Научная статья на тему 'Успешность социально-психологической адаптации учащихся в зависимости от образовательных сред'

Успешность социально-психологической адаптации учащихся в зависимости от образовательных сред Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1416
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / РИСКИ ДЕЗАДАПТАЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ЕДИНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIALIZATION / ADAPTATION / RISKS OF DESADAPTATION / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / UNIVERSAL LEARNING ENVIRONMENT / GENERAL AND SUPPLEMENTARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Преображенская Елена Владимировна, Черняева Татьяна Николаевна

Изложены данные теоретического анализа проблемы социально-психологической адаптации учащихся в условиях моно(общеобразовательного учреждения) и поли(учреждений дополнительного образования) образовательной среды. Особое внимание уделено проблеме успешности социально-психологической адаптации подростков в зависимости от их включенности в образовательную среду учреждения дополнительного образования. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке 80 человек школьников 8-х классов в возрасте 14-15 лет учреждений общего образования и подростков тех же общеобразовательных учреждений, являющихся учащимися одновременно и учреждения дополнительного образования, с применением диагностического инструментария: шкалы социально-психологической адаптации (К. Роджерса и Р. Даймонда в адаптации А. К. Осницкого), методики для изучения социализированности личности учащегося (М. И. Рожкова). Установлено, что общий уровень социализированности, адаптированности личности повышается в зависимости от «включенности» подростков в образовательную среду учреждений дополнительного образования, снижающей риски дезадаптации учащихся и позитивно влияющей на успешность их социально-психологической адаптации. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в разработке и реализации модели интеграции основного и дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Success of Socio-Psychological Adaptation of Students as Conditioned by Educational Environment Profiles

The article presents the results of a theoretical analysis of sociopsychological adaptation of studentsin the conditions of mono(institutions of general education) and poly(institution of supplementary education) educational environments. It pays special attention to examining how successful social and psychological adaptation of adolescents is, depending on their involvement in the educational environment of an institution of supplementary education. The paper presents the results of an empirical study that included a sample of 80 people 14-15-year-old 8 th graders at institutions of general education and adolescents at the same educational institutions, who also study at institutions of supplementary education. The study employed the following diagnostic instruments: the «Socio-psychological Adaptation Questionnaire» (C. Rogers and R. Dymond, adapted by A. K. Osnitskiy), «Individual’s Socialization instruments» (M. I. Rozhkov). It is established that the overall level of socialization and adaptation increases depending on the «involvement» of adolescents in the educational environment of an institution of supplementary education, which reduces the risks of students’ disadaptation and positively affects how successful their social and psychological adaptation is. The results of the study can be used to develop and implement an integration model for general and supplementary education.

Текст научной работы на тему «Успешность социально-психологической адаптации учащихся в зависимости от образовательных сред»

Yuzhnoe izmerenie (Education. Science. Innovation: South dimension), 2013, no. 2 (28), pp. 59-63 (in Russian).

3. Alexandrova E. A., Bogacheva E. A. Obespechenie ku-ratorom optimizatsii kachestva zhizni studentov vuzov (Maintenance by supervisor of optimization of students' life quality in university). Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2013, vol. 2, iss. 4 (8), pp. 397-405 (in Russian).

4. Bogacheva E. A. Vuz - sfera zhiznedeyatel'nosti studentov

(University is sphere of students' life). II Kabdolovskie chteniya: materialy mezhdunar. nauch.-teoret. konf. Ch. 2. (The 2nd Kabdolov Reading: materials of international scientific and theoretical conference: in 2 parts.). Almaty, 2010. Part 2, pp. 280-286 (in Russian).

5. Bogacheva E. A. Printsipy optimizatsii kachestva zhizni studentov v vuze (Principles of optimization of students' life quality in university). Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2012, vol. 1, iss. 3, pp. 96-98 (in Russian).

Please cite this article in press as:

Bogacheva E. A. The Main Spheres of Students' Life and their Impact on Quality of Life. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2016, vol. 5, iss. 4 (20), рр. 367-371. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-367-371.

УДК 159.9 : 316.6

УСПЕШНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД

Е. В. Преображенская, Т. Н. Черняева

Преображенская Елена Владимировна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики физической культуры, технологии и ОБЖ, Саратовский областной институт развития образования, Россия E-mail: preobev@list.ru

Черняева Татьяна Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского, Россия E-mail: cherniaeva@inbox.ru

Изложены данные теоретического анализа проблемы социально-психологической адаптации учащихся в условиях моно-(общеобразовательного учреждения) и поли- (учреждений дополнительного образования) образовательной среды. Особое внимание уделено проблеме успешности социально-психологической адаптации подростков в зависимости от их включенности в образовательную среду учреждения дополнительного образования. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке 80 человек - школьников 8-х классов в возрасте 14-15 лет учреждений общего образования и подростков тех же общеобразовательных учреждений, являющихся учащимися одновременно и учреждения дополнительного образования, с применением диагностического инструментария: шкалы социально-психологической адаптации (К. Роджерса и Р. Даймонда в адаптации А. К. Осницкого), методики для изучения социализированности личности учащегося (М. И. Рожкова). Установлено, что общий уровень социализированности, адап-тированности личности повышается в зависимости от «включенности» подростков в образовательную среду учреждений дополнительного образования, снижающей риски дезадаптации учащихся и позитивно влияющей на успешность их социально-психологической адаптации. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в разработке и реализации модели интеграции основного и дополнительного образования.

Ключевые слова: социализация, адаптация, риски дезадаптации, социально-психологическая адаптация, единая образовательная среда, общее и дополнительное образование.

Р01: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-371 -375 Введение

Отечественная социальная психология [1-3] рассматривает адаптацию в активном приспособительно-преобразующем контексте, связанном с постоянной ориентацией в новых условиях жизни, формированием оптимальных способов действий при наличии выраженных мотивов достижения. Социально-психологическая адаптация подростков, с нашей точки зрения, - процесс и результат согласования их индивидуальных возможностей и состояний с окружающим миром, приспособления к динамично меняющейся среде, условиям жизнедеятельности, структуре отношений в «дет-ско-детских» и «детско-взрослых» сообществах.

Вместе с тем знаниево-ориентированная парадигма, продолжающая де-факто доминировать в большинстве российских средних общеобразовательных учреждений, является серьезным сдерживающим фактором успешности глобального процесса социализации личности. В связи с этим именно учреждения дополнительного образования детей с их личностно-деятельност-ной, опытно-преобразующей составляющей представляются уникальной образовательной средой успешной социально-психологической адаптации [4]. Изначальное своеобразие, вариативные возможности для продуктивного развития учащихся всех возрастов за счет специфических форм организации, синтеза видов деятельности,

© Преображенская Е. В., Черняева Т. Н., 2016

разнообразия моделей детско-взрослого взаимодействия создают реальные равные и разные условия позитивной самореализации и, соответственно, социально-психологической адаптации.

Теоретический анализ проблемы

Изучение социальной адаптации в контексте образовательных сред «подтянуло» аспекты, ранее не входившие в ее функционал, - социальную успешность, социальные компетенции и компетентность, социальные и образовательные риски. Востребованной сегодня представляется область прогнозирования возможных рисков социализации детства не только с позиции их констатации, систематизации, но и социально-психологической адаптации ребенка к их объективному и субъективному существованию. По степени воздействия на данный процесс лидируют риски микросоциума - семейного окружения, школы, религиозных, общественных организаций, субкультур, риск информационной десоциализации. Особо выделяют факторы риска самой образовательной организации - наличие неблагоприятного психологического климата бытия ребенка, авторитарный стиль взаимодействия в системе «взрослый (педагог) -ребенок (ученик, воспитанник)», доминирование (а не паритет) обучения над воспитанием и др.

Рискоемкость социально-психологической адаптации достаточно высока, причем не только в «кризисные» периоды развития личности ребенка, но и в связи с полифункциональностью самого процесса адаптации, предполагающего включение в разновозрастное, полилоговое, полоролевое общение, отношения, связи через овладение различными социальными ролями, моделями поведения. Произошло перераспределение приоритетов и видов деятельности: учебно-познавательная (реально информационно-воспроизводящая) деятельность, как показывает анализ школьной ситуации, практически оттеснила иные виды - художественную, творческую, спортивную, трудовую, игровую. Практически «на нет» сошла общественная, слабо представлены ценностно-ориентировочная деятельность и свободное общение. Вместе с тем значительно возросла значимость деятельности, связанная с пользованием новых источников информации, в первую очередь Интернет.

Наряду с изменением соотношений между видами деятельности происходит переориентация ее форм. На смену коллективным, дающим возможность межличностного общения, ролевого поведения (как способа формирования социального опыта и социальной адаптации), приходит деятельность, нацеленная на реализацию исключительно индивидуальных планов и возможностей ребенка.

Наличие того или иного фактора социально-педагогического риска - вероятность, но не обязательность дезадаптации, в том числе и со-

циально-психологической. Любой риск выполняет одновременно стимулирующую и защитную функции. И если первая может быть конструктивной и деструктивной, то вторая опирается на признание реальности этих рисков и подготовку к ним. Происходит выработка стратегий поведения в ситуациях, обусловленных неопределенностью, что напрямую связано с социально-психологической адаптацией как способностью изменяться самому в зависимости от динамики социальных условий или сред.

Образовательная среда понимается сегодня как система педагогических, психологических и организационных условий и воздействий, обеспечивающих когнитивное, эмоциональное, коммуникативное и в целом субъектно-личност-ное развитие личности на основе ее возрастных особенностей и с учетом целей общества [5]. Любая образовательная среда имеет определенные количественно-качественные параметры: среди них - широта как некая структурно-содержательную характеристика, с помощью которой можно узнать, какие субъекты, процессы и явления в нее включены [6]. И вместе с тем эта среда начинается там, где происходит встреча (сретенье) образующего и образующегося: где они совместно начинают ее проектировать и строить - и как предмет, и как ресурс совместной деятельности, где между отдельными институтами, программами, субъектами образования, образовательными деятельностями начинают выстраиваться определенные связи и отношения [7].

Безусловно, социально-психологическая адаптация в образовательной среде конкретного типа (вида) образовательного учреждения специфична. Особыми возможностями обладают учреждения дополнительного образования детей (УДОД), «направленные на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени» [8]. УДОД обеспечивают своим учащимся доступ к широкому диапазону культурных ценностей, не охваченных основным образованием и не представленных в школьных программах. Они не только конкретизируют, расширяют, углубляют знания, получаемые в школе, но и дают возможность приобрести практический опыт их реализации, создают условия для социального и культурного развития личности. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности [8].

Социально-педагогическая адаптация в учреждении дополнительного образования детей есть процесс активизации механизмов формирования коммуникативных умений, организаторских

способностей и самоопределения, самореализации учащихся, обучения социально значимым делам, способности позитивно преобразующему социальному действию [9]. Именно в них, в отличие от основных общеобразовательных организаций, существует реальная возможность включения ребенка в самый разнообразный спектр дея-тельностей. Образовательный процесс в УДОД, его основные направленности представляют возможность плавного перехода, смены видов деятельности, их взаимодополнение, взаимообогащение [10]. Выбор ведущего вида деятельности остается здесь за учащимся, его родителями (законными представителями), напрямую отражая их интересы и потребности. «Пробуя» себя во всех видах деятельности, ребенок не только развивается всесторонне, общается, самовыражается, но и формирует собственный социальный опыт как опыт деятельности, минимизируя, таким образом, риски дезадаптации.

Выборка, методики и методы исследования

Эмпирическое исследование выполнено на выборке 80 человек - школьников 8-х классов в возрасте 14-15 лет учреждений общего образования и подростков тех же общеобразовательных учреждений, являющихся учащимися одновременно и учреждения дополнительного образования, с применением диагностического

инструментария: шкалы социально-психологической адаптации (К. Роджерса и Р. Даймонда в адаптации А. К. Осницкого) [10], методики для изучения социализированности личности учащегося (М. И. Рожковой) [11]. Анализ результатов исследования осуществлен на основе методов описательной статистики, сравнительного анализа данных по ¿-критерию Стьюдента. Статистическая обработка данных выполнена с помощью приложения Microsoft Excel for Microsoft Office XP с применением статистического пакета SPSS 13.0.

Ответим, что в соответствии с ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 33) и сложившейся традицией на уровне муниципалитета в отношении подростков, обучающихся в образовательном учреждении, используется термин «обучающиеся», а к тем, кто посещает учреждения дополнительного образования - «учащиеся» [8]. Это, соответственно, позволило маркировать принадлежность групп, задействованных в исследовании.

Результаты эмпирического исследования и их обсуждение

Обратимся к изложению эмпирических данных исследования параметров социально-психологической адаптации учащихся и обучающихся выбранных учреждений (табл. 1).

Таблица 1

Динамика выраженности средних значений параметров социально-психологической адаптации

обучающихся и учащихся

Параметры Обучающиеся Учащиеся

Начало учебного года Окончание учебного года f-кр. Стьюд. Начало учебного года Окончание учебного года f-кр. Стьюд.

Адаптивность 48,9 49, 42 0,0007 46, 42 53, 59 2,70**

Принятие себя 47,34 56,15 2,71** 47,34 50,64 1,44

Принятие других 48,87 50,44 1,04 44, 14 56,17 3 71***

Эмоциональный комфорт 49,05 49,45 0,0003 44, 66 55,52 3 72***

Внутренний контроль (интернальность) 44,04 44,74 0,0002 42, 671 52,11 3 71***

Доминирование 46,98 45,08 0,0003 51,02 55,82 1,69*

Эскапизм 54,88 55,89 0,0002 54,82 53,82 0,0002

Примечание. *р < 0,05; **р < 0,01; *** р < 0,001.

Межгрупповой сравнительный анализ (по ¿-критерию Стьюдента) выраженности параметров социально-психологической адаптации в начале и к окончанию учебного года (см. табл. 1) показал значимые различия в выборке обучающихся в таких показателях, как самопринятие (? = 2,71; р < 0,01), в то время как в выборке учащихся выявленные различия обнаружены по параметрам: адаптивность (? = 2,70; р < 0,01), принятие других (? = 3,71; р < 0,001), эмоциональный дискомфорт (? = 3,72; р < 0,001), интернальность ( = 3,71; р < 0,001). Обнаруженные достоверные разли-

чия по вышеуказанным показателям свидетельствуют о том, что у респондентов, посещающих учреждения дополнительного образования, есть тенденции более высокой способности к адаптации, они больше принимают других, нежели себя, стремятся к доминированию на фоне переживания эмоционального комфорта. Обучающиеся более склонны объяснять все происходящие с ними события внешними причинами, проявляя при этом некоторую отчужденность к окружающим и пассивность в разрешении собственных проблем. Можно отметить, что предпочтение стратегии ухо-

да от решения проблем отмечается в обеих выборках, что подтверждается отсутствием достоверно значимых различий как на внутригрупповм, так и межгрупповом уровнях. Это позволяет заключить, что широта образовательной среды - «включенность» подростков в объединения УДОД, по-

зитивно влияет их социально-психологическую адаптированность.

Обратимся к изложению эмпирических данных исследования параметров социализированности учащихся и обучающихся выбранных учреждений (табл. 2).

Таблица 2

Динамика выраженности средних значений параметров социализированности обучающихся и учащихся

Параметры Обучающиеся Учащиеся

Начало учебного года Окончание учебного года Начало учебного года Окончание учебного года Начало учебного года Окончание учебного года

Социальная адаптированно сть 2,32 2,35 0,0000 2,02 3, 40 1,72*

Автономность 2,35 3,64 1,70* 2,14 3,94 0,0004

Социальная активность 2,46 2,36 0,00001 2,97 3,97 1,71*

Приверженно сть гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственность) 2,04 3,44 1,68* 2,22 3,91 1,72*

Примечание. *р < 0,05.

Межгрупповой сравнительный анализ (по ¿-критерию Стьюдента) выраженности параметров социализированности в начале и к окончанию учебного года (см. табл. 2) показал динамику значимых различий в выборке обучающихся по таким показателям, как автономность ( = 1,70; р < 0,05) и приверженность гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственность) (? = 1,68; р < 0,05). В выборке учащихся динамика выявленных различий связана с параметрами: социальная адаптированность (? = 1,72;р < 0,05), социальная активность (? = 1,71; р < 0,05) и приверженность гуманистическим нормам жизнедеятельности (? = 1,72; р < 0,05). Этот анализ свидетельствует о более выраженной положительной динамике социализированности респондентов, являющихся учащимися учреждения дополнительного образования.

Заключение

Проблема оптимизации социально-психологической адаптации с учетом отдельных показателей, так и всего процесса выражается в разработке моделей адаптационных стратегий к жизненным, образовательным ситуациям, в том числе и посредством оптимизации, расширения и создания реально единой образовательной среды. Интеграция, взаимодополнение и конструктивный диалог между различными типами организаций - общего и дополнительного образования их педагогическими работниками позволит компенсировать недостатки, восполнить пробелы за счет уникальных ресурсов, накопленного потенциала и обеспечить успешность подрастающего поколения в социуме.

Библиографический список

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2011. 192 с.

2. Реан А. А., Копоминский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2008. 574 с.

3. Шамионов Р. М. Психология социального поведения личности. Саратов, 2009. 186 с.

4. Якиманская И. С. Мониторинг качества образования и механизмы социального партнерства как условия социальной адаптации воспитанников в дополнительном образовании // Адаптация личности в современном мире : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М. В. Григорьевой. Саратов, 2012. С. 143-156.

5. ГригорьеваМ. В. Психологическая структура и динамика взаимодействий образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Саратов, 2009. 51 с.

6. Ясвин В. А. Экспертиза школьной образовательной среды. М., 2000. 128 с.

7. Спободчиков В. И. Образовательная среда : от моделирования к проектированию. М., 2001. 365 с.

8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от

13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015). Ст. 75. Дополнительное образование детей и взрослых. URL: // http://www.consultant.ru (дата обращения: 27.04.2016).

9. Обухов Д. А. Социально-педагогическая адаптация подростков в учреждениях дополнительного образования : дис. ... канд. пед. наук. Курган, 2011. 208 с.

10. Осницкий А. К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004. № 4. С. 43-56.

11. Рожков М. И. Методика изучения социализированности личности. URL: http://nsportal.ru (дата обращения:

27.04.2016).

Образец для цитирования:

Преображенская Е. В., Черняева Т. Н. Успешность социально-психологической адаптации учащихся в зависимости от образовательных сред // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 4 (20). С. 371-375. БО!: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-371-375.

Success of Socio-Psychological Adaptation of Students as Conditioned by Educational Environment Profiles

Elena V. Preobrazhenskaya

Saratov Regional Institute of Education Development 1, Bol'shaya Gornaya str., Saratov, 410031, Russia E-mail: preobev@list.ru

Tatyana N. Chernyaeva

Saratov State University

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: cherniaeva@inbox.ru

The article presents the results of a theoretical analysis of socio-psychological adaptation of students in the conditions of mono- (institutions of general education) and poly- (institution of supplementary education) educational environments. It pays special attention to examining how successful social and psychological adaptation of adolescents is, depending on their involvement in the educational environment of an institution of supplementary education. The paper presents the results of an empirical study that included a sample of 80 people - 14-15-year-old 8th graders at institutions of general education and adolescents at the same educational institutions, who also study at institutions of supplementary education. The study employed the following diagnostic instruments: the «Socio-psychological Adaptation Questionnaire» (C. Rogers and R. Dymond, adapted by A. K. Osnitskiy), «Individual's Socialization instruments» (M. I. Rozh-kov). It is established that the overall level of socialization and adaptation increases depending on the «involvement» of adolescents in the educational environment of an institution of supplementary education, which reduces the risks of students' disadaptation and positively affects how successful their social and psychological adaptation is. The results of the study can be used to develop and implement an integration model for general and supplementary education. Key words: socialization, adaptation, risks of desadaptation, social and psychological adaptation, universal learning environment, general and supplementary education.

References

1. Andreeva G. M Sotsial'nayapsikhologiya(Social psychology). Moscow, 2011. 192 p. (in Russian).

2. Rean A. A., Kolominskiy Ya. L. Sotsial'naya pedagog-icheskaya psikhologiya (Social pedagogical psychology). St.-Petersburg, 2008. 574 p. (in Russian).

3. Shamionov R. M. Psikhologiya sotsial'nogo povedeniya

lichnosti (Psychology of personality's social behavior). Saratov, 2009. 186 p. (in Russian).

4. Yakimanskaya I. S. Monitoring kachestva obrazovaniya i mekhanizmy sotsial'nogo partnerstva kak usloviya sotsial'noy adaptatsii vospitannikov v dopolnitel'nom obrazovanii (Monitoring of quality of education and mechanisms of social partnership as conditions of pupils' social adaptation in additional education). Adaptatsiya lichnosti v sovremennom mire: mezhvuz. sb. nauch. tr. (Personality's adaptation in modern world: Inter-universities collection of scientific papers). Ed. M. V. Grigor'eva. Saratov, 2012, pp.143-156 (in Russian).

5. Grigor'eva M. V. Psikhologicheskaya struktura i dina-mika vzaimodeystviy obrazovatel'noy sredy i uchenika v protsesse ego shkol'noy adaptatsii: avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk (Psychological structure and dynamic of interaction between educational environment and pupil in process of his {her} school adaptation: autoref. diss. ... doct. of psychology). Saratov, 2009. 51 p. (in Russian).

6. Yasvin V. A. Ekspertiza shkol'noy obrazovatel'noy sredy (Expert evaluation of school educational environment). Moscow, 2000. 128 p. (in Russian).

7. Slobodchikov V. I. Obrazovatel'naya sreda: ot modeli-rovaniya k proektirovaniyu (Educational environment: from modeling to projection). Moscow, 2001. 365 p. (in Russian).

8. Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 13.07.2015) «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federat-sii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 24.07.2015). St. 75. Dopolnitel'noe obrazovanie detey ivzroslykh (Federal Law 2012 December 29 № 273-FZ «About Education in Russian Federation» (with changes and additions, comes into effect 2015 July 24). Paragraph 75. Additional education of children and adults). Available at: //http://www.consultant. ru (accessed 27 April 2016) (in Russian).

9. Obukhov D. A. Sotsial'no-pedagogicheskaya adaptatsiya podrostkov v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya: dis. ... kand. ped. nauk(Adolescents' social-pedagogical adaptation in institutes of additional education: diss. ... cand. of pedagogy). Kurgan, 2011. 208 p. (in Russian).

10.Osnitskiy A. K. Opredelenie kharakteristik sotsial'noy adaptatsii (Definition of characteristics of social adaptation). Psikhologiya i shkola (Psychology and the school), 2004, no. 4, pp. 43-56 (in Russian).

11. Rozhkov M. I. Metodika izucheniya sotsializirovannosti lichnosti (Methodic of studying of personality's socializing). Available at: http://nsportal.ru (accessed 27 April 2016) (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Please cite this article in press as:

Preobrazhenskaya E. V. , Chernyaeva T. N. Success of Socio-Psychological Adaptation of Students as Conditioned by Educational Environment Profiles. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2016, vol. 5, iss. 4 (20), рр. 371-375. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-371-375.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.