УДК 372.891
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(НА ПРИМЕРЕ МБОУ «ГИМНАЗИЯ № 40» И МБОУ «ГИМНАЗИЯ № 45», БАРНАУЛ)
С.А. Зиппа, Т.В. Антюфеева
Алтайский государственный университет, г. Барнаул E-mail: [email protected]
География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной деятельности, т.к. ее содержание тесно связано с окружающей природой. Это является логическим продолжением образовательного процесса в классе и способствует расширению кругозора школьников.
Ключевые слова: образовательный процесс, география как учебный предмет, внеурочная деятельность.
География как учебный предмет является важным при формировании у школьника целого ряда компетенций. Поэтому основными задачами для учителя географии в соответствии со всеми требованиями программы является становление у учеников прочных представлений об изучаемом курсе, важно научить их применять знания в конкретных ситуациях, а также развивать интерес к предмету.
Сложной задачей для учителя является дать полный спектр знаний для учащихся в рамках школьных курсов географии. В первую очередь это обусловлено сокращением часов по учебной дисциплине. В современном учебном базисном плане для изучения начального курса географии 6 класса отводиться всего 34 часа в год, т.е. 1 час в неделю. Именно в начальном курсе географии закладываются «азы» предмета. Такие темы как изучение условных знаков, масштаб, классификация горных пород, виды съемок не изучаются в других курсах географии 7-11-х классов, а только опосредованно используются в рамках заданий полученные знания. Недостаточное количество часов приводит к тому, что учитель для того, чтобы научить школьника читать и понимать карту, работать с контурной картой, выполнить большой объем практических работ, а также выучить географическую номенклатуру прибегает к различным формам внеурочной работы. В отдельных образовательных учреждениях дополнительный час по гео-
графии предлагается из школьного компонента, но большинство руководителей школ объясняют свой отказ в дополнительном часе тем, что географию для экзамена в формате ЕГЭ учащиеся не выбирают или выбирает небольшая доля учеников. Действительно, экзамен в формате ЕГЭ выбирают незначительное число учащихся - не более 3,4 % [1].
Поэтому исходя из реалий, перед учителем географии стоит важная задача -сделать географию привлекательным предметом, сформировать у учащихся интерес к географическим знаниям. Вариантом реализации данных задач является организация внеурочной деятельности учащихся по географии, которая является логическим продолжением учебного процесса и предполагает реферативные и учебно-исследовательские работы, олимпиады, конференции, конкурсы, интеллектуальные марафоны и т.д.
Психолого-педагогическая обоснованность организации исследовательского направления заключается в выявлении детей, склонных к такой деятельности, создании условий для развития навыков научного труда. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе - это наличие у них потребности узнавать новое.
География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной деятельности, т.к. ее содержание тесно связано с окружающей приро-
дой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей стране. Учащихся интересуют многие географические проблемы, раскрыть которые не представляется возможным на уроке из-за недостатка времени. Главная задача внеурочных занятий по географии - удовлетворить интересы школьников, помочь им всесторонне познать многообразие природных, социально-экономических, экологических факторов развития современного общества. География - один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения и находить пути решения проблем.
Образовательными целями внеурочной работы является расширение кругозора школьников в области географической науки, совершенствование общеучебных и специальных для географии умений учащихся. Все это можно осуществить путем включения во внеклассные занятия внепрограммных вопросов и проблем географической науки, а также за счет более высокого научного уровня и глубины раскрытия программного материала.
На внеурочных занятиях школьники совершенствуют умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Подготовка к внеурочной работе позволяет школьникам совершенствовать умения работать с различными источниками географической информации. Внеурочная деятельность по географии является логическим продолжением образовательного процесса в классе. Педагог организует внеклассную работу по предмету в следующих направлениях: подготовка к олимпиадам, факультативные занятия по подготовке к ЕГЭ, организация социально значимой проектной деятельности школьников, проведение индивидуальных консультаций для одаренных детей, подготовка учеников к олимпиадам и научно-практическим конференциям, оказание индивидуальной поддержки слабоуспевающим детям, обучение школьников, находящихся на надомном обучении. Учебно-исследовательская деятельность по географии в МБОУ «Гимназия № 40» и
МБОУ «Гимназия № 45» представлена широким спектром деятельности обучающихся (табл. 1).
Углубленная подготовка школьников по географии позволяет учащимся показывать высокие результаты на олимпиадах регионального и всероссийского уровней (табл. 2).
Участие школьников в конференциях позволяет школьникам представить результаты своих исследований на научно-практических конференциях (табл. 3). Отдельные результаты научных исследований школьников отражены в сборниках статей по итогам конференций.
Перечень мероприятий, организованных для школьников, где они могут представить результаты своих исследований, очень широк. Традиционным в Алтайском крае является проведение Открытого краевого конкурса для одаренных школьников и молодежи «Будущее Алтая», который является составной частью краевой программы по поддержке одаренных детей (табл. 4). Условием участия в конкурсе является предоставление результатов исследовательской (проектной) деятельности.
Большая роль по стимулированию обучающихся отводится учителю, т.к. именно он является организатором процесса подготовки и реализации исследовательской деятельности. В ходе работы над проектом учащиеся приобретают навыки публичного выступления, исследовательские навыки. У школьников повышается мотивация к обучению, к изучению дополнительного материала по курсу «География». В конечном результате происходит выстраивание у обучающихся важного компетентностного ряда: проектной, информационной, коммуникативной и исследовательской компетенций, над формированием которых работает педагог.
При осуществлении исследовательской деятельности существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс. При выполнении исследовательского проекта важно избежать превращения его в реферат. Несомненно, исследовательская деятельность решает целый ряд воспитательных задач, увлекает школьника и формирует интерес к географии.
Таблица 1
Результативность участия гимназистов в интеллектуальных конкурсах, 2013-2014 гг.
Название конкурса
Уровень конкурса
Кол-во школьников
Результат
«Гелиантус» (2013)
«Первые шаги» НПК(2013) «Молодежное движение» (2013)
«Молодежное движение» (2014)
«Центр поддержки талантливой
молодежи» (2013)
«Я - энциклопедия»(2014)
«Это знают все» (февраль, 2014)
«Дети Колумба» (2014)
«Вокруг света» (2014) «Озарение»(2014) «Проектная деятельность учащейся молодежи» (2014)
Первые шаги в науку (2014)
Интеллектуальная игра «Географический калейдоскоп» (2014)
«Вместе создаем будущее» (2014) «Вместе создаем будущее» (2014)
Международный природоведческая игра-конкурс Всероссийский олимпиада олимпиада
олимпиада
олимпиада
олимпиада
олимпиада
олимпиада
НПК НПК НПК
Муниципальный городская научно -практическая конференция интеллектуальная игра
конкурс презентаций районный конкурс презентаций
22
1 18
35
18
26
42
18
1
команда 7-го класса команда 8-го класса 1 1
диплом 2-й степени - 4 диплом 3-й степени - 6
диплом 2-й степени диплом 2-й степени - 4 диплом 3-й степени - 4 диплом 1 -й степени - 3 диплом 2-й степени - 9 диплом 3-й степени - 8 сертификаты - 18
диплом 1 -й степени - 5
диплом 2 -й степени - 4
диплом 3 -й степени - 7
диплом 1 -й степени - 7
диплом 2 -й степени - 5
диплом 3 -й степени - 6
диплом 1 -й степени - 3
диплом 2 -й степени - 2
диплом 3 -й степени - 3
сертификаты - 1 диплом 1 -й степени диплом 1 -й степени
диплом 2-й степени
диплом 1 -й степени
диплом 2-й степени
диплом 1 -й степени диплом 1 -й степени
Результаты участия в олимпиадах по географии учащихся
Таблица 2
Год
Количество участников
Уровень олимпиады
региональный
всероссийский
2008
2009
2010 2012 2013
победитель победитель призер призер призер
участник участник
Таблица 3
Участие школьников в научно-практических конференциях_
Название Результат Уровень
«Старт в науку» (2011) «Юность. Наука. Культура» (2011) Имени В.И. Вернадского (2011) «Юность. Наука. Культура» (2012) V Всероссийская научно-практическая конференция «Вода - источник жизни» (2012) «Первые шаги» (2012-2014) Проектная деятельность учащейся молодежи» (2014) диплом 1-й степени диплом 1-й степени диплом 1-й степени диплом 1-й степени диплом 1-й степени 2 диплома 1-й степени 1 диплом 2-й степени диплом 1 степени международный всероссийский всероссийский всероссийский всероссийский всероссийский краевой
Таблица 4
Участие школьников в Краевом интеллектуальном конкурсе «Будущее Алтая»_
Тема Кол-во учащихся (класс) Результат
Влияние распада СССР на развитие легкой промышленности города Бар- 1 (10) диплом 2-й
наула на примере предприятий БМК и ХБК (2010) степени
Оценка рекреационного потенциала степных озер Алтайского края на 1 (8) диплом 1-й
примере Бурлинской озерной системы (2011) степени
Разработка Программы мероприятий по восстановлению и охране 1 (9) диплом 1-й
р. Пивоварка (г. Барнаул, 2012) степени
Школьная форма как отражение общественно-политического сознания и 1 (8) диплом
социально-экономического развития общества (2014) участника
Список литературы
1. Информационная поддержка государственной итоговой аттестации в Алтайском крае [Электронный ресурс]. - URL: http://ege.uni-altai.ru).
PECULIARITIES OF ORGANIZATION OF EXTRACURRICULAR GEOGRAPHY-RELATED ACTIVITIES IN THE SECONDARY SCHOOL (BY THE EXAMPLE OF «GYMNASIUM №40» AND «GYMNASIUM №45», BARNAUL)
S.A. Zippa, T.V. Antyufeeva Altai State University, Barnaul E-mail: [email protected]
Geography as an academic subject suggests great opportunities for extracurricular activities because it is closely related with nature. Being a logical extension of the regular educational process, the extracurricular activities expand the students' world view and knowledge greatly.
Key words: educational process, Geography as an academic subject, extracurricular activities.