УДК 159.9:37
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ»
М. В. Граур
Граур Марина Васильевна - аспирант, кафедра педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия
E-mail: [email protected]
Изложены данные теоретического анализа проблемы школьной адаптации. Показано, что школьная адаптация является непрерывным процессом, связанным с кардинальными переменами в жизни индивида - сменой деятельности и социального окружения. Представлено понимание школьной адаптации не только как процесса приспособления к эффективному функционированию в образовательной среде, но и как активного освоения личностью окружающего пространства, связанного с ее способностью к психологическому, личностному, социальному саморазвитию. Сопровождающийся трудностями процесс адаптации ребенка к образовательной среде на начальных этапах обучения нередко оказывает неблагоприятное воздействие на дальнейшее обучение в школе, а затем в учреждениях профессионального образования. Обоснована необходимость комплексного подхода к разработке проблемы школьной адаптации. Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, школьная адаптация, успешность обучения.
DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-3-211-214 Введение
Как известно, термин «адаптация», в его биологическом понимании, характеризует процесс приспособления организма к окружающей среде. Поскольку он употребляется довольно широко, то каждая из наук, изучающая данную проблематику, в зависимости от предмета ее исследования по-разному рассматривает этот феномен. В психологической науке этот термин нашел широкое применение, став одним из центральных. Психологическая адаптация является внутренней динамической структурой и включает в себя приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки путем присвоения норм и ценностей социума [1]. Этот процесс осуществляется за счет интеграции всего арсенала психических свойств и средств, которыми человек располагает в данный момент [2].
Теоретический анализ проблемы школьной адаптации
Вследствие тех глобальных изменений, которые происходят в обществе и которые сказываются на всех сферах деятельности человека, исследование проблемы адаптации/дезадаптации
обучающихся к школе приобретает особую актуальность для психологии: ведь образовательная среда меняется вместе с обществом в целом. Несмотря на то, что исследование данной проблемы получает все большее распространение, по мнению многих ученых (В. Е. Каган и других [3]), число дезадаптированных учащихся достаточно велико, поэтому рассматриваемый круг вопросов продолжает интересовать психологов и, как следствие, не теряет актуальности.
Более того, к исследованию проблем, связанных с адаптацией к школе, отечественные исследователи стали обращаться с 1970-х гг. Одной из первых была Т. В. Снегирева, которая выделила факторы, влияющие на успешную адаптацию [4]. В 1970-80-е гг. психологами С. Б. Данияровым, В. В. Соложенкиным стали изучаться особенности адаптации студентов, начинающих обучаться в вузе [5]. Целенаправленные исследования процесса адаптации учащихся к общеобразовательной школе начались в 1990-е гг. и связаны с организацией в школах психологической службы [6].
Отметим, что процесс приспособления человека к условиям социальной среды непрерывен и связан с периодами кардинальной смены деятельности и социального окружения [1]. Такими периодами в детстве являются, безусловно, начало обучения в школе, переход в среднее звено обучения (в 5-м классе), переход к обучению по профилям (9-10 классы) и завершение обучения, включающее профессиональное самоопределение. Адаптация к школе рассматривается не только как процесс приспособления к эффективному функционированию в данной среде, но и как активное освоение личностью окружающего пространства, связанного с ее способностью к психологическому, личностному, социальному саморазвитию [7]. Как правило, эти процессы рассматривают с разных сторон.
Большое внимание также уделяется анализу проблем, связанных с адаптацией к школьному обучению первоклассников. Поступление в школу и начальный период обучения является непростым для детей: он вызывает изменение положения ребенка в системе социальных отношений и означает переход к другому виду деятельности. В исследованиях многих авторов, касающихся приспособлению к школьной среде первоклассников, большое значение придается вопросам школьной готовности, а также адап-
© Граур М. В., 2016
тации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников (Д. Б. Эльконин, А. Л. Венгер) [8, 9].
В этом возрасте происходит смена условий воспитания в семье и дошкольных учреждениях: возникает совершенно иная атмосфера, атмосфера школьного обучения, которая требует приложения значительных усилий, складывается из совокупности эмоционально-волевых, познавательных и физических нагрузок, предъявляет новые, более серьезные требования к личности первоклассника и его возможностям [9]. Д. Б. Эльконин указывает на то, что систематическое обучение в школе имеет свои особенности: с поступлением в неё ребёнок начинает осуществлять общественно значимую и общественно оцениваемую деятельность - учебную. Также исследования показывают, что организованное школьное обучение предполагает обязательное выполнение установленных для всех одинаковых правил и требований, которых придерживаются ученики в школьной среде.
Учитывая все сказанное выше, отметим, что школьная адаптация подразумевает не только адаптацию первоклассников и даже не только приспособление к школе пятиклассников и старшеклассников, но и состояние соответствия выполняемой учебной деятельности внутренним характеристикам ученика на протяжении всего обучения, при этом проблема адаптации является наиболее актуальной именно в переходные периоды [10]. К тому же стоит принять во внимание то обстоятельство, что успешность ребенка в его дальнейшей учебной деятельности напрямую зависит от того, насколько он сможет приспособиться к школьному обучению. Сопровождающийся трудностями процесс адаптации к образовательной среде на начальных этапах обучения нередко оказывает неблагоприятное воздействие на дальнейшее обучение в школе, а затем в учреждениях профессионального образования [11].
Некоторые авторы утверждают [12], что адаптация ребенка к новой для него социально-педагогической среде означает приспособление к функционированию в рамках специально организованной деятельности учения, а именно выполнению как академических, так и социальных требований, принятию на себя определенных статусно-ролевых обязательств. Разумеется, такое приспособление происходит не только на внешнем, поведенческом уровне, но и на внутреннем, личностном - формируются определенные мотивационные установки, качества личности и т.д. Внутренняя психическая жизнь первоклассника имеет тесную связь с учением, отсюда следует, что успешность или неуспешность учебной деятельности имеет аффективную окраску [13]. Благополучное сочетание внешних и внутренних факторов, как считают некоторые
авторы, ведет к адаптированности, неблагополучное - к дезадаптированности [14].
Понятие «дезадаптация» является противоположным понятию «адаптация». С дезадаптацией связывают отклонения в учебной деятельности - затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками и учителями, низкий уровень учебной мотивации и т. д. По мнению М. Г. Битяновой, адаптированный ребенок - это ребенок, приспособленный к полноценному развитию своих личностных, физических, интеллектуальных и других возможностей в новой для него педагогической среде [12].
Говоря о соотношении адаптации и дезадаптации, хотелось бы сослаться на точку зрения Т. В. Дорожевец. Автор считает, что адекватная психологическая адаптация к требованиям, предъявляемым обществом, характеризуется успешной приспособляемостью к неблагоприятным социальным условиям, а неадекватная, в свою очередь, наличием внутриличностных конфликтов, высокой степенью невротизации, плохой социальной приспособляемостью, эмоциональной уязвимостью [7]. Кроме того, Т. В. Дорожевец разработал модель школьной адаптации, состоящую из трех основных сфер: 1) академическая адаптация характеризует степень соответствия поведения ребёнка нормам школьной жизни: принятие требований учителя и ритма учебной деятельности, овладение правилами поведения в классе, отношение к школе, достаточная познавательная активность на уроках и т.д.; 2) социальная адаптация отражает успешность вхождения ребёнка в новую социальную группу в виде его принятия одноклассниками, достаточного количества коммуникативных связей, умения решать межличностные проблемы и т.д.; 3) личностная адаптация характеризует уровень принятия ребёнком самого себя как представителя новой социальной общности («Я - школьник») и выражается в виде соответствующих самооценки и уровня притязаний в школьной сфере, стремления к самоизменению и др. [7].
Изучая различные подходы к составляющим адаптации, хотелось бы упомянуть Д. Ю. Соловьеву, выделяющую следующие составляющие школьной адаптации: 1) организационную -приспособление ребенка к новой системе организации жизни: новым требованиям, правилам, режиму дня, обязанностям, статусу; 2) учебно-мо-тивационную - определенная жизненная позиция, выполнение общественно значимой учебной деятельности; 3) социальную - особенности поведения ребенка в школе: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися и учителем; 4) психологическую - значим анализ эмоциональных проявлений, внимание должно акцентироваться не только на успеваемости и поведении ребенка, но и на изучении его психологического здоровья [15].
Заключение
Проанализировав работы психологов, мы можем отметить, что общим для них является признание связи адаптации к школе с уровнем психологической готовности учащихся к обучению в ней. Кроме того, исследователи рассматривают комплексный подход на пути создания условий для успешной адаптации и в этой связи выделяют интеллектуальную, эмоциональную и социально-психологическую сферы адаптации. Изучение процесса приспособления ребенка к школе происходит на фоне недопущения отрицательного результата, т. е. дезадаптации, и исследования адаптационного процесса на начальных этапах обучения ребенка в школе [6]. Авторы также отмечают сложность процесса приспособления к учебной среде, поскольку школа ставит множество задач перед первоклассником, которых не было раньше в его опыте.
Библиографический список
1. Кондаков И. М. Психологический словарь. М., 2000. 225 с.
2. Березин Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. 270 с.
3. Никифоров В. И., Сурыгин А. И. Теория и практика высшего профессионального образования. Термины, понятия и определения. СПб., 2009. 141 с.
4. Снегирева Т. В. Процесс социально-психологической адаптации в условиях специализации учебной деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1978. 22 с.
5. Данияров С. Б., Соложенкин В. В., Краснов И. Г. Взаимосвязь физиологических и психологических показателей в процессе адаптации у студентов // Психол. журн. 1989. № 1. С. 99-105.
6. Григорьева М. В. Школьная адаптация : механизмы и факторы в разных условиях обучения. Саратов, 2008. 212 с.
7. Дорожевец Т. В. Диагностика школьной дезадаптации. Витебск, 1995. 154 с.
8. ЭльконинД. Б. Психология обучения младшего школьника. М., 2004. 64 с.
9. Венгер А. Л. Психологическое обследование младших школьников. М., 2003. 160 с.
10. Ахутина Т. В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропси-хологических методов в школе // 1-я междунар. конф. памяти А. Р. Лурия : сб. докл. / под ред. Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной. М., 1998. С. 201-208.
11. Соловьева Т. А. Первоклассник : адаптация в новой социальной среде. М., 2008. 72 с.
12. Битянова М. Г. Работа психолога в начальной школе. М., 1998. 352 с.
13. Костяк Т. В. Психологическая адаптация к школе. М., 2008. 176 с.
14. Эксакусто Т. В., Истратова О. Н. Справочник психолога начальной школы. Ростов н/Д, 2003. 448 с.
15. Соловьева Д. Ю. Факторы адаптации первоклассников в школе // Вопр. психологии. 2012. № 4. С. 23-31.
Psychological Meaning
of the Concept «School Adaptation»
Marina V. Graur
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: [email protected]
The paper presents the findings of a theoretical analysis of the problem of school adaptation. It is demonstrated that school adaptation is an ongoing process, involving such fundamental changes in the person's life as the change of activities and social environment. School adaptation is interpreted not only as a process of adaptation to effective functioning in an educational environment, but also as the person's active exploration of the surrounding environment associated with his/her ability to develop psychologically, personally, and socially. It is demonstrated that during the initial stages of schooling, the process of a child's adaptation to the educational environment, which is accompanied by difficulties, often has an adverse effect on his/her further studies at school and later at institutions of vocational education. The paper provides a rationale for an integrated approach to dealing with the problem of school adaptation. Key words: adaptation, disadaptation, school adaptation, academic success.
References
1. Kondakov I. M. Psikhologicheskiy slovar' (Psychological dictionary). Moscow, 2000. 225 p. (in Russian).
2. Berezin F. B. Psikhicheskaya i psikhofiziologicheskaya adaptatsiya cheloveka (Person's psychical and psychophysiological adaptation). Leningrad, 1988. 270 p. (in Russian).
3. Nikiforov V. I., Surygin A. I. Teoriya ipraktika vysshego professional'nogo obrazovaniya. Terminy, ponyatiya i opredeleniya (Theory and praxis of high professional education. Terms, notions and definitions). St.-Petersbirg, 2009. 141 p. (in Russian).
4. Snegireva T. V. Protsess sotsial'no-psikhologiches-koy adaptatsii v usloviyakh spetsializatsii uchebnoy deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk(Process of social-psychological adaptation under conditions of specialty of learning activity: autoref. diss. ... cand. of psychology). Moscow, 1978. 22 p. (in Russian).
5. Daniyarov S. B., Solozhenkin V. V., Krasnov I. G. Vzai-mosvyaz' fiziologicheskikh i psikhologicheskikh poka-zateley v protsesse adaptatsii u studentov (Correlation of physiological and psychological markers in students' adaptive process). Psikhologicheskiy zhurnal (Psychological Journal), 1989, no. 1, pp. 99-105 (in Russian).
6. Grigor'eva M. V. Shkol'naya adaptatsiya: mekhanizmy i faktory v raznykh usloviyakh obucheniya (School adaptation: mechanisms and factors in different conditions of studying). Saratov, 2008. 212 p. (in Russian).
Акмеология образования
213
7. Dorozhevets T. V. Diagnostika shkol'noy dezadaptatsii (Diagnostic of school de-adaptation). Vitebsk, 1995. 154 p. (in Russian).
8. El'konin D. B. Psikhologiya obucheniya mladshego shkol'nika (Psychology of primary school pupil's learning). Moscow, 2004. 64 p. (in Russian).
9. Venger A. L. Psikhologicheskoe obsledovanie mladshikh shkol'nikov (Psychological inspection of primary school pupils). Moscow, 2003. 160 p. (in Russian).
10. Akhutina T. V. Neyropsikhologiya individualnykh raz-lichiy detey kak osnova ispolzovaniya neyropsikho-logicheskikh metodov v shkole (Neuropsychology of children's individual differences as a basis for the using of neuropsychological methods in school). I Mezhdunar. konf. pamiyati A. R. Luriya: sb. dokl. (I International conference of the memory of A. R. Luria: reports collection). Eds. E. D. Chomskaya, T. V. Akhutina. Moscow, 1998, pp. 201-208.
11. Solov'eva T. A. Pervoklassnik: adaptatsiya v novoy sotsial'noy srede (First grade pupil: adaptation in new social environment). Moscow, 2008. 72 p. (in Russian).
12. Bityanova M. G. Rabotapsikhologa v nachal'noy shkole (Psychologist's work in primary school). Moscow, 1998. 352 p. (in Russian).
13. Kostyak T. V. Psikhologicheskaya adaptatsiya k shkole (Psychological adaptation to school). Moscow, 2008. 176 p. (in Russian).
14. Eksakusto T. V., Istratova O. N. Spravochnik psikhologa nachal'noy shkoly (Reference book for psychologist of primary school). Rostov-on-Don, 2003. 448 p. (in Russian).
15. Solov'eva D. Yu. Faktory adaptatsii pervoklassnikov v shkole (Factors of primary school pupils' adaptation at school). Voprosy Psikhologii (Voprosy Psychologii), 2012, no. 4, pp. 23-31 (in Russian)