ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2009. № 3
ПЕРСПЕКТИВЫ СЕТЕВОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ЭЛЕКТИВНЫХ ИНОЯЗЫЧНЫХ КУРСОВ
В СИСТЕМЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
А.Н. Россинская
(кафедра методики преподавания иностранных языков и русского как
иностранного ЦИОИЯ МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: a_rossinsky@mail.ru)
Статья посвящена роли элективных курсов в решении задач индивидуализации и дифференциации обучения на старшей ступени средней школы. Рассматриваются цели введения элективных курсов и формы их организации. Особое внимание уделяется сетевой форме проведения элективных курсов и перспективам участия детских и детско-юношеских библиотек в организации профильного обучения.
Ключевые слова: профильное обучение, элективные курсы, коммуникативно-когнитивное развитие, самообразование, модель внутришкольной профилизации, модель сетевой профилизации.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, новыми государственными стандартами общего образования и Федеральной целевой программой развития образования на 2006—2010 гг. на старшей ступени школы начинается профильное обучение [1, 2, 3, 4]. Оно преследует цели дифференциации и индивидуализации содержания обучения старшеклассников, обеспечения углубленного изучения отдельных предметов, предоставления равного доступа к полноценному образованию всем категориям учащихся в соответствии с их потребностями, склонностями и способностями, реализации преемственности между школой и учреждениями профессионального образования [2:6—7]. Обобщим в виде схемы модели организации профильного обучения, его структуру и цели (рис. 1).
Профильное обучение осуществляется в 10—11-х классах путем дифференциации изучаемых предметов на базовые и профильные курсы. Изучение базовых общеобразовательных предметов на старшей ступени обеспечивает завершение учащимися общеобразовательной подготовки. Профильные общеобразовательные предметы имеют повышенный уровень сложности и определяют специализацию профиля. Они обычно представляют собой углубленное изучение базовых предметов, соответствующих данному профилю с дополнением профильно ориентированного материала. Дальнейшая специализация профиля осуществляется в рамках
Модель профилизации
Внутршпкольная Сетевая
Место проведения: школа Место проведения: образовательные и культурно-просветительские учреждения
Предметы Цели обучения
Базовые общеобразовательные предметы завершение общеобразовательной подготовки ¡11111
Профильные предметы углубленное изучение предметов, определяющих специализацию профиля ¡111
Элективные предметы (курсы по выбору) развитие содержания базовых и профильных предметов удовлетворение познавательных потребностей !1§
Факультативы, практики, кружки, клубы дальнейшее совершенствование практических умений и навыков ¡111 ¡111
Рис. 1. Модели организации профильного обучения
элективных курсов, которые реализуются за счет школьного компонента учебного плана.
Как видно из рис. 1, элективные курсы становятся основным средством достижения целей профильного обучения, так как они, с одной стороны, являются курсами по выбору, но в отличие от факультативов, обязательны для посещения. С другой стороны, эти курсы направлены на развитие содержания базовых и профильных предметов, т.е. на их углубление, расширение или коррекцию, удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей.
Элективные курсы, в частности иноязычные, имеют особое значение для коммуникативно-когнитивного развития старшеклассников, которое в настоящее время становится одной из ключевых задач образовательного процесса [5]. Во-первых, элективные курсы создают условия для объединения изучения иностранного языка как средства общения и как средства познания. Именно в рамках элективных курсов многим учащимся впервые предоставляется возможность использовать иностранный язык как средство приобретения знаний для личностно значимых целей, в том числе с ориентацией на предполагаемую будущую профессию.
Во-вторых, в элективных курсах могут быть реализованы все направления коммуникативно-когнитивного развития. Практиче-
ски все виды иноязычных элективных курсов ставят перед учащимися задачи приобретения знаний: языковых, социокультурных, базовых профессиональных, о стратегиях изучения и практического использования иностранного языка и др. При этом приобретаемые знания имеют личностную значимость для учащихся, которые активно участвуют в поиске и обработке информации, составляющей знаниевый компонент содержания обучения в данном курсе. К основным задачам элективных курсов относится также формирование и совершенствование различных умений: языковых, речевых, социокультурных, элементарных профессиональных, познавательных и др. Обучение стратегиям может быть компонентом углубляющих языковых, культуроведческих курсов, курсов второго языка или подготовки к экзаменам, но особенности организации элективных курсов позволяют предложить учащимся также специализированный курс, в котором овладение стратегиями будет основной задачей обучения. Более того, элективные курсы в значительно большей степени, чем базовые и профильные, позволяют осуществлять развитие определенных качеств личности и познавательных процессов благодаря вовлечению учащихся в активную творческую и познавательную деятельность, самостоятельную, индивидуальную или групповую.
В-третьих, сама система организации элективных курсов создает возможности для подготовки учащихся к самообразованию благодаря разнообразию курсов, а также выбору не только курса, но и места его проведения (при сетевой форме организации), что ставит перед учащимся задачу самостоятельного, ответственного, осознанного определения своих образовательных потребностей и выработки индивидуальной образовательной траектории. Разнообразие элективных курсов повышает требования к ответственности выбора у учащихся, так как, сделав неправильный выбор курса, учащийся неэффективно потратит свое учебное время. В связи с этим важно создать условия для максимально полного ознакомления учащихся с программами предлагаемых курсов на этапе их выбора. Такой опыт уже накоплен в школах, предлагающих на выбор учащихся большое количество элективных курсов. Он заключается в распространении информационных материалов, проведении собраний учащихся, презентаций и открытых уроков по всем курсам.
Важно также в рамках предпрофильной подготовки помочь учащимся определиться в выборе сферы будущей профессиональной деятельности с помощью профориентационных курсов и диагностических психологических исследований. Эта работа проводится во многих школах с привлечением психологической службы школы и при участии родителей. Необходимость принятия
ответственного решения способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, способность к рефлексии и самоанализу.
В Концепции профильного обучения [2:14—15] предлагаются две модели организации профильного обучения: модель внутри-школьной профилизации и модель сетевой профилизации (рис. 1).
Модель внутришкольной профилизации ограничивает набор элективных курсов, предлагаемых на выбор учащегося, рамками той школы, где он учится. В этом случае спектр элективных курсов определяется профессиональным уровнем и мотивацией педагогов школы, ее профилем и оснащенностью. Очевидно, что возможности одной школы в области удовлетворения разнообразных образовательных интересов учащихся ограничены профессионализмом кадрового состава, материально-технической и информационно-ресурсной базой, а также организационно-финансовыми возможностями. Это существенно сужает разнообразие и снижает качество предлагаемых элективных курсов. Однако такая модель может быть успешно реализована в школах, где учителя ведут инновационную методическую деятельность и имеются достаточные ресурсы для реализации разнообразных элективных программ, а также в школах, обладающих большим опытом специализации, например в школах с углубленным изучением иностранного языка или других предметов.
По результатам анализа информационных материалов школ1 следует признать, что внутришкольная модель профилизации получила в настоящее время наибольшее распространение, поскольку, несмотря на указанные выше ограничения, дает всем участникам учебного процесса очевидные преимущества. Они заключаются в минимизации материальных и организационных затрат, гарантии безопасности учащихся, постоянно находящихся в здании школы, предоставлении учителям школы возможностей для творческой самореализации. Для учащихся важными положительными факторами внутришкольной модели являются психологический и территориальный. Во-первых, знакомая обстановка не требует затрат времени на адаптацию учащегося к новой среде и новому коллективу. Однако последний фактор имеет и обратную сторону, связанную с возможным необъективным восприятием ученика педагогами и одноклассниками, его сложившимся, часто неадекватным, образом (например, образ двоечника, троечника, нарушителя дисциплины и т.д.), что может стать препятствием
1 Материалом для анализа послужили интернет-сайты школ-победительниц конкурса инновационных школ в рамках Приоритетного национального проекта "Образование" http://rost.ru/education/schools.shtml и школ—участниц Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" http://festival.1september.ru/
для полноценной реализации коммуникативно-познавательного потенциала данного учащегося в рамках элективного курса, цели которого в результате не будут полностью достигнуты. Во-вторых, учащиеся имеют возможность посещать элективный курс, не покидая помещения своей школы, т.е. экономить время на перемещении.
Недостатки внутришкольной модели организации профильного обучения (прежде всего ограниченный набор элективных курсов, недостаточная обеспеченность квалифицированными кадрами, современным техническим оборудованием и т.д.) могут быть преодолены при сетевой форме профилизации, которая заключается в сотрудничестве школ и других образовательных, культурно-просветительских и производственных учреждений. Это сотрудничество может быть реализовано в двух формах: ресурсный центр или кооперация (рис. 2).
Ресурсный центр1 профильного обучения — это учреждение, на базе которого проводятся элективные курсы для учащихся одного или нескольких образовательных учреждений, благодаря его обеспеченности кадровыми, методическими, материально-техническими и информационными ресурсами (рис. 2, А). Выбор ресурсного центра производится исходя из опыта специализации учреждения. Например, школа с углубленным изучением иностранных языков может предложить широкий спектр иноязычных элективных курсов. Многопрофильным ресурсным центром может стать крупнейшая школа района города, небольшого города, районного центра [6]. Важно отметить, что ресурсным центром может быть не только школа, но и учреждение дополнительного образования, колледж, вуз или культурно-просветительское учреждение, например библиотека, музей и др.
Другой формой сетевой организации профильного обучения является кооперация школы с другими образовательными учреждениями, например с соседними школами, учреждениями дополнительного образования детей, высшими и средними специальными учебными заведениями, предприятиями и др. (рис. 2, Б). На базе этих учреждений с опорой на их специализацию и ресурсную базу могут проводиться элективные курсы или отдельные занятия, например практические работы, поисково-познавательная деятельность, выполнение проектов. Сотрудничество также может заключаться в проведении элективных курсов преподавателями из вуза и совмещении обучения в выпускном классе школы и на пер-
1 Следует различать два значения термина "ресурсный центр". Ресурсный центр как ядро сети школ, объединившихся для решения задач профилизации, и ресурсный центр ИКТ, цель которого — обеспечить доступ в Интернет учащимся и учителям нескольких образовательных учреждений.
Рис. 2. Сетевые формы организации профильного обучения
вом курсе вуза. В этой области уже накоплен значительный опыт (так называемые школы при вузах и школы, имеющие договора о сотрудничестве с вузами), который необходимо учесть и активно использовать при организации профильного обучения.
В качестве ресурсного центра и партнера по кооперации в организации сетевой модели профильного обучения могут участвовать детские и детско-юношеские библиотеки. Анализ работы отделов литературы на иностранных языках Российской государственной детской библиотеки (РГДБ), Саратовской, Белгородской, Ивановской, Волгоградской, Псковской, Новгородской, Мурманской областных детских и детско-юношеских библиотек, Центральной городской детской библиотеки им. А.С. Пушкина г. Санкт-Петербурга показал, что детскими библиотеками накоплен достаточный опыт поликультурной иноязычной деятельности со школьниками [7]. Богатая информационно-ресурсная база на иностранных языках также превращает библиотеки в перспективных участников сетевой формы проведения элективных курсов.
Для подтверждения теоретических выводов о месте элективных курсов в коммуникативно-когнитивном развитии учащихся было проведено опытное обучение на базе отдела литературы на иностранных языках РГДБ [8]. Его результаты позволили прийти к заключению о целесообразности проведения элективных курсов в сетевой форме на базе библиотек. Во-первых, в этом случае становится реальным индивидуальный подход к удовлетворению познавательных потребностей учащихся в области изучения иностранных языков и культур. Во-вторых, увеличивается информационно-ресурсная база элективных курсов, учащиеся получают доступ к разнообразным материалам, необходимым для поисково-познавательной деятельности в рамках элективных курсов.
В беседах во время и по окончании опытного обучения его участники выразили заинтересованность в участии в такого рода курсах и отметили такие положительные качества сетевых элективных курсов по сравнению с внутришкольными, как удобство использования источников информации, собранных в одном месте, доброжелательная атмосфера во время занятия, отсутствие традиционных школьных инструментов давления (оценки, записи в дневник), объективность творческих форм контроля, возможность учиться вместе с ребятами из других школ и др.
Итак, иноязычные элективные курсы играют значительную роль в решении задач коммуникативного и познавательного развития старшеклассников. Особенно перспективна с этой точки зрения сетевая модель их организации, в частности на базе детских и детско-юношеских библиотек.
Список литературы
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. М., 2002.
2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. Профильное обучение. Тематический выпуск. 2002. Декабрь. С. 5—26.
3. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. М., 2004.
4. Федеральная целевая программа развития образования на 2006— 2010 годы. [Электронный ресурс] // ФЦПРО <http://www.fcpro.ru/>
5. Концепция федеральных государственных стандартов общего образования. М., 2008.
6. Инновации — РЦПО [Электронный ресурс] // Официальный сайт МОУ СОШ № 1 имени П.М. Стратийчука <ЫТр://киг8аука-гсро2005. narod.ru/rcpo.htm>
7. Россинская А.Н. Иноязычная поликультурная деятельность библиотеки как одно из направлений языкового образования // Материалы
докладов XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Ломоносов". М., 2007.
8. Российская А.Н. Коммуникативно-когнитивное развитие учащихся в рамках элективного курса по культуроведению // Языки в современном мире: материалы VI Международной конференции. М., 2007. С. 324-334.
NETWORK ORGANIZATION PROSPECTS OF FOREIGN
LANGUAGE SELECTIVE COURSES IN SECONDARY EDUCATION
A.N. Rossinskaya
(Intensive Foreign Language Instruction guided by Prof.
G.A. Kitaigorodskaya, MSUnamed by M.V. Lomonosov,
e-mail: a_rossinsky@mail.ru)
The article is devoted to a selective course role in the solution of problems of training individualization and differentiation at the senior step of high school. The purposes of selective course introduction and the form of their organization are considered. The special attention is paid to the network form of selective course realization and to prospects of participation of children's and youthful libraries in the organization of profile training.
Key words: profile training, selective course, communicative and mental development, self-education, model of specialization within schools, model of network specialization.
Сведения об авторе
Россинская Анастасия Николаевна — аспирант кафедры методики преподавания иностранных языков и русского как иностранного ЦИОИЯ МГУ имени М.В. Ломоносова, сотрудник отдела литературы на иностранных языках Российской государственной детской библиотеки. Тел.: 699-97-47; e-mail: a_rossinsky@mail.ru
5 ВМУ, педагогическое образование, № 3