Научная статья на тему 'Реализация идей здоровьесбережения в негосударственном образовательном учреждении'

Реализация идей здоровьесбережения в негосударственном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ В ОБУЧЕНИИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ ЗДОРОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ / SCHOOLCHILDREN’S PHYSICAL AND MENTAL HEALTH / AN ETHNOCULTURAL COMPONENT IN TRAINING / HEALTH SAVING TECHNOLOGIES / SPIRITUAL AND MORAL HEALTHY PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Светлана Борисовна, Духан Наталия Юрьевна, Грачёва Вера Сергеевна

В статье рассматривается роль этнокультурного компонента как составляющей части школьного здоровьесбережения, его значение в формировании духовно-нравственной здоровой личности ребенка. Приведены критерии и показатели оценки эффективности деятельности по сохранению психического здоровья школьников, показаны результаты работы в этом направлдении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of Health Saving Ideas in a Private Educational Institution

In the article is regarded the role of the ethnocultural component as a part of school health saving, its value in formation of the spiritual and moral healthy personality of a child. Criteria and indicators to estimate efficiency of the activity on preserving schoolchildren’s mental health are resulted, results of work in this direction are shown.

Текст научной работы на тему «Реализация идей здоровьесбережения в негосударственном образовательном учреждении»

УДК 378.018593

С. Б. Морозова, Н. Ю. Духан, В. С. Грачёва

Реализация идей здоровьесбережения в негосударственном образовательном учреждении

В статье рассматривается роль этнокультурного компонента как составляющей части школьного здоровьесбережения, его значение в формировании духовно-нравственной здоровой личности ребенка. Приведены критерии и показатели оценки эффективности деятельности по сохранению психического здоровья школьников, показаны результаты работы в этом на-правлдении.

Ключевые слова: этнокультурный компонент в обучении, здоровьесберегающие технологии, духовно-нравственная здоровая личность, физическое и психическое здоровье школьников.

S. B. Morozova, N. Ju. Dukhan, V. S. Grachiova

Realization of Health Saving Ideas in a Private Educational Institution

In the article is regarded the role of the ethnocultural component as a part of school health saving, its value in formation of the spiritual and moral healthy personality of a child. Criteria and indicators to estimate efficiency of the activity on preserving school-children's mental health are resulted, results of work in this direction are shown.

Key words: an ethnocultural component in training, health saving technologies, spiritual and moral healthy personality, school-children's physical and mental health.

За последние пятнадцать лет негосударственные образовательные учреждения стали неотъемлемой частью российской системы образования. Они призваны расширить возможности граждан в реализации своего права на образование. Появление альтернативных образовательных учреждений создало конкуренцию на рынке образовательных услуг и принесло нашему обществу несомненную пользу. Негосударственные школы своей главной задачей видят реализацию индивидуального подхода в обучении детей разных категорий. В последнее время возросло количество школьников, которые по целому ряду причин не имеют возможности обучаться в массовых школах.

Основная особенность негосударственных образовательных учреждений состоит в том, что они функционируют в режиме полупансиона или полного пансиона. Это значит, что воспитанники проводят в стенах школы практически весь день. Это налагает на педагогический коллектив особую ответственность за сохранение и укрепление физического, психического, социального и духовно-нравственного здоровья детей.

Физическое здоровье детей обеспечивается полноценными условиями пребывания детей в школе - сбалансированным режимом труда и отдыха, двигательной активностью, горячим

трехразовым питанием, медицинским сопровождением в течение всего года.

Психическое здоровье детей поддерживается комфортным пребыванием и антистрессовым обучением, созданием «ситуаций успеха», выработкой положительной мотивации у каждого ребенка, независимо от уровня его развития.

Однако нарастание динамизма социальных процессов, сложность задач, решаемых современным обществом, обострение глобальных проблем человечества заставляют нас вновь обращаться к проблеме духовности и нравственности, рассматривать различные аспекты ее сущности, содержание и структуру духовно-нравственного становления личности. Именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения как самой личности, так и всего общества.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» одной из составляющей повышения качества современного образования является духовное развитие личности

[4].

О духовности и нравственности как массовом социальном явлении нельзя говорить безотносительно к конкретным условиям, которые могут способствовать или препятствовать их развитию. Одним из важных условий духовно-

© Морозова С. Б., Духан Н. Ю., Грачёва В. С., 2011

нравственного образования является использование этнокультурных традиций народов того региона, где оно осуществляется. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре. Особенностью этнической культуры является то, что в условиях изменяющегося мира она не подвержена трансформации благодаря вековому отбору настоящего, ценностного, истинного, воплощающего в себе народную мудрость. Поэтому этнокультура является источником совершенствования образовательной системы и осуществляемого внутри нее этнокультурного образовательного процесса.

Обращение к опыту духовно-нравственного образования не является новым для педагогической науки. Проблема духовности во всем ее многообразии имеет давнюю традицию. Значительное влияние на формирование теории педагогики оказали идеи и взгляды философов: В. С. Соловьева, В. В. Розанова, Н. А. Бердяева, И. А. Ильина и других, а также литературное наследие писателей - А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др.

Актуальными для наших дней стали проблемы воспитания гражданственности и патриотизма. Нравственное, физическое, эстетическое воспитание детей, тесное взаимодействие школы и семьи - направления, разработанные В. А. Сухо-млинским, тщательно и оригинально представляют большой интерес для творчества современных педагогов. И в настоящее время остро и злободневно звучат мысли В. А. Сухомлинского о духовно-нравственном воспитании здоровой личности ребенка: «Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед -пустоты души, бездуховности... Настоящий человек начинается там, где есть святыни души» [5, 6].

Огромный вклад в теорию духовного становления и развития человека, его высших психических функций, в исследование проблем нравственного образования внесли психологи Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.

Сегодня духовно-нравственное образование нуждается в современном теоретическом осмыслении ее методологических основ, разработке целостного подхода к ним, оно вскрывает новые противоречия. К таковым можно отнести противоречия между:

- потребностью общества в духовном оздоровлении на основе укрепления преемственности поколений в традиционных ценностях и утрачиванием школьным образованием функции духовно-культурного наследования;

- сензитивностью младшего школьника к духовно-нравственному образованию и недооценкой в педагогических изысканиях этой самоценной для образовательного воздействия возрастной ступени;

- растущей потребностью образовательно-воспитательной практики в новых подходах к проблемам духовно-нравственного развития и ограниченностью круга последних в значительно изменившихся социальных условиях;

- разносторонним духовно-развивающим потенциалом этнокультурных традиций и отсутствием системы теоретико-методических положений по реализации их образовательных функций.

В рамках современного контекста развития в России альтернативных образовательных учреждений, интересным представляется введение в учебно-воспитательный процесс этнокультурного компонента, который рассматривается педагогами-новаторами как важная составляющая часть школьного здоровьсбережения [1, 2].

Педагогический коллектив негосударственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Морозко» (г. Москва) на протяжении ряда лет в своей деятельности опирается на этнокультурный компонент, выработав при этом свою собственную концепцию.

Под этнокультурным компонентом мы подразумеваем углубленное изучение русского языка и литературы, отечественной истории, краеведения (москвоведения), основ православной культуры, а также занятия народно-прикладным творчеством, музыкально-театрализованной деятельностью и хореографией. Организация таких занятий является важным компонентом здоровьесбе-регающей концепции нашего учебного заведения.

Музыкальные занятия, хореография, уроки ИЗО и народно-прикладного творчества в школе «Морозко», как правило, объединены единым замыслом, в итоге которого рождается, например, костюмированный спектакль. Такие спектакли совершенно уникальны - дети сами пишут сценарии, распределяют роли, готовят костюмы (или кукол - марионеток). В таком спектакле одновременно задействованы дети разных возрастов - от дошкольников до учеников выпускных классов начальной школы. Они безбоязненно

выступают на большой сцене, где раскрывают свои индивидуальные способности. Дети учатся общаться, понимать и любить свою великую культуру.

Также итогом коллективного созидательного творчества учащихся школы «Морозко» в рамках реализации этнокультурного компонента является, например, большая керамическая композиция «Старая Москва. Масленица». Руководителем проекта является талантливый художник и педагог О. А. Андреева - член Союза Художников РФ, член Международной Ассоциации Изобразительных Искусств АИАП ЮНЕСКО, Народный мастер. Под ее руководством дети предварительно изучали историю русского костюма, русские традиции и быт, пели русские песни, лепили из глины. Такой проект заслуженно получил многочисленные награды и дипломы на различных выставках.

Подобные высокие оценки жюри позволяют детям понять значимость своего личного и коллективного труда, испытать радость победы, развить разные грани своего таланта, приобщиться к культуре русского народа.

Многолетний опыт работы педагогического коллектива школы «Морозко» основывается на убеждении в том, что нельзя здоровьесбережение сводить к отдельному набору оздоровительных и профилактических мероприятий, к соблюдению санитарных норм и правил, к комплексу мер по сохранению только физического здоровья, не учитывая такое понятие как психическое и духовно-нравственное здоровье.

Поэтому мы убеждены - в учебно-воспитательном процессе любого образовательного учреждения идея здоровьесбережения реализуется в полной мере там, где считают, что важно абсолютно все: соблюдение режима дня при недопустимости перегрузок; сбалансированное здоровое питание; безопасность пребывания детей в школе (круглосуточная охрана, контроль со стороны учителей и воспитателей групп продленного дня, соблюдение санитарных норм и мер пожарной безопасности и т. д.); эстетическое состояние школы, поскольку физическое и психическое здоровье человека определяется еще и восприятием гармонии или дисгармонии форм, цвета, композиции; физическое развитие детей, включающее в себя регулярные прогулки с подвижными играми, утреннюю зарядку, занятия физкультурой с основами гимнастики и акробатики, лыжи в зимний период, проведение спортивных соревнований на свежем воздухе и в спортивном

зале, введение в школьное расписание хореографии и обучение танцам; осуществление оздоровительных мероприятий (ежегодная диспансеризация, профилактика простудных заболеваний, ЛФК как профилактика нарушения осанки и плоскостопия, закаливание, кислородные коктейли, проведение дней здоровья, пропаганда здорового образа жизни); небольшая наполняемость классов, при которой возможен индивидуальный подход и личностно-ориентированное обучение; применение здоровьесберегающих методик в учебно-воспитательном процессе (снятие напряженности и усталости с помощью специальных упражнений и игр, упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления и т. д.); проектная деятельность, которая вызывает интерес у учащихся к изучению общеобразовательных дисциплин, учит детей находить свое посильное место в коллективе, бесконфликтному общению. Наряду со всеми этими мероприятиями введение этнокультурного компонента в учебно-воспитательный процесс способствует формированию гармоничного внутреннего мира, чуждого духу агрессии.

Все вышеперечисленное способствуют сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников школы «Морозко».

Однако процесс творческого созидания, в который мы вовлекаем детей в ходе реализации этнокультурного компонента ставит ребенка перед открытием совершенно новых возможностей в себе, формирует нравственно здоровую личность будущего гражданина.

Результаты реализации этнокультурного компонента в учебно-воспитательном процессе мы оценивали с помощью целого ряда показателей, таких как: уровень знаний о культуре русского народа, его традициях; развитие творческих способностей и творческого воображения младших школьников; умение общаться; уровень тревожности.

Результаты опроса родителей школьников в 1 и во 2 классе позволили выявить уровень творческого воображения школьников. Хорошо развита фантазия и воображение у 48 % в 1 классе, средний уровень у 38 % и низкий - у 14 %. Участие в проектной работе и применение этнокультурного компонента в обучении привело к тому, что у учащихся 2 класса эти показатели составили соответственно 54 %; 43 % и 3 %.

Результаты наблюдения показали, что дети в течение 2-х лет обучения приобрели навыки межличностного взаимодействия. Использование

социометрической методики позволило установить, что положительные выборы имеют все учащиеся, а это означает, что есть определенный круг общения у каждого ребенка, и детям комфортно.

Уровень тревожности измерялся нами по школе Сирса. По итогам обучения в 1 классе низкий уровень тревожности выявлен нами у 26 % школьников, средний уровень у 62 % и высокий у 12 % обучающихся. У тех же учащихся по окончании второго класса эти показатели составили соответственно 38 %; 55 %; 7 %. Изменение показателей позволяет судить о наличии благоприятного психологического климата, способствующего улучшению показателей психического здоровья детей.

Сохранение и формирование психического здоровья, значительное снижение числа стрессовых ситуаций приводит к тому, что дети фактически меньше болеют. Здоровьесбережение, как система мягких форматов обучения, - это ресурс, который позволяет добиваться огромных изменений. Таковы, например, показатели пропусков уроков по болезни в 1 и 2 классе:

1 класс - пропущено по болезни - 164 92 84 42 21 (ч.); 2 класс - у тех же учащихся - 50 32 21 0 0 (ч.)

Таким образом, с нашей точки зрения, школа не просто должна давать сумму знаний, учение -очень важная, но не единственная сфера духовной жизни ребенка. Школа не имеет права утрачивать воспитательную функцию, помогая детям приобретать правильные жизненные ориентиры, закладывать основы нравственного поведения. Здесь речь идет о таком важном понятии (к великому сожалению, утраченному за последние десятилетия), как «дух учебного заведения», который формирует, закладывает нравственный фундамент личностей воспитанников.

Библиографический список:

1. Аронов, А. А. Воспитывать патриотов [Текст] : книга для учителя / А. А. Аронов. - М., 1989.

2. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные аспекты [Текст] : монография / под общ. ред. С. В. Дармодехина, А. К. Быкова. - М. : Государственный НИИ семьи и воспитания, 2007.

3. О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 г.» [Текст] // Собр. законодательства российской Федерации. - 2005. - № 29. - Ст. 3064.

4. Сухомлинский, В. А. Воспитание коллективизма у школьников [Текст] / В. А. Сухомлинский. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1956.

5. Сухомлинский, В. А. Нравственный идеал молодого поколения [Текст] / В. А. Сухомлинский. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1963.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.