ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ В ПРОФИЛЬНОМ
ОБУЧЕНИИ ХИМИИ
Ф.Д. Халикова
В статье рассматриваются вопросы профильного обучения химии в школе. Дифференциация и индивидуализация обучения на старшей ступени школы может быть достигнута за счёт ведения профильного обучения, которое позволяет старшеклассникам выбирать индивидуальные образовательные программы, удовлетворяющие их интересы и потребности, раскрыть их склонности и способности, учесть образовательные и профессиональные запросы общества. С этой целью старшей ступени общеобразовательной школы вводятся элективные курсы.
Ключевые слова: профильное обучение, дифференциация и индивидуализация обучения, элективные курсы, индивидуальная образовательная траектория, непрерывное образование.
The article gives information about profile teaching of Chemistry at school. Differentiation and individualization of training on the senior stage of school can be achieved owing to profile teaching. We begin learning elective courses on the senior stage of a secondary school. Students of senior classes may choose individual educational programs which allow showing their interests, what they would like to learn, discover talents, in them its paid attention to educational and professional demands of the society.
Key words: profile training, differentiation and individualization of training, elective courses, individual educational trajectory, continuous education.
Необходимость модернизации содержания школьного образования диктуется новой социальной и образовательной ситуацией, кардинальными изменениями в стране и обществе. Одним из направлений реализации непрерывного образования является его фундаментализация, позволяющая с одной стороны, обеспечить качество профессиональной подготовки, с другой -усилить основы профессиональной мобильности и адаптированности специалиста.
В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» одним из приоритетных направлений образовательной политики было заявлено создание системы профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы. [1]
Профильное обучение - это система специализированной подготовки старшеклассников, позволяющая за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников, в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности.
Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структур и направлений профилизации, составление модели обучения. При этом следует учитывать, с одной стороны, стремление наиболее полно учесть индивидуальные интересы, способности, склонности всех старшеклассников и расширить диапозон профилей, с другой -пересмотреть факторы, сдерживающие процессы такой, во многом стихийной, дифференциации образования. Среди них, прежде всего, следует назвать введение ЕГЭ, введение образовательного стандарта на профильном уровне, необходимость стабилизации федерального перечня учебников, обеспечение профильного обучения соответствующими педагогическими кадрами и
др. [2].
Модель общеобразовательной школы с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, которые должны обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных курсов, которые условно можно назвать базовыми общеобразовательными, профильными и элективными курсами.
Каждый из выделенных компонентов играют значимую роль в процессе профильного обучения и призван решать собственные образовательные задачи. Соотношение трех элементов регулируется профилем обучения, специфика которого предполагает более подробное изучение приоритетных предметов. Примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов по материалам нашего исследования определяется пропорцией 50:30:20.
Базовые общеобразовательные курсы - курсы, обязательные для всех учащихся во всех профилях обучения, определяемые следующим перечнем: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения для естественно-математического, технологического профилей, естествознания - для гуманитарного и социально-экономического профилей.
Профильные курсы - курсы повышенного уровня (фактически углубленные курсы для старшей ступени школы), определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология - профильные курсы в естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные языки - в филологическом профиле; история, право, экономика и др. - в социально-экономическом профиле и т.д.
По базовым общеобразовательным и основным профильным курсам проводятся единые государственные экзамены (ЕГЭ).
Для того чтобы старшеклассники могли выбрать индивидуальные образовательные программы, которые позволят удовлетворить их интересы и потребности, раскрыть их склонности и способности, учесть образовательные и профессиональные запросы общества, на старшей ступени общеобразовательной школы вводятся элективные курсы.
Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Элективные курсы выполняют три основные функции:
• выступают в роли «надстройки», дополнения содержания профильного курса;
• развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволяет интересующимся школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку;
• направлены на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека, выходящих за рамки выбранного им профиля.
Число элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам ЕГЭ не проводится. Предлагаемая система не ограничивает школу в организации того или иного профиля обучения (или нескольких профилей одновременно), а школьника в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных и элективных курсов , которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию. Ясно, что во многих случаях это потребует реализации нетрадиционных форм обучения , создания новых моделей школьного образования.
Элективные курсы - новый элемент учебного плана, дополняющий содержание профиля. Они связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. В отличие от факультативов и кружков курсы обязательны для посещения, именно они позволяют школьникам развить интерес к тому или иному предмету и четко определиться со своим дальнейшим выбором. Их роль в системе профильного обучения достаточно велика, так как они обеспечивают удовлетворение индивидуальных интересов и потребностей каждого учащегося.
Перед элективными курсами стоит ряд задач:
1. Расширить знания по изучаемым предметам;
2. Обеспечить более высокий уровень знаний, умений и навыков;
3. Способствовать активному самоопределению, в том числе и профессиональному;
4. Формировать и развивать познавательный интерес к предметам.
Можно выделить следующие типы элективных курсов по химии:
1.Предметные курсы, цель которых - углубление и расширение содержания профильного общеобразовательного курса химии.
1.1. Курсы повышенного уровня, направленные на углубленное изучение учебного предмета «Химия» и согласованные с основной программой как тематически, так и по времени. Выбор такого элективного курса позволит изучить химию не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы курса углубляются более или менее равномерно.
1.2. Спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы профильного курса химии, входящие в обязательную программу данного предмета (например, «Строение и свойства органических соединений», «Химия полимеров», «Химическая технология»). При этом тема изучается более глубоко, чем при выборе курса «повышенного уровня».
1.3. Спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу («Квантовая химия», «Химия плазмы», «Ядерные реакции», «Комплексные соединения»).
1.4. Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству («Химия в сельском хозяйстве», «Химия в быту», «Химия в решении проблем окружающей среды»).
1.5. Элективные курсы, посвященные изучению химических методов познания природы («Методика и техника химического эксперимента», «Квантово-химическое моделирование», «Как делаются открытия», «Математические методы и модели в химии»).
1.6. Элективные курсы, посвященные истории химии («Современные проблемы химии», «История органической химии», «Нобелевские премии по химии»).
1.7. Элективные курсы, посвященные составлению и решению задач по химии («Решение олимпиадных задач по химии», «Экспериментальные задачи по химии», «Задачи по химии с практическим содержанием»).
2. Межпредметные элективные курсы, цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе (например, «Алхимия как феномен культуры», «Устойчивое развитие и химия», «Экологическая химия», «Химия и здоровье», «Экономика химической промышленности», «Естественно - научная картина мира»).
3. Непредметные элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план, но поддерживающие их изучение, социализацию, профессиональное самоопределение учащихся (например, «Мир профессий», «Эффективное поведение в конфликте», «Информационная культура и сетевой этикет»). [3]
Подготовка и проведение элективных курсов требует от педагога теоретической и практической грамотности. Первоначально необходимо определить специфику и содержание курса, его место и значимость в учебном процессе, перечень формируемых знаний и умений и их необходимость для обучающихся. Дальнейшее планирование курса должно учитывать индивидуальные возможности и интересы школьников, наличие учебно-методической базы. Появление элективных курсов в учебном процессе требует изменений методических подходов к процессам преподавания. Традиционными методами обучения затруднительно поддерживать интерес обучающихся, формировать практические навыки и умения и поэтому необходим переход на активные и интерактивные методики: учебные практики, исследовательские проекты, дискуссии и другие.
Важным элементом обновления методических подходов преподавания элективного курса является определение ожидаемых результатов изучения курса, а также способов их диагностики и оценки. Ожидаемые результаты изучения курса - это ответы на вопросы: какие знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе, индивидуальных образовательных маршрутов и успешной профессиональной карьеры по ее окончании, будут получены; какие виды деятельности будут освоены; какие ценности будут предложены для усвоения. Результаты должны быть значимы в первую очередь для самих учащихся, что необходимо для обеспечения привлекательности курса на этапе первоначального знакомства с ним и его выбора школьниками. [5]
Вводя в школьное образование элективные курсы необходимо учитывать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профильное обучение - это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому спроектированный учебный процесс. Именно поэтому в примерных учебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективные курсы , предусмотрены часы в 10-11 классах на организацию учебных практик, проектов, исследовательской деятельности.
В современных элективных курсах необходим процесс обновления учебного материала в связи с требованиями реально действующих образовательных стандартов, включение новых разделов и тем, необходимых для подготовки к жизни обучаемого в современном обществе. Необходимо отметить также, что в этих учебных программах мало элементов способствующих формированию и закреплению позитивного отношения учащихся к непрерывному образованию.
В процессе диссертационного исследования нами был разработан и реализован в практической деятельности учебно- методический комплекс для профильных (химико-биологических) классов, в составе которого имеются:
1. Программа по углубленному изучению химии в общеобразовательной школе.
2. Методическое пособие для учителей «Алканы» (разработка поурочных планов).
3. Методическое пособие для учителей и учащихся «Игровые моменты на уроках органической химии».
4. Программа элективного курса для профильных классов «Органическая химия и здоровье людей». [4]
Комплекс предусматривает решение целей: расширение знаний учащихся о применении органических веществ в повседневной жизни; ознакомление с перспективными возможностями органической химии в быту, медицине и фармакологии; оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования; определение роли органической химии в обеспечении хорошего здоровья людей.
Основные принципы формирования экспериментального элективного курса по химии: научность; практическая направленность; развивающий характер; учет возрастных особенностей школьников; учет региональных особенностей; профессиональная направленность.
Задачи: предоставить учащимся возможность реализовать интерес к химии и применить знания об органических веществах в повседневной жизни; развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и способности учащихся, умение самостоятельно добывать знания; описание полезных свойств лекарств, имеющих органическую основу и восстанавливающих здоровье людей.
Структура курса представлена 4 разделами:
1. Органическая химия в моем доме.
2. Пищевые продукты.
3. Искусственная пища: «за» и «против».
4. Лекарственные препараты.
Программа курса включает и теоретический и практический материал.
По программе: теория - 21 час
практика: лабораторные опыты - 2 часа
лабораторные занятия - 7 часов
экскурсии - 3 часа
защита проектов - 1 час
Ключевым разделом данного курса является раздел «Лекарственные препараты», который служит пропедевтикой в фармакологию - науку о действии лекарственных препаратов на организм человека. Поэтому введение в фармакологию не только имеет познавательное значение, но и помогает более целенаправленно изучать биологические и химические дисциплины в школе (см. рис. 1).
Рисунок 1.
Экспериментальная модель профильного обучения химии учащихся школы в _преподавании элективных курсов_
Элективный курс «Органическая химия и здоровье людей» Путь «выстраивания индивидуальной образовательной траектории»
Предметные
Межпредметные
Непредметные
Цели:
1. Расширение знаний учащихся о применении органических веществ в повседневной жизни.
2. Ознакомление с перспективными возможностями органической химии в быту, медицине и фармакологии
3. Определение роли органической химии в обеспечении хорошего здоровья людей.
4. Оказание помощи в выборе профиля дальнейшего образования.
Задачи: 1. Предоставить учащимся возможность реализовать интерес к химии и применить знания об органических веществах в повседневной жизни. 2. Описание полезных свойств лекарств, имеющих органическую основу и восстанавливающих здоровье людей. 3. Развивать познавательные интересы, мыслительные процессы, склонности и способности учащихся, умение самостоятельно добывать знания.
Функции:1. Выступают в роли «надстройки, дополнения содержания профильного курса. 2. Развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данном классе осуществляется на
минимальном уровне. 3. Направлены на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека, выходящих за рамки выбранного им профиля.
Принципы: научность, практическая направленность, развивающий характер, учёт возрастных особенностей, учёт региональных особенностей, профессиональная направленность.
Организационно-процессуальный компонент
Формы: индивидуальная работа, групповая работа, урок-лекция, урок- зачёт, практические занятия, семинары, олимпиады, зачёты, экскурсии.
Методы: словесные, наглядные, практические, нетрадиционные, инновационные, интерактивные, коммуникативные, самостоятельная работа.
Средства: анкеты, тесты, таблицы, учебно-методические разработки, карточки-задания, учебные задания, презентации, эксперименты.
Содержательный компонент
Уровни готовности выпускников профильных классов к поступлению и обучению в вузе
Теоретический- Практ ический- Психологический- Личностный-
сформирует предусматривает включает определённые характеризует
общенаучные и наличие умений, требования к развитию сформированность
профессионально необходимых для основных сфер профессиональной
значимые продолжения учёбы в личности. направленности
представления и знания вузе. личности.
Педагогические условия
1.Совершенствование содержания образования по ФГОС нового поколения; 2. увеличение доли самостоятельной работы учащихся; реализация субъект-субъектных отношений; 3. использование современных образовательных технологий; 4. Адаптация выпускников школ к условиям вуза.
Результат: претворение в жизнь развитие непрерывного образования в едином образовательном пространстве России.
Материалы диссертационного исследования свидетельствуют о том, что экспериментальная модель профильного обучения даёт возможность не потерять заинтересованного ученика и усовершенствовать траекторию развития менее талантливого ребёнка.
Литература:
1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования, 2002, №4. - С. 5-22.
2. Мухаметзянова Г.В., Пугачёва Н.Б., Шайхутдинова Г.А. и др. Методология и опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования. // Казань: Медицина, 2011. - 406 С.
3. Орлов В.А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения. http://www.minobr.sakha.ru/iro/kcenter/5dapk/d 6 01.htm.
4. Халикова Ф.Д. Элективный курс. Органическая химия и здоровье людей. Издательство «Нижнекамский региональный учебно-методический центр», 2007. - 191 С.
5. Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Естествознание». Министерство образования РФ. Национальный фонд подготовки кадров. М.: Вита-Пресс, 2004. - С.144.