач по внедрению новшеств. С этой целью рассмотрим содержательные изменения - это изменения в целях и задачах, в содержании образования, в организации обучения и в системе оценивания. Содержательные изменения образовательного процесса существенно влияют и на компонентный состав педагогической системы образовательного учреждения, и на ее организацию. Приведем обобщенные данные [3] (таблица):

Изменения педагогической системы

№ Компонент системы Изменения при переходе к профильному обучению

1 2 3

I. Субъекты

1 Учащиеся Расширение прав на основе реализации образовательного выбора: профиля, уровня и программы обучения

2 Педагоги Изменение функций и спектра ролей; диагност, организатор образовательной среды, консультант, тьютор, и др.

Продолжение таблицы

1 2 3

3 Родители Помощь в выборе профиля и образовательной программы

4 Общественность Организация социального партнерства

5 Работодатели Организация социального партнерства с целью подготовки будущего персонала

II. Содепжанне обоазования

1 Цели и задачи Личностное и профессиональное само-определение старшеклассников, достижение ими ключевой компетентности, развитие способности к самоорганизации, форми-рование высокого уровня гражданско-пра-во-вой и иноязычной культуры

2 Содержание образования Личностная ориентация содержания обра-зования, практическая ориентация, направ-ленность на формирование ключевых ком-петенций, расширение прак-тико-орвен-тированных знаний

3 Профильный учебный предмет Фундаментальность, усиление методологи-ческой составляющей

4 Учебный план Уменьшение инвариантной составляющей, введение учебных предметов трех типов: базовых общеобразовательных, профильных, элективных; объем часов непрофильных предметов существенно сокращен

5 Учебник, учебное пособие Появление учебников нового формата, рассчитанных в большей степени на са-мостоятельное их изучение

6 Педагогические технологии Сокращение классно-урочной технологии, увеличение доли вузовских технологий, увеличение доли технологии организации самостоятельной работы, расширение объема проектных технологий и технологии организации научно-исследовательской ра-боты

7 Система оценивания ЕГЭ, введение балльно-рейтинговой оценки, накопительной формы оценок, расширение шкалы оценивания, широкое использование различных форм самооценки и взаимо оценки самими учащимися, портфолио и др.

III. Организация

1 Образовательная программа Вариативность образовательных программ, реализация профильных образовательных программ, образовательных программ дифференцированного обучения, индивидуальных учебных программ

2 Образовательные ресурсы Расширение и объединение образовательных ресурсов, их открытость и вариативность, появление образовательных сетей

Окончание таблицы

1 2 3

3 Образовательная среда Проектирование и конструирование разнообразных пространств для творческой самореализации учащихся, пространств совместной деятельности педагогов и старшеклассников, развитие подростковых и юношеских общественных объединении, введение социальной практики как пространства организации социальных проб

4 Профильный класс Динамическое расписание, деление профильных классов на подгруппы (по специализациям)

Далее, переход на профильное обучение имеет определенную этапность. Так, авторы концепции профильного обучения [5] определяют четыре этапа: этап подготовительной работы, переход на предпрофильное обучение, подготовка к переходу на профильное обучение и непосредственно сам этап перехода.

Однако, посредством проведения эксперимента по введению профильного обучения на старшей ступени общего образования уточнялась последовательность управленческих шагов и комплексная система мероприятий перехода на профильное обучение. В результате чего оптимальной, на наш взгляд, следует признать следующую последовательность этапов:

- аналитико-прогностический;

- проективно-подготовительный;

- конструктивный.

Первый этап, аналитико-прогностический, направлен на изучение фактического состояния образовательных запросов, потребностей рынка труда, уровня развития собственного образовательного учреждения; на прогнозирование способов и средств по достижению целей; на выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние.

Задачами аналитико-прогностического этапа являются:

- анализ социально-экономических условий жизни с учетом потребностей региона и предприятий;

- организация социологического опроса, который поможет определить тенденции социального заказа в районе конкретной школы;

- выявление сложившейся образовательной конъюнктуры в районе, с целью учета соотношения спроса и предложения;

- анализ кадровых, учебно-методических, материально-технических, финансовых ресурсов;

- анализ внешних связей с близлежащими образовательными учреждениями (вузами, учреждениями СПО, межшкольными учебными комбинатами).

Результирующей перечисленного, является задача составления прогноза развития образовательного учреждения.

В задачи проективно-подготовительного этапа входят:

- выбор профиля и модели обучения;

- проектирование профильного обучения;

- выбор профиля и модели обучения.

Рассмотрим составляющие задач проективно-подготовительного этапа. Так выбор профиля и модели обучения предполагает: учет конкретных условий и специфики ОУ; учет интересов, склонностей и способностей, запросов учащихся и запросов их родителей; учет потребностей рынка труда региона в квалифицированных кадрах; внешние связи ОУ с другими.

Вторая задача проективно-подготовительного этапа включает в себя: выявление интересов, склонностей и способностей школьников; профориентационную работу; информационную работу и разработку курсов по выбору. И, наконец, задача выбора профиля и модели обучения подразумевает проектирование учебных планов для каждого спланированного профиля; разработка профильных и элективных курсов, практикумов и модулей.

Конструктивный этап заключается в реализации девяти задач:

1. Обновление материально-технической базы (наличие библиотеки, современного оборудования предметных кабинетов, кабинета информационных технологий и т. д.).

2. Организация мониторинга (все этапы построения профильной школы сопровождает диагностика).

3. Повышение квалификации и переподготовка кадров (наличие высококвалифицированных кадров, способных к решению задач профильного обучения).

4. Разработка учебно-методической базы (наличие учебно-методических комплексов по профильным предметам, элективным курсам и сопровождения индивидуальных образовательных программ).

5. Подготовка к сетевому взаимодействию (связь с учреждениями профессионального образования, с иными учреждениями образования, культуры, которые могут содействовать реализации профильного обучения).

6. Организация информационного обеспечения и информационной поддержки (разработка «образовательной карты», инструментария информационного сопровождения ПО и т. д.).

7. Проектирование и конструирование образовательной среды (проектирование образовательной среды, создающей пространство для самоопределения школьника: социальная практика, пробы и т. д.).

8. Организация предпрофильной подготовки (курсы по выбору, информационная работа, диагностика, профориентационная работа, изменение форм оценки и аттестации).

9. Проектирование и организация социального партнерства (проектирование совместных программ, заключение договоров и т. д.).

Далее, определимся со структурным аспектом профильного обучения старшеклассников. Концепцией МО РФ предусмотрены четыре модели профильного обучения:

1. Модель внутришкольной профилизации.

2. Модель сетевой организации профильного обучения.

3. Модель специализированного образовательного учреждения.

4. Модель мобильной организации профильного учебного заведения.

Предпочтение, которое отдает школа той или иной модели, обсуждается и

согласовывается с учредителем. В процессе выбора учитываются интересы родителей, учащихся; имеющиеся финансовые, кадровые, материальные, другие возможности и ресурсы. Каждая из четырех моделей профильного обучения обладает сущностными отличиями от других.

Так, модель внутришкольной профилизации предполагает, что школа активизирует собственные ресурсы, опирается на собственный материально-технический и кадровый потенциал, самостоятельно реализует однопрофильное и/или многопрофильное обучение.

Модель сетевой организации, осуществляется силами нескольких общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, учреждений дополнительного образования и культуры. Это либо объединение нескольких общеобразовательных учреждений вокруг сильного «Ресурсного центра профильного образования» - аналога межшкольного учебного комбината; либо кооперация школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, культуры.

Модель специализированного образовательного учреждения, ориентирована на обучение по определенному профилю с начальной или средней ступени образования и имеет специализированную базу.

И, наконец, модель мобильной организации профильного учебного заведения ориентирована на изменение профиля в соответствии с запросами учащихся.

Анализ педагогической системы при переходе к профильному обучению не будет полным, если мы не рассмотрим вопрос о кадровом обеспечении.

Для того чтобы школа перешла к профильному обучению. особое внимание необходимо уделить вопросу подготовки учителя нового типа, способного выполнять следующую систему действий:

1. Осуществлять диагностику образовательных возможностей обучающихся; оказывать помощь старшеклассникам в рефлексии их интересов, способностей, социального, профессионального и культурного самоопределения; проводить диагностические опросы, отслеживание результатов обучения.

2. Участвовать в разработке модели выпускника профильного класса; определять конечные результаты его образовательной деятельности по конкретному учебному предмету, реализуемому в профильном классе.

3. Оказывать помощь обучающимся в проектировании их индивидуальных образовательных программ.

4. Осуществлять обоснованное программно-методическое обеспечение образовательного процесса:

- участвовать в проектировании учебного плана профильного класса;

- самостоятельно разрабатывать образовательную программу по предмету с учетом требований государственного образовательного стандарта, образовательных потребностей конкретных старшеклассников, особенностей профиля обучения;

- осуществлять отбор научно обоснованного содержания учебных занятий, организационных форм, методов и средств обучения на основе учета индивидуальных образовательных потребностей обучающихся и профиля обучения;

—разрабатывать личностно ориентированные технологии обучения; разрабатывать учебно-методические комплекты для элективных курсов, исследовательской и проектной деятельности, учебных практик, организации самостоятельной работы.

5. Консультировать обучающихся по вопросам самоорганизации их образовательной деятельности; по вопросам духовно-нравственного самосовершенствования, технологии творческой деятельности.

6. Разрабатывать и использовать различные критерии изучения образовательных и личностных достижений старшеклассников.

Таким образом, учителя, работающие в профильных классах, должны иметь четкое представление об изменениях в содержании образования в профильном классе; об изменениях в образовательных технологиях; о нормативном обеспечении профильного обучения; об учебно-методическом обеспечении профильного обучения; о критериях оценки профильной подготовки учащихся.

Поэтому при подготовке педагогических кадров профильной школы нельзя, на наш взгляд, ограничиваться только повышением квалификации учителей - нужна новая модель педагогического образования. Основу для такой модели мы видим в реализации магистерской подготовки по направлению профильное обучение в старшей школе. Молодой человек, успешно освоивший курс магистерской подготовки по профилизации школьного образования, получивший качественную подготовку, как теоретического, так и практического характера будет в последующем не только сам первоклассным специалистом своего дела, но, что особенно важно, сможет оказать школе неоценимую помощь в становлении грамотного, научно обоснованного процесса профилизации, в своевременной поддержке работающих

уже учителей, в развитии профессиональной готовности педагогов к реализации идей профильного обучения.

Библиографический список

1. Акулова, О, В., Писарева, С. А., Пискунова, Е. В.,

Тряпицына, А. П. Современная школа: опыт модернизации: [Текст] Книга для учителя / О. В. Акулова, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, А. П. Тряпицына. /Под общ. ред. А. П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - 10 с.

2. Гладкая, И. В., Ильина, С. П., Ривкина, С. В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: [Текст] Учебно-методическое пособие для учителей / И. В. Гладкая, С. П. Ильина, С. В. Риквина. / Под ред. А. П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005. - С. 15, 69-71.

3. Даутова, О. Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении: [Текст] Учебно-методическое пособие / О. Б. Даутова. / Под ред. А. П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2006. - 352 с..

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. — М., 2002.

5. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. Тематический выпуск. - 2002. - Декабрь,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 373,1.013

И. А. Сычев ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОСТИ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ КУРСА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

Понятие системного мышления, проблема формирования системности мышления привлекают все большее и большее внимание как зарубежных, так и отечественных ученых.

Целью данной статьи является краткий обзор представлений о системном мышлении, изложение основных элементов модели формирования такого мышления в рамках курса «Информатика и ИКТ» общеобразовательной школы, а также описание результатов экспериментальной проверки эффективности предлагаемой модели.

Системное мышление в зарубежных исследованиях рассматривается, как правило, в прикладных аспектах: в деятельности менеджеров, врачей, инженеров, военных и других специалистов [4; 5; 6]. Среди отечественных работ, посвященных системному мышлению, необходимо, отметить исследование 3. А. Решетовой [3]. Согласно 3. А. Решетовой, системное мышление, прежде всего, связано с пониманием системной природы вещей, которое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.