вопросы ОБРАЗОВАНИЯ
М. О. Латуха, А. Ю. Панибратов
Новый бренд для образовательного учреждения: опыт объединения двух школ (учебный кейс)
В кейсе* обсуждаются вопросы, связанные с проблемой объединения двух общеобразовательных школ Санкт-Петербурга, одна из которых — гимназия № 261— известна высоким качеством предоставляемых образовательных услуг и мастерством педагогов, а вторая — школа № 257 — не обладает подобной репутацией. Перспективы объединения двух учебных заведений неочевидны, и директору гимназии И.В. Петренко, отвечающей за реализацию данного проекта, необходимо тщательно продумать стратегию и практические действия, с этим связанные.
Ключевые слова: рынок образовательных услуг, стратегия, бренд.
введение
Весной 2010 г. Инесса Вячеславовна Петренко, директор гимназии № 261 Санкт-Петербурга, была проинформирована районной администрацией о принятом решении по объединению гимназии и расположенной неподалеку школы № 257. Гимназия № 261 на протяжении последних 20 лет занимала стабильные лидерские позиции в области качества образования. Ее основной контингент составляли учащиеся из социально благополучных семей, в которых и родители и дети имели высокую мотивацию к получению качественного образования. Школа № 257 на протяжении нескольких последних лет имела негативный имидж и была недоукомплектована учениками, при этом большую долю ее учащихся составляли дети из неблагополучных семей.
Инесса Вячеславовна, которой было поручено руководство объединенной школой, с энтузиазмом восприняла новые возможности, связанные с увеличением площадей, расширением педагогического состава, привле-
* Авторы выражают признательность И. В. Петренко, директору гимназии № 261, за предоставленные материалы и помощь в написании кейса.
© М. О. Латуха, А. Ю. Панибратов, 2012
чением в школу большего числа учеников и, как следствие, получением большего объема финансирования. Однако для того чтобы радужные перспективы осуществились, необходимо было определить стратегию развития гимназии после объединения, а также решить ряд проблем, связанных с объединением учеников из социально разнородных семей и педагогов — с разными профессиональными компетенциями.
ГИМНАЗИЯ № 261: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
и образовательный процесс
Школа № 261 была открыта в 1977 г. сначала как восьмилетняя, затем она стала общеобразовательной, а в 1987 г. — школой с углубленным изучением математики. В 1994 г. школа получила статус гимназии. С 2002 г. гимназия стала городской экспериментальной площадкой в статусе школы-лаборатории,1 а в 2003 г. вошла в Ассоциацию гимназий Санкт-Петербурга.
Гимназия расположена в «спальном» микрорайоне Кировского района Санкт-Петербурга, но недалеко от крупных промышленных предприятий города, таких как Кировский завод, объединение «Северная верфь». Значимые культурные центры города находятся от нее в часе езды. Большинство родителей учащихся осознанно выбрали данную гимназию в качестве образовательного учреждения для своих детей, о чем свидетельствуют полный набор в первые классы и укомплектованность всех остальных классов. Значительная часть учащихся проживает за пределами микрорайона. Гимназия ориентирована на работу с учащимися, обладающими повышенной мотивацией к учебной деятельности, способностями к универсальному образованию.
Миссия гимназии — обеспечение высокого уровня качества образования выпускников школы, их готовности продолжать обучение в высших учебных заведениях. Деятельность гимназии традиционно направлена на подготовку конкурентоспособных выпускников, гибко адаптирующихся к социокультурным изменениям среды, для которых значимы общечеловеческие ценности, базирующиеся на универсальной школьной подготовке и стремлении к непрерывному образованию. Основной целью деятельности гимназии является создание условий для формирования у обучающихся высокого общекультурного уровня и методологической компетентности в различных областях гуманитарных знаний.
На протяжении всего периода своего существования школа постоянно развивалась и повышала авторитет в районе и городе. Ученики оставались
1 Тема исследования «Методическая система развития информационной культуры учащихся», приказ Комитета по образованию № 378 от 12 марта 2003.
на второй год обучения лишь три раза за всю историю школы. Все выпускники гимназии продолжают свое образование в вузах города (в основном в университетах). В гимназии в течение последних 18 лет отсутствуют правонарушения, нет учеников, находящихся на учете в милиции. Она занимает первое место в Кировском районе Санкт-Петербурга по количеству победителей предметных олимпиад, ежегодно около 30 учеников становятся призерами городских олимпиад, участниками и призерами всероссийских олимпиад по разным предметам. Результативность учебного процесса в гимназии представлена в Приложении 1.
В гимназии реализуются следующие образовательные программы:
♦ программа начального общего образования;
♦ общеобразовательная программа основного общего образования, обеспечивающая дополнительную подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля;
♦ общеобразовательная программа основного общего образования, обеспечивающая дополнительную подготовку обучающихся по математике и информатике;
♦ общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования, обеспечивающая дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля;
♦ общеобразовательная программа среднего (полного) общего образования, обеспечивающая дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по математике и информатике.
В Приложении 2 представлены основные данные по организации учебного процесса в гимназии.
Гимназия активно развивает связи с ведущими высшими учебными заведениями города. Так, она сотрудничает с Санкт-Петербургским государственным университетом, в частности, с Центром экологии культуры при филологическом факультете СПбГУ, Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом, Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургским государственным техническим университетом, Государственным университетом точной механики и оптики, Академией постдипломного педагогического образования, Институтом продуктивного обучения, с «Альянс франсез» (институтом при французском консульстве), Центром по обучению английскому языку при Британском Совете, Музеем-архивом Д. И. Менделеева; ДДЮТ Кировского района Санкт-Петербурга, Центром информационной культуры Кировского района Санкт-Петербурга.
Направление развития гимназии определяется Концепцией модернизации российского образования и ориентировано на достижение современного качества образования, которое отвечает потребностям личности,
государства и обеспечивает вхождение новых поколений в открытое информационное общество. Все это предполагает развитие учащихся с разным уровнем подготовки, способностей и склонностей за счет расширения и обогащения образовательного пространства и информационной среды, внедрения образовательных технологий, способствующих активному включению учащихся в процесс познания.
Другими направлениями развития гимназии являются разработка и обеспечение условий успешной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда в условиях развития информационного общества, освоение молодыми поколениями базовых социальных способностей и умений, ключевых компетенций, воспитание гражданского сознания.
Осознание того, что общество требует от школы инновационных изменений, повлекло за собой внедрение инновационных подходов к организации образовательного процесса. По мнению И. В. Петренко, инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность учителя на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению результата обучения и воспитания школьников. С этим связано и следование национальной программе «Наша новая школа», основанной на формировании у учеников потребности в получении знаний. Оценкой же того, насколько успешным оказался результат, является независимая экспертиза знаний выпускников, а также их успешная социализация.
В связи с указанной потребностью в гимназии разработаны и реализуются три подпрограммы. Первая называется «Мотивация к учебе — часть мотивации к жизни». Ее целью является создание оптимальных условий для воспитания положительного отношения учащихся к образованию. К ожидаемым результатам относится выработка единой педагогической позиции и общей системы мер по формированию положительной мотивации к обучению.
Вторая подпрограмма — «Люди существуют друг для друга» — направлена на социализацию учащихся. Ее целью является воспитание социально компетентной личности, способной к самореализациии и активной адаптации в обществе. К ожидаемым результатам этой подпрограммы относится формирование мобильной и социально компетентной личности выпускника, в частности его умения сотрудничать и самоорганизовываться, принимать эффективные решения, применять свои знания и накопленный опыт.
Третья подпрограмма под названием «Обязан — значит могу!» ставит своей целью подготовку педагогов и учащихся к успешной итоговой аттестации в формате ЕГЭ и ГИА. Ожидаемым результатом при этом являются
повышение качества преподавания и уровня обученности учащихся, а также успешная итоговая аттестация учащихся в формате ЕГЭ и ГИА.
Руководители гимназии определяют следующие приоритетные направления развития деятельности гимназии:
♦ обеспечение качества образования, соответствующего современным стандартам образования в условиях информационного общества за счет: разработки и внедрения учителями новых учебных программ, ориентированных на индивидуализацию обучения, обеспеченную современными педагогическими технологиями и средствами ИКТ, и включающих адекватные методы воспитания, развития и социализации учащихся; ориентации учебно-методических материалов на развитие у учащихся ключевых компетентностей и использование новых УМК; обеспечения свободного доступа учащихся и учителей к сетевым информационным ресурсам, что позволит привлекать в процесс обучения внешкольные источники информации, организовать самостоятельную работу учащихся и учителей с разнообразной информацией, развивать информационные потребности учителя и учеников, их уверенность в правильности принятых решений в условиях неполной и непроверенной информации; организации гибкой системы профилизации в рамках одного класса в старшей школе, разработки и внедрения системы курсов по выбору для предпрофильной подготовки; внедрения современных методов педагогической диагностики;
♦ развитие педагогической и информационной компетентности учителей путем: организации системы переподготовки через семинары (школьные, районные, городские, российские); разработки учителями собственных инновационных учебных материалов и их публичного представления; развития умения включаться в инновационную деятельность гимназии; расширения системы спецкурсов силами преподавателей вузов (для разработки адаптированных индивидуальных программ для учащихся); организации педагогической практики для студентов (для привлечения молодых учителей);
♦ развитие образовательного пространства гимназии, в том числе: расширение ИКТ-среды (обустройство нового компьютерного кабинета для использования в предметных методиках, мобильный компьютерный класс для начальной школы); реорганизация помещения библиотеки (оснащение новыми техническими средствами, организация и оборудование читального зала, развитие фонда художественной и учебной литературы, медиатеки); оборудование средствами ИКТ кабинета психолога и рабочей комнаты для
учителей; развитие лабораторной базы для естественно-научных дисциплин;
♦ развитие здоровьесберегающих технологий для учащихся и учителей: оборудование спортивного и тренажерного зала; оборудование спортивных площадок у школы; расширение функций медицинского кабинета; организация групп лечебной физкультуры; оборудование комнаты отдыха для учителей;
♦ совершенствование взаимодействия гимназии с социальной средой: оптимальное использование научного и культурного потенциала Санкт-Петербурга; развитие совместной работы с вузами Санкт-Петербурга по методическому обеспечению учебного процесса с использованием информационных технологий; совершенствование профориентационной работы путем привлечения учащихся к выполнению совместных проектов со студентами, аспирантами, учеными вузов Санкт-Петербурга;
♦ развитие системы дополнительных образовательных услуг на всех уровнях образования — от начального до среднего, в том числе путем организации дистанционного обучения и использования средств информационных и коммуникационных технологий.
Гимназия полностью укомплектована высококвалифицированными педагогическими кадрами с высшим специальным образованием. В ней постоянно осуществляется инновационная педагогическая деятельность. В течение нескольких лет ведется работа в этом направлении в рамках школы-лаборатории по теме «Методическая система развития информационной культуры учащихся». Цель школы-лаборатории — исследовать процесс формирования информационной культуры учащихся в образовательном учреждении и разработать методики, позволяющие повышать информационно-коммуникативную компетентность учащихся и учителей в условиях информационной среды, насыщенной средствами современных информационных и коммуникационных технологий. Гимназия оснащена компьютерной техникой: имеются три компьютерных класса, объединенных в локальную сеть, 16 мультимедийных проекторов, создана небольшая, но активно используемая медиатека. Кроме того, компьютерами оснащены рабочие места директора, завучей, секретаря, библиотекаря. Наличие в классах технических средств обучения позволяет активно и эффективно использовать цифровые образовательные ресурсы в обучении информатике и информационным технологиям, в преподавании предметов гуманитарного, естественно-научного циклов, осуществлять исследования по теме школы-лаборатории.
За три года, предшествовавшие объединению школ, учителя гимназии активно представляли свой опыт на различных методических мероприятиях, основные из которых приведены в Приложении 3.
Опыт учителей продемонстрирован также в ряде публикаций: на сайте http://www.englishteachers.ru/forum; в методических газетах; 13 разработок учителей гимназии представлены на сайте НМЦ; опубликованы 5 статей в сборнике НМЦ; 35 статей — в энциклопедии «Три века Санкт-Петербурга»; кроме этого, учителя школы принимали участие в различных конференциях и семинарах.
Гимназия имеет устойчивые конкурентные позиции. В Кировском районе находятся 50 школ, среди них — 4 гимназии: № 248, 284, 261 и 397. Все гимназии реализуют углубленные программы гуманитарной направленности. Преимуществом гимназии № 261 является наличие лицензированных дополнительных углубленных образовательных программ по математике и информатике. Это позволяет достигать высоких результатов не только по направлениям гуманитарной направленности, но и в области математики, информатики и физики, что, безусловно, является важным критерием при выборе учебного заведения. В Приложении 4 демонстрируется сравнение гимназии № 261 с другими учебными заведениями района.
ШКоЛА № 257: ТЕКУЩЕЕ СоСТОЯНИЕ
В микрорайоне находятся четыре средних учебных заведения: гимназия № 261 и три общеобразовательные школы — 264, 377 и 257. Школа № 257 — самая малокомплектная среди последних. В ней обучалось только 200-250 учащихся, из-за недостаточной наполняемости в школе было мало классов и она имела низкий рейтинг. Как правило, это учащиеся из социально запущенных семей, среди них много детей мигрантов, также в ней обучались дети из приюта. На протяжении многих лет в эту школу принимали детей, с трудом обучавшихся в соседних общеобразовательных школах, часто — второгодников и детей с проблемами в поведении, состоявших на учете в милиции.
Для формирования нагрузки учителям позволяли совмещать разные предметы. Например, биологию и химию вел один учитель; математику и физику — другой и т. д. Ученики данной школы были слабо мотивированы на учебу. Учеба считалась среди учеников непрестижным занятием, а тех, кто все же хотел учиться, высмеивали; на дополнительные занятия практически никто не ходил. Были классы, в которых более половины учеников имели несколько двоек в четверти.
Учителя школы в большинстве своем не были аттестованы на категорию, зачастую имели непедагогическое образование, не занимались инновационной методической работой, не участвовали в мероприятиях по распространению педагогического опыта. Контроль знаний со стороны руководства школы не велся, многие проверки показывали, что ученики, переходя из класса в класс, оставались с прежним уровнем знаний. В школе
не была развита сеть дополнительных кружков даже в рамках бесплатных занятий, ни в рамках платных дополнительных услуг, ученики школы не участвовали в олимпиадах и конкурсах.
объединение двух школ: возможности и проблемы
Наличие различий между гимназией № 261 и школой № 257 (по сути, антиподами) делало сложным их слияние. В связи с этим перед руководителем новой «объединенной» школы встало много проблем. Учитывая разнородность сливающихся школ (Приложение 5), И. В. Петренко приняла решение не объединять контингент учащихся, а со следующего года в здание школы № 257 перевести начальную школу, оставив в помещении гимназии № 261 учащихся с 5 по 11 классы.
Родители учащихся гимназии № 261 были обеспокоены тем, что в школе будут учиться «неблагополучные» дети, и, значит, они могли бы перевести своих детей в другую школу. Тогда гимназия № 261 потеряла бы учеников, а в условиях финансово-хозяйственной самостоятельности «деньги идут за учеником» в подушевом финансировании. При этом контингента гимназии № 261 хватало на содержание здания и образовательного процесса, так как в школе училось 855 учащихся. В школе № 257 — 178 учащихся. В объединенной школе числятся 1033 ученика — этого количества недостаточно для содержания двух зданий, а если к тому же родители начнут забирать детей, то школа потеряет учеников.
Следующая проблема — кадровая, связанная с низким уровнем квалификации учителей школы № 257. Директору предстоит решать проблему объединения учителей двух школ, распределения нагрузки, мотивации на высокое качество работы учителей школы № 257, на повышение их профессиональной компетентности.
Еще одна проблема — удержание лидерских позиций гимназии. С момента объединения школ ЕГЭ и ГИА будут подводиться с учетом результатов школы № 257. Значит, перед гимназией встанет проблема потери лидерства по качеству образования. Кроме того, теперь в контингенте школы присутствуют второгодники, которые были редкостью для гимназии.
Наконец, здание школы № 257 практически находится в аварийном состоянии, имеет плохую материально-техническую базу. В этой связи родители учеников гимназии № 261, привыкшие к наличию комфортной среды и хорошей материально-технической базы, обеспокоены «переездом» в другое здание.
И. В. Петренко, недавно прошедшая обучение в рамках Президентской программы в Высшей школе менеджмента Санкт-Петербургского университета, прекрасно понимала, что данная ситуация таит в себе как риски
потери уже сложившегося бренда, так и прекрасные возможности для усиления позиции вновь создаваемого учреждения на рынке образовательных услуг города. Перспективы развития гимназии Инесса Вячеславовна видела в первую очередь в формировании нового бренда при помощи усиления кадрового состава и сохранения имиджа той гимназии, которой она руководила до этого. Вместе с этим ее пугало количество проблем, которые, как она прекрасно понимала, будут сопровождать эту нелегкую работу.
вопросы для обсуждения
1. Проведите анализ среды и отрасли, в которой работает гимназия № 261. Поясните, как специфика сектора образовательных услуг влияет на восприятие бренда гимназии № 261.
2. На основе определения ключевых компетенций и конкурентных преимуществ, которыми обладает гимназия № 261, предложите критерии сегментирования ее рынка, проведите сегментирование и выявите профиль целевого сегмента.
3. Проанализируйте риски и перспективы слияния двух школ. Какие действия необходимо в первую очередь предпринять руководству вновь образованного учреждения?
4. Предложите комплекс маркетинговых мероприятий для гимназии № 261, направленных на усиление ее позиции на петербургском рынке образовательных услуг.
5. Какие преимущества получит школа № 257 от слияния с гимназией № 261? Как эти преимущества отразятся на вновь созданном бренде объединенного образовательного учреждения, состоящего из гимназии и школы?
6. Сформулируйте комплекс рекомендаций по работе с персоналом для гимназии № 261, способствующий усилению ее имиджа на рынке среднего образования после слияния со школой № 257.
Приложение 1
Результативность учебно-воспитательного процесса гимназии № 261 в 2009/2010 учебном году
1. Результаты сдачи выпускных экзаменов.
♦ Результаты сдачи ЕГЭ в 11 классе — по всем предметам выше среднего-родских2 (в баллах):
— русский язык — 72,13 (66,37);
— математика — 58,98 (51,56);
— информатика — 85 (57,4);
— биология — 72 (52,8);
2 В скобках указаны среднегородские показатели.
— литература — 58,09 (44,76);
— английский язык — 81,86 (63,47);
— физика — 63,5 (47,38);
— история — 63,33 (44,73);
— обществознание — 64,17 (56,87);
— химия — 69,6 (51,65).
♦ Результаты сдачи ГИА в 9 классе по всем предметам также выше среднегородских.
2. за отличную учебу и примерное поведение получили медали:
♦ золотые — 1 ученик;
♦ серебряные — 4 ученика.
3. Ио итогам предметных олимпиад:
гимназия занимает первые места в районных олимпиадах:
♦ 121 учащийся гимназии стал призером районных олимпиад по 14 предметам;
♦ 1 ученик получил диплом I степени за участие в Международной олимпиаде по астрономии;
♦ 1 ученик получил диплом I степени за участие во Всероссийской олимпиаде по астрономии;
♦ 1 ученик получил диплом 3 степени за участие во Всероссийской олимпиаде по математике;
♦ 20 человек получили дипломы за участие в городских интернет-олимпиадах по математике, информатике, физике.
4. Сведения о других достижениях учащихся:
♦ городской фестиваль общеобразовательных учреждений «Ветер перемен». Гимназия — победитель чемпионата по интеллектуальным играм;
♦ городской конкурс центра Национальной Славы России «Морская Слава России — русские имена на карте Мирового океана»:
— 4-е командное место в городе;
— 2-е место в городе в номинации «Литературное творчество».
♦ Северо-западный гуманитарный конкурс творческих работ «Роль Великого Новгорода в становлении Российского государства»:
— диплом 1 степени (сочинение);
♦ — диплом 3 степени (изобразительное искусство).
5. Сведения о поощрении учителей:
♦ 1 учитель — победитель в конкурсе «Лучший учитель» в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО);
♦ 1 учитель — присвоено звание «Почетный работник РФ».
6. Количество учащихся, закончивших 9 класс, — 71 человек, из них:
♦ поступили в 10 класс — 67 человек;
♦ поступили в профессиональные лицеи — 0 человек;
♦ поступили в ССУЗ (колледжи) — 4 человека
♦ поступили на работу — нет.
7. Количество учащихся, закончивших 11 класс, — 52 человека, из них:
♦ поступили в вузы — 51 человек.
М. О. Латуха, А. Ю. Панибратов Приложение 2
основные данные по организации учебного процесса в гимназии № 261
1. Контингент обучающихся в гимназии
Число учащихся 780
Число классов I ступени 12
1-х 3
2-х 3
3-х 3
4-х 3
Число классов II ступени 12
5-х 2
6-х 2
7-х 3
8-х 3
9-х 2
Число классов III ступени 4
10-х 2
11-х 2
2. Формат обучения в гимназии
Формат обучения Очное обучение
Количество смен 1
Продолжительность уроков в классах I ступени Продолжительность уроков в классах II ступени Продолжительность уроков в классах III ступени 35 минут 45 минут 45 минут
3. Количественный и качественный состав педагогического коллектива гимназии
Квалификация педагогов Число педагогов
С высшим образованием 74
Со средним специальным образованием 2
Имеют звание «Заслуженный учитель» 2
Имеют звание «Почетный работник среднего образования» 8
Награждены знаком «За гуманизацию Санкт-Петербургской 2
школы»
Победители Приоритетного национального проекта 10
«Образование»
4. Состояние материально-технической базы гимназии
Наименование объектов Количество
Число спортивных залов Число спортивных площадок Актовый зал Число мест в столовой Школьное кафе Количество учебных кабинетов Число книг в библиотеке Электронный каталог Медицинский кабинет Физиотерапевтический кабинет 2 2 1 250 2 на 20 мест 44 26 000 Программа «Библиограф» 1 1
5. Состояние внеурочной воспитательной работы
Мероприятия Степень охвата учащихся
Число спортивных секций 5
Число кружков 14
Компьютерный клуб 1
Программа пешеходных экскурсий «Знай и люби свой город» Все классы
Программа «Музейный день» Все классы
Хор 1-7 классы
Изостудия 5-7 классы
Музей 169-го зенитного полка 1
Студия инсценированной песни на английском языке 1
Хореографическая студия 1
Туристический клуб 1
Приложение 3
Участие учителей гимназии № 261 в методических мероприятиях в 2006-2009 гг.
Районные мероприятия:
♦ 2 семинара заместителей директоров по УВР в начальной школе;
♦ семинар директоров школ района;
♦ совместный семинар учителей информатики и математики нашего ОУ и лицея района;
♦ семинар для заместителей директоров по УВР;
♦ районный конкурс «Использование информационных технологий в образовательной деятельности»;
♦ семинар для учителей физики района;
♦ районный фестиваль «Использование информационных технологий в образовательной деятельности».
Городские мероприятия:
♦ семинар школ-лабораторий;
♦ городской семинар для специалистов РОО;
♦ вторая городская научно-практическая конференция «Проектная деятельность как условие модернизации образовательного процесса»;
♦ семинар для слушателей курсов АППО;
♦ фестиваль в рамках Международного молодежного проекта «Дерево»;
♦ годичные курсы учителей русского языка в АППО;
♦ городская конференция «Изучение и охрана памятников истории русской культуры»;
♦ семинар для методистов по начальным классам;
♦ семинар для заведующих школьными библиотеками. Всероссийские мероприятия:
♦ Всероссийская конференция гимназий;
♦ методическая конференция на базе АППО;
♦ семинар Northern Landscape в рамках международного проекта ГЛОБА.
Приложение 4
Сравнительная оценка положения школы относительно конкурентов
Фактор конкурентоспособности Наличие в школе
Обеспечение безопасности +
Высокий уровень профессионализма педагогических кадров +
Наличие образовательных программ повышенного уровня обучения +
Наличие образовательных программ гуманитарной направленности повышенного уровня обучения +
Наличие образовательных программ технической направленности повышенного уровня обучения +
Развитая материально-техническая база +
Большой выбор программ дополнительного образования +
Наличие грантов у учреждения +
Наличие научных степеней, профессиональных заслуг, грамот у учителей +
Результаты ЕГЭ +
Наличие победителей всероссийских предметных олимпиад -
Наличие победителей городских предметных олимпиад +
Возможность конкурсного набора учащихся -
Наличие международных связей +
Составлено по: данные, предоставленные гимназией.
Приложение 5
Социальный паспорт учащихся школы № 257 и гимназии № 261
Количество
№ Категория Школа № 257 Гимназия № 261 Итого
1 Общее количество учащихся 172 661 833
2 Девочек 73 331 404
Мальчиков 99 330 429
3 Туб/инфицированные 4 5 9
4 Дети-инвалиды 3 4 7
5 Обучающиеся на дому 4 — 4
6 Дети, родители которых инвалиды 2 4 6
7 Дети из многодетных семей 12 59 71
8 Опекаемые 5 2 7
9 Беженцы, вынужденные переселенцы — — —
10 Дети, состоящие на внутришкольном учете 4 — 4
11 Семьи, состоящие на внутришкольном учете — — —
12 Дети, состоящие на учете в ОДН 2 1 3
13 Семьи, состоящие на учете в ОДН 1 — 1
14 Неполные семьи вследствие потери кормильца 7 14 21
15 Остронуждающиеся учащиеся 9 — 9
16 Дети, склонные к прогулам занятий 3 — 3
17 Дети, родители которых уклоняются от воспитания (безнадзорные) — — —
18 Беспризорные дети (не имеют постоянного места жительства) — — —
19 Учащиеся, оставленные на повторный курс обучения 3 — 3
20 Дети из неблагополучных семей — — —
21 Дети, проживающие в приюте «Надежда» 5 — 5
Статья поступила в редакцию 10 апреля 2012 г.