Научная статья на тему 'Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе как фактор повышения уровня учебной мотивации младших школьников'

Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе как фактор повышения уровня учебной мотивации младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1834
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федина Людмила Станиславовна

В статье показаны пути повышения уровня учебной мотивации младших школьников через внедрение проектно-исследовательской деятельности в урочную и внеурочную деятельность в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе как фактор повышения уровня учебной мотивации младших школьников»

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

В статье показаны пути повышения уровня учебной мотивации младших школьников через внедрение проектно-исследовательской деятельности в урочную и внеурочную деятельность в начальной школе.

Федина Людмила Станиславовна

учитель начальных классов, МОУ «Солнечная СОШ №1», с.п. Солнечный, Сургутский район, ХМАО -ЮГРА. E-mail: lkotonij@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Как можно повысить учебную мотивацию младших школьников?

Ключевые слова: метод проектов, проектно-исследовательская деятельность, учебная мотивация, младшие школьники.

Детство - это тот период жизни, когда каждый человек - исследователь и первооткрыватель. Именно в начальной школе дети наиболее «открыты» для новых знаний и педагоги должны создать полноценные условия для формирования умения учиться и развития учебной мотивации у младших школьников.

Проектно-исследовательская деятельность школьников не является принципиально новой темой в образовании. Так метод проектов применялся в советской школе. Но это привело к снижению уровня общеобразовательной подготовки школьников. Данный метод был исключён из школы. В то же время, педагоги тех стран, где метод проектов применялся, считают, что его необходимо применять в дополнение к другим видам обучения. На современном этапе развития образования обучение в проектной форме уже не отрицает систематического усвоения знаний. Такой вид деятельности сегодня активно используется в учебно-воспитательном процессе и позволяет детям осуществить первые опыты самостоятельной исследовательской работы.

Умения и навыки, полученные в работе над проектом, помогают ребятам в дальнейшей учебной деятельности. Они более уверенно чувствуют себя на уроках, не боятся публичных выступлений, умеют отстаивать собственное мнение и позицию.

Считаю, что главным преимуществом проектного обучения является то, что ученик ориентируется на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определённой темы. Различия между проектом и исследованием, прежде всего в целях. Цель проекта - реализация проектного замысла (создание какого-то продукта). Цель исследовательской деятельности - уяснение сущности явления, истины, открытия новых закономерностей.

Работать над внедрением данной темы в практику обучения я начала в 2004 году. Первыми шагами в этом направлении было участие в школьных научно-практических конференциях. В этом году на районном конкурсе «Юниор» и Всероссийском дистанционном конкурсе «Детский исследовательский проект». Уже тогда было понятно, что работая в таком формате с младшими школьниками, учитель выходит на качественно новый виток общения и отношений с детьми. Конечно, это были высокомотивированные дети. Но и их учебная мотивация повышалась в процессе работы над проектами и исследованиями. Но это был внеурочный вид деятельности. За два года я смогла охватить им всего 4 обучающихся, что составляло 18% от всех учеников класса. Остальных детей привлекала к различным видам работы, которые помогали в создании проектов и исследований: анкетирование, наблюдение, работа с литературой. Все наши первые проекты были долгосрочными по времени и в большинстве своём межпредметные.

Во время работы над проектом часто возникали сложности, так как ребятам трудно было вычленять проблемы, ставить цели, задачи, выдвигать гипотезы. А хотелось охватить этой работой как можно большее количество учеников. Получалось ещё, что во внеурочной деятельности мы с учениками сотрудничали, творили, а на уроках взаимоотношения мои и детей оставались традиционными.

После нескольких лет работы по данной проблеме я пришла к выводу, что вовлечение в проектно-исследовательскую деятельность всех учащихся возможно только в том случае, если применять её на уроках. Здесь возникает ряд проблем, которые учитель должен просчитывать и предугадывать. Во-первых, следить за тем, чтобы выдвижение гипотез не увело в сторону

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011

7

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

обучающихся от изучаемой темы. Ведь прохождение программного материала на уроке никто не отменял. Вторая проблема состоит в том, что на уроке в данном виде деятельности очень часто бывают эффективными парные и групповые формы работы. Возрастные особенности младших школьников не позволяют ребятам контролировать ход работы в группах самостоятельно. Поэтому детей необходимо учить взаимодействию в парах и группах с первого класса. Для эффективной работы в рамках проектно-исследовательской деятельности необходимо проводить специальные подготовительные упражнения по обучению ребят видеть проблему с разных сторон, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, искать нужную информацию.

В своей работе применяю упражнения Савенкова А. И. описанные в пособии «Содержание и организация исследовательского обучения школьников». [1] Весь период первого класса и первое полугодие второго класса являются подготовительными.

Немаловажную роль в этом процессе играют родители, их готовность поддержать и помочь ребёнку при подготовке к уроку. Очень важно здесь отметить тот момент, что родители на начальном этапе могут помочь ребёнку, но, ни в коем случае, не делать работу за него.

Начиная со второй четверти второго класса, внедряю в практику обучения мини-проекты и мини-исследования на уроках. Они носят характер краткосрочных или среднесрочных и в основном монопредметные.

Наиболее благоприятными в этом плане являются такие учебные дисциплины как окружающий мир, технология, литературное чтение. Более сложными для внедрения проектно-исследовательской деятельности являются русский язык и математика.

Сейчас в моём втором классе 23 ученика. По данным мониторинга психологической диагностики двое из них имеют игровую мотивацию, что соответствует низкому уровню, у шести человек внешняя мотивация. Но во время проведения уроков с применением проектно-исследовательской деятельности мотивация этих обучающихся значительно возрастает, так как работают они увлечённо, проявляют высокий уровень познавательной активности. На уроках, в так называемой традиционной форме, у обучающихся с игровой мотивацией часто бывает плохое настроение, низкий уровень активности. Если в урок включена работа над исследованием или проектом, дети становятся более уверены в своих силах. По результатам наблюдений психологов проявляется повышенный эмоциональный фон. Также родители отмечают, что подготовка к таким урокам проходит более увлечённо.

В этом учебном году нами были созданы мини-проекты и исследования, над которыми мы с учащимися работали на уроках. В течение учебного года словарную работу на уроках русского языка веду по двум направлениям. Часть слов изучаем так называемым «традиционным способом», а часть вошли в мини-проект класса «Наш словарь». Предполагалось, что к концу учебного года 60% словарных слов войдут в данный проект. Анализируя качество и успеваемость усвоения обучающимися словарных слов, я пришла к выводу, что слова, изученные с применением проектной деятельности и традиционным способом, усваиваются

обучающимися примерно на одинаковом уровне. Но учебная мотивация у детей во время таких уроков была следующей: 27% - средний уровень, 73% - высокий уровень. Об этом свидетельствуют результаты рисуночной диагностики, где изображены учебные ситуации именно во время работы над проектом. Также нами была создана «Книга сказок» нашего класса. Примечательно, что когда домашним заданием к произведению Б. Цыферова «Как цыплёнок сочинял сказку» было сочинить собственную сказку по желанию, то такое желание возникло у 60% обучающихся. А когда, в результате появилась книга сказок нашего класса, все без исключения ребята захотели поместить туда свои сказки. Это ещё раз подтверждает, что у младших школьников мотивация возрастает, если они могут ориентироваться на конкретный продукт своей деятельности.

Участвуя в международной дистанционной Неделе математики, проводимой образовательной инициативой SNAL, ученики проводили мини-исследование «Геометрия вокруг нас». В основу нашего исследования вошёл учебный материал предметов в рамках одного учебного дня. На уроке литературного чтения, русского языка, окружающего мира и даже музыки ребята выдвигали гипотезы и исследовали учебный материал урока, чтобы подтвердить или опровергнуть их. Так как на исследования организаторами было отведено 24 часа, то учебная деятельность на уроке плавно перетекла во внеурочную. Также на Неделе математики нами был создан мини-проект интерактивная математическая газета «Точка». В результате команда 2 Б класса на VI Международной неделе математики заняла 3 место.

В процессе работы над данной темой, определились проблемы и преимущества внедрения проектноисследовательской деятельности в урок.

Проблемы:

1. Большие временные затраты в ходе урока и по подготовке к нему.

2. Разноуровневый класс.

3. Многие дети приходят не готовыми к обучению в школе.

Преимущества.

1. Повышение уровня мотивация обучающихся.

2. Взаимоотношения учитель - ученик качественно меняются.

3. Возрастает учебная активность обучающихся.

4. Приобретаются исследовательские навыки и активизируется личностная позиция ученика.

Начальная ступень обучения переходит на новые образовательные стандарты [3,4]. Одним из ключевых положений Стандарта нового поколения является формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Считаю, что проектно - исследовательская деятельность обучающихся будет способствовать формированию познавательных и коммуникационных универсальных учебных действий.

Особое значение имеет применение проектно-исследовательской деятельности в развитии личности обучающегося. Ребята учатся эффективно работать с информацией, обобщать свою работу, ставить эксперименты и опыты, доказывая или опровергая гипотезы, кратно возрастает уровень учебной мотивации. А самое главное: они приобретают общеучебные умения

8

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

и навыки, которые помогают в дальнейшем обучении в среднем звене.

Авторы «околостандартных материалов» Стандартов второго поколения в пособии «Проектные задачи в начальной школе» [2] предлагают в качестве пропедевтики проектной деятельности в начальной школе ввести решение проектных задач как прообраз проектов. А проектную деятельность младшего школьника называют, по Выготскому, «зоной ближайшего развития». Такой подход к проектной деятельности является совершенно отличным от сегодняшнего представления учителя о ней. Но, в то же время, авторы подчёркивают, что это потребует изменения всего уклада школы, так как невозможно введение инновации только в отдельном сегменте образовательного процесса школы. Образовательный эффект от любой инновации проис-

ходит только в том случае, если вокруг этой инновации

меняется вся среда школы.

Литература

1. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А. И. Савенков. - Москва.: Сентябрь, 2003.

2. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и другие.]; под ред. Воронцова. - 3-е изд.- М.: Просвещение. 2011.

3. Сиденко А. С. Виды проектов и этапы проектирования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.

4. Сиденко А. С. Интернет-ресурсы Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения // Эксперимент и инновации в школе.- 2010. - № 1.

В статье представлен проект, направленный на развитие здоровой, творчески растущей личности с устойчивой мотивацией к познавательной деятельности, ориентированной на выполнение моральных норм, способной к оценке своих поступков. Проект ориентирован на младших школьников.

Базалук Ольга Михайловна

учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Пангоды.

E-mail: olenkabazaluk@mail.ru

ПРОЕКТ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЧЕРЕЗ КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ К ЛИЧНОСТНОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ»

Какие надо создать условия для реализации данной модели внеурочной деятельности, чтобы дать возможность обеспечить индивидуальный прогресс каждого обучающегося?

Ключевые слова: личностно-ориентированная развивающая школа; целевой ориентир-ученик начальной школы; социальные компетентности; открытая мобильная интегративная модель; основной модуль; дополнительный модуль; дело-ученик-событие; успешность, реализация.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Пангоды» - Муниципальное общеобразовательное учреждение, опорное в Надымском районе по направлению - адаптивная школа «Детский сад -школа - вуз», реализует важнейшие положения приоритетного национального проекта «Образование» (муниципальная целевая программа «Образование» 2009-2012 годы, утвержденная постановлением Главы муниципального образования Надымский район № 55 от 27 января 2009 г.).

Обеспечивая доступное и качественное образование, педагогический коллектив школы достиг опреде-

лённых успехов, внедряя эффективные формы и методы, технологии обучения и воспитания.

Школа:

• внесена во Всероссийскую Книгу Почёта, 2009 г.

• обладатель Муниципальной ведомственной награды «Признание» и премии в размере 150 000 рублей, 2006 г.

Материально-техническая база школы позволяет успешно осуществлять воспитательный процесс, дополнительное образование,развивать спортивно - оздоровительную и культурно-досуговую деятельность в школе. В школе имеется 3 компьютерных класса,

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.