Научная статья на тему 'Информационные технологии в процессе обучения младших школьников'

Информационные технологии в процессе обучения младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1501
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ / СЕКЦИЯ "ЮНИОР" НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ / ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ВСЕРОССИЙСКИЕ ДИСТАНЦИОННЫЕ ФЕСТИВАЛИ / КОНКУРСЫ / ОЛИМПИАДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирошникова Алла Александровна

В статье автор представляет опыт работы по внедрению проектно исследовательской деятельности и информационных технологий в процессе обучения младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии в процессе обучения младших школьников»

деятельности, является необходимым условием формирования готовности будущего учителя к успешной профессиональной деятельности в условиях ИКОС.

Современный учитель обязан постоянно и непрерывно повышать свою квалификацию, ориентироваться в современной динамично развивающейся образовательной среде. На каком бы высоком уровне ни была подготовка учителя, современный учитель обязан постоянно и непрерывно повышать свою квалификацию. Невозможно научиться всему, что понадобится в профессиональной деятельности современного учителя. Нужно ориентировать учителей на необходимость формирования умений решать задачи, которые сегодня даже не сформулированы. Поэтому нужно научить его продолжать повышать свою квалификацию, в том числе пользуясь социальными сервисами Web 2.0. А это огромное сообщество людей, готовых помочь ему. Кому-то он сможет помочь сам. Таким образом, педагогические Интернет-сообщества несут в себе огромный потенциал для каждодневного повышения квалификации. Кроме того, совместные сообщества педагогов, учащихся и родителей в неформальной, нешкольной обстановке способствует лучшему взаимопониманию между учителями, учащимися и их родителями.

Литература

1. Добудько Т.В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования: Дис... д.п.н., - Самара, -1999.

2. Зенкина С.В. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты. Дис...д.п.н. -М., -2007.

3. Кузнецов А.А., Кариев С. Основные направления совершенствования методической подготовки учителей информатики в педагогических вузах // ИНФО. - 1996. -№ 6. - С. 13-21.

4. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М., 1990.

5. Лавина Т.А. Совершенствование системы непрерывной подготовки учителей в области использования средств информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности: Дис...д.п.н., - М., -2006.

6. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). -М., 1994.

7. Российская Федерация. Министерство образования. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу министерства. № 393 от 11.02.2002. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.edu.rU/db/mo/Data/d_02/393.html#1

8. Российская Федерация. Президент (2008; Д.А.Медведев) Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 5 ноября 2008 года. Москва, Большой Кремлёвский дворец. -М. 2008. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://kremlin.ru/appears/2008/11/05/ 1349_type63372ty pe63374type63381type82634_208749.shtml

9. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. - М., «Издательство Магистр», -1997. -224 с.

10. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа: Обобщение опыта учебно-воспитательной работы в сельской средней школе. - М., 1979.

В статье автор представляет опыт работы по внедрению проектно - исследовательской деятельности и информационных технологий в процессе обучения младших школьников.

Мирошникова Алла Александровна,

учитель начальных классов МОУ СОШ № 46

учитель начальных классов, высшая категория пос.Черноморский, Северский район, Краснодарский край

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Как применить в процессе обучения младших школьников информационные технологии?

Ключевые слова: метод учебных проектов, секция «Юниор» научного общества учащихся, технология учебно - исследовательских проектов, начальная школа, Всероссийские дистанционные фестивали, конкурсы, олимпиады.

Ввек информационных технологий всё чаще учитель ставит перед собой вопрос: «Как применить в учебном процессе новые технологии обучения?», тем более, если ты учитель начальных классов. Про-

смотрев массу литературы по этому вопросу и овладев способностью выходить во «всемирную паутину», решила попробовать у себя в классе вплотную заняться внедрением новых методов обучения.

Для расширения интеллектуальных способностей использую метод учебных проектов как технологии развития умений учиться в процессе учебной и внеу-чебной самостоятельной познавательной деятельности и организую участие во Всероссийских дистанционных олимпиадах «Эйдос», организованных Российской Академией образования Центром дистанционного образования «Эйдос» Научной школой А.В. Хуторского, участие во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», проводимом издательским домом «Первое сентября». В олимпиадах и фестивалях широко используется метод проектной деятельности.

Любой учебный проект это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для одного или группы учащихся проблемы, это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания.

Ценным в учебном проекте является не только результат познавательной деятельности ученика, но и обучение умениям проектирования: проблематиза-ции,целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и

рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.

Организацию познавательной деятельности исследовательского характера можно организовать с помощью секции «Юниор» научного общества учащихся, основными педагогическими задачами которой может стать:

> Знакомство детей с технологией проектноисследовательской деятельности, с информационными технологиями.

> Развитие инициативности, самостоятельности, активности, творчества, сотрудничества, мотивов самообразования как интереса к дополнительным источникам информации, чтения дополнительной литературы из разных областей научного знания.

> Формирование умения делать публичные выступления по итогам всего исследования или его этапов (индивидуальные отчеты, групповые отчеты, отчет на конференции).

> Профилактика нарушений детско-родительских отношений путем включения родителей в педагогические системы: «родители-дети», «учи-тель-дети-родители».

Ребенок младшего школьного возраста по своей природе исследователь, который с большим интересом исследует и знакомится с окружающим миром. Стремление ребенка к исследованию окружающей действительности предопределено и генетически. Если активности малыша не противодействовать всевозможными «нельзя», «не тронь», то с возрастом она перерастает в необходимость, потребность. Очень важна именно ранняя организация проектно- исследовательской деятельности. Умения и навыки исследования, самопостижения истины становятся особым стилем учебной деятельности, происходит трансформация обучения в самообучение. На практике я убедилась, что это возможно в том

случае, если исследовательская деятельность четко спланированнна и организована.

В отличие от работы со старшими школьниками в начальном звене лучше выделить больше этапов по созданию и подготовке учебно- исследовательских проектов.

Погружение в учебный проект в общем виде может состоять из 7 основных этапов и одного сопровождающего:

❖ 1 этап - Погружение в проект.

❖ 2 этап - Организация деятельности.

❖ 3 этап - Осуществление деятельности.

❖ 4 этап - Детализация проекта.

❖ 5 этап - Корректировка, отшлифовка проекта.

❖ 6 этап - Защита проекта.

❖ 7 этап - Рекламо - информатизация.

❖ 8 этап - Психологическое сопровождение проекта (сквозной этап, использование тестирования, замеров на протяжении всех значимых этапов работы).

1 этап. Выявляется исследовательский интерес ребенка. Отдельным направлением этого этапа становится работа с родителями, в ходе которой определяется степень участия каждой семьи в проектноисследовательской деятельности. На этом этапе происходит адекватный выбор темы будущего исследования. При подборе направления исследования учитываются многие параметры: интерес, желание самого ребенка, его интеллектуальные способности, материальные и технические возможности семьи.

2 этап. Проведение педагогом занятий с детьми и родителями, как индивидуальных, так и групповых, в ходе которых создаются условия для формирования исследовательских умений, происходит знакомство со структурой исследовательского проекта, методами исследования.

На этом этапе организуется групповая, или индивидуальная работа, которая позволяет всем участникам проектно-исследовательской деятельности обсудить значимые для них вопросы. На этом этапе осуществляется планирование и при помощи педагога разрабатываются программы исследования.

3 этап. Формулируются задачи и цели исследования. Ведется сбор информации по теме исследования.

Традиционно дети ищут информацию в поселковой, домашней библиотеках. Родители помогают искать информацию в Интернете, выходят на сайты общественных организаций, музеев, ищут клипы для презентаций и др. Большую роль отвожу получению информации из «живых источников» - благодаря наблюдениям, исследованиям, практическому участию в опытах, и экскурсиям.

Обработка информации осуществляется при помощи устных и письменных обобщений, анкетирования, фото - и видеодокументирования.

4 этап. Представление учебной исследовательской работы на классном часе при обязательном присутствии родителей. Именно родители оказывают своему чаду первую психологическую поддержку и техническую помощь. Как правило, одноклассники с огромным интересом относятся к работам своих товарищей, участвуют в демонстрации опытов, оказывают помощь в формулировании выводов. Часто создают-

ся такие ситуации, когда товарищи «подбрасывают» идеи и гипотезы, которые, в последствие заинтересовывают юного экспериментатора, и он свой готовый, как ему казалось, проект начинает с новым азартом и страстью дорабатывать, отшлифовывать до идеала. Авторы проектов получают хорошую практику общения с большой аудиторией, имеют возможность дис-кусировать со сверстниками и учителем, родителями, отстаивать собственную точку зрения. Начинает срабатывать ситуация успеха, происходит поднятие статуса ребенка в глазах своих одноклассников. У исследователя возникает азарт, жажда познания, желание продолжать исследование. Становятся актуальными слова Яна Амоса Каменского «Обучая других, обучайся сам». Защищая, демонстрируя проект ребенок не только излагает его, но обучая сверствников, обучается сам. Первые успехи и любопытство в глазах одноклассников окрыляют, вызывает желание к саморазвитию.

Исследования школьного психолога на этом этапе отмечают резкое возрастание учебной мотивации, что является одной из главных задач учителя. Это важно, т.к. в современной школе часто можно столкнуться с явлением дезадаптации: снижением учебной мотивации, успеваемости, ростом тревожности, неуверенности в своих силах, разочарования неоправданных надежд, конфликтностью взаимоотношений со свертни-ками и взрослыми... Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. Большой плюс и для одноклассников экспериментатора т.к. детальное знакомство с работой и «соучастие» в эксперименте пробуждает интерес в них и подталкивает к самостоятельным поискам. За два года количественная динамика участия учащихся начальной школы в проектно - исследовательской деятельности увеличилась в 3 раза.

5 этап. Корректировка, отшлифовка проекта учащегося начальной школы происходит по схеме: одноклассник - ребенок - родитель - учителель. Из практики работы по проектно - исследовательской деятельности все больше склоняюсь к мысли о том, что участие семьи очень велико. Это дополнительный сти-

мул, своевременная поддержка ребенка, возможность семейного сотрудничества, обучение семейному общению. Ведь в современном мире как часто мы слышим от родителей своих учеников, что у них нет времени на общение со своим ребенком, а в процессе подготовки к проекту происходит не только работа с малышом, но и тесное взаимодействие всех членов семьи. Многие родители начинают понимать, что ничего нет в этом мире главнее общения со своим ребенком, ведь годы пройдут, он вырастет, и родитель так и не сможет дать ему то, что должен: взаимопонимание, тепло, уют домашнего очага.

6 этап. Этап защиты проекта. Защита - венец творческой работы. Презентационный отчет является заключительным и очень важным в проектноисследовательской работе. Школьники оформляют результаты исследования с помощью компьютерных технологий, рисунков, сочинений, видеофрагментов, фотоотчетов, выставок со своими творческими работами и др. Они готовят публичные выступления на классных часах, на школьных конференциях, в которых принимают участие не только дети и их родители, но и учителя старших классов. В ходе конференции обсуждаются результаты проектно - исследовательской работы ставятся задачи для дальнейшего обучения.

7 этап. Рекламо - информатизация - это акция обучающего характера с привлечением большого числа учащихся, СМИ (средств массовой информации). Участники проектов готовят выставку, где представлены самые интересные фрагменты работ. Учитель, родители, выпускают стенгазеты по итогам конкурсов, фестивалей, коллективно - творческих игр. Родители с удовольствием во время подготовки, участия в эксперименте и выступления своих детей на протяжении всего проекта, готовят интересные фотографии, подтверждающие насколько увлекательным стало участие в проектно - исследовательской работе. Большой интерес к выставочным работам проявляют взрослые, посещающие нашу школу (родители, учителя других школ) им интересны не только итоги детских изысканий, но и то, какими идеями овладел младший школьник, какими новыми качествами обогатилась психика ребенка.

Фотографии участников Всероссийских дистанционных олимпиад «Эйдос» по географии, физике, семья

Вася Подойницын с восторгом нахо-

Ульяна Подойницы-на берет «муртерью у своего любимого кота Кузьки

дит неожиданные предположения своих исследований

Илюша Куприянов самостоятельно изучает катру мира

и

На фотографиях юные участники экспериментов с энтузиазмом придумывают новые способы создания «ежика» на голове. (Шумейко Катя, Щербач Слава, Куйбышева Яраславна, Семенко Илья)

Этот этап является еще одной важной ступенькой к созданию ситуацию успеха, повышению учебной мотивации. Всем участникам, успешно представившим свой проект, вручаются грамоты, дипломы, а более отличившимся ценные призы. Тем самым получаем «осязаемый» результат, так необходимый младшему школьнику. Поощрения в целом носят символический характер, но дети с нетерпением ждут этого и очень сильно огорчаются, если в течение года не сделали ничего, заслуживающего награды.

Возможно, кому - то покажется моя технологическая цепочка проектно - исследовательской деятельности слишком длинной, но мой практический опыт показывает, что нет, это как раз то, что необходимо младшему школьнику.

Такая организация внеурочной учебной деятельности подтолкнула уже самих родителей к тому, что они стали активно искать в Интернете интересные Всероссийские конкурсы и олимпиады для младших школьников. По инициативе родителей участники секции «Юниор» приняли участие в фестивале «Портфолио», во Всероссийских дистанционных эвристических олимпиадах, организованных Российской Академией образования Центром дистанционного образования «Эйдос» Научной школой А.В. Хуторского: по географии, физике, психологии, внеучебной общечеловеческой олимпиаде «Семья». Оказалось, что олимпиады проводат-ся по технологии проектно - исследовательской деятельности. Может поэтому участие в олимпиадах стало для нас не «шоком», а отличным результатом. Ребята с огромным интересом изобретали новые приборы для путешественников, сочиняли стихотворные строки о путешествии тучки по Европе, придумывали способы выхода из ситуации «один не дома.», с особым азартом старались вспомнить все сказки о героях - путешественниках и решить непростой для себя вопрос: «Кто же самый лучший сказочный путешественник?» Учащиеся 1

- 2 класса без страха исследовали, экспериментировали, изучали законы физики. Ребята с азартом испытывали на себе взаимодействие различных материалов, решали такие проблемы: «почему тепло спряталось под одеялом», «почему жуя сухарик хруст слышен только жующему», «как построить устойчивую фигуру с помощью школьных принадлежностей». В каждой из олимпиад «Эйдос» один из моих учащихся занимал первое место, да и остальные места были не последними. Юных исследователей окрыляло то, что участниками олимпиады были дети 1 - 2 класса, а соревновались они с ребятами, обучающимися в основном в 3-5 классах лицейских, гимназических школ.

Каждый конкурс и олимпиада вносят свои коррективы и определяют дополнительные направления в образовательной и воспитательной деятельности. Благодаря олимпиаде «Эйдос» начинаешь понимать, что действительно, любое дело можно считать завершенным только тогда, когда оно проанализировано. Поэтому учимся проводить рефлексию, т.е. «разбор полетов», ведь она нужна для улучшения самих полетов.

Ребятам открылся новый мир творческих возможностей и фантазии. Оказывается, можно написать рефлексию не только в виде ответов на готовые вопросы, но и в форме мини - сочинений, эссе, детектива, стихотворения, баллады, сказки и т.д. Главное, чтобы в ней было осознание того, что вы делали, чего достигли, чему научились.

Одним из примеров реакции родителей на дистанционную олимпиаду может служить высказывание одной из мам: «..стали проводить опыты и эксперименты дома, в школе, на улице. Мы представляли себя плывущими облаками, эхом, блуждающим среди домов поселка Мы сочиняли сказки, писали стихи, рисовали. Школьные задания стали казаться простыми, а жизнь приобретать новые краски. Мы открывали мир вместе с детьми и удивлялись, какие умные и талантливые дети растут. Ведь ответы взрослых оказывались намного скучнее и прагматичнее детских. Наши ответы уже прошли фильтр стандартного школьного обучения, но вновь учились вместе с детьми. МЫ УЧИМСЯ У ДЕТЕЙ. Наши дети с удовольствием идут в школу, зная, что их ждут новые интересные задания. С воодушевлением рассказывают о новых открытиях, достижениях не только своих, но и радуются успехам других детей. Дети учатся побеждать и достойно проигрывать. Ведь это не менее важно.».

Сейчас даже не верится, что на первую олимпиаду так тяжело было убедить родителей детей участвовать. Сложно было в первый раз оформлять работы - многому пришлось учиться. Были и моменты страха - справлюсь ли? Но лед тронулся. Интерес к олимпиадам «Эйдос» стал расти. Едва написав олимпиаду по физике, дети спрашивали, какая же олимпиада будет следующая. У нас появилась добрая семья «Эйдос», которая все время увеличивается. Ребята и родители становятся как единый организм, у которого есть о чем поговорить, что обсудить. Задания настолько интересные, что первое место перестает быть единственной целью. Теперь волнует сам процесс и та радость, которую испытывает и ребенок, и взрослый от новых открытий. Родители из семейного бюджета выделяют деньги на покупку компьютеров, чтобы помочь своему ребенку, и сами учатся оформлять работы.

После официального проведения олимпиады, был устроен праздник «Эйдос» на котором каждый ребенок смог рассказать какие опыты проводил, какие выводы сделал, рассказать о своих впечатлениях. И, конечно, сладкий стол - неотъемлемый атрибут праздников. Отчетом о проделанной работе является стенгазета, на которой отражены самые интересные моменты, фотографии участников, их рефлексии.

Хорошие результаты во Всероссийских фестивалях, конкурсах явились итогом, результатом поэтапному, дозированному внедрению в практику проет-но - исследовательской деятельности. Ничего, наверное, не было бы, если бы я не работала по «Образовательной системе «Школа 2000 - 2100», в которой изначально заложено формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и ис-

следовательской деятельности в рамках традиционной классно - урочной системы. Например, проблемное введение в тему урока, совместное или самостоятельное планирование задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, мозговые штурмы и деловые игры. Образовательная программа «Школа 2100» явилась тренингом по развитию исследовательских способностей учащихся.

За два года работы секции «Юниор» у нас накопилось большое количество интересных мультимедийных презентаций. Воотчую убеждаешься в том, что современные информационные технологии неотступно входят в жизнь каждого человека. Компьютеры встречаются практически повсеместно: в магазине, в офисах коммерческих организаций и государственных учреждениях, на работе, на улице, в быту - одним словом, везде люди имеют дело с компьютерами.

Компьютеры созданы облегчить жизнь людям, но подчас само общение с техникой вызывает массу проблем. В связи с этим становится ясно, что одной из задач образования является адаптация обучающихся к существованию в условиях современного информационного общества. Важность информатизации образовательного процесса особо подчеркивается в федеральных целевых программах по развитию единой образовательной информационной среды.

Я со своими учащимися сталкиваюсь с новым направлением проектной деятельности - методикой применения современных технологий на уроках и во внеурочной деятельности.

При правильной методике использования средств информационных технологий возможно привлечь и сосредоточить внимание учащихся, обеспечить необходимый уровень мотивации, которая дает незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности, и, как следствие, повышается эффективность обучения.

При использовании ИКТ нет разделения на учителя и ученика - они работают вместе. При внедрении информационных технологий на уроке придерживаюсь следующих методических правил:

> информационные технологии в образовании (ИТО) являются не самоцелью, а средством, направленным на решение задач реального изменения качества образования, на повышение его эффективности;

> новейшие информационные технологии не противопоставляются традиционной системе образования, а естественным образом, оптимально интегрируются в нее с учетом педагогической целесообразности, требующей всесторонней оценки эффективности применения ИТО в сочетании с различными педагогическими технологиями;

> в качестве наиболее значимых ценностных ориентиров использования ИТО выбираются обращение к личности обучаемого; создание максимально благоприятных условий для овладения им социальным опытом.

ИТО не подменяют педагога и не замещает его основных функций, а усиливают отдельные приемы и компоненты его деятельности, перераспределяют отдельные функции учителя между учащимся и компьютером,оптимизируют профессиональнопедагогическую деятельность учителя.

Применение средств информационных технологий возможно на разных уроках и на любом его этапе, при работе группы продленного дня:

- объяснение нового материала;

- актуализация знаний;

- словарная работа;

- проверка домашнего задания;

- закрепление;

- и даже во время проведения физкультминуток.

В целом нужно сказать, что информатизация образовательного процесса - чрезвычайно мощный инструмент, своеобразный фундамент, для других видов инновационной деятельности.

Компьютер действительно становится не роскошью, а острой необходимостью. Компьютер можно использовать при изучении всех учебных дисциплин в начальной школе (тренажеры, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т.п.). Проведение урока с использованием компьютерных технологий требует от учителя огромной подготовительной работы. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. В своих презентациях часто использую местный краеведческий материал, поэтому часть презентаций является результатом коллективных проектов: учитель - ученик; учитель - ученик - родитель. Учащиеся с удовольствием участвуют в сборе такого материала и привлекают к поиску соответствующей информации родителей. С помощью цифровой фотокамеры делаются интересные снимки окружающей действительности и вставляются в презентации. Интерес детей к урокам с такими презентациями огромен, повышается уровень мотивации даже у тех учащихся, кто испытывает трудности в обучении.

Мною разработана в программе Power Point серия электронных мультимедийных презентации к урокам: кубановедения, окружающего мира, литературному чтению, русскому языку, математике, ИЗО и внеклассным мероприятиям. С помощью программы muvee autoProducer созданы музыкальные фотоальбомы для уроков окружающего мира.

Мой опыт работы показал, что использование информационных технологий в процессе обучения младших школьников способствует интенсификации учебного процесса, осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, повышает эффективность учебного процесса, обучает самостоятельному овладению знаниями, умениями, навыками, готовит к комфортной жизни в условиях информационного общества.

Следовательно, знакомство, изучение, внедрение информационных технологий - это тоже проектно - исследовательская деятельность.

2009 - 2010 учебном году продолжится работа секции «Юниор». Участников с каждым конкурсом и олимпиадой становится все больше и больше -это радует! Расширяется тематика конкурсов, олимпиад. Идет поиск в сети Интернет новых конкурсов исследовательских работ, фестивалей, дистанционных олимпиад, где учащиеся и педагог могут проявить свои силы.

В своей деятельности руководствуюсь словами Дж. Равенна: «Большинство людей хотят работать в окружении, ориентированном на развитие и позволяющем приобретать новые знания, разнообразить деятельность, отвечать за себя и пользоваться поддержкой коллег. Они стремятся применять на практике свои способности и не хотят рутины. Люди заинтересованы в том, чтобы развиваться и приносить пользу, чтобы их таланты получали признание и вознаграждение».

Автор освещает опыт организации учебной деятельности на уроках черчения в 8 классе, направленной на развитие ключевых и предметных компетенций. Автор разработал «Тетрадь по черчению», которая представляет собой графические тесты, разработанные с помощью компьютерной программы Компас - 3D LT.

Никулина Наталья Николаевна,

учитель изобразительного искусства и черчения, МОУ «Октемский лицей» «Хангаласский улус» Республика Саха (Якутия)

ГРАФИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ НА ОСНОВЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ КОМПАС - ЭР И

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как создать графические тесты на основе компьютерной программы Компас - Эй И?

Ключевые слова: графические тесты, пространственное техническое представление и воображение, конструирование.

Школьный курс черчения направлен на развитие графических умений и формирование пространственного технического представления обучающихся. По учебному плану на обучение черчению отводится 1 час, что является недостаточным для реализации вышеуказанных задач.

В данной статье освещается опыт организации учебной деятельности на уроках черчения в 8 классе, направленной на развитие ключевых и предметных компетенций. Общеизвестно, что компетенции формируются при непосредственной практической работе самих обучающихся. С этой целью разработала Тетрадь по черчению, что представляет собой графиче-

ские тесты, разработанные с помощью компьютерной программы Компас - 3D ^Г.

Тетрадь состоит из 20 тестов по разделу «Сечения и разрезы», так как данный раздел является основным за курс 8 класса. К сожалению, не все обучающиеся справляются с этой темой. Поэтому для ее лучшего освоения целесообразно организовать самостоятельную работу. При этом, использование тестовой технологии способствует повышению эффективности процесса обучения и, самое главное, обеспечивает увеличение объема решений задач, максимально ориентируя школьников к творческой работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.