ние высоких результатов в Vl-ой Международной Олимпиаде студентов и школьников «ЭРУДИТЫ ПЛАНЕТЫ - 2008».
> НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ», ПРОЕКТ «ПОЗНАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО», Обнинск, в течение года, два тура 14 человек (1-4 класс), лауреаты : Голимбиев-ская О.А.,1 класс, Макарова Е.В., 2 класс.
> Межрегиональная олимпиада Уральского Федерального округа Пермского Края . Екатеринбург, Февраль-март2008 года, 10человек(11 класс).
XVI Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. Академика В.И. Вернадского , Первый и второй тур , Москва, январь - апрель, 6 человек (7-11 класс), 3 человек после двух туров вышли в финал. Аглеева К. А., лауреат конкурса, Левшиц К.А., Полякова И.А., Хмелева A.A. - номинанты, диплом .
> Программа Mondialogo (диалог культур), 2007-2008 учебный год. Программы ассоциированных школ ЮНЕСКО, декабрь-май, команда-10 человек, (76),
> Интернет - диалог с командой школьников из Египта.
Список литературы
1. Хуторской A.B. Химия: Журнал «Химия в школе». Методика преподавания в школе №1, 2001 год научнометодический журнал, раздел 2 повышение квалификации учителей. «Интернет для учителя: дистанционное повышение квалификации».
2. Андрианова Г.А. Открытые задания как компонент личностного содержания дистанционного обучения / Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов / Под ред. Ю.И. Дика, A.B. Хуторского,- М.: ИОСО РАО, 2002. -С. 364-371.
3. Хуторской A.B. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. М.: ИОСО РАО, 2000. - 304 с.
4. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/
5. Рекомендации для локальных координаторов дистанционных эвристических олимпиад Центра «Эйдос» версия
1.2.2. в редакции от 08.09.2005 г. E-mail [email protected]
6. Рекомендации для локальных координаторов дистанционных эвристических олимпиад Центра «Эйдос» версия
3.3.3. в редакции от 08.09. 2005 г.
В статье рассматривается система работы, основанная на использовании методов и приёмов, позволяющих создать мотивационную базу для осознанного восприятия знаний в ходе организации исследовательской деятельности на уроках географии и в сиапеме дополнительного образования обучающихся. Формирование и развитие целостной исследовательской деятельности осуществляется целенаправленно в форме специально организованного обучения, в котором элементы методологии научного познания представлены в систематизированном виде.
Заварзина Наталья Николаевна,
учитель географии МОУ Гимназия города Лабытнанги ЯНАО, РФ [email protected]
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГИМНАЗИИ Г. ЛАБЫТНАНГИ
Как эффективно формировать интеллектуальные умения обучающихся?
Ключевые слова: исследовательский тип познания школьника; исследовательский подход к обучению; принцип деятельностного подхода; обучение в сотрудничестве.
Цель, идея опыта: создать систему мотивационного управления и поддержки успешности исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время. Развивать различные приёмы умственной деятельности: когнитивные качества личности (познание учеником внешнего мира): анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, сравнение и обобщение; географическое прогнози-
рование, моделирование, аргументацию, доказательность; выполнение проблемных и проектных заданий. Развивать устную и письменную речь: аналитическую и диалогическую. Активизировать развитие оргдея-тельностных (методологических) качеств личности: совместное познание и генерация идей, умение организовывать мозговой штурм, сравнение и сопоставление идей,участие в споре,дискуссии.
Условия формирования опыта
Осуществляя преподавание школьных курсов географии, я обратила внимание на возникшее противоречие между имеющейся системой организации учебной деятельности, основанной на знаниевой парадигме и предполагающей простое накопление уже известных знаний и необходимостью перехода к обучению на основе исследовательской деятельности, предполагающей овладение универсальными способами обработки и структурирования информации для успешного самообразования личности школьника.
Все вышесказанное позволило сформулировать проблему педагогического исследования - необходимость создания и отработки системы работы, которая позволит эффективно формировать интеллектуальные умения обучающихся, лежащие в основе научного мышления, через организацию исследовательской деятельности, что в конечном итоге, обеспечит выход на уровень формирования ключевых компетенций выпускника: социальной - способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений; учебно-познавательной - способность учиться всю жизнь, владение знаниями, умениями, навыками; информационной - владение новыми технологиями; способность осмысливать ситуацию.
Теоретическая база опыта
Теоретическая значимость опыта заключается в обосновании и характеристике исследовательского типа познания школьника; определении совокупности дидактических условий эффективного обучения школьников с учетом уровневой дифференциации знаний и умений; обосновании опыта реализации исследовательского подхода к обучению; разработана и обоснована поэтапная организация учебноисследовательской деятельности школьников.
Актуальность и перспективность опыта
Актуальность проблемы обусловливается тем, что демократизация общества, становление рыночных отношений выдвинули новые требования к обучению и воспитанию человека, гражданина, специалиста. В складывающихся социально-экономических отношениях востребованы профессионализм, ответственность, самостоятельность и инициатива, а не пассивное исполнительство. Эти социально значимые качества следует формировать у подрастающего поколения непосредственно в учебной деятельности.
Учебное исследование и проектирование является такой формой организации учебно-воспитательной деятельности школьников, которая в существенной степени способствует формированию и развитою всесторонней личности. На повестку дня ставится вопрос об организации исследовательской деятельное™ в образовательном учреждении, формировании исследовательской культуры участников образовательного процесса, развитие личностного потенциала школьников. На мой взгляд, исследовательская деятельность (учебная и научная) реализует одну из естественных потребностей человека - познавательную и способствует развитию и проявлению творческого потенциала личности. В условиях информационного общества именно наука становится важной составляющей деятельности, формирующей научный стиль мышления.
Новизна опыта состоит в том, что разработана система работы, основанная на использовании методов и приёмов, позволяющих создать мотивационную базу для осознанного восприятия знаний в ходе исследовательской деятельности, сформировать интеллектуальные умения, лежащие в основе научного мышления обучающихся. Особенным является создание условий для формирования системного, логического, универсального мышления ученика, которое позволит ему самостоятельно решать не только обществоведческие проблемы, но и, обнаружив межпредметные связи, выходить на уровень надпредметного, философского решения проблемы.
Практическая значимость опыта определяется тем, что:
1) разработаны методические указания для педагогов по организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках географии.
2) разработана программа спецкурса «Основы исследовательской деятельности», целью которого является формирование творческой личности, обладающей элементарными навыками самостоятельной исследовательской работы; изучение данного спецкурса предполагается на всех ступенях школьного образования;
3) разработана и внедряется методика организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся представленная в учебно-методических комплексах (УМК) по курсу «Основы исследовательской деятельности»: конструкты уроков; презентации к учебным занятиям; учебное пособие для гимназистов; методические рекомендации гимназистам.
4) создана модель работы научного общества обучающихся «Гимназист»
Адресность опыта
Опыт может быть использован всеми учителями географии при условии вдумчивого его изучения и творческого осмысления.
Трудоёмкость опыта
1. На начальной стадии освоения системы повышения трудозатрат при подготовке к урокам (планирование и отбор материала, составление структурнологических схем уроков).
2. Переориентация учащихся на особенности организации их учебной деятельности при внедрении модернизированной системы изучения географии.
Технология опыта
1. Учебный процесс строится на принципах деятельностного подхода и обращенное™ к личности ученика, в нем воплощены идеи гуманитаризации и демократаза-ции обучения. Актуализации и развитию личностных функций ученика (избирательное™, креативности, ответственное™ за принимаемые решения, способности к полисубъ-ектному взаимодействию) в наибольшей степени способствуют открытые познавательные задачи и такие способы осуществления индивидуальной и коллективной учебнопознавательной деятельности, которые в некоторых существенных чертах аналогичны деятельности в сфере науки.
2. С учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, предупреждения их перегрузки в содержании обучения адекватно представлены логика и этапы научного исследования, отражены его общественно признанные формы и методы, такие способы
познавательных действий, которые являются наиболее характерными и продуктивными.
3. Единое по замыслу и воплощению научное или учебное исследование, экспериментальное или теоретическое, должно описываться как деятельность, т.е. как целостность, включающая все ее взаимосвязанные компоненты. В содержании обучения исследовательской деятельности все эти компоненты объединены в познавательном цикле, реализующем логику развития знания от явления к сущности.
4. Формирование и развитие целостной исследовательской деятельности осуществляется целенаправленно в форме специально организованного обучения, в котором элементы методологии научного познания представлены в систематизированном виде.
5. Оптимизация учебно- воспитательного процесса опирается на нестандартные, инновационные методики, а главное - новые информационно- коммуникативные технологии, обеспечивающие полноценную способность учителя реализовывать проективно- технологический подход в обучении. При этом уделяется большое внимание эмоциональной подаче материала, и творческому характеру работ, активизации мыслительной деятельности, а также дифференцированному и креативному подходу к обучению.
В работе интегрируются следующие технологии обучения:
1. Личностно-ориентированное обучение: опора на субъектный опытученика, организация субъект-субъектых связей в деятельности, создание условий для раскрытая личностного потенциала обучающихся. 2. Проектная технология: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. 3. Обучение в сотрудничестве: эффективная работа в коллективе, работать сообща в различных ситуациях, предотвращая возникновение проблем или умело выходя из различных конфликтных ситуаций. 4. Информационно-коммуникативные технологии: развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации.
Результативность опыта
Применение данных технологий направлено на создание ситуации успеха, организацию обучения без принуждения, развитие сотрудничества. Результатом своей работы вижу следующее:
- увеличение интереса учащихся к своему предмету;
- включение каждого ученика в развитие и обучение;
- понимание школьниками значимости полученных знаний;
- раскрытие творческих способностей учащихся;
- формирование адекватной самооценки личности, своих возможностей и достоинств.
Коэффициент обученности по географии составляет 4, 18. Качество знаний - 84 %.
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся во внеурочное время
1. Лозовицкая Олеся, 11 а, «Ямал глазами французских путешественников», I м на городской конферен-
ции научно - исследовательской конференции обучающихся «Ступень в будущее»; V Окружная научноисследовательская конференция учащихся и студентов «Ступень в будущее», 3 место, Диплом 3 степени № 317881 Всероссийская открытая конференция учащихся «Юность , Наука, Культура»
2. Новицкая Наталья, 11 а, «Изучение особенностей формирования неформальной подростково - юношеской субкультуры в городе Лабытнанги», Ш м на городской конференции научно - исследовательской конференции обучающихся «Ступень в будущее»; Диплом 1 степени Национальная образовательная программа «интеллектуально-творческий потенциал России». Российского заочного конкурса. «Юность, Наука, Культура». Рекомендательное письмо конкурса для поступления. Диплом 2 степени № 319031 Всероссийская открытая конференция учащихся «Юность , Наука, Культура». Диплом 2 степени №47651 Международная научнотехническая конференция школьников «СТАРТ В НАУКУ 2007».
3. Каляшина Дарья, 9 а «Перспективы развития туристического бизнеса в городе Лабытнанги» II м на городской конференции научно - исследовательской конференции обучающихся «Ступень в будущее»; Диплом 2степени. Национальная образовательная программа «интеллектуальнотворческий потенциал России»Российского заочного конкурса «Юность, Наука, Культура»
4. 2007-2008 г.г., Колодий Виталия, Карсанова Кристина , 7а «Собаки - верные помощники ненцев» 1 м в научно -окружной исследовательской конференции обучающихся «Ступень в будущее-юниор»;
5. 2008г-2009 г.г. Городские олимпиады по географии, городская олимпиада по краеведению 7кл. - Мадримова Алина -победитель, 8кл. - Ковярова Кристина - победитель 11 кп. - Кисляк Мария - призёр, 11кл. Безгубе н ко Алла - благодарность.
6. 2008г- 2009г.г, окружная научная конференция региональной молодёжной общественной организации историко-краеведческого туризма «Горизонт» , Ясинская Яна 10 а II место+денежная премия
7. 2008г- 2009г.г V международная олимпиада по основам наук УФО. Екатеринбург, 2009г. заключительный этап, II м - Чапаев Максим, 66, Им- Миненко Ростислав, 66, III м - Зедашидзе Шалва, 66
Реализация педагогической концепции
Исследование (в широком смысле - как способ освоения нового) является неотъемлемой частью жизни любого человека и, конечно же, с древних времен этот вид познавательной деятельности выделялся как элемент процесса обучения.
В педагогической литературе используются другие названия исследовательского обучения - эвристический, лабораторно-эвристический, опытно-испытательный, метод лабораторных уроков, естественнонаучный, исследовательский принцип (подход), метод эвристического исследования, метод проектов и др. Выделяют также квазиисследовательскую деятельность - исследовательский путь учащегося, который предполагает пройти путь ученого, в результате которого открываются понятия, законы, правила.
В настоящее время в педагогической теории и практике исследовательская деятельность школьников рассматривается как одно из средств реализации личностно ориентированной парадигмы образования, предполагающей развитие креативности на основе организации обучения, способствующего творческому усвоению знаний. Отмеча-
ется необходимость перехода к непрерывному образованию исследовательского типа, которое рассматривается как одно из основных решений проблемы самообразования, является условием формирования не только познавательной активности, потребности в творческой деятельности, но и развития всех ключевых потенциалов учащегося.
Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов. Очень важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника:
• мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательство и опровержение, умение видеть противоречия).
• умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации.
• умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи.
• специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах).
Поэтапные действия по формированию
исследовательской культуры школьников
Формирование исследовательской культуры школьников среднего звена основано на совершенствовании приобретенных ими ранее навыков и умений. В пятом классе помимо совершенствования приобретенных ранее навыков, на уроках постепенно начинаю формировать навыки элементарного теоретического анализа; развивать умения выделять главное; учить разделять информацию на логические части и сравнивать их, сортируя материалы, отделяя главное от второстепенного.
В шестом классе школьники учатся анализировать сущность явлений, событий, выделять и анализировать причинно-следственные связи и другие зависимости.
В седьмом классе развиваю умение осуществлять несложное теоретическое обобщение на основе исходных данных, обобщающих схем, моделей. Школьники учатся высказывать обоснованную гипотезу, самостоятельно строить план решения познавательных задач, осуществлять учет альтернатив решения проблем; сравнивать разные пути решения, оформлять результаты решения в различной форме.
В восьмом классе ребята учатся анализировать полученную информацию; формировать умение выполнять целостный анализ единства содержания; составлять алгоритмы выделения главного, логические схемы текста. Далее в 9-11 классах происходит поэтапное усвоение знаний на основе причинно-следственных связей, устанавливаемых обучающимися при организации исследовательской деятельности с использованием проектного метода в сочетании с ИКТ. Формулирование проблемы, составление алгоритма действий для определения способов ее решения путем отслеживания умений устанавливать причинно-следственные связи. Организация работы учащихся в мини группах или парах с последующим представлением проекта для обсуждения классу.
Проектная деятельность обучающихся осуществляется по нескольким направлениям: мини-проекты, результатом которых является устная защита на уроке, создание слайдов заочных путешествий с демонстрацией результатов своего труда на уроке.
Обязательный структурный компонент урока-исследования - создание условий для возникновения у ученика вопроса или проблемы. Этот метод способствует развитию у учащихся необходимых для самостоятельной исследовательской деятельности мыслительных и исследовательских умений. Применение метода исследования предполагает наличие некоторых этапов приобретения новых знаний.
Основными этапами исследования являются:
• Мотивация: постановка вопроса, формулирование проблемы и как следствие появление необходимости поиска решения проблемы. Результатом поиска станет приобретение нового знания. Роль учителя - создание условий для возникновения вопроса, т.е. создание проблемной ситуации («Посмотрите, пожалуйста, на доску и предположите о чем мы сегодня будем говорить, что будем изучать? Можем ли мы сейчас ответить на этот вопрос? Почему не можем? Что можно сделать для того, чтобы ответить на вопросы? Послушайте высказывание учёного об этом процессе и предположите, что станет темой нашего сегодняшнего урока?»)
• Этап исследования: поиск решения проблемы. Как учитель рекомендую работу в малых группах, с использованием для каждой группы разного исходного материала, на основании которого учащиеся и осуществляют свой поиск. Это позволяет посмотреть на проблему с разных сторон.
• Этап обмена информацией: изложение результатов исследования- учитель создает условия для свободного обмена мнениями и представления найденных данных каждой группой учащихся. Происходит обоснование решения с одной стороны и поиск решения с другой стороны, мыслительная работа по соотнесению «своего» и «чужого».
• Этап организации информации (этап классификации): группировка имеющихся данных по принципу некоторого сходства. Группировка предполагает выделение некоторого признака сходства. Данный этап необходим для того, чтобы учащиеся могли сделать «свое открытие» - найти общий связующий принцип, закономерность, общую идею.
• Этап связывания информации: открытие и формулирование нового знания - нахождение общей идеи, которая относится к каждой выделенной ранее группе фактов («Что мы видим общего? Чем похожи высказывания?»)
• Этап подведения итогов, рефлексии: достижение понимания решения, возврат к проблеме, оценивается то, в какой мере она решена («Могут быть поставлены вопросы: решена ли проблема? Что помогло вам решить проблему? Каким образом? Что вы узнали сегодня нового? Что теперь вы можете объяснить при помощи нового знания?»)
Практика применения исследовательского метода обучения на уроках географии
Исследовательский подход - это проблемность в обучении, выдвижение научных гипотез, их проверка в ходе занятий; выполнение практических работ исследовательского и творческого типа; занимательных опытов; разбор учащимися географических парадоксов; озвучивание ими учебных кинофрагментов; проведение взаимного опроса; составление задач и рецензирование текстов параграфов учебника или ответов товарищей; организация географических эстафет и путешествий; уроков-конференций, семинаров и диспутов.
Строить работу по развитию мышления и познавательной активности мне помогает одно из основных положений педагогической науки и практики: интерес развивается активно, если удовлетворяется естественное стремление ученика «открывать» новое и вырабатывать собственные суждения. Ученики предпочитают выполнять такие виды труда, в которых они могут проявить себя, показать свои знания и умения. Приемы, методы и средства должны быть разнообразными, только тогда будет поддерживаться постоянный интерес учащихся к открытию нового. Предлагаемые мною учащимся задания должны быть доступными, интересными, жизненно значимыми по содержанию. Они должны быть интеллектуальными и эстетичными. Нет ни одного ребёнка идентичного другому или группе. У каждого свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотиваций, когнитивной организации, опыта и желания работать. Поэтому в своей педагогической практике использую разнообразные приёмы, методы, средства обучения:
1. Игры- исследования. В10 классе при изучении темы: «Страны зарубежной Европы» есть раздел: «Малые страны». Предлагаю ученикам стать участниками телемоста между этими странами. Класс делится на зрителей в студии и на представителей этих стран, и затем в форме телемоста мы знакомимся с малыми странами Европы.
Иногда только часть урока проходит в форме игры-обсуждения, например, в 8 классе при знакомстве с экологическими проблемами природных зон России предлагаю ученикам стать участниками телепередачи «Экологические проблемы лесной зоны», где они встречаются с ведущими учеными страны. Как правило, эти игры ориентированы на импровизацию, хотя обязательно имеют определенную программу, план.
Игра-исследование строится на воображаемой ситуации. В отличие от игры - обсуждения она основана на индивидуальной деятельности ее «героя», который пишет письмо из Южной Америки или научный доклад о природе Африки, составляет памятку отправляющемуся в Австралию.
2. Методические приёмы. Для того чтобы стимулировать познавательно-поисковую активность обучающихся, использую прием «Архивариус». Учащиеся получают на дом «любопытные вопросы», на которые им необходимо найти ответ. Первый, кто находит ответ на вопрос, получает «5». Обязательное требование - указание на то, откуда почерпнуты сведения. Ценится информация, «добытая» из энциклопедий, справочников, пособий, периодических изданий и художественной литературы.
Методический прием «Задачи». Цель приёма: активизация мыслительной деятельности, развитие ло-
гического мышления, ознавательнои самостоятельности. На уроке используются разноплановые задачи:
• задачи на воспроизведение имеющихся знаний.
• задачи на логическое мышление.
• задачи с натуральными материалами.
• задачи на умение выдвигать и доказывать гипотезы.
• задачи, соединяющие теорию с практикой.
При формировании мыслительных способностей эффективны такие формы деятельности как моделирование. Модели привлекательны как эффективное средство свертывания (компоновки) разнообразной и объемной географической информации: контролирующая функция модели - способ проверки, переосмысления, оценки заложенной информации: стимулирующая функция - способ осознания, рефлексии географического познания. Формы моделей разные - картографические, картосхемы, планы. Модель дефиниция понятия. Модель - образ создаваемый средствами искусства (живопись, литература) построение структурно-логической схемы, создание опорного конспекта самими школьниками.
3. Творческие задания - задания исследовательского характера, требующие интеграции знаний, полученных на разных предметах и вне учебного процесса. Контроль умений вырабатывать программу действий и создавать собственный продукт труда. Например:
• традиционное задание на лето - описание места, где ученик отдыхал. После окончания 5 -6 класса задание носит описательный характер -описать природу, объяснить, почему нравится это место, сфотографировать его, если возможно - объяснить происхождение названия. После окончания 7 класса в задание вводится исследовательский элемент; после 9 класса объектами описания становятся объекты хозяйства, историко - культурные достопримечательности и т.д. По итогам таких заданий группой учеников составляется обобщающая карта, или специальные значки прикрепляются на карту России;
• создание знаковой модели территории (блоки, где с помощью своих знаков ребята отражают особенности природы, хозяйства, культуры изучаемой страны, природной зоны.);
• создание памятки путешественнику («Памятка отправляющемуся в Антарктиду»; «Три дня в Африке»; «Как вести себя в джунглях Амазонки»);
• проект создания маршрута путешествия - путеводителя, игра «Туристическое бюро» («По странам Европы»; «По штатам США» и др.)
• Создание презентации по теме с перспективой демонстрации результатов труда в классе на уроке. Ученики с удовольствие составляют презентации по России, Ямалу, странам мира
• Синквейн - приём технологии развития критического мышления на стадии рефлексии, малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций. Короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану. Практическое значение: обогащает словарный запас; подготавливает к крат-
кому пересказу; учит формулировать идею (ключевую фразу); позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом; получается у всех.
Туман Океан
Молчаливый, таинственный Бескрайний, неизведанный,
Наблюдаю, затаив дыхание Плыву, поражаюсь, удивля-
Укрыл лес белым одеялом юсь.
Тишина. Управляет всеми морями
Заварзина Анна, 7а планеты
Властелин!
Гэрбунов Алексей, 5а
4. Проведение практических работ исследовательского характера, в ходе которых школьники обучаются проектированию новых идей и знаний. Например. Практическая работа «Характеристика условий работы и быта человека в одном из природных районов»:
1. Охарактеризуйте влияние природно-кпимати-ческих условий на развитие сельского хозяйства.
2. Определите влияние природно-климатических условий на развитие различных отраслей промышленности.
3. Определите влияние природно-климатических условий на развитие строительства городов и транспортных магистралей (авто -, железнодорожных), развитие речного транспорта.
4. Выявите особенности бытовых условий жизни человека (архитектурные особенности жилых домов, продолжительность отопительного сезона и т.д.).
Пример исследовательских заданий по теме «Погода и климат» 6 класс.
Задание 1. «Прогноз погоды ». Попробуйте дать прогноз погоды на 3-4 дня вперёд, подумайте, в результате каких факторов она может измениться. Вычертите в тетради таблицу и заполните колонки данных, сделайте вывод о совпадении вашего пролноза с пролнозом Салехардского гидрометеоцентра, не волнуйтесь, если ваш
Задание 2. «Лучший толкователь признаков погоды». Попытайтесь дать объяснение народным приметам погоды. Свои предположения запишите в тетрадь.
1. Ясная Луна -
2. Дым столбом -
3. Красный, огненный закат солнца -
4. Голуби сидят нахохлившись -
5. Крупные снежинки -
6. Лягушки квакают-
7. Длинные сосульки -
8. Воробьи в песке купаются
9. Радуга утром -
10. Собака катается на спине
11. Вокруг муравейника Муравьёв мало -
12. Маленькие капли дождя -
А какие приметы изменения погоды вы ещё знаете?
Задание 3. «Литературно- географическое описание».
Попробуйте, используя всё богатство русского языка, составить описание климата нашей местности. Это
могут быть отдельные пред ния, рассказ, мини - сочине временах года нашего округ
Пример страницы чей тетради для обучан ся начальной школы «Пуг ствие в страну новых зн,
Тема I. 3 . Метод моде ван ия
Использование моделирования диктуется необходимостью раскрыть такие стороны объектов, которые либо невозможно постигнуть путем непосредственного изучения.
Моделирование:.
1. Исследование объектов познания на моделях.
2. Построение моделей реально существующих предметов и явлений.
3. Схема, изображение или описание какого-либо явления или процесса в природе и обществе.
Практическая работа «Биологическое моделирование».
Задание 1. “Фантастическое существо”.
Придумайте и опишите какое-нибудь фантастическое существо, отличающееся от созданного природой или человеком. Приведите доказательства целесообразности признаков, которыми вы наградили это существо. Обоснуйте с помощью рисунков, чертежей его строение, особенности образа жизни в соответствие условиями жизнеобитания. Можно использовать готовые прототипы, описанные в научнофантастической литературе. В этом случае необходимо назвать источник и указать отличие «изобретения» от прототипа.
Рисунок (чертёж)_____________________________
Задание 2: «Историко-географическое моделирование».
Задание: используя
лист бумаги, изобразить модель мира.
Этапы работы:.
1. Нарисовать карту придуманного мира (материк, остров).
2. Обозначить на ней формы рельефа, реки, озёра, моря -дать им названия.
3. Составить описание растительного и животного мира.
4. Дать названия городам, проложить дороги и т.д.
5. Придумать список достопримечательностей страны.
6. Выступить с сообщением о своём государстве.
прогноз не совпадет, это всего лишь предположение
Дата Темпе- ратура Давле- ние Направление и скорость ветра Относи- тельная влаж- ность Облач- ность Осадки