Научная статья на тему 'Интеграция основного и дополнительного образования как основа и результат реализации образовательной программы Гимназии г. Лабытнанги'

Интеграция основного и дополнительного образования как основа и результат реализации образовательной программы Гимназии г. Лабытнанги Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / МОНИТОРИНГ / ПОКАЗАТЕЛИ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трубина Софья Маратовна, Якубенко Светлана Алексеевна

В статье описывается результат целенаправленного совершенствования содержания и структуры организации интегрированного образовательного процесса, с учетом тенденций и направлений социального заказа, характера и разнообразия предлагаемых основных и дополнительных образовательных услуг, их профильное содержание и культурологическую и художественно-эстетическую направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция основного и дополнительного образования как основа и результат реализации образовательной программы Гимназии г. Лабытнанги»

В статье описывается результат целенаправленного совершенствования содержания и структуры организации интегрированного образовательного процесса, с учетом тенденций и направлений социального заказа, характера и разнообразия предлагаемых основных и дополнительных образовательных услуг, их профильное содержание и культурологическую и художественно-эстетическую направленность.

Трубина Софья Маратовна,

заместитель директора по научно - методической работе Почетный работник общего образования РФ

[email protected] Якубенко Светлана Алексеевна заместитель директора по учебной работе

Интеграция основного и дополнительного образования как основа и результат реализации образовательной программы Гимназии г. Лабытнанги

Как может быть обеспечен успешный результат образовательной деятельности гимназии?

Ключевые слова: образовательная программа, мониторинг, показатели, содержание образования

Школа как важнейший социальный институт в системе образования отражает состояние и тенденции развития общества и влияет на него. Созданная в 2000 году Гимназия г. Лабытнанги ориентирована на: перспективные задачи, стоящие перед обществом, на развитие и обогащение социальнокультурных традиций через обучение детей; освоение учащимися культуры и общечеловеческих ценностей, современных достижений науки и техники, необходимого опыта, предполагающего максимальное раскрытие интеллектуального и творческого потенциала индивида на основе его самоопределения и самостоятельности как субъекта культурно- исторического процесса. Согласно Закону РФ «Об образовании» следует, что образовательная программа учреждения определяет содержание образования определенных уровня и направленности. Образовательная программа может быть общеобразовательная (основная

и дополнительная) и профессиональная (основная и дополнительная). Основная общеобразовательная программа направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ

С 2001 года по 2010 год Гимназия г. Лабыт-нанги, реализуя образовательную программу учреждения, решала задачу создания целостного непрерывного образовательного пространства через интеграцию основного и дополнительного образования, что позволит эффективно влиять на личностный рост каждого обучающегося, на политику города и региона в области образования.

Гипотеза работы по образовательной программе: если педагогический коллектив Гимназии г. Лабыт-нанги осуществит образовательную деятельность, реализуя политику интеграции основного и дополнительного образования, то:

- окажет действенную помощь участникам образовательного процесса в адаптации к новым социально-экономическим ситуациям в условиях модернизации образования,

- обеспечит их личностно-психологический рост, высокий уровень информированности о различных аспектах рынка образовательных услуг;

- повысит уровень качества образовательных услуг;

- изменится содержание образования;

- усовершенствуются методы обучения;

- оптимизируется организация учебного процесса; произойдет разгрузка обучающихся.

- систематизируется и получит более конкретное направление профессиональная переподготовка учителей;

- сложится система воспитательной работы в гимназии;

- управления Гимназией будет происходить по результатам интегрированного образовательного процесса.

- повысится общий уровень значимости культуры и искусства в общем образовании

Главным результатом реализации образовательной программы станет создание модели интегрированного образовательного пространства, учитывающего направления основного и дополнительного образования. Будет найден способ, как в условиях небольшой Гимназии предоставить возможность для самореализации всем участникам образовательного процесса.

Наименование Уровень образования/ направленность Вид (основная, дополнительная) Нормативный срок освоения

Общеобразовательные программы

Начальное общее образование Общеобразовательный Основная 4 года

Основное общее образование Общеобразовательный Основная 5 лет

Среднее (полное) общее образование Общеобразовательный Основная 2 года

Углубленное изучение английского языка (начальное общее, основное общее образование) Общеобразовательный Основная 8 лет

Углубленное изучение английского языка (среднее (полное) общее образование) Общеобразовательный Основная 2 года

Программы дополнительного образования детей по 20 направлениям

Студия «Росток» социально - педагогической направленности по адаптации дошкольников к условиям обучения в Гимназии.

Довузовская подготовка обучающихся по математике, русскому языку, английскому языку и обществознанию

В 2009-2010 учебном году Гимназия г. Лабытнанги согласно лицензии на право ведения образовательной деятельности вела образовательную деятельность по следующим образовательным программам:

Приоритетные направления и первоочередные задачи, установленные решением педагогического совета Гимназии г. Лабытнанги на 2009-2010 учебный год:

1. Завершение работы по Программе развития учреждения и образовательной программе.

2. Повышение качества образования, профессионального уровня педагогических работников, введение собственной системы оценки качества.

3. Дальнейшая реализация учителями учебных образовательных программ, направленных на выполнение государственного образовательного стандарта и углубленного изучения английского языка.

4. Развитие новых направлений в работе ресурсного центра и научно-методической службы (лабораторий, проблемных и творческих групп).

Охват образованием детей и подростков, подлежащих обучению в микрорайоне Гимназии г. Лабытнанги, составляет 100%, что свидетельствует о соответствии требованиям законодательства. Установлено, что детей школьного возраста, не обучающихся в микрорайоне Гимназии г. Лабытнанги нет. В Гимназии г. Лабытнанги на 01.06.2010 года 19 классов - комплек-

тов, 402 ученика. За последние три года наблюдается стабильность общей численности обучащихся.

Контингент обучающихся Гимназии г. Лабытнанги складывается из 35% обучающихся 8 микрорайона города, 62 % обучающихся других микрорайонов и 3% обучающихся микрорайона станции Обская. Средний показатель наполняемости классов в Гимназии г. Ла-бытнанги ниже среднего показателя по городу, что объясняется спецификой образовательной программы Гимназии г. Лабытнанги, предоставляющей образова-

Динамика численности обучающихся за три года

Уч. год

тельные услуги по обучению на повышенном уровне сложности большей части обучающихся Гимназии г. Лабытнанги, а также отдаленностью учреждения от центральных микрорайонов города и 6 - дневной учебной неделей.

Средняя наполняемость классов

2007-2008 2008-2009 2009-2010

2010-2011 Средний по городу в 2009-2010 уч. году.

Уч. год

Число обучающихся на одного учителя

Уч. год

2009-2010 уч. году

Число обучающихся на одного учителя

Показателем эффективности организации образовательного процесса Гимназии г. Лабытнанги служит соотношение числа обучающихся, приходящихся на одного педагога, который в Гимназии г. Лабытнанги неуклонно растет и в настоящее время выше муниципального.

Научно-методический совет Гимназии г. Лабытнанги провел 10 заседаний, рассмотрено свыше 30 вопросов, решая значимые вопросы: о подготовке к методической неделе «Информационная культура учителя для повышения качества образования»; про-

ведение мастер - класса «Профессиональное развитие педагога в системе работы школы»; роль учебных кабинетов в повышении информационной составляющей образовательного процесса; эффективность научно - методической работы кафедр Гимназии в системе повышения качества гимназического образования; информационная культура учителя для повышения качества образования (методическая неделя); работа с одарёнными детьми и качество образования; утверждение материалов по проведению аттестации обучающихся в системе основного и дополнительного обра-

Динамика развития образовательных гуманитарных программ в Гимназии г. Лабытнанги

Классов с углубленным Классы с изучением второго

изучением английского языка (французского ) иностранного

языка

Классы по образовательной системе «Школа 2100»

Перспективная предметно—тематическая модель филологического (иностранных языков) образования в Гимназии г. Лабытнанги, 2010 год

□2007-2008

□2008-2009

□2009-2010

Студия

Росток

| О класс ~1

2 1 ^ 1

Школа России

Иредпроф ильная

III ступень Полная нрофилизаиия

V

_______________________

| 5 классы | 6 классы \ 7 кидж | і

Гулганитарные классы

Общеобразовательные классы

Английским Ачя общения

зования; состояние преподавания английского языка; подготовка к педсовету - круглому столу «Взаимодействие структур образовательного учреждения в контексте повышения качества образования» и др.

Основная задача 2009-2010 года для Гимназии г. Лабытнанги обеспечить приоритетность гуманитарного образования на общем фоне универсальности гимназического образования. Гимназия реализует общеобразовательные программы, среди которых программы углубленного изучения иностранных язы-

ков, программу «Школа России» и « Школа 2100», а также через центр дополнительного образования «Открытие» комплекс образовательных программ дополнительного образования, обеспечивает работу студии «Росток» (37 воспитанников, стабильное ежегодное количество) по адаптации обучающихся дошкольного возраста к условиям гимназического обучения, работу центра довузовской подготовки (не менее 40 слушателей курсов ежегодно) для обучающихся школ города Лабытнанги и Ямало - Ненецкого автономного

Образовательный маршрут

1 -4 классы

5-9 классы

1-11 классы

Федеральный

компонент

Иностранный язык (английский язык) 2 часа 3 часа 3 часа

Региональный

(национально —

региональный)

компонент.

компонент

образовательно

го учреждения

Иностранный язык (английский язык) 1-3 часа 2 часа 3 часа

Второй иностранный (французский язык)

2 часа 2 часа

Ан глийский для общения 1 час

Деловой английский для школы -2 часа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

бразовательныи маршрут

1-4

классы

5-9 классы

1-11 классы

Дополнительное

образование

Дополнительные

платные

образовательные

УСЛУГИ

1.Программа «QNCE UPON A

TIME » (Жили — были ) или

Давайте рассказывать истории... (английский язык)

(2 часа)

2. Программа «Немецкий — это не сложно!» (2 часа)

3. Программа «Олимпиада по французскому -это не сложно!» (2 часа)

Довузовская подготовка к ЕГЭ по английскому языку ( 115 часов в год)

разовательнь

маршрут

Всероссийская предметная олимпиада школьникоб по иностранным языкам

Международная олимпиада Уральского Федерального округа по основам наук

Международный конкурс «British bulldog»

«Познание и творчество» МАН «Интеллект будущего» Дистанционные конкурсы

Конкурсы юношеских исследовательских работ им. Академика В.И. Вернадского , научно —

исследовательская конференция «Ступень в будущее) и др.

Международное сотрудничество с Лицеем Бертран де Борн, г. Периге, Франция

округа. Доля классов Гимназии г. Лабытнанги, обучение в которых носит гуманитарно - ориентированный характер неуклонно растет. В 2009-2010 уч. году 100 % классов третьей ступени профильные.

Учебный план для 1-11 классов Гимназии г. Лабытнанги на 2009-2010 учебный год был разработан учреждением самостоятельно. Учебный план предлагал обучающимся Гимназии личност-но - ориентированный образовательный маршрут, при котором происходит оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки обучающихся и, вместе с тем, усиливается роль гуманитарных предметов, особенно в классах с углубленным изучением английского языка на первой и второй ступенях обучения и профильных классах третьей ступени обучения, обеспечивающих успешную социализацию и совершенствование гражданской составляющей образования; обеспечивал гибкую систему перехода от углубленного изучения предметов к профильному обучению. В 2009-2010 уч. году выпускной класс обучался по программе углубленного/ профильного уровня по английскому языку, изучал второй иностранный

(французский) язык, обществознание (на профильном уровне).

По структуре учебный план Гимназии г. Лабытнанги 2009-2010 уч. года включал в себя федеральный, региональный (национально - региональный) компоненты, компонент образовательного учреждения. В учебном плане Гимназии г. Лабытнанги выполнено соотношение между федеральным компонентом (не менее 75%), региональным (национально-региональным) компонентом (не менее 10%) и компонентом образовательного учреждения (не менее 10%). Программно - методическое обеспечение учебного плана и перечень используемых учебников и учебных пособий в 2009-2010 уч. году полностью соответствовали приказу Министерства образования и науки РФ. Учебный план Гимназии г. Лабытнанги в 2009- 2010 уч.году направлен на то, что одновременно с базовым образованием повышенного уровня отрабатывалась система специализированной подготовки (углубленного обучения по английскому языку, а также прививалась билингвальная культура ( изучение двух иностранных языков) посредством введения с пятого класса второго иностранного язы-

100%! 80% 60% ^ 40% / 20% 0%

Динамика общей успеваемости и качества в Гиимназии г. Лабытнанги

------------460%-

□ Общая успеваемость

□ Качество

2007-2008 2008-2009 2009-2010

Динамика доли отличников среди обучающихся Гимназии г. Лабытнанги

2007-2008

2008-2009

2009-2010

ка. Содержание образования в гуманитарной области разворачивается последовательно на трех уровнях: на уровне учебного плана (доля классов гуманитарного направления в учебном плане 2009-2010 года в Гимназии г. Лабытнанги составляет 85%); на уровне интеграции учебных дисциплин; на уровне горизонтальной преемственности в изучении предметов. На схеме приведена перспективная модель изучения иностранных языков в Гимназии и образовательный маршрут обучения иностранным языкам в Гимназии. Обучение по основным образовательным программам углубленного изучения английского языка и второго иностранного (французского языка) было обеспечено программами, которые разработаны педагогами Гимназии г. Лабытнанги.

В 2009-2010 учебном году учитель французского языка Гимназии г. Лабытнанги, учитель высшей квалификационной категории Потрубач О.А. руководила международным проектом школьного партнерства «Мастерская перевода». В рамках проведения года Франции в России, группа обучающихся Гимназии в составе 4 человек в весенние каникулы 2 раза посетила лицей Бертран де Борн в г. Перигё (Франция).

Основа для успешной адаптации гимназистов в обществе - целостное образовательное пространство, то есть интегрированное, комплексное, создающее возможности для полноценного развития учащегося во всем разнообразии его запросов и интересов.

Результаты образовательной деятельности Гимназии г. Лабытнанги

В Гимназии г. Лабытнанги разработана и утверждена система оценки качества образования в Гимназии г. Лабытнанги (ВСОКО). Результаты образовательной деятельности Гимназии г. Лабытнанги при анализе соотнесены со средними показателями муниципальной системы образования и показателями, отраженными в приказе № 999 от 27.10.2009 г. «Об утверждении критерий показате-

лей, рассматриваемых при государственной аккредитации общеобразовательных учреждений на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», а также результатами ЕГЭ в 2010 году. Образовательная деятельность Гимназии г. Лабытнанги соответствует действующему законодательству в области образования, отсутствуют серьезные нарушения в деятельности учреждения. Неуспевающих обучающихся в Гимназии г. Лабытнанги нет в течение 10 лет. В ходе анализа успеваемости и качества ЗУН учащихся Гимназии г. Лабытнанги выявлено повышение по сравнению с предыдущим учебным годом показателя качества знаний обучающихся на 9 %.

За три года увеличился показатель по количеству обучающихся, которые имеют только отличные успехи в учении.

Ежегодно Гимназия г. Лабытнанги выпускает из своих рядов обучающихся получающих документы особого образца: аттестаты об основном общем образовании с отличием, а также награждаются по окончанию среднего (полного) общего образования медалями.

Динамика доли награжденных аттестатами особого образца и медалями за последние три года выпускников представлена на следующей диаграмме:

В 2009-2010 учебном году аттестат об основном общем образовании с отличием в 9 классах получили: Атаян Татьяна, Аглеева Карина, Яковлева Мария, Зер-каль Елена, Куликова Александра. Золотой медалью «За особые успехи в учении» и аттестатом с золотым тиснением награждена выпускница Негру Галина, серебряной медалью «За особые успехи в учении» и аттестатом с серебряным тиснением - Базванова Екатерина.

В начальной школе на конец года обучались 171 обучающийся. Аттестовывались только 2-4 классы - 132 обучающихся. Итоговые результаты проследим по таблице, которая составлена за последние 3 года.

Динамика получения аттестатов особого образца и медалей выпускниками Гимназии г. Лабытнанги за три года

15,0%i

10,0%

5,0%

0,0%

6,60%

11,50% 12,50%

8%

2,80%

□ Аттестат с отличием за 9 класс

□ Награждены золотой и серебряной медалями

2007-2008 2008-2009 2009-2010

Динамика показателя качества знаний обучающихся 2-4 классов Гимназии г. Лабытнанги

76%

80%-| 67% 62% 64% шж

60%- ✓ Г г

40%-

20%-

0%-

2007-2008 2008-2009 2009-2010 По ЯНАО для

гимназий в 2009 .

□ 2007-2008 □ 2008-2009 □ 2009-2010 □ По ЯНАО для гимназий в 2009 .

На диаграмме приведены показатели качества знаний обучающихся 2-4 классов по английскому языку, который изучается по программе углубленного изучения.

По итогам проведения государственной (итоговой) аттестации 75% выпускников 9 классов получили аттестат об основном общем образовании только с отличными и хорошими оценками. По результатам государственной (итоговой) аттестации обучающиеся Гимназии показали лучший в городе результат по качеству знаний по обязательным предметам: русский язык (ГИА), алгебра (учителя: Якубенко С.А., Михайлова В.В., Шульгина Л.В., Клевакина В.П.).

Качественные результаты государственной (итоговой) аттестации 9 классов по английскому языку, истории, обществознании, литературе, химии, биологии, физике и информатике представлены в диаграммах. По всем этим предметам результаты, в основном, выше региональных показателей.

Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов повысились в сравнении с итогами 2008-2009 учебного года по следующим предметам: русский язык - (учителя: Якубенко С.А., Михайлова В.В.), алгебра - (учителя: Клевакина В.П.,

Шульгина Л.В.), история России - (учитель: Ужано-ва А.Л.),обществознание (учитель: Ужанова А.Л.), физике (учитель Трубин А.В.), биология (учитель Иванова О.В.). Снижения качества в сравнении с итогами предыдущего учебного года нет ни по одному предмету. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) при проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 класса Гимназии г. Лабытнанги стал традицией. В сравнении все результаты представлены в таблице.

Высший балл по предметам по результатам ЕГЭ в г. Лабытнанги получили следующие обучающиеся Гимназии г. Лабытнанги: Заварзина Анна (русский язык, английский язык, литература), Варвянский Ростислав (математика, химия, физика).

Общее сравнение лучших результатов приведено в таблице.

Самый высокий средний балл по городу по результатам ЕГЭ выпускники Гимназии г. Лабытнанги набрали по следующим предметам: литература (61 балл ), русский язык (64 балла), английский язык (51 балл), химия (54 балла), физика (55 баллов), математика (45 баллов), Второй показатель по городу по предметам: история (53 балла), обще-

Качество знаний обучающихся Гимназии г. Лабытнанги за курс основного общего образования по русскому языку (ГИА) и алгебре в 2009-2010 уч.

году

Критерии ЯНАО показателей качества при аккредитации

2009-2010

2008-2009

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

90%

□ Алгебра

□ Русский язык (ГИА)

Качество знаний обучающихся Гимназии г. Лабытнанги на государственной (итоговой) аттестации 9 классов в 2009-2010 уч. г.

Критерии ЯНАО показателей качества при аккредитации

2009-2010

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2008-2009

0,0% 20,0% 40,0% 60,0% 80,0% 100,0% 120,0%

Качество знаний обучающихся 9 классов Гимназии г. Лабытнанги на государственной (итоговой) аттестации в

2009-2010 уч. году

Критерии ЯНАО показателей качества при аккредитации

2009-2010

0,0% 20,0% 40,0% 60,0% 80,0% 100,0% 120,0%

Качество знаний обучающихся 9 классов Гимназии г. Лабытнанги при проведении государственной итоговой аттестации в 2009-2010 уч. году

□ Г еометрия

□ Физика

□ Информатика и ИКТ

0,0% 20,0% 40,0% 60,0% 80,0% 100,0% 120,0%

Показатели ЯНАО качества при аккредитации

2009-2010

2008-2009

)100,0%

100,0%

100,0%

|72,2%

|88,3%

100,0%

100,0%

□ Химия

□ Биология

142,7%

89,5% % 81,8%

61,5%

100,0%

|90,4%

I 92,3%

□II Литература Обществознание ■ История России

□ Английский язык

Предмет Минимальный балл по РФ/ средний бал по РФ Средний балл по городу Средний балл по ЯНАО Средний балл в Гимназии Лучший балл по городу Лучший балл в Гимназии г. Лабыт-нанги Ф.И. выпускника Учитель

Русский язык 36/57,91 59 56,89 64 84 84 Заварзина Анна Гузеева И.А.

Английский язык 20/55,87 38 52,02 51 85 85 Заварзина Анна Куркова С.В.

История 31/49,47 47 46,06 53 72 68 Базванова Екатерина Ужанова А.Л.

Литература 29/54,59 55 53,45 61 65 65 Заварзина Анна Гузеева И.А.

Обществознание 39 60 55,35 64 78 74 Липкина Виктория, Негру Галина Ужанова А.Л.

Математика 21/43 42 43,24 45 75 75 Варвянский Ростислав Шульгина Л.В.

Химия 33 43 52,66 54 75 75 Варвянский Ростислав Иванова О.В.

Физика 34/51,32 49 51,53 55 75 75 Варвянский Ростислав Трубин А.В.

Биология 36 51 51,86 52 71 65 Суворина Наталья Иванова О.В.

ствознание (64 балла). Результаты государственной (итоговой) аттестации говорят о систематической, планомерной, качественной работе учителей-пред-метников по подготовке выпускников 9, 11 классов к экзаменам. Учителя, подготовившие выпускников 9, 11 классов к государственной (итоговой) аттестации: Гузеева И.А., Якубенко С.А., Михайлова В.В., Клевакина В.П., Шульгина Л.В., Ужанова А.Л., Иванова О.В., Трубин А.В., Куркова С.В., Бредихина Т.А., Потрубач О.А.

Дополнительное образование в Гимназии г. Ла-бытнанги в 2009-2010 уч. году сохранило интеграцию базового и дополнительного образования, путем предоставления больших возможностей для расширения и углубления знаний учащихся на всех ступенях обучения - от начальной до старшей; внедрение целевых комплексных программ развития личности ребенка, расширение внеурочной и внеклассной деятельности детей в кружках и объединениях по интересам, социально- значимую проектно - исследовательскую деятельность, деятельность ученических объединений и секций.

Программы дополнительного образования в Гимназии г. Лабытнанги в 2009- 2010 уч. году предлагались детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.

В Гимназии г. Лабытнанги в 2009-2010 уч. году согласно учебному плану и расписанию работали 21 объединение дополнительного образования обучающихся. В организации дополнительного образования используются 23 дополнительные образовательные программы. В 2009-2010 уч. году значительно изменилось численное распределение направлений в пользу научно - технического, т.е. объединения «Эрудит».

Все используемые в Гимназии г. Лабытнанги дополнительные образовательные программы, были рекомендованы городском экспертном советом к реализации в образовательном процессе дополнительного образования. Наполняемость групп объединений составляет не менее 10 человек, кроме объединения НОУ «Гимназист» научно-технической направленности.

Динамика охвата обучающихся Гимназии г. Лабытнанги дополнительным образованием за три года

□ охват учащихся дополнительным образованием

Динамика распределения направлений ДО

12

10

8-

6-

4

2

0-1

и 8

Л*

В

2007-2008

2008-2009

2009-2010

□ Научно - техническая направленность(объединение "Эрудит")

□ Спортивно - техническая направленность

□ Художественно- эстетическая направленность

□ Социально - педагогическая направленность

Занятость обучающихся Гимназии г. Лабытнанги в объединениях ДО

40%

10%

0%

30%

23%

- 17%

11%

3% 3% 4% 3% 3% 3% 4% 4% 4%

1 1— —1 1 1 1

□ Волейбол □ Баскетбол □ ОФП

□ Настольный теннис □ Спортивно - прикладной туризм □ Оригами

□ Художественое выпиливание □ Умелец □ НОУ "Гимназист"

□ Эрудит □ Школа ТРИЗформашки □ Мой мир сказок

□ Класс гармония

Количество обучающихся, занятых в кружках и секциях составляло - 436, в том числе более 100 человек посещают по 2 кружка и более, поэтому охват обучающихся Гимназии во внеурочной, внеклассной деятельности составляет около 83%.

Интеграция основного и дополнительного образования сопровождалась диагностикой личностного роста обучающихся Гимназии г. Лабытнанги, цель ко-

торой заключалась в определении уровня ценностных отношений обучающихся. .

Впервые в этом учебном году итоговая аттестация обучающихся объединений дополнительного образования детей проводилась в 19 объединениях. По результатам итоговой аттестации обучающихся объединений дополнительного образования детей в Гимназии г. Лабытнанги: 76% обучающихся освоили

уровня ценностных отношений обучающихся.

Ценностные отношения обучающихся Гимназии г. Лабытнанги

70%-| 60% 50% 40%Н 30% 20%-| 10% 0%

□ Отношение к семье

□ Отношение к Отечеству

□ Отношение к Земле (природе)

□ Отношение к миру

Устойчиво - Ситуативно - Ситуативно -позитивное позитивное негативное

программы на высоком уровне , 24% - на среднем, низкий уровень отсутствует. Положительный результат интеграции основного и дополнительного образования, воспитательной работы выражается в росте уровня нравственной воспитанности обучающихся Гимназии г. Лабытнанги.

Динамика уровня нравственной воспитанности

100%-,

80%-

60%-

40%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20%-

0%-

□ 2007-2008 □ 2008-2009 □ 2009-2010

В Гимназии г. Лабытнанги созданы условия для занятий физкультурой и спортом. Охват обучающихся спортивными секциями на базе Гимназии г. Лабытнанги составляет 108 человек (26%). Традиционно призовые места занимают обучающиеся Гимназии г. Лабытнанги в городской спартакиаде школьников и показывают уверенные результаты в президентских тестах. Физкультурные группы, по которым распределены обучающиеся, утверждаются после проведения ежегодного медицинского осмотра.

Педагогический состав коллектива Гимназии г. Лабытнанги в 2009-2010 уч. году был относительно стабилен. Всего работников в учреждении 77 человек, из них 41 человек педагогических работников (в том числе 29 учителей) на конец учебного года. Средняя учебная нагрузка учителя к концу учебного года со-Динамика уровня квалификации педагогов

ставляла 23 часа (при норме часов на ставку - 18). За год уволились 3 педагога, были вновь приняты на работу в Гимназию г. Лабытнанги 4 человека. Педагогические работники Гимназии имеют высокий образовательный ценз:

• высшее образование имеют 33 педагогов (80,5%), при аккредитационном среднеокружном показателе (92,86%) (ниже показателя ввиду увольнения ряда сотрудников);

• среднее специальное образование - 8 педагогов (19,5%);

• высшую категорию имеют 16 человек (39%);

• первую категорию имеет 13 человек (31,7%);

• вторую категорию имеет 6 человек (14,6%);

• без категории - 6 человек (14,7%);

• имеющих звание «Заслуженный учитель РФ» -1 человек (2,4%)

• имеющих отраслевые знаки отличия: «Отличник народного просвещения» - 2 человека (4,8%), «Почетный работник общего образования РФ» - 8 человек (19,5%);

• награжденных Почетной грамотой МО РФ -12 человек (29%).

• средний возраст педагогов - 44 года.

К концу 2009-2010 учебного года произошло небольшое снижение общего процента педагогов с высшей квалификационной категорией (на 1%) и снижение на 9 % общего количества педагогов с первой квалификационной категорией. Это связано с тем, что часть педагогических работников Гимназии г. Лабыт-нанги планируют завершение педагогической работы и участия в аттестации уже не принимали. В соответствии с приказами МУ «Управление образования Администрации города Лабытнанги» и Департамента образования ЯНАО педагогические работники Гимназии г. Лабытнанги являлись экспертами в процессе аттестации педагогических и руководящих работников, по экспертизе различных конкурсных материалов педагогических конкурсов, образовательных программ, Гимназии г. Лабытнанги

45%-

40°%

35%-

30°%

25°%

20%-

15°%

10%-

5%

0%

40% 39%

I 34,30%

41% 35%

41% 42% 40%

60%

Высшая категория

Первая категория

□2002-2003

□2006-2007

]2007-2008

□2008-2009

□2009-2010

□Региональные

аккредитационные

показатели

Управление структурой научно - методической службы в Гимназии г. Лабытнанги

Научно-методический совет

Кафедра предметов Кафедра

гуманитарного цикла воспитательной работы

Кафедра предметов естественно — математического цикла

Методическое объединение учителей начальных классов

Кафедра иностранных языков

Экспертная группа

Творческая группа по предшкольному образованию

Научное общество обучающихся «Гимназист»

Городская экспериментальная площадка по обработке форм и механизма предшкольного образования

Ресурсный центр по повышению профессиональной компетентности работников муниципальной системы образования

программ дополнительного образования, а также проектных и исследовательских работ педагогов и обучающихся. В июне 2010 года деятельность ресурсного центра (РЦ) по повышению профессиональной компетенции работником муниципальной системы образования была представлена на заседании городского экспертного совета МУ «Управление образования Администрации города Лабытнанги», а результаты работы учреждения по образовательной программе на совещании руководителей образовательных учреждений города, где получили высокую оценку.

Высокую оценку получил семинар и методические материалы, представленные педагогами Гимназии г. Лабытнанги при проведении в рамках РЦ семинара «Развитие дистанционной информационно - культурной среды, как основа повышения качества образования». Работа научно - методической службы носила уровневый характер и нацелена была на личностный рост учителя, повышение качества образования, личностный рост гимназиста.

В 2009-2010 учебном году значительное внимание было уделено повышению квалификации педагогических кадров. Причем, в связи с дефицитом финансовых средств часть курсов пройдены в форме дистанционного обучения.

Темы повышения квалификации педагогических работников были непосредственно связаны с политикой общего повышения качества гимназического образования и носили инновационный характер. Для педагогов Гимназии проведены три методические недели «Урок в работе молодого педагога», «Интеграция педагогических технологий и методов обучения в условиях информационного обучения», «Информационная культура учителя для повышения качества образования», сопровождаемые семинарами, выставками и сериями открытых уроков.

Проведение серии открытых уроков в процессе методических дней по темам «Интегрированный урок «Влияние природных факторов на жизнь и здоровье человека в условиях Крайнего Севера» (учитель Заварзина Н.Н.- трижды победитель конкурса лучших учителей и педагогов ДО), разработка и реализация программы ДО, участие в педагогических конкурсах, ведение курсов довузовской подготовки в Гимназии г. Лабытнанги, аттестация педагога на квалификационную категорию, так и элементы включения педагогов в инновационную методическую работу. Педагоги Гимназии г. Лабытнанги успешно руководят городским методическими объединениями, проблемными семинарами, кафедрой по предшкольному образованию.

Динамика курсовой переподготовки

□ Всего обучились на курсах повышения квалификации

□ Из них дистанционно

Динамика количества учебных и дополнительных программ, разработанных педагогическим коллективом Гимназии г. Лабытнанги

Инновационная деятельность педагогического коллектива учреждения нашла свое отражение в работе педагогов по авторским, модифицированным программам, наличии дидактических и методических разработок . Только контрольно - измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации, государственной (итоговой) аттестации и итоговой аттестации в системе дополнительного образования разработано свыше 110 видов, все в соответствии с требованиями к необходимому уровню образовательных ( в том числе углубленных) программ.

В ходе анализа проведенных внутри учреждения исследований были сделаны следующие выводы: 95 % учителей Гимназии владеют информацией о современных педагогических технологиях, обеспечивающих повышение качества образования; 70% учителей используют различные технологии полностью или поэлементно их отдельные приемы; в том числе и здоровьесберегающие.

Обобщение опыта работы 21 учителя Гимназии г. Лабытнанги по внедрению педагогических технологий принято в периодическую педагогическую печать к публикации на страницах «Учительской газеты», журналах «Инновации и эксперимент в образовании». Особую гордость представляют 15 материалов на сайте zavuch.ru. О реальном уровне использования информационных технологий в учебном процессе можно также судить по оснащенности компьютерной техникой (количество обучающихся на один персональный компьютер в Гимназии составляет 4,1), доля преподавателей, владеющих навыками работы на персональном компьютере 100%. Педагоги Гимназии приняли участие во всероссийских и международных конференциях с последующей публикацией материалов из опыта работы. Некоторые из них: 1ХХ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ. «ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ» («ИТО-2009») ;

• Всероссийская конференция «Инновационные технологии в образовательном процессе», Московская область, г. Троицк, Гимназия им. Пуш-кова;

□ Всего программ

□ Основного образования,

□ Дополнительного образования

• четвертая международная конференция Microsoft «Образование в 21 веке. Трансформация образования в условиях информационного общества», которая прошла 29 апреля 2010 г. в Москве;

• семинар - конференция «Материальное и методическое обеспечение учебно - исследовательской деятельности в рамках проектной деятельности» в рамках Всероссийские юношеские чтения им. академика В.И. Вернадского, 12-17 апреля, Москва.

Активно работают педагоги Гимназии г. Лабытнанги в конференциях и семинарах, проводимых дистанционным образом. Более 15 человек стали участниками методических мастерских на порталах: http:// pedsovet.org , http://zavuch.info, http://www.it-n.ru/( сеть творческих учителей) и т.д.

Результативность участия в конкурсах профессионального мастерства и других конкурсах такова: победителей конкурса лучших учителей, обладателей Премии Президента РФ - 4, обладателей Премии Губернатора ЯНАО - 5 (в 2010 году - Куркова С.В., учитель английского языка), обладателей премии Главы города Лабытнанги - 8, обладатель премии главы города и Губернатора, победитель городского и окружного конкурсов педагогов дополнительного образования - 1( в 2010 году Заварзина Н.Н., учитель географии). В 2009-2010 учебном году результативность участия педагогов в конкурсах ПНПО составила 100%.

В 2009-2010 учебном году расширилось поле сотрудничества учреждения с инновационными, образовательными и общественными организациями Российской Федерации, в том числе участие Гимназии г. Лабытнанги в Международных проектах. Кроме этого значительно увеличилось количество договоров в финансово - хозяйственной сфере деятельности учреждения.

Сотрудничество Гимназии г. Лабытнанги с различными образовательными, общественными организациями, вузами оформлено договорами и соглашениями о совместной работе, обеспечивающей повышение качества образования и приносящей положительный результат.

Число обучающихся с высоким творческим потенциалом и членов НОУ «Гимназист»

140

120

100

80

60

40

20

0

высоким потенциал

Участников НОУ "Гимназист"

□ 2004-2005

□ 2005-2006

□ 2006-2007

□ 2007-2008

□ 2008-2009

□ 2009-2010

Гимназии г. Лабытнанги предоставляет максимально широкое поле возможностей наибольшему числу обучающихся, ориентированных на высокий уровень образования и воспитания. На протяжении многих лет в Гимназии действует научное общество обучающихся «Гимназист», руководит которым Заварзина Н.Н. учи-

ющиеся Гимназии с удовольствием занимаются интеллектуальным трудом и творчеством и количество желающих развиваться неуклонно растет.

Особая роль отводится Всероссийской предметной олимпиаде школьников, успехи в которой на 25% выше итогов предыдущего года.

Динамика участия обучающихся Гимназии г. Лабытнанги в интеллектуальных, творческих, исследовательских конкурсах, олимпиадах и спортивных соревнованиях

Всего

Международный уровень Всероссийский уровень Муниципальный и региональный уровень

1462

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I Г

О 2ОО 4ОО 6ОО SOO 1ОО 12О 14О 16О ОООО

Н 2007-2008 ■ 2008-2009 □ 2009-2010

тель географии. Динамика числа обучающихся, обладающих высоким творческим потенциалом и динамика числа членов НОУ «Гимназист» показывает, что обуча-

В 2009-2010 уч. году призером регионального этапа Всероссийской предметной олимпиады по литературе стала Атаян Татьяна, 9 класс (учитель Якубенко С.А.).

96

1 00 90 80 70 60 50 40 30 20 1 0 0

-35

___28^ Щ_

ЯТЕ

10 13

7 10^^^1 8_

Г Ш^Ш -

всего участников

юбедителеи и призеров муниципальногоэтапа

□ 2006-2007

награжде ны благодарстве нным 2007-2008 □ 2008-2009 □ 2009-2010^ письмом

Обучающиеся Гимназии г. Лабытнанги приняли участие в региональном этапе олимпиады по английскому и французскому языкам. Результаты: французский язык: Науменко Милена, 9 класс - среди 9 классов по французскому языку - второй результат, общее место в протоколе 5 (учитель Потрубач О.А.). Английский язык: Куликова Александра, 9 класс, Негру Галина,11 класс - среди 10 лучших (учитель Куркова С.В.). Кроме этого, по результатам 2009-2010 года:

V Третье место в международной олимпиаде «Эрудиты планеты» - 2009 - 2010 Команда обучающихся 7 класса (рук. Трубин А.В.).

V Международный чемпионат математических и логических игр - команда 10 класса - победитель полуфинала (Рук. Трубина С.М.).

V В рамках МАН «Интеллект будущего» - 32 лауреата и призеров конкурса « Познание и творчество» Учителя: Фролова Н.Я., Дереполенко М.А., Зырянова В.А.

V Победа обучающейся 11 класса Сувориной Натальи в номинации «Лучший стенд» на Всероссийских юношеских чтениях имени академика В.И. Вернадского , учитель Иванова О.В.

V VI Международная олимпиада УРФО по основам наук, Золотая медаль, Кречмаровская Юлиана, 7 класс, обществознание. Учитель Исаев А.Д.

V VI Международная олимпиада УРФО по основам наук, Серебряная медаль, Луговая Яна, 6 класс, география. Учитель Заварзина Н.Н.

V VI Международная олимпиада УРФО по основам наук, бронзовая медаль, Сайкин Роман, 5 класс, математика. Учитель Клевакина В.П.

Динамика призовых мест обучающихся Гимназии г. Лабытнанги в интеллектуальных олимпиадах, конкурсах, научно-исследовательских конференциях

Уч. год

Всероссийский

Международный

Всего

2007-2008

51

147

198

2008-2009

47

188

225

2009-2010

159

152

З11

По результатам анкетирования наблюдается повышение удовлетворенностью внутригимназической жизнью.

Уровень удовлетворенности

70%i

60%-

50%-

40%-

30%-

20%-

10%-

0%-

Мониторинг показал:

• желание обучающихся посещать Гимназию, т.к. в Гимназии благоприятный психологический климат, много уделяется внимания и заботы каждому ученику - 23%, много возможностей в досуговой сфере и организации дополнительного образования -15%, высокий процент поступления в вузы -11,5%, по совокупности мотивов - 39%;

• объем дневной учебной нагрузки на обучающихся

- вполне устраивает 84%.

• активность и заинтересованность школьников (учатся с большим интересом и желанием -39%, с чувством долга - 56%);

• психологическим климатом в педагогическом коллективе удовлетворены 90%;

• вид учеников, выходящих после уроков, и испытывающих удовлетворение - 73% ;

• отношение к Гимназии большинства родителей обучающихся - удовлетворены работой Гимназии - 90%. Заключение:

Гимназия в целом выполнила социальный заказ родителей, обеспечивая высокое качество образования, сохраняя и укрепляя здоровье детей.

Опираясь на понимание качества образования, педагогический коллектив Гимназии г. Лабытнанги ставит перед собой следующие

Задачи на 2010-2011 учебные год:

- развитие практико-ориентированной образовательной среды Гимназии г. Лабытнанги в целях дальнейшего повышения качества образования в условиях подготовки к введению стандартов второго поколения;

- направление образовательного процесса на формирование комплекса качеств и умений (компетентностей), жизненных навыков, необходимых для успешной социализации обучающихся в условиях современного общества;

- считать приоритетом использование методов обучения на основе компетентностного подхода;

- совершенствование профессионализма педагогических кадров;

- дальнейшее управление деятельностью учреждения по качеству получаемых образовательных результатов;

- расширение взаимоотношений с родителями и общественностью.

школьной жизнью 67%

Начальная школа Средняя школа Старшая школа

Литература

1. Егорова B.B., Малютина B.H. Рекомендации по разработке образовательной программы школы. - Ярославль, 2GG2.

2. Исследовательский подход к управлению школой. - М., 1997.

3. Кульневич C.B., Гончарова B.И., Лакоценина Т.П. Управление современной школой. М,. 2GG3.

4. Лазарев B.C. Психология принятия стратегических решений. М., 1993

5. ЛедневB.C. Содержание образования: сущность, структура,

6. Методические рекомендации по составлению образовательного пространства учебного заведения. М,. 1995

7. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. - М,. 1996

8. Поташник М.М. Управление развитием школы. - М,. 1995

9. &ок Т.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М., 1998

10. Столичное образование III. Городская программа. М,. 2001

11. Типовые положения об образовательных учреждениях. - 2-е изд. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003

12. Управление качеством образования Под редакций М.М. Поташкина. М,. 2000

13. ШурковаИ.Е. Новое воспитание. М,. 2000

14. Школа, работающая в режиме полного дня. Инструктивно-методические рекомендации// Отв. редактор Кур-нешова Л.Е. - М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2003.

15. Будникова B.C. Индивидуальные учебные планы профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент . - 2008. - № 4.

16. Будникова B.C., Паршуков Ю.Н. Программа развития системы педагогического мониторинга качества пред-профильной подготовки и профильного обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2008. - №5.

Автор обращает внимание на использование методов и приемов, позволяющих создать мотивационную базу для осознанного восприятия знаний в ходе подготовки и проведения интегрированных уроков. Основной целью для автора является: сформированность интеллектуальных умений, лежащих в основе творческого мышления обучающихся, направленных на восприятие мира как единого гармонического целого.

Михайлова Валентина Владимировна

учитель русского языка и литературы Гимназии г. Лабытнанги Почетный работник общего образования РФ

Интеграция школьных дисциплин в процессе преподавания литературы как средство повышения коммуникативной компетенции обучающихся

Ключевые слова: коммуникативная компетентность обучающихся через интеграцию школьных дисциплин (литература, русский язык, история, МХК, музыка и др.);творческий потенциал , творческое мышление с опорой на личную эрудицию , гуманизм, прививать эстетические ценности, целостная картина мира

В сегодняшних условиях пересмотра всех нравственных ценностей особые надежды возлагаются на гуманитарную сферу образования, на обращение к национально-культурным традициям и их возрождение в контексте общечеловеческой культуры. В настоящее время школа переживает очень сложный период. Изменились цели общего среднего об-

разования, разрабатываются учебные планы, новые подходы к отражению содержания учебных дисциплин. В центр внимания работников образования поставлена результативность обучения, которая связана с разработкой и внедрением в учебный процесс новых педагогических технологий. Литература - один из предметов гуманитарного цикла. Она помогает ученику почувствовать единство мира и человека. Задача словесника - выявить общечеловеческие ценности, способствовать воссоединению целостного мировосприятия.

В практике обучения и воспитания учащихся доминирует, все-таки, «дробный» подход. Мы расчленили мир, раздробили его на предметы: история и литература, физика и математика, химия и биология и т. д. «Разложив на части человека», мы и «воспитываем» его по частям: эстетическое воспитание, нравственное, идейно-патриотическое, трудовое, экологическое и т.д. У лихорадочно осваивающего знания, умения и навыки подростка не остается сил и времени на постижение культуры, способов своего взаимодействия с миром и человечеством, самопознание, строительство (совершенствование) собственной личности.

Пагубность расчленения мира и человека родила идею интеграции курсов различных школьных дисциплин. А реализуется она, как правило, через форму интегрированных уроков, когда в класс к ребятам приходят два и несколько преподавателей: литературы и истории, биологии и химии и т. п. но в этих формах обучения есть лишь элементы интеграции, например, единый подход к предмету разговора. Интеграция предметов - это не просто соединение раз-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.