Научная статья на тему 'Конструирование новой профессиональной позиции педагога'

Конструирование новой профессиональной позиции педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафонова Надежда Александровна, Глявина Ольга Ивановна, Китова Людмила Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конструирование новой профессиональной позиции педагога»

Инновации в ССУЗах

Сафонова Надежда Александровна,

директор школы Глявина Ольга Ивановна,

зам. директора китова Людмила Алексеевна,

зам. директора МОУ Товарковская СОШ №2 Дзержинского района Калужская область

конструирование Новой профессиональной позиции педагога

ПРОЕКТ

аналитическое обоснование проекта

К 2005-2006 учебному году наметилось противоречие между высоким квалификационным уровнем многих педагогов школы и низким мотивационным уровнем школьников к учебе, и, как следствие, снижение успеваемости по большинству предметов учебного плана.

Анализ ситуации, проведенный администрацией школы (с использованием методов: анкетирование педагогов, учащихся, родителей; внутришкольный контроль; дискуссия на педсовете по теме «Требования к современному уроку»), показал, что многие высококвалифицированные педагоги в своей практике тяготеют к традиционной методике обучения, в которой главной является ретрансляционная функция учителя, хотя она и обыграна ярко с большим привлечением наглядности. Менее же опытные педагоги на подсознательном уровне усваивают сложившуюся практику и тоже несмело внедряют педагогические новшества. К этому времени педагоги школы практически не участвовали в профессиональных конкурсах.

Доказано, что многие современные школьники обладают недостаточным произвольным вниманием и непрочной памятью. Поэтому для их эффективного обучения необходимы активные формы обучения.

Однако выводы администрации о необходимости отходов от традиционных методик не встретили у большинства педагогов явной поддержки. Многим из них оказалось трудно отказаться от наработанных годами материалов, нелегко освоить компьютер и внедрить его в свою педпрактику.

Видя такое напряженное отношение педагогов к инновациям, администрация школы в союзе с руководителями ШМО наметили пути выхода из сложившейся ситуации. Был разработан Проект «Кон-

струирование новой профессиональной позиции педагога».

Цель проекта: вовлечь педагогов школы в активную инновационную деятельность.

Задачи проекта:

1. Заинтересовать педагогов в увеличении профессиональной составляющей в их личностном росте.

2. Сформировать рефлексивную позицию, т.е. научить и побудить педагогов к процессу критического осмысления оснований, характера, структуры и результатов собственной профессиональной деятельности.

3. Сформировать готовность и желание педагогов в сборе своего профессионального портфолио и выхода с ним на профессиональные конкурсы различного уровня.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

1. Организация систематического повышения квалификации педагогов.

2. Выстраивание современной методической службы в школе.

3. Укрепление материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса.

4. Организация обязательной рефлексии педагогов по внедрению инноваций.

5. Организация участия педагогов в профессиональных конкурсах различного уровня.

6. Моральное и материальное поощрение педагогического новаторства.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НА ЭТАПЕ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА

• Разработан перспективный план повышения квалификации педагогов (включая ИКТ-компетентность) на период до 2010 года.

• Собраны заявки и составлен перспективный план переоснащения материальнотехнической базы школы (включая компьютеризацию).

94

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

Инновации в ССУЗах

• В школьном Положении о стимулирующих выплатах прописаны пункты о поощрении за внедрение инноваций, участие в профессиональных конкурсах.

• Разработаны схемы анализа современного урока, воспитательного мероприятия, применения нового приема для организации рефлексии.

Приложение 1

• Разработано Положение о ежегодном школьном конкурсе профессионального мастерства.

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Обучение педагогов на курсах.

Методическая служба школы отслеживает периодичность прохождения курсов учителями школы, организует обязательный обмен мнениями о содержании

курсовой подготовки на предметных методобъедине-ниях.

Название курсов Учебный год

2005-2006 2006-2007 2007-2008

ИКТ-компетентно сть 6 6 2

КПК 8 2 2

Московский педагогический марафон 3 2

Работа по самообразованию.

Ежегодно каждый педагог школы выбирает тему для самостоятельного изучения.

На методических оперативках по плану педагоги информируют о работе над темой и о ее практической реализации.

№ п\п Ф.И.О. педагога Преподаваемый предмет Тема самообразования

1. Яснова Т.И. Учитель 1 класса Повышение уровня каллиграфического письма

2. Круглова О.А. Учитель 1 класса Обучение математике по культурно-историческому подходу

3. Нестерова Н.И. Учитель 2 класса Применение здоровьесберегающих и игровых технологий

4. Плащенко Н.Н. Учитель 3 класса Роль игры в проведении уроков математики

5. Наумова Л.А. Учитель 4 класса Пути становления механизма чтения в начальной школе

6. Ковалева Н.Ю. Учитель русского языка и литературы Творческие работы на уроках литературы

7. Мастеркова Е.В. Учитель русского языка и литературы Создание в сознании учащихся проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению

8. Ромадина Е.А. Учитель истории и обществознания Практическая работа с ИКТ на уроках истории и обществознания

9. Смирнова И.М. Учитель немецкого языка Метод проектов в изучении немецкого языка

10. Сафонова Н.А. Учитель физики Технология уровневой дифференциации

11. Шилкина Л.С. Учитель химии и биологии Технология обучения в сотрудничестве

12. Павлова С.И. Учитель физики и математики Технология учебных циклов

13. Вагина С.Е. Учитель географии Технология модульного обучения

14. Бабай Л.М. Учитель математики Методика введения элементов статистики и теории вероятностей

15. Китова Л.А. Учитель информатики Вопросы информатики и ИКТ, информатизации школы в тесной связи с повышением качества учебного процесса

16. Федюкова Т.А. Учитель технического рисунка Отработка методики чтения и выполнения сборочных чертежей

17. Глявина О.И. Учитель физкультуры Применение ИКТ в образовательном процессе

18. Глявин Д.С. Учитель физкультуры Применение ИКТ на уроках физкультуры

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

95

Инновации в ССУЗах

Методические семинары.

Темы семинаров отражают методические потребности педагогов или злободневные проблемы ОУ. Формы проведения разнообразны и современны -мозговой штурм, практикум, круглый стол и т.д.

Учебный год Темы методических семинаров

2005-2006 Требования к современному уроку Педагогическое сопровождение учащихся как условие преодоления ученической неуспешности

2006-2007 Создание собственных цифровых образовательных ресурсов Компетентностный подход в современном образовании

2007-2008 Деятельность - основной способ получения знаний Образовательные стандарты нового поколения

Переоснащение материально-технической базы школы.

В целях создания условий для современной организации учебно-воспитательного процесса и инновационной деятельности педагогов администрацией школы на средства школьного бюджета и привлеченные средства с 2005 года была проведена модернизация учебно-методического оснащения.

Школьные конкурсы педагогического мастерства.

Проводятся с 2006 года. Целью их является снятие напряженности учителей перед участием в профессиональных конкурсах, выявление ценного педагогического опыта и его распространение.Конкурс проводится по разработанному в школе Положению о конкурсе. Участники конкурса: все педагоги школы. Жюри конкурса: представители администрации, председатель ПК, члены общешкольного родительского комитета. По итогам конкурса определяются победители, лауреаты. Выдаются грамоты и денежные премии успешно выступившим на конкурсе педагогам. Победители рекомендуются к участию в районных конкурсах «Самый классный классный» и «Учитель года».

Участие во всероссийском конкурсе лучших учителей в рамках национального проекта «Образование»

Третий год подряд учителя школы становятся победителями конкурса «Лучших учителей России». Каждому участнику этого конкурса в коллективе оказывается помощь в сборе и оформлении конкурсных документов.

Каждый победитель конкурса наряду с денежной премией получает автоматизированное рабочее место, что способствует модернизации материальнотехнической базы школы.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

1. Педагоги школы смелее применяют инновации в учебной и воспитательной работе.

2. Педагоги школы активнее участвуют в конкурсах педагогического мастерства разных уровней.

3. В школе собран большой видеоматериал по применению современных образовательных технологий педагогами школы.

4. Педагоги успешно проходят аттестацию на повышение квалификационной категории.

Из 20 педагогов школы аттестованы на квалификационную категорию: на высшую - 9, на первую - 6, на вторую - 3.

ПРОБЛЕМЫ, ВЫЯВЛЕННЫЕ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Профессиональное выгорание педагогов,

даже среднего возраста, из-за большой педагогической нагрузки в целях заработка, невозможности полноценного отдыха и лечения в силу низкого материального достатка.

2. Отсутствие психологического сопровождения инновацией из-за сокращения психолога в штатном расписании школы при переходе на новую систему оплаты труда.

3. Недостаток средств для переоснащения материально-технической базы школы согласно современным требованиям организации учебно-воспитательного процесса.

Для полноценной инновационной деятельности педагогов и школы в целом необходимо следующее оснащение: современный кабинет физики-1, современный кабинет химии-1, интерактивные доски-5, оборудованные компьютерные классы-3.

Апробируемый прием

Рефлексивная карточка новатора

+ (положительные эффекты) - (отрицательные эффекты)

? (возникшие вопросы) ! (возникшие предложения)

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

96

Инновационные проекты и программы в образовании 2009/1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.