Научная статья на тему 'Педагогическая поддержка как средство развития одаренности детей в современной гимназии'

Педагогическая поддержка как средство развития одаренности детей в современной гимназии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИМНАЗИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ» / ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / THE FEDERAL PURPOSE PROGRAM «GIFTED CHILDREN» / GYMNASIUM / INDIVIDUALIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS / PERSONALITY CENTERED APPROACH / HUMANIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бугдашкина Елена Александровна, Вишнякова Елена Демьяновна

В статье освещается опыт создания программы развития гимназии для работы с одаренными детьми в аспекте современных тенденций развития общего среднего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бугдашкина Елена Александровна, Вишнякова Елена Демьяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical support as a means of development of children’s giftedness in modern gymnasium

This article highlights the experience of creating a gymhasium development program for working with gifted children in the aspect of the main contemporary trends in general secondary education.

Текст научной работы на тему «Педагогическая поддержка как средство развития одаренности детей в современной гимназии»

2. Духовный потенциал восточных цивилизаций в нравственном воспитании учащихся: сб. ст. -Чита, 2010. - 240 с.

3. Кыштымова Т.М. Креативность школьников: психосемиотический подход: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Иркутск, 2008. - С. 15.

4. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1976. - С. 235-236.

5. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социальновоспитательные технологии. (Профессиональная б-ка учителя). - М.: Народное образование, 2005. - 254 с.

6. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций: учеб. пособие. - М., 1995.

Балданова Надежда Николаевна, заместитель директора по научно-методической работе, редактор редакционно-издательского отдела, Бурятский госуниверситет. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. Тел. 8-983335-05-82.

Маланов Иннокентий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, Бурятский госуниверситет, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а.

Baldanova Nadezhda Nikolaevna, deputy director for scientific and methodological work, editor of publishing department, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a. Ph. 8-983-335-05-82.

Malanov InnokentyAlexandrovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolin str., 24a.

УДК 376.5 © Е.А. Бугдашкина, Е.Д. Вишнякова

Педагогическая поддержка как средство развития одаренности детей в современной гимназии

В статье освещается опыт создания программы развития гимназии для работы с одаренными детьми в аспекте современных тенденций развития общего среднего образования.

Ключевые слова: гимназия, индивидуализация образовательного процесса, личностно-ориентированный подход, Федеральная целевая программа «Одаренные дети», гуманитаризация образования.

© Е.А. Bugdashkina, Е.D. Vishnyakova

Pedagogical support as a means of development of children's giftedness in modern gymnasium

This article highlights the experience of creating a gymhasium development program for working with gifted children in the aspect of the main contemporary trends in general secondary education.

Keywords: gymnasium, individualization of educational process, personality centered approach, the Federal Purpose Program «Gifted children», humanization of education.

Актуализация проблемы одаренности обусловлена изменениями, произошедшими в последней четверти XX в.: качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые цели, поскольку не только владение компьютером, совершенное знание нескольких языков, а особый - более свободный, более креативный образ мышления будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.

Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства учителей и многих родителей. Мы вынуждены констатировать тот факт, что

такие понятия, как «одаренность» и «одаренные дети» нуждаются в точном определении. Единой общепринятой концепции одаренности нет, но вместе с тем есть большое количество серьезных разработок, раскрывающих различные аспекты этого явления.

В течение последних десятилетий проблема создания концептуальных моделей одаренности продолжает оставаться одной из наиболее интенсивно обсуждаемых в мировой психологопедагогической науке. Различные модели новых, часто оригинальных концептуальных решений, предлагаются многими исследователями (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, Э. Де Боно, Е. Гонг, В.Н. Дружинин, К. Клюге, A.M. Матюшкин, P.M. Милгрем, Дж. Рензулли, В.И. Панов, С.М. Рис, А.И. Савенков, Р.Дж. Стренберг, А. Тан-ненбаум, Дж. Фельдхаусен, Дж. Фримен, К.А.

Хеллер, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, B.C. Юркевич, Е.Л. Яковлева и др.).

В решении данной проблемы ученые едины в утверждении, что:

- интеллектуальные способности людей являются ресурсом человеческой цивилизации;

- одним из решающих факторов экономического развития в современных условиях является интеллектуальное производство, а важнейшей формой собственности - собственность интеллектуальная;

- интеллектуальное творчество является неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием личной свободы людей, выступает в качестве социального механизма.

В настоящее время в муниципальной системе образования работу с одаренными детьми осуществляют многие учреждения: гимназии, лицеи, учреждения дополнительного образования. Систематически проводятся различные предметные олимпиады, фестивали и творческие конкурсы, в ходе которых выявляется много талантливых, одаренных детей в различных сферах деятельности.

Основные проблемы и противоречия, которые существуют в современной практике работы образовательных учреждений в этом направлении, заключаются в следующем:

• в отсутствии своевременной профессиональной диагностики одаренных детей, учитывающей возрастную и скрытую одаренность, позволяющей выявить индивидуальные возможности и интересы детей;

• фрагментарный характер работы с детьми, мотивированными на успех в учебной деятельности, поскольку не является приоритетным направлением работы школ;

• не сформированные в системе общего образования необходимые кадровые, учебнометодические и материально-технические ресурсы для эффективной работы с одаренными детьми;

• острейший дефицит в учебных планах, программах и учебных пособиях, в которых бы учитывались потребности и индивидуальные особенности детей с более высокой скоростью и продуктивностью усвоения изучаемого материала.

• необходимость учета негативных личностных качеств одаренного ребенка таких, как эгоцентризм и неспособность принять точку зрения другого человека, более слабое физическое развитие по сравнению со сверстниками (так как одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия), неумение строить отношения, стремление всегда быть правым в споре, неспособность идти на компромисс, стремление командовать.

Комплексный анализ сложившейся ситуации выявил необходимость создания системы целенаправленного обучения, социальной и психоло-го-педагогической поддержки одаренных детей в Российской гимназии № 59. Определенным гарантом создания психолого-педагогических условий для развития и обучения одаренных детей в нашем образовательном учреждении явилась обновленная Федеральная комплексная программа «Одаренные дети» на 2011-2015 гг.

Разработанная программа была направлена на решение следующих задач: обоснование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей; разработка научно-методического обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с высокой познавательной мотивацией; повышение профессионально-педагогического потенциала коллектива гимназии для работы с детьми. Администрация гимназии определила условия совершенствования системы сохранения и укрепления здоровья детей, школьной инфраструктуры, обеспечивающей эффективную реализацию программы поддержки и развития детей с высокой познавательной мотивацией.

Разработка образовательной программы гимназии осуществляется на основе принципа индивидуализации, предусматривающего уровневую дифференциацию содержания обучения с учетом особенностей и интересов учащихся, на основе конкретных условий гимназии (кадровых, учебно-методических, информационно-технических и т.д.), а также интеграции содержания программ основного и дополнительного образования.

Первым организационно-содержательным компонентом данной программы является трехступенчатый процесс развития детей с высокой познавательной и творческой мотивацией (табл. 1).

Таблица 1

Процесс развития одаренных детей

Ступени обучения первая ступень (начальная школа) вторая ступень (основная школа) третья ступень (средняя полная школа)

Формы организации коллективные, групповые, индивидуальные групповые (малые и парные группы), индивидуальные индивидуальные

Ведущие методы наблюдение, частичнопоисковый, экспериментальный поисковый, исследовательский и проектный исследовательский, проектирование

Характер взаимодействия учителя и ученика работа под руководством учителя начальных классов при участии работа под руководством учителя-предметника при участии научного руководителя, мастера в творческой деятельности самостоятельное исследование при опосредованном научном руководстве

Формируемые компетенции учебно-познавательные и общекультурные коммуникативные, информационные ценностно-смысловые, компетенция личностного совершенствования

Виды деятельности мобильные исследовательские лаборатории, включение учащихся в групповые и индивидуальные эксперименты познавательного характера полевые экспедиции по направлениям (археологические, фольклорные, экологические и др.). Включение детей в работу над групповыми и индивидуальными проектами, имеющими социальную значимость. стажировка учащихся в научных учреждениях региона; участие учащихся в творческой деятельности театральных, художественных и музыкальных студий, в музейном деле; вовлечение школьников в разработку и реализацию социально значимых проектов районного, городского и республиканского уровней

Вторым компонентом данной системы является научное сопровождение и поддержка детей с высокой познавательной и творческой мотивацией, которое предполагает не только привлечение научных специалистов, а выход на новый уровень интеграции с академической наукой (участие школьников в исследовательских проектах научных учреждений).

Обучение на всех трех ступенях строится на основе гибких форм организации учебновоспитательного процесса, способствующих формированию интеллекта, навыков исследовательского труда, ориентированных на личностные способности обучающихся и их развитие через различные виды деятельности. Ведущее место в обучении принадлежит методам творческого характера (проблемным, поисковым, эвристическим, исследовательским, проектным) в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Гимназия реализует следующие направления содержания образования, основу которых составляют учебные программы углубленного изучения предметов филологического, социаль-

ного, гуманитарного, информационнотехнологического и экономического профилей.

Учебный план гимназии предусматривает участие всех гимназистов в проектноисследовательской деятельности. В настоящее время в гимназии осуществляет свою деятельность Гимназическое научное общество. В его структуру входит 7 предметных секций: начальная школа, естественнонаучная, социальная, математики и информатики, гуманитарная, филологическая и секция художественноэстетического цикла. К деятельности секций широко привлекаются преподаватели кафедр вузов города. Целенаправленная, планомерная совместная с преподавателями вуза работа в научном обществе помогает учащимся сформировать навыки самостоятельной исследовательской работы, что впоследствии облегчит выпускникам гимназии освоение программ высшего профессионального образования.

Ежегодно учащиеся гимназии участвуют в школьных, городских, республиканских и всероссийских научно-практических конференциях, где становятся победителями и призерами.

Третьим компонентом системы мы определяем психолого-педагогическое сопровождение формирования творческого потенциала личности учащегося на этапах выявления, поддержки и развития. Для эффективного осуществления психолого-педагогического сопровождения необходима организация непрерывного процесса повышения квалификации педагогов через краткосрочные курсы, подготовку специалистов в условиях системы вузовского и поствузовского образования (магистратура, аспирантура и др.). «Одаренный учитель - одаренный ученик» -это правило реализуется через курсовую и консультационную подготовку, работу по индивидуальным методическим темам, поддержку молодых специалистов. В гимназии используются новые формы и технологии организации методической работы: совершенствование планирования, аналитическая деятельность, использование активных управленческих технологий, деловые игры, проблемно-практические семинары.

Одной из особенностей гимназии является психологическое сопровождение каждого ученика с первого момента его появления в школе и до самого выпуска. Психологическая служба школы ведет большую работу по определению наклонностей и способностей учащихся по предметам, планирует системные психологопедагогические мероприятия, вырабатывает новую модель взаимоотношений «учитель - ученик», «взрослый - ребенок», «личность - личность». Проводятся практические занятия по теме «Формирование умений самоопределения, самоорганизации», на ежегодных школьных научно-практических конференциях в секции «Психология» учащиеся представляют различные исследовательские работы и проекты на различные темы («Знаешь ли ты свои способности», «Личная ответственность за успех в учебной деятельности» и т.д.)

Результатами работы педагогического коллектива гимназии за последние годы является формирование банка авторских методических разработок учителей, развивающих программ и технологий обучения одаренных детей. Начиная с открытия гимназии, педагогами основного и дополнительного образования были составлены и получили положительную рецензию педагогов высшей школы девять авторских программ учебных дисциплин, реализующих принципы развивающего обучения. Все учителя аттестованы на высшую и первую категории, 22 педагога

- лауреаты профессиональных конкурсов различных уровней.

Внеурочная деятельность имеет большое значение в выявлении одаренности и особых способностей детей, поскольку дает возможность проявить себя в разных видах деятельности, создает благоприятные условия для развития одаренной личности. Формы работы с одаренными учащимися многообразны: кружки по интересам, индивидуальное обучение или обучение в малых группах, создание творческих проектов, мастер-классы, творческие лаборатории, система творческих конкурсов, фестивалей, научно-исследовательские конференции и др.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного занятия в различных творческих объединениях с учетом их индивидуальных склонностей и имеет гибкий график работы. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных детей. Среди студий художественно-эстетического цикла особой популярностью пользуются Образцовая хоровая студия «Соловушка», где опытный педагог приобщает детей к прекрасному миру музыки, учит петь, преподает азы музыкальной грамоты, работает по программе музыкальной логопедии, учит правильной артикуляции при произношении звуков. В процессе работы кружка из числа детей выделяются те, кто демонстрирует особую одаренность, они становятся солистами хоровой студии и работают по дополнительной индивидуальной программе. Современное исполнение хоровой музыки сочетается с работой хореографа, и многие песни сопровождаются двигательной активностью. Руководитель хоровой студии приобщает детей к постановке музыкальных сказок и мюзиклов, которые с успехом демонстрируются на новогодних представлениях в школе, подшефных детских садах, детском доме «Малышок», в социальном учреждении «Доверие». Также в деле эстетического воспитания способствуют школьный оркестр духовых инструментов, хореографический ансамбль «Фантазия», индивидуальные занятия и работа в малых группах по классам «Флейты», «Гитары».

Особое значение участие детей в этих кружках, а также в театральной студии «Золотой ключик» имеет для детей одаренных в творческом плане, но не совсем успешных в учении.

Содержание гимназического образования ориентировано не только на интеллектуальное развитие учащихся, но и включение их в социально-культурную и практическую деятельность, развитие их творческого потенциала.

Формирование социальной компетентности учащихся также является важной задачей общего воспитания детей. В гимназии создана детская общественная организация «Гимназическое

братство», которая объединяет всех учащихся гимназических классов. Руководит организацией «Совет гимназистов», избираемый из числа учащихся сроком на один год путем всеобщего тайного голосования, от каждого класса по два представителя. Как правило, в Совет гимназистов бывают избраны дети с ярко выраженными лидерскими качествами, умеющие организовать коллектив учащихся, распределять роли, планировать свою деятельность. Председателем гимназистов избирается ученик 10-го или 11 -го класса. Постоянную помощь в работе Совета оказывает заместитель директора по воспитательной работе. Дети получают возможность участвовать в работе школьного самоуправления, вносить предложения по организации школьной жизни, развивать и совершенствовать свои лидерские качества. Школьным психологом регулярно проводятся тренинги для членов Совета гимназистов, направленные на развитие лидерских качеств. Особое значение имеет введенный в школьную практику предмет «Риторика», на уроках которого учат правильно формулировать свои мысли и аргументировано отстаивать свою точку зрения. Работа в школьном самоуправлении не только развивает лидерский потенциал учащихся, но и творческие способности. Так, дети сами пишут сценарии школьных мероприятий или отдельных номеров выступления, готовят декорации и оформляют школу к праздничным событиям. Для организации творческих дел создается разновозрастная группа, объединенная одной целью и общими интересами, что также способствует социальной зрелости учащихся.

Внеклассная воспитательная работа не ограничивается только школьными мероприятиями, учащиеся всегда имеют возможность участвовать в фестивалях и конкурсах разного уровня. Так, ежегодно учащиеся гимназии принимают активное участие в городской и республиканской интеллектуальной игре «Эрудит», занимают призовые места. Изначально в школьную команду интеллектуалов набирались учащиеся, успешно осваивающие школьную программу, «отличники» и «хорошисты в учебе», результаты участия были достаточно высоки, но победа в игре все еще была недосягаема. В прошлом году было принято решение набрать в команду учащихся с нестандартным мышлением, пусть и не

совсем успешных в учебе, учащихся, чьи интересы и познавательная активность выходят далеко за пределы школьной программы. В сложных, нестандартных, не подчиняющихся каким-либо правилам ситуациях, где требуется не столько фактическое знание, сколько гибкая логика, неординарное мышление, такие учащиеся способны принимать верные и порой неожиданные решения. Команда, сформированная таким образом, стала победителем не только городского уровня игры, но и заняла призовые места в личном и общем зачете, получила право участвовать в этом году в республиканском этапе конкурса, минуя этап городской.

Следует отметить, что творческая, насыщенная интересными событиями школьная жизнь, высокие результаты участия гимназистов в различных формах независимой аттестации позволили найти понимание в среде родительской общественности, осуществляющей активную помощь в учебно-воспитательном процессе. Родители принимают участие в подготовке проектных и исследовательских работ, помогают в организации различных форм внеурочной деятельности. К примеру, экскурсий (для сбора материала) в различные города, исторические места и организации (посещение учащимися Народного хурала Республики Бурятия, Городского совета депутатов с интервьюированием видных политических деятелей). Активно участвуют в работе родительских конференций, семинаров и т.д. Систематическое освещение в средствах массовой информации результатов деятельности гимназии вызывает интерес со стороны общественности к проблеме воспитания и обучения одаренных школьников, а у учащихся гимназии формирует чувство гордости за свою школу.

Выпускники Российской гимназии успешно продолжают свое обучение в лучших вузах Республики Бурятия и России, а также в вузах Европы, США и ближнего зарубежья.

За годы работы гимназии из более чем шестисот выпускников 112 человек окончили школу с золотой и 98 - с серебряной медалью. Учащиеся гимназии ежегодно становятся призерами и победителями городских, республиканских, всероссийских и международных олимпиад и конкурсов. Я. Кононов - победитель XIII Международной астрономической олимпиады (Италия, 2008г.), XIV Международной астрономической олимпиады (Китай, 2009 г.), призер Международной юниорской естественнонаучной олимпиады (Корея, 2008 г.), победитель V Международной математической олимпиады среди сту-

дентов университетов Юго-Восточной Европы (Румыния, 2011 г.); В. Кушеева - призер Всероссийской олимпиады по английскому языку 2010 г., А. Земеров - победитель XII ежегодной Всероссийской открытой олимпиады «Созвездие» в (2011 г.), А. Дорошкевич - победитель XIII ежегодной Всероссийской открытой олимпиады «Созвездие» (2012 г). Только в 2011-2012 гг. учащиеся гимназии получили 164 диплома разного уровня. Кроме того, гимназисты активно участвуют в различных программах по международному обмену школьников, обучаясь в образовательных учреждениях Германии и США. Таким образом, программа дает свои плоды. В рейтинге образовательных учреждений и муниципалитетов Республики Бурятия в рамках программы комплексной оценки эффективности региональной системы образования гимназия занимает лидирующие позиции в течение последних трех лет.

Вместе с тем в результатах деятельности гимназии можно выделить некоторые трудности объективного и субъективного характера, обусловливающие ряд недостатков:

- сложившаяся односторонность в организации учебно-воспитательного процесса, выражающаяся преимущественно в интеллектуальном развитии учащихся, в ущерб укреплению их здоровья и трудовой подготовки;

- недостаточная подготовленность педагогов к работе с детьми с высокой учебной мотивацией;

- потребность в улучшении школьной инфраструктуры, неудовлетворяющей требованиям программы поддержки и развития одаренных детей.

Сохранение и развитие одаренности - это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и судьбы нашего будущего поколения.

Литература

1. Концепция Федеральной целевой программы «Одаренные дети» на 2007-2010 гг. // Российская газета [сайт].URL: http:www.rg.ru/2007/02/02/ deti-rossii-dok.html

2. Федеральная программа «Одаренные дети» должна продолжать свою работу [сайт]: РИА «Новости» // иКЬ: http://www.rian.ru/

3. Рензулли Дж.С., Рис С.М. Модель обогащенного школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей // Современные концепции одаренности и творчества; под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997.

4. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. - М., 2000.

5. Концепция развития МБОУ Российская гимназия № 59.

Бугдашкина Елена Александровна, учитель английского языка Российской гимназии № 59, г. Улан-Удэ. Тел. (30і-2)448329.

Вишнякова Елена Демьяновна, учитель французского языка Российской гимназии № 59, г. Улан-Удэ. Тел. (30і-2)448329.

Bugdashkina Elena Alexandrovna, a teacher of the English language, Russian gymnasium № 59, Ulan-Ude. Ph. (30і-2) 448329.

Vishnyakova Elena Demyanovna, a teacher of the French language, Russian gymnasium № 59, Ulan-Ude. Ph. (30і-2) 448329.

УДК 371.14 © Е.Г. Вдовина

Структура образовательной программы «Баланс» для работы с классными руководителями по воспитанию толерантного поведения старшеклассников

В статье описана структура и тематический план разработанной и апробированной авторской образовательной программы «Баланс». Данная программа может быть использована для повышения уровня профессиональной деятельности классных руководителей по воспитанию толерантного поведения подростков.

Ключевые слова: толерантное поведение, профессиональная деятельность классного руководителя, организация воспитательной работы со старшеклассниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.