13. Klinova, O.A. (2016), "Use of individual programs of physical development", Messenger of the Yugra state university, 2016, No. 1, pp. 183-188.
14. Korotkov, O.V. and Pugachev N.B. (2011), "Health forms education: experience. Problems. Forecasts", Collections of a conference of Research Center Sotsiosfera, No. 18, pp. 109-125.
15. Kuznetsov, O.Yu. and Petrova, G.S. (2013), "Organization of physical training of students with the different level of physical development: conceptual approaches", News of the Tula state university. Humanities, No. 4, pp. 469-477.
16. Nguyen, T.L. and Nguyen, T.H. (2015), "About automation of extraction and classification of anthropometrical signs", Messenger of the Irkutsk state technical university, No. 4, pp. 17-22.
17. Holodov, Zh.K. and Kuznetsov, V.S. (2000), Theory and technique of physical training and sport, Academy, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.12.2017
УДК 373.3
ПОВЫШЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ И ВТОРЫХ КЛАССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ
Ирина Валерьевна Верховых, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Павловна Шитякова, доктор педагогических наук, профессор, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
(ЮУрГГПУ), г. Челябинск
Аннотация
Статья посвящена вопросам организации работы над проектом в первых и вторых классах общеобразовательной школы. Особое внимание уделено организации и осуществлению учебных проектов. Авторами проведено исследование, результаты которого приведены в статье. Для повышения самостоятельности обучающихся первых и вторых классов необходимо, в первую очередь, научить детей работать над проектом, и провести инструктаж, направленный на знакомство родителей с возможностями проектной деятельности в развитии ребенка, а также с алгоритмом работы над проектом.
Ключевые слова: метод проектов, проектная деятельность, учебный проект.
INCREASING INDEPENDENCE OF STUDENTS OF THE FIRST AND SECOND CLASSES WHEN PREPARING THE EDUCATIONAL PROJECTS Irina Valeryevna Verkhovikh, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Natalia Pavlovna Shityakova, the doctor of pedagogical sciences, professor, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk
Annotation
The article is devoted to the organization of work on the project in the first and second classes of secondary school. Special attention is paid to the organization and implementation of the educational projects. The authors have fulfilled the study, the results of which are given in the article. For increase in independence of the studying of the first and second classes it is necessary, first of all, to teach children to work on the project and to give instructions, directed at acquaintance of the parents with the opportunities of the design activity in development of the child and also with the algorithm of work on the project.
Keywords: project method, project activity, training project.
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к организации процесса образования. Современный школьник должен быть не только эрудированным и обладать определенным количеством знаний в различных областях науки, но и уметь самостоятельно находить, анализировать и систематизировать необходимую информацию, планировать свои действия, сотрудничать со сверстниками, делать выводы, применять полученные знания в практической деятельности. Получить
вышеназванные результаты возможно за счет использования в своей педагогической деятельности разнообразных методов и технологий. Универсальной в данном случае является проектная технология. Поэтому одним из требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования является использование метода проектов в образовательном процессе начальной школы.
Метод проектов «стимулирует познавательную деятельность обучающихся и направлен на формирование универсальных способов деятельности, творческих способностей, самостоятельности, инициативы, исследовательских умений [1]. В начальной школе организуется проектная деятельность на уроке (учебный проект), а также проектная деятельность во внеурочное время (в рамках курсов внеурочной деятельности, участие в конкурсах проектных работ). Остановимся на организации учебных проектов в начальной школе.
Н.А. Демишева рассмотрев особенности учебных проектов в начальной школе, отметила следующее:
- темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач (для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них;
- проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов обучающихся и находиться в зоне их ближайшего развития;
- длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком;
- необходимо вместе с младшими школьниками ставить и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями [2].
Начиная с первого класса, ученикам в качестве домашнего задания предлагается работа над проектом. В содержании учебников по различным предметным областям содержатся темы проектов. Так, в учебнике «Окружающий мир 1 класс» (Школа России) представлены следующие темы: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние питомцы».
Очевидно, что для подготовки данных проектов не нужен анализ большого количества литературных источников. Достаточно обратиться к личному опыту ребенка, а также к помощи взрослых составить рассказ для выступления. Несмотря на то, что автором учебника подобраны темы проектов, соответствующие возрастным возможностям обучающихся, первоклассник вносит минимальный вклад в работу над проектом. Это обусловлено тем, что:
1) данный вид деятельности ребенок выполняет впервые (за некоторым исключением);
2) младшего школьника еще никто не научил создавать проекты;
3) родители имеют минимальное представление о возможностях проектной деятельности и этапах ее организации;
4) позиция взрослого сводится к формуле «Сам быстрее сделаю, чем буду объяснять ребенку».
Следовательно, первый опыт участия в проектной деятельности искажает представления детей и их родителей об этапах работы над проектом, о вкладе ученика в создание проекта, о значимости проекта в формировании умения самостоятельно работать с информацией. Результаты проведенного нами исследования среди обучающихся начальных классов г. Челябинска свидетельствует о том, что подготовкой проектов занимаются в большинстве своем родители и учителя. В одном из вопросов анкеты младшим школьникам предлагалось оценить свой вклад в создание проекта. Так, 14,1% респондентов смогли признаться в том, что всю работу за них выполнили взрослые. 23% школьников отметили, что взрослые сделали большую часть проекта, а 39,9% обучающихся - разделили работу
пополам с родителями и учителем. Только лишь 23% опрошенных указали на самостоятельную работу над проектом.
Опрос, проведенный среди учителей начальных классов, подтверждает полученные данные. При оценивании степени самостоятельности младших школьников в создании проекта 73,4% учителей констатируют факт помощи со стороны учителя и родителей. 6,6% учителей считают, что родители выполняют работу за ребенка. И только 19,9% - уверены в полной самостоятельности обучающихся.
Полученные данные объясняют ответы детей на последний вопрос анкеты: «Тебе интересно участвовать в создании проектов?». Положительный ответ на этот вопрос дали только 23,8% младших школьников.
Опрос, проведенный среди учителей начальных классов, свидетельствует о наличии у 66,7% респондентов трудностей при организации проектной деятельности, которые связаны с отсутствием времени для обучения детей основам работы над проектами.
Возникает вопрос: «Как облегчить труд учителей и учеников по созданию проектных работ?». Во-первых, на наш взгляд, необходимо перед началом первого учебного проекта провести с обучающимися мастер-класс по работе над проектом. Содержанием данной формы работы может стать демонстрация результатов готовых проектов, инструктаж по поиску и обработке информации, рекомендации по выбору продукта проекта и презентации проекта.
Анализ деятельности по подготовке обучающимися проектных работ позволяет констатировать: в силу возрастных особенностей младших школьников и несформирован-ных на должном уровне умений по поиску и обработке информации детям данного возраста очень трудно работать с информацией, представленной в интернете. Ведь в большинстве случаев, как показывает проведенный опрос, информацию для подготовки проектов дети и их родители берут из интернет-ресурсов.
С целью повышения личного вклада обучающихся 1-ых и 2-ых классов в подготовку учебного проекта целесообразно, на наш взгляд, предлагать им заранее обработанный, сокращенный и адаптированный в соответствии с возрастными особенностями материал, представленный в печатном варианте на листах формата А4.
Объем представленных материалов будет также зависеть от возраста обучающихся (в первом классе - 1 лист, во втором 2-3 листа). Очевидно, что к началу обучения в третьем классе большая часть школьников будет готова к самостоятельной работе над учебным проектом. Постепенно можно будет переводить обучающихся на работу с литературными и интернет-источниками.
Учитывая данные рекомендации, работа по созданию учебных проектов на первых этапах обучения в школе будет иметь следующую последовательность.
1. Мотивация младших школьников к участию в проектной деятельности.
2. Выбор темы проекта.
3. Прочтение, осмысление, анализ представленного материала, выделение основных положений для доклада.
4. Разработка продукта проекта.
5. Выступление с докладом, включающее пересказ (а не прочтение) изученного материала, презентация продукта проекта.
Самостоятельность обучающихся при работе над учебным проектом напрямую зависит от представлений родителей школьников о проектной деятельности, от степени их помощи своему ребенку в подготовке проекта. Поэтому на родительском собрании в начале учебного года необходимо обсудить вопрос об алгоритме работы над учебными проектами и степени участия родителей в подготовке учебных проектов детьми.
Таким образом, для повышения самостоятельности обучающихся первых и вторых классов необходимо, в первую очередь, научить детей работать над проектом, и провести инструктаж, направленный на знакомство родителей с возможностями проектной
деятельности в развитии ребенка, а также с алгоритмом работы над проектом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Верховых, И.В. Проектная деятельность младших школьников в процессе изучения основ православной культуры / И.В. Верховых, Н.П. Шитякова // Основы православной культуры: первые уроки в школе : учеб.-метод. пособие / Денисов А.М. ; под ред. Н.П. Шитяковой. - Челябинск, 2012. - С. 6-11.
2. Демишева, Н.А. Метод проектов в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/04/10/metod-proektov-v-nachalnoy-shkole-v-usloviyakh-vvedeniya. - Дата обращения 01.11.2017.
REFERENCES
1. Verkhovikh, I.V. and Shityakova, N.P. (2012), "The Project activity of younger schoolchildren in the process of studying the basics of Orthodox culture [Text]", in book Denisov, A.M. (2012), Gunda-mentals of Orthodox culture: first lessons at school, Chelyabinsk.
2. Demisheva, N.A. (2014), Project method in the elementary school in the implementation of the education standards, available at: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/04/10/metod-proektov-v-nachalnoy-shkole-v-usloviyakh-vvedeniya.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.11.2017
УДК 796.81
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БОРЦОВ ВОЛЬНОГО СТИЛЯ РАЗНОГО ПОЛА НА ИГРАХ XXXI ОЛИМПИАДЫ В РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО
Наталья Витальевна Воробьева, аспирантка, заслуженный мастер спорта, Олимпийская чемпионка, Артур Борисович Таймазов, аспирант, трехкратный Олимпийский чемпион, Борис Иванович Тараканов, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный тренер России, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлен подробный анализ информативных характеристик соревновательной деятельности борцов разного пола на Играх XXXI Олимпиады (2016). Установлены значительные различия величин спортивно-технических показателей этой деятельности в зависимости от пола. При этом борцы-мужчины отличаются повышенной активностью действий, но невысокой результативностью, а женщины предпочитают атаковать менее часто, но более эффективно, получая за проведенные действия высокие оценки и значительно чаще заканчивая поединки победами на туше. Выявленные различия в содержании соревновательной деятельности подчеркивают необходимость дальнейшего совершенствования системы технико-тактической подготовки женщин-борцов с акцентом на повышение активности ведения борьбы при сохранении высокой результативности, что позволит адаптировать тренировочный процесс к требованиям соревновательной деятельности, реализуемым в современной вольной борьбе.
Ключевые слова: вольная борьба, женщина-борец, Олимпиада, анализ, победа, технико-тактическое действие, балл, активность, результативность, схватка, характеристика, показатель.