Научная статья на тему 'Формирование самостоятельной творческой личности школьника через исследовательскую и проектную деятельность'

Формирование самостоятельной творческой личности школьника через исследовательскую и проектную деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1227
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канева Светлана Прокопьевна

В статье описывается опыт автора в формировании самостоятельной творческой личности. Одной из технологий способствующих творческой самореализации обучающихся является исследовательская и проектная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование самостоятельной творческой личности школьника через исследовательскую и проектную деятельность»

Обсуждаем ФГОС второго поколения

В статье описывается опыт автора в формировании самостоятельной творческой личности. Одной из технологий способствующих творческой самореализации обучающихся является исследовательская и проектная деятельность.

Канева Светлана Прокопьевна,

учитель географии МОУ СОШ №8 Ямало-Ненецкий автономный округ г.Лабытнанги

Формирование самостоятельной творческой личности школьника через исследовательскую и проектную деятельность

Можно ли через исследовательскую и проектную деятельность сформировать самостоятельную творческую личность?

Ключевые слова: творческая самореализация личности, самостоятельная деятельность, исследовательская и проектная деятельность

За последние годы ценностные ориентиры во многих сферах жизни общества изменились в сторону направленности на творческую самореализацию личности. Современная экономика характеризуется ростом темпа смены технологий, растет число творческих профессий, требующих самостоятельного принятия решений в условиях неопределенности.

В документах, раскрывающих основные направления развития образования, также подчеркивается идея формирования самостоятельной творческой личности, умеющей принимать решения и отвечать за них, способной нести ответственность за себя и своих близких, обладающей набором компетенций, как ключевых, так и по различным отраслям знаний, толерантностью, готовностью действовать в нестандартных ситуациях.

В связи с этим возникает необходимость смещения ценностных ориентиров деятельности учителя в сторону осознания им необходимости перехода от учения как процесса запоминания к учению как процессу умственного развития и воспитания активной творческой личности.

Целью своей деятельности считаю формирование самостоятельной творческой личности, способной применять полученные знания и умения в социуме.

Для реализации данной цели решаю следующие задачи:

1. Приобщение обучающихся к творческой деятельности, обучение нестереотипным способам решения географических задач и самостоятельному выбору соответствующего географического инструментария.

2. Формирование умений анализировать, систематизировать, раскрывать причинно- следственные связи, делать выводы и географический прогноз.

3. Вовлечение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность.

Анализируя новейшие подходы к образованию, обозначила для себя два основных подхода к формированию самостоятельной творческой личности. Первый путь предполагает создание таких условий образования, при которых формирование у школьников универсальных методов познавательной, ценностноориентационной и практической деятельности происходит непосредственно в рамках учебного процесса. Второй путь основывается на приоритете самообразовательной деятельности обучающихся. И в первом, и во втором случае необходимо создать условия, предполагающие формирование у обучающихся интереса к познанию и открытию мира, готовность к сотрудничеству, способность принимать решения, самостоятельность мышления, гибкость и критичность ума.

С целью более эффективного формирования творческих способностей я применяю следующие технологии:

• проблемно-диалогического обучения,

• проектно-исследовательскую,

• работа в малых группах,

• развитие критического мышления,

• здоровьесберегающие ,

• информационно-коммуникационные.

Технология проблемно-диалогического обучения

позволяет мне достичь высокой активности обучающихся, научить детей мыслить самостоятельно, уметь выдвигать гипотезы и решать проблемы, привлекая знания из различных областей науки.

Работа в малых группах способствует формированию и развитию социально-активной личности, так как дает возможность всем обучающимся участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, развивает умение активно слушать, помогает разрешать возникающие разногласия.

Технология развития критического мышления позволяет развивать у обучающихся способность анализировать информацию, учит применять полученные результаты как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях, развивает способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Работая в режиме развивающего обучения, я пришла к выводу, что проектная -исследовательская деятельность как никакая другая способствует формированию самостоятельной творческой личности, способной применять полученные знания и умения в социуме.

Эта технология позволила мне так организовать учебную и внеучебную деятельность, в которой ученик ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия.

56

Эксперимент и инновации в школе 2011/2

Обсуждаем ФГОС второго поколения

Мои ученики освоили несколько видов проектов: исследовательские, творческие, приключенческие, ознакомительно-ориентировочные.

Исследовательские проекты имеют хорошо продуманную структуру, четко поставленные цели, социальную значимость. Такие проекты, как правило, долгосрочны. Их разрабатывают мои ученики для участия в научно-исследовательских, научно-практических конференциях, творческих конкурсах. Примерами таких работ могут быть: «Влияние работы автотранспорта на окружающую среду и здоровье человека», «Создание занимательного пособия по краеведению для младших школьников», «Прошлое и настоящее поселка Октябрьский».

Творческие проекты. На уроках или дома ребята пишут сочинения, памятки туристам, разрабатывают туристические маршруты, дневники экспедиции, сочиняют стихи.

Приключенческие, игровые проекты. Участники проектов принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

На уроках школьники становятся палеонтологами (5 класс), путешественниками (6 класс), гидрологами, климатологами, геологами (7 класс), руководителями предприятий (9 класс). При помощи такого вида деятельности добиваюсь усвоения учебного материала обучающимся на доступном им уровне, доступными средствами, индивидуально или с помощью других ребят.

Ознакомительно-ориентировочные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ, обобщение фактов. Например, «Островок науки на Зелёной горке», «Черные дыры». К таким же проектам относятся сообщения обучающихся о явлениях природы, заповедниках, географических объектах.

Проектная деятельность приучает школьников работать со справочной, энциклопедической, научно-популярной литературой, учит их выбирать главное, синтезировать материал из разных источников, делать выводы, развивает аналитическое мышление. Всё это влияет на интеллектуальное, нравственное и творческое развитие личности, отвечает требованиям современности.

Часто мои ученики пишут проекты по краеведению: истории, этнографии, экономике, культуре. Судьба любого человека неразрывно связана с судьбой территории, где проживаешь, поэтому такие проекты несут в себе следующие задачи: проследить эту связь через судьбы живых свидетелей и участников исторических событий и сделать все возможное, чтобы сохранить память о них. Поэтому обучающиеся, как правило, встречаются с героями (или их родственниками) своих исследовательских работ, знакомятся с документами музея, личными архивами, беседуют с людьми, находят и изучают

печатный материал - газетные статьи, брошюры и книги. Это кропотливая и трудоемкая работа и ведут ее обучающиеся самостоятельно. Это самый важный этап исследовательской деятельности. Ребятам необходимо научиться работать не только с письменными, но и с устными источниками - воспоминаниями и рассказами самих людей. Поэтому учу юных исследователей вести беседу, интервью, просто слушать рассказ, технике ведения записей, правильно оформлять свои работы. Примером такой работы является проект Абрамовой А. «Без прошлого нет настоящего (по материалам личного архива П.К. Щерицы) »

В ходе работы над проектом я корректирую направления и указываю на главные ориентиры «маршрута» поисков: «Давай порассуждаем... Поищем ответ с помощью мысленного эксперимента... Выдвинем гипотезу, идею, мелькнувшую мысль, догадку примем в качестве исходного допущения... Посмотрим, что получится... Сделаем первый шаг... второй...

Процесс работы над проектом немыслим без дискуссий, которые составляют основу проектной работы и предполагают наличие у каждого участника своего мнения, готовность аргументировано защищать это мнение и, что наиболее важно, преодолев себя, отказаться от него, если оно ошибочно.

Работа над проектом, по моим наблюдениям, позволяет неуверенным в себе и недостаточно успешным в учебе детям найти свою нишу, где они могли бы себя реализовать и получить ощущение собственной значимости.

Результат работы по выполнению проекта никто не оценит лучше самих участников. Как правило, это происходит при разговоре уже после выступления. Такой разговор позволяет мне судить об изменениях в мышлении, произошедших в умах участников. Он может быть своеобразным подведением итогов и подготовкой к следующему проекту.

Одно из достоинств проектно-исследовательской деятельности - создание в школе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности и развить свои универсальные умения. Она позволяет:

• повысить мотивацию изучения предметов школьной программы;

• реализовать комплексное восприятие учебных предметов;

• принимать самостоятельные решения;

• поверить в свои силы.

В процессе общения меняется и роль учителя: из всеведущего, непререкаемого наставника он постепенно превращается в компетентного коллегу, старшего партнера по исследованию и разработке про-

Эксперимент и инновации в школе 2011/2

57

Обсуждаем ФГОС второго поколения

екта, в квалифицированного эксперта-консультанта, инициатора интересных начинаний, бросившего вызов сообразительности, изобретательности и творческой фантазии учеников.

Внедрение проектно-исследовательской деятельности позволяет мне успешно формировать у обучающихся необходимые навыки самостоятельной работы, повышать от класса к классу уровень мотивации и творческой активности, усилить интеграционную составляющую обучения, обеспечивать качество образования.

В процессе деятельности отслеживаю результаты, провожу диагностику. Результаты диагностики свидетельствуют, что наблюдается повышение уровня мотивации, повысился уровень креативности обучающихся, а, в целом, качество и результативность обучения.

Литература

1. Беляева Е.Б. Метод проектов на уроках немецкого языка в начальной школе. //Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - №1.

2. Бычкова Е.Ю. Телекоммуникационные проекты как средство развития коммуникативной компетентности

обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №4.

3. Валамина О.В. развитие культурно-образовательной среды в рамках Социально-образовательного проекта «Гражданин» // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №1.

4. Кочуров С. Исследование «феномена компьютерной зависимости» учащихся в возрасте 11-13 лет (9 кл., г. Лянтор) МО // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №2.

5. Новиков А.М. Общие эмпирические методы исследования // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №1.

6. Новиков А.М. Технология проведения отдельного исследования // Эксперимент и инновации в школе. -2009. - № 6.

7. Сиденко А.С. Виды проектов и этапы проектирования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №2.

8. Сиденко А.С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в образовании. -2008. - №1.

9. Хуснетдинова М.К. Развитие самостоятельности школьников средствами проектных технологий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №3

Данная статья посвящена проблемам формирования интеллектуальных способностей школьников в современных условиях. В статье раскрываются условия педагогической деятельности учителей технологии, являющиеся основополагающими для формирования единого образовательного пространства технологической подготовки в общеобразовательной школе.

Бутузова Ольга Геннадьевна

методист технологии Методический центр Северного окружного управления Департамента образования г. Москвы

г. Москва butuzova@mail.ru

Формирование исследовательских умений учащихся в процессе проектной деятельности на уроках образовательной области «Технология»

Каким образом можно раскрыть творческий потенциал обучающихся и развить их исследовательские умения?

Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательские умения, проектный метод.

В настоящее время, которое характеризуется активизацией творческой деятельности всех слоев нашего общества, проблема усиления развития интеллектуальных способностей подрастающего поколения в обучении стоит особенно остро. От того, как личность человека сформирована в общеобразовательной школе в процессе обучения различным дисциплинам, зависит будущая роль этой личности в обществе. Основополагающим требованием нашего общества в современной школе к характеру обучения является формирование личности человека, который умел бы творчески решать научные, производственные, общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения. Проблема обучения учащихся исследовательским умениям должна решаться в общеобразовательной школе по всем учебным предметам.

Проблема исследовательской деятельности связана с ростом потока научной информации, поэтому возникает необходимость развивать у учащихся умения самостоятельно приобретать знания и применять их на практике. В настоящее время не полностью реализуются все возможности по повышению уровня обучения, в частности, незначительна доля самостоятельной и творческой работы учащихся, в связи с этим недостаточно активизируется их умственная деятельность, невысок интерес к изучаемому ма-

58

Эксперимент и инновации в школе 2011/2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.