УДК 159.9.07
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ
Л. М. Костина, И. А. Писаренко
Костина Любовь Михайловна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра возрастной психологии и педагогики семьи, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия E-mail: lumiko@mail.ru
Писаренко Ирина Алексеевна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики и педагогической психологии, Санкт-Петербургский государственный университет, Россия E-mail: ixkpps@gmail.ru
Представлены результаты экспериментального изучения особенностей проявления индивидуальных характеристик психологической безопасности первоклассников в зависимости от уровня их адаптации к школе. В исследовании приняли участие 238 детей с применением психодиагностического инструментария, направленного на изучение показателей психологической безопасности и уровня школьной адаптации первоклассников. Получены данные наиболее высокой достоверности отличий у первоклассников с разными уровнями школьной адаптации в таком компоненте психологической безопасности личности, как переживание защищенности, выраженном в эмоциональных состояниях и тревожности. Результаты могут быть использованы в практике работы школьного психолога при составлении программ психологического сопровождения учащихся в адаптационный период.
Ключевые слова: адаптация к школе, психологическая безопасность личности, младший школьный возраст.
DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-346-350 Введение
В последнее десятилетие одним из приоритетных направлений научных исследований является проблема психологической безопасности, которая рассматривается в аспектах безопасности среды и психологической безопасности личности. И. А. Баева отмечает, что в современных исследованиях, посвященных проблемам безопасности, данное понятие по-разному трактуется. В одних безопасность - это качество какой-либо системы, определяющее ее возможность и способность к самосохранению, в других - это система гарантий, обеспечивающих устойчивое развитие и защиту от внутренних и внешних угроз. В большинстве определений утверждается, что безопасность направлена на сохранение системы, на обеспечение ее нормального функционирования [1]. Подобной трактовки будем придерживаться и мы при проведении дальнейшего исследования.
© Костина Л. М., Писаренко И. А., 2016
Вопросами моделирования психологически безопасной образовательной среды, создания условий, в которых личность чувствует защищенность, способна удовлетворять основные потребности и свободно функционировать, занимались такие ученые, как И. А. Баева, М. Р. Битянова, Н. В. Груздева, Я. А. Коменский, Г. А. Мкртычан, В. И. Панов и др.
Существует несколько трактовок понятия «психологическая безопасность личности». Нередко она рассматривается как отдельная научная отрасль, изучающая закономерности адекватного отражения опасности и конструктивной регуляции поведения с целью сохранения целостности и стабильности человека или группы как психологических систем. Данные многочисленных исследований говорят о необходимости изучения резервов учащихся как показателей адаптивной готовности школьников к обучению [2, 3]. В связи с этим возникает необходимость более детального рассмотрения индивидуальных психологических особенностей личности ребенка, способствующих ощущению и проявлению психологической безопасности личности независимо от воздействующих на нее факторов в период адаптации к школьному обучению.
Выборка, методика и методы исследования
В ходе работы нами было проведено экспериментальное изучение индивидуально-психологических характеристик психологической безопасности младших школьников на этапе перехода из детского сада в школу.
Цель экспериментального исследования: выявить особенности проявления индивидуально-психологических характеристик психологической безопасности младших школьников на начальном этапе непрерывного образовательного процесса.
Характеристика выборки: в исследовании приняло участие 238 учащихся начальных классов школ г. г. Чебоксары и Санкт-Петербург, возраст испытуемых 7-8 лет. Задача определения гендерных и этнических различий не ставилась, поэтому дети не были разделены по половому и территориальному признаку.
Методы экспериментального исследования: анализ научных исследований показал, что выбор психодиагностических методик, направленных на комплексное изучение психологической безопасности личности, ограничен. В связи с этим возникла необходимость отбора методов из уже существующих валидных и надежных инструментов для изучения составляющих данного феномена.
Критерии выбора: учет структурных компонентов изучаемого феномена, возрастных особенностей испытуемых, времени, отводимого для проведения исследования, надежность и валид-ность методов исследовании.
Ранее в наших работах мы подробно раскрывали структуру психологической безопасности личности [4, 5]. Анализ научных работ позволил выделить компоненты, или показатели психологической безопасности личности: устойчивость личности в среде, в том числе и в психотравми-рующий период, сопротивляемость (жизнестойкость) внешним и внутренним воздействиям, переживание защищенности/незащищенности личности. В соответствии с целями и задачами работы, а также обозначенными компонентами структуры психологической безопасности личности были определены следующие группы методов экспериментального исследования:
1) методы изучения индивидуально-психологических характеристик психологической безопасности личности младших школьников: устойчивости - методика «Нерешаемая задача» (Н. И. Александровой, Т. И. Шульга); методика исследования самооценки (Т. Дембо-Рубин-штейн); методика «Если бы ты был волшебником» (В. В. Абраменковой); выявление уровня развития коммуникативных способностей (Г. А. Цукерман); сопротивляемости (жизнестойкости) - методика «Изучение эмоциональных проявлений детей»
A. Д. Кошелевой; беседа «Мое будущее»; методика «Сюжетные картинки» Р. Р. Калининой; переживанием защищенности - цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников (А. О. Прохорова, Г. Н. Генинг); шкала явной тревожности для детей (СМЛБ), адаптированная А. М. Прихожан;
2) методы выявления уровня адаптации обучающихся на каждой ступени непрерывного образовательного процесса: эмоционально-личностный компонент - цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников А. О. Прохорова, Г. Н. Генинг; опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН) В. А. Доскина, Н. А. Лаврентьевой,
B. Б. Шарай и М. П. Мирошникова; психосоматический компонент (частота инфекционных заболеваний, обострение хронических заболеваний, нарушение аппетита и сна, жалобы детей на усталость и плохое самочувствие) - беседы с родителями, с детьми, анализ медицинских документов; когнитивно-деятельностный компонент (определение уровня успешности деятельности) - метод анализа документации;
3) Методы статистической обработки данных.
Результаты исследования и их обсуждение
На начальном этапе экспериментального исследования была проведена процедура выявления уровня психологической адаптации к школьному
обучению у детей первых классов. Результаты показали, что более чем у 37% учащихся наблюдается низкий и с тенденцией к низкому уровень изучаемого феномена. Данный факт определяет необходимость превентивных мер в обеспечении психологической безопасности личности в этот период. Кроме того, нужно изучить статистически значимые отличия проявлений индивидуальных характеристик психологической безопасности первоклассников в период адаптации к школе.
Результаты изучения компонентов психологической безопасности личности учащихся первых классов с более высоким уровнем адаптации к образовательном процессу позволяют говорить о наличии статистически значимых отличий (от р = 0,05 до р = 0,001) показателей психологической устойчивости (самоконтроля, направленности и коммуникативности личности); сопротивляемости/жизнестойкости (эмпатии, вовлеченности, наличия представлений о конструктивном поведении и позитивного опыта решения проблем); переживания защищенности (эмоциональных состояний и тревожности); эффективности деятельности (успеваемости). Результаты показателя самооценки статистически достоверно не отличаются.
Для выявления особенностей проявления устойчивости как компонента психологической безопасности личности первоклассников рассматривались такие показатели, как умение контролировать себя, управлять своим поведением, эмоциями; уверенность в своих силах, самооценка; направленность личности (смысложизненные ориентации); умение устанавливать межличностные отношения, коммуникативность.
Полученные результаты позволяют говорить о том, что средние значения показателя самоконтроля поведения в группе детей с низкой адаптацией достоверно ниже (р = 0,05), чем детей с оптимальными (средними и высокими) показателями адаптации к образовательному процессу. Учащиеся с низкой адаптацией уже через 2-3 минуты начинали проявлять нетерпение, отвлекались, придумывая нереальные причины, чтобы не решать задачу, у них либо вовсе отсутствовали внешние проявления контроля своего поведения, либо действия прекращались фактически сразу после его начала. Произвольность и самоконтроль как новообразования возникают в 7 лет, т. е. могут быть свойственны первоклассникам с любым уровнем адаптации к образовательному процессу. Вместе с тем результаты исследования показали преобладание данного процесса у учащихся с более высокими показателями адаптации: дети проявляли сосредоточенность и усердие в решении задач, а когда понимали, что задание невозможно выполнить, чаще объясняли неуспех объективными обстоятельствами.
Средние значения показателя самооценки не имеют статистически достоверных отличий. Идентичные результаты высокого и среднего
уровня самооценки были диагностированы у детей младшего школьного возраста в обеих группах. Полученные данные не противоречат результатам подобных исследований и выявляют тенденцию к поэтапному переходу с адекватно-завышенной к адекватной самооценке учащихся в процессе преодоления кризиса семи лет и овладения учебной деятельностью. Менее 5% первоклассников с низкими показателями самооценки в ходе процедуры диагностики часто были недовольны своими умственными способностями или внешним видом, связывая его с бедностью или своей национальностью.
При изучении направленности личности были выявлены статистически более высокие результаты (р = 0,01) у первоклассников с оптимальными показателями адаптации к образовательному процессу. В качественном выражении можно констатировать у детей данной группы преобладание социальной направленности желаний (здоровье родителей, помощь другим) и направленности на личностное самосовершенствование. У учащихся с низкими результатами адаптации преобладали материальные и манипулятивные желания (компьютер, деньги, слуги, подчинение других). Необходимо отметить отсутствие у младших школьников в обеих группах результатов, соответствующих низкому уровню проявления направленности личности.
Значения показателя коммуникативности в группе первоклассников с низкой адаптацией к образовательному процессу достоверно ниже (р = 0,01), чем у их сверстников с более высокими результатами. Оценка коммуникативных способностей младших школьников складывалась по результатам четырех субтестов, направленных на изучение понимания ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия; понимания ребенком состояния сверстника; представлений о способах выражения своего отношения ко взрослому и к сверстнику. По всем субтестам первоклассники с нормальной адаптацией показали более высокие результаты. Это может быть связано с более высокими показателями психоэмоционального компонента адаптации, что, в свою очередь, позволяет испытуемым демонстрировать позитивные эмоциональные состояния и отсутствие беспокойства, тревожности в ситуации взаимодействия со сверстниками и взрослыми в процессе овладения новой (учебной) деятельностью.
Таким образом, данные исследования позволяют говорить о статистически достоверных отличиях (на уровне р = 0,05 и р = 0,01) у первоклассников с более высоким уровнем адаптации к образовательном процессу в таких показателях психологической устойчивости, как самоконтроль, направленность и коммуникативность личности. Результаты показателя самооценки статистически достоверно не отличаются.
С целью изучения особенностей проявления сопротивляемости/жизнестойкости как компо-
348
нента психологической безопасности личности первоклассников в ходе исследования рассматривались следующие показатели: эмоциональность, склонность к эмпатии; вовлеченность, наличие жизненных целей, представлений о конструктивном поведении, позитивного опыта решения проблем.
Полученные данные позволяют говорить о том, что средние значения показателя склонности к эмпатии в группе первоклассников с низкой адаптацией достоверно ниже (р = 0,05), чем детей с оптимальными показателями адаптации к образовательному процессу. Учащиеся с низкой адаптацией демонстрировали понимание отдельных эмоциональных состояний других людей, умение адекватно интерпретировать ситуацию, навыки сопереживании и вербального сочувствия.
На высоком уровне достоверности (р = 0,001) были выявлены отличия в результатах показателей вовлеченности, наличия жизненных целей первоклассников обеих групп. Учащиеся с более высоким уровнем адаптации к образовательному процессу четко отвечали на вопросы о своем ближайшем и отдаленном будущем, раскрывали собственные личностно значимые цели, демонстрировали признаки вовлеченности в процесс своей жизнедеятельности. Представленные результаты не противоречат данным, приведенным в ряде исследований: например, в диссертации И. В. Ульяновой [6] отмечается связь жизненных ориентаций с уровнем адаптации к образовательному процессу. Автор пишет о неполной сфор-мированности смысложизненных ориентаций личности как единого целого в этом возрасте, но отмечает готовность ученика к сущностно-внеш-ней позитивной самореализации и к осознанности в ситуативном целеполагании.
При анализе данных показателя представлений о конструктивном поведении и опыта решения проблем были выявлены статистически более высокие результаты (р = 0,01) у первоклассников с более высоким уровнем адаптации к образовательному процессу. Дети этой группы правильно раскладывают картинки, адекватно оценивают поведение персонажей, предлагают завершение истории, исходя из своего личного позитивного опыта решения проблем. Вместе с тем первоклассники демонстрировали либо отсутствие собственного поведенческого опыта, либо низкую аргументацию собственных суждений при параллельной адекватной оценке конструктивности поведения персонажа.
Таким образом, данные проведенного исследования позволяют говорить о наличии статистически значимых отличий всех показателей сопротивляемости (жизнестойкости) (от р = 0,01 до р = 0,001) у младших школьников: эмоциональности, склонности к эмпатии; вовлеченности, наличия жизненных целей, представлений о конструктивном поведении и позитивного опыта решения проблем.
Научный отдел
Далее исследовалось переживание защищенности как компонента психологической безопасности личности первоклассников, в структуре которого рассматривается переживание индивидом позитивных/негативных психических состояний и отсутствие/наличие беспокойства, тревожности.
Было констатировано преобладание показателей позитивных эмоциональных состояний (р = 0,001) у детей с более высоким уровнем адаптации к образовательному процессу. Внутри данной группы наблюдалось явное предпочтение выбора красного, оранжевого и розового цветов. Первоклассники с низкой адаптацией демонстрировали выбор черного и сочетание этого цвета с другими чаще по сравнению с выбором остальных цветов, т. е. у этих детей преобладали отрицательно окрашенные состояния. Подобная тенденция прослеживалась и в рисунках детей: первоклассники с более высокими показателями адаптации к образовательному процессу чаще всего рисовали игрушки, машины, принцесс, а также образы, связанные со школой, с праздниками, при этом в рисунках использовалась небольшая штриховка, яркие цвета, четкие линии. Сюжеты детей другой группы часто были связаны с изображением сцен наказания, слез, войны: на них было больше штриховки, мелких деталей, отрывистых линий, следы частого использования ластика (часть рисунков была выполнена простым карандашом и только затем раскрашена). Именно в этой группе были зафиксированы случае первичного отказа от выполнения задания.
В процессе изучения эмоционального беспокойства, тревожности были получены данные статистически достоверных отличий (р = 0,001) в исследуемом показателе у учащихся первых классов. Необходимо отметить, что в ходе диагностики не было выявлено ни одного ученика, уровень тревожности которого соответствовал бы низкому результату. Результаты исследований, приведенные нами в предыдущих работах [3], связывают повышение уровня тревожности в первом классе с ситуацией освоения нового вида деятельности и с психологической адаптацией к образовательному процессу.
Заключение
Данные, полученные в ходе исследования, позволяют говорить о наиболее высокой достоверности отличий (р = 0,001) в таком компоненте психологической безопасности личности, как
переживание защищенности, выраженном в эмоциональных состояниях и тревожности у учащихся первых классов, что и являлось целью этого этапа исследования. Полученный объем экспериментальных данных даст возможность в будущем определить взаимосвязь отдельных компонентов психологической безопасности личности между собой и с показателями психологической адаптации к школе, что позволит существенно расширить экспериментальную значимость работы. На этом же этапе ставилась задача выявления структурного компонента психологической безопасности личности первоклассников с наиболее значимыми отличиями в его проявлении, что позволило определить «мишень» психологического воздействия для построения в дальнейшем программ формирования психологической безопасности детей с низким уровнем психологической адаптации к школе.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о наличии специфических особенностей проявления и взаимосвязи отдельных компонентов психологической безопасности личности младших школьников в процессе адаптации к школьному обучению.
Библиографический список
1. БаеваИ. А., Петросянц В. Р. Психологическая безопасность и проблема насилия в образовании. URL: http:// nrcnn.ru/lang/activity.html?id=150 (дата обращения: 14.04.2016).
2. Вагапова А. Р., Больбот Т. Л. Адаптационная готовность первоклассников в оценках участников образовательного процесса // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 3 (15). С. 271-276.
3. Костина Л. М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности // Вопр. пси-хол. 2004. № 1. С. 137-143.
4. Костина Л. М. Стратегические направления формирования психологической безопасности личности дошкольника // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2013. № 155. С. 66-71.
5. Хоменко И. А., Костина Л. М. Продуктивная социально-востребованная деятельность - основа психологической безопасности личности // Народное образование. 2012. № 7. С. 267-272.
6. Ульянова И. В. Воспитательная система формирования смысложизненных ориентаций учащихся средней школы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Смоленск, 2012. 42 с.
Образец для цитирования:
Костина Л. М., Писаренко И. А. Индивидуальные характеристики психологической безопасности учащихся первых классов в период адаптации к школе // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 4 (20). С. 346-350. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-346-350.
Individual Characteristics of Psychological Safety of Primary-School Students during School Adaptation
Lyubov M. Kostina
Herzen State Pedagogical University of Russia, St.-Petersburg 48, Moyki quay, St.-Petersburg, 191186, Russia E-mail: lumiko@mail.ru
Irina A. Pisarenko
St.-Petersburg University
7-8, Universitetskaya quay, St.-Petersburg, 199034, Russia E-mail: ixkpps@gmail.ru
The paper present the results of an experimental study of how individual characteristics of psychological safety are manifested in first-graders depending on how well they are adapted to school. The study involved 238 children. It applied a number of techniques aimed at examining indicators of psychological safety and the level of school adaptation in first-graders. The study demonstrated that among primary-school students with different levels of school adaptation, the most reliable data on differences was yielded in such a component of psychological safety as experiencing protection, which is expressed in emotional states and anxiety. The results of the study can be used by school psychologists when designing programs of psychological support for students during their school adaptation. Key words: psychological safety of a person, primary-school age, school adaptation.
References
1. Baeva I. A., Petrosyants V. R. Psikhologicheskaya bezo-pasnost' i problema nasiliya v obrazovani (Psychological
security and violence problem in education). Available at: http://nrcnn.ru/lang/activity.html?id=150 (accessed 14 April 2016) (in Russian).
2. Vagapova A. R., Bol'bot T. L. Adaptatsionnaya gotovnost' pervoklassnikov v otsenkakh uchastnikov obrazovatel'nogo protsessa (First-year pupils' adaptation readiness in educational process participants' assessments). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. EducationalAcmeology. Developmental Psychology, 2015, vol. 4, iss. 3 (15), pp. 271-276 (in Russian).
3. Kostina L. M. Adaptatsiyapervoklassnikov kshkoleputem snizheniya urovnya ikh trevozhnosti (First-year pupils' adaptation to school by reducing their anxiety). Voprosy psik-hologii (Voprosy Psychologii), 2004, no. 1, pp. 137-143 (in Russian).
4. Kostina L. M. Strategicheskie napravleniya formirovaniya psikhologicheskoy bezopasnosti lichnosti doshkol'nika (Strategic directions of formation of psychological safety of preschooler's personality). Izv. Ros. gos. ped. universiteta im. A. I. Gertsena. (IZVESTIA: Herzen University Journal of Humanities and Sciences), 2013, no. 155, pp. 66-71 (in Russian).
5. Khomenko I. A., Kostina L. M. Produktivnaya sotsial'no-vostrebovannaya deyatel'nost' - osnova psikhologicheskoy bezopasnosti lichnosti (Productive socially-demanded activity as basis of personality's psychological security). Narodnoe obrazovanie (National Education), 2012, no. 7, pp. 267-272 (in Russian).
6. Ul'yanova I. V. Vospitatel'naya sistema formirovaniya smyslozhiznennykh orientatsiy uchashchikhsya sredney shkoly: avtoref. dis. d-ra ped. nauk (Educational system of formation of high school students' life orientations: autoref. diss. ... doct. of psychology). Smolensk, 2012. 42 p. (in Russian).
Please cite this article in press as:
Kostina L. M., Pisarenko I. A. Individual Characteristics of Psychological Safety of Primary-School Students during School Adaptation. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational A^eology. Developmental Psychology, 2016, vol. 5, iss. 4 (20), рр. 341-350. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-341-350.
УДК 316.6
АДАПТАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
А. Р. Вагапова, Е. С. Еськина
Вагапова Альфия Равилевна - кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия E-mail: Al_fiya@bk.ru
Еськина Елена Станиславовна - заместитель директора по учебной работе, Гимназия № 1, Саратов, Россия E-mail: eskina.es@mail.ru
Изложены результаты теоретического и многолетнего эмпирического исследования адаптационной готовности учащихся средней школы. В лонгитюдном исследовании принимали уча-
стие учащиеся (А/ = 83) и классные руководители (А/ = 3). Применение комплекса психолого-педагогических методик - «Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся» (Е. С. Еськиной, Т. Л. Больбота), «Детский тест интеллектуальных способностей» (К. Рассела); «Методика для изучения социализированности учащихся» (М. И. Рожковой); «Изучение мотивации обучения у младших школьников» (М. Р. Гинзбурга), «Самочувствие, активность, настроение» (В. А. Доскина, Н. А. Лавреньевой, В. Б. Шараева, М. П. Мирошникова), «Методика изучения мотивации учения подростков» (М. Р. Гинзбурга), «Шкала враждебности Кука-Медли» (Л. Н. Собчик) - позволило изучить в динамике адаптационную готовность учащихся с изначально высоким и низким уровнями. Показано, что различия
© Вагапова А. Р., Еськина Е. С., 2016