Автор статьи раскрывает опыт создания непрерывного образования педагогических работников, осуществляющих функции классных руководителей, через повышение профессиональной компетентности на основе использования практико-ориентированных способов обучения.
Рязанцева Ольга Николаевна
ведущий специалист комитета образования Заводоуковского городского округа г.Заводоуковск Тюменская область те152008@ yandex.ru
Организация инновационных процессов повышения профессионального мастерства классных руководителей
Проект
Как создать систему методического сопровождения классных руководителей на основе деятельностно-компетентностного подхода?
Ключевые слова: деятельностно-компетентностный подход, прак-тико-ориентрированные способы обучения, непрерывное образование педагогов, инновационный педагогический опыт.
I. Постановка проблемы, актуальность проекта
Необходимым условием формирования инновационной экономики любого государства является создание системы постоянного обновления знаний и компетенций работников, а в системе образования -основных педагогических работников, осуществляющих воспитательные функции - классных руководителей.
При непрерывном методическом сопровождении с использованием практико-ориентированных способов обучения увеличивается взаимодействие субъектов, и результаты работы становятся более продуктивными и качественными.
Подобная организация методической деятельности будет способствовать реализации компетентност-ного подхода в работе с классными руководителями (компетенция - способность человека самостоятельно применять знания и навыки в меняющемся трудовом контексте), созданию условий для профессионального роста педагогов, подготовке к аттестации, освоению инновационного педагогического опыта, и в целом повышению качества и эффективности учеб-но-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, развитию личности школьника.
Модель инновационной поддержки представляет собой единую универсальную информационно-образовательную сеть непрерывного повышения квали-
фикации педагогов, ориентированную на построение практики развивающего и развивающегося образования педагогов; это подготовка классного руководителя, как субъекта профессиональной деятельности, инноватора, способного к самообразованию и непрерывному личностному росту, готового в ходе собственной творческой деятельности создавать условия для саморазвития обучающихся. Необходимо оказание адресной помощи в развитии профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников. Методическое сопровождение обеспечивает профессиональный рост классного руководителя за счет расширения набора ключевых компетенций. Для этого необходимо создавать такую развивающую образовательную среду, в которой реализуется потенциал педагога, педагогического коллектива в полном соответствии с социальными и личностными запросами; обеспечивать возможности для личностного и профессионального самосовершенствования каждого педагога за счет разработки инвариантных и вариативных курсов, модульных образовательных программ, программ дистанционного обучения, создавать условия для организации инновационных процессов повышения профессионального мастерства классных руководителей на основе использования практико-ориентированных способов обучения.
Для построения практико-ориентированного обучения педагогов необходим новый, деятельностно-компетентностный подход. Исходя из того, что в отличие от традиционного обучения, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное обучение направлено на приобретение кроме теоретических знаний - умений, навыков, опыта практической деятельности, в том числе инновационной, обучение не может быть пракгико-ориентированным без приобретения опыта деятельности, уровень которого более точно определяется методами компетентностного подхода. Вектор общеизвестного в дидактике деятельностного подхода направлен на процесс обучения, приобретающий деятельностный характер. А компе-тентностный подход ориентирован, прежде всего, на достижение определенных результатов, приобретение значимых компетенций. Овладение же компетенциями невозможно без приобретения опыта деятельности, т.е. компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради профессиональной деятельности. В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс учения - научения, т.е. в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей.
Далее рассмотрим актуальность изменения подходов в организации методического сопровождения классных руководителей.
В соответствии с основными направлениями модернизации образования, современной модели развития образования до 2020 года, направлениями приоритетного национального проекта «Образование» большое внимание уделяется повышению уровня воспитательной работы. Классный руководитель -непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначенное директором школы для осуществления воспитательной работы в классе. В связи с этим проблема оптимизации деятельности классного руководителя весьма актуальна.
Вместе с тем, необходимо выделить факторы, затрудняющие создание условий для организации методического сопровождения классных руководителей в единой муниципальной системе:
1. До сих пор четко не определены функции классного руководителя, содержание его работы, круг полномочий и ответственности, вариативные формы решения им педагогических задач. Должностной статус классного руководителя во многом определяют задачи, содержание и формы работы конкретного учреждения, ученического коллектива. Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут быть единообразными. Они определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога. Возможны варианты должностных обязанностей, прав и функций классного руководителя, которые могут быть определены Уставом образовательного учреждения, программой развития школы.
Таким образом, вариативность классного руководства обусловлена следующими факторами:
- условиями работы образовательного учреждения, особенностями воспитательной системы;
- экономическими возможностями школы и родителей;
- возрастными особенностями детей, уровнем их воспитанности, организованности, обучаемости, состоянием здоровья и физического развития учащихся;
- подготовленностью педагогов к организации внеучебной воспитательной работы.
2. В практике современных школ сложилось несколько концепций классного руководства: традиционный классный руководитель, освобожденный классный руководитель (классный воспитатель) куратор параллели.
Так же, при рассмотрении нормативно-правово-го аспекта классного руководства, можно взять за основу вариант, предложенный A.C. Мухиным. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении в настоящее время возможны два варианта классного руководства:
- первый, традиционный: выполнение этой функции учителем, преподающим в классе;
- второй, сравнительно новый: введение в штат образовательных учреждений в рамках имеющихся средств должностей классных воспитателей (данный вариант затруднён в реализации в связи с оптимизацией штатов школы).
3. Согласно закону «Об образовании» образовательные учреждения получили право на свой Устав и локальные акты. Поэтому школы разрабатывают и утверждают свои положения о содержании деятельности классного руководителя. За основу берутся тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников образования, непосредственно классного руководителя.
Выше перечисленные факторы оказали влияние на организацию методического сопровождения классных руководителей (педагогических работников, выполняющих функции классных руководителей (далее - классных руководителей). В частности в муниципальном образовании Заводоуковский городской округ, до 2007 года осуществлялось только на школьном уровне через деятельность школьных методических объединений. На муниципальном уровне - посредством оказания индивидуальной и комплексной консультативной помощи заместителями директоров общеобразовательных учреждений по учебно-воспи-тательной работе.
Вместе с тем, при осуществлении контрольно-ин-спекционной деятельности в общеобразовательных учреждениях в 2006-2007 учебном году, выявлены следующие недостатки в методическом сопровождении классных руководителей:
- заседания школьных методических объединений носят теоретический характер,
- отсутствует практика проведения открытых классных часов, мастер-классов;
- системная работа по самообразованию классных руководителей (педагогических работников осуществляющих функции классного руководителя) не осуществляется, либо носит эпизодический, не целенаправленный характер: отсутствуют темы по самообразованию, не обобщается опыт работы по самообразованию (педагогическими работниками осуществляется деятельность по самообразованию по изучению методологических основ и совершенствованию преподавания учебных предметов).
Выше перечисленные недостатки в организации методического сопровождения классных руководителей, свидетельствуют об отсутствии пракгико-ори-ентированных способов обучения, что препятствует организации инновационных процессов повышения профессионального мастерства педагогов.
Таким образом, из анализа деятельности комитета образования администрации Заводоуковского город-
ского округа, общеобразовательных учреждений по развитию воспитательной системы за 2006-2007 учебный годы выделена проблема:
в системе методической работы округа не созданы условия для организации инновационных процессов повышения профессионального мастерства классных руководителей на основе использования практикоориентированных способов обучения, что препятствует положительной динамике результативности развития воспитательной системы округа. На решение данной проблемы направлен инновационный проект: «Организация инновационных процессов повышения профессионального мастерства классных руководителей на основе использования пракгико-ориентирован-ных способов обучения педагогов». Срок реализации проекта: 3 года.
Причины возникновения проблемы:
1. Не организована деятельность районного методического объединения классных руководителей.
2. Не созданы условия для проведения мастер-классов классными руководителями.
3. Не созданы условия для обучения классных руководителей на основе использования практико-ори-ентированных способов.
4. Не организована системная работа классных руководителей по самообразованию.
5. Нет конкурсов профессионального мастерства классных руководителей.
Цель проекта: Организация инновационных процессов повышения профессионального мастерства классных руководителей на основе использования практико-ориентированных способов обучения.
Гипотеза:
Если создать условия для организации инновационных процессов повышения профессионального мастерства классных руководителей с использованием практико-ориентированных способов обучения: практические семинары, открытые классные часы, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства педагогов, обеспечение условий деятельности классных руководителей по использованию инновационных методов работы через работу в районном методическом объединении, организацию системной работы классных руководителей по самообразованию, то это будет способствовать положительной динамике результативности развития воспитательной системы округа.
Задачи:
1. Организовать деятельность районного методического объединения классных руководителей.
2. Создать условия для проведения мастер-классов классных руководителей, открытых классных часов.
3. Организовать системную работу классных руководителей по самообразованию.
4. Организовать проведение конкурсов профессионального мастерства классных руководителей.
Этапы реализации проекта, мероприятия.
I этап - (временной период 2007-2008 учебный год).
Задачи этапа:
- разработать нормативно-правовую базу муниципальной системы методического сопровождения классных руководителей;
- создать муниципальную систему методического сопровождения классных руководителей.
Мероприятия:
1. Разработка проекта приказа о включении в методическую сеть районного объединения классных руководителей. (Ответственный: заведующий методическим отделом комитета образования.)
2. Разработка положения районного методического объединения классных руководителей. (Ответственный: ведущий специалист комитета образования.)
3. Проведение семинаров в рамках деятельности районного методического объединения классных руководителей с использованием практико-ориентиро-ванных способов обучения педагогов. (Ответственные: ведущий специалист комитета образования, руководитель районного методического объединения классных руководителей.)
4. Организация системной работы классных руководителей по самообразованию, определение тем по самообразованию, составление планов по самообразованию. (Ответственные: заместители директора по учебно-воспитательной работе школ, руководители школьных методических объединений классных руководителей.)
5. Разработать положение о конкурсе профессионального мастерства «Классный руководитель года». (Ответственные: ведущий специалист комитета образования, руководитель районного методического объединения классных руководителей.)
II этап - (временной период 2008-2009 учебный год).
Задача этапа:
- осуществлять развитие муниципальной системы методического сопровождения классных руководителей через организацию инновационных процессов повышения профессионального мастерства классных руководителей на основе использования практикоориентированных способов обучения.
Мероприятия:
1. Методическое сопровождение деятельности районного методического объединения классных руководителей. (Ответственный: ведущий специалист комитета образования.)
2. Проведение семинаров в рамках деятельности районного методического объединения классных руководителей с использованием пракгико-ориенти-рованных способов обучения педагогов: открытые классные часы, стендовые классные часы. (Ответственный: ведущий специалист комитета образования, руководитель районного методического объединения классных руководителей.)
3. Контроль результативности работы классных руководителей по самообразованию через представление результатов работы с использованием практи-ко-ориентированных способов. (Ответственные: заместители директора по учебно-воспитательной работе школ, руководители школьных методических объединений классных руководителей.)
4. Создание банка по самообразованию классных руководителей. (Ответственные: ведущий специалист комитета образования, заместители директора по учебно-воспитательной работе школ.)
5. Организация конкурса профессионального мастерства классных руководителей «Классный руководитель года». (Ответственные: ведущий специалист комитета образования, руководитель районного методического объединения классных руководителей, методический отдел комитета образования.)
Ш этап - (временной период 2009-2010 уч.год).
Задача этапа:
- создать условия для организации инновационных процессов повышения профессионального мастерства классных руководителей на основе использования практико-ориентированных способов обучения.
Мероприятия:
1. Создание условий деятельности районного методического объединения классных руководителей по обобщению инновационного опыта работы классных руководителей. (Ответственный: руководитель районного методического объединения классных руководителей.)
2. Проведение практико-ориентированных семинаров, мастер-классов классных руководителей осуществляющих инновационную деятельность. (Ответственные: руководитель районного методического объединения классных руководителей, руководители школьных методических объединений классных руководителей.)
3. Проведение дней открытых дверей классных руководителей, ставших победителями конкурсов профессионального мастерства (муниципального
- «Классный руководитель года», Всероссийского «Лучшие учителя России»). (Ответственные: руководитель районного методического объединения классных руководителей, заместители директора по учебно-воспитательной работе школ, ведущий специалист комитета образования.)
4. Ведение банка по самообразованию классных руководителей. (Ответственные: ведущий специалист комитета образования, заместители директора по учебно-воспитательной работе школ.)
5. Организация сетевого взаимодействия школьных методических объединений по обобщению инновационных методов работы. (Ответственные: заместители директора по учебно-воспитательной работе базовых школ.)
6. Проведение конкурса профессионального мастерства классных руководителей «Классный руководитель года». (Ответственные: ведущий специалист комитета образования, руководитель районного методического объединения классных руководителей, методический отдел комитета образования.)
7. Организация участия победителя муниципального конкурса профессионального мастерства «Классный руководитель года» во Всероссийском конкурсе «Лучшие учителя России». (Ответственные: ведущий специалист комитета образования, методический отдел комитета образования.)
Ресурсы:
1. Личная заинтересованность классных руководителей в повышении профессионального мастерства на основе использования практико-ориентированных способов обучения.
2. Инновационный опыт работы педагогов классных руководителей округа.
3. Система работы школьных методических объединений.
4. Интернет-ресурсы.
5. Сетевое взаимодействие с учреждениями дополнительного образования округа.
6. Кадровые ресурсные условия: 259 классных руководителей в 18 общеобразовательных учреждениях.
Продукты реализации инновационного проекта:
1. Положение о районном методическом объединении классных руководителей, протоколы заседаний.
2. Копилка методических идей (методические разработки).
3. Банк по самообразованию классных руководителей.
4. Планы деятельности по самообразованию классных руководителей.
5. Школьные копилки педагогических идей (методические разработки).
6. Папки по самообразованию классных руководителей.
7. Положение о конкурсе «Классный руководитель года».
8. Сценарии конкурсов профессионального мастерства.
9. Информационно-методические сборники с методическими материалами и разработками классных руководителей, использующих инновационные формы и методы работы.
10. Результативное участие классных руководителей в конкурсах педагогов на региональном и Всероссийском уровне.
11. Грамоты.
Критерии результативности:
I этап.
1. Наличие нормативно-правовой базы муниципальной системы методического сопровождения
классных руководителей (приказ приказа о включении в методическую сеть районного объединения классных руководителей, положение районного методического объединения классных руководителей).
2. Наличие прогностических документов, предусматривающих использованием практико-ориенти-рованных способов обучения педагогов (план работы районного методического объединения классных руководителей, школьных методических объединений), протоколы заседаний, планы семинаров.
3. Наличие системной работы классных руководителей по самообразованию: определены темы по самообразованию, составлены планы по самообразованию.
4. Наличие утверждённого положения конкурса профессионального мастерства «Классный руководитель года».
II этап.
1. В деятельности районного методического объединения классных руководителей, школьных методических объединений используются практи-ко-ориентированные способы обучения педагогов: практические семинары, открытые классные часы, стендовые классные часы (подтверждается через протоколы заседаний).
2. Через протоколы школьных методических объединений прослеживается результативность работы классных руководителей по самообразованию через представление результатов работы с использованием практико-ориентированных способов: творческие отчёты.
3. Наличие на муниципальном уровне банка по самообразованию классных руководителей.
4. Результативное участие во Всероссийском конкурсе на гранд президента «Лучшие учителя России» победителя конкурса профессионального мастерства классных руководителей на муниципальном уровне «Классный руководитель года».
5. Положительная динамика результатов развития воспитательной системы округа.
III этап.
1. В деятельности районного методического объединения классных руководителей, школьных методических объединений прослеживается обобщение инновационного опыта работы классных руководителей, используются практико-ориентированные способы обучения педагогов: мастер-классы, дни открытых дверей классных руководителей, ставших победителями конкурсов профессионального мастерства (муниципального - «Классный руководитель года», Всероссийского «Лучшие учителя России»).
2. Осуществление сетевого взаимодействия школьных методических объединений по обобщению инновационных методов работы на основе банка по самообразованию классных руководителей.
3. Победитель конкурса профессионального мастерства классных руководителей на муниципальном уровне «Классный руководитель года», является победителем Всероссийского конкурса «Лучшие учителя России».
4. Стабильная положительная динамика результатов развития воспитательной системы округа.
Прогнозируемые результаты:
1. Созданы условия для повышения квалификации классных руководителей на основе использования практико-ориентированных способов обучения.
2. Рост профессионального мастерства классных руководителей.
3. Положительная динамика результативности развития воспитательной системы округа.
II. Теоретические аспекты организация инновационных процессов повышения профессионального мастерства классных руководителей на основе использования практико-ориентированных способов обучения
Рассмотрим теоретические аспекты организации инновационных процессов. Прогрессивные изменения образовательной реальности связаны, как правило, с новыми педагогическими разработками. Но создать педагогическое новшество мало. Педагогические новшества, какими бы привлекательными и проработанными они не были, не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационных процессов. А.В.Хуторской, доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, отмечает, что инициаторы нововведений неизбежно столкнутся с проблемами, порождаемыми нововведениями и вынуждены будут искать пути их решения. Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать.
Вопросы научной поддержки инновационной деятельности в образовании относятся к области педагогической инноватики.
Педагогическая инноватика - молодая наука, в России о ней начали говорить только в конце 80-х гг. прошлого века, т.е. немногим более 15 лет назад. Сегодня как сама педагогическая инноватика, так и её методология находятся в стадии научной разработки и построения. Рассмотрим понятийный аппарат и теоретические основания инновационных процессов в образовании.
Новшества в образовании представляют собой творческую проработку новых идей, принципов, технологий, в отдельных случаях доведение их до типовых проектов, содержащих условия их адаптации и применения. Следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и
освоения этого новшества. Понятие «нововведение» мы считаем синонимом понятия «инновация». С помощью конструирования нововведений можно управлять развитием образовательных систем: как на уровне образовательного учреждения, так и на уровне региона, страны. Обоснование типологии педагогических нововведений позволяет изучать специфику и закономерности развития нововведений, выявлять и анализировать факторы, способствующие и препятствующие нововведениям.
Ключевое понятие в инноватике - инновационный процесс. Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом. От этих аспектов зависит общий климат и условия, в которых инновационные процессы происходят. Имеющиеся условия могут способствовать, либо препятствовать инновационному процессу. Инновационный процесс может иметь характер как стихийный, так и сознательно управляемый. Введение новшеств - это, прежде всего, функция управления искусственными и естественными процессами изменений. Подчеркнём единство трёх составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств. Именно такой трёхсоставный инновационный процесс и является чаще всего объектом изучения в педагогической инноватике, в отличие, например, от дидактики, где объектом научного исследования выступает процесс обучения.
Другое системное понятие - инновационная деятельность - комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п. Деятельностная сущность инноваций в образовании и необходимость их отображения в форме учения выдвигают требование к пониманию методологии педагогической инноватики как органичного единства двух составляющих: учения и деятельности. Воспользуемся определением методологии педагогики, которое было дано В.В.Краевским: «Методология педагогики есть система знаний об основаниях и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, ... а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально-научных педагогических исследований»
Педагогическая инноватика и её методологический аппарат могут являться действенным средством анализа, обоснования и проектирования модернизации образования.
Растёт потребность в новом теоретическом осмыслении сущности управления инновационными про-
цессами в образовательном учреждении, разработке педагогических условий, обеспечивающих непрерывное инновационное движение. Немаловажно и то, что инновационные процессы нуждаются в специальной подготовке кадров - педагогов, администраторов, менеджеров образования, компетентных в сфере педагогических инноваций.
На основании вышеуказанного следует вывод: организация инновационных процессов повышения профессионального мастерства классных руководителей на основе использования практико-ориентирован-ных способов обучения педагогов (предполагающих именно деятельностный подход) направленно актуальна, методологически обоснована.
В рамках знаниевой парадигмы всегда актуальной была проблема разрыва знаний от умений их применять. Деятельностно-компетентностный подход, на основе использования пракгико-ориентированных способов обучения позволит обеспечить через приобретение опыта деятельности профессиональное мастерство педагогов. Ялалов Ф.Г., доктор педагогических наук, профессор, ректор Нижнекамского муниципального института, отмечает, что в отличие от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, пракгико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков, опыта практической деятельности. Образование не может быть практико-ориентированным без приобретения опыта деятельности, уровень которого более точно определяется методами компетентностного подхода.
Вектор общеизвестного в дидактике деятельностного подхода направлен к организации процесса обучения, технологиям пракгико-ориентированного образования, где весь процесс обучения приобретает деятельностный характер. А компетентностный подход ориентирован, прежде всего, на достижение определенных результатов, приобретение значимых компетенций. Овладение же компетенциями невозможно без приобретения опыта деятельности, т.е. компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради профессиональной деятельности. В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс учения / научения, т.е. в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей. В докладе международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: скрытое сокровище» в качестве глобальных компетенций Жак Делор назвал четырежды глагол «научиться»: научиться познавать, научиться жить вместе, научиться делать, научиться быть. Отсюда, именно деятельностно-компетентностный подход может стать эффективной методологией построения пракгико-ориентированного образования в XXI веке.
Опыт деятельности является внутренним условием движения личности к цели, он выступает как готовность личности к определенным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков. Он включает в себя, кроме учебно-познава-тельной деятельности, опыт оценочных, профессионально и социально значимых видов деятельности. Опыт деятельности приобретает статус дидактической единицы. Таким образом, при деятельностнокомпетентно стном подходе традиционная триада дополняется новой дидактической единицей:
Знания - Умения - Навыки - Опыт деятельности
В ходе профессиональной подготовки происходит постоянное обогащение содержания деятельности на основе модели деятельности специалиста, включающей описание системы его основных функций, проблем и задач, предметных и социальных компетентностей. Компетентность - интегральный показатель качества обучения классных руководителей. Компетенция ближе к понятийному полю «знаю, как», чем к полю «знаю, что». «Знаю, что» относится к атрибутам традиционной знаниевой парадигмы, а «знаю, как» больше связано со «знаниями в действии», и поэтому компетенции, компетентностный подход ближе к целям и задачам пракгико-ориентированного обучения педагогов.
Автор статьи акцентирует внимание на роли и месте учителя современной профильной школы, рассматривает компоненты готовности педагога к реализации профильного обучения.
Тугунбаева Гульян Акмаганбетовна
специалист департамента образования администрации Сургутского района г. Сургут
Роль и место учителя в современном профильном образовании
Как введение профильного обучения в старшей школе зависит от готовности учителя к качественным изменениям в своей профессиональной деятельности? Ключевые слова: модернизация образования, профессиональные компетенции, профильное обучение, качество обучения.
Перемены в государственно-политическом устройстве и социально-экономической жизни страны делают образование одной из самых важных сфер че-
Введение понятия компетентности как «умение мобилизовать знания и опыт к решению конкретных проблем» (термин Жана-Франсуа Перре), позволяет рассматривать компетентность как многофункциональный инструмент измерения качества повышения профессионального мастерства педагогов.
Литература
1. Алексеева М.П. Программа саморазвития учителя как форма повышения педагогического мастерства // Эксперимент и инновации в школе.- 2009. - №6.
2. Асламазова З.С. Алгебра гармонии. Мастер-класс // Эксперимент и инновации в школе. - 2008.- №2.
3. Блинкова Л.В. и др. Педагогическая мастерская гимназии. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - №2.
4. Гришакина О.П. Мастер-класс по теме «Введение в науку» // Эксперимент и инновации в школе. - 2008. - №1.
5. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2001. - 244 с.
6. Хуторской A.B. Теоретико-методологические основания инновационных процессов в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 26 марта, http://www.eidos.ru/ j oumal/2005/0326.htm
7. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. - 15 января. http://www.eidos. ru/j oumal/2007/0115
ловеческой деятельности. Образовательная политика направлена на повышение качества образования и, в конечном итоге, на повышение качества жизни.
Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования и в других стратегических документах, является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на целостное развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Формирование образованных, мобильных, творческих, инициативных людей, которые способны легко адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни, темпам экономического развития и обладают потребностью и способностью к самосовершенствованию, - главная задача образования, которая в свете новых представлений неизбежно требует качественных изменений.
Ответом образовательной среды на происходящие процессы является формирование новой технологии построения содержания профильного образования,
которое отражает социальный заказ. В основание педагогического конструирования закладываются принципы педагогико-методологического проектирования и экспериментирования, в контексте которого складывается новая структура педагогического знания. В кратком перечислении эта структура включает исто-рико - культурологические, инженерно - проектные, психотехнические, антропологические образовательные дисциплины. Они направлены на переход к методически обеспеченной системе саморазвития личности как помощи ребёнку в самостоятельном решении жизненных проблем, общения, в сохранении здоровья, профессиональной ориентации, воспитании в системе «динамического стереотипа» современного общества, т.е. помощи в самоопределении, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Это указывает на то, что речь идёт об объективной гуманизации образования [1].
Таким образом, формируется маркетинговая концепция образовательных услуг, согласно которой образование как таковое выносит на рынок совершенно особый вид товара: оно торгует шансами, т.е. позволяет человеку приобретать разнообразные новые жизненные шансы. Шанс понимается здесь как внутренняя возможность совершения чего-либо, возможность внешней реализации личностно и профессионально, что зависит от самого человека. Научить человека выбирать то, «что зависит от него самого», - одна из основных задач современной профильной школы. Единственное, зачем человеку может быть необходимо образование в любом возрасте, легко выражается в потребности расширения собственных внутренних возможностей, потребности расширения пространства собственных жизненных шансов [4].
Очевидно, что переход к новой парадигме профильного обучения требует иного педагога, который должен владеть адекватной дифференцированной системой приемов и методов, которые и могут обеспечить индивидуализацию процесса обучения.
Задачи, поставленные сегодня государством и обществом перед профильной школой, требуют формирования у педагогов новых компетенций, готовности к решению педагогических задач в новых нестандартных ситуациях. В.Г.Воронцова считает, что учителя надо рассматривать как «главное действующее лицо любых преобразований, не функционера, а творческую личность с философским мировосприятием, высокого уровня образованности, педагога, способного на решительный поворот от авторитарной педагогики к педагогике гуманной, нравственной, созидательной, педагогике свободной личности» [2].
С нашей точки зрения, профильной школе нужен учитель, не только умеющий адаптироваться к современным требованиям, но и учитель-проектировщик собственной профессиональной судьбы, учитель-ме-
тодист, компетентный специалист, способный критически, творчески осмысливать и применять на практике достижения науки и педагогического опыта.
Ориентируясь на процессы гуманизации обучения, на целостное формирование личности учащегося, признание её ценности и необходимости для современного общества, мы прежде всего должны помнить, что она формируется личностью учителя.
Учителя, осуществляющие профильное обучение, должны быть готовы к решению ряда новых задач:
- оказание учащимся помощи в профильном и профессиональном самоопределении в процессе обучения;
- подготовка учащихся к самостоятельному ответственному выбору учебного плана, профильных дисциплин, элективных курсов, заданий и т.д.;
- развитие у обучающихся способности к самооценке и рефлексии результатов собственной учебной деятельности;
- осуществление педагогической поддержки учащихся при разработке ими индивидуальных учебных планов;
- оказание помощи учащимся в формировании собственного портфолио;
- методическое обеспечение и организация самостоятельной работы учащихся;
- освоение и использование в практике преподавания метода проектов, исследовательского метода обучения;
- реализация компетентностного подхода в преподавании предметов на профильном и базовом уровнях;
- разработка (освоение) тематического планирования и планирования учебных занятий по предметам на профильном и базовом уровнях в условиях традиционной системы обучения;
- разработка (освоение) тематического планирования и планирования учебных занятий по предметам на профильном и базовом уровнях в условиях новых систем обучения: блочно-модульной системы обучения, дистанционной, очно-заочной, индивидуальной, а также при реализации метода проектов и исследовательского метода обучения и т.д.;
- разработка поурочных планов и освоение методики ведения занятий в условиях лекционно-семи-нарской системы обучения;
- разработка поурочных планов и методики ведения занятий в условиях дистанционного обучения;
- разработка системы контрольных заданий для программ профильного уровня с учётом особенностей используемых дидактических систем и технологий;
- подготовка учащихся старшей профильной школы к участию в профильных олимпиадах, рейтинговых состязаниях, к сдаче экзаменов в формате ЕГЭ, к поступлению в вуз и т.д.;