И.Ю. Малкова, Е.В. Вторина
ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СЕТЕВЫХ ПРОЕКТАХ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Рассмотрены особенности организации сетевых проектов профильного образования - сетевых профильных классов, сетевой профильной школы, Центра организации профильного образования; обосновано их влияние на изменение качества образования. Авторы доказывают, что организация коммуникации становится особой единицей содержания профильного образования, в качестве предмета профилизации проявляются учебный предмет, учебная деятельность, образовательная деятельность.
Ключевые слова: профильное обучение; сетевые проекты; качество образования.
Ориентация на создание сетевых проектов профильного образования обусловлена необходимостью использования дополнительных возможностей для реализации задач, трудно решаемых привычными способами в рамках отдельного образовательного учреждения [1].
В практической педагогике начало использования термина «сетевой» относится к 70-80-м гг. прошлого века, когда метод сетевого планирования был заимствован Ю.А. Конаржевским из экономической науки и перенесен в педагогическую практику [1, 2].
Сетевое взаимодействие образовательных учреждений было реализовано А.И. Адамским в образовательной сети «Эврика». По его мнению, такая модель несет в себе коренное отличие от иерархического взаимодействия, функционирующего в современной системе образования. Нормы деятельности не задаются сверху, а естественным образом «выращиваются» внутри сообщества образовательных учреждений, основываясь на реалиях деятельности каждого участника.
Образовательную сеть А. И. Адамский определяет как совокупность субъектов образовательной деятельности, предоставляющих друг другу собственные образовательные ресурсы с целью взаимного повышения результативности и качества образования [3].
Для исследования особенностей качества образования в сетевой организации профильного обучения необходимо определить такие характеристики сетевых проектов профильного образования, которые в основном и определяют его изменение. Прежде всего, к таким характеристикам относятся условия организации обучения:
- широкое использование современных технологий и средств обучения;
- гибкость - возможность обучаться в удобное для старшеклассника время, в подходящем месте и в выбранном им темпе;
- модульность - возможность формировать индивидуальный учебный план, отвечающий личным потребностям, из набора независимых учебных курсов;
- параллельность - возможность обучения по следующим основным направлениям: академическое, дополнительное, профессиональное;
- новая роль преподавателя - возложение на него функций координирования познавательного процесса, корректировки содержания дисциплины, консультирования при составлении индивидуального учебного плана;
- новая роль обучающегося - повышение требований по самоорганизации, мотивированности, самооценке, навыкам самостоятельной работы; тестовый контроль качества знаний.
В исследовании мы выделили признаки сетевого взаимодействия, определяющие изменение качества образования:
- сетевые проекты задают иное содержание образования, организация коммуникации участников образования, построение совместной деятельности становятся особыми единицами содержания образования;
- сетевой способ создания проектов профильного образования обусловливает формирование заказа на содержание и качество образования (появление сетевых проектов означает, что они могут отражать актуальное качество образования в регионе - проявляют в образовании тенденции инновационного развития региона);
- создание сетевых проектов профильного образования означает соорганизацию образовательных, общественно-профессиональных ресурсов региона, что обусловливает и создание сообществ, и их влияние на качество образования и инновационное развитие региона;
- в сетевых проектах профильного образования важным признаком является проектирование содержания образования, что обеспечивает качество профили-зации и эффективность построения индивидуальных образовательных программ старшеклассников [4].
Для обоснования характеристик качества образования в сетевых практиках профильного обучения были проанализированы образовательные программы разных типов сетевой организации профильного обучения: сетевых профильных классов в условиях взаимодействия школ и вуза (МОУ ЗАТО Северск и СТИ НИЯУ МИФИ); сетевого проекта профильного обучения «Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов в профильной школе», реализуемого в МОУ СОШ № 49 г. Томска; сетевого проекта профильного обучения в сфере дополнительных образовательных услуг «Открытый молодежный университет».
Рассмотрим характеристики и основания качества образования в условиях взаимодействия МОУ ЗАТО Северск и СТИ НИЯУ МИФИ.
Взаимодействие средних и высших образовательных учреждений диктуется сейчас, прежде всего, стремлением учащихся и их родителей иметь гарантию продолжения образования. Со стороны учителей средних образовательных учреждений и преподавателей вузов это взаимодействие в основном диктуется стремлением сохранить высокий уровень образования и привить учащимся понимание необходимости постоянного пополнения знаний. Каждый вуз заинтересован в привлечении к обучению в своих стенах не просто способных учащихся, но учащихся, имеющих призвание к той области деятельности и к тем специальностям, по которым вуз организует подготовку.
Введение сетевых профильных классов в условиях взаимодействия МОУ ЗАТО Северск и СТИ НИЯУ МИФИ направлено на внедрение механизма социального партнерства для устойчивого развития муниципальной системы образования, организации сетевой предпрофильной подготовки и сетевого профильного обучения, направленных на профессиональную ориентацию выпускников общеобразовательных школ и помощь городскому округу ЗАТО Северск в деле подготовки кадров для атомной отрасли.
Таким образом, взаимодействие средних и высших образовательных учреждений способствует усилению мотивации получения высшего образования учащимися, стимулирует повышение качества их знаний, позволяет учащимся на базе вуза дать реальное представление об уровне развития современной науки, а также предоставляет возможность учащимся осознанно выбрать направление дальнейшего обучения.
Качество образования в сетевых профильных классах в результате взаимодействия МОУ и вуза определяется следующими характеристиками: повышается образовательный уровень учащихся, создается система ранней профориентации, идет успешное поступление в вузы. Кроме того, в результате этого взаимодействия учащиеся приобщаются к вузовской системе обучения в стенах среднего образовательного учреждения, что облегчает их адаптацию при переходе в вуз и обеспечивает непрерывность и преемственность школьного и вузовского образования.
В целом взаимодействие средних и высших образовательных учреждений в сетевых профильных классах способствует становлению системы персонифицированного государственного заказа на образование. Это позволяет максимально индивидуализировать обучение по выбранной учащимся и заказанной обществом образовательной траектории и обеспечить спрос на специалистов на формирующемся рынке труда.
Рассмотрим характеристики качества образования в сетевом проекте профильного обучения «Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов в профильной школе», реализуемого в МОУ СОШ № 49 г. Томска.
Разработчики проекта исходят из того, что выбор профиля - это не начало, а завершение профильного обучения в старшей школе: эффективность качества образования в старшей школе определяется построением детьми своего образовательного профиля. Авторы полагают, что такой профиль должен не задаваться, а создаваться детьми и педагогами в школе. И его создание определяет эффективность и качество образования в старшей школе. Для этого необходимо, чтобы дети и педагоги старшей школы:
- участвовали в проектировании, создании, исследовании эффективности совместной деятельности в школе, в разработке проекта профильного обучения;
- определяли номенклатуру образовательных профилей и содержание образования в них путем осуществления образовательных проб, образовательных проектов, разработки и реализации проектов образовательных программ;
- овладевали компетенциями участия, влияния на совместную деятельность в процессе своего образовательного позиционирования.
Рассмотрим образовательные условия развития качества образования посредством проектирования образовательного профиля.
К концу 9-го класса в школе организуется специальная работа по проявлению интересов учащихся к профильному обучению, по формированию у них представлений об организации профильного обучения в старшей школе (презентации, выставки, образовательные встречи), предварительных представлений о личных предпочтениях, образовательном самоопределении. Проявленные интересы становятся предметом обсуждения с ребенком и его родителями, результаты обсуждения положены в основание образовательного выбора ребенком направления профильного обучения.
В старшей школе разработан и реализуется мета-предметный курс «Проектирование образовательного профиля», в рамках которого организуется с учащимися проектирование профиля и образовательное сопровождение профильного обучения. Важным результатом реализации курса является разработка образовательных программ профилей совместной деятельности.
Базовым условием реализации образовательных профилей в нашей Школе является разработка и реализация учащимися индивидуальных образовательных программ.
В настоящее время такая индивидуальная программа включает в себя:
- формулирование и оформление учащимися ценностных, смысловых установок на образование, образовательные цели и учебные задачи;
- определение и выбор ими направлений общеобразовательной подготовки, специализации, профессионализации деятельности;
- установление учебных затруднений и индивидуальных особенностей учебной работы, учебного стиля, разработку и выбор средств, обеспечивающих повышение учебных результатов и достижений;
- выбор одной из форм образовательной деятельности: творческая работа, проект, исследовательская работа;
- выработку оснований и критериев оценивания, рефлексии своей образовательной деятельности, достижений и результатов.
Для реализации индивидуальных образовательных программ в школе разработана Программа образовательного сопровождения учащихся старшей школы (далее Программа). В Программе, наряду с освоением общеобразовательных предметов, учащиеся имеют возможность овладеть профессиональными навыками в рамках спектра профессий, предлагаемых школой, учреждениями дополнительного образования, вузами, с которыми сотрудничает школа (ДЮЦ «Звездочка», ТГУ, ТГПУ, ТУСУР). Организация образовательных стажировок на базе вузов, профильных и профессиональных проб позволяет обучающимся приобрести первичный опыт профессиональной деятельности, развить умение анализировать свои способности, ответственно и осмысленно принять решение о своем профессиональном будущем. Проведение тренингов и проф-тестирования психологами ЦПК, областного центра профессиональной ориентации, ТГУ, областного центра занятости населения позволяет старшеклассникам получить информацию о своих способностях, о принципах эффективного выбора профессии. Ребята учатся
распознавать те или иные качества личности, осознавать себя в различных ситуациях. Знание своих индивидуальных особенностей и соотнесение их с профессионально важными качествами помогают подросткам смоделировать путь профессионального самоопределения, определиться в сфере интересов.
В школе проводятся ряд мероприятя, нацеленные на профессиональное просвещение учащихся. В рамках проектной недели организовано образовательное событие «Мир профессий глазами подростка». Ребята собирают информацию об учебных заведениях нашего города, о рынке труда и наиболее востребованных специальностях в Томске. Такие события помогают выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми в ходе целенаправленной коммуникации. В школе создан банк данных о факультетах и специальностях в высших, средних и профессиональных образовательных учреждениях; оформлены стенды по профориентации, имеются справочники, буклеты, информационная литература. Старшеклассники посещают дни открытых дверей, проводимые учебными заведениями, а также в школу приглашаются представители приемных комиссий и образовательных учреждений, которые знакомят подростков со специальностями, условиями поступления и обучения. Ежегодным мероприятием уже стал «Фестиваль науки» в ТГУ. Дети посещают факультет психологии, радиофизический факультет, факультет искусств и культуры, Ботанический сад, Научную библиотеку ТГУ, выставки технического творчества. Проведение стажировок с посещением занятий и лекций в учебных заведениях позволяет старшеклассникам приблизиться к студенческой жизни, повысить профессиональную направленность их учебных интересов, адаптироваться посредством повышения уровня профессиональной готовности.
Таким образом, качество образования в проекте старшей профильной школы определяется процессом профилизации образовательной деятельности старшеклассников. Основной целью профилизации в проекте старшей школы МОУ СОШ № 49 г. Томска является предоставление учащимся возможности проектировать свое будущее и формировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного профессионального выбора. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: формирование компетенций проектирования образовательного профиля; определение оснований для его выбора и построение профиля как результата и следствия профильного обучения. В школе создаются условия для вовлечения педагогов и детей в построение образовательного пространства региона, проектирования индивидуальных траекторий движения старшеклассников.
Рассмотрим характеристики качества образования, определяющие особенности, обусловленные взаимодействием школ и вузов в Открытом молодежном университете.
Отработанная Открытым молодёжным университетом модель взаимодействия школ и вузов в направлении реализации профильного обучения, по мнению авторов проекта, направлена на развитие характеристик качества образования, представленных в модели компетенций выпускника Программы.
Модель компетенций выпускника включает информационные компетентности, компетентности в сфере личностного самоопределения, коммуникативные компетентности.
Информационные компетентности включают следующие способности: владение навыками работы с различными источниками информации; способность самостоятельно систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию; умение ориентироваться в информационных потоках, выделять в них главное и необходимое; способность применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии.
Компетентности выпускника в сфере личностного самоопределения включают: способность формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым предметам и сферам деятельности; владение способами самоопределения в ситуациях выбора; умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия на основе выбранных целевых и смысловых установок.
Коммуникативные компетентности включают: владение способами совместной деятельности в группе; владение культурой общения при использовании сети Интернет (умение позиционировать себя, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседника и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе); владение навыками использования сетевых коммуникаций для работы с информацией.
Рассмотрим основания для определения качества образования в сетевом проекте дополнительного профильного образования «Открытый молодежный университет».
Открытый молодежный университет, предоставляющий дополнительные образовательные услуги в сфере профильного обучения, является важным звеном при взаимодействии школа - вуз, с одной стороны, обеспечивая развитие необходимых компетенций для качественного обучения выпускников школы в вузе, а с другой - вовлекая школьников в реальные вузовские мероприятия и проекты.
В Открытом молодежном университете взаимодействие организовано не для поступления в вуз, а с целью вовлечения школьников в проектную деятельность, которая ведется вузами по заказу предприятий и в рамках научных исследований. С одной стороны (с позиции вузов), конкуренция за абитуриентов на уровне поступления не имеет смысла, так как ЕГЭ уравняло всех в этом процессе. С другой стороны, выпускников школ сегодня интересует содержательное погружение и «реальные» задачи, именно проектная деятельность может вовлечь будущих абитуриентов в вузовские процессы. При этом крайне необходимо использование современных методов - социальные сети позволяют организовать взаимодействие одного куратора проекта или научного сотрудника сразу с десятками юных деятелей, обеспечивая приток достаточного количества «качественных» абитуриентов.
Сегодня часть системы школа - вуз (развитие ИКТ-компетенций, формирование портфолио, система вузов-
ского обучения) может быть реализована школой самостоятельно. При этом школа обеспечивает весь комплекс образовательных программ через стандартные средства: профильное обучение, факультативные занятия, проектную деятельность и т.д. Вузу для обеспечения взаимодействия со школами достаточно выделить одного координатора, который обеспечивает процесс вовлечения школьников в реализуемые проекты. Например, вовлечение школьников в проектную деятельность (по выполнению реальных заказов от предприятий и проведению научных исследований) с помощью портала Dviger.com позволяет организовать взаимодействие одного куратора проекта (дипломника, аспиранта, научного сотрудника и т.п.) сразу со 100 и более старшеклассниками через специализированные средства (сообщества, галереи, виртуальные экспертизы и т. д.).
Таким образом, анализ оснований для определения качества образования, обусловленных взаимодействием школ и вузов, позволяет выделить такие его характеристики, как развитие интереса учащихся к организации и проведению научных исследований, вовлеченность учащихся в совместные исследовательские проекты.
Анализ практик сетевой организации профильного обучения в регионе (сетевой проект «Открытый молодежный университет», сетевые профильные классы, сетевая профильная старшая школа в МОУ СОШ № 49 г. Томска) позволил обосновать общие показатели изменения качества образования в сетевых проектах:
- существует ориентация на профилизацию образовательной деятельности;
- принципиальное значение для каждой практики организации сетевого взаимодействия имеют способ и предмет профилизации;
- в качестве предмета профилизации в разных практиках проявляются учебный предмет, учебная деятельность, образовательная деятельность.
Результаты анализа качества образования в практиках сетевой организации профильного образования в Томской области позволяют выделить следующие проблемы и направления его развития.
Исследование показывает, что в практиках реализации сетевых проектов профильного обучения отсутствует модельное представление о содержании и качестве образования в старшей школе, обусловленных процессами взаимодействия школы и вуза. В этом направлении необходимо обосновать типы сетевых проектов профильного обучения, обеспечивающие разные области профилизации и актуальное качество образования в старшей школе. При этом, ориентируясь на существующие практики сетевого взаимодействия в профильном обучении, в качестве организационных форм
сетевых проектов профильного образования возможно выделить следующие.
1. Сетевые профильные классы, обеспечивающие углубленное освоение предметных знаний, профилиза-цию в учебном предмете, развитие компетенций учебной деятельности. Данная организационная форма создается в структуре действующих общеобразовательных учреждений, в которых уже сложилась система профильного образования и имеется достаточный потенциал для интенсивного продвижения профильности при постановке новых задач в организации и содержании образовательного процесса. Создание таких классов реально практически в большинстве общеобразовательных учреждений Томска, особенно в лицеях и гимназиях, малых городов области, в базовых школах муниципальных центров области.
2. Сетевые профильные школы, обеспечивающие эффективное освоение предметных областей (гуманитарная, физико-математическая и т.п.), профилизацию в учебной деятельности, развитие компетенций образовательной деятельности. Сетевая профильная школа является еще одной организационной формой региональной системы сетевого профильного образования. Если сетевой класс создается в структуре действующей общеобразовательной школы и влияет на ее образовательную среду как катализатор, сетевая профильная школа является самостоятельным отдельным учреждением с однородной высокоразвитой информационнообразовательной средой. Если профильный класс влияет на школу, в которой он создается, то сетевая профильная школа влияет на муниципалитет, в котором она создается, и желательно на регион.
3. Центр организации сетевого профильного обучения, обеспечивающий построение индивидуальных образовательных программ, профилизацию образовательной и совместной деятельности, развитие компетенций образовательного проектирования, проектирование индивидуальной образовательной программы. Данная структура предполагает не только взаимодействие, соорганизацию и распределение существующих ресурсов, но и деинституциализацию, изменение инфраструктуры образования в регионе.
Центр является региональным координатором сетевой системы профильного образования. С одной стороны, Центр выявляет запросы профильных классов, общеобразовательных учреждений и отдельных учащихся, с другой - проявляет возможности и интересы вузовского комплекса и обеспечивает их взаимодействие в соответствии с нормативной базой на основе договорных отношений при использовании принципа норматива подушевого финансирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция профильного обучения на старшей ступени образования (Приказ Министерства образования РФ № 2783 от 18.07.2002 г.) // Про-
фильное обучение: нормативные правовые документы. М., 2006.
2. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М. : Центр «Педагогический поиск», 2000.
3. Организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, при-
нимающих участие в конкурсе на государственную поддержку / под ред. А.И. Адамского. М. : Эврика, 2006.
4. Малкова И.Ю. Формирование сетевых проектов: формирование консалтинга образовательных проектов // Становление сетевых форм взаи-
модействия в региональной системе повышения квалификации / под ред. Г.Н. Прозументовой. Томск, 2002. С. 35-43.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 6 февраля 2012 г.