Научная статья на тему 'Работа с одаренными детьми'

Работа с одаренными детьми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1056
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ И ГЕНИАЛЬНОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНАЯ ЛИЧНОСТЬ / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федосов Владимир Николаевич, Сырцева Татьяна Эдуардовна, Моргулева Ольга Михайловна

Представлены проекты научно-экспериментальной работы, направленной на воспитание успешной, гармонично развитой личности с высоким интеллектуальным и творческим потенциалом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федосов Владимир Николаевич, Сырцева Татьяна Эдуардовна, Моргулева Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа с одаренными детьми»

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 2 • 2015

От теории к практике реализации федерального государственного образовательного стандарта

В.Н. Федосов, Т.Э. Сырцева, О.М. Моргулева

Работа с одаренными детьми

Аннотация. Представлены проекты научно-экспериментальной работы, направ ленной на воспитание успешной, гармонично развитой личности с высоким ин теллектуальным и творческим потенциалом.

внеурочная деятельность

Abstract. Introducing the draft scientific experimental work aimed at raising success, harmoniously developed personality with high intellectual and creative potential.

Ключевые слова:

одаренность и гениальность, конкурентоспособная личность, культурное пространство, научное общество учащихся,

Keywords:

talent and genius, competitive personality, cultural space, scientific society of students, extracurricular activities

Одаренность и гениальность — эти природные свойства человеческого разума всегда были загадкой, над которой до сих пор размышляют философы, психологи, нейрофизиологи [1]. Практически все исследования в этой области сводятся к единому выводу: ребенок рождается с огромным интеллектуальным и творческим потенциалом. Известный немецкий писатель и философ Генрих Гессе писал: «Гениальность — явление не столь редкое, как это нам порой кажется». Значит, все дело в необходимости развивать юные дарования, и поэтому первостепенной становится роль школы в работе с одаренными детьми [2].

Сегодня, в эпоху глобальных научно-технических и информационных достижений, возрастают требования к человеческой личности. Человек новой эпохи — это в первую очередь успешная, конкурентоспособная личность с высоким интеллектуальным и культурным уровнем, способная принимать верное решение в ситуациях нравственного выбора и нести ответственность перед собой и обществом, личность, у которой сформированы жизненные приоритеты, ценности, идеалы. Именно такой человек является идеальной моделью выпускника современной школы. Значит, все современное образование должно быть подчинено этой глобальной цели.

Уже более 17 лет МБОУ «Гимназия № 1» принимает участие в научно-экспериментальной работе. На базе гимназии проведен ряд экспериментальных исследований по организации работы на старшей ступени обучения. С 2007 г. гимназия № 1 работает в режиме федеральной экспериментальной площадки, а в 2011 г. приняла участие в федеральном эксперименте по апробации государственного стандарта на начальной ступени обучения. В 2012 г. гимназии присвоены статус пилотной площадки АСОУ и статус региональной инновационной площадки по распространению лучших образовательных практик.

Итак, в 1-й класс приходят одаренные дети, каждый из них талантлив по-своему. Как же развить детскую одарен-

ность, не дать угаснуть искрам таланта и разжечь в детях огонь гениальности?

Работа с одаренными детьми уже много лет является приоритетным направлением учебно-воспитательного процесса гимназии [4].

Целью этой работы является воспитание успешной, гармонично развитой личности с высоким интеллектуальным и творческим потенциалом. Основными задачами проекта можно назвать следующие:

• формирование культурного пространства, в котором будет комфортно и гармонично развиваться личность ребенка;

• развитие эстетического вкуса, способности видеть и воспринимать красоту в жизни, формирование эстетических идеалов;

• выявление и поддержка творческой и познавательной активности учащихся, развитие способности к самостоятельным исследованиям;

• выявление и поддержка одаренных детей;

• формирование у воспитанников навыков бесконфликтного общения, комфортной и продуктивной работы в коллективе на основе взаимоуважения и толерантности.

Можно выделить следующие составляющие проекта по работе с одаренными детьми:

• «Прекрасное пробуждает доброе» — воспитание искусством: музыкой, хореографией, изобразительным искусством;

• научное общество учащихся «Человек. Земля. Вселенная» — развитие научного мышления, которое позволяет делать первые шаги в большую науку;

• выпуск школьной газеты «Гимназический вестник» — проба пера и первые шаги в журналистику;

• внеурочные школьные мероприятия, ставшие за много лет традицией гимназии: Пушкинские балы, театрализованные концерты и литературно-музыкальные гостиные.

Работа с одаренными детьми

43

«Прекрасное пробуждает доброе»

В последние годы психологи, социологи, педагоги все чаще говорят о роли искусства и культуры в воспитании личности, а творчество становится важной составляющей жизненного успеха. Вспомним слова английского писателя Оскара Уайльда: «Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы научимся, а в том, какими мы благодаря ему становимся».

Коллектив гимназии на протяжении многих лет не только дает своим ученикам твердые научные знания, но и открывает перед воспитанниками мир прекрасного, ведет их в мир искусства, учит видеть красоту вокруг и создавать ее. Проект «Прекрасное пробуждает доброе» существует с 1993 г. Уже тогда, изучив социальный заказ, проанализировав общественное мнение, педагоги гимназии пришли к выводу, что современный успешный человек должен быть эстетически образован, обладать творческим потенциалом и нестандартным мышлением. Именно творческое начало поможет выпускнику в будущем найти креативный выход в любой сложной ситуации, достичь успеха, совершить открытия, стать первым. Жизнь показывает, что физик или химик, который занимается живописью и играет на флейте, быстрее найдет решение проблемы и совершит научное открытие, чем просто физик или просто химик. Творческое начало позволит человеку найти кратчайший нестандартный путь, который приведет к успеху. Все открытия в мире были сделаны не просто умными, но в первую очередь творческими, разносторонне развитыми людьми, которых мы и называем гениями. Творчество и успех неотделимы друг от друга.

Проект «Прекрасное пробуждает доброе» — это создание единого культурно-эстетического пространства, в котором царит содружество искусств: музыка, хореография и театр соседствуют с изобразительным искусством, литературой и научным творчеством, — и это пространство выплескивается за рамки школьных уроков, подчиняя себе все свободное время ребенка.

Проект включает в себя несколько направлений: музыка, хореография и изучение мировой художественной культуры.

Музыка сопровождает воспитанников гимназии с первых дней обучения. Это уроки сольфеджио в начальной школе, обучение игре на музыкальных инструментах, занятия вокалом. Образцовый хоровой коллектив «Доминанта» — многократный победитель областного конкурса «Юные таланты Московии», участник городских и областных смотров и фестивалей. Каждый год гимназический хор принимает участие в хоровом форуме «Поющее детство», который традиционно проводится в Московской государственной консерватории. Голоса школьного хора звучали в Большом зале консерватории, в зале им. Чайковского и в концертном зале Музея музыки. В 2014 г. хоровой коллектив «Доминанта» стал победителем конкурса детских хоровых коллективов в рамках фестиваля «Юные таланты Московии».

Особая гордость гимназии — духовой оркестр, который в 2013 г. получил высокое звание «Образцового детского коллектива», а в 2014 г. стал победителем конкурса детских духовых оркестров в рамках фестиваля «Юные таланты Московии».

За время своей творческой деятельности он вырастил не одно поколение увлеченных ребят, многие из них продолжают учебу в музыкальных училищах Москвы. Оркестранты активно участвуют в культурно-массовой и концертной деятельности гимназии, города и области, их концерты

традиционно собирают полные залы и проходят с большим успехом. За свою деятельность оркестр и его участники, солисты и ансамбли много раз становились победителями различных конкурсов, фестивалей, а в апреле музыканты стали лауреатами именной стипендии губернатора Московской области.

Духовой оркестр принимает участие во всех городских мероприятиях, посвященных памятным и праздничным датам: это и ежегодный весенний концерт для жителей города, и концерт для военнослужащих президентского кавалерийского эскорта, и праздничное шествие по городу в День Победы. В мае 2014 г. детский духовой оркестр участвовал во II областном фестивале «Бородинские фанфары», который состоялся в музее-заповеднике Бородино.

Хореографическая часть проекта связана с обучением ритмике в начальной школе и танцам в средней, постановкой индивидуальных и групповых хореографических номеров. Дети учатся владеть своим телом, выражать эмоции, чувства, раскрепощаются. Замечено, что люди, умеющие красиво двигаться, ритмично танцевать, могут и в других видах деятельности достичь высоких результатов. Даже первоклассники уже умеют танцевать вальс. Что говорить о выпускниках школы: в их танцевальном багаже не только классический набор бальных и современных танцев, но и уверенная походка и гордая осанка — отличительные черты успешного человека. Ежегодно хореографический коллектив гимназии «Ровесники» принимает участие в танцевальном фестивале «Звездный хоровод».

Проект «Прекрасное пробуждает доброе» создает культурное пространство, которое помогает объединить уроки и внеурочную жизнь школьников, связать теорию с современной жизнью, преодолеть разрыв между наукой и ее применением на практике. Изучение мировой культуры начинается в школьных классах, а продолжается в многочисленных экскурсионных поездках. Школьники изучают русские народные сказки и славянский фольклор, а потом едут в Великий Устюг к Деду Морозу или в Ярославль в гости к сказке. Изучение древнерусской культуры и литературы выплескивается за рамки урока и продолжается в Костроме, Угличе, Владимире. Каждая тема школьной программы подкреплена реальным жизненным материалом, когда ребенок может своими глазами все увидеть, почувствовать, проникнуть в атмосферу изучаемой эпохи и, что очень важно, дать свою интерпретацию и оценку. Изучение литературы сопровождается посещением театральных постановок, изучение мировой художественной культуры невозможно без походов в музеи и на выставки. Цель этих поездок — не развлечь, а призвать к внутренней работе, научить видеть прекрасное вокруг себя. Каждый выезд — это труд души и еще одна ступень взросления. Психологи утверждают: «Четыре спектакля в год — и ребенок будет учиться лучше». Наш опыт изучения литературы с последующим посещением театра полностью доказывает этот тезис.

Научное общество учащихся «Человек. Земля. Вселенная»

Важной частью проекта по работе с одаренными детьми является научное творчество школьников. На уроках дети получают основы научных знаний, но это только начало для их дальнейшего творческого осмысления. Уже много лет в гимназии существует научное общество учащихся, в которое вовлечены многие талантливые и любопытные ребята.

Предметные декады, которые проводятся в гимназии на протяжении всего учебного года, — это своего рода попытки

44

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 2 • 2015

методом погружения показать ребятам перспективы в различных областях научного знания и предложить самим выбрать, в каком направлении двигаться. Это всегда выход за рамки учебной программы, научный вызов, требующий нестандартного подхода и креативного мышления. В любом случае это узнавание себя и своих возможностей, это шаг в будущее.

Результатом предметных декад является ежегодная школьная конференция «Человек. Земля. Вселенная». Это долгожданное и волнующее событие для всех учащихся и педагогов гимназии, когда можно поделиться своими размышлениями, научными догадками, попытаться самим разобраться в сложном многогранном мире, ответить на многие актуальные вопросы. Научное исследование — это тоже настоящее творчество, когда от ребенка требуется не просто продемонстрировать владение понятийным аппаратом той или иной науки, но и проявить креативность мышления, способность сомневаться и задавать вопросы, желание найти свой ответ и свое решение. Каждая конференция — это череда открытий, и не только для ребят, но и для педагогов. А с какой гордостью потом дети держат в руках сборник с тезисами своей работы! Опыт работы в этой сфере показал, что возможность исследования и участия в конференции важна для всех ребят. Удивительно, но даже слабоуспевающие ученики с интересом включаются в научное творчество, а после завершения исследования они начинают лучше учиться, на уроках у них появляется живой интерес к предмету, и не ради оценки, а ради самого процесса познания. И конечно, для таких детей это прекрасная возможность заслужить уважение и общественное признание, они становятся увереннее в себе, успешнее в общении и в учебе. Для хорошистов и отличников участие в научной работе — прекрасная возможность выйти за рамки школьной программы и проявить свою индивидуальность и творческое начало. Воспитанники гимназии становятся участниками конференций и более высокого уровня. Ежегодно в мае ученики гимназии № 1 представляют свои научные исследования на традиционной международной конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. Кирилло-Мефодиевские чтения», где их доклады звучат на форуме молодых ученых, неизменно вызывая живой интерес и обсуждения, и публикуются в сборниках материалов конференции. Ребята очень серьезно подходят к подготовке своих докладов, понимая, что выступать на одной научной площадке с аспирантами и преподавателями, доцентами и профессорами — большая честь и не менее большая ответственность.

«Гимназический вестник» — проба пера и первые шаги в журналистику

В течение всего года ребята пробуют свои силы в журналистике: их статьи, отзывы, репортажи о школьных событиях можно прочитать на страницах ежемесячной школьной газеты «Гимназический вестник», каждый номер которой — долгожданное событие. Возможность написать и опубликовать свою статью в школьной газете есть у каждого гимназиста. Отрадно видеть, с каким нетерпением дети ждут каждый выпуск «Вестника», с гордостью читают статьи своих одноклассников, обсуждают прочитанное. А для юных авторов это прекрасная возможность выразить свое мнение, проявить творческое начало, завоевать уважение сверстников, повысить самооценку. На уроках русского языка ребята осваивают жанры публицистического стиля, и эти знания уже не останутся в пассивном багаже. Ребята понимают, что это все это они в ближайшие дни применят на

практике и воплотят в жизнь в виде статей, очерков, эссе, зарисовок, интервью и репортажей. Возможно, это их первые шаги в настоящую большую журналистику, которая станет любимой профессией.

Внеурочные школьные мероприятия

За более чем 20 лет успешной реализации проекта по работе с одаренными детьми в гимназии родились многие прекрасные традиции: литературно-музыкальные гостиные, театрализованные концерты, посвященные Дню матери, Новому году, Дню Победы, посвящение в гимназисты, посвящение в старшеклассники, Праздник букваря, конкурс букетов и цветочных композиций, фестиваль военно-патриотической песни, военно-спортивная игра «А ну-ка, парни!» и многие другие.

Одна из давних и самых ярких гимназических традиций — Пушкинский бал. Это праздник, который объединяет детей и педагогов, позволяет вырваться из плена серых будней и погрузиться в прекрасную атмосферу высокого чистого искусства, где в вальсе кружатся прекрасные дамы и галантные кавалеры, движения наполнены достоинством и грацией, а театральное действие переносит гостей в минувшую эпоху. А после такого прикосновения к прекрасному и вечному дети на всю жизнь стараются соответствовать тому высокому культурному уровню, который был задан в гимназии. Бал — это результат ежедневной работы в сфере эстетического и творческого развития школьников. Дети в непринужденной праздничной обстановке поют, танцуют, читают стихи, перевоплощаются на сцене, а главное, показывают высокий уровень культуры общения и поведения. Пушкинский бал задает высокую культурную планку, которую потом гимназисты поддерживают на протяжении дальнейшей жизни.

Спортивные традиции гимназии

Гармоничная и успешная личность развита не только интеллектуально и духовно, но и совершенна физически. В гимназии большое внимание уделяется физическому воспитанию школьников. Данные от природы спортивные дарования поддерживаются и развиваются не только на уроках физической культуры, но и на многочисленных соревнованиях, веселых стартах, эстафетах, где даже робкие и тихие ребята в спортивном азарте рвутся вперед к победе и узнают себя с новой стороны: у них появляется уверенность в себе, уважение к товарищам, активное отношение к жизни. По традиции учебный год в гимназии начинается со спортивного праздника, который проводится в первую субботу сентября. Это День здоровья, или праздник спорта, когда на школьном стадионе собираются все учащиеся школы и соревнуются в скорости, ловкости, сплоченности — хороший заряд бодрости, хорошее настроение и отличное начало учебного года. В 2014 г. команда гимназии выиграла областной этап всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры», неоднократно побеждала в городской спартакиаде школьников.

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в начальной школе

С 2011 г. гимназия внедряет новые стандарты в обучении и воспитании. В гимназии введены ФГОС в начальной шко-

Работа с одаренными детьми

45

ле. Внеурочная деятельность в гимназии № 1 организуется по следующим направлениям развития личности ребенка: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное и общеинтеллектуальное. Выбор того или иного направления обусловлен желанием учеников и их способностями, склонностями. Спортивно-оздоровительное направление представлено курсом «Ритмика», который нацелен на формирование общей культуры движения, умение владеть своим телом. Занятия ритмикой не только приобщают детей к миру танцевального искусства, но и позволяют расслабиться после статичных уроков. Социальное направление представлено курсом «Жизненные навыки. Все цвета, кроме черного», который направлен на воспитание у младших школьников позитивного мироощущения. Этот курс помогает преодолеть социальную дезадаптацию, учит соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами. Духовно-нравственное направление представлено курсом «Этика: Азбука добра» — это занятия практической направленности, расширяющие представления детей о доброте, нравственных правилах взаимоотношений в человеческом обществе. Общеинтеллектуальное направление представлено курсами «Инфознайка» и «Занимательный английский». «Инфознайка» плавно погружает детей в мир информатики, учит анализировать действительность и описывать ее с помощью информационного языка. Курс «Занимательный английский» также готовит школьников к изучению иностранного языка на следующей ступени, развивает общеучебные и специальные учебные умения. Общекультурное направление представлено курсами «Юный художник», «Хоровое пение», «Сольфеджио», «Музыкальный мир». Курс «Сольфеджио» является предметом, объединяющим различные виды музыкальной деятельности, активизирующим развитие музыкального слуха, памяти и мышления. Живое восприятие и осмысление музыки происходит на занятиях «Музыкального мира», на которых перед школьниками открывается безграничный мир музыкальной культуры.

Дети, почувствовавшие в себе творческие способности, начинают по-другому относиться к учебе в целом: у них появляется живой интерес к урокам, они начинают радоваться новым знаниям и открытиям, а значит, основная цель всей воспитательной системы оказывается успешно выполнена.

Гимназия № 1 создала для своих воспитанников идеальные условия для полноценного развития и раскрытия творческих способностей. Неслучайно школа занимает лидирующее место в городе по количеству призовых мест в предметных олимпиадах, смотрах и конкурсах от муниципального до федерального и международного уровней. Среди них — олимпиады при МВТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ, МГУ, всероссийская программа «Шаг в будущее».

Гимназия является лидером и по результатам ЕГЭ. Высокий профессиональный уровень гимназия подтвердила на областном конкурсе «Лучшая школа Подмосковья» в 2010 г., став победителем, а в 2011 г. получила золотую медаль по итогам конкурса «Элита российского образования» и грант как «Лучшее инновационное учреждение Московской области». В 2010/2011 учебном году гимназия одержала победу в конкурсе учреждений, активно внедряющих инновационные преобразования, и получила 1 млн рублей, что стало очередным этапом в развитии школы. В 2013 г. школа стала обладателем главного приза — почетного кубка всероссийского конкурса «Национальный фонд российского образования», в 2014 г. гимназия вошла в десятку лучших школ Московской области по результатам конкурса «Стандарт общеобразовательного учреждения».

Работа с одаренными детьми — это не только развитие их научных, спортивных, музыкальных талантов. Если задуматься, то даже набор самых глубоких и фундаментальных знаний, разнообразных навыков, формирование тонкого эстетического вкуса еще не делает человека счастливым. А задача современной школы — выпустить во взрослую жизнь именно счастливого и успешного человека.

Дети будут такими, какими мы их воспитаем. Главное, что мы можем дать им, — научить их мечтать и не бояться следовать за мечтой. Если они научатся мечтать — они научатся верить в свои силы, а значит, найдут свой путь в жизни и обретут счастье.

Литература

1. Белоусова А.К. Диагностика одаренности // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 3. С. 41-50.

2. Крупкина Т.А., Храпская Т.А. Создание организационно-методических условий психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в условиях массовой школы повышенного статуса / / Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 6. С. 22-25.

3. Могрулева О.М., Иванова Е.А. Я был от балов без ума. М., 2014.

4. Рамазанова Т.Н. Управление качеством деятельности педагога как фактор эффективной социально-педагогической поддержки одаренных детей // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 1. С. 38-41.

5. Федосов В.Н., Сырцева Т.Э. Стратегические позиции развития гимназии: Сб. материалов II международной научно-практической конференции «Современное образование: опыт, проблемы, перспективы развития». М.: Изд-во АП-КиППРО, 2013.

6. Федосов В.Н., Сырцева Т.Э., Литвинова В.И. Формирование личностных результатов средствами эстетического воспитания // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.