Individual Characteristics of Psychological Safety of Primary-School Students during School Adaptation
Lyubov M. Kostina
Herzen State Pedagogical University of Russia, St.-Petersburg 48, Moyki quay, St.-Petersburg, 191186, Russia E-mail: lumiko@mail.ru
Irina A. Pisarenko
St.-Petersburg University
7-8, Universitetskaya quay, St.-Petersburg, 199034, Russia E-mail: ixkpps@gmail.ru
The paper present the results of an experimental study of how individual characteristics of psychological safety are manifested in first-graders depending on how well they are adapted to school. The study involved 238 children. It applied a number of techniques aimed at examining indicators of psychological safety and the level of school adaptation in first-graders. The study demonstrated that among primary-school students with different levels of school adaptation, the most reliable data on differences was yielded in such a component of psychological safety as experiencing protection, which is expressed in emotional states and anxiety. The results of the study can be used by school psychologists when designing programs of psychological support for students during their school adaptation. Key words: psychological safety of a person, primary-school age, school adaptation.
References
1. Baeva I. A., Petrosyants V. R. Psikhologicheskaya bezo-pasnost' i problema nasiliya v obrazovani (Psychological
security and violence problem in education). Available at: http://nrcnn.ru/lang/activity.html?id=150 (accessed 14 April 2016) (in Russian).
2. Vagapova A. R., Bol'bot T. L. Adaptatsionnaya gotovnost' pervoklassnikov v otsenkakh uchastnikov obrazovatel'nogo protsessa (First-year pupils' adaptation readiness in educational process participants' assessments). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. EducationalAcmeology. Developmental Psychology, 2015, vol. 4, iss. 3 (15), pp. 271-276 (in Russian).
3. Kostina L. M. Adaptatsiyapervoklassnikov kshkoleputem snizheniya urovnya ikh trevozhnosti (First-year pupils' adaptation to school by reducing their anxiety). Voprosy psik-hologii (Voprosy Psychologii), 2004, no. 1, pp. 137-143 (in Russian).
4. Kostina L. M. Strategicheskie napravleniya formirovaniya psikhologicheskoy bezopasnosti lichnosti doshkol'nika (Strategic directions of formation of psychological safety of preschooler's personality). Izv. Ros. gos. ped. universiteta im. A. I. Gertsena. (IZVESTIA: Herzen University Journal of Humanities and Sciences), 2013, no. 155, pp. 66-71 (in Russian).
5. Khomenko I. A., Kostina L. M. Produktivnaya sotsial'no-vostrebovannaya deyatel'nost' - osnova psikhologicheskoy bezopasnosti lichnosti (Productive socially-demanded activity as basis of personality's psychological security). Narodnoe obrazovanie (National Education), 2012, no. 7, pp. 267-272 (in Russian).
6. Ul'yanova I. V. Vospitatel'naya sistema formirovaniya smyslozhiznennykh orientatsiy uchashchikhsya sredney shkoly: avtoref. dis. d-ra ped. nauk (Educational system of formation of high school students' life orientations: autoref. diss. ... doct. of psychology). Smolensk, 2012. 42 p. (in Russian).
Please cite this article in press as:
Kostina L. M., Pisarenko I. A. Individual Characteristics of Psychological Safety of Primary-School Students during School Adaptation. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2016, vol. 5, iss. 4 (20), pp. 341-350. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-341-350.
УДК 316.6
АДАПТАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
А. Р. Вагапова, Е. С. Еськина
Вагапова Альфия Равилевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия E-mail: Al_fiya@bk.ru
Еськина Елена Станиславовна - заместитель директора по учебной работе, Гимназия № 1, Саратов, Россия E-mail: eskina.es@mail.ru
Изложены результаты теоретического и многолетнего эмпирического исследования адаптационной готовности учащихся средней школы. В лонгитюдном исследовании принимали уча-
стие учащиеся (А/ = 83) и классные руководители (А/ = 3). Применение комплекса психолого-педагогических методик - «Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся» (Е. С. Еськиной, Т. Л. Больбота), «Детский тест интеллектуальных способностей» (К. Рассела); «Методика для изучения социализированности учащихся» (М. И. Рожковой); «Изучение мотивации обучения у младших школьников» (М. Р. Гинзбурга), «Самочувствие, активность, настроение» (В. А. Доскина, Н. А. Лавреньевой, В. Б. Шараева, М. П. Мирошникова), «Методика изучения мотивации учения подростков» (М. Р. Гинзбурга), «Шкала враждебности Кука-Медли» (Л. Н. Собчик) - позволило изучить в динамике адаптационную готовность учащихся с изначально высоким и низким уровнями. Показано, что различия
© Вагапова А. Р., Еськина Е. С., 2016
Л. Р. Вагапова, Е. С. Еськина. Адаптационная готовность учащихся средней школы
в уровне адаптационной готовности учащихся среднего звена связаны с особенностями их социального взаимодействия с одноклассниками и учителями. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в консультативной практике психологических служб.
Ключевые слова: личность, адаптация, адаптационная готовность, образовательная среда.
DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-350-355 Введение
Современная образовательная среда - это многокомпонентная система с большим количеством тесно взаимосвязанных элементов, роль каждого из них уникальна, и, соответственно, велика их значимость для успешного протекания процесса адаптации учащихся. Так, образовательные учреждения, с одной стороны - это уникальное пространство для взаимодействия, а с другой - организация, которая создает архитектуру и является контролирующей инстанцией. Создавая его, школа, являясь важным институтом социализации подрастающего поколения, чутко реагирует на изменения, происходящие в обществе, удовлетворяя запросы и потребности. Взаимодействие школы и учащегося подчинено целям обучения и развития, в системе оно способствует развитию адаптационных способностей учащихся с разным уровнем готовности к успешному функционированию в ней.
Теоретический анализ проблемы
Образовательная среда постепенно усложняется, расширяя и совершенствуя адаптационные механизмы ребенка. Переход учащихся к обучению в среднем звене подразумевает расширение сферы социального взаимодействия, поэтому адаптационная готовность к нему является важнейшим достижением, тесно связанным с процессом социализации личности. В первую очередь, новые условия обучения для ребенка предполагают готовность личности к изменчивым межличностным контактам, умению применять сложившиеся навыки в новых условиях. Речь идет не только о реализации на поведенческом уровне установки на приспособление, но и о совершенствовании механизмов понимания эмоциональных переживаний партнера, чуткого реагирования, толерантности, поэтому отсутствие опыта взаимодействия личности с разными другими не способствует формированию адаптационной готовности [1, с. 107]. Вместе с тем в работе А. К. Акименко анализ уровней социально-психологической адаптированности учащихся показал, что дезадаптированные, кроме трудностей во взаимоотношениях с другими, не имеют четкой картины будущего, у них отмечена рассогласованность образов Я, в отличие от гармоничного типа с целостной картиной перспектив
и развитой системой жизненных целей [2, с. 139]. Потребность в общении обусловлена возрастными особенностями учащихся. Этот период связан с повышением частоты контактов со сверстниками, в них удовлетворяется желание лучше познать себя и понять ближайшее окружение. Еще одной особенностью подросткового возраста является сильный разброс во времени его начала, вероятно, с этим также связаны существенные различия между детьми, так как по-разному актуализируется адаптационный потенциал личности.
Исследователи отмечают, что процесс школьной адаптации длителен, т. е. происходит на протяжении всего обучения в школе. Он активизирует и использует все психические явления и резервы учащегося, детерминантами является образовательная среда, поэтом происходят активные процессы самоизменения, с одной стороны, а с другой - преобразуется среда. Изучая процесс адаптации, важнее «акцентировать внимание не на возможностях личности противостоять внешним обстоятельства, а на более глубоком понимании человеком (обучающимся) сути происходящих изменений, на возможности выбора средств и способов приспособления к требованиям образовательной среды». В конечном счете, это определение границ оптимального соотношения требований (возможностей) среды и возможностей (требований) учащегося [3, с. 12].
Ряд исследователей (В. М. Русалова, В. И. Мо-росанова, В. И. Медведев) в качестве связующего межуровневого звена системы саморегуляции рассматривает свойства темперамента, обусловливающие стратегию распределения ресурсов на психофизиологическом уровне, что проявляется в формально-динамических компонентах субъектной деятельности. Более того, регуляторные звенья психофизиологического уровня во многом предопределяют формирование стилей саморегуляции. Вклад, который вносит каждый из этих компонентов, определяется соотношением двух целей адаптации - поддержания гомеостаза и выполнения задач деятельности [4].
В исследованиях М. В. Григорьевой показана роль психодинамических особенностей личности, ее представлений, интеллекта, эмоциональных процессов и состояний, а также социально-психологических составляющих адаптационного процесса. Выявлено, что «появляющиеся новые системные свойства и качества личности позволяют учащимся компенсировать недостаток развития других свойств и качеств, волевым усилием оптимизировать некоторые из них из "резервного русла", развивать те, которые находятся в зоне ближайшего развития, и т. п.» [3, с. 12]. Таким новым свойством является «адаптационная готовность как своеобразная установка на динамику окружающей среды и эффективное взаимодействие с ней, подкрепленная уверенностью индивида в том, что в определенный момент изменений в среде он сможет установить
оптимальное равновесие между ее требованиями (возможностями) и своими» [3, с. 12]. Е. Е. Бочарова под адаптивностью понимает «проявление субъектом потенциальных возможностей в соотнесении с теми социальными воздействиями, которые испытывает человек» [5, с. 46].
Таким образом, изучение адаптационной готовности учащихся в условиях образовательной среды предполагает комплексное исследование личности на протяжении длительного времени. В данной статье авторы проанализировали мо-тивационные и социально-психологические составляющие данного процесса в четвертом, пятом, седьмом и восьмом классах. Выбор именно этих возрастных периодов объясняется, во-первых, изменениями условий обучения, во-вторых, трудностями, связанными с кризисом подросткового периода.
Выборка, методики и методы исследования
Выборка исследования составила 83 учащихся, а для того, чтобы получить объективную информацию, нами были привлечены в качестве экспертов три классных руководителя. В пятом классе они заполнили «Схему наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся» (в модификации Е. С. Еськиной, Т. Л. Больбота), которая включает в себя описание поведенческих индикаторов сформированности по десяти критериям: учебная активность, це-леполагание, самоконтроль, усвоение знаний и успеваемость, нравственно-этическая готовность, поведение на уроке, поведение вне урока, взаимоотношения с одноклассниками, отношения с учителем, эмоциональное благополучие. Комплекс психодиагностических методик, подобранных для каждой возрастной группы в соответствии с целью исследования, позволил проанализировать изменения параметров адаптационной готовности. Так, в четвертом классе были использованы: «Детский тест интеллектуальных способностей» (К. Рассела), «Методика для изучения социализи-рованности учащихся» (М. И. Рожковой), «Изучение мотивации обучения у младших школьников» (М. Р. Гинзбурга), в пятом - «Самочувствие, активность, настроение» (В. А. Доскина, Н. А. Лав-реньевой, В. Б. Шараева, М. П. Мирошникова), в седьмом - «Методика изучения мотивации учения подростков» (М. Р. Гинзбурга), в восьмом «Шкала враждебности Кука-Медли» (Л. Н. Собчик).
Полученные результаты эмпирического исследования обрабатывались с помощью методов
Средние значения показателей ад;
описательной статистики. Уровень статистической значимости различий был определен по критерию Стъюдента и составил р < 0,001. Результаты исследования были подвергнуты корреляционному анализу, выполненному с помощью метода линейной корреляции Пирсона.
Результаты исследования и их обсуждение
Для того чтобы изучить адаптационную готовность учащихся, нами были использованы результаты мониторинга в четвертом классе; на наш взгляд, они являются наиболее показательными, так как происходят изменения привычных школьных условий, которые требуют активизации навыков эффективного взаимодействия с другими. Анализ полученных результатов позволил нам выделить две группы учащихся (по десять человек) с различным уровнем адаптационной готовности, что позволило проследить динамику в пятом, седьмом и восьмом классах в условиях постоянной и кропотливой работы с учащимися на уроках психологии и других занятиях, проводимых педагогами-психологами гимназии. Одной из главных задач психологической службы данного образовательного учреждения является совершенствование у учащихся навыков социального взаимодействия с другими.
Диагностика готовности к обучению в средней школе необходима для проведения своевременных коррекционных мероприятий: в гимназии психологический мониторинг в четвертом классе направлен на изучение интеллекта, социализи-рованности и уровня учебной мотивации. Полученные данные позволяют выяснить подготовленность к социальным взаимодействиям, насколько благополучным был предыдущий период обучения, и динамику данного процесса. Сравниваемые нами группы (первая - высокие значения адаптационной готовности, вторая - средние с тенденцией к низким и низкие) учащихся в четвертом классе по результатам психологического мониторинга имеют различия (табл. 1).
Таким образом, на момент завершения обучения в начальной школе ряд учащихся имел как высокий, так и низкий уровень адаптационной готовности. Вероятно, это можно объяснить отличиями в адаптационном потенциале учащихся, в особенностях его развития и реакциях на предлагаемые условия взаимодействия со средой.
На следующем этапе исследования мы обратились к изучению динамики адаптационной
Таблица 1 ационной готовности в 4-м классе
Испытуемые Интеллект Социализированность Мотивация
1-я группа 2,5 2,8 2,9
2-я группа 2,4 2,2 1,9
^эмп 0,4 3,3 3,2
Л. Р. Вагапова, Е. С. Еськина. Адаптационная готовность учащихся средней школы
готовности. В пятом классе за учащимися наблюдали классные руководители, чтобы оценить адаптационную готовность и эффективность учебной деятельности. Учащимся было предложено ответить на вопросы методик, изучающих общее самочувствие и учебную мотивацию (табл. 2).
Выявлены достоверные различия в группах, которые касаются эмоциональной и мотивацион-ной сфер, в оценках учителей различия касаются учебной активности. Понимание своего настроения учащимися - комплексный показатель, включающий желание взаимодействовать с другими, успешность в контактах со сверстниками и с учителями. Низкие показатели, возможно, обусловлены неуверенностью в себе и неумением общаться, в связи с чем удовлетворенность от посещения учебного заведения у школьников снижается. Настроение у учащихся среднего звена нельзя охарактеризовать как стабильное. Вероятно, умение разобраться в переживаниях собственных и окружающих помогает справиться с трудностями учащимся первой группы. Различия в оценках учебной мотивации также свидетельствуют, с одной стороны, о наличии потребности получать знания, а с другой - о роли данного компонента в адаптационной готовности. Это предположение подтвердили учителя, которые отметили более высокую учебную активность у учащихся первой группы. Таким образом, различия касаются готовности, как успешности в учебной деятельности, которая является индикатором оценки учителя и учащихся важности учебного процесса для будущего (профессиональное самоопределение), так и готовности к социальному взаимодействию.
Корреляционный анализ данных показал следующие взаимосвязи и различия: в первой группе - «настроение» и «усвоение знаний и успеваемость» (г = 0,63 при р = 0,01), т. е. задача учителя на уроке - понять эмоциональное со-
Средние значения показателей ад
стояние учащихся. Во второй группе «самочувствие» является ядром корреляционной плеяды и взаимосвязано с «учебной активностью» (г = 0,73 при р = 0,01), «поведением на уроке» (г = 0,76 при р = 0,01), «поведением вне урока» (г = 0,62 при р = 0,01), «отношением с учителем» (г = 0,70 при р = 0,01). Реакция учителя на некомфортное состояние в школе ученика нашла свое отражение в более низких оценках по ключевым значениям адаптационной готовности: шкала «настроение» взаимосвязана с «нравственно-этической готовностью» (г = 0,62 при р = 0,01) и «поведением на уроке» (г = 0,71 при р = 0,01), т. е. у учащихся второй группы возникают трудности во взаимодействии с другими, когда ухудшается эмоциональное состояние. Причинами этого может быть как высокая утомляемость детей из-за школьной нагрузки, неумение разумно распределять свои силы в течение дня, так и трудности, связанные с рефлексией своих переживаний, отсутствие умений разбираться в них.
Далее представлены результаты исследования учащихся двух групп в 7-м и 8-м классах (табл. 3).
Анализируя полученные результаты, мы пришли к выводу, что различия между группами постепенно сглаживаются: они существенны только в значениях «личностного смысла», т. е. мотивация учения в группе с изначально высокой адаптационной готовностью удовлетворяет потребность в приобретении знаний. Анализируя данные, полученные по второй методике, можно сделать вывод, что подростки настроены на равноправное общение с ближайшим окружением, принятие возможных различий (в статусе, коммуникативных навыках и т. д.).
Таким образом, полученные результаты позволяют сделать следующий вывод: различия в уровне адаптационной готовности учащихся
Таблица 2
ационной готовности в 5-м классе
Испытуе- САН Мотива- Схема наблюдения
мые Самочувствие Активность Настроение ция 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1-я группа 5,8 5,3 6,1 2,8 3,9 2,8 2,9 3,4 4,4 4,5 4,7 4,8 4,5 4,6
2-я группа 5,0 4,7 4,8 1,8 2,9 2,7 2,7 3,3 3,7 3,7 4,6 4,5 3,8 4,4
г эмп 2 2,3 2,9 5,6 3,1 0,3 0,6 0,3 2,1 2,2 0,3 1,4 1,7 0,7
Примечание. 1 - учебная активность; 2 - целеполагание; 3 - самоконтроль; 4 - усвоение знаний и успеваемость; 5 - нравственно-этическая готовность; 6 - поведение на уроке; 7 - поведение вне урока; 8 - взаимоотношение с одноклассниками; 9 - отношение с учителем; 10 - эмоциональное благополучие
Таблица 3
Средние значения по показателям адаптационной готовности в 7-8-х классах
Испытуемые Методика изучения мотивации учения подростков Шкала враждебности Кука-Медли
Личностный смысл Целеполагание Направленно сть Цинизм Агрессивность
1-я группа 23,8 23,4 19,2 29,1 16,7
2-я группа 17,9 20,9 17,1 35,7 23
гэмп 3,4 1,7 1,3 1,5 2,5
среднего звена проявляются в особенностях социального взаимодействия с одноклассниками и учителями. Значение имеют компонент готовности к контактам, а также умение понимать свое эмоциональное состояние и партнера. Данный комплекс помогает успешно справляться с учебными нагрузками и выстраивать эффективную стратегию взаимодействия с другими. Необходимо также обратить внимание на образовательную среду данного учреждения и работу коллектива, направленную на помощь и совершенствование адаптационных механизмов учащихся с разным уровнем готовности к взаимодействию с ней.
Заключение
Адаптационная готовность различна у учащихся, поступающих в образовательные учреждения, этот факт требует к себе внимания со стороны всех участников образовательного процесса. Результаты многолетних наблюдений и последнее наше исследование показывают, что возможна во многом успешная подготовка к вариативному социальному взаимодействию детей при исходных низких и средних показателях с тенденцией к низким. Для этого, прежде всего, необходимо учитывать возрастные особенности воспитанников, а также создавать условия для развития коммуникативных навыков, ориентирующих учащихся не только на собственные желания и потребности, но в большей степени
на учет объективной, реальной ситуации, т. е. отрабатывать вариативность поведения в социуме.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-06-10624.
Библиографический список
1. Шамионов Р. М. Адаптационная готовность личности - субъекта социального взаимодействия // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, вып. 4. С. 106-112.
2. Акименко А. К. Представления о прошлом, настоящем и будущем в системе социально-психологической адаптации личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2. С. 131-141.
3. ГригорьеваМ. В. Психологическая структура и динамика взаимодействий образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации: дис. ... д-ра психол. наук. Саратов, 2010. 521 с.
4. Усенко А. Б., Кузьмина К. А. Особенности произвольной саморегуляции поведения младших подростков с разными типами вегетативного реагирования // Психологические исследования : электрон. науч. журн. 2012. Т. 5, № 24. С. 6. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 22.07.2016).
5. Бочарова Е. Е. Адаптационная готовность личности к социальным ситуациям социальных изменений // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 1. С. 45 - 50.
Образец для цитирования:
Вагапова А. Р., Еськина Е. С. Адаптационная готовность учащихся средней школы // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 4 (20). С. 350-355. Б01: 10.18500/2304-9790-2016-54-350-355.
Adaptive Readiness of Secondary School Students Alfiya R. Vagapova
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: Al_fiya@bk.ru
Elena S. Es'kina
Gymnasium no. 1, Saratov
88, Michurin str., Saratov, 410056, Russia
E-mail: eskina.es@mail.ru
This article presents the results of theoretical and long-term empirical study of adaptive readiness of secondary school students. Students (N = 83) and class teachers (N = 3) participated in the longitudinal study. The use of the following complexes of psychological and pedagogical instruments allowed to study the dynamics of adaptive readiness of students with initially high and low levels: «Chart of monitoring students' adaptiveness and effectiveness of their learning activities» by E. S. Eskina, T. L. Bolbot, «Intellectual abilities test for children» by K. Russel, «Instruments for the students' socialization
study» by M. I. Rozhkova, «Junior High School Students' educational motivation study» by M. R. Ginzburg, «State of health, activity, mood» by V. A. Doskin, N. A. Lavrentieva, V. A. Sharaev and M. P. Miroshnikov, «Instrument for teenagers' educational motivation study» by M. R. Ginzburg, and «Cook-medley hostility scale» by L. N. Sobchik. It is shown that the differences in the level of secondary school students' adaptive readiness are connected with the peculiarities of their social relationships with classmates and teachers. The applied aspect of the study is that it can be implemented in the advisory practice of psychological services.
Key words: personality, adaptation, adaptive readiness, educational environment.
References
1. Shamionov R. M. Adaptatsionnaya gotovnost'lichnosti - sub ''ekta sotsial'nogo vzaimodeystviya (Adaptation readiness of the personality as a subject of social interaction). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2015, vol. 15, iss. 4, pp. 106-112 (in Russian).
2. Akimenko A. K. Predstavleniya o proshlom, nastoyash-chem i budushchem v sisteme sotsial'no-psikhologicheskoy
И. В. Малышев, В. А. Ручин. Взаимосвязь социальной компетентности личности
adaptatsii lichnosti (Visions of the past, present and future in the system of socio-psychological personal adaptation). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. EducationalAcmeology. Developmental Psychology, 2014, vol. 3, iss. 2, pp. 131-141 (in Russian).
3. Grigoryeva M. V. Psikhologicheskaya struktura i dina-mika vzaimodeystviy obrazovatel'noy sredy i uchenika v protsesse ego shkol'noy adaptatsii: dis. ... d-ra psikhol. nauk (Psychological structure and dynamic of interaction between educational environment and pupil in his school adaptation process: diss. ... doct. of psychology). Saratov, 2010. 521 p. (in Russian).
4. Usenko A. B., Kuzmina K. A. Osobennosti proizvol'noy
samoregulyatsii povedeniya mladshikh podrostkov s raznymi tipami vegetativnogo reagirovaniya (Peculiarities of voluntary self-regulation in junior adolescents with different types of autonomic nervous system response) Psihologicheskie issledovanija (Psychological Studies). 2015, vol. 5, no. 24. P. 6. Available at: http://psystudy.ru (accessed: 22 July 2016) (in Russian).
5. Bocharova E. E. Adaptatsionnaya gotovnost' lichnosti k sotsial'nym situatsiyam sotsial'nykh izmeneniy (Adaptation readiness of personality to situations of social changes). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2015, vol. 4, iss. 1, pp. 45-50 (in Russian).
Please cite this article in press as:
Vagapova A. R., Es'kina E. S. Adaptive Readiness of Secondary School Students. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2016, vol. 5, iss. 4 (20), рр. 350-355. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-350-355.
УДК 316.6
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
И. В. Малышев, В. А. Ручин
Малышев Иван Викторович - кандидат психологических наук, доцент, кафедра педагогической психологии и психодиагностики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского, Россия E-mail: iv.999@list.ru
Ручин Владимир Алексеевич - кандидат философских наук, доцент, кафедра социологии, социальной антропологии и социальной работы, Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А., Россия E-mail: r-vl@yandex.ru
Изложены данные теоретического анализа проблемы соотношения адаптации личности и её социальной компетентности. Представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи социальной компетентности и адаптационного потенциала, выполненного на студенческой выборке (N = 80 в возрасте 18-19 лет) с применением диагностического инструментария: методика «Коммуникативная социальная компетентность» (КСК) (Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Т. М. Мануйлова), «Опросник социально-психологической адаптации личности» (К. Роджерса и Р. Даймонда). Показано, что одним из существенных факторов социально-психологической адаптации и адаптационных возможностей является социальная компетентность личности: в частности, установлено, что непосредственность в общении, оптимистич-ность, устойчивость к стрессам, самоконтроль и работоспособность, низкая агрессивность являются основанием формирования оптимальных адаптационных возможностей студентов. Полученные данные могут быть реализованы в работе социально-психологических служб образовательных учреждений. Ключевые слова: социальная компетентность, адаптационные возможности, социально-психологическая адаптация.
DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-355-360
Введение
Исследование адаптационных возможностей личности сегодня невозможно без всестороннего анализа в разных аспектах проблем социально-психологической адаптации и социализации, применения комплексного подхода. Актуальность данной проблематики во многом связана со способностью молодых людей успешно социально адаптироваться в разных условиях изменяющегося общества, в частности, обладать широкими социальными компетенциями при взаимодействии с социумом в различных ситуациях. От этого зависит их психологическое и социальное благополучие, эффективность вхождения в различные слои современного российского общества.
Теоретический анализ проблемы
Как показывают современные исследования, системно-диахронический подход к анализу процессов социализации и адаптации позволяет более эффетивно изучить изменения, происходящие в личности на разных этапах ее социализации, т. е. реализовать динамический аспект изучаемой проблемы.
Этот подход осуществляется в трудах Р. М. Шамионова, Е. Е. Бочаровой и других отечественных ученых. Рассматривая социализацию личности, Р. М. Шамионов полагает, что ее характеристики имеют принципиальное значение для формирования эффектов данного явления.
© Малышев И. В., Ручин В. А., 2016