Научная статья на тему 'Формирование познавательной активности и риторической грамотности младших школьников в проектной деятельности'

Формирование познавательной активности и риторической грамотности младших школьников в проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / РИТОРИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ / A DESIGN ACTIVITY / AN INFORMATIVE ACTIVITY / RHETORICAL LITERACY / JUNIOR SCHOOL AGE / A GAME ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Духан Наталия Юрьевна, Вербенко Татьяна Николаевна

В статье авторы описывают опыт формирования познавательной и творческой активности, а также риторической грамотности младших школьников посредством их включения в проектную деятельность, показана система работы над проектами в начальной школе, приведены результаты работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Junior Schoolchildren’s Informative Activity and Rhetorical Literacy in Project Activity

In the article the authors describe experience of formation of the informative and creative activity, and also rhetorical literacy of junior schoolchildren by means of their inclusion into the project activity.

Текст научной работы на тему «Формирование познавательной активности и риторической грамотности младших школьников в проектной деятельности»

УДК 373.3

Н. Ю. Духан, Т. Н. Вербенко

Формирование познавательной активности и риторической грамотности младших школьников в проектной деятельности

В статье авторы описывают опыт формирования познавательной и творческой активности, а также риторической грамотности младших школьников посредством их включения в проектную деятельность, показана система работы над проектами в начальной школе, приведены результаты работы.

Ключевые слова: проектная деятельность, познавательная активность, риторическая грамотность, младший школьный возраст, игровая деятельность, критерии эффективности и результативности работы над проектом.

N. Ju. Dukhan, Т. N. Verbenko

Formation of Junior Schoolchildren's Informative Activity and Rhetorical Literacy

in Project Activity

In the article the authors describe experience of formation of the informative and creative activity, and also rhetorical literacy of junior schoolchildren by means of their inclusion into the project activity.

Key words: a design activity, an informative activity, rhetorical literacy, junior school age, a game activity.

В конце прошлого столетия в связи с экономическими трудностями школы и дошкольные образовательные учреждения страны были поставлены в тяжелейшие условия существования. Спрос на образование в России существовал всегда, и даже этот сложный период не стал исключением. Многие родители по-прежнему ставили основной задачей в деле воспитания своих детей качественное образование. Негосударственная школа, предоставляя родителям выбор образовательных услуг, не только помогает творчески раскрыться ребенку на начальной ступени образования, не нанося ущерб его здоровью, психике, но и дает фундаментальные знания, помогает в выборе средней школы с учетом индивидуальных особенностей и наклонностей каждого ребенка. Среди детей, обучающихся в начальной школе нашего учебного заведения, всегда есть дети, которые по целому ряду причин первоначально не могут обучаться в массовых школах с большой наполняемостью классов. За годы, проведенные в нашей школе, эти дети не только приобретают фундаментальные знания, но также успешно социализируются, что помогает им плавно влиться в государственную систему образования.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного

дела. Новые принципы личностно-ориенти-рованного образования, индивидуального подхода в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые бы обеспечивали: активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении; развитие в первую очередь общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных; формирование не просто умений, а компетенций, то есть умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности; приоритетное нацеливание на развитие познавательного интереса учащихся; реализацию принципа связи обучения с жизнью.

Благоприятные условия для реализации учебных, воспитательных и профилактических методик и программ, существующие в некоммерческой частной школе «Морозко», позволили создать в ее стенах сплоченный коллектив учителей с активной жизненной и педагогической позицией. Для решения стоящих перед НОУ СОШ «Морозко» задач были определены такие направления деятельности как использование метода проектов в учебном процессе с целью повышения их познавательной активности и для формирования риторической грамотности.

Наиболее приемлемая для детей форма познания окружающего мира - это игровая деятель-

© Духан Н. Ю., Вербенко Т. Н., 2011

Формирование познавательной активности и риторической грамотности младших школьников в проектной деятельности

ность [1, 5]. Учебная деятельность в начальной школе только формируется, а поэтому в школе «Морозко» создана и проводится коллективная обучающая игра «Секрет успеха», разработанная Н. Ю. Духан. В этой игре дети «строят замки», но не воздушные. Никто не предается пустым мечтаниям. Замки учеников-строителей обретают реальность через действия и поступки: за хорошие дела, примерное поведение, прилежание и успехи в учении каждый ученик получает «кирпичик» и вкладывает его в общее строительство. Получаются замки успешных людей -людей, способных достигать цели. Погружая ребенка в игровую деятельность, учитель использует главный инструмент обучения: приобретаемые знания должны иметь статус открытий. Школьник должен научиться выстраивать процесс познания самостоятельно. А, поощряя в детях инициативу, оригинальность, самобытность суждений, позволяя им получить удовольствие от возможности поделиться своими знаниями, учитель растит личность творческую.

Идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении той или иной значимой проблемы, лежит в основе метода проектов.

Работая над проектами, многие учащиеся выходят из привычной дидактической среды, где центральной фигурой был учитель с его пристально-надзорной деятельностью от начала до конца. Здесь есть опасность попадания учащихся в тупиковые ситуации, движения в ошибочном направлении. Поэтому функции деятельности учителя получают несколько иное направление. Он выступает в роли неназойливого эксперта, конструктивно рассматривающего совместно с учеником сильные и слабые стороны того или иного варианта.

Учитель направляет ребенка, вдохновляя его на решение и реализацию поставленных задач. Это и есть первый шаг к самостоятельности обучения. Проектная деятельность стала неотъемлемой частью педагогической работы [2, 3, 4].

Мы достигаем высоких результатов в обучении, в развитии исследовательской творческой активности младших школьников, их социализации. Обучающиеся включаются в проекты разных уровней: персональные или групповые проекты, мини-проекты или долгосрочные проекты; внутришкольные или международные проекты. В результате этой работы школьники приобретают опыт в разработке различных целевых проектов: исследовательских («7 чудес света»), твор-

ческих («Проба пера», «Письмо ветерану», «Праздники» и др.), прикладных («Чудеса родного языка», «Неделя родного языка» и др.), информационных («День Победы»). Мега-проект «Чудеса родного языка» (Первые шаги в русскую фразеологию) занял 1 место в окружном конкурсе проектных и исследовательских работ «Будущее Северо-Запада» (конкурс «Совята») и был представлен на молодежной выставке «ЭКС-ПО-2009». Участники работы получили свыше 12 продуктов проекта, разработали новую форму проектной деятельности «Школу фразеологического мастерства» - систему игр, которая организует и направляет деятельность учащихся, раскрывает их творческие способности.

Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого - культура речи и культура общения. Овладение языком, речью - необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Решение проблемы развития коммуникативных умений младших школьников в образовательном процессе начальной школы стали возможны средствами курса «Детская риторика» образовательной системы «Школа 2000».

В 1-х классах система работы по этой теме представляла собой групповой практико-ориентированный проект. Цель проекта - обогатить речь учащихся пословицами, научить понимать их смысл и правильно применять в речи. Привлечь внимание детей к наследию языка, повышать культуру речи учащихся. Задачи: научиться самостоятельно подбирать пословицы по теме, используя различные источники; создать тематические альбомы пословиц; оформить «Копилку игр с пословицами»; создать рубрику для телепередачи «Узнавай-ка». Работа над пословицами и поговорками в системе проектной деятельности позволяет учащимся не только более

50

Н. Ю. Духан, Т. Н. Вербенко

прочно усваивать материал, но и активно применять его на практике, а также повышать культуру речи младших школьников, обогащать учащихся народной мудростью, формировать творческую личность. Проектную деятельность учащихся можно сравнить разве что с работой пчелок, которые капля за каплей наполняют свои соты медом, так и наши дети постепенно собирают пословицы и наполняют этим богатством родную речь.

Для оценки эффективности использования метода проектов в учебном процессе нами были разработаны следующие критерии и показатели:

1. Критерий результативности образовательных результатов (успеваемость, уровень обучен-ности, уровень воспитанности);

2. Познавательная активность;

3. Критерий удовлетворенности участием в проектной деятельности обучающихся и их родителей.

Приведенные нами результаты обученности детей дают возможность констатировать, что у учащихся 1-4-х классов НОУ СОШ «Морозко» сформирован прочный базовый уровень знаний по предметам, все они готовы к успешному обучению в последующих классах.

В результате проведенного анализа знаний, умений и навыков школьников, нами установлено, что по сравнению с 2006/2007 учебным годом в 2009/2010 учебном году уровень обученности вырос по естествознанию с 91 % до 98 %, по русскому языку с 68 % до 88 %, по чтению с 87 % до 96 %, по математике с 84 % до 93 %, по английскому языку с 76 % до 91 %.

Оценивая результаты обученности детей по предметам, следует отметить значительный рост всех показателей, что свидетельствует о росте познавательной активности, мотивации учебной деятельности, чему способствует включение в проектную деятельность на уроках, в том числе на уроках русского языка и чтения. Следует отметить, что именно на уроках русского языка использование метода проектов привело к более значительному росту показателей обученности.

Познавательные мотивы детей можно наблюдать на уроках, с каким интересом ученики воспринимают знания, решают задачи контрольной работы. Кроме того, познавательная мотивация, целенаправленность учебной деятельности может быть определена по повседневному отношению каждого ученика к выполнению домашних зада-

ний, по склонности к чтению, по начитанности, информированности, а результатом уровня познавательной активности являются сформировавшиеся способности и успехи в учебе.

Использование тестовых методик для оценки уровня познавательной активности детей позволило установить, что индекс познавательной активности повысился у учащихся с 2,7 (средний уровень) до 4,1 (выше среднего), а более 30 % детей имеет высокий уровень познавательной активности. Познавательная активность способствует развитию способностей детей, а также успешному их обучению.

Опросы, проведенные среди учащихся и их родителей, свидетельствуют о том, что детям нравится такая деятельность, они в целом довольны ее результатами. Родители активно поддерживают детей в их начинаниях. Помогают им пополнять портфолио, которые мы ведем со 2 класса.

Учитывая то факт, что основы качественного образования и нравственного воспитания граждан закладываются в начальной школе, можно сделать вывод о том, что выбранные направления деятельности, а также использование метода проектов, позволяют коллективу школы успешно решать поставленные задачи.

Библиографический список:

1. Богданова, О. С., Петрова, В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах [Текст] / О. С. Богданова, В. И. Петрова. - М. : Просвещение, 1986. - 192 с.

2. Советова, Е. В. Эффективные образовательные технологии [Текст] / Е. В. Советова. -Ростов н/Д. : Феникс, 2007. - 285 с.

3. Ступницкая, М. А. Проектная деятельность как средство повышения учебного мотива и развития информационных и коммуникативных навыков учащихся [Текст] / М. А. Ступ-ницкая // Материалы городской научно-практической конференции «Комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников». - М., 2004.

4. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г. И. Щукина. - М. : Просвещение. -220 с.

5. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : ВЛАДОС, 1999. - 360 с.

Формирование познавательной активности и риторической грамотности младших школьников в проектной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.