Научная статья на тему 'Повышение профессионального мастерства классных руководителей на основе использования практико-ориентированных способов обучения'

Повышение профессионального мастерства классных руководителей на основе использования практико-ориентированных способов обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
893
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРАКТИКО-ОРИЕНТРИРОВАННЫЕ СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рязанцева Ольга Николаевна

В данной статье представлен опыт деятельности комитета образования Заводоуковского городского округа по созданию системы повышения профессионального мастерства педагогов, выполняющих функции классных руководителей, на основе использования практико-ориентированных способов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рязанцева Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение профессионального мастерства классных руководителей на основе использования практико-ориентированных способов обучения»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

• лектории и практические занятия с преподавателями и студентами вузов (СГТУ, СГУ, СГМУ), техникумов (ЭПЭТ), колледжей, учреждений начального профессионального образования;

• организация спецкурсов по предмету, кружковой работы.

В старшей школе учащиеся, прошедшие модель непрерывного естественнонаучного образования, правильно и осознанно выбирают соответствующий профиль обучения. Выпускников школы отличает высокий познавательный интерес, жизненная активность. Высокий процент выпускников, выбирающих при поступлении в ВУЗы специальности, связанные с химией.

VIII. Сроки реализации эксперимента

Реализация программы планируется в течение трех лет с 2009 года по 2012 год согласно определению основных мероприятий по годам с указанием учреждений и необходимых финансовых средств. Эксперимент будет проходить в три этапа:

1 этап (подготовительный) -2009-2010 учебный год;

2 этап (основной) - 2010-2011 учебный год;

3 этап (заключительный) - 2011-2012 учебный год. Эксперимент начат с 9 сентября 2009 года, предполагаемый срок завершения - 25 мая 2012 года.

Литература

1. Безрукова В.С. О построении педагогического знания // В.С. Безрукова // Педагогика №10, - 2007. - С.20-25.

2. Валеев Г.Х. Гипотеза педагогического исследования // Педагогика. - 1999. - №5. - С. 22-26.

3. Валеев Г.Х. Постановка проблемы педагогического исследования // Педагогика. - 2001. - №4. - С.19-23.

4. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов пединститутов // Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и др.; Под ред. В.И. Журавлева. - М.: Просвещение, - 1988. - 239 с.

5. Давыдов В.П., Образцов П.И., Уман А.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М.: Логос. - 2006. - 128 с.

6. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия». - 2003. - 208 с.

В данной статье представлен опыт деятельности комитета образования Заводоуковского городского округа по созданию системы повышения профессионального мастерства педагогов, выполняющих функции классных руководителей, на основе использования практико-ориентированных способов обучения.

Рязанцева Ольга Николаевна

ведущий специалист комитета образования Заводоуковского городского округа г. Заводоуковск Тюменская область met52008@ yandex.ru ryazanceva1207@yandex.ru

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИя

Как повысить профессиональное мастерство классных руководителей?

Ключевые слова: деятельностно-компетентностный подход, практико-ориентрированные способы обучения, непрерывное образование педагогов, сетевое взаимодействие, инновационный педагогический опыт.

Организация процессов профессионального мастерства классных руководителей на основе использования практико-ориентированных способов обучения, в рамках создания системы непрерывного образования педагогических работников Заводоуковского городского округа, осуществлялась в соответствии с разработанным проектом поэтапно.

На первом этапе в период 2007-2008 учебного года проведена подготовка нормативно-правовой базы методического сопровождения классных руководителей на муниципальном уровне: приказа о включении в методическую сеть районного методического объединения классных руководителей, положения районного методического объединения классных руководителей; создана сетевая организация методического сопрово-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011

63

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

ждения классных руководителей, включающая школьный и муниципальный уровень с обеспечением равноправного многофункционального взаимодействия в повышении профессионального мастерства классных руководителей на основе использования практикоориентированных способов обучения (Приложение 01); разработано и утверждено положение о конкурсе профессионального мастерства «Классный руководитель года». На данном этапе реализации инновационного проекта конкурс проведён в соответствии с положением, классный руководитель О.В.Кармацкая (МОУ СОШ № 1), ставшая победителем муниципального конкурса «Классный руководитель года - 2008» стала победителем Всероссийского конкурса на гранд президента «Лучшие учителя России» в 2008 году.

В общеобразовательных учреждениях методическая работа осуществлялась на основе прогностических документов, предусматривающих использование практико-ориентированных способов обучения педагогов (план работы районного методического объединения классных руководителей, школьных методических объединений). При реализации первого этапа, в каждом сетевом звене методического сопровождения классных руководителей осуществлялся деятельностно-компетентностный подход, направленный на развитие профессионального мастерства классных руководителей на основе использования практико-ориентированных способов обучения.

Выстроена система работы классных руководителей по самообразованию: педагогами определены темы по самообразованию, составлены планы по самообразованию в соответствии с предложенной районным методическим объединением схемой (Приложение 02).

Второй этап реализовывался в течение 2008-2009 учебного года. В деятельности районного методического объединения классных руководителей, школьных методических объединений использовались практико-ориентированные способы обучения педагогов: практические семинары, открытые классные часы, стендовые классные часы, мастер - классы, творческие отчёты, что подтверждается протоколами заседаний.

На муниципальном уровне создан банк по самообразованию классных руководителей. При анализе мониторинга деятельности классных руководителей по самообразованию установлено: 98% классных руководителей работают по самообразованию по теме, педагогами осуществляется выбор темы с опорой на особенности детского коллектива, личные педагогические затруднения; 88% используют инновационные технологии в воспитательном процессе, 70 % обобщали свой педагогический опыт через проведение открытых классных часов, проведение мастер - классов, выступления на заседании школьного методического объединения.

Методическая работа на втором этапе реализации проекта осуществлялась целенаправленно, направлена на организацию инновационных процессов повышения профессионального мастерства классных руководителей на основе использования практико-

ориентированных способов обучения. Это способствовало выявлению творчески работающих классных руководителей, освоению инновационных технологий в организации воспитательного процесса, обобщению инновационного педагогического опыта, росту профессионального мастерства педагогических работников, что подтверждают конкурсы профессионального мастерства, организованные на школьном и муниципальном уровне: 2 классных руководителя: Е.Р Бородулина (МОУ СОШ № 2), И.А.Сапожникова (МОУ Новозаимская СОШ), занявшие призовые места в муниципальном конкурсе «Классный руководитель года-2009», стали победителями Всероссийского конкурса на гранд президента «Лучшие учителя России» в 2009 году.

Прослеживается положительная динамика результативности развития воспитательной системы округа, что является следствием повышения мастерства классных руководителей, осуществляющих непосредственно воспитательную работу с каждым обучающимся округа.

На третьем этапе реализации проекта в период 2009-2010 учебного года были созданы условия для организации инновационных процессов повышения профессионального мастерства классных руководителей на основе использования практико-ориентированных способов обучения. В деятельности районного методического объединения классных руководителей, школьных методических объединений осуществлялось обобщение инновационного опыта работы классных руководителей, использовались практико-ориентированные способы обучения педагогов: мастер-классы, дни открытых дверей классных руководителей, ставших победителями конкурсов профессионального мастерства (муниципального - «Классный руководитель года», Всероссийского «Лучшие учителя России»). Осуществлялось ведение банка по самообразованию классных руководителей. 98% классных руководителей осуществляли деятельность по самообразованию в соответствии с составленным планом, 75% классных руководителей ведут папки по самообразованию. С использованием ресурсов базовых школ МОУ Но-возаимская СОШ, МОУ Бигилинская СОШ осуществлялось сетевое взаимодействие школьных методических объединений по обобщению инновационных методов работы. На основании мониторинга оценки эффективности деятельности классных руководителей общеобразовательных учреждений Заводоуков-ского городского округа, проводимого в период реализации проекта (Приложение 03), можно сделать вывод об эффективности созданных условий для повышения профессионального мастерства классных руководителей, так как прослеживается повышение показателей критериев результативности и критериев деятельности.

Результатом эффективности созданных условий для организации инновационных процессов повышения профессионального мастерства классных руководителей на основе использования практикоориентированных способов обучения, является результативность участия во Всероссийском конкурсе

64

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

представителей педагогического сообщества Заводо-уковского городского округа. Классный руководитель МОУ Бигилинская СОШ Т.Е.Онищенко, занявшая 1 место в районном конкурсе «Классный руководитель года-2010», представлена в числе 11 кандидатов от Тюменской области на Всероссийском конкурсе, удостоена президентского гранда «Лучшие учителя России» в 2010 году.

Созданные условия в организации инновационных процессов повышения профессионального мастерства классных руководителей на основе использования практико-ориентированных способов обучения оказали положительное влияние на динамику результатов развития воспитательной системы округа: при анализе развития системы воспитания и дополнительного образования в Заводоуковском городском округе в 2009-2010 учебном году прослеживается стабильность положительной динамики показателей развития воспитательной системы (Приложение 04).

По окончанию каждого этапа реализации проекта осуществлялось издание информационно-методических сборников, в которые вошли методические материалы участников муниципального конкурса, разработки классных руководителей, использующих инновационные формы и методы работы (Приложение 05).

^.Заключение.

Таким образом, в результате реализации проекта:

- организована деятельность методического объединения классных руководителей на муниципальном уровне;

- созданы условия для проведения мастерклассов классными руководителями, осуществляющими инновационную деятельность;

- созданы условия для сетевого взаимодействия школьных методических объединений через функционирование базовых школ;

- созданы условия для обучения классных руководителей на основе использования практико-ориентированных способов;

- организована системная работа классных руководителей по самообразованию;

- создана система проведения конкурсов профессионального мастерства классных руководителей;

- прослеживается положительная динамика результативности развития воспитательной системы округа.

Вывод: определённая проектом гипотеза получила подтверждение: созданные условия для организации инновационных процессов повышения профессионального мастерства классных руководителей с использованием практико-ориентированных способов обучения: практические семинары, открытые классные часы, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства педагогов, обеспечение условий деятельности классных руководителей по использованию инновационных методов работы через работу в районном методическом объединении, организация системной работы классных руководителей по самообразованию, способствовали положительной динамике

результативности развития воспитательной системы округа.

Достигнутые результаты соответствуют прогнозируемым: созданы условия для повышения квалификации классных руководителей на основе использования практико-ориентированных способов обучения; рост профессионального мастерства классных руководителей способствовал положительной динамике результативности развития воспитательной системы округа.

Полученный опыт реализации данного проекта, свидетельствует о необходимости при организации непрерывного обучения педагогов использование не только теоретических, но и с обязательным использованием практико-ориентированных способов обучения, с обеспечением сетевой организации методического сопровождения классных руководителей, что позволит обеспечить распространение инновационного опыта работы, создать условия для организации инновационных процессов повышения профессионального мастерства классных руководителей.

Быстро меняющаяся социальная среда порождает новые требования к профессиональным компетенциям классных руководителей, а организация инновационных процессов повышения профессионального мастерства классных руководителей на основе использования практико-ориентированных способов обучения в системе непрерывного образования педагогов позволит им соответствовать современным требованиям.

Приложение 1

Сетевая организация методического сопровождения классных руководителей

Условные обозначения:

Т1 - практико-ориентированные семинары в рамках заседаний школьных методических объединений классных руководителей;

Т2 - практико-ориентированные семинары в рамках заседаний районного методического объединений классных руководителей;

Т3 - школьные конкурсы профессионального мастерства «Классный руководитель года»;

Т4 -муниципальный конкурс профессионального мастерства «Классный руководитель года»;

Т5 - деятельность по самообразованию классных руководителей.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011

65

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Приложение 2

Примерная схема плана работы по самообразованию над методической темой

I. Пояснительная записка (схема написания):

1. проблема;

2. тема;

3. цели и задачи;

4. основные формы и методы работы;

5. прогнозируемый результат.

II. Основные этапы работы

1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ:

- анализ затруднений;

- анализ состояния воспитательного процесса;

- выявление противоречий;

- изучение литературы по проблеме.

2. ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ

- определение целей и конкретных задач;

- формулировка гипотезы (для уровня научной, экспериментальной работы);

-прогнозирование результатов.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

- составление программы работы;

- подготовка материально-технической базы;

- методическое обеспечение.

4. ПРАКТИЧЕСКИЙ

- реализация собственной программы (методики, технологии);

- отслеживание промежуточных результатов.

5. КОРРЕКТИРОВОЧНЫЙ

- проведение контрольных опросов, тестов, диагностических процедур;

- при необходимости корректировка программы.

6. ОБОБЩАЮЩИЙ

- обработка полученных данных;

- соотнесение полученных результатов с планируемыми;

- корректировка гипотезы;

- оформление, описание результатов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ

- применение наработанных материалов в собственной педагогической деятельности;

-распространение данной программы (методики, технологии)

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

- выбор формы подведения итогов (реферат, доклад, статья);

- подготовка методических рекомендаций, творческий отчёт, мастер-класс; - подведение итогов.

Приложение 3

Оценка эффективности деятельности классных руководителей

В соответствии с методическими рекомендациями Минобразования России об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных учреждений образования (приказ №21 от 3.02.2006) .

Критерии результативности отражают уровень достижений учащихся в обучении, воспитании, социальном развитии (в динамике).

Критерии деятельности оценивают реализацию классным руководителем управленческой (организационнокоординирующей), аналитико-прогностической и коммуникативной функции. Критерии деятельности позволяют отразить уровень организации классным руководителем жизнедеятельности класса, уровень его сплоченности, взаимодействие классного руководителя с другими участниками образовательного процесса школы: педагогами школы, родительской общественностью, представителями общественных и культурных учреждений и организаций города (сельских поселений) по воспитанию, обучению, социальному развитию обучающихся.

Система оценки включает 5 блоков критериев в соответствии с пятью ведущими функциями деятельности классного руководителя оценивается по соответствующей шкале, где выражение уровня представленности имеет буквенный эквивалент, соответственно, А (1 балл) - минимальный уровень представленности, В (2 балла) - низкий уровень представленности, С (З балла)- необходимый уровень представленности и D (4 балла) - высокий уровень представленности.

Критерии результативности Уровень представленности показателей

Положительная динамика уровня воспитанности учащихся А В С D

Уровень сформированности классного коллектива А В С D

Отсутствие преступлений и правонарушений у учащихся (или положительная динамика по данному показателю) А В С D

Результаты деятельности по сохранению здоровья (стабильность или положительная динамика индекса здоровья) А В С D

Охват учащихся класса дополнительным образованием (стабильность или положительная динамика в процентах от общего количества учащихся) А В С D

Охват учащихся внеклассной работой по предметам (стабильность или положительная динамика в процентах от общего количества учащихся) А В С D

Сохранение контингента обучающихся А В С D

Благоприятный психологический климат в классе А В С D

Результаты внеурочной деятельности: участие в интеллектуальных, спортивных, творческих мероприятиях, в КТД класса и школы (суммарный показатель) А В С D

Критерии деятельности

1. Характеристика класса: - уровень воспитанности учащихся - Уровень обучаемости и обученности - уровень социального благополучия и педагогической состоятельности семьи, состояние здоровья, портфолио ученика А В С D

1.2.Сформированность воспитательной системы класса (наличие долгосрочной программы, определение ведущих видов деятельности А В С D

2.1 Ведение документации: классный журнал, личные дела учащихся, план работы, протоколы родительских собраний, социальный паспорт класса, отчеты и др. А В C D

66

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

2.2 Организация жизнедеятельности классного коллектива: организация ученического самоуправления в классе, соблюдение санитарных и эстетических требований (кабинет внешний вид), организация питания, организация КТД, классных часов А В С D

2.3. Взаимодействие классного руководителя с другими участниками, образовательного процесса: учителями, специалистами, родителями, координация деятельности учителей, работающих в классе, по организации охраны и укрепления по организации охраны и укрепления здоровья учащихся, индивидуальная и коллективная (родительский комитет, родительские (родительский комитет, родительские собрание) с родителями А В С D

2.4. Социальное партнерство класса А В C D

3.1. Регулирование межличностных отношений между учащимися, педагогическими и другими работниками школы А В С D

3.2. Формирование коммуникативных умений класса А В С D

4.1. Осуществление контроля за посещаемостью учащихся А В C D

4.2. Осуществление контроля за успеваемостью учащихся А В С D

Таблица результатов мониторинга оценки эффективности деятельности классных руководителей общеобразовательных учреждений Заводоуковского городского округа

Критерии результативности Средний балл по округу

2007-2008 уч. год. 259 чел. 2008-2009 уч. год 260 чел. 2009-2010 уч. год 262 чел.

Положительная динамика уровня воспитанности учащихся 3,2 3,3 3,5

Уровень сформированности классного коллектива 3 3,2 3,3

Отсутствие преступлений и правонарушений у учащихся (или положительная динамика по данному показателю) 3,2 3,3 3,4

Результаты деятельности по сохранению здоровья (стабильность или положительная динамика индекса здоровья) 3,2 3,4 3,6

Охват учащихся класса дополнительным образованием (стабильность или положительная динамика в процентах от общего количества учащихся) 3 3,2 3,3

Охват учащихся внеклассной работой по предметам (стабильность или положительная динамика в процентах от общего количества учащихся) 2,8 3 3,1

Сохранение контингента обучающихся 3,6 3,8 4

Благоприятный психологический климат в классе 3,2 3,4 3,6

Результаты внеурочной деятельности: участие в интеллектуальных, спортивных, творческих мероприятиях, в КТД класса и школы (суммарный показатель) 3,2 3,3 3,4

Критерии деятельности

1. Характеристика класса: - уровень воспитанности учащихся -Уровень обучаемости и обученности - уровень социального благополучия и педагогической состоятельности семьи, состояние здоровья, портфолио ученика 3 3,3 3,6

1.2.Сформированность воспитательной системы класса (наличие долгосрочной программы, определение ведущих видов деятельности 2,6 2,8 3,2

2.1 Ведение документации: классный журнал, личные дела учащихся, план работы, протоколы родительских собраний, социальный паспорт класса, отчеты и др. 3,3 3,4 3,6

2.2 Организация жизнедеятельности классного коллектива: организация ученического самоуправления в классе, соблюдение санитарных и эстетических требований (кабинет внешний вид), организация питания, организация КТД, классных часов 3,1 3,4 3,9

2.3. Взаимодействие классного руководителя с другими участниками, образовательного процесса: учителями, специалистами, родителями, координация деятельности учителей, работающих в классе, по организации охраны и укрепления по организации охраны и укрепления здоровья учащихся, индивидуальная и коллективная (родительский комитет, родительские (родительский комитет, родительские собрание) с родителями 3,1 3,5 4

2.4. Социальное партнерство класса 2,9 3,2 3,6

3.1. Регулирование межличностных отношений между учащимися, педагогическими и другими работниками школы 3,1 3,4 3,9

3.2. Формирование коммуникативных умений класса 3,1 3,5 3,9

4.1. Осуществление контроля за посещаемостью учащихся 3,75 3,9 3,9

4.2. Осуществление контроля за успеваемостью учащихся 3,7 3,8 4

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011

67

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Приложение 4

Мониторинг результатов развития воспитательной системы в Заводоуковском городском округе

№ Показатели 2007-2008 уч.г. 2008-2009 уч.г. 2009-2010 уч.г.

1.1 Удельный вес детей, обучающихся по программам дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях 73 % 98% 84%

с учётом многоразового охвата; с учётом одноразового охвата 68 % 69% 70%

1.2 Охват детей и подростков услугами дополнительного образования (всех форм собственности), % 91,3 89,5 95%

1.3 Охват несовершеннолетних «группы особого внимания» услугами дополнительного образования, % 92 95 98

2 Доля школьников, охваченных досуговой деятельностью, 91 91,3 95

в том числе охват детей «группы риска», % 95 96 98

3.1 Охват детей различными формами отдыха, оздоровления и занятости детей 4837 ч./ 100 % 4739 ч./ 100% 4772 ч.

летний период (от подлежащих обеспечению отдыха, занятости) 100%

3.2 Охват организованным отдыхом, занятостью в летний период детей «группы риска»,% 100 100 100

3.3 Охват отдыхом в лагерях с дневным пребыванием детей на базе общеобразовательных школ 3118 ч./ 64% 3102 ч. / 67% 3261 ч./70%

4 Состояние преступности среди обучающихся школ (кол-во обучающихся, со- 0,43% 0,41 0,3

вершивших: преступления/правонарушения) 0,42 0,41 0,4

5 Кол-во несовершеннолетних, употребляющих наркотические вещества и состоящих на учёте в наркодиспансере - - -

6 Итоги социологических опросов обучающихся:

позитивное отношение: к труду, учёбе 99 % 99 % 99 %

к родителям, старшему поколению 100 % 100 % 100 %

отрицательное отношение к негативным социальным явлениям 99 % 99 % 99 %

7 Увеличение количества патриотических объединений/ учащихся в них:

учащихся в общественных объединениях, организациях 100 % 100 % 100 %

занимающихся добровольческой деятельностью (в волонтёрских, тимуров- 1298 ч. (26%) 1326 ч. (27%) 1698 ч.

ских, поисковых отрядах, классах СВК, мемориальных командах), из них за- - 279 ч. (6%) (28,6%)

регистрировано (процент - от общего количества обучающихся школ округа) 593 (12%)

Приложение 5

Материалы участников конкурса «Классный руководитель - 2010»

Классный час «Толерантность» (2 кл.)

Онищенко Тамара Ефимовна,

классный руководитель 2 класса МАОУ «Бигилинская СОШ» учитель начальных классов, 1 место в районном конкурсе «Классный руководитель - 2010», победитель Всероссийского конкурса, «Лучшие учителя России» 2010г .

Аннотация.

Классный час «Толерантность» разработан победителем конкурса «Классный руководитель года - 2010» Онищенко Тамарой Ефимовной, учителем начальных классов, классным руководителем 2 класса МАОУ «Бигилинская СОШ». Классный час проводится в форме круглого стола, в основу проблемного обсуждения положен сюжет мультфильма «Голубой щенок», в соответствии с особенностями младших школьников используются игровые формы освоения понятия «толерантность».

Цели:

• познакомить учащихся с основными чертами толерантной и интолерантной личности;

• Способствовать развитию у воспитанников самосознания, которое помогает увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.

Форма проведения:

• «круглый стол» с сюжетными задачами и проблемными вопросами.

• Оборудование:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация «Толерантность»;

• магнитофон, аудиозапись (инструментальная музыка), видеозапись мультфильма «Голубой щенок».

Материалы и инструменты:

• ватман «Дерево толерантности»;

• бумага в форме листьев с надписями толерантных и интолерантных качеств;

• фломастеры, бумага (формат А4).

Ход классного часа:

1. Постановка проблемы

Классный руководитель:

- Добрый день. Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви. ( Звучит музыка, рассказывается сказка)

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

68

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место. Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай,- сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую - Удача, третью Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого выбрать.

- Твоя правда, - ответил волшебник, они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

Классный руководитель:

- Как вы думаете, кого выберет Любовь? Почему? (ответы.)

Продолжение сказки:

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Вопросы:

- Почему Любовь выбрала Доброту? (ответы).

- По-вашему мнению, о чем пойдет дальнейший разговор? (ответы).

- Все то, что вы назвали, входит в основу такого понятия, как толерантность.

2. Информационный блок

(Ученикрассказывает) Как слово «Толерантность» определяется на разных языках земного шара.

tolerance (французский) - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

tolerance (английский) - готовность быть терпимым, снисходительность;

терпимость (русский)- способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, считаться с мнением других, быть снисходительным.

3. Рефлексивное обсуждение.

Классный руководитель задаёт вопросы:

- Что объединяет эти определения? (ответы)

- Почему так актуальна тема «Толерантности» в настоящее время? (ответы)

4. Рассмотрение понятия «толерантность» на примере сюжета мультфильма

Классный руководитель:

- Как и случилось с героем мультипликационного фильма

Просмотр фрагмента м/ф «Голубой щенок» (фрагмент 1).

Опрос обучающихся:

- Почему щенок называет свою судьбу злой? (ответы).

- Герои проявили толерантные качества или интоле-рантные? (ответы).

- Среди людей бывают такие ситуации? (ответы).

Классный руководитель:

- Нашему герою повезло, он встретился с добрым моряком, который принял его таким, какой он есть, и стал его другом.

Просмотр фрагмента м/ф «Голубой щенок» (м /ф, фрагмент 2)

Классный руководитель:

- Как меняется настроение щенка при появлении в его жизни доброго человека? (ответы).

5. Рефлексивная игра «Толерантный - интолерантный»

- Ребята, предлагаю оценить ситуации, для этого попрошу встать (толерантный вариант ответа обозначаем хлопком над головой, интолерантный - приседанием).

• Ты поссорился со своей сестрой.

1) . Ты обижаешься и мстишь.

2) .Ты попытаешься объясниться с ней.

• С тобой поступают жестоко.

1) .Ты отвечаешь тем же.

2) .Ты говоришь «нет» и стремишься заручиться помощью.

• Ты недоволен собой.

1) . Ты все сваливаешь на других.

2) . Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.

6. Игра «Волшебная рука»

(Учащиеся обводят на листе свою руку. Предлагается написать на пальчиках хорошие качества, а на ладошках - то, что хотелось бы изменить в себе.)

Озвучьте волшебные пальчики, а то, что хотелось бы изменить в себе - это будет продолжением разговора по данной теме на следующих классных часах . (Ответы).

- А что еще для счастья надо?

7. Углубление понятия «толерантность» через понятия «семья-страна-мир» (интервью - гостей классного часа).

Просмотр фрагмента м/ф «Голубой щенок» (м /ф, фрагмент 3)

Опрос обучающихся:

- Отрадно, что добрые, человеческие качества формируются у вас.

- Кто способствует этому? (ответы).

- А какая толерантная семья? Ответят гости нашего классного часа семья Благининых

мама- Елена Викторовна

папа- Александр Валерьевич

сын- Влад (слово семье).

Классный руководитель:

-Таких семей на территории нашего села « Бигила» очень много, благодаря которым поселок становится краше. О чем расскажет глава сельской администрации, председатель Управляющего совета Бигилинской СОШ Иванов Владимир Александрович. (слово Иванову В.А.)

Классный руководитель:

Село, в котором вы живете - частица нашей большой страны. Толерантная страна.

- Что же особенного должно быть в такой стране, в нашей России? (ответы обучающихся)

- С чем полезным для себя вы уйдете сегодня с классного часа расскажите, поучаствовав в импровизированном монтаже.

(на партах лежит текст со стихотворением, поочередно дети читают строки).

1. Что такое толерантность? Может к бабушке любовь?

2. А быть может это то, что маме я на день рождения принес?

3. Понял я, что это- уважение к мнению не только своему.

4. Видеть боль чужую я, по-моему, уже могу.

5. Дам монетку нищему, пожилому помогу.

6. Товарища в беде не брошу, злобу в класс я не пущу.

7. Если ты к друзьям терпим, выслушать любого можешь.

8. Если нужно, то готов ты всегда прийти на помощь.

9. Веришь в чудо, доброту. Взрослых уважаешь.

10. Маме с папой не грубишь, младших ты не обижаешь.

11. Значит, не зря все говорят, что ты толерантен.

12. Оставайся им всегда и будь всегда галантен.

13. Что такое толерантность? Доброта, любовь и смех.

14. Что такое толерантность? Счастье, дружба и успех.

15. Если каждый друг к другу будет терпим,

То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

8. Упражнение «Дерево толерантности».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Классный руководитель:

- Теперь вырастим дерево Толерантности, для этого выполним творческую работу. Пусть наше дерево зазеленеет.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011

69

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Выбор за вами. Каким оно должно быть, чтобы наш класс, школа, поселок, страна стали пространством толерантности. ( Фонограмма песни «Дорога добра»)

(на доске листочки с надписями толерантных и инто-лерантных качеств, выполнение коллективной работы у доски).

9. Рефлексивный круг

Классный руководитель:

- Попрошу всех встать, положив руки друг другу на плечи. Скажите спасибо за совместную работу соседям, всем ребятам. Хором, весело скажем: Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе мы сделаем толерантным наш мир.

Классный руководитель:

- Классный час подошел к концу. Благодарю за активное участие вас, ребята, и вас, уважаемые гости. Спасибо. До свидания.

Классный час «Виртуальное путешествие в прошлое, будущее нашего города» (7 кл.)

Поп Наталья Павловна, классный руководитель 7 «А» класса МАОУ «Заводоуковская СОШ №1» учитель русского языка, литературы, призёр районного конкурса «Классный руководитель - 2010»

Аннотация

Классный час «Виртуальное путешествие в прошлое, будущее нашего города» разработан призёром конкурса «Классный руководитель года 2010» Поп Натальей Павловной, учителем русского языка, литературы, классным руководителем 7«а» класса МАОУ «Заводоуковская средняя общеобразовательная школа № 1», является заключительным этапом в проектной работе. Он включает в себя разминку «Хорошо ли мы знаем друг друга?», отчёт творческих групп о проделанной работе, интерактивную викторину «Знаете ли вы наш город?», рефлексивный момент «Журнал-эстафету», поощрение всех участников проекта «Наш любимый город» и награждение лучших разработчиков проектов

Классный час «Виртуальное путешествие в прошлое, настоящее и будущее моего города»

Как провести классный час о малой родине, используя метод проектов?

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Знать историю своей малой родины актуально для современного человека. Ведь без знания прошлого невозможно постичь настоящее и предугадать будущее. Поэтому большое внимание уделяем воспитанию у подрастающего поколения ценностного отношения к историческому прошлому и культурному наследию своего родного города.

Классный час «Виртуальное путешествие в прошлое, будущее нашего города» разработан для учащихся 7 «а» класса и является заключительным этапом в проектной работе. Он включает в себя разминку «Хорошо ли мы знаем друг друга?», отчёт творческих групп о проделанной работе, интерактивную викторину «Знаете ли вы наш город?», рефлексивный момент «Журнал-эстафету», поощрение всех участников проекта «Наш любимый город» и награждение лучших разработчиков проектов.

Для создания эмоционального пафосного настроения в течение классного часа звучат 2 песни о городе Заводоуков-ске, стихи местных поэтов Фруцкой В.В., Нелли Байдашиной, Ксении Богомоловой, а также стихотворение, сочиненное ученицей 7 «А» класса, Ивченко Ирины.

В классном часе активное участие принимают родители ребят. Они выполняют не только роль зрителей, они помо-

гают, поддерживают, оценивают творчество ребят, в конце классного часа награждают всех участников проекта.

Особенностью классного часа является то, что его готовят и ведут сами ребята. Творческий проект «Наш любимый город» посвящён юбилейной дате - 50-летию Заводоуков-ска. В течение 3 месяцев ребята занимались поисковой деятельностью, составляли фотоколлажи, рисовали картины, писали сочинения и сочиняли стихи, заполняли маршрутные листы. За неделю перед классным часом были выбраны соведущие - 2 ученика. Они вместе с классным руководителем составили сценарий его проведения.

Предполагаемым результатом классного часа является самоутверждение учащихся, повышение их самооценки, сформированность навыков исследовательской деятельности, сотрудничество детей, родителей и классного руководителя, осознание того, что нужно ценить и беречь историческое и культурное наследие своего родного города.

Тема: «Виртуальное путешествие в прошлое, настоящее и будущее моего города».

Цель: воспитание у подрастающего поколения ценностного отношения к историческому прошлому и культурному наследию своего родного города.

Задачи:

1. Выявление у обучающихся способностей к оригинальному, нестандартному решению творческих задач путем создания общего творческого проекта;

2. Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого подхода, исследовательской деятельности;

3. Развитие целеустремленности, самоутверждения учащихся, благодаря достижению поставленной цели, и получение необходимого жизненного опыта.

Оформление: выставка творческих работ учащихся «Наш любимый город» (рисунки, фотоколлажи, проекты, сочинения, стихи), карта путешествия, маршрутные листы, эмблемы, грамоты, оценочные листы для жюри, памятные призы.

Оборудование: компьютер, мультипроектор, экран, колонки, диск с презентациями.

Технологии: метод проектов, использование элементов технологии критического мышления, педагогики сотрудничества, личностно-ориентированной, игровой, информацион-но-куммуникационной, здоровьесберегающей.

Методы: поисковый, эвристический, репродуктивный, диалогический, индивидуальный, интерактивный, исследовательский, творческий.

Формы и способы: деловая игра, использование ИКТ, коллективно-творческое дело, экскурсия, соревнование, чествование победителей.

Предварительная подготовка: создание карты маршрута, распределение на группы и микрогруппы, посещение музейной комнаты, школьной библиотеки, центральной районной библиотеки, краеведческого музея, экскурсия по городу, работа над проектами; разработка сценария для соведущих, выбор стихотворений о г. Заводоуковске из книги «Люблю тебя, мой край родной».

Предполагаемый результат: ребята подготовят творческие проекты, защитят их,_пополнят свои знания об истории родного города, получат необходимый опыт для дальнейшей работы над проектами, укрепят дружеские отношения в коллективе..

Ход классного часа:

1.Оргмомент.

2. «Вхождение в классный час». Звучит фрагмент песни «Заводоуковская земля». (Слайды 1-8)

Цель: эмоциональный настрой на мероприятие.

2.1. Вступительное слово учителя:

70

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

- Добрый день, ребята, уважаемые родители, гости!

Если сложить пополам лист бумаги, на нем останется линия сгиба. Значит, бумага имеет память? А есть ли память у камня, дерева? А человек? Всегда ли он помнит историю своей малой родины? А вы, ребята, задумывались ли над тем, в ваших ли силах сохранить и приумножить историю своего родного города? Что для этого нужно сделать?

Я предлагаю сегодня совершить «Виртуальное путешествие в прошлое, настоящее и будущее нашего города». Тем более что к нему мы готовились 2 месяца.

- Как вы думаете, с какой целью мы совершим такое необычное путешествие?

- Правильно! Мы должны сегодня увидеть результат своей работы над общим творческим проектом «Наш любимый город», который посвящён приближающемуся юбилею города.

- Для продолжения нашего мероприятия я передаю слово соведущим Игорю и Ире.

3. Слово ведущим. «Виртуальное путешествие в прошлое, настоящее и будущее города Заводоуковска».

(Слайд 9)

- Сегодня ведущими классного часа из цикла «Моя малая родина»: «Виртуальное путешествие в прошлое, настоящее и будущее нашего города» будем мы: Ира и Игорь.

Ира:

- У каждого города, большого или маленького, старинного или молодого, есть своё лицо. Одни отличаются старинными домиками с удивительной резьбой, другие - каменными особняками, памятниками архитектуры, третьи - древними монастырями и церквами, четвёртые - современными проспектами, прекрасными парками, набережными.

Игорь:

- Наш небольшой городок интересен по-своему. Он стоит в окружении величественных сосен, поэтому воздух у нас самый чистый, да и природа божественна и неподражаема.

Ира:

- Наш город, практически, стал городом-курортом, потому что полечиться целебными минеральными водами приезжают люди со всей России и даже ближнего зарубежья.

Игорь:

- Скоро наш город станет спортивным Центром для биатлонистов всей страны.

Ира:

- В нашем городе жили и живут замечательные люди, которые внесли огромный вклад в его развитие, а также области, страны.

Игорь:

-А вы знаете, что означает эта цифра? (Показывает цифру 50) Правильно! Нашему городу в апреле этого года исполнится 50 лет. Совсем ещё юный возраст!

Ира:

- Конечно, если сравнить с возрастом города Ялуторовска, которому исполнилось 350 лет, то наш городок ещё подросток, а если сравнить с Тюменью, которой более 450 лет, то он совсем ещё младенец.

Игорь:

- Хоть наш городок совсем ещё молоденький, но он уже имеет свою историю, корни. А самое главное - он растет и развивается. И именно от нашего поколения зависит, каким будет наш город в будущем. А мы уж постараемся вложить в его развитие всю любовь и душу. Ведь наша малая родина -это наш Заводоуковский край.

4. Чтение стихотворения. «Затерялся в лесах заснеженных...». (Автор Фруцкая В.В.) Читает ученица. (Слайд 10) Аплодисменты.

Ира:

- Дима, как ты думаешь, зачем ребята поделились на 2 команды?

Игорь:

- Наверное, сегодня им предстоит посоревноваться между собой. Ведь мы 2 месяца работали над проектом «Наш любимый город». И хотелось бы сегодня посмотреть на свои результаты.

Ира:

- Предлагаю для оценивания выступлений команд пригласить занять место в жюри наших родителей и классного руководителя.

5. Разминка. (Слайд 11)

Цель: помочь учащимся раскрепоститься, проверить, хорошо ли они знают друг друга.

Игорь:

- А сейчас проведем небольшую разминку «Хорошо ли мы знаем друг друга?»

Вопросы 2 команде (вопросы задает Ира):

1. Кто из мальчиков группы хорошо рисует? (Костя Агалаков)

2. У кого из мальчиков хорошие способности по немецкому языку? (Артем Денисов)

3. Как зовут папу Тани Давыденковой? (Андрей Викторович)

4. Кто из наших девочек входит в сборную команду по баскетболу, которая недавно заняла 1 место в районной Спартакиаде? (Вика Вшивцева)

5. Кто из девочек группы занимается хореографией в Школе искусств?

6. (Катя Докшина)

7. Кто из мальчиков сочиняет стихи? (Одинцов Иван)

8. Самый начитанный и сообразительный мальчик в классе? Знает много головоломок, задачек-шуток, без него не обходится ни один КВН? (Дима Коваль)

9. На каком музыкальном инструменте играет Дима Павлов? (На аккордеоне)

10. Сколько родных братьев и сестер у Кристины Сако-ян? (1 сестра и брат)

11. Какой разряд по акробатике у Сергея Байбусинова? (1 спортивный)

12. Как назывался районный экологический проект, в котором Наташа Бородулина приняла участие и заняла 1 место? (Операция «Сосна»)

Вопросы 1 команде (вопросы задает Игорь):

1. Кем в активе является Света Федорова? (зам. командира)

2. Сочиняет ли стихи Наталья Павловна? (Сочиняет)

3. Кто из ребят команды играет на 2 музыкальных инструментах, является самым активным участником школьных, региональных олимпиад, призёром школьной и районной научно-практической конференции «Первые шаги в науку»? (Игорь Стульников)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Каким видом спорта увлекается Мамаев Влад? (Картингом)

5. Кто из мальчиков первым получил паспорт в этом году? (Елсуфьев Женя)

6. Есть ли компьютер у Вани Федорова? (Есть)

7. Чей дедушка запечатлел образ города Заводоуковска в своих картинах? (Поповича Максима)

8. Кто из мальчиков группы является командиром класса, входит в сборную школы по баскетболу?? (Шастов Саша)

9. Одна из самых ответственных девочек в классе, увлекается восточными танцами, учится играть на гитаре? (Погосян Лусине)

10. Кто из мальчиков занимается биатлоном? (Андрей Пятак)

11. Кто из девочек играет на фортепиано, хорошо сочиняет стихи, рисует, и в этом учебном году в районном конкурсе рисунков, посвященном 65 -летию Тюменской области она заняла 1 место? (Ивченко Ирина)

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011

71

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

- Попросим её прочитать стихотворение собственного сочинения.

6. Стихотворение «Мой город Заводоуковск». (Автор Ивченко И.) Аплодисменты.

Игорь:

- Наша разминка закончилась. А сейчас Ира прочитает стихотворение собственного сочинения, которое она посвятила нашему городу.

7. Творческий отчет групп.

Ира:

- 3 месяца мы изучали историю нашего города Заводо-уковска: сначала составили маршрутную карту, затем разработали план действий, посетили музейную комнату в нашей школе, школьную библиотеку, посетили Центральную городскую библиотеку, краеведческий музей, ещё раз прошлись по любимым местам города. Все это мы делали, чтобы лучше узнать наш город.

Игорь:

- Результатом работы стали мини-проекты, фотоколлажи, презентации, рисунки, сочинения. Каждая группа заполняла свой маршрутный лист. И сегодня они поделятся с нами своими впечатлениями от проделанной работы.

- Предоставляется слово командиру 1 группы «Историки и социологи».

(Командир 1 группы отчитывается).

Ира:

- Выступает с защитой командир 2 группы «Экологи и архитекторы».

(Командир 2 группы отчитывается).

- Молодцы, ребята! Сразу видно, что к юбилею нашего города подошли серьёзно.

8. Просмотр презентации «Мы изучаем историю нашего города Заводоуковска». (Слайды 13-49).

Игорь:

- Давайте ещё раз вспомним, как мы трудились над проектом, и посмотрим нашу презентацию.

9. Стихотворение «Посвящение Заводоуковску». (Автор Нелли Байдашина)

(Слайд 50) Читает ученик. Аплодисменты.

10. Викторина «Знаете ли вы историю своего города?». (Слайды 51-76)

Ира:

- А сейчас мы предлагаем вашему вниманию викторину «Знаете ли вы историю своего города?». За каждый правильный ответ команда получит жетон. Каждый жетон стоит 1 балл, который поможет при выставлении общих баллов.

11. Подведение итогов викторины.

Игорь:

- Молодцы, ребята! Вы заработали много жетонов. (Жетоны отдают жюри)

- Пока жюри подводит итоги вашей работы, мы подведем свой небольшой итог нашего классного часа в виде журнала-эстафеты.

12. Рефлексия «Журнал-эстафета».

Цель: прорефлексировать знания и настроение учащихся.

Ира:

- Заполните, пожалуйста, страницы нашего журнала.

1. Мне понравилось работать над проектом, потому что...

2. Я узнал о городе.

3. Своему городу в день рождения я подарю.4. Работать вместе - это..

5. Для меня открытием стало.

13. Слово жюри. (Слайд 50):

Игорь:

- Предоставляем слово жюри - родителям. (Жюри благодарит ребят за проделанную работу, объявляет результаты

и награждает активных участников дипломами и памятными призами)

Ира:

- Наш классный час - творческий отчёт - «Виртуальное путешествие в прошлое, настоящее и будущее нашего города» подходи к концу. Давайте подведем итог. Попросим команды зачитать, что у них написано в журнале-эстафете.

14. Заключительное слово классного руководителя

- Ребята, в жизни человека огромную роль играет любовь к своим родителям, семье, к школе, к друзьям, к родному городу, к своему народу и стране. Если вы любите свою малую родину, уважительно относитесь к истории, к её культуре, то в будущем вы станете настоящими гражданами своей страны.

- Спасибо, ребята, за участие в нашем мероприятии. А тем, кто решил продолжить исследовательскую работу по изучению истории своего города, его людях, пожелаем дальнейших успехов.

Литература

1. Загвязинский В.И. Методология и методика диагностического исследования. - М.: Прогресс, 1976.

2. Культурно-ценностное проектирование инноваций в образовании: Учебное пособие / В.Р Имакаев, Р.Г. Каменский, С.И. Краснов и др.; Под общей редакцией В.И. Имакаева. В 2 кн. - Пермь, Изд-во ПОИПКРО, 2002. - Кн. 1.

3. Проблемно ориентированный анализ воспитательной работы в деятельности методической службы. - М.: АПКиППРО, 2009.

4. Сибирцева Г.Н. Настольная книга заместителя директора школы по воспитательной работе (мастер-класс по проблемам воспитания).- 6-ое изд., доп. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007

5. Сиденко А.С. Педагогический эксперимент: от идеи до разработки. Учебное пособие. - 2-ое изд., доп. - М.: АПКиППРО, 2009.

6. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). - М.: Педагогика.- 1986.

7. Современный классный руководитель: направле-

ния, содержание, формы и методы воспитательной работы. Учебно-методическое пособие/ Е.В.Курбаш, А.РФайзулина. - Тюмень: ТОГИРРО,2006.

8. Современные подходы к организации воспитательной работы в образовательных учреждениях. Учебно-методическое пособие/ Под ред. Н.Г.Миловановой, О.В.Ройтблат,-Тюмень: ТОГИРРО, 2006.

9. Степанов П.В., Степанова И.В. Диагностика, анализ и планирование процесса воспитания в школе. Методическое пособие. - М.: Центр «Педагогический поиск»,

2007.

10. Клепиков В.Н. Проектирование и управление нравственно-ориентированными ситуациями // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -

2008. - №6.

11. Мошняга Т.В. Активизация личностной позиции ученика в образовательном процессе при использовании в начальной школе метода проектов // Эксперимент и инновации в школе. -2010.- №2.

12. Нечаева Ю.В. Инновационные формы обучения как средство раскрытия индивидуальности школьника // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. -№1.

72

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.