Инновации в ССУЗах
Сафонова Надежда Александровна,
директор школы Глявина Ольга Ивановна,
зам. директора китова Людмила Алексеевна,
зам. директора МОУ Товарковская СОШ №2 Дзержинского района Калужская область
конструирование Новой профессиональной позиции педагога
ПРОЕКТ
аналитическое обоснование проекта
К 2005-2006 учебному году наметилось противоречие между высоким квалификационным уровнем многих педагогов школы и низким мотивационным уровнем школьников к учебе, и, как следствие, снижение успеваемости по большинству предметов учебного плана.
Анализ ситуации, проведенный администрацией школы (с использованием методов: анкетирование педагогов, учащихся, родителей; внутришкольный контроль; дискуссия на педсовете по теме «Требования к современному уроку»), показал, что многие высококвалифицированные педагоги в своей практике тяготеют к традиционной методике обучения, в которой главной является ретрансляционная функция учителя, хотя она и обыграна ярко с большим привлечением наглядности. Менее же опытные педагоги на подсознательном уровне усваивают сложившуюся практику и тоже несмело внедряют педагогические новшества. К этому времени педагоги школы практически не участвовали в профессиональных конкурсах.
Доказано, что многие современные школьники обладают недостаточным произвольным вниманием и непрочной памятью. Поэтому для их эффективного обучения необходимы активные формы обучения.
Однако выводы администрации о необходимости отходов от традиционных методик не встретили у большинства педагогов явной поддержки. Многим из них оказалось трудно отказаться от наработанных годами материалов, нелегко освоить компьютер и внедрить его в свою педпрактику.
Видя такое напряженное отношение педагогов к инновациям, администрация школы в союзе с руководителями ШМО наметили пути выхода из сложившейся ситуации. Был разработан Проект «Кон-
струирование новой профессиональной позиции педагога».
Цель проекта: вовлечь педагогов школы в активную инновационную деятельность.
Задачи проекта:
1. Заинтересовать педагогов в увеличении профессиональной составляющей в их личностном росте.
2. Сформировать рефлексивную позицию, т.е. научить и побудить педагогов к процессу критического осмысления оснований, характера, структуры и результатов собственной профессиональной деятельности.
3. Сформировать готовность и желание педагогов в сборе своего профессионального портфолио и выхода с ним на профессиональные конкурсы различного уровня.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
1. Организация систематического повышения квалификации педагогов.
2. Выстраивание современной методической службы в школе.
3. Укрепление материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса.
4. Организация обязательной рефлексии педагогов по внедрению инноваций.
5. Организация участия педагогов в профессиональных конкурсах различного уровня.
6. Моральное и материальное поощрение педагогического новаторства.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
НА ЭТАПЕ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА
• Разработан перспективный план повышения квалификации педагогов (включая ИКТ-компетентность) на период до 2010 года.
• Собраны заявки и составлен перспективный план переоснащения материальнотехнической базы школы (включая компьютеризацию).
94
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1
Инновации в ССУЗах
• В школьном Положении о стимулирующих выплатах прописаны пункты о поощрении за внедрение инноваций, участие в профессиональных конкурсах.
• Разработаны схемы анализа современного урока, воспитательного мероприятия, применения нового приема для организации рефлексии.
Приложение 1
• Разработано Положение о ежегодном школьном конкурсе профессионального мастерства.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Обучение педагогов на курсах.
Методическая служба школы отслеживает периодичность прохождения курсов учителями школы, организует обязательный обмен мнениями о содержании
курсовой подготовки на предметных методобъедине-ниях.
Название курсов Учебный год
2005-2006 2006-2007 2007-2008
ИКТ-компетентно сть 6 6 2
КПК 8 2 2
Московский педагогический марафон 3 2
Работа по самообразованию.
Ежегодно каждый педагог школы выбирает тему для самостоятельного изучения.
На методических оперативках по плану педагоги информируют о работе над темой и о ее практической реализации.
№ п\п Ф.И.О. педагога Преподаваемый предмет Тема самообразования
1. Яснова Т.И. Учитель 1 класса Повышение уровня каллиграфического письма
2. Круглова О.А. Учитель 1 класса Обучение математике по культурно-историческому подходу
3. Нестерова Н.И. Учитель 2 класса Применение здоровьесберегающих и игровых технологий
4. Плащенко Н.Н. Учитель 3 класса Роль игры в проведении уроков математики
5. Наумова Л.А. Учитель 4 класса Пути становления механизма чтения в начальной школе
6. Ковалева Н.Ю. Учитель русского языка и литературы Творческие работы на уроках литературы
7. Мастеркова Е.В. Учитель русского языка и литературы Создание в сознании учащихся проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению
8. Ромадина Е.А. Учитель истории и обществознания Практическая работа с ИКТ на уроках истории и обществознания
9. Смирнова И.М. Учитель немецкого языка Метод проектов в изучении немецкого языка
10. Сафонова Н.А. Учитель физики Технология уровневой дифференциации
11. Шилкина Л.С. Учитель химии и биологии Технология обучения в сотрудничестве
12. Павлова С.И. Учитель физики и математики Технология учебных циклов
13. Вагина С.Е. Учитель географии Технология модульного обучения
14. Бабай Л.М. Учитель математики Методика введения элементов статистики и теории вероятностей
15. Китова Л.А. Учитель информатики Вопросы информатики и ИКТ, информатизации школы в тесной связи с повышением качества учебного процесса
16. Федюкова Т.А. Учитель технического рисунка Отработка методики чтения и выполнения сборочных чертежей
17. Глявина О.И. Учитель физкультуры Применение ИКТ в образовательном процессе
18. Глявин Д.С. Учитель физкультуры Применение ИКТ на уроках физкультуры
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1
95
Инновации в ССУЗах
Методические семинары.
Темы семинаров отражают методические потребности педагогов или злободневные проблемы ОУ. Формы проведения разнообразны и современны -мозговой штурм, практикум, круглый стол и т.д.
Учебный год Темы методических семинаров
2005-2006 Требования к современному уроку Педагогическое сопровождение учащихся как условие преодоления ученической неуспешности
2006-2007 Создание собственных цифровых образовательных ресурсов Компетентностный подход в современном образовании
2007-2008 Деятельность - основной способ получения знаний Образовательные стандарты нового поколения
Переоснащение материально-технической базы школы.
В целях создания условий для современной организации учебно-воспитательного процесса и инновационной деятельности педагогов администрацией школы на средства школьного бюджета и привлеченные средства с 2005 года была проведена модернизация учебно-методического оснащения.
Школьные конкурсы педагогического мастерства.
Проводятся с 2006 года. Целью их является снятие напряженности учителей перед участием в профессиональных конкурсах, выявление ценного педагогического опыта и его распространение.Конкурс проводится по разработанному в школе Положению о конкурсе. Участники конкурса: все педагоги школы. Жюри конкурса: представители администрации, председатель ПК, члены общешкольного родительского комитета. По итогам конкурса определяются победители, лауреаты. Выдаются грамоты и денежные премии успешно выступившим на конкурсе педагогам. Победители рекомендуются к участию в районных конкурсах «Самый классный классный» и «Учитель года».
Участие во всероссийском конкурсе лучших учителей в рамках национального проекта «Образование»
Третий год подряд учителя школы становятся победителями конкурса «Лучших учителей России». Каждому участнику этого конкурса в коллективе оказывается помощь в сборе и оформлении конкурсных документов.
Каждый победитель конкурса наряду с денежной премией получает автоматизированное рабочее место, что способствует модернизации материальнотехнической базы школы.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ
1. Педагоги школы смелее применяют инновации в учебной и воспитательной работе.
2. Педагоги школы активнее участвуют в конкурсах педагогического мастерства разных уровней.
3. В школе собран большой видеоматериал по применению современных образовательных технологий педагогами школы.
4. Педагоги успешно проходят аттестацию на повышение квалификационной категории.
Из 20 педагогов школы аттестованы на квалификационную категорию: на высшую - 9, на первую - 6, на вторую - 3.
ПРОБЛЕМЫ, ВЫЯВЛЕННЫЕ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Профессиональное выгорание педагогов,
даже среднего возраста, из-за большой педагогической нагрузки в целях заработка, невозможности полноценного отдыха и лечения в силу низкого материального достатка.
2. Отсутствие психологического сопровождения инновацией из-за сокращения психолога в штатном расписании школы при переходе на новую систему оплаты труда.
3. Недостаток средств для переоснащения материально-технической базы школы согласно современным требованиям организации учебно-воспитательного процесса.
Для полноценной инновационной деятельности педагогов и школы в целом необходимо следующее оснащение: современный кабинет физики-1, современный кабинет химии-1, интерактивные доски-5, оборудованные компьютерные классы-3.
Апробируемый прием
Рефлексивная карточка новатора
+ (положительные эффекты) - (отрицательные эффекты)
? (возникшие вопросы) ! (возникшие предложения)
Выводы
96
Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1