ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Скосарева Светлана Николаевна
МБОУ Лицей № 109 г. Екатеринбург E-mail: [email protected]
J ^
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Л___________________________________________г
Аннотация. В статье рассмотрены принципы построения образовательного процесса на основе исследовательской деятельности и педагогические условия, способствующие формированию исследовательской компетентности обучающихся; предложено обоснование, определяющее значимость и смысл образования с учетом личностных особенностей человека и современной образовательной среды через исследовательскую деятельность.
Ключевые слова: исследовательская деятельность; исследовательская компетентность; педагогические условия.
Происходящие в российском обществе глубокие социально-экономические перемены, стремительное изменение условий жизни требуют от специалистов принятия быстрых и нестандартных решений. Недостаток профессионалов с творческим подходом к решению поставленных задач является одной из главных проблем современности. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически мыслящий, способный видеть проблему и творчески ее решать. Исследование в современном мире рассматривается не только как узкоспециальная деятельность научных работников, но и как неотъемлемая часть любой деятельности, как стиль работы современного человека.
Новые требования, выдвинутые в рамках ФГОС, ставят перед образованием основную задачу - подготовка компетентного выпускника, способного к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности [12].
Хотя признано, что человек по своей природе исследователь, однако, становится очевидным тот факт, что сегодня исследовательских задатков, данных ему от рождения, недостаточно. Исследовательской деятельности необходимо учиться. Это актуализирует проблему формирования у подрастающего поколения исследовательских навыков, исследовательских умений, без которых невозможно формирование исследовательской компетентности.
Исследовательская компетентность имеет преобразовательный характер и является интегративной личностной характеристикой, выражающейся в готовности и способности самостоятельно осваивать и получать системы новых знаний в результате переноса смыслового контекста деятельности от функциональ-
ного к преобразовательному, базируясь на имеющихся знаниях, умениях, навыках и способах деятельности
[3,6,7,8,9,10,11].
Исследовательская компетентность, условия ее формирования остаются недостаточно изученным вопросом, и при многообразии подходов отсутствует единое понимание ее сущности и процесса развития. В практике общеобразовательной школы, несмотря на несомненные успехи учащихся в освоении исследовательских умений и навыков, организация учебно-исследовательской работы носит фрагментарный характер; для формирования исследовательских умений используются лишь отдельные, системно не выстроенные способы, а там, где осуществляется системный подход, не решаются задачи формирования исследовательской компетентности как целевой установки [15,18,19,]. В силу указанных причин учащиеся выпускных классов испытывают затруднения в проведении исследований и оформлении их результатов, т.к. учебно-исследовательская деятельность направлена лишь на формирование исследовательских умений и навыков, при этом не учитываются личностно-смысловые аспекты рассматриваемой проблемы [12,13,14,16,19,20]
В связи с этим, нами были выделены следующие противоречия:
• между потребностью общества в специалистах, обладающих исследовательской компетентностью, и недостаточной разработанностью способов формирования этой компетентности у школьников;
• между необходимостью развития исследовательской компетентности обучающихся и использованием в этом аспекте в большей степени традиционных, малоэффективных способов;
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2014
43
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
• между потребностью в обеспечении эффективного процесса формирования исследовательской компетентности обучающихся и отсутствием теории и технологии его практической реализации.
Таким образом, проблема создания педагогических условий, способствующих формированию исследовательских компетентностей, представляется на сегодня одной из актуальнейших.
Формирование компетентности становится возможным посредством целенаправленного проектирования условий - образовательного процесса. Таким образом, необходимо описание потенциального продукта образования - компетентности - и условий, приводящих к появлению компетентности. Как уже было сказано выше, компетентность - способность эффективно действовать, достигать результата; условием ее появления у ученика является не усвоенное знание (не только знание), но приобретение опыта самостоятельного эффективного действия, опыт организации собственной деятельности, обеспечивающей достижение результата, опыт анализа полученных продуктов, оценка их соответствия поставленной задаче и т.д. Следовательно, общим условием формирования компетентности является создание в образовательном процессе пространств самостоятельного, продуктивного, ответственного действия ребенка. Это требование является сквозным для всех ступеней общего образования, оно задает необходимое условие формирования компетентности.
Анализ научно-методической литературы и образовательной практики позволил выделить и обосновать педагогические условия, оптимизирующие процесс формирования исследовательской компетентности, а именно:
• поэтапное формирование исследовательской ком-
петентности обучающихся в следующей последовательности: формирование внутренней мотива-
ции - исполнительские действия - оценка достижений (рефлексия) - корректировочные действия;
• направленность педагогического процесса на преобразование мотивационной сферы, стимулирование учебной деятельности обучающихся по развитию у них исследовательской компетентности;
• создание исследовательской развивающей среды, заключающейся в самостоятельном выборе учащимися темы исследования, уровня сложности, форм и способов работы, самостоятельной учебно-исследовательской деятельности, осознанности цели работы и ответственности за результат, реализации индивидуальных интересов учащихся, использовании системы оценивания, адекватной требуемым образовательным результатам;
• ориентирование содержания образования на становление исследовательской компетентности обучающихся;
• гуманизация педагогического процесса, что предполагает признание самоценности ученика, обеспечение его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной исследовательской позиции в ней, возможность максимальной реализации соб-
ственного потенциала в учебно-исследовательской деятельности. Данное условие реализуется при создании субъект-субъектных отношений, в которых учащиеся становятся равноправными участниками учебно-исследовательской деятельности [2,4,16,17,19,20].
На протяжении последних лет в МАОУ лицее № 109 г. Екатеринбурга в рамках работы ФЭП АПК и ППРО ведется системная работа по формированию исследовательской компетенции у учащихся лицея
[2,5] Разработана программа формирования исследовательской компетенции, особый акцент в которой сделан на формирование компонентов данной компетенции средствами современных педагогических методов и технологий.
Относя исследовательскую компетентность обучающихся к разряду ключевых [2], мы обращаем внимание на то, что в образовательном процессе ключевые компетентности могут быть приобретены учеником, если создаются следующие условия:
• деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности -исследование, проектирование, руководство;
• создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели;
• организация продуктивной групповой работы;
• ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
• демонстрация учителем своего собственного компетентного поведения.
Следует обратить внимание на ведущую роль учащегося и его активную позицию в достижении искомого образовательного результата, которым является исследовательская компетентность.
Безусловно, обязательным условием формирования исследовательской компетентности обучающихся является целенаправленная систематическая работа на всех ступенях образования.
При организации данной работы в начальной школе учитываются возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне его ближайшего развития. Длительность выполнения исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).
44
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2014
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Если позволяют ресурсы учебного времени, исследовательскую деятельность можно организовывать в урочное время, но при условии личностно мотивированного включения ребёнка в работу.
Для обучающихся основной школы в соответствии с возрастной спецификой на первый план выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы.
Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы - близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.
Хотя становление исследовательской компетентности начинается с начальной школы, ее окончательное формирование происходит лишь в старшей школе, т.к. именно в этом возрасте завершается формирование когнитивных процессов и, прежде всего, мышления. Для обучающихся старших классов характерны развитые формы теоретического мышления, а также владение методами научного познания, способствующие выработке потребности в интеллектуальной деятельности и проявлению исследовательской инициативы. В соответствии с этим предусматривается развитие у старшеклассников творческой самостоятельности, формирование системы представлений, ценностных ориентаций, исследовательских умений и навыков, обеспечивающих им возможность жить, трудиться и продолжать профессиональное образование в качестве полноправного члена общества.
Сформированность надлежащего уровня исследовательской компетентности должна достигаться к концу 10 класса.
Поскольку формирование исследовательской компетентности обучающихся требует значительных ресурсных затрат (времени, материалов, оборудования, информационных источников, помощи консультантов и т.д.), формирование специфических умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над исследованием, но и в рамках традиционных учебных занятий поэлементно, используя для этого возможности школьных предметов.
География является одним из предметов, где можно успешно формировать у учащихся исследовательскую
компетентность. В рамках требований ФГОС, начиная с 5 класса, мы учим детей:
• ставить исследовательские вопросы;
• формулировать проблемы;
• выдвигать гипотезы;
• составлять план работы;
• планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез;
• вести наблюдения;
• выделять существенную информацию из разных источников (книги, энциклопедии, простейшие графики, таблицы, схемы, модели и т. п.);
• организовывать (систематизировать) информацию;
• представлять результаты работы в разных формах (схема, рисунок, график, таблица, устное и письменное сообщение и т.п.)
Данные умения осваиваются как метапредметные УУД и соединяются затем в общее технологическое умение в процессе работы над исследованием. Для этого нами используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, использование метода проблемного введения в тему урока, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе.
Создавая образовательную среду, способствующую формированию исследовательской компетентности обучающихся, мы придерживаемся принципа поэтапности. Трёхуровневая система формирования данного вида компетентности предполагает:
1 этап - выполнение заданий минимального уровня сложности (на уровне различения);
2 этап - частично-поисковый: формирование умения сравнивать, анализировать. Предлагается задание типа: выбрать в учебном тексте главную мысль, указать в изучаемом явлении причину и следствие;
3 этап - исследовательский: развитие умения формулировать вывод из серии наблюдений, экспериментов, умение прогнозировать ситуацию, опираясь на теорию. По результатам контроля осуществляем коррекционную деятельность, которая состоит из 2-х взаимосвязанных процессов: коррекция деятельности обучающегося и коррекция собственной деятельности.
Важно понимание того, что целью исследовательской деятельности является не только конечный результат, но и сам процесс, в ходе которого развиваются исследовательские способности учащихся, формируется исследовательская компетентность.
Возрастная периодизация формирования исследовательской компетентности
Этап Классы Содержание
Подготовительный 2-6 классы Формирование основ практических навыков научной организации труда
Развивающий 7-9 классы Развитие творческих способностей. Формирование основ исследовательской деятельности
Завершающий 10-11 классы Развитие умений и навыков исследовательской деятельности
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2014
45
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
В процессе системного подхода по формированию исследовательской компетентности удалось достичь следующих положительных результатов:
1) повышение качества обучения за счет:
• увеличения количества обучающихся, занимающихся на «4» и «5»;
• увеличения количества участников и победителей предметных олимпиад разного уровня;
2) создание положительной мотивации обучения;
3) формирование культуры мышления, исследовательских умений;
4) поддержание отношений «учитель-ученик» в рамках сотрудничества;
5) формирование умения работать с информацией разного типа, которое проявляется:
• в сознательном владении основами библиотечной грамоты,
• в активном применении новых информационных технологий;
6) самореализация личности обучающихся. Результаты проведенного нами педагогического
исследования не претендуют на исчерпывающее решение проблемы формирования исследовательской компетентности обучающихся, так как рассмотрена лишь одна из ее сторон - поиск педагогических условий, при которых становление данной компетентности в процессе образования становится более эффективным. Напротив, выявлена необходимость дальнейшего изучения этой многоаспектной проблемы в направлении выявления и использования в педагогической практике наиболее эффективных технологий, способствующих развитию компетенций, определяющих формирование исследовательской компетентности, разработки диагностических материалов, позволяющих выявить достигнутый уровень сформированности у обучающихся исследовательской компетентности.
Литература
1. Арцев М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методические рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч. 2005. № 6. С.4-29.
2. Аюбашева С. И. Программа развития лицея № 109: [Научное издание] / С. И. Аюбашева, А. О. Ивонин. Екатеринбург: ИД «Гриф», 2011.
3. Горбатова О. Н. География. 6-11 классы: технология решения творческих задач. Волгоград: Учитель, 2010. 165 с.
4. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народ. образование, 2001. 127 с.
5. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. С.66-84.
6. Десницкая В. В. Формирование исследовательской компетентности учащихся на уроках математики в общеобразовательной школе // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 3. С.63_69.
7. Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2003. № 2. С.130-136.
8. Мухина В. С. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности // Школьные технологии. 2006. № 2. С.19-31.
9. Набиева Е. В. Мониторинг формирования научно-исследовательской компетентности учителя // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. № 5. С.13-17.
10. Обухов А. С. Исследовательская позиция личности // Школьные технологии. 2007. № 5. С.22.
11. Савенков А. И. Психология исследовательского поведения и исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2003. № 2. С.39-49.
12. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения // Образование и наука. № 1 (90). 2012. С.56-65.
13. Сиденко А. С., Сиденко Е. А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.40-47.
14. Смирных О. В., Давыдова Н. Н. Универсальные учебные действия: управление формированием // Народное образование. 2012. № 1. С.167-175.
15. Трофимовская О. В. Школьник в инновационной среде // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 1. С.23-28.
16. Ушакова О. В. Исследовательская компетенция/компе-тентность, ее место в системе образовательных компетенций // Электронное научное издание «Актуальные инновационные исследования: наука и практика». 2009. № 3-4 [Электрон. ресурс] URL: http://www.actualresearch. ru/nn/2009_3/Article/pedagogy/ushakovaov3.htm (Дата обращения: 1.04.2014).
17. Чапаев Н. К., Чошанов М. А. Креативная педагогика: проблемы, противоречия, пути их разрешения // Образование и наука. 2011. № 10. С.3-12.
18. Чикнаверова К. Г. Самостоятельная учебная деятельность как основа развития самостоятельности обучающихся: методологический аспект отечественных исследований // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 4. С.17-21.
19. Шаткарь Г. А. Роль проблемного обучения в свете новых целей и ценностей образования (на примере преподавания географии) // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С.40-45.
20. Шмигирилова И. Б. Проблемы реализации компетент-ностного подхода в школьном образовании // Образование и наука. 2013. № 7. С.38-46.
46
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2014