ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
и навыки, которые помогают в дальнейшем обучении в среднем звене.
Авторы «околостандартных материалов» Стандартов второго поколения в пособии «Проектные задачи в начальной школе» [2] предлагают в качестве пропедевтики проектной деятельности в начальной школе ввести решение проектных задач как прообраз проектов. А проектную деятельность младшего школьника называют, по Выготскому, «зоной ближайшего развития». Такой подход к проектной деятельности является совершенно отличным от сегодняшнего представления учителя о ней. Но, в то же время, авторы подчёркивают, что это потребует изменения всего уклада школы, так как невозможно введение инновации только в отдельном сегменте образовательного процесса школы. Образовательный эффект от любой инновации проис-
ходит только в том случае, если вокруг этой инновации
меняется вся среда школы.
Литература
1. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А. И. Савенков. - Москва.: Сентябрь, 2003.
2. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и другие.]; под ред. Воронцова. - 3-е изд.- М.: Просвещение. 2011.
3. Сиденко А. С. Виды проектов и этапы проектирования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.
4. Сиденко А. С. Интернет-ресурсы Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения // Эксперимент и инновации в школе.- 2010. - № 1.
В статье представлен проект, направленный на развитие здоровой, творчески растущей личности с устойчивой мотивацией к познавательной деятельности, ориентированной на выполнение моральных норм, способной к оценке своих поступков. Проект ориентирован на младших школьников.
Базалук Ольга Михайловна
учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Пангоды.
E-mail: olenkabazaluk@mail.ru
ПРОЕКТ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЧЕРЕЗ КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ К ЛИЧНОСТНОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ»
Какие надо создать условия для реализации данной модели внеурочной деятельности, чтобы дать возможность обеспечить индивидуальный прогресс каждого обучающегося?
Ключевые слова: личностно-ориентированная развивающая школа; целевой ориентир-ученик начальной школы; социальные компетентности; открытая мобильная интегративная модель; основной модуль; дополнительный модуль; дело-ученик-событие; успешность, реализация.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Пангоды» - Муниципальное общеобразовательное учреждение, опорное в Надымском районе по направлению - адаптивная школа «Детский сад -школа - вуз», реализует важнейшие положения приоритетного национального проекта «Образование» (муниципальная целевая программа «Образование» 2009-2012 годы, утвержденная постановлением Главы муниципального образования Надымский район № 55 от 27 января 2009 г.).
Обеспечивая доступное и качественное образование, педагогический коллектив школы достиг опреде-
лённых успехов, внедряя эффективные формы и методы, технологии обучения и воспитания.
Школа:
• внесена во Всероссийскую Книгу Почёта, 2009 г.
• обладатель Муниципальной ведомственной награды «Признание» и премии в размере 150 000 рублей, 2006 г.
Материально-техническая база школы позволяет успешно осуществлять воспитательный процесс, дополнительное образование,развивать спортивно - оздоровительную и культурно-досуговую деятельность в школе. В школе имеется 3 компьютерных класса,
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011
9
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
большинство учебных кабинетов оснащены компьютерной техникой, имеется 9 точек выхода в сеть Интернет, школьный сайт, библиотечно-информационный фонд и медиатека ежегодно пополняется на 15-20%, которые востребованы учащимися, педагогами и родителями.
В рамках Программы развития школы на 20102013 гг., целью которой является образование компетентной личности, обеспечение её самоопределение и самореализации, в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Пангоды» функционируют воспитательные программы «Юный патриот России», «Взаимодействие школы и семьи», «Здоровье», «Талант», «Участие старшего поколения в духовно - нравственном воспитании школьников», «Университет современной семьи», которые способствуют формированию и укреплению школьных традиций.
На протяжении нескольких лет на базе школы действуют детские общественные организации по ступеням, младшие школьники тоже являются членами детской организации «Родничок».
Ведущую роль в организации свободного времени ребёнка занимают кружки, клубы и секции: научное общество младших школьников «Мудрый совёнок», кружок «Мой край», изостудия «Радуга», вокальная студия «Ступеньки к звёздам», кружок «Рукодельница», спортивная секция «Волейбол».
Также школа активно развивает социальное партнерство с учреждениями дополнительного образования в соответствии с договорами о сотрудничестве:
• музыкальная школа;
• ЦТР и ГО «Ритм»;
• КСК «Гармония», КЛК «Кристалл», ФЖК «Финский»;
• ДК «Юбилейный».
Однако Президентская инициатива «Наша новая школа», Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 гг» предполагают внедрение механизмов реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования, соответствие требованиям инновационного развития экономики, современные потребности общества
и гражданина, тем самым требует новых инновационных концептуальных подходов.
«Дитя - драгоценность, но ещё большая драгоценность - его воспитание»
Народная мудрость
Характеристика проблемы и обоснование необходимости её решения
В соответствии с Концепцией Федеральных Государственных образовательных стандартов 1-го поколения целью образования было определено построение личностно ориентированной развивающей школы.
Внедрение новых образовательных стандартов предусматривает иную цель современного образования, согласно которой приоритетным становится достижение оптимального общего развития каждого ребёнка при сохранении его психического и физического здоровья. (Из Концепции Федеральных Государственных образовательных стандартов 2-го поколения).
«Воспитание, в отличие от обучения, обращено не только к разуму, но и к душе ребенка», сказал В. В. Зеленский, поэтому, в рамках перехода на ФГОС второго поколения и возникла необходимость создания инновационной модели внеурочной деятельности, где главным целевым ориентиром выступает ребенок - ученик начальной школы. Мы предполагаем, что новая модель должна способствовать овладению младшим школьником социальными компетентностями, т. е от внеурочной деятельности к самосовершенствованию личности. Для этого необходимо создать условия и правильно организовать внеурочную деятельность с применением современных форм, методов, технологий и разнообразием форм организации.
Цель проекта: развитие здоровой, творчески растущей личности, с устойчивой мотивацией к познавательной деятельности, ориентированной на выполнение моральных норм, способной к оценке своих поступков.
Задачи проекта:
1. Совершенствовать условия для реализации способностей и потребностей ребёнка через различные направления внеурочной деятельности (художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, научнопознавательное, военно-патриотическое, общественно полезную и проектную деятельность).
2. Формировать знания, умения и способы деятельности, определяющие социальную компетентность младшего школьника в рамках перехода на стандарты второго поколения (ФГОС), предпочтения к выбору профессии.
3. Отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и потребностями.
4. Развивать педагогически организованное сотрудничество с родителями, учреждениями дополнительного образования и социальными партнерами.
10
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Предполагаемый результат:
1. Младший школьник должен быть социально компетентен (иметь социальный опыт):
- свободно ориентироваться в окружающем мире, соблюдать правила безопасного поведения (школе, доме, жилой местности, на природе);
- уметь организовывать и проводить культурный семейный досуг (досуг с друзьями, в разновозрастных группах) - спортивных и других игр, совместное музицирование, коллективное чтение и постановка театрализованных представлений, посещение художественных выставок, оценка произведений искусства (выражение собственного мнения), организация семейных и школьных праздников и пр.) и индивидуальный культурный досуг (подбор художественной литературы для чтения, чтение и понимание художественного текста; подбор музыкальных произведений для прослушивания; самостоятельное сочинение несложных литературных и музыкальных произведений, создание несложных выразительных художественных произведений (графических, скульптурных, поделочных и пр.);
- осуществлять простейшие трудовые функции, функции самообслуживания (уборку территории, квартиры; несложный ремонт изделий; изготовление несложных конструкций из разных материалов для решения собственных задач (в том числе, оценивание величины предметов «на глаз»; пользование инструментами; использование образцов, схем, эскизов, чертежей; выбор материалов с учетом свойств по внешним признакам);
- заботиться о своём здоровье, эмоциональном благополучии (осуществление ухода за своим телом по мере необходимости, гигиенических мероприятий, закаливающих процедур, умение почувствовать и осознать симптомы начинающейся болезни);
- уметь вести культурный диалог в условиях бытового общения
2. Развить интеллектуальные и творческие способности школьников с учетом их индивидуальных потребностей, способность к самореализации и самосовершенствованию
Реализация проекта предполагает следующие этапы:
I этап - подготовительный (январь - август 2011 г.)
• изучение нормативной базы;
• поиск и коррекция форм, методов и способов воспитания с учётом инновационной модели;
• определение стратегии и тактики деятельности;
• подготовка педагогических кадров;
• заключение договоров о сотрудничестве;
• корректировка программ внеурочной деятельности.
II этап - основной (сентябрь 2011 г. - май 2015 г.)
• реализация модели:
Ш этап - рефлексивный (май - август 2015 г.)
• соотнесение результатов проекта с и задачами, с планируемыми результатами, внесение изменений в модель внеурочной деятельности
• определение путей и перспектив дальнейшего развития проекта.
«Первое благо для человека -здоровье, второе - повышенный уровень умственной энергии, третий - душевная мудрость и общение, четвёртая - трудолюбие... Но высшее благо - это развитие и совершенствование».
Народная мудрость
Деятельность
В Рабочем учебном (образовательном) плане начальной школы, составленном на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерного базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования России (МОиН РФ № 373 от 06.110.2009) заложена внеурочная работа во второй половине дня в количестве 10 часов по основным направлениям:
• художественно-эстетическое
• спортивно-оздоровительное
• научно-познавательное
• военно-патриотическое
• общественно полезная деятельность
• проектная деятельность.
Также внеурочная деятельность предусматривает индивидуальные и групповые внеаудиторные занятия обучающихся до 10% объема времени, отведенного на предметные области: филологию, математику и окружающий мир.
Анкетирование родителей показало, что 96% поддерживают идею организации внеурочной деятельности детей во вторую половину дня и хотели бы, чтобы их «ребёнок развивался под присмотром квалифицированных специалистов» (100%), «ребёнку была предоставлена свобода выбора различных направлений деятельности для реализации своих потребностей, интересов» (96%) и «ребенку была оказана помощь в коррекции неусвоенных тем» (100%).
Внеурочная деятельность - это область согласованного личностного влияния педагогов, подкреплённого различными формами и системой организационных условий, это целостный организм, интегрирующий все педагогические воздействия, идущие на ученика, обеспечивающие целостность развивающейся личности ребёнка. Поэтому конечным продуктом внеурочной деятельности I ступени школьного образования, на наш взгляд, является младший школьник, овладевший социальными компетентностями в соответствии с моделью выпускника начальной школы XXI века:
• любящий свой народ, свой край и свою Родину;
• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011
11
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
• доброжелательный, умеющий слушать и слышать
собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
• выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Формирование компетенций напрямую связано с организацией воспитательного пространства.
Поэтому, предлагаемая нами модель внеурочной деятельности основывается на ключевых воспитательных компетенциях, формируемых у младшего школьника, предложенных доктором педагогических наук А. В. Хуторским:
• общекультурная компетенция (знание традиций, национальной культуры, культуры отдельных народов, освоение научной картины мира, умение эффективно организовывать свободное время, владение основами семейных, социальных, общественных явлений);
• ценностно-смысловая компетенция (умение видеть и понимать мир, осознание своей роли и предназначения, умение выбирать целевые и смысловые установки для действий и поступков, умение быть гражданином и патриотом);
• учебно-познавательная компетенция (умение добывать знания непосредственно из реальности, владение приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем, умение отличать факты от домыслов, использование вероятностных, статистических методов познания);
• информационная компетенция (умение пользоваться компьютерными источниками информации, энциклопедиями и словарями, умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать необходимую литературу, составлять план, тезисы, статьи, сценарии);
• коммуникативная компетенция (способность вступать в общение с целью быть понятым, умение выражать свои мысли, выступать пред аудиторией, вести дискуссию, аргументировать, доказывать);
• социально-трудовая компетенция (владение опытом в сфере гражданской общественной деятельности, социально-трудовой сфере, сфере семейных отношений, владение минимальными навыками, необходимыми для жизни в современном обществе);
• компетенция личностного совершенствования (владение способами деятельности в непрерывном самопознании, самосовершенствовании, развитие необходимых современному человеку личностных качеств, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения, здорового образа жизни.
Разработанная нами модель направлена на решение круга проблем:
1. социально - психологических, связанных с развитием личностных качеств, навыков самообразования, умений делать осознанный выбор и способности детей
адаптироваться и гибко реагировать на вызовы быстро изменяющегося мира;
2. общепедагогических, связанных с расширением образовательной среды, выстраиванием образовательного пространства на основе учёта личностных интересов и образовательных потребностей всех субъектов внеурочной деятельности;
3. методологических, связанных с необходимостью освоения и применения новых технологий, методов, организационных форм внеурочной деятельности.
В основу инновационной модели внеурочной деятельности положены принципы:
• открытости;
• привлекательности будущего дела;
• деятельности;
• свободы выбора;
• обратной связи;
• сотворчества;
• успешности.
Таким образом, внеурочную деятельность мы представили в рамках интеграции школы с социокультурной инфраструктурой пос. Пангоды: создание комплекса дополнительных услуг с участием организаций и учреждений, имеющих базу и кадровые ресурсы, необходимые для решения задач целостного развития личности - это ДК Юбилейный», КСК «Гармония», РИТМ и привлечении совместителей, квалифицированных педагогов дополнительного образования. Наша модель является открытой мобильной интегративной.
Основываясь на мнении родителей и выявлении проблемного поля деятельности, мы определили фундаментальное ядро предлагаемой модели, которое представлено 3 основными направлениями: спортивно-оздоровительным, научно-познавательным и общественно-полезным.
12
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Основной модуль внеурочной деятельности
Направление Модуль Виды деятельности
Спортивно-оздоровительное направление Объединение “Здоровым быть модно!” Закаливание, развитие основных двигательных качеств, пропаганда ЗОЖ, занятия ЛФК
Научно-познавательное направление Клуб “Изведай неизведанное” Познание себя и окружающего мира, естественно-научные проекты, участие в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах
Общественно-полезная деятельность Социальная площадка “Наша школа” Организация дежурства по школе, создание цветников, работа на пришкольном участке, благоустройство школы и прилегающей территории
Проектная деятельность Научное объединение учащихся “Мудрый совёнок” Научно-исследовательская, проектная деятельность; творческие отчёты, презентации; участие в конференциях и презентациях различного уровня; проведение интеллектуальных игр в рамках предметных недель.
Дополнительный модуль внеурочной деятельности
Направление Модуль Виды деятельности
Спортивно-оздоровительное направление Объединение «Шах и Мат» Шахматные и шашечные турниры
Школа будущих олимпийцев Лыжная подготовка, проведение массовых лыжных прогулок, соревнования по лыжной подготовке.
Секция «Спортивные игры» Игры - аттракционы, игры - состязания
Научно-познавательное направление Предметная внеурочная деятельность Участие в организации и проведении декад по предметам в школе. Участие в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах.
Курс ораторского искусства «Свободный микрофон» Культура речи, правила ораторского искусства, выступления перед публикой
Психологический курс «Я - личность!» Психолого-педагогическое сопровождение, познание себя и окружающих
Объединение «Инфознайка» Информационно-коммуникационная грамотность
Художественно-эстетическое направление Дэнс - класс Разучивание коллективных и индивидуальных танцев, подготовка и участие в конкурсах
Творческая площадка «Фантазируй, думай, твори!» Выполнение творческих проектов, подготовка и участие в творческих конкурсах
Театральный кружок «Сундучок сказок» Подготовка, проведение кукольных спектаклей
Общественно-полезная деятельность Движение «Школьники малышам» Шефская работа, направленная на организацию совместной досуговой деятельности, создание системы совместного воспитания.
Студия «Юный корреспондент» Освещение школьной жизни в различных её проявлениях.
Военно-патриотическое направление Кружок «Мой край» Изучение природы родного края, его природных богатств, культуры и истории.
Дружина «Юный спасатель» Выполнение работы, направленной на освоение азов профессии пожарного, милиционера и т. д.
Индивидуальные и групповые консультации, мастерские Филология Математика и информатика Окружающий мир Выращивание самостоятельности младших школьников через практики, педагогическое сопровождение домашней самостоятельной работы по предметам.
Основное направление включает ряд взаимосвязанных организационно-содержательных модулей: объединение «Здоровым быть модно!», клуб «Изведай неизведанное», социальная площадка «Наша школа», научное объединение учащихся «Мудрый совёнок» и предполагают обязательное их посещение параллелью (3 часа) в течение всего обучения в начальной школе.
Дополнительный модуль предполагает реализацию различных всех 6 направлений внеурочной деятельности (художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезную и проектную деятельность) в рамках отдельно взятого класса и посещаются детьми по выбору. На основе всестороннего изучения личности ребенка психоло-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011
13
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Управленческий аспект реализации проекта
Рабочая группа Функции
Административно-координационная Координирует деятельность всех участников внеучебной деятельности, делает выводы об эффективности проделанной работы, вносит коррективы, обеспечивает создание условий для организации внеурочной деятельности, проводит мониторинг результатов, вырабатывает рекомендации на основании результатов.
Консультативно-методическая Обеспечивает изучение всеми участниками документов ФГОС НОО второго поколения, проведение семинаров и совещаний, распространение опыта, оказание консультативной и методической помощи учителям, апробирующим ФГОС второго поколения.
Профессиональные сообщества Выносят решения по результатам апробации модели
Педагоги школы Изучают документы ФГОС второго поколения, используют эффективные технологии в учебной и воспитательной деятельности на основе комплексного и ситемно-деятельностного подходов, обеспечивающие результаты, обозначенные в стандарте второго поколения, организуют проектную и исследовательскую деятельность учащихся, обеспечивают взаимодействие с родителями. Организуют внеурочную деятельность по направлениям. Спортивно-оздоровительное
Художественно-эстетическое
Военно-патриотическое
Научно-познавательное
Общественно-полезная деятельность
Привлеченные специалисты Организуют внеурочную деятельность по направлениям. Спортивно-оздоровительное
Художественно-эстетическое
го-педагогической службой и определения дефицита той или иной компетенции, педагогом совместно с родителями определяется индивидуальный маршрут ребенка.
Также дополнительный модуль обязательно включает в себя индивидуальные и групповые консультации, мастерские по предметным областям: филология, математика и информатика и окружающий мир (102 часа). Цель данного вида деятельности - координация учебных предметов начальной школы, а также социализация младших школьников.
Таким образом, мобильность модели позволяет шире использовать различные формы работы. Многообразие видов деятельности предоставляет возможность свободного выбора детьми занятий, которые близки им по природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор, быть гражданином своей страны.
Инновационная модель внеурочной деятельности предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий с младшими школьниками (в расчёте не более 10 часов в неделю на ребёнка),
так и возможность организовать занятия крупными блоками «интенсивами» (например, сборы, слёты, фестивали, экспедиции).
Заключительные положения
Чтобы предложенная модель внеурочной деятельности функционировала в режиме развития, необходимо придерживаться лозунга: каждое дело, в которое включается ученик, должно стать СОБЫТИЕМ в его жизни, жизнедеятельности класса, событием, которое приносит участникам радость «здесь и сейчас» и дает надежду на то, что радость повторится.
Мониторинг эффективности инновационной модели:
• интегративность - соотношение разных аспектов образовательных результатов, социальный опыт при оценке индивидуальных достижений школьников;
• динамизм - учёт индивидуального прогресса при подведении итогов результатов деятельности учащегося за определённый период;
• инициативность и ответственность - возможность учащихся предъявлять результаты своего труда на оценку другому (взрослому, сверстникам и др.) по собственной инициативе;
14
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
• презентационность - наличие специального места (натурального или виртуального) для публичного предъявления учащимися своих достижений;
• технологизм - наличие общей (единой) системы оценки индивидуальных результатов учащихся, обоснованное использование разных оценочных шкал, процедур, форм оценки и их соотношение.
• открытость - возможность участия всех субъектов неурочной деятельности в оценке индивидуальных результатов деятельности младших школьников.
Итоговое оценивание внеурочной деятельности
Предметом итоговой оценки внеурочной деятельности являются достижения в предметных компетентностях и ключевых компетентностях, необходимых для продолжения образования. Результатами внеурочной деятельности могут быть:
• общеклассные справочники, сборники, плакаты;
• презентации (цифровые или в виде распечатанных материалов, схем, чертежей, др. знаковых форм, полученные ребенком в ходе индивидуальной работы);
• творческие работы (графические, живописные, литературные, научные описания собственных наблюдений и экспериментов) и др.;
• выполненные работы в компьютерных средах таблицы и графики, отражающие состояние навыков ребенка;
• «портфолио» (накопительная папка).
Условия реализации проекта
Для финансирования проекта предполагается использовать средства регионального бюджета в рамках расходов на учебные нужды, муниципального бюджета за счёт Грантов, внебюджетных средств: общественного Фонда содействия и развития МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Пангоды», средств социальных партнёров.
Ресурсное обеспечение
Вид ресурсов Есть в наличии Требуется дополни- тельно
Санитарно-гигиеническое благо-
получие образовательной среды +
Кадровый потенциал +
Информационно-техническое
обеспечение +
Правовое обеспечение +
Управление образовательным
процессом +
Материально-техническое обеспечение +
Учебно-методическое обеспечение +
Риски
1. Недостаточное бюджетное финансирование (слабая материально-техническая база)
2. Недостаточный уровень подготовленности педагогов к реализации поставленных перед ними задач
3. Трудности сетевого взаимодействия
Таким образом, реализация открытой интегративной мобильной модели внеурочной деятельности поможет совершенствовать систему воспитательной работы школы как средство формирования ключевых компетенций.
Литература
1. Белозёрова О. В. Педагогический совет по теме: «Организации ситуации успеха ученика» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. -№ 6.
2. Вербицкий А. А. Ермакова О. Б. Школа контекстного обучения как модель реализации компетентностного подхода в общем образовании // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - № 4.
3. Егорова Л. Н. Модель дифференцированного контроля знаний учащихся // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 1.
4. Каманина С. В. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в рамках экспериментальной модели «Шестилетняя начальная школа» // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. -№ 1.
5. Крюкова Е. М., Гофенберг И. В. Модель комплексной оценки качества образования // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - № 6.
6. Малько И. А. Модульно-рейтинговая система оценивания знаний обучающихся на уроках информатики // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2009. - № 2.
7. Мошняга Т В. Активизация личностной позиции ученика в образовательном процессе при использовании в начальной школе метода проектов // Эксперимент и инновации в школе. - 2010 - № 2.
8. Прохорова С. Ю., Трубина З. Д., Еремеева О. А. Начальная школа полного дня: перспектива развития // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - № 1.
9. Блинкова Л. В., Гуринова Н. П. Основные аспекты планирования при работе на основе индивидуального учебного плана ученика // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - № 5.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011
15