УДК 378.018593
С. Б. Морозова, Н. Ю. Духан, В. С. Грачёва
Реализация идей здоровьесбережения в негосударственном образовательном учреждении
В статье рассматривается роль этнокультурного компонента как составляющей части школьного здоровьесбережения, его значение в формировании духовно-нравственной здоровой личности ребенка. Приведены критерии и показатели оценки эффективности деятельности по сохранению психического здоровья школьников, показаны результаты работы в этом на-правлдении.
Ключевые слова: этнокультурный компонент в обучении, здоровьесберегающие технологии, духовно-нравственная здоровая личность, физическое и психическое здоровье школьников.
S. B. Morozova, N. Ju. Dukhan, V. S. Grachiova
Realization of Health Saving Ideas in a Private Educational Institution
In the article is regarded the role of the ethnocultural component as a part of school health saving, its value in formation of the spiritual and moral healthy personality of a child. Criteria and indicators to estimate efficiency of the activity on preserving school-children's mental health are resulted, results of work in this direction are shown.
Key words: an ethnocultural component in training, health saving technologies, spiritual and moral healthy personality, school-children's physical and mental health.
За последние пятнадцать лет негосударственные образовательные учреждения стали неотъемлемой частью российской системы образования. Они призваны расширить возможности граждан в реализации своего права на образование. Появление альтернативных образовательных учреждений создало конкуренцию на рынке образовательных услуг и принесло нашему обществу несомненную пользу. Негосударственные школы своей главной задачей видят реализацию индивидуального подхода в обучении детей разных категорий. В последнее время возросло количество школьников, которые по целому ряду причин не имеют возможности обучаться в массовых школах.
Основная особенность негосударственных образовательных учреждений состоит в том, что они функционируют в режиме полупансиона или полного пансиона. Это значит, что воспитанники проводят в стенах школы практически весь день. Это налагает на педагогический коллектив особую ответственность за сохранение и укрепление физического, психического, социального и духовно-нравственного здоровья детей.
Физическое здоровье детей обеспечивается полноценными условиями пребывания детей в школе - сбалансированным режимом труда и отдыха, двигательной активностью, горячим
трехразовым питанием, медицинским сопровождением в течение всего года.
Психическое здоровье детей поддерживается комфортным пребыванием и антистрессовым обучением, созданием «ситуаций успеха», выработкой положительной мотивации у каждого ребенка, независимо от уровня его развития.
Однако нарастание динамизма социальных процессов, сложность задач, решаемых современным обществом, обострение глобальных проблем человечества заставляют нас вновь обращаться к проблеме духовности и нравственности, рассматривать различные аспекты ее сущности, содержание и структуру духовно-нравственного становления личности. Именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения как самой личности, так и всего общества.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» одной из составляющей повышения качества современного образования является духовное развитие личности
[4].
О духовности и нравственности как массовом социальном явлении нельзя говорить безотносительно к конкретным условиям, которые могут способствовать или препятствовать их развитию. Одним из важных условий духовно-
© Морозова С. Б., Духан Н. Ю., Грачёва В. С., 2011
нравственного образования является использование этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре. Особенностью этнической культуры является то, что в условиях изменяющегося мира она не подвержена трансформации благодаря вековому отбору настоящего, ценностного, истинного, воплощающего в себе народную мудрость. Поэтому этнокультура является источником совершенствования образовательной системы и осуществляемого внутри нее этнокультурного образовательного процесса.
Обращение к опыту духовно-нравственного образования не является новым для педагогической науки. Проблема духовности во всем ее многообразии имеет давнюю традицию. Значительное влияние на формирование теории педагогики оказали идеи и взгляды философов: В. С. Соловьева, В. В. Розанова, Н. А. Бердяева, И. А. Ильина и других, а также литературное наследие писателей - А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др.
Актуальными для наших дней стали проблемы воспитания гражданственности и патриотизма. Нравственное, физическое, эстетическое воспитание детей, тесное взаимодействие школы и семьи - направления, разработанные В. А. Сухо-млинским, тщательно и оригинально представляют большой интерес для творчества современных педагогов. И в настоящее время остро и злободневно звучат мысли В. А. Сухомлинского о духовно-нравственном воспитании здоровой личности ребенка: «Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед -пустоты души, бездуховности... Настоящий человек начинается там, где есть святыни души» [5, 6].
Огромный вклад в теорию духовного становления и развития человека, его высших психических функций, в исследование проблем нравственного образования внесли психологи Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.
Сегодня духовно-нравственное образование нуждается в современном теоретическом осмыслении ее методологических основ, разработке целостного подхода к ним, оно вскрывает новые противоречия. К таковым можно отнести противоречия между:
- потребностью общества в духовном оздоровлении на основе укрепления преемственности поколений в традиционных ценностях и утрачиванием школьным образованием функции духовно-культурного наследования;
- сензитивностью младшего школьника к духовно-нравственному образованию и недооценкой в педагогических изысканиях этой самоценной для образовательного воздействия возрастной ступени;
- растущей потребностью образовательно-воспитательной практики в новых подходах к проблемам духовно-нравственного развития и ограниченностью круга последних в значительно изменившихся социальных условиях;
- разносторонним духовно-развивающим потенциалом этнокультурных традиций и отсутствием системы теоретико-методических положений по реализации их образовательных функций.
В рамках современного контекста развития в России альтернативных образовательных учреждений, интересным представляется введение в учебно-воспитательный процесс этнокультурного компонента, который рассматривается педагогами-новаторами как важная составляющая часть школьного здоровьсбережения [1, 2].
Педагогический коллектив негосударственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Морозко» (г. Москва) на протяжении ряда лет в своей деятельности опирается на этнокультурный компонент, выработав при этом свою собственную концепцию.
Под этнокультурным компонентом мы подразумеваем углубленное изучение русского языка и литературы, отечественной истории, краеведения (москвоведения), основ православной культуры, а также занятия народно-прикладным творчеством, музыкально-театрализованной деятельностью и хореографией. Организация таких занятий является важным компонентом здоровьесбе-регающей концепции нашего учебного заведения.
Музыкальные занятия, хореография, уроки ИЗО и народно-прикладного творчества в школе «Морозко», как правило, объединены единым замыслом, в итоге которого рождается, например, костюмированный спектакль. Такие спектакли совершенно уникальны - дети сами пишут сценарии, распределяют роли, готовят костюмы (или кукол - марионеток). В таком спектакле одновременно задействованы дети разных возрастов - от дошкольников до учеников выпускных классов начальной школы. Они безбоязненно
выступают на большой сцене, где раскрывают свои индивидуальные способности. Дети учатся общаться, понимать и любить свою великую культуру.
Также итогом коллективного созидательного творчества учащихся школы «Морозко» в рамках реализации этнокультурного компонента является, например, большая керамическая композиция «Старая Москва. Масленица». Руководителем проекта является талантливый художник и педагог О. А. Андреева - член Союза Художников РФ, член Международной Ассоциации Изобразительных Искусств АИАП ЮНЕСКО, Народный мастер. Под ее руководством дети предварительно изучали историю русского костюма, русские традиции и быт, пели русские песни, лепили из глины. Такой проект заслуженно получил многочисленные награды и дипломы на различных выставках.
Подобные высокие оценки жюри позволяют детям понять значимость своего личного и коллективного труда, испытать радость победы, развить разные грани своего таланта, приобщиться к культуре русского народа.
Многолетний опыт работы педагогического коллектива школы «Морозко» основывается на убеждении в том, что нельзя здоровьесбережение сводить к отдельному набору оздоровительных и профилактических мероприятий, к соблюдению санитарных норм и правил, к комплексу мер по сохранению только физического здоровья, не учитывая такое понятие как психическое и духовно-нравственное здоровье.
Поэтому мы убеждены - в учебно-воспитательном процессе любого образовательного учреждения идея здоровьесбережения реализуется в полной мере там, где считают, что важно абсолютно все: соблюдение режима дня при недопустимости перегрузок; сбалансированное здоровое питание; безопасность пребывания детей в школе (круглосуточная охрана, контроль со стороны учителей и воспитателей групп продленного дня, соблюдение санитарных норм и мер пожарной безопасности и т. д.); эстетическое состояние школы, поскольку физическое и психическое здоровье человека определяется еще и восприятием гармонии или дисгармонии форм, цвета, композиции; физическое развитие детей, включающее в себя регулярные прогулки с подвижными играми, утреннюю зарядку, занятия физкультурой с основами гимнастики и акробатики, лыжи в зимний период, проведение спортивных соревнований на свежем воздухе и в спортивном
зале, введение в школьное расписание хореографии и обучение танцам; осуществление оздоровительных мероприятий (ежегодная диспансеризация, профилактика простудных заболеваний, ЛФК как профилактика нарушения осанки и плоскостопия, закаливание, кислородные коктейли, проведение дней здоровья, пропаганда здорового образа жизни); небольшая наполняемость классов, при которой возможен индивидуальный подход и личностно-ориентированное обучение; применение здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе (снятие напряженности и усталости с помощью специальных упражнений и игр, упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления и т. д.); проектная деятельность, которая вызывает интерес у учащихся к изучению общеобразовательных дисциплин, учит детей находить свое посильное место в коллективе, бесконфликтному общению. Наряду со всеми этими мероприятиями введение этнокультурного компонента в учебно-воспитательный процесс способствует формированию гармоничного внутреннего мира, чуждого духу агрессии.
Все вышеперечисленное способствуют сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников школы «Морозко».
Однако процесс творческого созидания, в который мы вовлекаем детей в ходе реализации этнокультурного компонента ставит ребенка перед открытием совершенно новых возможностей в себе, формирует нравственно здоровую личность будущего гражданина.
Результаты реализации этнокультурного компонента в учебно-воспитательном процессе мы оценивали с помощью целого ряда показателей, таких как: уровень знаний о культуре русского народа, его традициях; развитие творческих способностей и творческого воображения младших школьников; умение общаться; уровень тревожности.
Результаты опроса родителей школьников в 1 и во 2 классе позволили выявить уровень творческого воображения школьников. Хорошо развита фантазия и воображение у 48 % в 1 классе, средний уровень у 38 % и низкий - у 14 %. Участие в проектной работе и применение этнокультурного компонента в обучении привело к тому, что у учащихся 2 класса эти показатели составили соответственно 54 %; 43 % и 3 %.
Результаты наблюдения показали, что дети в течение 2-х лет обучения приобрели навыки межличностного взаимодействия. Использование
социометрической методики позволило установить, что положительные выборы имеют все учащиеся, а это означает, что есть определенный круг общения у каждого ребенка, и детям комфортно.
Уровень тревожности измерялся нами по школе Сирса. По итогам обучения в 1 классе низкий уровень тревожности выявлен нами у 26 % школьников, средний уровень у 62 % и высокий у 12 % обучающихся. У тех же учащихся по окончании второго класса эти показатели составили соответственно 38 %; 55 %; 7 %. Изменение показателей позволяет судить о наличии благоприятного психологического климата, способствующего улучшению показателей психического здоровья детей.
Сохранение и формирование психического здоровья, значительное снижение числа стрессовых ситуаций приводит к тому, что дети фактически меньше болеют. Здоровьесбережение, как система мягких форматов обучения, - это ресурс, который позволяет добиваться огромных изменений. Таковы, например, показатели пропусков уроков по болезни в 1 и 2 классе:
1 класс - пропущено по болезни - 164 92 84 42 21 (ч.); 2 класс - у тех же учащихся - 50 32 21 0 0 (ч.)
Таким образом, с нашей точки зрения, школа не просто должна давать сумму знаний, учение -очень важная, но не единственная сфера духовной жизни ребенка. Школа не имеет права утрачивать воспитательную функцию, помогая детям приобретать правильные жизненные ориентиры, закладывать основы нравственного поведения. Здесь речь идет о таком важном понятии (к великому сожалению, утраченному за последние десятилетия), как «дух учебного заведения», который формирует, закладывает нравственный фундамент личностей воспитанников.
Библиографический список:
1. Аронов, А. А. Воспитывать патриотов [Текст] : книга для учителя / А. А. Аронов. - М., 1989.
2. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные аспекты [Текст] : монография / под общ. ред. С. В. Дармодехина, А. К. Быкова. - М. : Государственный НИИ семьи и воспитания, 2007.
3. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 г.» [Текст] // Собр. законодательства российской Федерации. - 2005. - № 29. - Ст. 3064.
4. Сухомлинский, В. А. Воспитание коллективизма у школьников [Текст] / В. А. Сухомлинский. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1956.
5. Сухомлинский, В. А. Нравственный идеал молодого поколения [Текст] / В. А. Сухомлинский. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1963.