Научная статья на тему 'Современные образовательные технологии в развитии творческой активности учащихся в условиях школы с углубленным изучением отдельных предметов художественно-эстетической направленности. Творческий проект развития ОУ'

Современные образовательные технологии в развитии творческой активности учащихся в условиях школы с углубленным изучением отдельных предметов художественно-эстетической направленности. Творческий проект развития ОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1584
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ИГРОВЫЕ / ДИАЛОГОВЫЕ / КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО И ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ КЕЙС-СТАДИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Окуненко Людмила Андреевна, Тагильцева Наталия Григорьевна, Заплатина Елена Александровна

Представляем нашим читателям проект, направленный на развитие системы поддержки талантливых детей и развития учительского потенциала. В работе раскрываются возможности внедрения современных образовательных технологий в процесс развития творческой активности учащихся, родителей и учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Окуненко Людмила Андреевна, Тагильцева Наталия Григорьевна, Заплатина Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные образовательные технологии в развитии творческой активности учащихся в условиях школы с углубленным изучением отдельных предметов художественно-эстетической направленности. Творческий проект развития ОУ»

Проект как форма методической работы

Окуненко Людмила Андреевна

директор

Тагильцева Наталия Григорьевна

научный куратор Заплатина Елена Александровна

заместитель директора по НМР МБОУ СОШ № 32 с углубленным изучением отдельных предметов

г. Екатеринбург E-mail: 32heo@rambler.ru

J ^

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

в условиях школы с углубленным изучением отдельных предметов художественноэстетической направленности

творческий проект развития ОУ

S__________________________________________________________________г

Аннотация. Представляем нашим читателям проект, направленный на развитие системы поддержки талантливых детей и развития учительского потенциала. В работе раскрываются возможности внедрения современных образовательных технологий в процесс развития творческой активности учащихся, родителей и учителей.

Ключевые слова: творческая активность, образовательные технологии: игровые, диалоговые, коллективный способ обучения, проектная деятельность, технологии дифференцированного и проблемного обучения, технология кейс-стади, информационные технологии

На развитие творческих способностей учащихся в последнее время указывается в многочисленных документах, касающихся модернизации школьного образования в Российской Федерации (Закон об образовании, Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и др.) [1,2, 5, 7, 8, 10]. Так, в тексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденной президентом РФ Д.А. Медведевым понятие «творчество», как необходимый компонент функционирования школы будущего встречается много раз в различных сочетаниях. Любая инновационная образовательная стратегия невозможна без творчески мыслящего человека, поэтому-то учащиеся в школе будущего должны быть вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое [2], что невозможно без развитого творческого мышления и творческой инициативы, сформированной способности принимать нестандартные решения, которые, по мнению многих ученых (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, И.Я. Лернер, В.Д. Небылицина, Г.И. Щукина и др.) являются по-

казателями такого интегрального качества личности, как творческая активность.

Указанные показатели творческой активности (от лат. activus - деятельный), включающей единство внутренней готовности к деятельности и проявление этой готовности в действительности, необходимы не только таким субъектам образовательного процесса, как школьники, но и таким, как учителя и родители. А это значит, что в процессе осуществления своей профессиональной деятельности в школе учитель совместно с учениками и так же, как и они учится творчеству и развивает свою творческую активность. В этот же процесс должны быть вовлечены и родители учащихся, многие из которых являются сами творчески активными личностями, а, значит, готовыми обучать этому творчеству и учителя и учащихся. Те же родители, кто чувствует необходимость в развитии того интегрального качества, могут, совместно с учащимися быть вовлечены в школьный образовательный процесс.

Таким образом, в стенах общеобразовательной школы будет осуществляться целенаправленное развитие творческой активности всех субъектов образовательного процесса - учащихся, их родителей и учителей.

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

15

Проект как форма методической работы

В настоящее время в МБОУ СОШ № 32 города Екатеринбурга с углубленным изучением отдельных предметов (художественно-эстетических) существуют условия для реализации данного проекта:

- разработана концепция развития школы на 20112015 годы «Развитие творческой активности учащихся в условиях полихудожественного пространства школы», одним из направлений ее реализации и является представленный проект для развития одаренных детей и творческого педагогического потенциала «Современные образовательные технологии в развитии творческой активности учащихся в школе с углубленным изучением отдельных предметов художественноэстетической направленности»;

- процесс обучения и воспитания учащихся осуществляет коллектив высоко профессиональных учителей некоторые из них участвуют в жюри международных, всероссийских, региональных, областных, городских и районных конкурсах и фестивалях;

- создана материальная база для осуществления творческого развития учащихся (36 компьютеров, телевидео-аппаратура, аудиоаппаратура, комплекс музыкально-эстрадной аппаратуры, комплекс концертной аппаратуры, концертный рояль, комплекс музыкальных инструментов, мольберты, муляжи для художественного творчества, сценические костюмы для различных спектаклей и т.д.).

- активно внедряются в образовательный процесс инновационных технологий, способствующих развитию творческой активности учащихся: игровые, диалоговые, полихудожественного образования, коллективный способ обучения (КСО), информационные технологии, проектная деятельность, дифференцированное и проблемное обучение, технология кейс-стади;

- началась разработка и внедрение в практику «Общественной экспертизы качества образования (ОЭКО)», включающей оценку деятельности школы различными общественными представителями.

- проводится научно-исследовательская работа студентов, аспирантов, преподавателей вузов РФ, нацеленная на поиск эффективных методик и технологий по активизации творческой активности детей и юношества;

При существующих в школе условиях развития творческой активности учащихся все-таки выявляются противоречия, разрешение которых позволит сделать данный процесс более эффективным и качественным. Это противоречия между:

- необходимостью взаимосвязи между всеми разделами структуры Базисного образовательного плана (в соответствие с ФГОС второго поколения: инвариантной, вариативной, внеурочной деятельности) и различными подходами в осуществлении этих разделов в настоящее время;

- внедрением современных образовательных технологий для развития творческой активности учащихся на предметах художественно-эстетического направления и отдельных предметах общеобразовательного цикла и необходимостью выявления и внедрения таких технологий, которые возможны для применения во всех

частях Базисного образовательного плана и во всех его разделах, согласно положениям ФГОС второго поколения;

- необходимостью руководства, координацией и осуществления процессом творческого развития всех субъектов образовательного процесса с единых методолого-теоретических и организационных позиций и отсутствием обоснования для данного единства;

- оцениванием результата развития творческой активности учащихся с позиции их обученности на том или ином школьном предмете и необходимостью разработки диагностической процедуры для измерения развития творческой активности с позиции ее развитости у всех субъектов образовательного процесса на разных предметах инвариантной, вариативной части видах внеурочной деятельности.

Данные противоречия позволили выявить необходимость разработки проекта «Современные образовательные технологии в развитии творческой активности учащихся в школе с углубленным изучением отдельных предметов художественно-эстетической направленности», когда общеобразовательная школа становится центром развития творчества учащихся, а также их родителей и учителей на основе внедрения современных образовательных технологий при введении их во все разделы структуры Базисного образовательного плана.

Объект настоящего проекта - развитие творческой активности субъектов образовательного процесса: учащихся, их родителей и учителей.

Предмет - создание моделей внедрения современных образовательных технологий для развития творческой активности учащихся в школе с углубленным изучением отдельных предметов художественно-эстетической направленности.

Цель проекта - выявление и обоснование комплекса инновационных и традиционных форм и методов для разработки моделей внедрения современных образовательных технологий в процесс развития творческой активности учащихся, родителей и учителей в школе с углубленным изучением отдельных предметов художественно-эстетической направленности.

Задачи:

1. Выявить комплекс современных технологий, способствующих развитию творческой активности учащихся, родителей и учителей.

2. Создать модели для внедрения современных технологий для развития творческой активности всех участников воспитательно-образовательного процесса школы с углубленным изучением отдельных предметов художественно-эстетической направленности.

3. Разработать диагностический инструментарий для измерения основных показателей творческой активности учащихся, анкеты для самооценки творческого развития учителя и родителей.

4. Определить функции «Общественной экспертизы качества образования (ОЭКО)» в реализации проекта развитости творческой активности субъектов воспитательно-образовательного процесса в школе с углубленным

16

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

Проект как форма методической работы

изучением отдельных предметов художественно-эстетической направленности.

Теоретико-методологическую основу проекта составили:

- положения проекта «Образование», Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», концепции Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, Долгосрочная целевая программа «Развитие системы общего образования в муниципальном образовании «город Екатеринбург».

- культурологический подход к формированию содержания образования (Л.С. Выготский, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин и др.)

- деятельностный подход (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Э.Б. Эльконин и др.);

- положения о творческой активности, как показателе высокого уровня развития социальной компетентности (И.А. Зимняя, М.В. Левит, А.К. Маркова, А.В. Хуторской, Г.П. Щедровицкий и др.);

- положение об эффективности полихудожественного подхода в развитии творческой активности учащихся (Е.П. Кабкова, Л.Г. Савенкова, Б.П. Юсов и др.).

Новизна представляемого проекта:

1. Выделены и обоснованы для реализации проекта современные технологии, способствующие развитию творческой активности учащихся, их родителей и учителей во всех разделах структуры Базисного образовательного плана.

2. Разработаны организационные модели внедрения современных образовательных технологий для развития творческой активности учащихся в школе с углубленным изучением отдельных предметов художественноэстетической направленности - организационно-коммуникативная и реализационная.

3. Разработан диагностический инструментарий для измерения динамики развитости творческой активности всех субъектов образовательного процесса - учащихся, их родителей и учителей.

4. Определены функции «Общественной экспертизы качества образования (ОЭКО)» в реализации проекта развития творческой активности субъектов воспитательно-образовательного процесса в школе с углубленным изучением отдельных предметов художественноэстетической направленности

5. Разработаны и частично апробированы такие формы развития творческой активности всех субъектов образовательного процесса - единый фестиваль творчества учащихся, родителей, учителей; совместные выставки учительского, творчества учащихся; совместные социально значимые проекты учащихся, родителей, учителей (дизайн школьной среды, концерты к памятным датам, презентации школы), «Общественная экспертиза» с участием родителей, учащихся, представителей культуры и искусства, и совместные выставки методических достижений учителя и достижения его учеников-выпускников школы.

База реализации проекта: МБОУ СОШ № 32 с углубленным изучением отдельных предметов художественно-эстетического направления, РАО, УрГПУ (институт музыкального и художественного образования, кафедра музыкального образования, кафедра художественного образования), ИРО (кафедра гуманитарного образования).

Известно, что основной особенностью организации проектной деятельности является «комплекс действий, завер шающихся созданием продукта» [6, с .79]. При ни-мая данное положение во внимание, следует раскрыть основные действия по созданию выше обозначенного нами првекта. (Данные действия обозначены в проекте римскими цифрами)

I. Для реалеза ции цели данноно ара екта несОходи-мо спрогнозиросать органиаациоано-комму никативную модель, позвсляющую определить субъектов исполнения данного проекта и спроектировать ях взаимодействие. Данная организационно-коммуникативная модель представляется следующим образом.

Организационно-коммуникационная модель

1) Субъекты реализации проекта, находящиеся в тесном взаимодействии: администрация, педагоги, учащиеся, родители, преподаватели, аспиранты, студенты-магистранты Уральского государственного педагогического университета, преподаватели Институт развития образования, члены жюри различных конкурсов, выставок, фестивалей, олимпиад.

2) . Организационная структура проекта:

- управленческий центр, субъектами которого являются директор школы, зам. директор по развитию школы, учителя - представители каждого методического школьного объединения, представители, общешкольный родительский комитет;

II. Выбор современных инновационных технологий был обусловлен сформулированной целью данного проекта.

Необходимо создать мотивационные и организационные условия для освоения педагогами школы образовательных технологий:

1. Мотивационные условия:

- тематический педсовет «Теоретические основы игровой технологии, коллективного способа обучения, проектной деятельности»;

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

17

Проект как форма методической работы

- методический семинар-практикум «Применение игровой технологии, коллективного способа обучения, проектной деятельности в учебном процессе»;

- тематический педсовет «Теоретические основы проблемного и дифференцированного обучения. Примеры практического использования технологий проблемного и дифференцированного обучения»;

- необходимо направить педагогов на курсы ПК д.п.н. профессора Третьякова П.И. по темам: «Ресурсы современного урока», «Технологизация учебного процесса на основе личностно-ориентированной педагогики и конструктивизма», «Прогрессивные образовательные технологии и их реализация в практике работы учителя»; «Проблема диагностики современного урока», а также курсы ПК в различных учреждениях образования г. Екатеринбурга по темам освоения современных педагогических технологий, в том числе и технологий полихудожественного образования;

- необходимо сформировать творческие группы инновационно-активных педагогов для участия в Международных научно-педагогических конференциях (под руководством Третьякова П.И.) в разных городах страны, а также в региональных и городских.

2. Организационные условия

Выделенные педагогические технологии будут внедряться в образовательный процесс через проведение методических недель (в режиме одного раза в полугодие), в рамках которых, каждый педагог будет проводить открытый урок, представляя свою методику преподавания, используемые инновационные технологии или их элементы, тем самым, создавая педагогическое поле профессионального общения, творческую лабораторию.

Методическая неделя в марте

В школе необходимо провести открытые уроки по следующим педагогическим технологиям:

- игровая технология

- технология коллективного способа обучения

- технология проектной деятельности

Методическая неделя в ноябре

В школе необходимо провести открытые уроки по следующим педагогическим технологиям:

- технология дифференцированного обучения;

- технология проблемного обучения

Неделя передового опыта декабрь

В школе необходимо провести открытые уроки передовых преподавателей, как яркие примеры реализации тех или иных технологий и как эффективные механизмы развития творческой активности.

Передовые инновационные образовательные технологии могут быть представлены для родителей.

Обоснования выделенных технологий для развития творческой активности.

Технология коллективного способа обучения (КСО) выбрана для настоящего проекта в связи со следующими причинами. Основание для введения этой техноло-

гии заключается: а) во включении в образовательный процесс всех субъектов образовательного процесса -организующих образовательных процесс и участвующих в нем; б) в непрерывном процессе общения между всеми участниками образовательного процесса для расширения их креативного, когнитивного, операционального опыта; в) в коллективном решение определенной (учебной, художественной, полихудожественной) задачи путем высказывания и проверки различных творческих идей участников образовательного процесса; г) в возможности использования данной технологии в процессе учебной и внеучебной (художественно-творческой) деятельности; в) в необходимости организации коллективных творческих устремлений во многих видах художественной деятельности (хоровое исполнительство, коллективный живописный продукт - панно, ансамблевое исполнительство, хореографический спектакль, спектакль театральный, коллективный дизайнерский проект и т.д.).

Основание для введения игровых технологий являются следующие причины: а) близость данного проекта арт-технологиям (театрализация), используемым на предметах художественно-эстетического цикла, б) легкость и экономичность в формировании тех или иных компетенций у школьников всех возрастов;

в) проверка на практике полученных знаний, умений и навыков.

Основание для введения технологии дифференцированного обучения являются следующее: наличие в школе классов с углубленным изучением отдельных предметов (музыки, ИЗО, МХК, литературы) и классов общего развития (эстетические).

Внедрение технологии «кейс-стади» или кейс обучения а) дает возможность проведения анализа конкретных ситуаций (ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-проблемы) для всех видов обучения школьников - в общем образовании на различных предметах и в художественном образовании (предмет «Образ и мысль», занятия в системе дополнительного художественного образования при выборе средств художественной выразительности в процессе создания определенного художественного продукта -концерта, выставки, презентации); б) дает возможность выбора различных вариантов решения той или иной задачи (учебной, творческой, художественной); в) дает возможность использования художественного материала (картин, видео клипов, аудиозаписей), как при решении художественных, так и при решении учебных задач

Основание для введения проектных технологий обучения являются следующее: а) коллективные формы создания социально значимого продукта - дизайнерский проект: оформление школьных помещений (медицинский кабинет, столовая, рекреации и т.д.), неделя творчества в школе, в процессе которой демонстрируются работы учителей, в том числе и методические, родителей, в том числе и те, которые связаны с профессиональной и любительской художественной деятельностью, концертный проект для определенных слоев населения - ветеранов, людей с ограниченными

18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

Проект как форма методической работы

возможностями, учащихся школ - интернатов и т.д., выставочный проект - совместные выставки работ учащихся, родителей, учителей школы, учащихся, выставка методических достижений определенного учителя и достижений его учеников.

Критерии оценивания результатов

III. Диагностика развитости творческой активности базируется на критериях, определенных в проекте «Наша новая школа»: способность творческого мышления, проявление творческой инициативы, способность принимать нестандартные решения тех или иных задач.

Уровни развития творческой активности: уровень обычной активности, проявляющейся в решении репродуктивных задач, уровень активности, проявляющейся в нахождении некоторых новых элементов в решении поисковых задач, уровень самостоятельной творческой активности, проявляющейся в решении проблемных задач в процессе различных видов деятельности.

Критерии развитости творческой активности разработаны нами в процессе опытно-поисковой работы диссертационного исследования: творческое мышление; творческая инициатива; способность самостоятельно принимать нестандартные решения. Автором разработанных критериев и показателей творческой активности является зам. директора по развитию МБОУ СОШ № 32 Заплатиной Е.А., которые отражены в диссертационном исследовании по теме: «Полихудожественный подход в развитии творческой активности младших школьников школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла». Диссертация защищена 28.11.2009 г. на диссертационном совете Д 212.283.05, созданного при ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по специальности 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (художественное образование и эстетическое воспитание; уровень общего образования).

Методы диагностирования: анкеты для учителей и родителей, анкеты и опросники для старшеклассников, творческие задания и анкеты для учащихся средних классов, творческие задания для учащихся младших классов.

IV. Основные функции комитета «Общественная экспертиза». В процессе анализа различных источников, а также анализа практики работы школы были выделены функции данного комитета:

1. Создание временных коллективов для оценки развитости творческой активности учащихся, их родителей и учителей школы, в который входили бы -преподаватели, аспиранты, студенты-магистранты Уральского государственного педагогического университета, преподаватели Института развития образования, представители родительского комитета и родители, активно занимающиеся профессионально и на уровне любителей художественным творчеством, учителя, являющиеся лауреатами конкурсов, выставок различного уровня и воспитавшие учеников-лау-

реатов различных конкурсов, учащиеся школы, являющиеся лауреатами международных, всероссийских, региональных и городских фестивалей, конкурсов, выставок.

2. На уровне центра школьного творчества включение педагогов, учеников и родителей для создания банка данных результатов конкурсов, смотров, олимпиад, выставок, в которых принимали участие учителя, ученики школы и их родители.

3. Проведение процедуры диагностирования развитости творческой активности в учебной, художественной и полихудожественной деятельности учащихся, а также процедуры диагностирования родителей и учителей. Анализ, обобщение данных диагностик и освещение их на педагогических советах, советах старшеклассников, родительских комитетах.

4. Создание банка данных по результатам конкурсов, фестивалей, олимпиад, смотров среди учителей школы и родителей учащихся школы.

5. Установление контактов с представителями жюри различных конкурсов, фестивалей, выставок с целью выявления их оценок подготовленности учащихся к активной творческой деятельности в различных направлениях - по общеобразовательным предметам и по предметам художественно-эстетического цикла, по занятиям системы дополнительного, в том числе и художественного образования учеников школы.

6. Создание в центре творчества инициативной группы для освещения в СМИ достижений всех субъектов образовательного процесса в школе и для создания базы данных о публикациях в СМИ, касающихся творческой деятельности учителей школы, учащихся и их родителей.

Результаты инновации

V. Результат инновации нацелен на обновление и повышение качества образования.

Итоговый результат реализации проекта будет оцениваться в мае 2015 г.

Промежуточные результаты будут оцениваться в декабре 2012 г., а также в течение всего периода реализации проекта в ходе посещения уроков администрацией, руководителей метод. объединения, инновационно-активных педагогов. Промежуточные результаты и конечный результат будет оцениваться исходя из анализа и обобщения информационно-аналитических документов, творческих заданий для учащихся младших классов, анкет и опросников учащихся средних и старших классов, анкет для родителей и педагогов. После проведения промежуточного среза будет проведена корректировка отклонений прогнозируемого результата.

Количественные показатели результата будут оцениваться в конце каждого учебного года.

Планируемый результат, выраженный в количественных данных:

1. увеличение качества образования на 10-15%

2. увеличение количества учащихся-участников городских, российских, региональных и всероссий-

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

19

Проект как форма методической работы

ских, международных конкурсах, конференциях и т.д. на 20-40%.

3. увеличение количества педагогов-участников творческих конкурсов и фестивалей на 5-10%.

4. увеличение количества педагогов, повысивших квалификацию по освоению современными технологиями на 30%.

5. увеличение количества родителей-участников учащихся школы в творческих фестивалях, конкурсах, конференциях, чтениях и других мероприятиях на 5-8%.

Качественные показатели развитости творческой активности учащихся оцениваются в следующие сроки по выделанным показателям: констатирующий срез -январь 2011 г., промежуточный срез - декабрь 2012 г., контрольный (итоговый) срез - май 2015 г.

Планируемый результат, выраженный в качественных приращениях развитости творческой активности учащихся:

- увеличение коэффициентов показателей развитости творческой активности учащихся в ходе реализации современных технологий в образовательный процесс на 15-20%:

уровни активности: низкий (уровень обычной активности), средний (уровень активности), высокий (уровень самостоятельной активности).

- родители учащихся будут обладать готовностью к решению творческих задач совместно с детьми и учителями, проявлять инициативу по проектированию и воплощению совместно с детьми социально значимых проектов, принимать участие в выставках, фестивалях, а также принимать участие во временных коллективах общественной экспертизы;

- учителя, как общеобразовательных, так и предметов художественного цикла будут обладать компетенциями в области современных инновационных технологий - знаниями их содержания и условиями применения на практике, коммуникативными компетенциями, проявляющимися в подготовке и реализации социально значимых совместных с учащимися и их родителями проектах, принимать участие во временных коллективах общественной экспертизы, принимать участие в работе центра по развитию творческой активности в школе.

Анализ, обобщение данных диагностик и освещение их на педагогических советах, советах старшеклассников, родительских комитетах.

Результаты реализации проекта будут отражены на сайте нашего ОУ, ежегодного публичного отчета, в публикациях школьной газеты «Муравейник № 32», в тезисах педагогических чтений, в статьях и тезисах конференциях различных образовательных учреждений города и страны.

Распределение учащихся по уровням творческой активности на различных этапах реализации проекта (в %)

Критерии Уровни январь 2011 г. (констатирующий срез) в % Декабрь 2012г. (промежуточный срез) в % Май 2015г. (контрольный срез) в %

творческое мышление низкий 20 5

средний 58 55

высокий 22 40

творческая инициатива низкий 29 10

средний 58 60

высокий 13 30

способность принимать нестандартные решения низкий 64 35

средний 27 40

высокий 9 25

Результаты проведенного среза Планируемый результат

Качественные результаты:

- у учащихся школы развитость творческой активности будет находиться преимущественно на уровне активности, проявляющейся в нахождении некоторых новых элементов в решении поисковых задач и уровне самостоятельной творческой активности. Они будут обладать развитым творческим мышлением, проявляющемся в создании и реализации конечных социально-значимых продуктов, в процессе обучения у них будет проявляться творческая инициатива по созданию данных продуктов, они будут обладать способностью многовариантного решения проблемных задач (учебных и художественно-творческих);

Рассмотренные основные действия по созданию проекта позволили спроектировать реализационную модель внедрения инновационных технологий для развития творческой активности.

Этапы реализации проекта:

- I этап поисковый (срок реализации - 2011 г.), на котором осуществлялась разработка основных положений проекта, проходила частичная апробация инновационных технологий на всех предметах структуры Базисного образовательного плана.

- II этап внедренческий (срок реализации - 2011-2014 гг.), на котором будет происходить апробация разработанных моделей внедрения инновационных технологий,

20

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

Проект как форма методической работы

Реализационная модель

проводиться начальная и промежуточная (для корректировки процесса внедрения инновационных технологий в образовательный процесс) диагностики, обобщение данных этой диагностики с освещением их представителями социального сообщества;

- III этап обобщающий (срок реализации - 2015 г), на котором будет происходить обобщение результатов внедрения проекта в практику работы школы, выявляться проблемные вопросы и пути их решения, которые могут быть осуществлены в дальнейших проектах.

Апробация отдельных компонентов проекта осуществлялась в процессе в процессе защиты кандидатской диссертации Е.А. Заплатиной «Полихудожественный подход в развитии творческой активности младших школьников (в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла), утверждена решением ВАК от 16.04.2010, а также в процессе опубликования научных, научно-методических статей. Теоретические положения проекта, а также отдельные направления его практической реализации были представлены:

- в содержании курса лекций и практических занятий

«Диагностика и развитие творческой активности как социально значимое качество личности ребенка. Диагностика и развитие специальных художественных способностей», «Современные педагогические технологии (сущность понятия «педагогические технологии». Принципы конструирования и применения педагогических технологий художественного образования»

прочитанного в МБОУ СОШ № 32 д.п.н., профессором И.Г. Тагильцевой, к.п.н. Е.А. Заплатиной для учителей школ города Екатеринбурга и Свердловской области при ИРО от 30.11.10-01.12.10.

- в методической работе с педагогами в различных формах (конференции, семинары, творческие отчёты, круглые столы, консультации, презентации и т.д.) Количество участников региональных и всероссийских конкурсов за период апробации проекта в школе № 32 возросло в 6 раз. Так, только за 2010-2011 уч. г. учащиеся и педагоги школы являются победителями различных конкурсов.

Эмпирические исследования по развитию творческой активности в условиях реализации полихудожественного подхода в МБОУ СОШ № 32 позволяют говорить о том, что творческая активность ребенка, сформированная в полихудожественном пространстве школы при внедрении современных образовательных технологиях, может проявляться в разных видах учебной и социальной деятельности детей. Развивая творческую активность в разных направлениях деятельности, учащийся сможет сформировать творческую компетентность, как одного из показателей современного качественного образования.

Литература

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/Рос. Акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2009.- 39 с.

2. Наша новая школа// www.znania.ru/stati/news_school.asp копия.

3. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Метод. Пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2009.-448 с.

4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под. ред. В.А. Горского.- М.: Просвещение, 2010.- 111 с.

5. Закон об образовании //www.lexed.ru.

6. Селевко ГК. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП.- М.: ИИИ школьных технологий, 2005.- 288 с.

7. Сиденко А.С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения // Инновационные проекты и программы в образова-нии.-2008.-№ 1.

8. Сиденко Е.А. Мастер-класс: «Инновационная деятельность учителя в условиях введения ФГОС второго поколения» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010.- № 4.

9. Третьяков П.И. Школа: Управление качеством образования по результатам. 2-е издание перераб. и дополненное.- М.: Издательство «УЦ Перспектива». 2009. - 492 с.

10. Федина Л.С. Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе как фактор повышения уровня учебной мотивации младших школьников. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент-2011.- № 4.

Эксперимент и инновации в школе 2012/4

21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.