ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Ивасько Галина Александровна
учитель технологии НОУ «Школа-интернат № 19 ОАО «РЖД» г. Новокузнецк E-mail: [email protected]
J ^
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Ц__________________________________________г
Аннотация. Автор статьи показывает результативность комплексного сочетания условий и приемов создания ситуации успеха: создание атмосферы психологического комфорта; личностно-ориентированный подход; организация общественно-полезной деятельности; метод проектов и положительная оценка достижений воспитанников.
Ключевые слова: ситуация успеха, психологический комфорт, личностно-ориентированный подход, общественно-полезная деятельность, метод проектов, положительная оценка достижений.
Образовательные стандарты нового поколения направлены на раскрытие возможностей детей, на подготовку их к жизни. В основу положен системно-деятельностный подход, предусматривающий в первую очередь развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики.
Новые акценты в деятельности профессиональных образовательных организаций предполагают возрастание роли внеурочной работы, которая создает дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого обучающегося, формирования его индивидуальной образовательной траектории.
Важным моментом внеурочной работы является создание ситуации успеха, где ребенок имеет возможность испытать радость, почувствовать веру в себя, что способствует дальнейшему продвижению учащихся в разнообразной творческой деятельности. Переживание воспитанником ситуации успеха:
• развивает познавательные интересы;
• стимулирует к высокой результативности труда;
• корректирует личностные особенности (тревожность, неуверенность, самооценка);
• развивает инициативу, активность, креативность;
• поддерживает в коллективе благоприятный психологический климат.
Актуальность программы определяется требованиями современной ситуации в развитии общества и образования. Если раньше, чтобы быть социально успешным человеком, достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно
творчески решать проблемы. это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Вопрос о формировании и развитии творческой личности приобретает исключительную актуальность в современной педагогической науке. Сегодня созрела потребность в преобразовании воспитательно-образовательной системы школы: акцент должен быть смещен в сторону воспитания творческого отношения к делу.
Новые стандарты направлены на формирование счастливого, успешного, здорового ребенка; на развитие одаренности каждого учащегося; на создание современных комфортных условий обучения.
Новизна программы заключается в результативности комплексного сочетания условий и приемов создания ситуации успеха.
Цель программы: создать ситуацию успеха для каждого учащегося, помочь обрести уверенность в собственных силах, получить возможность самореализации.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
• выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам художественно-эстетической деятельности;
• создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
• развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
• создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
• развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
• расширение рамок общения с социумом.
50
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Условия создания ситуации успеха во внеурочной деятельности
Воспитательная работа в школе-интернате № 19 ОАО «РЖД» строится на основе воспитательной программы «Дорога к успеху», которая реализует основные направления деятельности.
Творческое объединение «Мастерица», которым я руковожу несколько лет, является важной частью художественно-эстетического направления системы внеурочной деятельности школы-интерната. В творческом объединении «Мастерица» занимаются 3 группы детей: 3-4 классы, 5-6 классы, 7-8 классы. Девочек в объединении большинство, хотя мальчики тоже участвуют в работе объединения.
Содержание деятельности объединения имеет несколько направлений: художественно-эстетиче-
ское, проектная и общественно-полезная деятельность.
Условия, при которых, на мой взгляд, воспитанники достигают результатов, это создание атмосферы психологического комфорта, личностно-ориентированный подход, организация общественно-полезной деятельности, метод проектов и положительная оценка достижений воспитанников.
Создание ситуации успеха является одним из ведущих приемов личностно-ориентированного подхода. Данная технология позволяет развивать индивидуальные способности воспитанников.
Личностный подход, это индивидуальный подход педагога к каждому ребенку, помогающий ему в осознании себя личностью, в выявлении возможностей, стимулирующих становление, самоутверждение, самореализацию.
Вот несколько приемов личностно-ориентированного занятия, которые я использую во внеурочной деятельности:
1. Дифференцирую дидактический материал, различные виды заданий в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами
2. Предлагаю воспитанникам учебный материал разного содержания, вида и формы, например, для обучения вязанию предлагаю на выбор текстовое описание операций с иллюстрациями, обучающее видео или пошаговое выполнение операций, записанных мной с помощью документ-камеры.
3. Предоставляю ученику свободу выбора способов выполнения учебных заданий.
4. Использую игровые приемы. На занятии по оригами в младшей группе обязательно устраиваем соревнования на дальность и высоту полета бумажных самолетов, на длительность заплыва бумажных корабликов в тазу с водой, на скорость прыжков лягушек из бумаги. Во время занятий по изготовлению конвертов для поздравлений, играем в почту.
5. Такие игры не только снимают чувство неуверенности в своих силах, но и активизируют творчество детей, развивают коммуникативные навыки.
6. Использую работу в небольших группах для совместного решения конструктивно-технических задач. Работая в группах, ученики отвечают за успехи каждого, учатся помогать друг другу.
7. Считаю рефлексию необходимым и органичным моментом личностно-ориентированного занятия. Ведь именно она позволяет педагогу осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на занятии, что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе занятия те задачи, которые сформулировали учащиеся вначале занятия. Рефлексия способствует формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, самокоррекции, учит осмысленно работать.
Личностно-ориентированный подход, насыщенность дидактическими материалами, нетрадиционность форм обучения, атмосфера сотрудничества создают условия для развития индивидуальности ученика, способствуют становлению его как личности с учетом индивидуаль-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013
51
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Создание атмосферы психологического комфорта
В основе опыта по созданию ситуации успеха во внеурочной деятельности - сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на основе личностно-ориентированного подхода, позволяющих создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки каждой ученицы.
Помощь в создании непринужденной, доверительной обстановки на занятиях во внеурочной деятельности оказывает нетрадиционно расставленная мебель, когда все участники сидят за одним столом, когда занятие может перерасти в спор или разговор, в котором все могут участвовать. Причем, воспитанники видят лица друг друга, глаза учителя, а не затылок соседки.
Во время выполнения практической работы на занятиях звучит музыка. Каждый ребенок может принести свой любимый альбом. Музыка снимает излишнее напряжение, «зажим», чувство страха перед неудачей. Девочки постоянно двигаются в такт мелодии, тем самым снимается статическое напряжение и предотвращается быстрая утомляемость.
Стараюсь установить психологический контакт с детьми. Приветствую ребят с улыбкой, говорю, что рада их видеть. В ответ всегда вижу такие же улыбки, значит, настрой на занятие позитивный. Доброже-
лательный и эмоциональный тон педагога - важный момент здоровьесберегающих технологий. Доброжелательность педагога и окружающих является первейшим условием создания ситуации успеха, улыбки, дружеские подбадривания, ожидания исполнения и интерес к будущему результату - все это снимает психологическую зажатость, уменьшает страх перед неудачей, инициирует активность субъекта.
Называю детей только по имени, разговариваю с ними «глаза в глаза». Часто использую одобрительные или шутливые жесты - похлопываю по руке, или плечу, слегка обнимаю за плечи. Наши дети неделю обучаются в интернате, родителей видят редко, поэтому испытывают недостаток во внимании.
В критической, конфликтной ситуации стараюсь шутить, чтобы разрядить обстановку. Указывать на недостатки в работе тоже стараюсь в шутливой форме. Стараюсь снять чувство страха подбадриванием, особенно вновь поступивших в интернат учеников. Наш девиз на занятиях: «Безвыходных ситуаций и испорченных работ не бывает», вместе мы всегда найдем решение проблемы.
Оказываю помощь не только скрытую, но и явную. Иногда в работе возникают трудности. Ученица переделывает работу раз, два, три... Настроение портится, с каждым разом получается все хуже. Тогда я выполняю сложный участок в работе вместе с ученицей, тем самым, предотвращая разочарование и нежелание работать.
52
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Не даю ни малейшего шанса думать, что выйдет плохо, что-то не получится. Особенно часто «страдают» неверием в свои силы воспитанницы из начальных классов. Поддерживаю, публично хвалю, говорю, что работа получается замечательная.
Если ученики уважают педагога и доверяют ему, то мотивировать их на предлагаемую деятельность намного легче. Говорю: «Твоя помощь необходима для оформления выставки, участия в фестивале, я на тебя надеюсь, только ты можешь помочь» или «Для тебя очень важно принять участие в олимпиаде, так как это позволит пополнить твое портфолио». Прием безотказный. Подчеркивание значимости дела немедленно повышает представление воспитанника о собственной значимости, а значит, наполняет большей уверенностью в своих силах
Когда в работе возникают трудности и что-то не получается, я привожу примеры из своего личного опыта осваивания шитья, вязания и т.д. Рассказываю, что у меня не получалась и как я преодолевала трудности, тем самым помогая поверить в свои силы.
И самый главные прием - это «заражение» творчеством. Для того чтобы заинтересовать, «зацепить» девочек каким-нибудь новым видом деятельности, нужно, прежде всего, «заразиться» этим самой. Иногда достаточно лишь продемонстрировать работу в новой технике, уверяя, что выполнить не трудно, необходимо только терпение. Обязательно кто-то захочет попробовать поработать в этой технике. Особенно ярко процесс
«заражения» можно проследить, когда он построен на передаче увлечения какой-либо деятельностью от одной микрогруппы к другой, от одного ребенка к другому. Часто можно наблюдать, как почти всех девчонок в школе охватывает какое-нибудь новое увлечение. То начинают плести «фенечки» из бисера, то собирать фигурки из бумажных модулей. Последнее увлечение -плетение из газетной лозы. Никогда не оставляю без внимания любое начинание и желание мастерить. Предлагаю материалы, свою помощь, всячески стимулирую и поддерживаю любую творческую деятельность.
Создание ситуации успеха через совместное проведение мастер-классов.
Еще один прием, который я использую для формирования успешности у моих учеников - участие в мастер-классах в роли Мастеров.
Нередко я провожу мастер-классы с целью познакомить педагогов с практикой использования некоторых технологий обработки конструкционных материалов на уроках трудового обучения и во внеурочной деятельности. Я привлекаю своих воспитанниц для ведения мастер-классов.
Мои ученицы владеют многими технологиями: они прекрасно шьют, вяжут, вышивают, вкусно готовят. В настоящее время некоторые из них достигли такого уровня, что могут сами обучать отдельным технологиям, в том числе и взрослых «учеников», которые в этом заинтересованы.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013
53
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Проведение мастер-классов развивают у моих воспитанников навыки сотрудничества с взрослыми в разных ситуациях, самостоятельность, самоуважение, повышает самооценку.
Использование проектного метода для создания ситуации успеха
Важное место в формировании чувства успешности занимает метод творческих проектов. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Он всегда предполагает решение какой-либо проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Творческий проект -это совместное с педагогом продумывание, распределение деятельности, оценки результатов на каждом этапе деятельности и конечная оценка результата (рефлексия). Педагог выступает в роли консультанта и участника проекта, таким образом, создается атмосфера сотрудничества.
Проектная работа дает возможность развивать у ребенка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя.
В процессе выполнения проектной работы успешно реализуется принцип успеха, который предполагает ориентацию всего учебного процесса на учащегося: на его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.
Значение метода проектов в технологии создания ситуации успеха на уроке:
• развитие активной позиции ученика в учебной деятельности, его самостоятельности, инициативности;
• воспитание умения работать в коллективе, развитие коммуникативных способностей;
• повышение уверенности обучающихся в себе, мотивации учения;
• построение воспитательного процесса с опорой на интересы детей.
При выборе темы проекта воспитанниками учитывается их мнения и пожелания. Это повышает у них уверенность в своих силах, развивает мышление и фантазию, учит соизмерять свои силы и возможности, стимулирует волю к обучению.
В основном, мои воспитанники работают над проектами практической направленности. Это может быть предмет одежды, предмет интерьера, игрушка, предмет декоративно-прикладного творчества.
Проект выполняется не только индивидуально каждым ребенком, но и в группах, в которых ученики развивают свои коммуникативные навыки. Приведу как пример коллективный проект: «История форменного костюма», над которым работала группа старшеклассников нашей школы.
Для стимулирования включения воспитанников в проектную деятельность, необходимо создавать благоприятную атмосферу на занятиях, ситуацию успеха, ориентацию их не только на получение результата, но и на сам процесс проектной деятельности. Совместная разработка проекта и обсуждение результатов реализованных проектов приводит к саморазвитию и самореализации личности ученика. Повышается интерес к декоративно-прикладному творчеству, желание принять участие в других проектах, чувствуют радость от достигнутых успехов.
Проекты рекламируются ребятами на ежегодной традиционной школьной выставке с целью повышения мотивации участия в его реализации, осознания его общественной значимости.
Проектная деятельность для учащихся - это большой стимул к творчеству. Во время работы над проектами кто-то из учащихся открывал способности, которые не проявлял за годы обучения, кто-то увлекался новой для себя деятельностью, и почти все, по завершению проекта, выказывают чувство удовлетворения от проделанной работы.
Развитие ситуации успеха
через общественно-полезную деятельность
Общественно-полезная деятельность решает многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.
Когда в школе-интернате возникла проблема с оформлением школьных помещений, учащиеся 7-9 классов решили организовать коллективный дизайн-проект по оформлению помещений интерната.
Ребятами был разработан текстильный дизайн спальных комнат: выполнен эскиз штор и покрывал в соответствии с цветовой гаммой комнат, разработана технология пошива.
Работу по осуществлению этого проекта выполняли несколько групп воспитанников на занятиях клуба «Мастерица» в течение нескольких месяцев.
Сейчас мои воспитанники с гордостью показывают родителям, гостям и работникам школы-интерната свои спальные комнаты, не забывая подчеркнуть, что красивые современные шторы и покрывала - это их рук дело.
Общественно-полезный труд на благо школы воспитывает чувство ответственности и уверенность в своих силах, повышает самооценку, собственную значимость в коллективе.
Оценка достижений воспитанников
Важной задачей создания ситуации успеха является положительная оценка достижений ребенка, подкрепляемая публичными поощрениями.
Результатом внеурочных занятий может быть участие школьника в открытых мероприятиях разного уровня, начиная со школьного и заканчивая международным.
54
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
Все мои воспитанники представляют свои творческие работы на ежегодной традиционной школьной выставке. Мы приглашаем на выставку учеников нашей школы-интерната, педагогов и работников нашей школы, родителей. Ребята с гордостью показывают свои работы, рассказывают о них. В книге записей выставки можно прочесть слова восхищения замечательными работами моих воспитанников. В течение нескольких лет я создаю альбом фотографий моих воспитанников со своими работами.
Одаренные дети, имеющие особые успехи во внеурочной деятельности, успешно участвуют в районных и городских выставках декоративно-прикладного искусства, региональных, российских и международных фестивалях детского и народного творчества.
Вот некоторые творческие мероприятия за последние два года, в которых мои ученики принимали участие:
• Центр дистанционного образования «эйдос»; VII Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по технологии, (Андрияс Полина, 4 класс) - 1 место среди учащихся 4 классов;
• МАН «Интеллект будущего» Всероссийский заочный конкурс проектов «Созидание и творчество», Обниниск; (Рисунова Александра, 9 класс) - 1 место;
• МАН «Интеллект будущего» Всероссийский заочный конкурс исследовательских работ «Познание и творчество», Обниниск; (Иванченко Алина, 9 класс) - 2 место;
• Городской конкурс-выставка детского творчества «Зеркало природы - 2012» (Шведова Елизавета, 4 класс) - 2 место;
• Фестиваль самодеятельного искусства и прикладного творчества железнодорожников «РЖД зажигает звезды», г. Новосибирск (Шведова Елизавета, 4 класс; Щербина Софья, 8 класс; Колоколова Виктория, 8 класс) -лауреаты фестиваля;
• Международный конкурс-фестиваль детского и молодежного конкурса «Преображение» благотворительного фонда «Биневал» г. Санкт-Петербург (Рисунова Александра, 10 класс) - лауреат 1 степени;
• VI Всероссийский детско-молодежный фестиваль искусств.
• Кубок России по художественному творчеству и педагогическим новациям «Ассамблея искусств», г. Москва (Шведова Елизавета, 4 класс; Рисунова Александра, 10 класс) - дипломы участников;
• АйТиИ «Сибирская ярмарка». IX региональный конкурс «Через прошлое в будущее», г. Новосибирск, номинация «Проектная и исследовательская деятельность» (Иванченко Алина, Жабина Анжела, Рисунова Александра, Иванченко Анастасия, 10 класс) - Большая ме-
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013
55
ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ
даль памяти Н. М. Мельникова; номинация «Народные ремесла» (Рисунова Александра, 10 класс; Шведова Елизавета, 4 класс) - дипломы участников;
• VII Международный фестиваль-конкурс детских, юношеских, молодежных, взрослых творческих коллективов и исполнителей «Адмиралтейская звезда», г. Новосибирск, 2013 год. (Шведова Елизавета, 5 класс) - 3 место.
Поощрение успехов осуществляется на школьном празднике «Триумф», который проходит раз в полугодие. На празднике награждаются учащиеся, добившиеся успехов в различных номинациях, в том числе и в области декоративно-прикладного творчества.
Публичная оценка достижений очень важна для самооценки воспитанника, вызывает положительные эмоции, чувство радости, чувство успеха, интеллектуальный подъем, удовлетворение от проделанной работы.
Итоги. Работа по созданию ситуации успеха у моих воспитанников продолжается, но уже видны результаты: мои ученики участвуют в различных конкурсах, выставках, фестивалях, не боятся трудностей, легко ориентируются в новых условиях, успешно взаимодействуют со своими сверстниками и взрослыми людьми.
Вывод. Таким образом, комплекс условий по созданию ситуации успеха, основанный на личностно ориентированном подходе к ученику, даёт возможность:
• обеспечить индивидуальный подход к учащимся;
• способствовать развитию личностных, индивидуальных способностей ребёнка;
• развивать интеллектуальный и творческий потенциал школьников;
• создавать благоприятную атмосферу для саморазвития и самореализации.
В заключение хочется отметить, что успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в школьной деятельности - завтрашний успех в жизни!
Литература
1. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! М., 1990.
2. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.: Просвещение, 1991;
3. Глассер У. Школы без неудачников. Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1991. — 184 с.
4. Смирнова Е. Э., Курлов В. Ф. Мир ребенка. Некоторые черты школьной жизни. СПб., 1997.
5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Изд-во «Радянська школа», 1973.
6. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1974.
7. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования // Библиотека журнала «Директор школы».— 2000.- № 7.
56
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013