Научная статья на тему 'Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности в условиях школы-интерната'

Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности в условиях школы-интерната Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3982
499
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИЯ УСПЕХА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивасько Галина Александровна

Автор статьи показывает результативность комплексного сочетания условий и приемов создания ситуации успеха: создание атмосферы психологического комфорта; личностно-ориентированный подход; организация общественно-полезной деятельности; метод проектов и положительная оценка достижений воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивасько Галина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности в условиях школы-интерната»

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Ивасько Галина Александровна

учитель технологии НОУ «Школа-интернат № 19 ОАО «РЖД» г. Новокузнецк E-mail: galina_ivasko@mail.ru

J ^

СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Ц__________________________________________г

Аннотация. Автор статьи показывает результативность комплексного сочетания условий и приемов создания ситуации успеха: создание атмосферы психологического комфорта; личностно-ориентированный подход; организация общественно-полезной деятельности; метод проектов и положительная оценка достижений воспитанников.

Ключевые слова: ситуация успеха, психологический комфорт, личностно-ориентированный подход, общественно-полезная деятельность, метод проектов, положительная оценка достижений.

Образовательные стандарты нового поколения направлены на раскрытие возможностей детей, на подготовку их к жизни. В основу положен системно-деятельностный подход, предусматривающий в первую очередь развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики.

Новые акценты в деятельности профессиональных образовательных организаций предполагают возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого обучающегося, формирования его индивидуальной образовательной траектории.

Важным моментом внеурочной работы является создание ситуации успеха, где ребенок имеет возможность испытать радость, почувствовать веру в себя, что способствует дальнейшему продвижению учащихся в разнообразной творческой деятельности. Переживание воспитанником ситуации успеха:

• развивает познавательные интересы;

• стимулирует к высокой результативности труда;

• корректирует личностные особенности (тревожность, неуверенность, самооценка);

• развивает инициативу, активность, креативность;

• поддерживает в коллективе благоприятный психологический климат.

Актуальность программы определяется требованиями современной ситуации в развитии общества и образования. Если раньше, чтобы быть социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно

творчески решать проблемы. это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Вопрос о формировании и развитии творческой личности приобретает исключительную актуальность в современной педагогической науке. Сегодня созрела потребность в преобразовании воспитательно-образовательной системы школы: акцент должен быть смещен в сторону воспитания творческого отношения к делу.

Новые стандарты направлены на формирование счастливого, успешного, здорового ребенка; на развитие одаренности каждого учащегося; на создание современных комфортных условий обучения.

Новизна программы заключается в результативности комплексного сочетания условий и приемов создания ситуации успеха.

Цель программы: создать ситуацию успеха для каждого учащегося, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

• выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам художественно-эстетической деятельности;

• создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

• развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

• создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

• развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

• расширение рамок общения с социумом.

50

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Условия создания ситуации успеха во внеурочной деятельности

Воспитательная работа в школе-интернате № 19 ОАО «РЖД» строится на основе воспитательной программы «Дорога к успеху», которая реализует основные направления деятельности.

Творческое объединение «Мастерица», которым я руковожу несколько лет, является важной частью художественно-эстетического направления системы внеурочной деятельности школы-интерната. В творческом объединении «Мастерица» занимаются 3 группы детей: 3-4 классы, 5-6 классы, 7-8 классы. Девочек в объединении большинство, хотя мальчики тоже участвуют в работе объединения.

Содержание деятельности объединения имеет несколько направлений: художественно-эстетиче-

ское, проектная и общественно-полезная деятельность.

Условия, при которых, на мой взгляд, воспитанники достигают результатов, это создание атмосферы психологического комфорта, личностно-ориентированный подход, организация общественно-полезной деятельности, метод проектов и положительная оценка достижений воспитанников.

Создание ситуации успеха является одним из ведущих приемов личностно-ориентированного подхода. Данная технология позволяет развивать индивидуальные способности воспитанников.

Личностный подход, это индивидуальный подход педагога к каждому ребенку, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих становление, самоутверждение, самореализацию.

Вот несколько приемов личностно-ориентированного занятия, которые я использую во внеурочной деятельности:

1. Дифференцирую дидактический материал, различные виды заданий в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами

2. Предлагаю воспитанникам учебный материал разного содержания, вида и формы, например, для обучения вязанию предлагаю на выбор текстовое описание операций с иллюстрациями, обучающее видео или пошаговое выполнение операций, записанных мной с помощью документ-камеры.

3. Предоставляю ученику свободу выбора способов выполнения учебных заданий.

4. Использую игровые приемы. На занятии по оригами в младшей группе обязательно устраиваем соревнования на дальность и высоту полета бумажных самолетов, на длительность заплыва бумажных корабликов в тазу с водой, на скорость прыжков лягушек из бумаги. Во время занятий по изготовлению конвертов для поздравлений, играем в почту.

5. Такие игры не только снимают чувство неуверенности в своих силах, но и активизируют творчество детей, развивают коммуникативные навыки.

6. Использую работу в небольших группах для совместного решения конструктивно-технических задач. Работая в группах, ученики отвечают за успехи каждого, учатся помогать друг другу.

7. Считаю рефлексию необходимым и органичным моментом личностно-ориентированного занятия. Ведь именно она позволяет педагогу осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на занятии, что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе занятия те задачи, которые сформулировали учащиеся вначале занятия. Рефлексия способствует формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, самокоррекции, учит осмысленно работать.

Личностно-ориентированный подход, насыщенность дидактическими материалами, нетрадиционность форм обучения, атмосфера сотрудничества создают условия для развития индивидуальности ученика, способствуют становлению его как личности с учетом индивидуаль-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013

51

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Создание атмосферы психологического комфорта

В основе опыта по созданию ситуации успеха во внеурочной деятельности - сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на основе личностно-ориентированного подхода, позволяющих создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки каждой ученицы.

Помощь в создании непринужденной, доверительной обстановки на занятиях во внеурочной деятельности оказывает нетрадиционно расставленная мебель, когда все участники сидят за одним столом, когда занятие может перерасти в спор или разговор, в котором все могут участвовать. Причем, воспитанники видят лица друг друга, глаза учителя, а не затылок соседки.

Во время выполнения практической работы на занятиях звучит музыка. Каждый ребенок может принести свой любимый альбом. Музыка снимает излишнее напряжение, «зажим», чувство страха перед неудачей. Девочки постоянно двигаются в такт мелодии, тем самым снимается статическое напряжение и предотвращается быстрая утомляемость.

Стараюсь установить психологический контакт с детьми. Приветствую ребят с улыбкой, говорю, что рада их видеть. В ответ всегда вижу такие же улыбки, значит, настрой на занятие позитивный. Доброже-

лательный и эмоциональный тон педагога - важный момент здоровьесберегающих технологий. Доброжелательность педагога и окружающих является первейшим условием создания ситуации успеха, улыбки, дружеские подбадривания, ожидания исполнения и интерес к будущему результату - все это снимает психологическую зажатость, уменьшает страх перед неудачей, инициирует активность субъекта.

Называю детей только по имени, разговариваю с ними «глаза в глаза». Часто использую одобрительные или шутливые жесты - похлопываю по руке, или плечу, слегка обнимаю за плечи. Наши дети неделю обучаются в интернате, родителей видят редко, поэтому испытывают недостаток во внимании.

В критической, конфликтной ситуации стараюсь шутить, чтобы разрядить обстановку. Указывать на недостатки в работе тоже стараюсь в шутливой форме. Стараюсь снять чувство страха подбадриванием, особенно вновь поступивших в интернат учеников. Наш девиз на занятиях: «Безвыходных ситуаций и испорченных работ не бывает», вместе мы всегда найдем решение проблемы.

Оказываю помощь не только скрытую, но и явную. Иногда в работе возникают трудности. Ученица переделывает работу раз, два, три... Настроение портится, с каждым разом получается все хуже. Тогда я выполняю сложный участок в работе вместе с ученицей, тем самым, предотвращая разочарование и нежелание работать.

52

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Не даю ни малейшего шанса думать, что выйдет плохо, что-то не получится. Особенно часто «страдают» неверием в свои силы воспитанницы из начальных классов. Поддерживаю, публично хвалю, говорю, что работа получается замечательная.

Если ученики уважают педагога и доверяют ему, то мотивировать их на предлагаемую деятельность намного легче. Говорю: «Твоя помощь необходима для оформления выставки, участия в фестивале, я на тебя надеюсь, только ты можешь помочь» или «Для тебя очень важно принять участие в олимпиаде, так как это позволит пополнить твое портфолио». Прием безотказный. Подчеркивание значимости дела немедленно повышает представление воспитанника о собственной значимости, а значит, наполняет большей уверенностью в своих силах

Когда в работе возникают трудности и что-то не получается, я привожу примеры из своего личного опыта осваивания шитья, вязания и т.д. Рассказываю, что у меня не получалась и как я преодолевала трудности, тем самым помогая поверить в свои силы.

И самый главные прием - это «заражение» творчеством. Для того чтобы заинтересовать, «зацепить» девочек каким-нибудь новым видом деятельности, нужно, прежде всего, «заразиться» этим самой. Иногда достаточно лишь продемонстрировать работу в новой технике, уверяя, что выполнить не трудно, необходимо только терпение. Обязательно кто-то захочет попробовать поработать в этой технике. Особенно ярко процесс

«заражения» можно проследить, когда он построен на передаче увлечения какой-либо деятельностью от одной микрогруппы к другой, от одного ребенка к другому. Часто можно наблюдать, как почти всех девчонок в школе охватывает какое-нибудь новое увлечение. То начинают плести «фенечки» из бисера, то собирать фигурки из бумажных модулей. Последнее увлечение -плетение из газетной лозы. Никогда не оставляю без внимания любое начинание и желание мастерить. Предлагаю материалы, свою помощь, всячески стимулирую и поддерживаю любую творческую деятельность.

Создание ситуации успеха через совместное проведение мастер-классов.

Еще один прием, который я использую для формирования успешности у моих учеников - участие в мастер-классах в роли Мастеров.

Нередко я провожу мастер-классы с целью познакомить педагогов с практикой использования некоторых технологий обработки конструкционных материалов на уроках трудового обучения и во внеурочной деятельности. Я привлекаю своих воспитанниц для ведения мастер-классов.

Мои ученицы владеют многими технологиями: они прекрасно шьют, вяжут, вышивают, вкусно готовят. В настоящее время некоторые из них достигли такого уровня, что могут сами обучать отдельным технологиям, в том числе и взрослых «учеников», которые в этом заинтересованы.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013

53

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Проведение мастер-классов развивают у моих воспитанников навыки сотрудничества с взрослыми в разных ситуациях, самостоятельность, самоуважение, повышает самооценку.

Использование проектного метода для создания ситуации успеха

Важное место в формировании чувства успешности занимает метод творческих проектов. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Он всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Творческий проект -это совместное с педагогом продумывание, распределение деятельности, оценки результатов на каждом этапе деятельности и конечная оценка результата (рефлексия). Педагог выступает в роли консультанта и участника проекта, таким образом, создается атмосфера сотрудничества.

Проектная работа дает возможность развивать у ребенка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя.

В процессе выполнения проектной работы успешно реализуется принцип успеха, который предполагает ориентацию всего учебного процесса на учащегося: на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.

Значение метода проектов в технологии создания ситуации успеха на уроке:

• развитие активной позиции ученика в учебной деятельности, его самостоятельности, инициативности;

• воспитание умения работать в коллективе, развитие коммуникативных способностей;

• повышение уверенности обучающихся в себе, мотивации учения;

• построение воспитательного процесса с опорой на интересы детей.

При выборе темы проекта воспитанниками учитывается их мнения и пожелания. Это повышает у них уверенность в своих силах, развивает мышление и фантазию, учит соизмерять свои силы и возможности, стимулирует волю к обучению.

В основном, мои воспитанники работают над проектами практической направленности. Это может быть предмет одежды, предмет интерьера, игрушка, предмет декоративно-прикладного творчества.

Проект выполняется не только индивидуально каждым ребенком, но и в группах, в которых ученики развивают свои коммуникативные навыки. Приведу как пример коллективный проект: «История форменного костюма», над которым работала группа старшеклассников нашей школы.

Для стимулирования включения воспитанников в проектную деятельность, необходимо создавать благоприятную атмосферу на занятиях, ситуацию успеха, ориентацию их не только на получение результата, но и на сам процесс проектной деятельности. Совместная разработка проекта и обсуждение результатов реализованных проектов приводит к саморазвитию и самореализации личности ученика. Повышается интерес к декоративно-прикладному творчеству, желание принять участие в других проектах, чувствуют радость от достигнутых успехов.

Проекты рекламируются ребятами на ежегодной традиционной школьной выставке с целью повышения мотивации участия в его реализации, осознания его общественной значимости.

Проектная деятельность для учащихся - это большой стимул к творчеству. Во время работы над проектами кто-то из учащихся открывал способности, которые не проявлял за годы обучения, кто-то увлекался новой для себя деятельностью, и почти все, по завершению проекта, выказывают чувство удовлетворения от проделанной работы.

Развитие ситуации успеха

через общественно-полезную деятельность

Общественно-полезная деятельность решает многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.

Когда в школе-интернате возникла проблема с оформлением школьных помещений, учащиеся 7-9 классов решили организовать коллективный дизайн-проект по оформлению помещений интерната.

Ребятами был разработан текстильный дизайн спальных комнат: выполнен эскиз штор и покрывал в соответствии с цветовой гаммой комнат, разработана технология пошива.

Работу по осуществлению этого проекта выполняли несколько групп воспитанников на занятиях клуба «Мастерица» в течение нескольких месяцев.

Сейчас мои воспитанники с гордостью показывают родителям, гостям и работникам школы-интерната свои спальные комнаты, не забывая подчеркнуть, что красивые современные шторы и покрывала - это их рук дело.

Общественно-полезный труд на благо школы воспитывает чувство ответственности и уверенность в своих силах, повышает самооценку, собственную значимость в коллективе.

Оценка достижений воспитанников

Важной задачей создания ситуации успеха является положительная оценка достижений ребенка, подкрепляемая публичными поощрениями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результатом внеурочных занятий может быть участие школьника в открытых мероприятиях разного уровня, начиная со школьного и заканчивая международным.

54

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Все мои воспитанники представляют свои творческие работы на ежегодной традиционной школьной выставке. Мы приглашаем на выставку учеников нашей школы-интерната, педагогов и работников нашей школы, родителей. Ребята с гордостью показывают свои работы, рассказывают о них. В книге записей выставки можно прочесть слова восхищения замечательными работами моих воспитанников. В течение нескольких лет я создаю альбом фотографий моих воспитанников со своими работами.

Одаренные дети, имеющие особые успехи во внеурочной деятельности, успешно участвуют в районных и городских выставках декоративно-прикладного искусства, региональных, российских и международных фестивалях детского и народного творчества.

Вот некоторые творческие мероприятия за последние два года, в которых мои ученики принимали участие:

• Центр дистанционного образования «эйдос»; VII Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по технологии, (Андрияс Полина, 4 класс) - 1 место среди учащихся 4 классов;

• МАН «Интеллект будущего» Всероссийский заочный конкурс проектов «Созидание и творчество», Обниниск; (Рисунова Александра, 9 класс) - 1 место;

• МАН «Интеллект будущего» Всероссийский заочный конкурс исследовательских работ «Познание и творчество», Обниниск; (Иванченко Алина, 9 класс) - 2 место;

• Городской конкурс-выставка детского творчества «Зеркало природы - 2012» (Шведова Елизавета, 4 класс) - 2 место;

• Фестиваль самодеятельного искусства и прикладного творчества железнодорожников «РЖД зажигает звезды», г. Новосибирск (Шведова Елизавета, 4 класс; Щербина Софья, 8 класс; Колоколова Виктория, 8 класс) -лауреаты фестиваля;

• Международный конкурс-фестиваль детского и молодежного конкурса «Преображение» благотворительного фонда «Биневал» г. Санкт-Петербург (Рисунова Александра, 10 класс) - лауреат 1 степени;

• VI Всероссийский детско-молодежный фестиваль искусств.

• Кубок России по художественному творчеству и педагогическим новациям «Ассамблея искусств», г. Москва (Шведова Елизавета, 4 класс; Рисунова Александра, 10 класс) - дипломы участников;

• АйТиИ «Сибирская ярмарка». IX региональный конкурс «Через прошлое в будущее», г. Новосибирск, номинация «Проектная и исследовательская деятельность» (Иванченко Алина, Жабина Анжела, Рисунова Александра, Иванченко Анастасия, 10 класс) - Большая ме-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013

55

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

даль памяти Н. М. Мельникова; номинация «Народные ремесла» (Рисунова Александра, 10 класс; Шведова Елизавета, 4 класс) - дипломы участников;

• VII Международный фестиваль-конкурс детских, юношеских, молодежных, взрослых творческих коллективов и исполнителей «Адмиралтейская звезда», г. Новосибирск, 2013 год. (Шведова Елизавета, 5 класс) - 3 место.

Поощрение успехов осуществляется на школьном празднике «Триумф», который проходит раз в полугодие. На празднике награждаются учащиеся, добившиеся успехов в различных номинациях, в том числе и в области декоративно-прикладного творчества.

Публичная оценка достижений очень важна для самооценки воспитанника, вызывает положительные эмоции, чувство радости, чувство успеха, интеллектуальный подъем, удовлетворение от проделанной работы.

Итоги. Работа по созданию ситуации успеха у моих воспитанников продолжается, но уже видны результаты: мои ученики участвуют в различных конкурсах, выставках, фестивалях, не боятся трудностей, легко ориентируются в новых условиях, успешно взаимодействуют со своими сверстниками и взрослыми людьми.

Вывод. Таким образом, комплекс условий по созданию ситуации успеха, основанный на личностно ориентированном подходе к ученику, даёт возможность:

• обеспечить индивидуальный подход к учащимся;

• способствовать развитию личностных, индивидуальных способностей ребёнка;

• развивать интеллектуальный и творческий потенциал школьников;

• создавать благоприятную атмосферу для саморазвития и самореализации.

В заключение хочется отметить, что успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в школьной деятельности - завтрашний успех в жизни!

Литература

1. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! М., 1990.

2. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: Просвещение, 1991;

3. Глассер У. Школы без неудачников. Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1991. — 184 с.

4. Смирнова Е. Э., Курлов В. Ф. Мир ребенка. Некоторые черты школьной жизни. СПб., 1997.

5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Изд-во «Радянська школа», 1973.

6. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1974.

7. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования // Библиотека журнала «Директор школы».— 2000.- № 7.

56

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.