Научная статья на тему 'Преемственность в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста как условие эффективного здоровьесбережения'

Преемственность в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста как условие эффективного здоровьесбережения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ШКОЛА-САД / ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ / CHILDREN’S SPECIFIC FEATURES / CONTINUITY / HEALTH SAVING ENVIRONMENT / PRESCHOOL AND SCHOOL AGE CHILDREN / SCHOOL-KINDERGARTEN / FUNCTIONS OF THE TEACHER OF PRIMARY CLASSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парсанова Елена Викторовна, Руссова Елена Юрьевна

В статье рассматривается опыт осуществления преемственности в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста как здоровьесберегающего фактора, описаны функции учителя начальных классов, показаны результаты работы, рассматривается проблема адаптации детей, показаны особенности адаптации детей приходящих из дошкольного отделения-комплекса и из других учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuity in Training of Preschool and Primary School Age Children as a Condition of Effective Health Saving

In the article the experience of realization of continuity in training of preschool and primary school age children as a health saving factor is considered, functions of the primary classes teacher are described, results of work are shown, the problem of adaptation of children is considered, features of adaptation of children who come from a preschool department-complex and other institutions are shown.

Текст научной работы на тему «Преемственность в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста как условие эффективного здоровьесбережения»

УДК 37.01

Е. В. Парсанова, Е. Ю. Руссова

Преемственность в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста как условие эффективного здоровьесбережения

В статье рассматривается опыт осуществления преемственности в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста как здоровьесберегающего фактора, описаны функции учителя начальных классов, показаны результаты работы, рассматривается проблема адаптации детей, показаны особенности адаптации детей приходящих из дошкольного отделения-комплекса и из других учреждений.

Ключевые слова: преемственность, здоровьесберегающая среда, дети дошкольного и школьного возраста, школа-сад, функции учителя начальных классов, индивидуальные особенности детей.

Е. V. Parsanova, Е. Ju. Russova

Continuity in Training of Preschool and Primary School Age Children as a Condition of Effective Health Saving

In the article the experience of realization of continuity in training of preschool and primary school age children as a health saving factor is considered, functions of the primary classes teacher are described, results of work are shown, the problem of adaptation of children is considered, features of adaptation of children who come from a preschool department-complex and other institutions are shown.

Key words: continuity, health saving environment, preschool and school age children, school-kindergarten, functions of the teacher of primary classes, children's specific features.

Современная российская школа как социальная структура представляет собой образовательную среду, в которой общее здоровье ребенка должно являться первостепенным объектом внимания. Ни одно другое социальное окружение никогда не сможет приблизиться по своему вкладу в формирование здоровой личности, какое может осуществить школа.

По данным Министерства здравоохранения России, в начальной школе абсолютно здоровыми являются лишь 10-12 % детей. Результаты медицинского мониторинга свидетельствуют о том, что тенденция ухудшения здоровья школьников в настоящее время приняла устойчивый характер. Наблюдается неблагоприятная динамика основных показателей здоровья учащихся по мере их обучения в школе, увеличение частоты перехода острых заболеваний в хронические, рост инвалидности среди детей, а из числа выпускников школ лишь 5-7 % практически здоровы.

Анализируя проблемы, которые порождает длительное пребывание детей в школе, такие ученые как М. В. Антропова, Е. П. Усанова, Л. А. Жданова, А. Г. Ильин выделили так называемые «школьные факторы», негативному воз-

действию которых учащиеся подвергаются в течение продолжительного времени. Они представляют собой, по их мнению, комплекс психологических, эмоциональных и физических нагрузок, которые при неправильной организации обучения, несбалансированном режиме дня наносят ущерб здоровью школьника, приводят к развитию функциональных и органических поражений, увеличивающихся со «школьным стажем».

За последние десятилетия в России физиологами и гигиенистами М. В. Антроповой, В. А. Безгодовым, М. И. Чубирко, М. И. Степановой проведен ряд комплексных клинико-гигиенических исследований по изучению здоровья школьников, обучающихся в учебных заведениях нового типа: гимназиях, лицеях, колледжах, альтернативных школах. Точки зрения этих авторов о влиянии образовательных технологий в учреждениях с инновационными формами обучения на функциональное состояние и здоровье учащихся противоречивы: от резко отрицательных, в связи с чрезмерным увеличением учебных нагрузок и видоизменением режима учебной деятельности, до положительных - учет

© Парсанова Е. В., Руссова Е. Ю., 2011

индивидуальных особенностей и творческих возможностей школьников [1, 2].

В итоге, как показывает практика, модные с начала 90-х гг. разнообразные экспериментальные площадки зачастую еще более усугубляли негативные тенденции в состоянии здоровья современных школьников.

Для выявления условий, способствующих эффективному здоровьесбережению школьников, в статье рассматривается опыт педагогического коллектива Негосударственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы «Морозко», а именно, аспект преемственности в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Педагогический коллектив НОУ СОШ «Мо-розко», которая успешно функционирует как единый комплекс «Детский сад - начальная школа», на протяжении ряда лет реализует в своей деятельности здоровьесберегающие технологии, выработав свою собственную концепцию здоровьесбережения, которая основывается на целом комплексе социокультурных и медицинских мероприятий, направленных на создание единого здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения [3, 6].

Здоровье ребенка рассматривается нами как неразделимое состояние материального (физического) и духовно-нравственного благополучия ребенка на каждом этапе его социализации. Причем, духовно-нравственная культура ребенка выводится на первый план, так как она является базовой для положительной творческой деятельности будущего гражданина своей страны.

С 2005 г. НОУ СОШ «Морозко» входит в европейскую сеть школ содействия здоровью, став участником проекта «Обучение здоровью в образовательных учреждениях РФ», который реали-зовывался Евросоюзом в сотрудничестве с Министерством образования и науки.

По итогам обучения и участия в этом проекте школа получила сертификат от Евросоюза, подтверждающий статус «Школа содействия здоровью» (/EUROPEAID/113158/C/SV/RU/). В Сертификате прописаны фразы, отражающие по сути работу учебного заведения: «... Школа поддерживает глобальную инициативу Всемирной организации здравоохранения (WHO) по содействию здоровью в школах. Школа всей своей деятельностью стремится помочь учащимся, их семьям, своему персоналу и обществу в целом в достижении физического, эмоционального и социального благополучия».

Мы считаем, что такая формулировка достаточно полная, так как нельзя школьное здоровь-есбережение сводить лишь к отдельному набору оздоровительных и профилактических мероприятий, к соблюдению санитарных норм и правил, к комплексу мер по сохранению только физического здоровья, забывая, например, о таком понятии как «психическое здоровье».

Несоответствие факторов среды обитания потребностям организма определенного возрастного периода может изменять тип взаимоотношений между организмом и средой. Одним из таких периодов является младший школьный возраст, так как именно в этом возрасте закладываются основы психического и физического здоровья. Именно в этом возрасте ребенок сталкивается с необходимостью смены стереотипа поведения, обусловленного поступлением и обучением в школе.

В связи с вышесказанным одним из важнейших компонентов концепции школьного здо-ровьесбережения, на наш взгляд, является преемственность в обучении дошкольников и детей младшего школьного возраста.

Поскольку НОУ СОШ «Морозко» функционирует как комплекс «Детский сад - начальная школа», выпускники дошкольного отделения, не испытывая стресса, переходят в начальную школу, показывая при этом более высокие и стабильные результаты, в итоге - период адаптации к школе проходит безболезненно. Многолетний опыт работы коллектива показал, что классы, сформированные из групп дошкольного отделения нашей школы, более работоспособны и успешны, чем сборные классы. Последние формируются из детей, пришедших из разных детских учреждений, а также находившихся на домашнем воспитании. Это дети с разным уровнем подготовки к школе и степенью адаптации, с разными поведенческими навыками, умением или неумением «вливаться» в детский коллектив и общаться со сверстниками, зачастую с задержкой в развитии, педагогической запущенностью и т. д. Учителю и ученикам требуется больше времени и усилий, чтобы адаптация к школьному периоду жизни прошла как можно быстрее и завершилась успешно.

Преимущество же классов, сформированных из детей дошкольного отделения единого комплекса «Детский сад - начальная школа», состоит в том, что в 1 класс приходит уже сложившийся детский коллектив с положительным настроем и желанием учиться. Все дети практиче-

Преемственность в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста как условие эффективного здоровьесбережения

ски одинаково готовы к школе, у них сформированы навыки поведения и общения, у них нет страха перед словом «школа». Кроме того, как показывает наша практика, значительную часть психолого-педагогических проблем преподавательскому составу комплекса «Детский сад - начальная школа» удается решить уже в дошкольном возрасте. Подобная, сложившаяся годами система непрерывного обучения оправдывает себя и дает положительные результаты, являясь одной из важнейших составляющих школьного здоровьесбережения.

Мы согласны с Т. Ф. Караваевой, в том, что основными факторами риска развития хронической патологии у младших школьников являются нарушения режима дня, неадекватные учебные нагрузки, неблагоприятный психологический статус, низкий уровень физического здоровья. Состояние здоровья младших школьников, ис-

пытывающих интенсивную учебную нагрузку, характеризуется большей распространенностью функциональных отклонений, сниженным адаптационным потенциалом, более выраженным утомлением [4].

Как показывает наш многолетний опыт работы по показателям состояния здоровья, наиболее благоприятные условия обучения создаются у школьников с наполняемостью классов не более 15 человек. Именно в таком малочисленном коллективе детей учителю предоставляется уникальная возможность реальной организации лич-ностно-ориентированного обучения воспитанников, учета их индивидуальных особенностей, развития творческих задатков. В таблице 1 показаны функции учителя, которые в полной мере им реализуются при работе в классах с малой наполняемостью учащихся.

Таблица 1

Функции учителя начальных классов

Функция Содержание

Ориентационная (начальный этап) Формирование у учащихся умений распознать свои потребности, способности, склонности и интересы

Коррекционная Преодоление отставания учащихся, неуспеваемости, а также отклонений в поведении

Реабилитационная Ориентировка на «восстановление» уверенности школьников в своих возможностях, создание ситуации успеха

Стимулирование Формирование положительной внутренней и внешней мотивации учителя и учеников посредством поощрения творческой инициативы

Предупреждение затруднений учащихся в образовательном процессе Организация целостного учебного процесса, построенного на знании типологии затруднений учащихся в образовательном процессе и их причин, активном применении этих знаний

Сохранение, укрепление, формирование здоровья Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в учебном процессе, экспертиза учебного процесса с точки зрения его влияния на здоровье обучающихся

Организуя практически индивидуальную работу с каждым учащимся, учитель создает комфортные условия для формирования у учащихся прочных знаний, умений и навыков, вырабатывает чувство уверенности в каждом ребенке, помогает успешно социализироваться в детском коллективе. Это особенно важно для первоклассников, которые проходят непростой период школьной адаптации.

Наши исследования показывают, что ученики, пришедшие в 1 класс из дошкольного отделения единого комплекса «Детский сад - начальная школа» и обучающиеся в классах с небольшой наполняемостью, в период адаптации к школе практически не болели острыми респираторными заболеваниями, не испытывали психологического стресса, что подтверждено результатами школьного медицинского мониторинга, а также не проявляли деви-антного поведения.

Таким образом, многолетний педагогический опыт работы комплекса «Детский сад - начальная школа» доказывает высокую результативность системы непрерывного обучения. Выпускники нашей начальной школы на протяжении последних лет успешно выдерживают экзамены и поступают в государственные образовательные учреждения. Но далеко не все эти дети могли первоначально обучаться в массовых школах, имея разные проблемы со здоровьем, трудности в обучении, поведенческие девиации. Наш педагогический коллектив, реализующий здоровьесберегающие технологии в обучении, помог им решить и преодолеть эту «неуспешность». За годы, проведенные в школе, они приобрели фундаментальные знания 1-й ступени и успешно социализировались.

Библиографический список:

1. Аветисян, Л. Р.Изучение влияния повышенной учебной нагрузки на состояние здоровья учащихся [Текст] / Л. Р. Аветисян, С. Г. Кочарова // Гигиена и санитария. - 2001. - № 6. - С. 48-49.

2. Антропова, М. В. Гигиенические аспекты обучения учащихся 1-Х1 классов, их работоспособность и организация режима учебной деятельности. Обзор [Текст] / М.я В. Антропова // Физиология человека. 1992. - т. 18. - № 1 - С. 172-178.

3. Бирюкова, Н. А. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательных учреждениях [Текст] / Н. А. Бирюкова // Гигиена и санитария. - 2006. - № 1. - С. 76-77.

4. Караваева, Т. Ф. Гигиеническая оценка здоровья младших школьников, обучающихся по программе с регионально-этническим компонентом [Текст] : авто-реф. дис. канд. мед. наук / Т.Ф. Караваева. - М., 2008. - 20 с.

5. Онищенко, Г. Г. Гигиенические аспекты обучения и воспитания и влияния их на здоровье детского населения [Текст] / Г. Г. Онищенко // Здоровые дети России в XXI в. / под ред. В. Р. Кучмы. - М. : Федеральный центр Госсанэпиднадзора МЗ РФ. - 2000. -159 с.

6. Тихомирова, Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2004.

Преемственность в обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста как условие эффективного здоровьесбережения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.