Научная статья на тему 'Особенности социализации подростков в различных образовательных средах'

Особенности социализации подростков в различных образовательных средах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1401
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ / FEATURES / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ПОДРОСТКИ / TEENAGERS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / DIFFERENT EDUCATIONAL ENVIRONMENTS / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / COMPREHENSIVE SCHOOL / УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ESTABLISHMENT OF ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хуторянская Татьяна Валентиновна

Изложены результаты теоретического и эмпирического исследования особенностей социализации подростков в различных образовательных средах. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке подростков города Саратова (1-я группа: n = 39, 12-14 лет, подростки, обучающихся в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24»; 2-я группа: n = 39, 12-14 лет, подростки, посещающие дополнительно МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи») с применением диагностического инструментария: методика изучения социализированности личности учащегося (М. И. Рожков); методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; методика диагностики направленности личности (Б. Басс); методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири); методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной); методика изучения ценностных ориентаций (М. Рокич). Установлено, что существуют различия в социализации подростков, обучающихся в общеобразовательной школе, и подростков, посещающих дополнительно «Дворец творчества детей и молодежи». Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультационной практике педагогов-психологов и других специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хуторянская Татьяна Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности социализации подростков в различных образовательных средах»

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ и ОБУЧЕНИЯ

УДК 316.6+37.0

Хуторянская Татьяна Валентиновна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, [email protected], Саратов

особенности социализации подростков

в различных образовательных средах

Аннотация. Изложены результаты теоретического и эмпирического исследования особенностей социализации подростков в различных образовательных средах. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на выборке подростков города Саратова (1-я группа: п = 39, 12-14 лет, подростки, обучающихся в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24»; 2-я группа: п = 39, 12-14 лет, подростки, посещающие дополнительно МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи») с применением диагностического инструментария: методика изучения социализированности личности учащегося (М. И. Рожков); методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; методика диагностики направленности личности (Б. Басс); методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири); методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной); методика изучения ценностных ориентаций (М. Рокич). Установлено, что существуют различия в социализации подростков, обучающихся в общеобразовательной школе, и подростков, посещающих дополнительно «Дворец творчества детей и молодежи». Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультационной практике педагогов-психологов и других специалистов.

Ключевые слова: особенности, социализация, подростки, образовательная среда, общеобразовательная школа, учреждение дополнительного образования.

Введение

В последние годы происходит значительное расширение сферы исследования проблем социализации в отечественной науке. Несмотря на наличие многообразных и порой противоречивых исследований, считается, что процесс социализации нельзя рассматривать в отрыве от взаимодействия и воздействия окружающей среды. В этой связи значительно вырос интерес исследователей к микросреде, окружающей ребенка в школе, ее структуре и влиянию ее возможностей и условий на социализацию и развитие личности.

Также следует отметить, что в современ-

ной социально-экономической ситуации развития общества эффективность системы дополнительного образования в социализации детей трудно переоценить. Многопрофильные учреждения дополнительного образования ориентированы на свободный выбор воспитанниками видов и форм деятельности, развитие познавательной мотивации, становление их представлений о мире. Стремление детей к занятиям в учреждении дополнительного образования обусловлены реальной возможностью их самореализации и самовыражения.

Теоретический анализ проблемы

Понятием «социализация» обозначается взаимодействие человека с обществом. Это понятие имеет междисциплинарный статус и широко используется в педагогике, психологии, социологии и философии. Процесс социализации раскрывается в работах Г. М. Андреевой [1], Л. С. Выготского [5], И. С. Кона [6] и др. Большое внимание педагогическому аспекту социализации лич-

ности уделяют педагоги: А. А. Бодалев [3], Б. Ф. Ломов [8], А. В. Мудрик [9] и др.

В традиционной отечественной педагогике и социологии социализация рассматривается как процесс усвоения индивидом определенной системы ценностей, норм, знаний, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, как

саморазвитие личности в процессе ее взаимодействия с различными социальными средами [4].

Под образовательной средой (или средой образования) понимается система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном окружении. Среда может как активизировать социально значимую деятельность учащихся так и, наоборот, угнетать ее. Каждому типу образовательной среды присущи свои особенности [10].

Современное дополнительное образование является сегодня важнейшим реальным центром успешной положительной социализации детей, поскольку только здесь они не только могут реализовать свой культурный, творческий и иной потенциал, но и удовлетворить свои потребности в обще-

нии со сверстниками. При этом система дополнительного образования детей является самостоятельной образовательной структурой общего образования, характеризуется мобильностью, гибкостью, открытостью, максимально приспосабливается к потребностям и запросам ребенка и социума в целом. Сущностным показателем данного типа образования являются педагогические технологии самоактивизации, саморазвития и самореализации человека [7].

Таким образом, воспитательное пространство учреждений дополнительного образования детей выдвигает в качестве важнейших задач обогащение сферы осваиваемых ребенком социальных ролей, а главное, социального опыта и оказание ему помощи в овладении базовыми социальными умениями, навыками и способностями, что в итоге способствует эффективной социализации [2].

Выборка, методики и методы исследования

Исследование проводилось на выборке подростков города Саратова (1-я группа -п = 39, 12-14 лет, подростки, обучающихся в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24»; 2-я группа - п = 39, 12-14 лет, подростки, посещающие дополнительно МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи»). Для исследования особенностей социализации подростков в различных образовательных средах использовались следующие методики: методика изучения со-циализированности личности учащегося (М. И. Рожков); методика диагностики социально-психологической адаптации К. Род-

жерса и Р. Даймонда; методика диагностики направленности личности (Б. Басс); методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири); методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной); методика изучения ценностных ориентаций (М. Рокич). Полученные результаты эмпирического исследования обрабатывались с помощью описательной статистики и методов математической статистики: ^критерий Стьюдента; коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Результаты исследования, их обсуждение

Анализ полученных результатов по методике изучения социализированности личности учащегося М. И. Рожкова показал, что значимые различия между группами выявлены по показателям «социальная адаптивность» (/Эмп = 2 > = 1,99, р < 0,05), «автономность» ЦЭмп = 2 > = 1,99, р < 0,05) и «социальная активность» ^^ = 3,1 > tКр = = 2,64, р < 0,01). Это связано с тем, что учреждения дополнительного образования в большей мере, чем общеобразовательная школа, представляют каждому ребенку по-

тенциально широкие возможности выбора круга интереса и общения, а следовательно, и возможности самореализации и самоутверждения. По показателю «нравственная воспитанность» значимых различий между группами не выявлено = 1,5 < = 1,99, р < 0,05). Это объясняется тем, что основы нравственной воспитанности закладываются в семье, именно родители показывают подростку, какое поведение в тех или иных ситуациях является правильным.

Для изучения особенностей социально-

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

психологической адаптации мы использовали личностный опросник К. Роджерса и Р. Даймонда. В результате анализа полученных результатов можно отметить, что значимые различия между группами выявлены по показателям «Адаптивность» (^эмп = 3 > ¿Кр = 2,64, p < 0,01), «Самопринятие» (/Эмп = 2,3 > /Кр = 1,99, p < 0,05), «Принятие других» (¿Эмп = 2р1 > /Кр = 1,99, p < 0,05) и «Эмоциональная комфортность» (/Эмп = 2 > /Кр = = 1,99, p < 0,05). Это связано с тем, что подростки, посещающие дополнительно «Дворец творчества детей и молодежи», имеют возможность находиться в разных социальных средах, и тем самым лучше приспосабливаться к изменяющимся условиям взаимодействия, чем подростки, обучающиеся в общеобразовательной школе. Подростки 2-й группы стремятся к реалистичному восприятию себя и своих взаимоотношений, принимая себя, они адекватнее воспринимают окружающих и вступают с ними в более успешное взаимодействие.

Далее мы провели исследование направленности личности, используя методику Б. Басса. В ходе анализа полученных результатов можно отметить, что значимые различия между группами выявлены в направленности на общение (/Эмп = 2,8 > К = = 2,64, p < 0,01). Такой показатель свидетельствует о том, что у подростков, посещающих дополнительно «Дворец творчества детей и молодежи», в отличие от подростков, обучающихся только в общеобразовательной школе, выражена направленность на установление социальных контактов, стремление к социальному одобрению, следование социальным нормам и установление дружеских отношений.

Следующим этапом эмпирического исследования было изучение особенностей межличностных отношений у подростков с помощью методики Т. Лири. Анализ полученных результатов показал, что значимые различия выявлены по показателям «авторитарность» (/Эмп = 2,7 > /Кр = 2,64, p < 0,01), «подозрительность» (¿Эмп = 2,5 > / = 1,99, p < 0,05) и «дружелюбность» (¿Эмп = 2 > К = = 1,99, p < 0,05). Это связано с тем, что подростки, посещающие дополнительно «Дворец творчества детей и молодежи», в межличностных отношениях более склонны придерживаться дружелюбной позиции,

расположены к сотрудничеству и компромиссам. У них есть потребность оказывать помощь окружающим, сопереживать, проявлять эмпатию, но при этом они уверены в себе, упорны и настойчивы. Подростки, обучающиеся в общеобразовательной школе, более критичны по отношению к социальным явлениям и окружающим людям, могут быть недоверчивы и скептичны. Им свойственно проявление упрямства и настойчивости, они более склонны к соперничеству и ориентированы на собственные интересы.

Для выявления предрасположенности личности к конфликтному поведению мы воспользовались методикой К. Томаса в адаптации Н. В. Гришиной. Анализ полученных результатов показал, что значимые различия между группами были выявлены по стратегии «Конкуренция» (¿Эмп = 3,3 > =2,64, p < 0,01) и стратегии «Сотрудничество» (/Эмп = 2,9 > / = 2,64, p < 0,01), при этом стратегия «Конкуренция» более выражена у подростков, обучающихся в общеобразовательной школе, а стратегии «Сотрудничество» - у подростков, посещающих дополнительно «Дворец творчества детей и молодежи», т. е. для подростков 2-й группы характерно поведение, целью которого является результат, удовлетворяющий обе стороны взаимодействия. Для них более свойственно учитывание интересов другого, путем поиска оптимального решения или уступок, им важно поддержание благоприятных отношений с партнером. Подростки 1-й группы более склоны к удовлетворению собственных интересов.

На завершающем этапе исследования мы оценивали с помощью методики М. Рокича, какими ценностными ориентациями руководствуются в своем поведении подростки исследуемых групп. Анализируя полученные данные, можно отметить, что подростки, обучающиеся в общеобразовательной школе, стремятся к независимости, чтобы через материально обеспеченную жизнь, развитие и познание вести продуктивную жизнь, быть эффективным в делах, честным и образованным. Анализируя ценностные ориентации подростков, посещающих дополнительно «Дворец творчества детей и молодежи», можно сделать вывод, что для них ценным является стремление к активной, свободной и здоровой жизни, т. е. подростки стремятся

к активности и самостоятельности, для них ценно уважение окружающих, они придерживаются здорового образа жизни, для них значима независимость в суждениях и поступках.

Для определения статистической значимой взаимосвязи между ценностными ориентациями подростков 1-й и 2-й групп мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена. На основе полученных показателей можно сделать вывод, что ранжирование ценностных ориентаций подростками, обучающимися в общеобразовательной школе, и подростками, посе-

щающими дополнительно «Дворец творчества детей и молодежи» тесно не связано, а именно имеются значительные расхождения в ранжировании подростками списков терминальных и инструментальных ценностей (терминальные ценности ^ = 0,263, инструментальные ценности гх = 0,358).

Таким образом, по результатам проведенного анализа эмпирического исследования, можно сделать вывод, что существуют различия в социализации подростков, обучающихся в общеобразовательной школе, и подростков, посещающих дополнительно «Дворец творчества детей и молодежи».

Заключение

Анализ данных, полученных в ходе эмпирического исследования, позволил выявить в зависимости от типа образовательной среды значимость различий в социали-зированности, социально-психологической адаптации, направленности личности и предрасположенности ее к конфликтному поведению, в типе отношения к окружающим и ценностными ориентациями.

Эмпирической работой доказано, что существуют различия в социализации под-

ростков, обучающихся в общеобразовательной школе, и подростков, посещающих дополнительно «Дворец творчества детей и молодежи».

Таким образом, можно констатировать, что образовательная среда является специфическим средством социализации личности и каждому типу образовательной среды будут присущи свои особенности процесса социализации и становления личности подростков.

Библиографический список

1. Андреева Г. М. Социальная психология. -М.: Издательство Московского университета, 2007. - 512 с.

2. Андреенкова В. П. Проблемы социализации личности // Прикладная психология и психоанализ. - 2009. - № 4. - С. 19-21.

3. Бодалев А. А. Личность и общение. - М.: Академия, 2003. - 468 с.

4. ВасильковаЮ. В. Социальная педагогика. -М.: Генезис, 2009. - 470 с.

5. Выготский Л. С. Избранные произведе-

ния. - СПб.: Речь, 2002. - 640 с.

6. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: Академия, 2002. - 486 с.

7. Лебедева О. Е. Дополнительное образование детей. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 256 с.

8. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Щука, 2004. - 444 с.

9. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. - М.: Академия, 1997. - 180 с.

10. Савенков А. Б. Образовательная среда // Школьный психолог - 2009. - № 5. - С. 5-8.

Поступила в редакцию 25.07.2017

Hutoryanskaya Tatyana Valentinovna

Cand. Sci. (Pedag.), Assoc. Prof. of the Department of pedagogical psychology and psychodiagnostics, Saratov State University, [email protected], Saratov

features of socialization of teenagers in different educational environments

Abstract. Results of a theoretical and empirical research of features of socialization of teenagers in different educational environments are explained. Results of the empirical research executed on selection of teenagers of the city of Saratov are provided (1 group - n = 39, 12-14 years, teenagers

_ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ и ОБУЧЕНИЯ_

studying in municipal educational institution "High comprehensive school No. 24"; The 2nd group -n = 39, 12-14 years, the teenagers visiting in addition MAUDO "The palace of creativity of children and youth") using diagnostic tools: technique of a study of a sotsializirovannost of the identity of the pupil (M. I. Rozhkov); technique of diagnostics of social and psychological adaptation of K. Rogers and R. Daymond; technique of diagnostics of a directivity of the personality (B. Bass); technique of diagnostics of the interpersonal relations (T. Leary); technique of diagnostics of predisposition of the personality to conflict behavior of K. Thomas (N.V. Grishina's adaptation); technique of a study of valuable orientations (M. Rokich). It is set that there are differences in socialization of the teenagers studying at comprehensive school and the teenagers visiting in addition "The palace of creativity of children and youth". The application-oriented aspect of the researched problem can be realized in consulting practice of educational psychologists and other experts.

Keywords: features; socialization; teenagers; different educational environments; comprehensive school; establishment of additional education.

References

1. Andreeva, G. M., 2007. Social psychology. Moscow: Moscow University Publ., 512 p. (In Russ.)

2. Andreenkov, V. P., 2009. Problems of socialization. Applied psychology and psychoanalysis, 4, pp. 19-21. (In Russ.)

3. Bodalev, A. A., 2003. Personality and communication. Moscow: Academy Publ., 468 p. (In Russ.)

4. Vasilkov, Y. V., 2009. Social pedagogy. Moscow: Genesis Publ., 470 p. (In Russ.)

5. Vygotsky, L. S., 2002. Selected works. St. Petersburg: Rech' Publ., 640 p. (In Russ.)

6. Kon, I. S., 2002. Psychology of early adoles-

cence. Moscow: Academy Publ., 486 p. (In Russ.)

7. Lebedeva, O. E., 2000. Additional education of children. Moscow: VLADOS Publ., 256 p. (In Russ.)

8. Lomov, B. F., 2004. Methodological and theoretical problems of psychology. Moscow: Science Publ., 444 p. (In Russ.)

9. Mudrik, A. V., 1997. Introduction in social pedagogics. Moscow: Academy Publ., 180 p. (In Russ.)

10. Savenkov, A. B., 2009. Educational environment. School psychologist, 5, pp. 5-8. (In Russ.)

Submitted 25.07.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.