Научная статья на тему 'Особенности организации внеурочной деятельности по географии в средней общеобразовательной школе (на примере МБОУ «Гимназия № 40» и МБОУ «Гимназия № 45», Барнаул)'

Особенности организации внеурочной деятельности по географии в средней общеобразовательной школе (на примере МБОУ «Гимназия № 40» и МБОУ «Гимназия № 45», Барнаул) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
523
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный процесс / география как учебный предмет / внеурочная деятельность. / educational process / Geography as an academic subject / extracurricular activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С А. Зиппа, Т В. Антюфеева

География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной деятельности, т.к. ее содержание тесно связано с окружающей природой. Это является логическим продолжением образовательного процесса в классе и способствует расширению кругозора школьников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С А. Зиппа, Т В. Антюфеева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR GEOGRAPHY-RELATED ACTIVITIES IN THE SECONDARY SCHOOL (BY THE EXAMPLE OF «GYMNASIUM №40» AND «GYMNASIUM №45», BARNAUL)

Geography as an academic subject suggests great opportunities for extracurricular activities because it is closely related with nature. Being a logical extension of the regular educational pro-cess, the extracurricular activities expand the students’ world view and knowledge greatly

Текст научной работы на тему «Особенности организации внеурочной деятельности по географии в средней общеобразовательной школе (на примере МБОУ «Гимназия № 40» и МБОУ «Гимназия № 45», Барнаул)»

УДК 372.891

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(НА ПРИМЕРЕ МБОУ «ГИМНАЗИЯ № 40» И МБОУ «ГИМНАЗИЯ № 45», БАРНАУЛ)

С.А. Зиппа, Т.В. Антюфеева

Алтайский государственный университет, г. Барнаул E-mail: [email protected]

География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной деятельности, т.к. ее содержание тесно связано с окружающей природой. Это является логическим продолжением образовательного процесса в классе и способствует расширению кругозора школьников.

Ключевые слова: образовательный процесс, география как учебный предмет, внеурочная деятельность.

География как учебный предмет является важным при формировании у школьника целого ряда компетенций. Поэтому основными задачами для учителя географии в соответствии со всеми требованиями программы является становление у учеников прочных представлений об изучаемом курсе, важно научить их применять знания в конкретных ситуациях, а также развивать интерес к предмету.

Сложной задачей для учителя является дать полный спектр знаний для учащихся в рамках школьных курсов географии. В первую очередь это обусловлено сокращением часов по учебной дисциплине. В современном учебном базисном плане для изучения начального курса географии 6 класса отводиться всего 34 часа в год, т.е. 1 час в неделю. Именно в начальном курсе географии закладываются «азы» предмета. Такие темы как изучение условных знаков, масштаб, классификация горных пород, виды съемок не изучаются в других курсах географии 7-11-х классов, а только опосредованно используются в рамках заданий полученные знания. Недостаточное количество часов приводит к тому, что учитель для того, чтобы научить школьника читать и понимать карту, работать с контурной картой, выполнить большой объем практических работ, а также выучить географическую номенклатуру прибегает к различным формам внеурочной работы. В отдельных образовательных учреждениях дополнительный час по гео-

графии предлагается из школьного компонента, но большинство руководителей школ объясняют свой отказ в дополнительном часе тем, что географию для экзамена в формате ЕГЭ учащиеся не выбирают или выбирает небольшая доля учеников. Действительно, экзамен в формате ЕГЭ выбирают незначительное число учащихся - не более 3,4 % [1].

Поэтому исходя из реалий, перед учителем географии стоит важная задача -сделать географию привлекательным предметом, сформировать у учащихся интерес к географическим знаниям. Вариантом реализации данных задач является организация внеурочной деятельности учащихся по географии, которая является логическим продолжением учебного процесса и предполагает реферативные и учебно-исследовательские работы, олимпиады, конференции, конкурсы, интеллектуальные марафоны и т.д.

Психолого-педагогическая обоснованность организации исследовательского направления заключается в выявлении детей, склонных к такой деятельности, создании условий для развития навыков научного труда. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе - это наличие у них потребности узнавать новое.

География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной деятельности, т.к. ее содержание тесно связано с окружающей приро-

дой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей стране. Учащихся интересуют многие географические проблемы, раскрыть которые не представляется возможным на уроке из-за недостатка времени. Главная задача внеурочных занятий по географии - удовлетворить интересы школьников, помочь им всесторонне познать многообразие природных, социально-экономических, экологических факторов развития современного общества. География - один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения и находить пути решения проблем.

Образовательными целями внеурочной работы является расширение кругозора школьников в области географической науки, совершенствование общеучебных и специальных для географии умений учащихся. Все это можно осуществить путем включения во внеклассные занятия внепрограммных вопросов и проблем географической науки, а также за счет более высокого научного уровня и глубины раскрытия программного материала.

На внеурочных занятиях школьники совершенствуют умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Подготовка к внеурочной работе позволяет школьникам совершенствовать умения работать с различными источниками географической информации. Внеурочная деятельность по географии является логическим продолжением образовательного процесса в классе. Педагог организует внеклассную работу по предмету в следующих направлениях: подготовка к олимпиадам, факультативные занятия по подготовке к ЕГЭ, организация социально значимой проектной деятельности школьников, проведение индивидуальных консультаций для одаренных детей, подготовка учеников к олимпиадам и научно-практическим конференциям, оказание индивидуальной поддержки слабоуспевающим детям, обучение школьников, находящихся на надомном обучении. Учебно-исследовательская деятельность по географии в МБОУ «Гимназия № 40» и

МБОУ «Гимназия № 45» представлена широким спектром деятельности обучающихся (табл. 1).

Углубленная подготовка школьников по географии позволяет учащимся показывать высокие результаты на олимпиадах регионального и всероссийского уровней (табл. 2).

Участие школьников в конференциях позволяет школьникам представить результаты своих исследований на научно-практических конференциях (табл. 3). Отдельные результаты научных исследований школьников отражены в сборниках статей по итогам конференций.

Перечень мероприятий, организованных для школьников, где они могут представить результаты своих исследований, очень широк. Традиционным в Алтайском крае является проведение Открытого краевого конкурса для одаренных школьников и молодежи «Будущее Алтая», который является составной частью краевой программы по поддержке одаренных детей (табл. 4). Условием участия в конкурсе является предоставление результатов исследовательской (проектной) деятельности.

Большая роль по стимулированию обучающихся отводится учителю, т.к. именно он является организатором процесса подготовки и реализации исследовательской деятельности. В ходе работы над проектом учащиеся приобретают навыки публичного выступления, исследовательские навыки. У школьников повышается мотивация к обучению, к изучению дополнительного материала по курсу «География». В конечном результате происходит выстраивание у обучающихся важного компетентностного ряда: проектной, информационной, коммуникативной и исследовательской компетенций, над формированием которых работает педагог.

При осуществлении исследовательской деятельности существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс. При выполнении исследовательского проекта важно избежать превращения его в реферат. Несомненно, исследовательская деятельность решает целый ряд воспитательных задач, увлекает школьника и формирует интерес к географии.

Таблица 1

Результативность участия гимназистов в интеллектуальных конкурсах, 2013-2014 гг.

Название конкурса

Уровень конкурса

Кол-во школьников

Результат

«Гелиантус» (2013)

«Первые шаги» НПК(2013) «Молодежное движение» (2013)

«Молодежное движение» (2014)

«Центр поддержки талантливой

молодежи» (2013)

«Я - энциклопедия»(2014)

«Это знают все» (февраль, 2014)

«Дети Колумба» (2014)

«Вокруг света» (2014) «Озарение»(2014) «Проектная деятельность учащейся молодежи» (2014)

Первые шаги в науку (2014)

Интеллектуальная игра «Географический калейдоскоп» (2014)

«Вместе создаем будущее» (2014) «Вместе создаем будущее» (2014)

Международный природоведческая игра-конкурс Всероссийский олимпиада олимпиада

олимпиада

олимпиада

олимпиада

олимпиада

олимпиада

НПК НПК НПК

Муниципальный городская научно -практическая конференция интеллектуальная игра

конкурс презентаций районный конкурс презентаций

22

1 18

35

18

26

42

18

1

команда 7-го класса команда 8-го класса 1 1

диплом 2-й степени - 4 диплом 3-й степени - 6

диплом 2-й степени диплом 2-й степени - 4 диплом 3-й степени - 4 диплом 1 -й степени - 3 диплом 2-й степени - 9 диплом 3-й степени - 8 сертификаты - 18

диплом 1 -й степени - 5

диплом 2 -й степени - 4

диплом 3 -й степени - 7

диплом 1 -й степени - 7

диплом 2 -й степени - 5

диплом 3 -й степени - 6

диплом 1 -й степени - 3

диплом 2 -й степени - 2

диплом 3 -й степени - 3

сертификаты - 1 диплом 1 -й степени диплом 1 -й степени

диплом 2-й степени

диплом 1 -й степени

диплом 2-й степени

диплом 1 -й степени диплом 1 -й степени

Результаты участия в олимпиадах по географии учащихся

Таблица 2

Год

Количество участников

Уровень олимпиады

региональный

всероссийский

2008

2009

2010 2012 2013

победитель победитель призер призер призер

участник участник

Таблица 3

Участие школьников в научно-практических конференциях_

Название Результат Уровень

«Старт в науку» (2011) «Юность. Наука. Культура» (2011) Имени В.И. Вернадского (2011) «Юность. Наука. Культура» (2012) V Всероссийская научно-практическая конференция «Вода - источник жизни» (2012) «Первые шаги» (2012-2014) Проектная деятельность учащейся молодежи» (2014) диплом 1-й степени диплом 1-й степени диплом 1-й степени диплом 1-й степени диплом 1-й степени 2 диплома 1-й степени 1 диплом 2-й степени диплом 1 степени международный всероссийский всероссийский всероссийский всероссийский всероссийский краевой

Таблица 4

Участие школьников в Краевом интеллектуальном конкурсе «Будущее Алтая»_

Тема Кол-во учащихся (класс) Результат

Влияние распада СССР на развитие легкой промышленности города Бар- 1 (10) диплом 2-й

наула на примере предприятий БМК и ХБК (2010) степени

Оценка рекреационного потенциала степных озер Алтайского края на 1 (8) диплом 1-й

примере Бурлинской озерной системы (2011) степени

Разработка Программы мероприятий по восстановлению и охране 1 (9) диплом 1-й

р. Пивоварка (г. Барнаул, 2012) степени

Школьная форма как отражение общественно-политического сознания и 1 (8) диплом

социально-экономического развития общества (2014) участника

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Информационная поддержка государственной итоговой аттестации в Алтайском крае [Электронный ресурс]. - URL: http://ege.uni-altai.ru).

PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR GEOGRAPHY-RELATED ACTIVITIES IN THE SECONDARY SCHOOL (BY THE EXAMPLE OF «GYMNASIUM №40» AND «GYMNASIUM №45», BARNAUL)

S.A. Zippa, T.V. Antyufeeva Altai State University, Barnaul E-mail: [email protected]

Geography as an academic subject suggests great opportunities for extracurricular activities because it is closely related with nature. Being a logical extension of the regular educational process, the extracurricular activities expand the students' world view and knowledge greatly.

Key words: educational process, Geography as an academic subject, extracurricular activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.