Хроника научной жизни
ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ
АДАПТАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ: ИТОГИ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА
А. Р. Вагапова
Вагапова Альфия Равилевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, Россия Е-mail: [email protected]
Подведены итоги проведения научно-практического семинара «Адаптационная готовность школьников», проведенного на базе Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского 21 мая 2017 года. Ключевые слова: адаптация, адаптационная готовность, школьник.
ОС!: 10.18500/2304-9790-2017-6-4-381 -382
21 мая 2017 г. на базе СГУ им. Н. Г. Чернышевского состоялся научно-практический семинар «Адаптационная готовность школьников».
В мероприятии принимали участие сотрудники кафедры социальной психологии образования и развития (доктор психологических наук Р. М. Шамионов, кандидат психологических наук А. Р. Вагапова), кафедры педагогической психологии и психодиагностики (доктор психологических наук М. В. Григорьева, кандидат психологических наук И. В. Малышев, кандидат педагогических наук Л. Е. Тарасова, кандидат психологических наук А. В. Григорьев, кандидат психологических наук Н. В. Усова), педагоги-психологи государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Возвращение»» (Е. В. Васильева, А. Ю. Мар-келова и др.), а также студенты очной и заочной форм обучения по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Программа научно-практического семинара предусматривала доклады и выступления по актуальным вопросам, связанным с раскрытием подходов к проблеме адаптационной готовности школьников. В качестве оказания методической помощи для участников семинара были подготовлены информационные буклеты, пособия и др.
Слова приветствия в адрес участников семинара прозвучали от заведующего кафедрой педагогической психологии и психодиагностики М. В. Григорьевой. Она подробно рассказала о подходах к решению проблемы адаптационных взаимодействий личности школьника с образовательной средой. Также она отметила, что вопросы взаимодействия школьника с образовательной средой являются наиболее распространенными в консультативной практике. Внимания требуют следующие формы нарушений, вызывающие снижение эффективности школьных взаимодействий: уменьшение активности школьника во взаимодействиях со средой, что выражается в понижении количества социальных контактов, замкнутости, отгороженности, боязливости.
Работа семинара началась с выступления Л. Е. Тарасовой, в котором она рассказала о проблемах адаптации в подростковом возрасте.
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 4(24)
С участниками семинара ею была организована дискуссия, предметом которой стали следующие вопросы: трудности подростков, связанные с частыми стрессами, вызываемыми интенсификацией учебного процесса с переходом на новые формы обучения, профессиональным самоопределением; проблемы в отношениях с родителями, учителями и сверстниками. Подводя итоги, она обратила внимание на то, что недостаточно высокая коммуникативная компетентность, неопределенность самоотношения и динамичные процессы формирующейся рефлексии отношения к другим людям обостряют процессы социально-психологической адаптации.
А. Р. Вагапова обратилась к обсуждению проблемы адаптационной готовности первоклассников. Она обратила внимание участников на то, что при поступлении ребенка в школу семейная система проходит проверку на гибкость и способность принять новые условия. Участники семинара согласились с тем, что адаптационная готовность детей и родителей различна и зависит
от типа трудностей дисгармоничной семьи, поэтому нужны разные стратегии консультативной работы.
В докладах педагоги-психологи Центра «Возвращение» рассказали о разных проблемах, связанных с трудностями адаптации: А. Ю. Мар-келова - о работе с опекунскими семьями по выявлению тревожности у детей и родителей; Е. В. Васильева - о проблемах адаптации к новым условиям воспитанников детских домов и кадетских школ.
По окончании выступлений происходило их обсуждение с участием большинства присутствовавших. Участники семинара подчеркнули важность изучения адаптационной готовности в разных условиях социализации.
Благодарности и финансирование: научно-практический семинар проведен при финансовой поддержке РГНФ (проект № 15-06-10624 «Адаптационная готовность личности в современных условиях развития общества»).
Образец для цитирования:
Вагапова А. Р. Адаптационная готовность школьников : итоги научно-практического семинара // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 4 (24). С. 381-382. Б01: 10.18500/2304-97902017-6-4-381-382.
Adaptability Readiness of the Schoolchild: Results of the Scientific and Practical Workshop
Alfiya R. Vagapova
Saratov State University
83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia E-mail: [email protected]
The results of the scientific and practical workshop «Adaptability Readiness of the Schoolchild: Results of the Scientific and Practical
Workshop», conducted on the basis of the SSU, were summed up.
N. G. Chernyshevsky May 21, 2017.
Key words: adaptation, adaptive readiness, schoolchild.
Acknowledgements: The scientific andpractical seminar was held with the financial support of the Russian Humanitarian Science Foundation, the project "Adaptability readiness of the personalityin the modern conditions of society development" (no. 15-06-10624).
Cite this article as:
Vagapova A. R. Adaptability Readiness of the Schoolchild: Results of the Scientific and Practical Workshop. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Aomeology. Developmental Psychology, 2017, vol. 6, iss. 4 (24), рр. 381-382 (in Russian). DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-4-381-382.