Научная статья на тему 'Роль адаптации в здоровьесбережении первоклассников'

Роль адаптации в здоровьесбережении первоклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
363
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Игнатьева Светлана Геннадьевна

В данной статье описывается важность адаптации школьников к среде обучения, к процессу, являющемуся самым существенным в жизни ребенка. Некоторым первоклассникам удается приспособиться к школе в течение первых двух месяцев после начала обучения, другим для этого необходимо более длительное время. Одной из основных причин плохой адаптации детей является ослабленное здоровье школьников. Родители должны регулярно обращаться за консультациями к врачам и другим специалистам, прежде чем ребенок окажется в среде обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль адаптации в здоровьесбережении первоклассников»

УДК 371.7-053.5

РОЛЬ АДАПТАЦИИ В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ THE ROLE OF ADAPTATION IN THE FIRST FORMERS’ HEALTH-SAVING

С. Г. Игнатьева S. G. Ignatyeva

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В данной статье описывается важность адаптации школьников к среде обучения, к процессу, являющемуся самым существенным в жизни ребенка. Некоторым первоклассникам удается приспособиться к школе в течение первых двух месяцев после начала обучения, другим для этого необходимо более длительное время.

Одной из основных причин плохой адаптации детей является ослабленное здоровье школьников. Родители должны регулярно обращаться за консультациями к врачам и другим специалистам, прежде чем ребенок окажется в среде обучения.

Abstract. The given text describes the importance of adaptation process children undergo at school. This process is the most significant in a child’s life. Some children of the first form of education manage to adapt within first two months of schooling, others need a more extended period of time. There are also those who need rather long time to undergo adaptation and it also involves a complex of difficulties. The most important reasons for a child’s normal adaptation are a low level of professional growth of schoolchildren and health quality. Therefore parents should be prudent and consult medical and other specialists before a child starts schooling.

Ключевые слова: физиологическая адаптация, психологическая адаптация, социальная адаптация, преемственность.

Keywords: physiological adaptation, psychological adaptation, social adaptation, continuity.

Актуальность исследуемой проблемы. Здоровьесбережение подрастающего поколения является актуальной проблемой современности, важнейшим приоритетом в системе образования. Известно, что качество здоровья детей определяет в целом будущее общества и государства. Тревогу вызывает тот факт, что показатель здоровья детей и подростков в России - один из самых низких в Европе, что свидетельствует о значительном снижении их социальных возможностей. Как отмечает официальная статистика, состояние здоровья школьников за последние 5 лет ухудшилось на 47 %, а к окончанию школы лишь 10 % выпускников относятся к категории здоровых.

Отсюда педагогической задачей, по мнению ученых лаборатории Научного центра охраны здоровья детей РАМН, становится создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, включающей не только и не столько оздоровительные медицинские мероприятия, сколько гигиенически рациональные, соответствующие возрасту детей учебные нагрузки, занятия в условиях, отвечающих требованиям санитарных пра-

вил. В целостном учебно-воспитательном процессе необходимо придерживаться принципа учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся. В этом главенствующее положение занимают образовательные технологии, применение которых не нарушает природу ребенка, не вызывает у него психического и физического дискомфорта. По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии -это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся» [4, 7].

Проблема здоровьесбережения учащихся особо актуализирована возрастным периодом 6-7 лет, переходом детей из дошкольного образовательного учреждения в первый класс, что требует безболезненной адаптации младшего школьника к условиям начальной школы в целом и к общешкольному режиму в частности.

Материал и методика исследований. Исследование проблем, связанных со здоровьем детей, основывается на совокупности таких методов, как анализ научной литературы и передовой педагогической практики, наблюдение образовательного процесса в системе «детский сад - общеобразовательная школа», собственно педагогический эксперимент.

Так, анализ трудов ученых в области биолого-медицинских (В. Ф. Базарный, М. М. Безруких, И. К. Рапопорт, Н. К. Смирнов), психологических (В. А. Ананьев, В. М. Кабаева, Г. С. Никифоров, В. А. Родионов), педагогических (О. Ф. Алексеева, Л. А. Александрова, Т. Г. Зенкова и др.) наук показывает неразработанность механизмов преемственности в здоровьесбережении детей переходного от дошкольного к первому классу возраста. Также наблюдение за реальной школьной образовательной практикой свидетельствует о недостаточном внимании педагогов к этому периоду адаптации.

Результаты исследований и их обсуждение. Термин «адаптация» имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Понятие адаптации непосредственно связано с понятием «готовность ребенка к школе» и включает три составляющие: адаптацию психологическую, физиологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам.

Психологическая адаптация ребенка к школе охватывает все стороны детской психики: личностно-мотивационную, волевую, учебно-познавательную.

Личностно-мотивационное отношение к школе и учению: желание (или нежелание) принимать учебную задачу, выполнять задания педагога, то есть учиться.

Принятие учебной задачи: понимание задач, поставленных педагогом; желание их выполнять; стремление к успеху или желание избежать неудачи.

Представления о содержании деятельности и способах ее выполнения: уровень элементарных знаний и умений, сформированных к началу обучения.

Информационное отношение: восприятие, переработка и сохранение разнообразной информации в процессе обучения.

Управление деятельностью: планирование, контроль и оценка собственной деятельности, а также восприимчивость к обучающему воздействию.

В период приспособления ребенка к школе наиболее значимые изменения происходят в его поведении. Как правило, индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, депрессия и чувство страха, нежелание идти в школу. Все изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.

По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы. Первая группа адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью приспосабливается и к новому статусу ученика, и к новым требованиям, и к новому режиму.

Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Они не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют со слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия их реакции становятся адекватными требованиям школы, учителя.

Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они «мешают» работать в классе.

Процесс физиологической адаптации ребенка к школе также можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма. Первый этап физиологической адаптации - ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго (две-три недели).

Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты, реакции на постороннее воздействие. На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится. Организм тратит все, что есть, иногда и «в долг берет». Поэтому учителю важно помнить, какую высокую «цену» платит организм каждого ребенка в этот период. На втором этапе эта «цена» снижается. Буря начинает затихать.

Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.

Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденно сидячей позе, или психологическая нагрузка от общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем большее напряжение будет испытывать каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. Но возможности детского организма далеко не безграничны. Длительное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Продолжительность всех трех фаз физиологической адаптации составляет приблизительно 5-6 недель, а наиболее сложными являются первая и четвертая недели.

Личностная или социальная адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль - школьника и достигается целым рядом условий:

1. Развитие у детей умения слушать, реагировать на действия учителя, планировать свою работу, анализировать полученный результат - то есть умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

2. Развитие умения налаживать контакт с другими детьми, выстраивать отношения со взрослыми, быть общительным и интересным для окружающих - то есть умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.

3. Формирование умения правильно оценивать свои действия и действия одноклассников, пользоваться простейшими критериями оценки и самооценки.

Важным показателем удовлетворенности ребенка пребыванием в школе выступает его эмоциональное состояние, которое тесно связано с эффективностью учебной деятельности, влияет на усвоение школьных норм поведения, на успешность социальных контактов и, в конечном итоге, на сформированность внутренней позиции школьника.

Обратной стороной адаптации ребенка в начальной школе является проблема школьной дезадаптации. Педагогический диагноз школьной дезадаптации обычно ставится в связи с неуспешностью обучения, нарушениями школьной дисциплины, конфликтами с учителями и одноклассниками. Иногда школьная дезадаптация остается скрытой и от педагогов, и от семьи, ее симптомы могут не сказываться отрицательно на успеваемости и дисциплине ученика, проявляясь в переживаниях или поведении школьника.

Нарушения адаптации выражаются в виде активного протеста (враждебность), пассивного протеста (избегание), тревожности и неуверенности в себе и, так или иначе, влияют на все сферы деятельности ребенка в школе.

Реакция активного протеста проявляется в том, что ребенок непослушен, нарушает дисциплину на уроке, на перемене, ссорится с одноклассниками, мешает им играть, и дети отвергают его. В эмоциональной сфере наблюдаются вспышки раздражения, гнева.

Реакция пассивного протеста выражается в том, что ребенок редко поднимает руку на уроке, требования учителя выполняет формально (не вдумываясь в смысл того, что делает), на перемене пассивен, предпочитает находиться один, не проявляет интереса к коллективным играм. У него преобладает подавленное настроение, страхи.

Реакция тревожности и неуверенности наблюдается в том, что ребенок пассивен на уроке, при ответах наблюдается напряженность, скованность, на перемене он не может найти себе занятие, предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт. Он, как правило, тревожен, часто плачет, краснеет, теряется даже при малейшем замечании учителя. Иногда выражение реакции тревожности сопровождается тиками, заиканием, а также учащением соматических заболеваний (головная боль, тошнота, ощущение усталости и т. п.).

Сроки адаптации первоклассников могут быть различными. Обычно устойчивая приспособляемость к школе достигается в первом учебном полугодии. Однако нередки случаи, когда этот процесс не завершается на протяжении всего первого года. У детей сохраняется низкая работоспособность, отмечается плохая успеваемость. Такие школьники быстро утомляются. К концу учебного года у них нередко выявляются ухудшения в состоянии здоровья, которые чаще всего проявляются в нарушениях со стороны нервной и сердечно-сосудистой систем.

Одним из факторов, препятствующих нормальной адаптации ребенка, является недостаточный уровень школьной зрелости. Частично отставание в развитии ребенка может быть связано и с состоянием его здоровья. Первоклассники, имеющие те или иные отклонения в состоянии здоровья, перенесшие тяжелые инфекционные заболевания, получившие травматические повреждения на протяжении последнего перед учебой года, труднее приспосабливаются к требованиям школы.

Правы те родители, которые поступают предусмотрительно, начиная с ребенком задолго до 1 сентября посещать врачей-специалистов, проводить тщательные обследования, консультироваться у психологов, опытных педагогов. И делается все это не ради «галочки», не ради документа, если родители действительно заботятся об оздоровлении ребенка перед школой, облегчая ему тем самым адаптацию в первый год обучения. Ребенок в этом случае быстрее и с меньшим напряжением справляется с трудностями начала школьного обучения и может лучше учиться.

Резюме. Решение проблемы здоровьесбережения первоклассников обусловливается реализацией преемственности в воспитании и обучении дошкольников и младших школьников, что обеспечивает им безболезненную адаптацию. Тем самым создаются условия для эффективности образовательного процесса и, что особенно важно, его направленности на повышение качества жизни детей младшего школьного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисова, Л. Е. Здоровый ребенок - хороший ученик! / Л. Е. Борисова // Начальная школа. -2000. - № 9. - С. 97-99.

2. Головей, Л. Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати / Л. Головей. - Екатеринбург : У-Фактория, 2006. - 640 с.

3. Каган, В. Е. Психогенные формы школьной дезадаптации / В. Е. Каган // Вопросы психологии. -2008. - № 4. - С. 89-95.

4. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н. К. Смирнов. - М. : АРКТИ, 2003. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.