_______________________^^^ЭКСПЕРИМ£НТАЛЬНЫеПЛ.ОЩЛДКИ___________________________________________________
Авторы статьи рассматривают инновационность стандарта второго поколения, которая выражается в системно-деятельностном подходе к обучению, который реализован в программе универсальных учебных действий. При проектировании своей деятельности каждый педагог должен планировать не только предметно-учебную деятельность, но использовать вторую половину школьного дня - неаудиторную занятость обучающихся.
Агуреева Светлана Владимировна
учитель химии Остроумова Елена Евгеньевна
учитель химии МОУ СОШ № 33 г. Энгельса [email protected]
МОДЕЛЬ внутришкольной и СЕТЕВОЙ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ОБУЧАЮЩИХСЯ
Как правильно организовать системно-деятельностный подход в обучении учащихся, используя социальный опыт и компетенции?
Ключевые слова: модель внутришкольной и сетевой предпрофильной подготовки, сетевое взаимодействие образовательных учреждений.
I. Актуальность темы эксперимента
В Российскую школу приходит новый образовательный стандарт. Инновационность стандарта проявляется в том, что впервые использована теория общественного договора. Это договор с семьёй и государством относительно требований и запросов родителей к результатам образования. Инновационность стандарта второго поколения выражается и в системно-деятельностном подходе к обучению, который реализован в программе универсальных учебных действий. Поэтому появился для нас новый термин - планируемые результаты обучения. При проектировании своей деятельности каждый педагог должен планировать не только предметно-учебную деятельность, но использовать вторую половину школьного дня - неаудиторную занятость обучающихся.
Потребность сегодняшнего дня - использование новых информационных и педагогических технологий, позволяющих формировать инновационное поведение человека, которое способствует его креативной деятельности. Это позволит ему эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающей среды, экономики, смены профессий. Поэтому формирование инновационного поведения, использование самых эффективных педагогических технологий, таких как проектно-исследовательская деятельность - это ориентир.
По результатам мониторинга в рамках федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования учащиеся называют химию в числе самых сложных предметов. Однако химия является профилирующим предметом во многие вузы Саратовской области (3 вуза, 24 специальности).
Сложность в том, что учащиеся сталкиваются со значительной перегрузкой курса химии в основной школе, прохождение материала очень интенсивно, просто часто нет условий для создания и развития познавательного интереса к предмету. Еще одна сложность заключается в том, что сокращается объем часов на изучение химии на базовом уровне в старшей и профильной школе. Создается угроза снижения высокого уровня химического образования.
Для получения полноценного химического образования во многих школах г. Энгельса за счет национально - регионального компонента или компонента образовательного учреждения вводится 1-2 часа пропедевтического изучения химии с 7 класса, с 2007 года в МОУ «СОШ № 33» с 6 класса.
В нашей школе сложилась система работы по ранней предпрофильной подготовке по химии с 5 класса. Мы считаем, что естественно-научное образование должно быть непрерывным, только в этом случае у ребят возникнет интерес к предмету.
Выстраивая непрерывную линию естественнонаучного образования, уже с 2006 года ввели курс «Есте-
58
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
ствознание» для 5 класса. Считаем, что очень важно уже у пятиклассников формировать собственный взгляд на окружающий мир. Учебный материал курса «Естествознание» выстроен так, чтобы учащиеся могли устанавливать аналогии между объектами живой и неживой природы, сравнивать и сопоставлять биологические, физические, химические и географические понятия. Прилагаются две рабочие тетради, где учащиеся отвечают на проблемные вопросы, проявляют свое творчество.
В 6 классе в учебный план вводим час «Химия. Вводный курс». Авторы: О. С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.К. Ахлебинин. Результаты апробации учебника показывают, что межпредметные связи с другими естественными дисциплинами, проведение демонстрационного эксперимента в школе и дома, способствуют развитию познавательного интереса к химии.
УМК 7 класса пропедевтического курса «Введение в химию. Вещества», авторы: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов содержит теоретический и практический материал, посвященный конкретным химическим веществам, материал для чтения по химии, домашний эксперимент.
Химия - наука экспериментальная, это подчеркивается в пропедевтическом курсе. Учащиеся должны научиться наблюдать, измерять, описывать, моделировать, предполагать, делать выводы, проводить эксперимент (и в домашних условиях), этот курс несколько разгружает программу 8 класса, что способствует более качественному усвоению учебного материала в основной школе. Уже на начальном этапе изучения химии вводим элементы исследовательской деятельности - мини проекты.
Одним из важнейших направлений модернизации системы образования является переход к профильному обучению в старшей школе.
С 2005 г. в образовательных учреждениях области началось поэтапное введение предпрофильной подготовки и профильного обучения. Одним из направлений создания профильной школы является вариативность форм предпрофильного обучения. Практический опыт показывает, что существуют две модели профилиза-ции: внутришкольная и сетевая.
В Саратовской области большинство школ используют внутришкольную профилизацию. По нашему мнению, больший эффект даст сочетание внутришкольной и сетевой профилизации.
Основное отличие сетевой модели предпрофильной подготовки заключается в активном привлечении к профориентационной работе и проведению элективных курсов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждений дополнительного образования, промышленных предприятий и бизнес структур. Предпрофильная подготовка по химии в средней общеобразовательной школе № 33 г. Энгельса строится на основе сочетания внутришкольной и сетевой моделей.
С целью формирования социального опыта учащихся в предпрофильном 9 классе модели непрерывного естественнонаучного образования нами разработан и внедрен сетевой элективный курс «Химия в моей будущей профессии». В сетевое взаимодей-
ствие со школой вовлечены учреждение начального профессионального образования (лицей №34), учреждение среднего профессионального образования (промышленно-экономический техникум), учреждение высшего профессионального образования (технологический институт СГТУ). На базе данных учреждений проводятся теоретические и практические занятия, в ходе которых учащиеся знакомятся со спецификой таких профессий как эксперт-лаборант, эколог, технолог химической промышленности. Работа с психологом помогает учащимся сформировать собственное отношение к дальнейшему образовательному маршруту в профильной старшей школе.
На основании запроса родителей и обучающихся (проводится диагностика, собеседования) мы составляем индивидуальный образовательный маршрут для неаудиторной деятельности ребенка: экскурсии, тренинги, лектории, психологические мониторинги, собеседования со специалистами по выбранному направлению, занятия, практикумы на базе вузов, НПО, техникумов, лабораторий, промышленных предприятий.
Каждый обучающийся в течение работы по программе: «Модель внутришкольной и сетевой предпрофильной подготовки как средство формирования социального опыта обучающихся» ведет индивидуальный дневник предпрофильной подготовки.
Занятия по этой программе позволят сформировать у учащихся социальный опыт, способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми самых разных профессий, культур.
II. Цели и задачи эксперимента
Объект и предмет исследования
Цель эксперимента: совершенствование всех основных составляющих образовательного процесса, целостно представив их в виде специальной модели предпрофильного обучения с учетом формирования интересов к химико - биологическому профилю в раннем возрасте, подготовки обучающихся к выбору своей будущей деятельности, вариативному обучению на старшей ступени.
Задачи эксперимента:
1. Создание системы образования, в условиях которой осуществляется преемственность на разных его этапах в средней школе.
2. Структурировать содержание курсов «Естествознания», «Химия - 6 класс», «Химия -7 класс», в соответствии с федеральными образовательными стандартами нового поколения; обеспечить целостность и универсальность системы знаний учащихся, раскрыть прикладную направленность курсов.
3. Совершенствовать формы и методы организации внутришкольной предпрофильной подготовки, ориентировать обучающихся на возможность углубленной и расширенной подготовки по химии на старшей ступени.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011
59
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
4. Внедрение сетевой предпрофильной подготовки, активное привлечение к профориентационной работе и проведению элективных курсов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждений дополнительного образования, промышленных предприятий и бизнес структур.
5. Разработать систему мероприятий психолого-педагогической поддержки склонностей и индивидуальных особенностей обучающихся, готовности к самостоятельному выбору познавательной траектории с учетом их пожеланий, возможностями, заказом родителей и спросом рынка труда.
III. Паспорт программы опытно-экспериментальной деятельности на 2010-2012 г.
Наименование Программы Школьная программа «Модель внутришкольной и сетевой предпрофильной подготовки как средство формирования социального опыта обучающихся»
Дата принятия решения о разработке Программы Решение педагогического совета (протокол № 2 от 19.03.2010)
Основание для разработки Программы Программа развития школы на 2005 - 2010 г.г.
Основные разработчики Программы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 33» (учитель химии - Остроумова Е.Е., учитель химии - Агуреева С.В.)
Исполнители Программы Педагогический коллектив МОУ «СОШ №33»
Цель Программы Создание системы непрерывной педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки обучающихся на этапе ранней предпрофильной подготовки по химии с 5 класса
Задачи Программы • выявление интересов, склонностей, способностей школьников к естественным наукам на раннем этапе, • введение в учебный план непрерывного курса «Естествознания» с 5 класса • развитие широкого спектра познавательных интересов через раннее обучение химии с 6 класса, • формирование практического опыта в различных сферах познавательной профессиональной деятельности через реализацию сетевого взаимодействия школы с вузами, учреждениями начального профессионального и дополнительного образования, техникумами, • формирование социального опыта обучающихся через развитие ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности.
Сроки реализации Программы 2009-2012 г.г.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы 1. Введение пропедевтического этапа раннего обучения химии - курса «Естествознания» Сухова, Строгонова 2. создание условий для введения мягкой профилизации (раннее обучение химии с 6 класса) с учетом психолого - педагогической диагностики образовательного запроса школьников, учитывая мнения родителей, 3. создание сети образовательных учреждения, вузов, учреждений начального профессионального и дополнительного образования, техникумов, промышленных предприятий Саратовской области, с целью профильной ориентации обучающихся, 4. организация внутришкольной и сетевой предпрофильной подготовки для обучающихся 8 - 9 классов,
Организация контроля за выполнением Программы УМЦ Энгельсского района,
IV. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №33» города Энгельса Саратовской области начала свою деятельность с 1998 года в результате слияния школ №11 и №25.
Школа расположена в центре города по адресу: ул. Тельмана, д.2. В микрорайоне школы имеются:
За прошедшие годы сформировался коллектив единомышленников. Он включает учителей начальных классов, учителей - предметников, воспитателей, технических и медицинских работников; средний возраст педагогического коллектива - 42 года.
Педагогическое мастерство педагогов из года в год совершенствуется. Учителя систематически проходят курсовую подготовку в Саратовском институте повышения квалификации работников образования, тесно сотрудничают со специалистами института в рамках эксперимента по модернизации российского образования. На протяжении многих лет школа является опорной. На её базе организуются областные и районные семинары для директоров школ, заместителей директоров, учителей-предметников. Учителя с удовольствием делятся с коллегами из других школ своим опытом работы, участвуя в организации методических недель, показывая открытые уроки и мероприятия.
60
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
V. Нормативно-правовая база программы
• Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р «Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
• Приказ МО и науки Саратовской области от 24.112004г. №1054 «Об организации опытноэкспериментальной деятельности в ОУ Саратовской области»
• Приказ МО и науки РФ от 23.06.2009 г. №218 «Об утверждении порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования»
• Приказ МО и науки Саратовской области от 29.05.08 г. №1056 «Об утверждении примерных положений»
• Программа развития школы на период 20052010 гг.
VI. Гипотеза
экспериментальной деятельности
Сетевое взаимодействие учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждений дополнительного образования, промышленных предприятий и бизнес структур, рассматривается как система, основным свойством которой является структурность - наличие многосторонних связей между всеми составляющими (компонентами, объектами, субъектами, элементами).
Сетевое взаимодействие как система - динамична, мобильна и адаптивна, связи - не только многосторонние, но и взаимовыгодные и лабильные, компоненты -структурные, функциональные, взаимодействующие, взаимозависимые, взаимовлияющие. Компоненты составляют единое ресурсное пространство: информационно-коммуникационное, научно-методическое, содержательно-технологическое, психолого-диагностическое, социально-партнерское, кадровое (трудовое), финансово-правовое, материально-техническое. Единство ресурсного пространства необходимо для создания условий, чтобы обеспечить доступное качественное, непрерывное образование школьников, содействовать развитию осознанного личностного и профессионального самоопределения учащихся на основе адекватной оценки их возможностей и способностей и успешности социальной и профессиональной адаптации и личностной самореализации субъектов образовательного пространства.
Все субъекты сетевого взаимодействия смогут иметь доступ к информации об образовательных услугах в школе, о спросе и предложении специальностей, связанных с химией в вузах, на рынке труда, возможностях карьерного роста.
Профильное обучение, допрофессиональное и профессиональное образование предъявляют особые требования к материально-техническим ресурсам. В МОУ СОШ № 33 созданы все условия для оснащения кабинетов современным оборудованием.
Научно-методические ресурсы обеспечивают успешность инновационных преобразований. Для ре-
ализации сетевой предпрофильной подготовки привлекают высококвалифицированные педагоги школы и профессорско-преподавательские кадры высших и средне - специальных учебных заведений, специалистов в области химии для проведения занятий, практикумов, экскурсий, тренингов на базе этих учреждений.
В качестве рабочей гипотезы мы выбираем следующее причинно - следственное соотношение, взаимосвязь образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, бизнес - структур в рамках сетевого взаимодействия будет успешной при организации работы сети:
• разработка системы сопровождения и управления учебным процессом, осуществление системы мониторинга качества методического сопровождения преподавателей, систему мониторинга качества обученности учащихся,
• набор совместных программ методического сопровождения по естественнонаучному направлению развития системы образования, внедрение результатов инновационных образовательных программ в предпрофильной подготовке и применение новых образовательных технологий,
• материально-техническое, технологическое и кадровое обеспечение обеспечат достижение желаемого положительного эффекта при условии связи предполагаемого конечного результата и условий, составляющих операционную часть эксперимента.
Методами исследования будут являться:
■ теоретический анализ, педагогической, психологической литературы, программ базовых школ, сетевого взаимодействия между школой и учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждениями дополнительного образования, промышленными предприятиями и бизнес структурами,
■ разработка нормативной и инструктивно-методической документации;
■ постановка экспериментального исследования:
■ построение образовательного пространства взаимодействия в сети ОУ и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждений дополнительного образования, промышленных предприятий и бизнес структур,
■ изучение и анализ зарубежного опыта предпрофильной подготовки;
■ изучение и анализ педагогического опыта работы школ подобного направления;
■ анкетирование по ранней профилизации, беседы и встречи с родителями,
■ проведение встреч, «круглых столов» по обмену опытом с педагогами, специалистами, участвующими в сетевом взаимодействии;
■ обобщение опыта работы МОУ СОШ № 33 г. Энгельса;
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011
61
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
VII. Планируемые результаты
Критерии оценивания ожидаемых результатов
Одна из моделей сетевой организации профильного и профильного обучения связана с объединением нескольких общеобразовательных учреждений (начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждений дополнительного образования, промышленных предприятий и бизнес структур) вокруг ведущего, которое обладает достаточной материально-технической базой, кадровым потенциалом.
В организационный период необходимо разрабатывать и принимать нормативные документы об ответственности учредителей и руководителей учреждений. Все образовательные учреждения, объединяющиеся в сеть, должны быть сертифицированы и иметь лицензии на правоведения образовательной деятельности.
Необходимо определить долю объема учебного плана (не менее 20%), которая должна быть освоена в базовом общеобразовательном учреждении. Все остальные учебные занятия и практикумы должны осваиваться в лицензированных или сертифицированных образовательных учреждениях, участвующих
в сетевом взаимодействии по предпрофильному обучению.
Сетевая модель предпрофильного обучения позволяет максимально индивидуализировать образовательную траекторию, в то же время требует серьезных изменений в системе управления образованием.
Образовательные результаты:
• закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний по химии обучающихся, обеспечение возможности углубленной подготовки по химии на старшей ступени;
• развитие у обучающихся аналитических навыков и навыков критического мышления;
• развитие коммуникативных навыков обучающихся;
• формирование основ социального опыта обучающихся.
Воспитательные результаты:
■ привлечение внимания учащихся к актуальным проблемам по выбору будущей профессии, информирование о возможных путях продолжения образования;
■ формирование гражданского самосознания и активной гражданской позиции;
Начальная школа (3 - 4 классы) Среднее звено (5 - 9 классы)
Ранняя начальная предпрофильная подготовка Непрерывная мягкая предпрофильная подготовка
Первое знакомство с веществами в быту и физико-химическими явлениями, наблюдение и эксперимент Развития познавательного интереса развития кругозора и знаний учащихся развития мышления
Кружки: «Мамина кухня», «Удивительные превращения в природе», «Путешествие капельки воды», «Тайны недр Земли» Внутришкольные и сетевые элективные курсы: «Химия на службе человека», «Химия в быту»; «В мире минералов», «Удивительный мир смесей», «Самое удивительное вещество - вода»; «Решение нестандартных задач по химии»; «Химия в моей будущей профессии»
Социальный опыт Социальный опыт
Взаимодействие в классном коллективе, первоначальный опыт учебного сотрудничества в коллективе и микрогруппе Развитие толерантного отношения, опыт участия в общественной жизни, практический опыт социального самоопределения, самодиагностика способностей и их развитие
Опыт включения в деловые отношения, опыт организации самообразования, опыт исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности
Основными направлениями реализации инновационной программы считаем:
• организацию внутришкольной и сетевой модели непрерывного естественнонаучного образования;
• внедрение в образовательный процесс курса Т.С. Суховой, В.И. Строганова «Естествознание» с 5 класса и ранней химии О.С. Габриеляна, И.Г. Остроумова с 6 - 7 классов;
• организацию проектно - исследовательской деятельности обучающихся по предмету;
• создание авторского сетевого предпрофильного элективного курса: «Химия в моей будущей профессии», авторских программ «Модель сетевой предпрофильной подготовки обучающихся по химии»;
• В 2009/2010 уч. году разработаны и апробируются две опытно-экспериментальные про-
граммы: «Сетевое взаимодействие МОУ СОШ № 33 с другими образовательными учреждениями на территории Энгельсского муниципального района», «Модель внутришкольной и сетевой предпрофильной подготовки как средство формирования социального опыта обучающихся»
• внедрение инновационных развивающих технологий обучения и воспитания: проектной,
модульно-блочной для базовой и профильной школы, современной ИКТ; составление программ по индивидуально-образовательным траекториям обучающихся и их тьюторское сопровождение;
• профориентационные лекционные занятия, экскурсии на крупные промышленные предприятия, в медицинские учреждения, лаборатории;
62
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ
• лектории и практические занятия с преподавателями и студентами вузов (СГТУ, СГУ, СГМУ), техникумов (ЭПЭТ), колледжей, учреждений начального профессионального образования;
• организация спецкурсов по предмету, кружковой работы.
В старшей школе учащиеся, прошедшие модель непрерывного естественнонаучного образования, правильно и осознанно выбирают соответствующий профиль обучения. Выпускников школы отличает высокий познавательный интерес, жизненная активность. Высокий процент выпускников, выбирающих при поступлении в ВУЗы специальности, связанные с химией.
VIII. Сроки реализации эксперимента
Реализация программы планируется в течение трех лет с 2009 года по 2012 год согласно определению основных мероприятий по годам с указанием учреждений и необходимых финансовых средств. Эксперимент будет проходить в три этапа:
1 этап (подготовительный) -2009-2010 учебный год;
2 этап (основной) - 2010-2011 учебный год;
3 этап (заключительный) - 2011-2012 учебный год. Эксперимент начат с 9 сентября 2009 года, предполагаемый срок завершения - 25 мая 2012 года.
Литература
1. Безрукова В.С. О построении педагогического знания // В.С. Безрукова // Педагогика №10, - 2007. - С.20-25.
2. Валеев Г.Х. Гипотеза педагогического исследования // Педагогика. - 1999. - №5. - С. 22-26.
3. Валеев Г.Х. Постановка проблемы педагогического исследования // Педагогика. - 2001. - №4. - С.19-23.
4. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов пединститутов // Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др.; Под ред. В.И. Журавлева. - М.: Просвещение, - 1988. - 239 с.
5. Давыдов В.П., Образцов П.И., Уман А.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Логос. - 2006. - 128 с.
6. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия». - 2003. - 208 с.
В данной статье представлен опыт деятельности комитета образования Заводоуковского городского округа по созданию системы повышения профессионального мастерства педагогов, выполняющих функции классных руководителей, на основе использования практико-ориентированных способов обучения.
Рязанцева Ольга Николаевна
ведущий специалист комитета образования Заводоуковского городского округа г. Заводоуковск Тюменская область met52008@ yandex.ru [email protected]
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИя
Как повысить профессиональное мастерство классных руководителей?
Ключевые слова: деятельностно-компетентностный подход, практико-ориентрированные способы обучения, непрерывное образование педагогов, сетевое взаимодействие, инновационный педагогический опыт.
Организация процессов профессионального мастерства классных руководителей на основе использования практико-ориентированных способов обучения, в рамках создания системы непрерывного образования педагогических работников Заводоуковского городского округа, осуществлялась в соответствии с разработанным проектом поэтапно.
На первом этапе в период 2007-2008 учебного года проведена подготовка нормативно-правовой базы методического сопровождения классных руководителей на муниципальном уровне: приказа о включении в методическую сеть районного методического объединения классных руководителей, положения районного методического объединения классных руководителей; создана сетевая организация методического сопрово-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011
63