Дети стремятся к совершенствованию навыков тех видов деятельности, которые приняты и ценятся в привлекательной для него компании, чтобы выделиться в ее среде, добиться успеха.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для раскрытия и реализации воз-
можностеи детей с учетом индивидуальности каждого ребенка [2, с. 343].
Литература
1. Донченко Е.А. Личность: конфликт, гармония [Текст] / Е.А. Донченко, T.M. Титаренко. - К.: Политиздат Украины, 1989. - 176 с.
2. Обухова П.Ф. Детская возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 374 с.
3. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] /А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 1979. - 496 с.
4. Степанова О.А. Игровая школа мышления [Текст] : метод. пособие для учителей начальной школы, педагогов ДОУ / О.А. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128 с.
5. Эльконин Д.Б. Возрастные особенности усвоения знаний [Текст] / Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов. - М.: Просвещение, 1966.
Автор раскрывает возможности дистанционных олимпиад для повышения мотивации учащихся к получению образования и раскрытию способностей обучающихся средствами олимпиад
Трубин Анатолий Викторович,
учитель информатики и физики МОУ Гимназия города Лабытнанги ЯНАО, РФ [email protected]
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ГИМНАЗИИ
Ключевые слова: развитие ребенка, творчество, дистанционное образования, олимпиада, программа, интерес к новой форме учебы
ГЭсистеме образования Гимназии г. Лабытнанги су-Оществуют разнообразные формы организации творческой деятельности учащихся. Дистанционное образование в Гимназии необходимо как дополнение к школьному образованию, при этом они не исключают друг друга, а тесно взаимодействуют. Гимназия стала местом обмена интересной информацией, местом живого общения, дистанционное же обучение способствует развитию ребенка и желанию приобретать знания. Одна из главных задач дистанционного обучения - НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ. Среди форм распространены творческие конкурсы, научноисследовательские проекты, мастер-классы, олимпиады и др. Традиционные олимпиады позволяют раскрыть творческий потенциал учащихся, однако наибольшее внимание в олимпиадных заданиях уделяется нахождению правильного, заранее известного ответа на поставленную задачу или проблему. Общепринятая технология организации и проведения предметных олимпиад дает возможность проявить творческие способности и умения лишь малой части школьников.
Таким образом, олимпиады как средство раскрытия творческих способностей школьников, являясь одной из самой популярной и эффективной формой творческой деятельности школьников, не позволяют проявить себя в творческом плане массовому школьнику. Кроме того, заметим, что в системе традиционного образования пока еще недостаточно эффективно используется внедрение компьютерных технологий для раскрытия творческих способностей учащихся.
В Гимназии г. Лабытнанги ЯНАО наблюдается устойчивый рост интереса к новой форме учебы - дистанционной. Такое образование - это практика, которая посредством специальной технологии связывает преподавателя, обучаемого и расположенные в различных географических регионах источники информации. Дистанционное обучение очень перспективно для наших категорий учеников: в виду удаленности от центров обучения всех наших школьников, учащихся со специфическими требованиями (одаренных, бизнесменов), лиц с ограниченными физическими возможностями. Использование Интернета позволяет осуществлять различные
телекоммуникационные проекты (олимпиады, викторины, конкурсы), служащие переходными формами обучения от традиционных к дистанционным. Дистанционные олимпиады призваны не только поддерживать и развивать интерес к изучаемому предмету, что и без того самоценно, но и стимулировать активность, инициативность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по теме, в работе с дополнительной литературой, они удобны во внеклассной деятельности, помогают гимназистам формировать свой уникальный творческий мир. С помощью подобных конкурсов ребята могут проверить знания, умения, навыки не только у себя, но и у других. Интернет-олимпиады объединяют учеников и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения, проектной деятельности, сотрудничества между педагогом и школьником.
Технология проведения олимпиад не стоит на месте. Каждый год меняются темы, варьируются требования, появляются новые этапы и конкурсы. На сегодняшний день спектр видов довольно широк. По порядку участия бывают олимпиады, предусматривающие только коллективную или только индивидуальную работу (хотя большинство допускает любой формат). По содержанию различают дистанционные обучающие олимпиады, эвристические олимпиады, олимпиады школьников, создающих веб-сайты, олимпиады-тестирования. Мы легко решили проблемы технической организации и порядка проведения дистанционных олимпиад. Дистанционная олимпиада эффективна в случае, когда она является не разовой акцией, а элементом системы обучения. С этой целью локальный координатор каждой олимпиады посещает родительские собрания, пропагандирует участие детей в дистанционных олимпиадах. Обязательно подчеркивается возможность любого школьника принять участие в заинтересовавшей его олимпиаде.
В целях подготовки была разработана специальная программа дополнительного образования: «Школа дистанционных олимпиад».
Цели и задачи обучения:
1. Познакомить обучающихся и педагогов с особенностями дистанционных олимпиад, организованных на базе Интернет, формами и методами дистанционного обучения;
2. Познакомить обучающихся и педагогов с современными информационными технологиями, использующимися при дистанционном обучении;
3. Определить ключевые проблемы и особенности взаимодействия преподавателя и обучающегося (группы) при проведении дистанционных олимпиад и показать пути их решения;
4. Дать обучающимся и педагогам необходимые знания и умения для организации интерактивного взаимодействия в процессе дистанционных олимпиад, работе в сети, показать пути решения конфликтных ситуаций и т.д.;
5. Познакомить обучающихся и педагогов с особенностями психологии поведения пользователей в сети Интернет, основами социальной психологии, определяющей развитие образовательных сообществ в сети и пр.;
6. Научить обучающихся и педагогов осуществлять контроль за собственной успеваемостью в процессе проведения олимпиад, осуществить общий мониторинг учебной деятельности группы обучающихся, участвующих в олимпиадном движении.
7. Провести практические туры дистанционных олимпиад с обучающимися 5-11 классов Гимназии (по графику).
Курс предназначен для обучающихся 9-11 классов; сотрудников медиацентра Гимназии, педагогов и методической службы Гимназии; обучающихся - авторов учебных проектов.
Программа курса
1. Введение (4 часа)
Обучающиеся знакомятся с понятием дистанционного обучения и дистанционных олимпиад, их особенностями, основными моделями и видами, лучшими отечественными и зарубежными курсами. Изучаются особенности взаимодействия через e-mail. Знакомство с учебным планом курса, участниками курса, с материалами сайтов “Дистанционное обучение”, «Дистанционные олимпиады», и сайтами различных олимпиад. Согласование расписания и обязанностей каждого участника мини-коллектива участников олимпиад.
2. Основы межперсональной коммуникации (8 часов)
Обучающиеся знакомятся с понятием «эффективная коммуникация». Изучают три универсальных процесса моделирования - Обобщение, Искажение, Исключение. Субъективная реальность и ограничение выбора. Снятие ограничений с помощью эффективных речевых оборотов. Передача информации: что, кому, зачем. Мотивирующие высказывания. Речевой этикет и Интернет. В разделе рассматриваются особенности коммуникационной среды Интернет, использование электронной почты, списков рассылки, телеконференций, чатов в учебном процессе, вопросы сетевого этикета. Назначение, особенности устройства и функционирования сети; условия хранения и передачи информации внутри сети; основы сетевых информационных ресурсов и особенностей работы с ними; особенности организации и проведения телекоммуникационных проектов; особенности организации и проведения тематических телеконференций; методические основы организации работы преподавателя и обучаемых в сети; правила поведения пользователей в сети, телекоммуникационный этикет; работа с электронной почтой, сетевыми информационными службами; поиск, отбор и обработка информацию, полученную по сети; подготовка информации к передаче по сети с использованием вспомогательных программных средств; организация, разработка и проведение сетевого проекта.
Практическая часть: первый тур олимпиады.
3. Особенности совместной работы преподавателя и обучающегося в системе дистанционного обучения и дистанционных олимпиад (14 часов). Показаны особенности работы преподавателя в условиях интерактивной среды Интернет с учеником, основные требования к знаниям и умениям в системе дистанционных олимпиад.
Образовательные возможности Интернета - школе. Особенности дистанционных олимпиад по предметам, специфика участия и организации. Заказ книг, дисков в Интернете и др.
Практическая часть: второй - четвертый тур олимпиады.
4. Психолого-педагогические вопросы организации ДО (16 часов). Рассматриваются особенности поведения человека в условиях телекоммуникационной среды Интернет (работа виртуальных учебных групп, психологические трудности, методы разрешения конфликтных ситуаций), мотивация студентов при ДО.
• установление межличностных контактов между участниками процесса обучения;
• формирование эффективно работающих малых учебных групп;
• повышение мотивации обучения;
• создание благоприятного психологического климата при проведении обучения;
• адекватность поведения преподавателя выбранным для дистанционной олимпиады методике и педагогической технологии;
• соблюдение норм и правил действующего в Интернет телекоммуникационного этикета; соблюдение норм педагогической этики в отношении дистанционных обучающихся;
• решение конфликтов внутри учебной группы;
• снятие агрессивных проявлений, стрессов у участников процесса дистанционной олимпиады и т.п.
Практическая часть: пятый - седьмой туры олимпиады.
5. Формы и методы дистанционного обучения (16 часов). Основные принципы и формы организации учебного процесса дистанционного обучения и дистанционных олимпиад, новые педагогические технологии (обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, исследовательский и проектный методы) и другое.
Методы индивидуализированного преподавания и обучения, для которых характерны взаимоотношения одного ученика с одним преподавателем или одного ученика с другим учеником (обучение «один к одному»). Эти методы реализуются в дистанционном образовании и дистанционных олимпиадах в основном посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, электронная почта. Развитие теленаставничества (система «тьюторов»), опосредованного компьютерными сетями, является важным компонентом учебного процесса в электронных университетах.
Методы, в основе которых лежит представление ученикам учебного материала преподавателем или экспертом, при котором обучающиеся не играют активную роль в коммуникации (обучение «один к многим»).
Методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса (обучение «многие к многим»).
Методы обучения: дебаты, моделирование, ролевые игры, дискуссионные группы, мозговые атаки, методы Дельфи, методы номинальной группы, форумы, проектные группы.
Практическая часть: восьмой - десятый туры олимпиады.
6. Организация подведения итогов дистанционных олимпиад (8 часов). Виды и формы мониторинга, контроль учебной деятельности, педагогическая оценка эффективности курсов. Мониторинг курса дистанционного обучения включает следующее: контроль учебной деятельности учащихся на всех этапах работы над курсом (входной контроль, промежуточный, итоговый и т.д.); отслеживание внутригрупповой динамики; оценка качества учебных материалов и их своевременное обновление; осуществление педагогической оценки курса в целом (как текущей, так и итоговой) в целях усовершенствования курса в дальнейшем.
Мониторинг дистанционного курса осуществляется в следующих основных формах: анкетирование учащихся, тестирование, индивидуальные и групповые интервью, анализ отчетных работ, представленных учащимися, анализ материалов телеконференций, записей чатов и видеоконференций, анализ статистической информации по работе учащихся с конкретным сайтом Интернет (например, на котором находится электронный учебник).
7. Итоги курса ( 2 часа)
Объем курса: 68 часов
Количественный рост обучающихся и педагогов, принявших участие в дистанционных олимпиадах, а также качественное улучшение создаваемой ими творческой продукции, свидетельствует о востребованности предлагаемой формы креативной деятельности школьников и о необходимости введения такой дистанционного формы творческого обучения школьников, по крайней мере, в качестве дополнительного образования в общеобразовательной школе
Некоторые итоги участия обучающихся Гимназии г. Лабытнанги в дистанционных олимпиадах, конкурсах, фестивалях .
> IV Уральского Федерального округа по основам наук. Первый тур. Екатеринбург, январь 2008 года, 128 ( 5-8 класс), 92 человека вышли во второй тур по рейтингу 1 тура
> IV Уральского Федерального округа по основам наук. Второй тур. Екатеринбург, апрель 2008 года, 88 (5-8 класс), 52 человек вышли в третий международный тур олимпиады( английский язык - 18, русский язык - 2 человека, французский язык-14, биология - 8 человек, география - 6 человек, математика -1 человек, из них 5 человек по двум предметам. Международный тур - 15 ноября (Минск, Прага, Турция). Патлатюк К, Е. 5 класс- 1 место по английскому языку.
> Межрегиональный дистанционный конкурс «ТРИЗформашка», Пермский региональный институт педагогических информационных технологий, Компьютерная школа ПГУ, Пермь, 16 марта 2008 года, 2 команды (46 класс и 76 классы, по 3 человек) 7 класс -13 общекомандное место из 144 команд, 5 место среди 20 команд 7 классов, 4 класс - 51 место из 144 команд в общекомандном зачете, 6 место среди 18 команд четвертых классов.
> У1-я Международная Олимпиада студентов и школьников «ЭРУДИТЫ ПЛАНЕТЫ - 2008». Москва, С 14 ноября 2007 года по 25 февраля каждую среду, 2 команды по 10 человек (9 и 10 - 11 класс), диплом за активное участи и достиже-
ние высоких результатов в \/1-ой Международной Олимпиаде студентов и школьников «ЭРУДИТЫ ПЛАНЕТЫ - 2008».
> НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ», ПРОЕКТ «ПОЗНАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО», Обнинск, в течение года, два тура 14 человек (1-4 класс), лауреаты : Голимбиев-ская О.А.,1 класс, Макарова Е.В., 2 класс.
> Межрегиональная олимпиада Уральского Федерального округа Пермского Края . Екатеринбург, Февраль-март2008 года, 10человек(11 класс).
XVI Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. Академика В.И. Вернадского , Первый и второй тур , Москва, январь - апрель, 6 человек (7-11 класс), 3 человек после двух туров вышли в финал. Аглеева К. А., лауреат конкурса, Левшиц К.А., Полякова И.А., Хмелева А.А. - номинанты, диплом .
> Программа МопсИакэдо (диалог культур), 2007-2008 учебный год. Программы ассоциированных школ ЮНЕСКО, декабрь-май, команда-10 человек, (76),
> Интернет - диалог с командой школьников из Египта.
Список литературы
1. Хуторской А.В. Химия: Журнал «Химия в школе». Методика преподавания в школе №1, 2001 год научнометодический журнал, раздел 2 повышение квалификации учителей. «Интернет для учителя: дистанционное повышение квалификации».
2. Андрианова Г.А. Открытые задания как компонент личностного содержания дистанционного обучения / Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского,- М.: ИОСО РАО, 2002. -С. 364-371.
3. Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. М.: ИОСО РАО, 2000. - 304 с.
4. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://eidos.ru/
5. Рекомендации для локальных координаторов дистанционных эвристических олимпиад Центра «Эйдос» версия
1.2.2. в редакции от 08.09.2005 г. E-mail [email protected]
6. Рекомендации для локальных координаторов дистанционных эвристических олимпиад Центра «Эйдос» версия
3.3.3. в редакции от 08.09. 2005 г.
В статье рассматривается система работы, основанная на использовании методов и приёмов, позволяющих создать мотивационную базу для осознанного восприятия знаний в ходе организации исследовательской деятельности на уроках географии и в сиапеме дополнительного образования обучающихся. Формирование и развитие целостной исследовательской деятельности осуществляется целенаправленно в форме специально организованного обучения, в котором элементы методологии научного познания представлены в систематизированном виде.
Заварзина Наталья Николаевна,
учитель географии МОУ Гимназия города Лабытнанги ЯНАО, РФ [email protected]
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ГИМНАЗИИ Г. ЛАБЫТНАНГИ
Как эффективно формировать интеллектуальные умения обучающихся?
Ключевые слова: исследовательский тип познания школьника; исследовательский подход к обучению; принцип деятельностного подхода; обучение в сотрудничестве.
Цель, идея опыта: создать систему мотивационного управления и поддержки успешности исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время. Развивать различные приёмы умственной деятельности: когнитивные качества личности (познание учеником внешнего мира): анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, сравнение и обобщение; географическое прогнози-
рование, моделирование, аргументацию, доказательность; выполнение проблемных и проектных заданий. Развивать устную и письменную речь: аналитическую и диалогическую. Активизировать развитие оргдея-тельностных (методологических) качеств личности: совместное познание и генерация идей, умение организовывать мозговой штурм, сравнение и сопоставление идей,участие в споре,дискуссии.