ФГОС второго поколения
УДК 37.032
Сафронова Л. В. Маркова В. И. Кочкина Т. П.
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ:
ОПЫТ ЭФФЕКТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Как организовать продуктивную работу с одаренными детьми?
Аннотация. Статья посвящена продуктивному опыту работы с одаренными детьми и создания условий для их развития в современной российской школе Авторы освещают формы и методы выявления, поддержки, развития и социализации одаренных детей в передовых образовательных учреждениях Тульской области.
Ключевые слова: одаренность, одаренные дети, педагогическая поддержка одаренных детей, развитие одаренных детей, обучение одаренных детей.
Abstract. The article is devoted to a fruitful experience of work with gifted children and creating conditions for their development in the modern Russian school. The authors cover the forms and methods of identification, support, development and socialization of the gifted children in the advanced schools of Tula region.
Keywords: talented, gifted children, pedagogical support of gifted children, the development of the gifted children, training of gifted children.
Одна из приоритетных задач современного российского образования - выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей. От ее решения в конечном итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области, государства. До сих пор остается острой проблема раннего выявления одаренного ребенка, обеспечения грамотной социально-педагогической поддержки его всестороннего гармоничного развития и социализации.
Полное раскрытие способностей и таланта каждого ребенка значимо не только для него самого, но и для общества в целом. Развитие и воспитание одаренных детей является важнейшей задачей, успешно решающейся в передовых образовательных учреждениях Тульской области.
Большинство педагогов отдают предпочтение нестандартности и творческому характеру мышления в качестве критерия одаренности учащихся. Для выявления талантливых и одаренных детей в образовательных учреждениях Тульской области используют такие методы, как наблюдение за учащимися в учебном процессе и внеурочной деятельности, предметное тестирование, портфолио учащихся, работу со школьной документацией, анкетирование учащихся, психологическое тестирование, беседы с родителями, олимпиады и конкурсы. Кроме того, широко используются предметные недели, учебно-исследовательская и проектная деятельность. Так, например, традицией
стали конкурс исследовательских работ и творческих проектов школьников «Я - исследователь» в МОУ СОШ № 1 Алексинского района, просмотр изобразительнотворческих работ в МОУ СОШ № 23 г. Тула.
В образовательных учреждениях Тульской области достаточно разнообразны и интересны массовые мероприятия, позволяющие выявлять, развивать и поддерживать таланты учащихся. Перечислим некоторые из них: школьный конкурс «Ученик года» (повсеместно), интеллектуальный марафон (образовательные учреждения Ефремовского, Ленинского, Узловско-го районов, гор. округа г. Новомосковск), ежегодный турнир им. М. В. Ломоносова (МОУ «Гимназия № 13» Алексинского района), работа клубов по интересам (МОУ «Авангардская средняя общеобразовательная школа № 7 Алексинского района), фестивали «Юные таланты Красивомечья», литературно-музыкальные композиции, «О доблести, о мужестве, о славе» (МОУ «СОШ № 3 имени О. А. Морозова» Ефремовского района), выставкеа детского прикладного творчества «Фантазии юных» (МОУ СОШ № 1 Кимовского района), «Фестиваль проектных работ компьютерных презентаций» (МОУ СОШ № 5 Кимовского района)», школьные научно-практические конференции (образовательные учреждения Киреевского, Щекинского районов, гор. округа г. Новомосковск), фестиваль творческой деятельности учащихся (МОУ Ново-Медвенской ООШ Ленинского района).
32
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/5
ФГОС второго поколения
Главнейшей целью обучения и воспитания является обеспечение условий для развития способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Но применительно к одаренным детям эта цель особенно значима. Поддержать и развить индивидуальность ребёнка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это особо важная задача обучения одаренных детей.
Как правило, в работе с талантливыми и одаренными учащимися на уроках используются индивидуальные задания. В ряде образовательных учреждений, в первую очередь в лицеях и гимназиях, реализуются профильные программы и классы с углубленным изучением отдельных предметов. В работе с наиболее одаренными учащимися используются индивидуальные образовательные траектории. Так, например, в МОУ «Гимназия № 30» для учащихся 10-11 классов функционирует система подвижного модуля, позволяющая выстраивать индивидуальную траекторию. Всего по индивидуальным образовательным траекториям в Тульской области обучается 785 учащихся.
Немалую роль в развитии и обучении талантливых и одаренных детей играют факультативные занятия.
Факультативные занятия позволяют решать весьма разнообразные задачи в обучении.
Ряд факультативов, решают сугубо утилитарные задачи, например: «Готовимся к олимпиаде по математике», «Готовимся к ЕГЭ по физике», «Физика в тестах». Содержание большинства факультативов позволяет расширить и углубить знания учащихся, что, несомненно, служит и формированию познавательных интересов: «Трудные и дискуссионные вопросы истории России XX века», «Древнерусская цивилизация», «История России в лицах», «МХК», «Литература эпохи Возрождения», «История Российской цивилизации», «Знай страну, язык которой ты изучаешь», «Избранные вопросы алгебры за курс основной школы», «Избранные вопросы математики», «Информатика в математике», «Элементы высшей математики», «Системы уравнений и способы их решений», «Элементы теории вероятностей», «Физика и космонавтика», «Физика вокруг нас», «Генетика и медицина», «Из истории философской мысли», «Рифы русской орфографии и пунктуации», «Экология леса» и др.
Немало факультативов, содержание которых лежит в области информационных технологий: «Программирование», «Web-дизайн», «Мультимедийная презентация», «Коммуникации в глобальной сети Internet», «Web-редактор», «Освоение среды графического редактора Adobe Photoshop», «Интернент-технологии», «Компьютерное делопроизводство», «Компьютерное моделирование и границы применения».
Многие факультативы посвящены формированию предметных умений, например: «Решение задач повышенной трудности», «Физическая задача», «Решение текстовых задач», «Решение задач повышенной сложности по физике», «Конкурсные задачи по химии», «Практикум по решению по решению физических задач», «Исследование возможностей решения геоме-
трических задач ВКМ», «Физика: решение задач повышенной сложности», «Решение экспериментальных задач по физике».
Есть факультативы, направленные на формирование у учащихся познавательных умений: «Технология работы с информацией», «Основы исследовательской деятельности».
Одной из приоритетных целей обучения одаренных детей является развитие духовно-нравственных основ личности одаренного ребенка, высших духовных ценностей. В решении этой задачи немаловажную роль играют такие факультативы как «Основы православной культуры», «Православные мотивы в русском музыкальном искусстве», а также факультативные курсы, позволяющие более глубоко познать свои истоки -«История родного края», «История Тульского края», «Литературное краеведение», «Местные традиции в декоративно-прикладном искусстве».
Изучая факультативные курсы, учащиеся готовятся к жизни в обществе, осуществляется их социализация: «Деловая карьера и ее организация», «Основы потребительских знаний», «Здоровый образ жизни». Осмысливают свое место в мире, учатся мыслить учащиеся, изучая факультатив «История и мы».
Во многих образовательных учреждениях учебная деятельность тесно связана с внеурочной, что отражается в тематике факультативов, более напоминающей клубную, кружковую или секционную деятельность: «Юные филологи», «Юный поэт-литератор», «Юный химик», «Юный математик», «Знатоки русского языка», «Занимательная математика», «Химия для любознательных».
Внеурочная работа с учащимися играет существенную роль в развитии и воспитании одаренных учащихся. В лицее № 4 г. Тулы не первый год реализуется городской проект управления образования администрации города Тулы «Классное телевидение». В лицее действует киностудия. Информационную и профессиональную поддержку оказывают тульские телекомпании: филиал ВГТРК - ГТРК «Тула», ТВ Центр Тула, ФМ Медиа, газеты «Тула», «Слобода». Учащиеся (60 человек) - студийцы, согласно «Дополнительной образовательной программе», изучают основы литературного творчества и журналистики, техники речи, операторского мастерства, режиссуры и компьютерного монтажа. Творческие группы пишут сценарии и создают фильмы, телепрограммы, которые транслируются в прямом эфире. Тематика фильмов и телепрограмм разнообразна. Многие из проектов посвящены памяти героев Великой Отечественной войны. Учащиеся самостоятельно собирают материалы для сценариев. С этой целью они работают в музеях (при помощи музейных работников), посещают семьи погибших.
В гимназии № 1 г. Тулы внеурочная работа тесно смыкается с учебной на основе научно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельности. На базе Тульского областного эколого-биологического центра проходит обучение гимназистов по программе «Юнис»; проводятся лекции, мероприятия, экскурсии, экспедиции; организуется научно-исследовательская работа по мониторингу окружающей среды и учебная практика. На базе музея-заповедника «Ясная Поляна»
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/5
33
ФГОС второго поколения
учащиеся проводят мониторинг прудов, растительности, почвы. Научно-исследовательская деятельность гимназистов позволяет им принять участие в научных конференциях и конкурсах. Назовем лишь некоторые работы, выполненные за последние три года: «Оценка экологического состояния атмосферы по анализу снега и степени повреждения листьев растений», «Водоёмы в ландшафте - прошлое и настоящее», «Физико-химические свойства почв Музея-усадьбы «Ясная Поляна», «Экологическое состояние Большого пруда Музея-усадьбы «Ясная Поляна» и др.
Во внеурочной работе с одаренными учащимися в МОУ СОШ № 57 весьма ощутимо театральное направление. Школьники принимают участие в литературно-музыкальных гостиных, встречах с интересными людьми (актёрами, музыкантами, писателями и поэтами). Традицией стало проведение уроков литературы на базе Дома-музея «Ясная Поляна», литературномузыкальных композиций, посвящённых поэтам серебряного века, проведение «круглых» столов с приглашением выпускников школы С. Чепушканова (артиста ТДТ) и Богатырева А. В. (заслуженного художника РФ). В школе работает творческое объединение «Литературный театр», члены которого готовят и показывают спектакли. Учащиеся привлекаются к конкурсам рисунков по просмотренному спектаклю и отзывов на спектакль. Для учащихся начальных классов создан клуб «Золотой ключик».
Театральным направлением не ограничивается внеурочная деятельность учащихся. Работают различные кружки: стрелковый, судомоделирования, «Умники и умницы», «Истоки», вокальный, компьютерного моделирования, бисероплетения и др.
В МОУ СОШ № 8 сложились интересные взаимоотношения с музеем «Тульские древности». Работники музея проводят со школьниками цикл интерактивных занятий с разнообразной тематикой: «Русская изба», «Средневековая школа», «Прикладное творчество», «Кузнечное дело» и др. Дети погружаются в историческую среду - разучивают песни и игры соответствующего исторического периода, знакомятся с некоторыми видами деятельности (пишут перьями, лепят из глины филимоновскую игрушку, занимаются чеканкой).
Образовательные учреждения Тульской области стремятся при организации летнего отдыха учащихся не только создавать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся, но и осуществлять психологическую и эмоциональную разгрузку детей после окончания учебного года, знакомить их с особенностями родного края, приобщать к миру прекрасного.
В МОУ-гимназии № 1 налажена система летнего оздоровительного отдыха детей посредством организации летних оздоровительных лагерей с дневным пребыванием на базе гимназии. В лагере создается атмосфера сотрудничества, содружества и сотворчества.
В МОУ «Гимназия № 1» создаются профильные лагеря с целью формирования устойчивого интереса к той или иной учебной дисциплине, привития практических навыков и навыков научно-исследовательской работы, социальной адаптации. Профильные лагеря здесь весьма разнообразны: детский оздоровительный
лагерь «Родничок», лагерь международного туризма «Друзья Cocca Veglie», эколого-биологический лагерь «Экос», информационно-технологический лагерь «Ой-кос», лингвистический лагерь «Nota Bene», спортивный лагерь «Прометей». Кроме того, учащиеся имеют возможность во время летних каникул отправиться в археологическую экспедицию, многодневные походы по реке Осетр, в Геленжик.
Летняя трудовая практика старшеклассников МОУ «Гимназия № 1» проходит на кафедре анатомии и физиологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого, на кафедрах химии и физики ТГУ, в терапевтическом отделении МСЧ № 1, в библиотеках района, в областном эколого-биологическом центре, в бизнес-лицее, в тульском региональном отделении Международного центра экономического и бизнес-образования.
Образование и воспитание одаренных учащихся не ограничивается стенами образовательного учреждения. Широко применяется практика социального партнерства, что позволяет более эффективно осуществлять социальную адаптацию учащихся. Например, как уже отмечалось выше, МОУ «Гимназия № 1» плодотворно сотрудничает с Тульским областным эколого-биологическим центром и музеем-заповедником «Ясная Поляна». Музей-заповедник «Ясная Поляна» помогает гимназии в организации летнего эколого-литературного лагеря; сотрудники музея читают школьникам цикл лекций о жизни и деятельности Л. Н. Толстого. Исследование водоёмов и почв в музее-усадьбе Льва Николаевича Толстого в Ясной Поляне является совместным проектом с зарубежной школой-партнером (берлинской гимназией имени Ромэна Роланда).
Международные связи гимназии № 1 заслуживают особого внимания. Разработана и реализуется комплексно-целевая программа «Международные связи». Это и многолетний обмен школьниками с городом-партнёром Тулы в ФРГ Филленген-Швеннинген, и многолетняя интернет-переписка с Мейплвудской гимназией в США - штат Нью-Йорк, и обмен учащимися и преподавателями с классическим лицеем искусств города Орвьето и экономической школой имени Лунарди города Брешии в Италии, и участие в проекте Ассоциации преподавателей-практиков французского языка «Иностранные языки в современной социокультурной ситуации» - направленном на развитие интереса к французскому языку посредством театра, и совершенствование знаний по итальянскому языку в летний период в горном оздоровительном лагере в Италии «Cocca Veglie», и участие в проекте «Школьный мост Европы».
Социальными партнерами МОУСОШ № 60 г. Тула являются ТГУ областной эколого-биологический центр, Тульский институт экономики и информатика. МОУ СОШ № 9 сотрудничает с городскими клубами разной направленности, спортивными школами, туристическим бюро, православным центром, школой искусств, краеведческим музеем, спортивным комплексом РУТБ «Ока». МОУ «Липковская СОШ № 3» осуществляет сотрудничество с Киреевским станичным казачьем обществом «Киреевская станица», с МОУ ДОД «Липковская детская музыкальная школа», с НОУ ДПО «Областной учебно-курсовой комбинат», с центром психолого-медико-социального сопровождения «Преображение».
34
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/5
ФГОС второго поколения
Средние общеобразовательные учреждения тесно связаны с вузами. Это взаимодействие осуществляется с целью формирования единого образовательного пространства, основой которого является непрерывное образование. Взаимодействие вуза со средними общеобразовательными учреждениями осуществляется в виде участия в проведении отборочных экзаменов в профильные классы или группы, которые формируются из учащихся гимназии и других образовательных учреждений города и районов Тульской области, согласования учебных программ по профилирующим предметам, предоставления методического обеспечения для учебных занятий по профилирующим предметам, привлечения учащихся к научно-исследовательской работе, проведения тематических семинаров для преподавателей гимназии, проводящих занятия в профильных классах или группах, проведения профориентационной работы, организации встреч учащихся профильных классов или групп с деканами факультетов, руководителями научных направлений, зав. кафедрами и ведущими преподавателями, привлечения учащихся к летней трудовой практике по профилю класса или группы.
При организации как учебной, так и внеурочной деятельности с одаренными учениками, реализуeтся принцип систематичности и последовательности. Так, связь учебной и внеурочной деятельности осуществляется при организации исследовательской работы в МОУ СОШ № 1 Алексинского района. А в МОУ СОШ № 5 Алексинского района из года в год действуют кружки художественной и спортивной направленности, что способствует преемственности в развитии задатков и талантов воспитанников. В МОУ СОШ № 11 Алексинского района разработана программа интеграции основного и дополнительного образования.
В МОУ «Болоховская СОШ № 1» Киреевского района можно проследить преемственность различных форм исследовательской деятельности: ежемесячное заседание научного общества, индивидуальные консультации, школьная и районная конференции «Шаги в науку», подготовка к олимпиадам и конкурсам различного уровня.
Достаточно полно осуществляется системный подход в работе с одаренными учениками в МОУ СОШ № 3 и МОУ СОШ № 5 городского округа г. Новомосковск: создание базы данных, психологическое сопровождение занятий дополнительного образования, консультации специалистов, дифференциация учащихся на основании анализа их анкетирования и тестирования, проведение интеллектуальных и творческих смотров, рефлексия результатов.
Проиллюстрируем системность в организации внеурочной деятельности одаренных учащихся еще одним примером. В МОУ СОШ № 18 гор округа г. Новомосковск действует кружок «Шахматное искусство». В 1-2 классах все дети учатся основам шахматного искусства. В процессе занятий выявляются дети с признаками одаренности и интереса к шахматной игре. Во 2-4 классах все желающие продолжают учиться шахматному искусству. Параллельно организуются занятия смешанной возрастной группы, в которой занимаются школьники,
проявившие способности в шахматной игре. Проводится индивидуальная работа с родителями способных детей. Создаются семейные шахматные клубы. Обеспечиваются условия для участия в конкурсах «Белая ладья» и др. Имеется программное обеспечение для игры в шахматы на компьютере.
Особое значение приобретает исследуемая проблема, когда речь идет об обучении и развитии одарённых детей в образовательных учреждениях, расположенных на территориях малых городов со сложной экологической и экономической ситуацией.
Например, муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 20» расположено в небольшом муниципальном образовании город Донской Тульской области, в зоне, подвергшейся радиационному загрязнению в связи аварией на Чернобыльской АЭС.
Учреждение является центром образовательных услуг города. Предоставляя разнообразное и качественное образование, гимназия стала центром притяжения детей из близлежащих микрорайонов, что повышает ответственность всех её служб и педколлектива перед родительской общественностью за адаптацию детей в учебном заведении; ставит перед коллективом задачу удержания имеющегося высокого рейтинга учебного заведения.
В гимназии на протяжении ряда лет накоплен определенный опыт организации мероприятий, направленных на выявление талантливых и одаренных детей, сложились традиции стимулирования и социально-педагогической поддержки детей, имеющих особые достижения в различных видах деятельности.
Разглядеть невидимые природные задатки помогает психологическая служба гимназии, одним из направлений работы которой является выявление уровня интеллекта гимназистов на различных возрастных этапах. Причём выявляются дети не только с общей одарённостью, но и со специальной. Параллельно с выявлением одарённости определяется мотиваци-онно-потребностная сфера обучающихся. На основе полученных результатов выстраивается план научнометодической работы с кадрами, планируется поддерживающая и коррекционная работа с гимназистами и их родителями.
Работа с кадрами включает в себя проведение педагогических советов, совещаний при директоре по соответствующей тематике. Эти традиционные формы используются в любом коллективе. Они, несомненно, дают положительный результат, но не гарантируют успешности профессионального совершенствования учителя. Возникает необходимость в апробации других способов формирования профессиональных умений педагогов и определении их продуктивности. Так, например, включается проведение микроисследований по работе с одарёнными детьми, анализ результатов которых происходит на заседаниях научно-методического совета и в предметных проблемно-методических центрах. Если обнаруживаются западающие звенья, то оперативно вырабатываются пути преодоления возникших трудностей, при этом могут быть созданы проблемные микрогруппы, где учителям оказывается
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/5
35
ФГОС второго поколения
помощь в теоретическом и практическом освоении педагогических технологий, позволяющих путём индивидуализации процесса обучения создать для продвинутых, одарённых детей благоприятные условия для развития их способностей.
Проблемно-методические центры и научно-методический совет гимназии уделяют серьёзное внимание разработке и корректировке учебного плана и учебных программ. Специалисты единодушно придерживаются того мнения, что учебные программы для одарённых детей должны качественно отличаться от программ, рассчитанных на детей со средними способностями.
Кроме этого в гимназии модернизирована система внеурочной учебной деятельности путём её дифференциации. Для наиболее полного удовлетворения интеллектуальных и познавательных потребностей гимназистов организуются следующие виды объединений: мастерские, мастер-классы, лаборатории, научные общества. Мастерские создаются для гомогенных групп учащихся и работают по программам, обеспечивающим углубление и расширение как в областях, предусмотренных учебным планом, так и в других областях человеческого знания. Деятельность мастерских основывается на принципах преемственности, дифференциации обучения, продуктивности образовательного процесса. При этом продуктивность обеспечивается качеством программ, высоким уровнем проведения занятий, использованием активных и интерактивных форм организации учебного процесса. Обучающиеся начинают занятия в мастерских уже на первой ступени обучения. На второй ступени разнообразие мастерских значительно возрастает и достигает максимума на третьей ступени. Здесь и «Решение задач повышенного уровня трудности по математике, физике, химии» и многие другие.
Мастер-классы создаются для гетерогенных групп и работают по программам, предусматривающим углубление, обобщение и систематизацию знаний учащихся по отдельно взятой теме того или иного курса. Руководят мастер-классами учителя высшей квалификационной категории, разрабатывающие методическое обеспечение в виде учебных пособий, опорных карт-схем или другого методического материала. В гимназии успешно функционируют мастер-классы как естественно-математического, так и гуманитарного циклов.
Лаборатории организуются для гимназистов, показывающих высокие результаты в изучении определённых предметов, и работают в плане подготовки этих учащихся к участию в предметных олимпиадах различных уровней: гимназического, городского, областного, федерального. Результатами деятельности этих объединений являются успехи воспитанников гимназии не только на городских, но и в областных олимпиадах.
Высшей формой интеллектуальных объединений обучающихся в гимназии являются научные общества, деятельность которых способствует выявлению одарённых детей, осуществлению их педагогической поддержки, развитию интеллектуальных и творческих способностей гимназистов.
В настоящее время в гимназии функционирует 7 научных обществ: экологическое, географическое, краеведческое, историческое, математическое, физическое, филологическое.
Работа с одаренными учащимися присутствует во всех учебных звеньях гимназии, начиная с начальной школы. Реализуя свои интересы, способности через перечисленные выше направления и формы деятельности, дети демонстрируют свои достижения, участвуя в интеллектуальных конкурсах и марафонах.
Достижения гимназистов фиксируются в оригинальной папке - портфолио. Это одно из инновационных направлений работы гимназии по поддержке талантливых и одарённых учащихся - создание портфолио. Активное внедрение технологии «Портфолио» начато в 2008 году. Теперь уже можно сказать, что у гимназии имеется собственный положительный опыт использования данной технологии, которая позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны. Портфолио повышает социальную активность гимназистов, уровень осознания ими своих целей и возможностей.
Создание в небольшом городе специализированного образовательного учреждения и накопившийся за годы его существования педагогический опыт играет важную роль в реализации направления по работе с одарёнными детьми. Но, очевидно, разовыми мероприятиями, локальными действиями вряд ли можно решить данную проблему в масштабах города. Тем более что особенностью системы образования малых городов является то, что большинство образовательных учреждений, расположенных на их территории, не обеспечивают полностью условия для выявления, развития и поддержки одарённых детей.
Литература
1. Алёшина А.А. Школьный тур олимпиады как одна из форм организации работы с одаренными детьми в классах с углубленным изучением химии // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - №1.
2. Долинский В.С. Концепция работы по выявлению, поддержке и развитию одаренной молодежи в области радиоэлектроники // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №2.
3. Заславская О.В. Одаренные дети. Новые подходы в их обучении Социальная сфера: региональная политика, механизмы действия, их результативность: Молодежь как фактор будущего. Вып. IV. Тула, 1996
4. Клепиков В.Н. Неявная математическая одарённость школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №3.
5. Шадриков В.Д. Рабочая концепция одаренности / В.Д. Шадриков. - М.: Магистр, 1998. - 148с.
6. Шубаева Е.И. Развивающая образовательная среда как условие раскрытия природных возможностей и одаренности учащихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №1.
7. Шустова О.А. Формирование окружной системы конкурсов и мероприятий с целью выявления и развития высокомотивированных и одаренных учащихся // Эксперимент и инновации в школе.- 2010. - №5.
36
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/5