Научная статья на тему 'Психологические и психосоматические компоненты здоровьесберегающих образовательных технологий в начальной школе'

Психологические и психосоматические компоненты здоровьесберегающих образовательных технологий в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
608
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / HEALTH / HEALTH SAVING TECHNOLOGIES / PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лесникова Г. Н.

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе сформулированных стратегических положений, базирующихся на целостном подходе к развитию личности и закономерностей формирования ее здоровья, разработана продуктивная интегративная образовательная программа для младших школьников, включающая приемы психолого-педагогической поддержки и противодействия при освоении учебного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лесникова Г. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PSYCHOSOMATIC COMPONENTS OF HEALTH SAVING EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AT ELEMENTARY SCHOOL

The practical importance of research is that on the basis of the formulated strategic provisions which are based on complement approach to development of the personality and regularities of formation of health, the productive integrative educational program is developed for the younger school students, including receptions of psychology-pedagogical support and counteraction at development of training material.

Текст научной работы на тему «Психологические и психосоматические компоненты здоровьесберегающих образовательных технологий в начальной школе»

6. Черная Н.Л. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей: учеб. пособие. / под ред. проф. Н.Л. Черной. Ростов н/Д, 2007.

Леонова Лариса Афанасьевна, доц., arsenui.leonovagmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет

PECULIARITIES OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF THE CHILD’S RGANISM, STUDY AND ASSESSMENT OF THE SUBSTANCE OF THE CONSTITUTION FOR HILDREN

5-7 YEARS

L.A. Leonova

One must account for factors of physical development in otokineziologiya when studying age of the evolution of human body functions, which are manifested in the activities of the holistic kineziosistemy.

Key words: physical development, morphological features, the younger generation, and structural-mechanical properties, build, anthropometry, body size.

Leonova Larisa Afanasievna, associate prof. arsenui.leonov@gmail.com, Russia, Tula, Tula State University

УДК 796.011

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Г.Н. Лесникова

Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе сформулированных стратегических положений, базирующихся на целостном подходе к развитию личности и закономерностей формирования ее здоровья, разработана продуктивная интегративная образовательная программа для младших школьников, включающая приемы психолого-педагогической поддержки и противодействия при освоении учебного материала.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесберегающие технологии, психологопедагогическая поддержка.

В настоящее время работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся в школе ведется в основном в трех направлениях: вводятся новые (щадящие) компоненты в режим дня, идет поиск здоровьесберегающих технологий обучения и внедряются авторские программы по здоровьесбережению. К сожалению, практически не затронутой остается наиболее актуальная для подрастающего поколения

задача - формирование здоровья с опорой на психолого-педагогические знания.

Нам представляется, что для конструирования здоровьесберегающих технологий в образовании необходимо прежде всего четко очертить парадигмальные установки, на основании которых возможно построение моделей такого образования. Это позволит выделить ведущие положения, определяющие необходимость введения здоровьесберегающих технологий, направленных на освоение интегрированного содержания трех предметных областей, от которых в первую очередь зависят развитие и сохранение здоровья - человекознание, основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и физическая культура. Ряд современных теоретических концептуальных разработок образовательных сред (Якиманская И.С., 1999), философско-

психологическое осмысление человеческой индивидуальности и ее развития в образовании (Давыдов В.В., 1996, Слободчиков В.И. и др.) позволяют это сделать.

Цель исследования - изучение психологических, психофизиологических и психосоматических компонентов здоровья младших школьников в условиях внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий.

Задачи исследования.

Теоретические:

1. Изучить имеющиеся теоретические представления, связанные с особенностями построения содержания здоровьесберегающих образовательных технологий в начальной школе и проанализировать их вклад в общее развитие и оздоровление детей.

2. Разработать концептуально-методологические предпосылки для построения интерактивного содержания здоровьесберегающих технологий в образовании младших школьников, опирающиеся на идею целостного подхода к развитию ребенка.

Методологические:

1. Разработать процедуру и подобрать методы исследования динамики показателей сохранения и развития здоровья при внедрении здоровьесберегающих образовательных технологий в начальной школе.

2. Выделить основные валидные показатели констатации динамики развития и сохранения психологического, психофизиологического и психосоматического здоровья младших школьников при реализации оздоровительной программы.

3. Выявить и обосновать виды и формы психолого-педагогической поддержки и противодействий в освоении учащимися учебного материала по здоровьесбережению.

Эмпирические:

1. Изучить психологические, личностные, психофизиологические и психосоматические характеристики здоровья младших школьников, обеспечивающие эффективность здоровьесберегающих образовательных технологий.

2. Разработать и апробировать интегративную программу здоровьесбережения для начальной школы.

В качестве методологической и теоретической основы исследования выступали:

1. Философско-психологический анализ категории развития человека в образовании (Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Лазарев В.С., Мещеряков Б.Г.).

2. Личностно-ориентированные парадигмальные установки построения содержания образования (Якиманская И.С.).

3. Принципы природосообразности и гуманизации воспитания человеческой индивидуальности (Руссо Ж.Ж., Роджерс К., Маслоу А.).

4. Акмеологический принцип сопряженного развития личностных свойств, самосознания и субъектно-деятельностных интегрированных качеств человека в онтогенезе при его обучении (Кузьмина Н.В., Бодалев А.А., Деркач А.А.).

5. Синергетический принцип самоорганизации и саморазвития адаптационно-психологической системы защиты от внешней среды (Митькин А.А., Крылов В.Ю., Трофимова И.Н., Прохоров А.О.).

6. Аналитическая психология развития личности через индивидуацию (самоосуществление деятельностей) К. Юнга.

7. Здоровьесберегающие принципы формирования, укрепления (накопления) здоровья (Брехман И.И., Зайцев Г.К.) в единстве с его диагностикой (Бондин В.И.) и обучением здоровому образу жизни (Шапиро С., Попов С.В.).

Здоровьесберегающие образовательные технологии в школе должны быть включены в целостный воспитательно-образовательный процесс, воздействующий на личность в целом, ее физический, эмоциональный, интеллектуальный, социальный и личностный компоненты с учетом природосообразного развития ребенка и социальной гармонизации в плане здоровьесберегающей педагогики (Серов П.Н., Арефьев Л.А., Чекалов А.Е., Васильева О.С.).

Ведущей установкой при проектировании здоровьесберегающих технологий должна стать антропоцентрическая составляющая, указывающая на необходимость и своевременность актуализации у занимающихся потребности к самопознанию, самовоспитанию, саморазвитию, самосовершенствованию через посредство формирования своего здоровья собственными силами (Зайцев Г.К., Бестужев Г.А., Васильева О.С., Водолазская С.А., Едалина Н.А.).

Согласно разрабатываемому нами подходу к числу важнейших установок построения здоровьесберегающих образовательных технологий относятся:

- аксиологическая, предполагающая первоочередное формирование мотивации бережного отношения к здоровью как высшей человеческой ценности;

- культурологическая, отстаивающая позицию усвоения канона форм культуры;

- гуманистическая, воплощающая идею формирования в ребенке с

самого раннего возраста человеческого духа: эмпатии,

доброжелательности, взаимного доверия, сотрудничества и в конечном счете психологической безопасности.

При проектировании и внедрении здоровьесберегающих технологий названные принципы должны быть конкретизированы для каждого звена системы образования.

Анализ установок построения здоровьесберегающих образовательных технологий в различных детских учреждениях показал, что большинство из них относятся к парадигмальным константам личностно-ориентированного и социально-ориентированного подхода к обучению и развитию детей.

Возможность реального воплощения этих установок в создании эффективных здоровьесберегающих технологий обучения младшего школьника и является основной проблемой данного исследования.

Разработанная учебная программа для начальной школы в значительной степени интегрирует содержание ОБЖ, физической культуры и психологических знаний с целью формирования

адаптационной системы и социально-психологической защищенности от разрушающих воздействий внешней среды.

Приступая к формирующему эксперименту посредством внедрения здоровьесберегающей программы, мы понимали, что установить парциальную «емкость» ее влияния на развитие психического и

психосоматического здоровья ребенка в необходимых пределах достоверности при одноразовом занятии в неделю, когда другим

предметам в учебном процессе отводится гораздо больше времени, вряд ли удастся. Для того чтобы такая тенденция проявилась, нам пришлось осуществлять психолого-педагогический эксперимент в рамках

лонгитюдного исследования одних и тех же детей на протяжении всех трех лет обучения в начальной школе. При этом в экспериментальном 1-3 «А» классе, помимо здоровьесберегающих образовательных технологий, интегрировавших материалы профилактической медицины, ОБЖ, психологических знаний и навыков поведения, физическое воспитание учащихся также носило оздоровительный характер с элементами ментального тренинга (тренировки мыслительных процессов и

психомышечной релаксации). В контрольном 1-3 «Б» классе здоровьесберегающие образовательные технологии не применялись, а физическое воспитание велось по обычной программе.

В течение каждого года обучения делалось два замера по выделенным психологическим характеристикам:

- внимание (метод Бурдана);

- память (тест Бернштейна);

- мышление (тест Г илфорда);

- умственная работоспособность (тест Векслера);

- воображение (тест Гилфорда);

- кинестетика кисти (тест Г.Ф. Кумариной);

- нравственная сущность отношений к другому человеку (тест А.Г. Дрижики).

Принимались во внимание также физиологические и психофизиологические характеристики: рост, вес, динамометрия -

максимальное усилие кисти, 1А максимального усилия кисти, прыжок в длину с места (см), наклон туловища лежа на спине за 1 минуту, время удержания виса на гимнастической лестнице (с согнутыми в локтях руками), время челночного бега 3*10 м, частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое (сидя) за 1 минуту, систолическое давление, диастолическое давление, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), проба Штанге, проба Генча, индекс Руфье, индекс Кетле, индекс Скибинского, индекс мощности Шаповаловой. Исследование психосоматического здоровья, включающее измерения 18 функциональных проб физического развития и физиологического состояния различных систем организма, описывается А.И. Киния и В.Б. Войнович.

Сравнительный анализ результатов на первом году обучения по здоровьесбережению и физическому воспитанию с оздоровительной направленностью показал выраженную тенденцию прогрессивного изменения когнитивных процессов и, прежде всего, памяти и умственной работоспособности, а также на достоверном уровне повышение учебной успешности по русскому языку. Полученные результаты показывают, что второй раз пик динамики развития функций познавательных процессов у учащихся экспериментального класса наблюдался по окончании начальной школы, но касался показателей мышления, воображения и тонкой кинестетики кисти при достоверном повышении учебной успешности по предмету - математике.

В то же время динамика развития познавательных функций у учащихся контрольного класса носила умеренный характер, и только к окончанию младшей школы у них наблюдалось достоверное возрастание двух показателей когнитивных процессов внимания и памяти от исходных величин начала обучения в первом классе. Однако это не привело к достоверному повышению учебной успешности ни по одному из

указанных предметов, которая также умеренно возрастала, что согласуется с данными И.В. Ляскало [5].

Анализ мониторинга развития психосоматического здоровья по названным выше психосоматическим характеристикам в лонгитюдном исследовании показал, что измерительный инструментарий, характеризующий психофизическое состояние жизненно важных систем организма, укладывается в небольшое число интегративных, а не отдельных показателей.

По данным первого года обучения в обоих классах большинство измеряемых показателей (по средним их значениям) в сравнении с началом учебного года не претерпели достоверных изменений. Однако обнаружен факт большего темпа наращивания массы тела по отношению к росту в начале обучения в классе с преподаванием здоровьесбережения, а к окончанию второго и третьего годов обучения он становится достоверно выше в контрольном классе. Это свидетельствует о том, что у учащихся контрольного класса снижается физическая тренированность.

Апробация в эксперименте большого арсенала измерительного инструментария функциональных проб различных систем жизнеобеспечения организма младших школьников показала, что использование общепринятых тестов состояния кардиореспираторной системы (проб ЖЕЛ, Генча, Штанге, ЧСС) должно носить ограниченный характер в силу их недостаточной валидности, а их место должны занимать интегральные показатели (индексы Скибинского и Руфье).

В целом анализ изменений всех показателей в формирующем эксперименте показал, что введение здоровьесберегающих образовательных технологий в начальной школе, базирующихся на сформулированном целостном интегративном подходе к развитию ребенка, создает предпосылки большего обогащения образовательной социокультурной среды, предопределяющей своевременное поэтапное «созревание» регуляторных компонентов психической разрядки, тонкой кинестетической чувствительности, обретения способности к наращиванию и сохранению физических кондиций собственными силами, что ведет к повышению умственной работоспособности в сочетании со сформированной установкой в меру удовлетворять свои потребности. А это, в конечном итоге, приводит к ускоренному развитию познавательных, волевых и эмоциональных процессов (характеристик психологического здоровья), а также универсализации психомоторики, проявляющейся в умении рационально распределять физические усилия и удерживать в хорошей форме физическое, эмоциональное и интеллектуальное состояние (характеристик психосоматического и психофизиологического здоровья).

Одним из важнейших показателей психологического здоровья личности является ее нравственная сущность. В этой связи в разработанную здоровьесберегающую программу были включены

психотренинги и методы, направленные на развитие отношения к другому человеку как к ценности. Эти тренинги вводились на втором году обучения (тестовая анкета выявления нравственной сущности отношения к другому

- НСОД по 10 тестам-критериям). Измерения данного показателя у учащихся обоих классов осуществлялись в начале и в конце 2-го и 3-го годов обучения. К окончанию начальной школы в контрольном классе этот показатель достигает порога средних и низких значений НСОД, при этом достоверных изменений на протяжении последних двух лет обучения у учащихся контрольного класса не наблюдается. В экспериментальном классе средний показатель НСОД достоверно повышается к окончанию начальной школы по сравнению с исходными величинами 2-го и 3-го годов обучения и конечной величиной в контрольном классе. Однако и он не достигает порога высоких значений НСОД (25 баллов), закрепляясь на среднем его значении (20,97±1,24 балла).

В целом результаты исследования свидетельствуют и о том, что проблемы воспитания детей младшей школы еще более трудоемки, чем обучения, и введение здоровьесберегающих образовательных технологий может стать отправным моментом повышения качественной стороны учебно-воспитательного процесса учащихся начальной школы.

В содержание разработанной нами программы обязательным компонентом входит «психолого-педагогическая поддержка» младших школьников, обеспечивающая «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, воспитании, общении, образе жизни» (Газман О.С.).

В силу слабой методической разработанности рассматриваемой проблематики и поставленной в работе конкретной задачи - исследование эффективности форм поддержки и противодействия при внедрении здоровьесберегающей программы нам пришлось провести отдельный эксперимент. В эксперименте внимание было сконцентрировано на выявление особенностей поведения как классного руководителя, так и педагога по оздоровительной работе, оказывающих влияние на изменение социально-психологического климата в классе, творческого потенциала и тревожности детей в экспериментальных и контрольных классах (Маслоу А., Пасынкова Н.Б.).

А.Н. Поддъяков вводит понятие «противодействие», под которым понимает тип обучения, тормозящий процессы психического развития, и называет это педагогикой противодействия [6]. Помощь и противодействие рассматриваются им как два типа социального взаимодействия, по-разному влияющие на развитие ребенка: помощь оказывает влияние на развитие в предсказуемом направлении, в то время

как противодействие дает ребенку возможность развиваться в непредсказуемом направлении. При этом А.Н. Поддъяков считает, что противодействие в конечном счете дает больший положительный эффект, так как способствует формированию у ребенка способности к саморазвитию.

Эксперимент проводился в течение года. В результате была отслежена динамика изменений социально-психологических и психофизиологических показателей в экспериментальном и в контрольном классах.

В целом анализ результатов проведенного годичного эксперимента, в котором фиксировались в каждом классе начальные и конечные показатели творческого потенциала учащихся, позитивной выраженности социально-психологического климата и 8 показателей школьной тревожности (по Филлипсу) показал, что в экспериментальном 3 «А» классе в 100 % случаев (против 46 % в начале года) отмечался рост позитивной выраженности социально-психологического климата, тогда как во втором экспериментальном 3 «Б» классе в 100 % случаев (против 79 %) имел место средний уровень, а в контрольном классе его уровень был ниже среднего и к концу года отмечалось его незначительное улучшение.

Это свидетельствует о том, что деятельность как классного руководителя, так и педагога по оздоровительной работе в отношении создания позитивного социально-психологического климата в экспериментальном классе 3 «А» совпали. Для них характерен эмоционально-импровизационный стиль, который благотворно влияет на создание позитивного психологического климата в классе.

Анализ результатов исследования выявил следующие особенности сопровожденческой деятельности учащихся:

- наставничество классных руководителей совместно с сопровожденческой психолого-педагогической деятельностью педагога по оздоровительной работе достигает позитивного эффекта только в тех случаях, когда педагогические стили руководителя класса и педагога по оздоровительной работе относятся к эмоциональной манере ведения занятий (с содействием, сочувствием и сопереживанием учителя);

- помощь и поддержка при использовании здоровьесберегающих технологий в обучении имеет тенденцию изменять развитие детей в предсказуемом направлении, тогда как специально организованное противодействие в учебном процессе изменяет развитие в непредсказуемом направлении и чаще с гораздо большим положительным эффектом.

Итоги исследования и основные выводы:

1. Установлено, что введение здоровьесберегающих технологий в образовательные сферы включает в себя учет антропоцентрической,

гуманистической, аксиологической, культурологической,

натуралистической (или естественнонаучной), гносеологической и психолого-педагогической установок целостного междисциплинарного интегративного подхода.

2. Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий в начальной школе обогащает образовательную социокультурную среду и предопределяет своевременное поэтапное развитие регуляторных компонентов психической разрядки, тонкой кинестетической чувствительности, обретение способности к наращиванию и сохранению здоровья собственными силами.

3. Показано, что здоровьесберегающая программа, ориентированная на целостный подход к развитию ребенка, способствует значительному повышению умственной работоспособности, а также формированию оптимальной установки удовлетворения своих потребностей.

4. Психолого-педагогическое сопровождение школьников при внедрении здоровьесберегающих образовательных технологий и физическом воспитании с оздоровительной направленностью способно повышать успешность в учебной деятельности по основным предметам начальных классов (русскому языку и математике), стимулировать творческий потенциал учащихся, снижать их тревожность.

5. Предлагаемый подход к здоровьесбережению в образовательных средах открывает возможности для конструирования новых типов обучения, где поддержка и противодействие в обучении должны быть объединены в единое понятие - психолого-педагогическое сопровождение обучаемого в образовании.

Список литературы

1. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л.: наука, 1987. 125 с.

2. Дрижика А.Г., Пожидаев С.Н., Мамаева Е.Е. К проблеме норм психологического и психического здоровья учащейся молодежи // Валеология. 1998. № 2. С. 52-53.

3. Здоровье школьников: Результаты лонгитюдного исследования / М.В. Андропова [и др.] // Педагогика. 1995. № 2. С. 26-31.

4. Киния А.И., Бандажевская Ю.И. Здоровый человек (основные показатели). Минск: ИП «Экоперспектива», 1997. 107 с.

5. Ляскало В.И. Дидактические особенности развития познавательных процессов младших школьников в коррекционноразвивающем обучении: дис. ...канд. пед. наук. Ростов-н/Дону, 1998.

6. Поддъяков А.Н. Противодействие обучению и развитию как психолого-педагогическая проблема // Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 13-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Лесникова Галина Николаевна, канд. психол. наук, доц., зав. кафедрой, Россия, Ростов-на-Дону, Южно-Российский институт-филиал «Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»

PSYCHOLOGICAL AND PSYCHOSOMATIC COMPONENTS OF HEALTH SAVING EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AT ELEMENTARY SCHOOL

G.N. Lesnikova

The practical importance of research is that on the basis of the formulated strategic provisions which are based on complement approach to development of the personality and regularities of formation of health, the productive integrative educational program is developed for the younger school students, including receptions of psychology-pedagogical support and counteraction at development of training material.

Key words: health, health saving technologies, psychology-pedagogical support.

Lesnikova Galina Nikolaevna, candidate of psychological Sciences, associate professor, chair, Russia, Rostov-on-Don, Southern Russian branch institute of «Presidential Russian Academy of National Economy and State Service»

УДК 796.011.3

ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-СПОРТИВНЫЕ МЕТОДИКИ ПЛАВАНИЯ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА

Т.В. Матвеева, Н.Ф. Иванушкина

В данной статье рассмотрена методика оздоровления посредством использования плавания. Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: плавание, методика, оздоровление, студенческая молодёжь, физическое воспитание.

Практика обучения убедительно доказывает, что успешная учебная деятельность и оптимальная социальная активность возможны только при хорошем состоянии здоровья, реальном духовном, психическом и физическом благополучии. Вместе с тем по данным государственных институтов и материалам научных исследований ежегодно увеличивается число студентов с патологиями позвоночника [4, 7].

Дефекты осанки приводят к недостаточной подвижности грудной клетки, диафрагмы, к снижению рессорной функции позвоночника (Андрианов В.Л., Баиров Г.А., Садофьева В.И., Райе Р.Э., Цыкунов М.Б.). По некоторым данным они способствуют уменьшению колебания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.