Хроника научной жизни
ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИОННОМ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ: ИТОГИ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА
А. Р. Вагапова
Вагапова Альфия Равилевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия E-mail: [email protected]
Подведены итоги научно-практического семинара «Проблема адаптационной готовности личности», проведенного на базе СГУ им. Н. Г. Чернышевского 20 апреля 2017 года. Ключевые слова: адаптация, адаптационная готовность, личность.
DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-3-289-290
20 апреля 2017 г. на базе СГУ им. Н. Г. Чернышевского состоялся научно-практический семинар «Проблема адаптационной готовности личности».
В мероприятии принимали участие сотрудники кафедры социальной психологии образования и развития (доктор психологических наук Р. М. Шамионов, кандидат психологических наук А. Р. Вагапова), кафедры педагогической психологии и психодиагностики (доктор психологических наук М. В. Григорьева, кандидат психологических наук И. В. Малышев, кандидат педагогических наук Л. Е. Тарасова, кандидат психологических наук А. В. Григорьев, кандидат психологических наук Н. В. Усова), педагоги-психологи социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Возвращение» (С. А. Дружинина, Е. А. Бунь и др.) и педагоги-психологи муниципальных образовательных учреждений (гимназии № 1, лицея № 3, лицея № 36 и др.) г. Саратова (Е. С. Еськина, Т. Л. Боль-бот и др.), а также студенты очной и заочной форм обучения по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Программа научно-практического семинара предусматривала обсуждение вопросов адаптационной готовности личности, связанных с раскрытием теоретико-методологических подходов и выработкой оптимальных направлений психологической помощи учащимся, испытывающим трудности в процессе адаптации.
Слова приветствия в адрес участников семинара прозвучали от заведующего кафедрой педагогической психологии и психодиагностики, доктора психологических наук, профессора М. В. Григорьевой. Она обратила внимание участников на то, что изучение проблемы адаптационной готовности личности остается одной
из актуальных в настоящее время, подчеркнув при этом необходимость понимания роли адаптационных способностей учащихся в процессе взаимодействия с образовательной средой.
Работа семинара началась с выступления кандидата психологических наук Н. В. Усовой, в котором она рассказала о социокультурной адаптации как одном из направлений формирования субъективного благополучия личности.
Кандидат психологических наук И. В. Малышев дал пояснения к модели нормативной социализации и адаптации школьников, а кандидат психологических наук А. В. Григорьев обменялся мнениями с участниками семинара по проблеме социально-психологической адаптации школьников. Среди слушателей живой отклик вызвали выступления педагога-психолога гимназии № 1 г. Саратова Т. Л. Больбот о диагностике адаптационной готовности и психологическом сопровождении школьников, заместителя директора по учебной работе гимназии № 1 г. Саратова Е. С. Еськиной об адаптационной готовности учащихся начальной и средней школы. В своем докладе педагог-психолог социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Возвращение» С. А. Дружинина затронула серьезную проблему, связанную с трудностями адаптации несовершеннолетнего в рамках приемного отделения социально-реабилитационного центра.
По окончании выступлений происходило их обсуждение с участием большинства присутствовавших: участниками семинара отмечена потребность образовательных и реабилитационных учреждений в научно-методическом обеспечении материалами по проблеме адаптационной готовности личности.
В качестве оказания методической помощи участникам семинара предложены информационные буклеты, пособия и др. По итогам семинара были приняты следующие рекомендации: 1) продолжить совместную работу по изучению проблемы адаптационной готовности личности в разных условиях социализации; 2) подготовить учебно-методические пособия по этой проблеме.
Благодарности и финансирование: научно-практический семинар проведен при финансовой поддержке РГНФ, проект «Адаптационная готовность личности в современных условиях развития общества» (№ 15-06-10624).
Арппожения
289
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 3 (23) Образец для цитирования:
Вагапова А. Р. Проблема адаптационной готовности личности: итоги научно-практического семинара // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 3 (23). С. 289-290. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-3-289-290.
Problem of Adaptable Readiness of the Person: Results of the Scientific and Practical Workshop
Alfiya R. Vagapova
Saratov State University
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: [email protected]
The results of the scientific and practical workshop «The Problem of Adaptability of Personality Readiness», conducted
on the basis of the Saratov State University, were summed up.
N. G. Chernyshevsky April 20, 2017.
Key words: adaptation, adaptive readiness, personality.
Acknowledgements: The scientific and practical seminar was supported by the Russian Humanitarian Scientific Fund (theproject «Adaptability readiness of the personality in the modern conditions of society development», no. 15-06-10624).
Cite this article as:
Vagapova A. R. Problem of Adaptable Readiness of the Person: Results ofthe Scientific and Practical Workshop. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2017, vol. 6, iss. 3 (23), рр. 289-290 (in Russian). DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-3-289-290.
290
Приложенел