Научная статья на тему 'Блочно-модульная программа оказания психологической поддержки эмоционального развития первоклассников на этапе адаптации к школьному обучению'

Блочно-модульная программа оказания психологической поддержки эмоционального развития первоклассников на этапе адаптации к школьному обучению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3445
495
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / МОДЕЛЬ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКУ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / ADAPTATION OF FIRST GRADERS / EMOTIONAL DEVELOPMENT / RESISTANCE TO STRESS / MODEL OF RENDERING PSYCHOLOGICAL SUPPORT TO CHILD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крайникова Татьяна Александровна

Адаптация ребенка в школе довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуются для того, чтобы первоклассник освоился в школе по-настоящему. Организм ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций. Поэтому в первые месяцы обучения в школе большинство детей характеризуется психоэмоциональной неустойчивостью, дезадаптивным поведением. Следовательно, первоклассникам необходима психологическая поддержка не только со стороны учителей, работающих с ними, но и со стороны родных и близких для ребенка людей. Необходим новый подход к решению проблемы адаптации первоклассников, который бы интегрировал усилия педагогов, родителей первоклассников на оказание психологической поддержки эмоционального развития детей, так как именно эмоциональная сфера во многом определяет жизнь ребенка, его общение с окружающими, успешность первоклассника в социуме. Данная статья знакомит нас с такой концепцией психологической поддержки эмоционального развития первоклассников всеми субъектами образовательно-воспитательного процесса. Она предполагает специально разработанную блочно-модульную программу психологической поддержки эмоционального развития первоклассников в школе, которая позволяет повысить психологическую культуру родителей, психологическую компетентность педагогов, психологическую грамотность учащихся. Вместе с тем, программа помогает формировать у всех субъектов образовательно-воспитательного процесса (педагога-психолога, учителей, учащихся, их родителей) потребность и готовность оказывать психологическую поддержку нуждающимся в ней детям, а также позволяет интегрировать и скоординировать их действия, оптимизировать взаимоотношения между ними на создание психологического комфорта для младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Крайникова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLOCK AND MODULAR PROGRAM OF RENDERING PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF EMOTIONAL DEVELOPMENT OF FIRST GRADERS AT THE STAGE OF ADAPTATION TO SCHOOL TRAINING

Adaptation of the child at school is quite long process connected with the considerable tension of all systems of an organism. Neither day, nor week are necessary for order that the first grader accustomed to school really. The organism of the child adapts to changes, new factors, mobilizing system of adaptation reactions. Therefore in the first months of training at school psychoemotional instability, disadaptive behavior characterizes most of children. Therefore, psychological support is not only necessary for first graders from the teachers working with them but also from the family for the child of people. New approach to a solution of the problem of adaptation of first graders which would integrate efforts of teachers, parents of first graders on rendering psychological support of emotional development of children as emotional sphere in many respects defines the child's life, his communication with people around, success of the first grader in society is necessary. This article acquaints readers with such concept of psychological support of emotional development of first graders by all subjects of educational and educational process. It assumes specially developed block and modular program of psychological support of emotional development of first graders at school which allows to increase psychological culture of parents, psychological competence of teachers, psychological literacy of pupils. At the same time, the program helps to form at all subjects of educational and educational process (the educational psychologist, teachers, pupils, their parents) requirement and readiness to give psychological support to the children needing it, and also allows to integrate and coordinate their actions, to optimize relationship between them on creation of psychological comfort for younger school students.

Текст научной работы на тему «Блочно-модульная программа оказания психологической поддержки эмоционального развития первоклассников на этапе адаптации к школьному обучению»

БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

КРАЙНИКОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА РГБУ «Карачаево-Черкесский республиканский институт повышения квалификации работников образования», г. Черкесск-15, Карачаево-Черкесская республика, Российская Федерация, e-mail: kraynikovat@mail.ru

Адаптация ребенка в школе - довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Не день, не неделя требуются для того, чтобы первоклассник освоился в школе по-настоящему. Организм ребенка приспосабливается к изменениям, новым факторам, мобилизуя систему адаптационных реакций. Поэтому в первые месяцы обучения в школе большинство детей характеризуется психоэмоциональной неустойчивостью, дезадаптивным поведением. Следовательно, первоклассникам необходима психологическая поддержка не только со стороны учителей, работающих с ними, но и со стороны родных и близких для ребенка людей. Необходим новый подход к решению проблемы адаптации первоклассников, который бы интегрировал усилия педагогов, родителей первоклассников на оказание психологической поддержки эмоционального развития детей, так как именно эмоциональная сфера во многом определяет жизнь ребенка, его общение с окружающими, успешность первоклассника в социуме. Данная статья знакомит нас с такой концепцией психологической поддержки эмоционального развития первоклассников всеми субъектами образовательно-воспитательного процесса. Она предполагает специально разработанную блочно-модульную программу психологической поддержки эмоционального развития первоклассников в школе, которая позволяет повысить психологическую культуру родителей, психологическую компетентность педагогов, психологическую грамотность учащихся. Вместе с тем, программа помогает формировать у всех субъектов образовательно-воспитательного процесса (педагога-психолога, учителей, учащихся, их родителей) потребность и готовность оказывать психологическую поддержку нуждающимся в ней детям, а также позволяет интегрировать и скоординировать их действия, оптимизировать взаимоотношения между ними на создание психологического комфорта для младших школьников.

Ключевые слова: психологическая поддержка, адаптация первоклассников, эмоциональное развитие, стрессоустойчивость, модель оказания психологической поддержки ребенку.

Проблема психологической поддержки личностного развития ребенка в последние годы приобретает все большую актуальность. Современный ребенок оказывается в большей степени зависимым от родителей и/или значимых для него взрослых, или семейной (не всегда благоприятной) атмосферы.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной эмоциональностью, ранимостью, восприимчивостью к деструктивным внешним влияниям. На эмоциональное развитие первоклассника в условиях современного российского общества оказывает влияние большое количество факторов: ценности и установки в семье; усваиваемая стратегия поведения; уровень притязаний школьника и родителей к своему ребенку; система социальных отношений, пропагандируемая

учителем в школе; степень принятия или неприятия первоклассника одноклассниками и т. д.

Вместе с тем, когда важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, выражающееся в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы, нежелании посещать ее.

Однако, школа в настоящее время не выполняет своей социализирующей функции, в ней постоянно и значительно увеличивается количество дезадаптированных детей. К примеру, в ходе изучения особенностей психосоциальной адаптации первоклассников к школьному обучению нами было выявлено, что 50-60 % первоклассников адаптируются в течение первых 2-3 мес. обуче-

ния, примерно 30-35 % детей - до конца первого полугодия, около 14 % первоклассников - в течение всего учебного года [1].

Доказано, что в большинстве случаев причинами школьных трудностей являются несформиро-ванность или недостаточный уровень развития таких познавательных функций, как организация деятельности, зрительно-пространственное и слухоре-чевое восприятие, внимание, память и мышление, мелкая моторика, а также способность к произвольной саморегуляции, социально-личностная незрелость 6-7-летнего ребенка, недостаточный уровень эмоционального и коммуникативного его развития.

Популяционное исследование, охватывающее 25 тысяч детей 6-7,5 лет в течение 5 лет в 17 регионах России, показало, что дефицит общения современных детей со сверстниками и чужими взрослыми затрудняет формирование адекватной самооценки, формирование статуса ученика. Углубленное изучение эмоционального развития выявило очень тревожный факт: более половины современных дошкольников (от 52 до 59 %) имеют несформированность эмоциональной сферы, т. е. сложности в процессе определения, дифференциации эмоций других людей, а также в выражении собственных эмоций [2].

Считается, что недостаточный уровень сфор-мированности эмоционального развития влечет за собой трудности в обучении, приводит к неадекватным реакциям ребенка на ситуацию обучения и снижение его познавательных потребностей. В результате такие дети могут демонстрировать негативное отношение к процессу обучения, острые, не соответствующие по силе и интенсивности реакции на критику и оценки, неожиданные и неадекватные поведенческие ответы. Из расстройств этой сферы наиболее часто встречаются повышенная тревожность и агрессивность, склонность к истерикам, асоциальное поведение, негативизм и демонстративность [2].

Отсюда следует необходимость своевременной психологической поддержки первоклассников для их успешной адаптации к школьной жизни.

Недостаточный уровень адаптации к школьному обучению, коллективу и особенно негативный психологический климат в классе приводят к появлению у детей невротических реакций, снижению их самооценки и способствует развитию детских неврозов. Во многих случаях они могут быть следствием эмоциональной или психосоциальной де-привации, то есть систематического угнетения, неудовлетворения жизненно важных потребностей.

Н. А. Юрочкина к числу симптомов школьной дезадаптации или школьной неприспособ-

ленности относит агрессию по отношению к людям и вещам, чрезмерную подвижность, постоянные фантазии, чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться на работе, неуверенность в принятии решения, повышенную возбудимость и конфликтность, частые эмоциональные расстройства, лживость, заметную уединенность, чрезмерную угрюмость и недовольство, завышенную/заниженную самооценку, невротические реакции (обгрызание ногтей, дрожание пальцев рук, заикание, избирательный мутизм, гримасничанье, энурез и др.) [3].

Мы обобщили возможные причины школьной дезадаптации первоклассников и представили их в таблице 1 «Трудности в обучении и развитии первоклассников в период адаптации к школе».

Переход к идеям личностно-развивающего образования определил новые задачи школы и учителя. Главным стало развитие личности ребенка, предупреждение и преодоление возможных личностных и интеллектуальных отклонений, бережное отношение к его психике. Это требует от учителя высокого уровня психологической компетентности: умения не только понимать душу ученика, его особенности, но и своевременно и грамотно оказывать ребенку необходимую психологическую помощь, поддержку. Проблема психологической поддержки ребенка является в настоящее время одной из наиболее актуальных научных проблем. Ее востребованность психологической и педагогической практикой обусловлена самой ситуацией развития личности на современном этапе, а также гуманизацией образовательного и воспитательного процессов в ДОУ, школах, вузах и семье. Значимость и актуальность данной проблемы определяется, прежде всего, ростом числа психосоматических заболеваний среди первоклассников, их дезадаптивным поведением, являющимся одним из проявлений ди-дактогенных неврозов.

Однако проблема психологической поддержки эмоционального развития первоклассников на этапе адаптации к обучению в школе недостаточно исследована. Уровень ее изучения не соответствует запросу на действенную психологическую помощь первокласснику в период адаптации к школьному обучению. Теоретический анализ современного состояния проблемы адаптации первоклассников к школьному обучению позволяет резюмировать, что значимую роль в адаптации должна играть психологическая поддержка развития адаптивных возможностей и психологических ресурсов школьника как субъекта адаптации.

Вместе с тем, отечественных ученых (А. Д. Андрееву, А. Г. Асмолова, М. Р. Битянову, Ю. П. Ветрова, И. В. Дубровину, Н. Н. Загрядскую, И. Б. Котову, В. А. Петровского, Е. Н. Шиянова и др.) объединяет понимание того, что психологическая поддержка необходима для полноценного развития личности, для стабилизации психоэмоционального состояния человека, а также сохра-

Трудности в обучении и развитии пер

нения и укрепления его психологического и психического здоровья. Они единодушны во мнении о том, что психологи оказывают помощь тем, кто испытывает серьезные трудности в социализации, адаптации к школе, кто «выпадает» из процесса обучения. Эта помощь направлена на то, чтобы возвратить ребенка в общее русло, приспособить к ситуации.

Таблица 1

ассников в период адаптации к школе

Объективные (социальные) трудности Субъективные (личностные) трудности

I. Неспособность первоклассника справиться с учебной нагрузкой

I.1. Новый школьный режим 1.1. Слабое физическое здоровье школьника

I.2. Новые дисциплинарные требования, предъявляемые к ребенку учителем, учебным процессом 1.2. Ограниченные возможности здоровья ребенка (сенсорные, интеллектуальные, двигательные нарушения)

I.3. Увеличение учебной нагрузки 1.3. Недостаточный уровень готовности первоклассника к обучению в школе (низкий или средний уровень интеллектуальной, психомоторной, эмоционально-волевой, мотивационной, социально-личностной готовности к обучению в школе)

I.4. Сокращение в режиме дня времени для игр 1.4. Языковой барьер (билингвизм, дефекты звукопроизнооше-ния, невладение русской речью)

I.5. Отсутствие преемственности в методах и приемах работы с детьми у воспитателей в дошкольном образовательном учреждении и у педагогов в начальной школе

I.6. Игнорирование взрослыми (учителями и родителями) индивидуальных особенностей школьника

I.7. Несоответствующие психофизическому развитию ребенка содержание и методика обучения

I.8. Отсутствие помощи и внимания первокласснику со стороны взрослых

II. Неприятие первоклассника детским коллективом

П.1. Неблагоприятные социально-бытовые условия в семье школьника 11.1. Непонимание ребенком специфической позиции учителя, его профессиональной роли

П.2. Неблагополучие в семье (частые ссоры, конфликты в семье, истеричное поведение взрослых, уход одного из родителей из семьи, алкоголизм/наркомания, асоциальное поведение родителей и др.) 11.2. Негативные особенности темперамента или характера ребенка

П.3. Дефекты воспитания первоклассника в семье (отчужденное отношение к ребенку, индифферентный стиль воспитания, авторитаризм взрослых, воспитание по типу «Золушка» или «Кумир семьи», гиперопека, агрессивное поведение членов семьи по отношению к ребенку, отсутствие внешних норм и ограничений и т. д.) 11.3. Неадекватная самооценка (заниженная или завышенная) у школьника

П.4. Неприятие учителем и/или одноклассниками школьника 11.4. Инфантильность эмоционально-волевой сферы

11.5. Недостаточное развитие навыков общения и способности взаимодействия с окружающими

11.6. Неряшливый внешний вид, негативные (вредные) привычки ученика

Опираясь на цели, задачи, средства, условия, результаты психологической поддержки, мы составили «Модель оказания психологической поддержки ребенку» (рис. 1), в которой отражено основное содержание работы педагога-психолога. Осуществление психологической поддержки происходит за счет оптимизации психологического состояния развивающегося человека вследствие полного разрешения или снижения актуальности

психологических проблем, препятствующих адаптации и самореализации на каждом из этапов жизненного пути.

Мы рассматриваем эту модель как отражение определенной системы теоретических представлений о целях, задачах и содержании деятельности педагога-психолога, и эта система является продуктом профессиональной практической деятельности, ее обобщением и осмыслением.

Псикопро-фипактиче-ская работа

педагога-психолога (например, подготовка дошкольников к успешной адаптации к школе)

Внеплановое

событие (не при мер, конфликтная ситуация.

испуг ребенка, смерть близкого человека!

Запрос родителей

или педагогов

Обращение ребенка к педагогу-психологу за консультацией

Работа по направлениям:

Просветительская консультативная и методическая

работа педагога-психолота с педагогами

Просветительская и консультативная

работа педагога-психолога с родителями

Разбивающая

работа педагога-психолога, родителей и педагогов с детьми

проверка педагогом-психологом

запроса обращения на

обоснованность

Результаты:

Развитие умения у педагогов различными способами, приемами, средствами

оказывать психологическую поддержку детям

Знание возрасты* и индивидуальны): особенностей своего ребенка родителями; умение вовремя и грамотно оказать психологическую поддержку ребенку; гуманизация воспитания

Вера ребенка а себя и свои способности; развитие способности к самоконтролю и самоорганизации своего поведения, развитие змпатии, толерантного отношения

к окружающим; умения оказывать психологическую поддержку другим людям

Работа

педагога психолога с автором запроса:

- просвещение;

- консультирование;

- методическая помощь

Выдвижение

педагогом-психологом гипотезы о причинах проблемы

Уточнение ситуации

п едагогои -психологом: беседа с ребенком, педагогами, родителями, одноклассниками, наблюдение за поведением ребенка

Углубленная диагностика, проводимая

педагогом -психопогом в соответствии с гипотезой

Специальная диагностика,

проводимая

педагогом -психолп пом

в соответствии o ситуацией

Рабата по направлениям:

I. Коррекционно-развивающэя работа с элементами психотерапии (арт-терапии, сказко-терапии. психодрамы и др.) пе-д aro га-психолога с ребенком (индивидуальная или групповая)

(I. Просветительская, консультативно-методическая работа педагога-психолога с учителями; планирование совместной деятельности с учителями, родите лями по оказанию психологической поддержки ребенку; проведение группового тренинга с педагогами по выработке навыков работы с различными категориями детей

III. Просветительская и консультативная работа педагога-психолога с родителями; плакирование совместной деятельности о родителями и педагогами по оказанию психологической поддержки ребенку

IV. Просветительская и развивающая работа педагога-психопопа, учителей с одноклассниками ребенка по оказанию необходимой психологической поддержки (обучение различным способам, приемам оказания психологической поддержки)

V. В случае необходимости обращение педагога-психолога, учителей и родителей за помощью к детским врачам-слеци-алистам (невропатологу, психиатру, логопеду и др.)

Результаты:

I, Положительно окрашенное чувство уверенности в себе и СВОИХ ВОЗМОЖНОСТЯХ у ребенка,развитие у него умения самостоятельно решать возникающие проблемы

II. Гуманизация образования и воспитания; умение педагогами оказывать ребенку необходимую психологическую поддержку различными способами, приемами и средствами, привлекая к этому однокласснике« ребенка и его родителей

111. Знание родителями возрастных и индивидуальных особенностей своего ребенка, гуманизация воспитания: умение оказывать ему своевременную грамотную психологическую поддержку

IV. Развитие у детей эм-патии, толерантного отношения к окружающим, умения различными способами, приемами и средствами оказывать психологическую поддержку

V. Медикаментозное, физиотерапевтическое и/или психотерапевтическое лечение ребенка, поддержание его физического и психического здоровья

Рис. 1. Модель оказания психологической поддержки ребенку

Рассмотрим более подробно модель деятельности педагога-психолога по оказанию психологической поддержки ребенку.

Как правило, к педагогу-психологу поступает запрос от родителей или педагогов, реже ребенок сам обращается к нему за консультацией. Сначала педагогу-психологу необходимо проверить запрос обращения на обоснованность.

Если выясняется, что в данном случае нет оснований для работы с ребенком, педагог-психолог ведет работу с автором запроса (через просвещение, консультирование, оказание ему необходимой методической помощи). Если же есть основания для работы с ребенком, педагог-психолог выдвигает гипотезы о причинах проблемы и проводит более углубленную диагностику в соответствии с выдвигаемой гипотезой. Заметим, что в жизни каждого человека, в том числе и ребенка, случаются внеплановые события (например, конфликтная ситуация, испуг, смерть близкого человека и т. п.), травмирующие психику, создающие душевный дискомфорт. В данном случае педагогу-психологу надлежит уточнить ситуацию, травмирующую ребенка, через наблюдение за его поведением, беседу с ним самим и его педагогами, родителями и одноклассниками, иногда следует провести специальную диагностику в соответствии с психотравмирующей ситуацией. Затем педагог-психолог ведет работу в следующих направлениях:

1) коррекционно-развивающая работа с элементами психотерапии (арт-терапии, сказкотера-пии, психодрамы и др.) с ребенком (индивидуальная или групповая);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) просветительская и консультативно-методическая работа с педагогами; проведение с ними группового тренинга по выработке навыков работы с различными категориями детей; планирование совместной деятельности педагога-психолога, учителей, родителей по оказанию психологической поддержки ребенку;

3) просветительская и консультативная работа с родителями;

4) просветительская и развивающая работа педагога-психолога, учителей с одноклассниками ребенка по оказанию ему необходимой психологической поддержки (обучение одноклассников различным способам, приемам оказания психологической поддержки);

5) в случае необходимости - обращение педагога-психолога, учителей и родителей за помощью к детским врачам-специалистам (невропатологу, психиатру, логопеду и др.).

Работа педагога-психолога по данным направлениям способствует повышению психоло-

гической компетентности среди педагогов, развитию психологической культуры родителей учащихся, формированию у них умений различными способами, приемами и средствами оказывать необходимую психологическую поддержку детям, привлекая к этому процессу близких и товарищей ребенка, а также развитию психологической грамотности учащихся.

В результате оказания психологической поддержки ребенку создаются необходимые условия для развития личности младшего школьника, происходит формирование его позитивной «Я-концепции» и устойчивой адекватно-положительной самооценки; ребенок переживает положительно окрашенное чувство уверенности в себе и своих силах; у него развивается рефлексия, способность к самоконтролю, самоорганизации своего поведения, происходит развитие субъективного ощущения адекватности своих эмоциональных реакций и формирование умения самостоятельно решать возникающие проблемы. Кроме того, результатом психологической поддержки ребенка становится формирование у него эмпатии, толерантного отношения к окружающим, развитие умения оказывать психологическую поддержку другим людям.

Следует отметить важность и психопрофилактической работы педагога-психолога с детьми, их родителями и педагогами. Практикой доказано, что лучше грамотно подготовить людей к возможным трудностям, чем потом помогать им решать возникшие проблемы. Психопрофилактическую работу педагогу-психологу следует проводить в тех случаях, где заранее известно, что большинство детей столкнется с одними и теми же проблемами (например, подготовка первоклассников к успешной адаптации их к школе). В данном направлении педагог-психолог может проводить следующие виды работ: просветительскую, консультативную и методическую работу с педагогами, просветительскую и консультативную работу с родителями, развивающую работу с детьми (может проводить не только педагог-психолог, но и получившие определенные психологические знания педагоги и родители ребенка).

Успешность оказания психологической поддержки ребенку зависит от совместных действий педагога-психолога, родителей, педагогов, одноклассников ребенка.

Развитие у педагогов, родителей, учащихся умения оказывать психологическую поддержку нуждающимся в ней детям, несомненно, скажется на гуманизации образовательно-воспитательного процесса как в школе, так и в семье, укрепит не

только психофизическое, но и психологическое здоровье подрастающего поколения.

В данном исследовании основной формой реализации модели психологической поддержки первоклассников на этапе перехода к школьной жизни стала блочно-модульная программа психологической поддержки эмоционального развития первоклассников учителями, родителями, одноклассниками ребенка и, в частности, для первоклассников, испытывающих особые трудности в эмоциональном развитии в процессе адаптации к школе, - разработанная нами коррекционно-развивающая программа «Мир открытых сердец» [4].

Психологическая поддержка эмоционального развития помогает первоклассникам быстрее и легче адаптироваться к новой школьной жизни, стать успешнее в учении и общении со сверстниками, взрослыми, вселяет им уверенность в себе, учит их приемлемыми способами решать возникшие психологические проблемы, самостоятельно справляться с тревогой, страхом, гневом, обидой, развивает способность к эмпатии, толерантное отношение к окружающим, что позволяет сохранить и укрепить психологическое и психофизическое здоровье учащихся, учит их жить в мире с собой и окружающими.

Научно-теоретический анализ современной психолого-педагогической литературы, посвященный решению проблемы психологической поддержки эмоционального развития первоклассников, выделение основных трудностей в обучении и

развитии младших школьников в период адаптации к школе, осознание специфики роли значимых для ребенка взрослых - родителей, учителя, а также его одноклассников в успешной адаптации первоклассника позволяют говорить о востребованности специальных программ психологической поддержки бывшего дошкольника на этапе его адаптации к школьному обучению.

На основе проведенного исследования и обобщения опыта психолого-педагогической работы в начальной школе, мы предлагаем одну из таких программ - блочно-модульную программу психологической поддержки эмоционального развития первоклассников на этапе адаптации к школе. Целью данной программы является разработка теоретических положений и практических рекомендаций, направленных на создание психологических условий, обеспечивающих благоприятное эмоциональное развитие первоклассников. К числу таких условий мы относим:

- повышение психологической компетентности учителей начальных классов, психологической культуры родителей и психологической грамотности учащихся;

- формирование у них потребности и готовности оказывать психологическую поддержку нуждающимся в ней детям;

- сотрудничество и согласованность действий всех субъектов, участвующих в развитии адаптивных возможностей первоклассников, оптимизация взаимоотношений между ними (рис. 2).

Учителя

Педагог-психолог

Первоклассник

......^

Одноклассники

Родители

реализатор

"" ~ ► транслятор

организатор

Рис. 2. Взаимодействие субъектов образовательно-воспитательного процесса, участвующих в психологической поддержке первоклассника на этапе его адаптации к школе

При реализации нашей программы решаются следующие задачи:

1) совершенствование профессиональной психолого-педагогической компетентности учителей начальных классов и актуализация их моти-

вации на оказание психологической поддержки первокласснику на этапе адаптации к школе;

2) повышение готовности родителей к оказанию психологической поддержки своему ребенку через развитие их психологической культуры;

3) развитие эмоциональной и коммуникативной сферы первоклассников, формирование у них психологической грамотности и умения оказывать психологическую поддержку одноклассникам;

4) диагностирование особенностей адаптации первоклассника к школе, развития его эмоциональной и коммуникативной сферы, отношения первоклассника к учебной ситуации, учителю, одноклассникам;

5) планирование педагогом-психологом совместной деятельности с учителями и родителями по оказанию психологической поддержки первокласснику;

6) психокоррекция нарушений эмоциональных состояний отдельных первоклассников, испытывающих особые трудности в адаптационный период к школе;

7) оценка эффективности программы психологической поддержки эмоционального развития первоклассников через повторное диагностирование учителей, родителей, первоклассников.

Важными условиями эффективности реализации программы психологической поддержки являются:

- согласие ребенка на помощь и поддержку;

- готовность взрослых к оказанию психологической поддержки ребенку;

- сотрудничество и согласованность действий всех субъектов, участвующих в развитии адаптивных возможностей первоклассников (рис. 2);

- создание благоприятного психологического климата в коллективе (в школе и в семье);

- направленность на формирование ситуации полноценного развития личности и обеспечение эмоционального благополучия (комфорта) ребенка.

Рисунок 2 позволяет сделать вывод о том, что первоклассник оказывается в центре разноуровневых воздействий педагога-психолога, учителя, родителей и одноклассников ребенка, оказывающих ему психологическую поддержку, в результате чего образуется индивидуальная система адаптации ребенка к школьному обучению.

Блоки программы психологической поддержки эмоционального развития первоклассников на этапе адаптации к школе были определены с учетом основных направлений деятельности педагога-психолога: психопрофилактический, диагностический, коррекционно-развивающий, контрольно-диагностический. Задачи, содержание и формы деятельности педагога-психолога по каждому из этих блоков изменяются в зависимости от субъектов образовательно-воспитательной дея-

тельности, участвующих в психологической поддержке первоклассника и развитии его адаптивных возможностей. Эти субъекты обозначены модулями программы. Соответственно этому работа педагога-психолога строится по следующим модулям:

I модуль - «Педагог-психолог» как руководитель, организатор, координатор деятельности различных субъектов, оказывающих психологическую поддержку первокласснику, и реализатор психопрофилактического, психодиагностического, коррекционно-развивающего и контрольно-диагностического блоков;

II модуль - «Учителя» как трансляторы, организаторы и реализаторы психологической поддержки первокласснику;

III модуль - «Родители», непосредственно оказывающие психологическую поддержку ребенку в семье;

IV модуль - «Одноклассники», оказывающие первокласснику психологическую поддержку через специально организованную активность.

Представляется целесообразным рассмотреть деятельность педагога-психолога и соответственно деятельность каждого из указанных субъектов, оказывающих психологическую поддержку первокласснику, по названным выше блокам.

Психопрофилактический блок

Недостаточный уровень психологической компетентности учителей и психологической культуры родителей в вопросах оказания психологической поддержки учащихся и вместе с тем трудности адаптационного периода первоклассников обусловливают необходимость проведения психопрофилактической работы педагога-психолога, организации превентивных мероприятий с взрослыми и детьми, что позволит предупредить возможную дезадаптацию детей и сохранить их психологическое и психическое здоровье.

Цели психопрофилактической работы:

1) актуализация педагогом-психологом мотивации учителей, родителей, одноклассников на оказание психологической поддержки первоклассникам, испытывающим трудности в адаптационный период в школе и формирование у этих субъектов образовательно-воспитательного процесса установок на поддерживающее взаимодействие с данными первоклассниками;

2) развитие информационной психологической компетентности учителей и формирование психологической культуры родителей по вопросам возрастной психологии первоклассников и особенностям адаптационного периода к школе;

3) развитие у педагогов, родителей, первоклассников эмпатии, толерантности, способности к психологической поддержке.

Формы психопрофилактической работы педагога-психолога с каждым из субъектов, оказывающих психологическую поддержку первокласснику, различны:

Модуль «Учителя»: проведение семинаров-практикумов на методических объединениях учителей начальных классов; организация психологического клуба для педагогов «Сердце отдаю детям»; стендовая информация; групповые консультации - инструктаж педагогом-психологом по грамотному использованию диагностического инструментария и психопрофилактического материала; индивидуальное консультирование по запросу учителей.

Модуль «Родители»: организация школьного родительского университета «Школа любящих родителей»; стендовая информация; групповые консультации родителей на родительских собраниях по запросу учителей начальных классов; индивидуальное консультирование по запросу родителей.

Модуль «Одноклассники»: уроки психологического развития (проводят учителя после предварительных консультаций педагога-психолога, начиная с октября); групповые беседы педагогов и воспитателей группы продленного дня на классных и клубных часах (цель: обучение детей приемам саморегуляции эмоциональных состояний, конструктивному общению первоклассников, формированию у них навыков психологической поддержки сверстников); декадники открытых уроков, проводимые учителями («Уроки эмпа-тии», «Уроки толерантности»); индивидуальные и групповые беседы учителей и педагога-психолога с первоклассниками, организованные по ситуации.

Проведя контрольно-диагностическое исследование в мае, мы убедились в целесообразности и эффективности психопрофилактической работы, проводимой в течение всего учебного года через просветительскую, консультативную, развивающую деятельность со всеми субъектами оказания психологической поддержки эмоционального развития первоклассников. Психологические знания, полученные родителями, учителями и учащимися, помогли им по-новому взглянуть на знакомые жизненные ситуации, лучше понять себя и окружающих людей, задуматься и изменить свое поведение, отношение к самому себе и детям. Теперь психологическую поддержку первокласснику могли оказать не только квали-

фицированный педагог-психолог, но и ставшие психологически более грамотными учителя, родители и одноклассники [1].

Диагностический блок

Процесс успешной адаптации детей к школьной жизни часто осложняется тем, что учитель не знает и поэтому не может в полной мере учитывать индивидуальные особенности первоклассников. Этот факт обусловливает необходимость проведения психодиагностической работы педагогом-психологом и учителем, что позволит им, а также родителям первоклассников лучше узнать особенности детей, понять их личностные проблемы, переживания.

Цель диагностического блока заключается в изучении и оценке особенностей адаптации первоклассника к школе, его эмоционального развития в системе межличностного взаимодействия «ребенок - учитель», «ребенок - одноклассники», «ребенок - родители» в условиях учебной ситуации и вне ее для выявления причин дезадаптации и поиска наиболее оптимальных методов и форм коррекционно-развивающей работы.

В ходе исследования использовались включенное стандартизированное наблюдение, беседа со всеми участниками образовательного процесса, анкетирование, проективные методики, тестирование, анализ школьной документации (личных дел учащихся, медицинских карт детей, классного журнала) и продуктов творческой деятельности школьников (рисунков, устных сочинений-рассуждений на темы: «Урок. Перемена», «Моя учительница», «Рисунок семьи» и др.); наблюдение учителями за семьей и взаимоотношениями в семье, за игрой детей во внеурочное время в школе и в семье.

Для проведения исследования мы отобрали следующий диагностический инструментарий:

а) по модулю «Учителя»: экспресс-опросник «Психологическая поддержка» (Т. А. Крайнико-ва) [1, с. 185], выявляющий степень понимания учителями необходимости, содержания и способов оказания психологической поддержки первоклассникам; опросник «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе» (Л. М. Ковалева) [5], используемый с целью систематизации представлений учителя о первокласснике, особенностях его адаптации к школе; анкета «Выявление проблем в эмоциональном и коммуникативном развитии первоклассников, испытывающих трудности в период адаптации к школе» (Т.А. Крайникова) [1, с. 191-196],

б) по модулю «Родители»: «Анкета для родителей первоклассников» № 1 (по М. Р. Битяновой

и др.) [6], для получения учителем и педагогом-психологом необходимой в организационный период информации об учащихся (история развития ребенка в онтогенезе до поступления в школу) и родителях;

в) по модулю «Одноклассники»: проективные рисунки: «Урок. Перемена», «Моя учительница», методика «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Кауфман) [7] с целью выявления детей «группы риска» с трудностями адаптации к школе и предположительных причин школьной дезадаптации; методика «Сказочная история» (М. Р. Би-тянова) [8] для изучения взаимодействий и взаимоотношений в системе «учитель - первоклассник» и выявления того, насколько комфортно ребенок ощущает себя в классе; «Анкета для первоклассников» (по Н. Манелис) [9] с целью определения эмоционального самочувствия первоклассника во взаимоотношениях с одноклассниками, а также психологического климата в классе.

Учителя, учащиеся и их родители обследуются педагогом-психологом в групповой форме. Диагностическая работа с педагогами и первоклассниками проводится одновременно в октябре-ноябре учебного года, родители опрашиваются в середине сентября. Психодиагностику в процессе констатирующего эксперимента осуществлял педагог-психолог с учителями в свободное от уроков время, с родителями - на родительских собраниях, с первоклассниками - на уроках психологического развития в экспериментальной группе и во внеурочное время - в контрольной группе. Первичная обработка результатов диагностики, более глубокий количественный, качественный анализ и интерпретация полученных данных выполнялась также педагогом-психологом.

На основании полученных результатов диагностического исследования процесса адаптации первоклассников к школьному обучению мы пришли к следующим выводам:

1. Первые месяцы обучения детей в школе характеризуются повышенной эмоциональной напряженностью. Дети в 6-7 лет часто переживают тревогу, страх и стресс, связанные с учебной ситуацией, слабо контролируют свое эмоциональное состояние и не владеют собой. Это вызывает, в свою очередь, неадекватное поведение у первоклассников: вербальную и невербальную агрессию, направленную как на себя, так и на окружающих, различные невротические реакции, реакции протеста и т. п.

2. Характер взаимоотношений и самоощущения ребенка в семье существенно отражается на

успешности адаптации первоклассника к новой школьной жизни.

3. Доброе, понимающее, поддерживающее отношение учителя к ученикам благоприятно влияет на психологический климат в классе, повышает стрессоустойчивость первоклассников в учебном процессе, улучшая их адаптивные возможности при переходе на систематическое обучение в школе.

4. Оперативную психологическую диагностику, определяющую эмоциональное состояние первоклассника, лучше всего включать непосредственно в образовательный процесс в виде игровых и творческих заданий, проводимых в естественных условиях урока. Диагностические методики, органично вписанные в учебный процесс (как в группе «А»), позволили снять напряжение, возникающее у первоклассников перед новым видом деятельности, не тратить дополнительное время детей (как в группе «Б»), тем самым не увеличивали их утомление, не повышали раздражительность в конце учебного дня.

5. На основе процесса и результатов диагностического исследования, полученных с помощью диагностического инструментария, используемого педагогом-психологом в адаптационный период, можно сделать заключение о валидности, надежности, высокой степени информативности диагностических методик и несложности их обработки.

6. Результаты данного диагностического исследования подтвердили предположение о необходимости проведения психопрофилактического блока работы с учителями, родителями первоклассников и одноклассниками детей в течение всего учебного года с целью повышения психологической грамотности указанных выше субъектов, развития у них способности к оказанию психологической поддержки первокласснику.

7. Исследование показало: для отдельной части первоклассников, испытывающих особые трудности в адаптации к школе, проявляющиеся в различных проблемах и нарушениях эмоционального и коммуникативного развития, целесообразно проводить коррекционно-развивающую работу по специальной авторской программе - «Мир открытых сердец» [4].

Коррекционно-развивающий блок

Диагностическое исследование позволило выявить группу первоклассников, испытывающих трудности в адаптации к школе, обусловленные проблемами в эмоциональной и коммуникативной сферах. Таким детям очень сложно адаптироваться к школе, стать успешными, сохранить психо-

физическое здоровье без специально организованной коррекционно-развивающей работы.

Цели коррекционно-развивающего блока:

1) проведение конкретных мероприятий (групповых занятий) с первоклассниками, которые испытывают трудности на этапе адаптации к школе, проявляющиеся в проблемах эмоционального и коммуникативного развития, по формированию навыков регуляции психоэмоциональных состояний, коррекции личностных качеств и межличностных взаимоотношений;

2) проведение психодиагностики по завершению коррекционно-развивающих занятий с детьми для выявления степени эффективности проводимых педагогом-психологом мероприятий.

В МКОУ «Гимназия № 17» г. Черкесска из числа первоклассников (229 учащихся) в декабре были сформированы педагогом-психологом 2 кор-рекционные группы по 15 человек. Основанием для зачисления детей в группы коррекции явились: 1) результаты психодиагностического исследования; 2) добровольное желание родителей первоклассника сотрудничать с педагогом-психологом; 3) добровольное желание первоклассника участвовать в коррекционно-развивающих занятиях, проводимых педагогом-психологом.

Модуль «Первоклассник».

Проблема сохранения психического и психологического здоровья детей при встрече с новой для них школьной ситуацией и отсутствие у них навыков саморегуляции эмоционального состояния, а также низкий уровень психологической культуры взрослых в вопросах оказания психологической поддержки эмоционального развития ребенка привели нас к необходимости разработки коррекционно-развивающей программы «Мир открытых сердец» [4], основной целью которой является формирование у детей эмоциональной децентрации. Развивая эмоциональную децентра-цию первоклассников, мы создаем условия для их успешной школьной адаптации, способствуем благоприятному психическому и личностному росту каждого ребенка, формируем у детей навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Коррекционно-развивающая работа с первоклассниками, имеющими проблемы в эмоциональном и коммуникативном развитии и испытывающими особые трудности в адаптационный период, проводится высококвалифицированным, компетентным в этой области педагогом-психологом. Его деятельность включает в себя три основных направления:

1. Формирование и отработка навыков психоэмоциональной регуляции.

2. Повышение уверенности в себе первоклассников и формирование у них устойчивой адекватно-положительной самооценки.

3. Коррекция межличностных отношений детей в учебном коллективе и в семье, развитие коммуникативных навыков.

Построение программы предполагает поэтапную работу по формированию: знаний об эмоциях; умения распознавать и произвольно проявлять эмоции; понимания относительности в оценке чувств; умения управлять своими эмоциями, настроением, поведением; умения принимать на себя ответственность за свои чувства; эмпатии, толерантного отношения к окружающим; умения оказывать психологическую поддержку близким. Критерием перехода от одного этапа к другому является успешное выполнение большинством детей предложенных заданий, упражнений, позволяющих оценить отношение отдельных детей к себе и окружающим их людям.

Программа рассчитана на детей 6-7 лет и состоит из 31 занятия, которые проводятся 2-3 раза в неделю в форме мини-тренингов продолжительностью 30-45 минут, в зависимости от индивидуальных возможностей, возраста, поведения группы. Все занятия имеют общую гибкую структуру, которая была разработана с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. В основном используются следующие методы: прослушивание и обсуждение литературных и музыкальных произведений; сказкотерапия; элементы групповой дискуссии; метод «незаконченных предложений»; психогимнастика; психодрама (имитационные и ролевые игры); техники и приемы саморегуляции эмоциональных состояний (релаксация, дыхательная гимнастика и др.); изотерапия (рисование различных эмоций, настроений, рисование и раскрашивание иллюстраций на заданную тему).

Занятия проводятся в кабинете педагога-психолога или в специальном помещении, где можно свободно располагаться и передвигаться. Каждому ребенку на занятии необходимо обеспечить возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок. С этой целью ведущий должен специально работать над созданием доверительной обстановки в группе во время занятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По завершению коррекционно-развивающих занятий с первоклассниками педагог-психолог проводит психодиагностическое исследование де-

тей, целью которого является выяснение степени эффективности проведенных им занятий. В силу того, что в данной выборке подавляющее большинство составили дети, испытывающие тревогу, страх в учебных ситуациях, с неадекватной (заниженной/завышенной) самооценкой, нами были подобраны следующие психодиагностические методики: «Веселый - грустный» (М. Н. Ильин) [10] для оценки эмоционального отношения ребенка к процессу обучения в школе; «Самый - самый» (Н. П. Слободяник) [11] для диагностики самооценки младших школьников.

Коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом позволили первоклассникам адекватно-положительно оценивать свою личность. Школьники научились преодолевать свой страх и тревожность, связанные с процессом обучения, принимать рациональные решения, конструктивно решать конфликтные ситуации, с уважением относиться к окружающим, стали чувствовать себя более комфортно в школе. Данные факты свидетельствуют об эмоциональном благополучии первоклассников, успешной адаптации их к школьной жизни, сохранении и укреплении психологического и психического здоровья.

Контрольно-диагностический блок

Основными критериями успешной реализации блочно-модульной программы психологической поддержки эмоционального развития первоклассников на этапе адаптации к школе, на наш взгляд, являются эффективность и качество решения поставленных нами целей и задач; оправданные затраты времени и усилий всех субъектов психологической поддержки на достижение намеченных результатов. Данные требования обусловливают необходимость проведения контрольно-диагностического блока психологического исследования, целью которого является изучение и оценка степени эффективности проведенных педагогом-психологом, учителями, родителями и одноклассниками мероприятий по оказанию психологической поддержки эмоционального развития первоклассников на этапе адаптации к школьному обучению.

Для оценки эффективности проведенной нами психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы мы отобрали следующий диагностический инструментарий:

а) по модулю «Учителя»: опросник «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассника к школе» (Л. М. Ковалева) [5]; анкета «Выявление проблем в эмоциональном и коммуникативном развитии первоклассников, испыты-

вающих трудности в период адаптации к школе» (Т. А. Крайникова) [1, с. 191-196];

б) по модулю «Родители»: «Анкета для родителей первоклассников» № 2 (Е. И. Афанасьева, М. Р. Битянова, Н. Л. Васильева) [12] для получения учителем и педагогом-психологом информации о различных аспектах поведения ребенка дома, непосредственно связанных с учебной деятельностью и школьной ситуацией общения;

в) по модулю «Одноклассники»: методика «Сказочная история» (М. Р. Битянова) [8]; «Анкета для первоклассников» (по Н. Манелис) [9].

В контрольной диагностике принимали участие те же респонденты, что и в диагностическом блоке. Повторная (контрольная) диагностика причин дезадаптации, проблем в эмоциональном и коммуникативном развитии первоклассников проходила в апреле-мае.

Контрольно-диагностическое исследование подтвердило целесообразность и эффективность комплексной работы педагога-психолога по блоч-но-модульной программе оказания психологической поддержки эмоционального развития первоклассников, которая была проведена в экспериментальной группе (рис. 3).

Работа по данной программе позволила создать комфортные условия для личностного развития учащихся, способствовала оптимизации процесса обучения в школе, более успешной адаптации первоклассников к школьной жизни.

В целом, проведенное нами эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Психологическую поддержку первоклассникам целесообразно осуществлять, интегрируя усилия педагога-психолога, учителей, одноклассников, родителей учащихся. Ведущая, направляющая роль в этом взаимодействии сил, оказывающих ребенку психологическую поддержку, принадлежит педагогу-психологу, который не только организует, направляет, но и координирует усилия всех субъектов образовательного процесса.

2. Данные статистической обработки (количественного, качественного и контент-анализа) проведенных психодиагностических исследований наглядно показывают преимущество реализованной в экспериментальной группе блочно-модульной программы психологической поддержки эмоционального развития первоклассников на этапе адаптации к школе (рис. 3), в основе которой лежит комплексный подход к решению проблемы адаптации, включающий в себя работу педагога-психолога по различным направлениям психологической деятельности со всеми субъек-

тами образовательно-воспитательного процесса (рис. 2).

3. Результаты апробации блочно-модульной программы психологической поддержки эмоционального развития первоклассников на этапе адаптации к школе показали: повышение психологической культуры учителей и родителей, психологической грамотности учащихся (как важное условие оказания эффективной психологической поддержки первоклассникам); установление доверитель-

ных, поддерживающих отношений между взрослыми и детьми; рост адаптивных возможностей первоклассников; развитие эмоциональной децен-трации, формирование эмоциональной регуляции поведения у младших школьников; повышение уверенности в себе у учащихся и развитие у них позитивного самовосприятия; формирование эмпа-тичного, толерантного отношения к окружающим у первоклассников.

Экспериментальная группа (группа «А») - 229 чел.

Ноябрь

3,9% 4,8%

35,4%

Апрель 1,8% 3,9%

17,9%

55,9%

76,4%

□ 1 □2 П3 П4

□ 1 П2 П3 И4

Контрольная группа (группа «Б») - 173 чел.

Ноябрь Апрель

4,6% 6,9%

30,1%

58,4%

8,7%

4,0%

24,9%

62,4%

1 - Нормально адаптировались к новой школьной жизни

2 - Имеют среднюю степень дезадаптации к школе

3 - Имеют серьезную степень дезадаптации к школьному обучению

4 - Дезадаптированы и нуждаются в консультации психоневролога

Рис. 3. Сравнительный анализ особенностей адаптации первоклассников к школе

□ 1 П2 Ш3 Е34

□ 1 П2 П3 П4

Психологическая поддержка эмоционального развития первоклассников - это система способов воздействия, позволяющая снимать эмоциональную

напряженность, вызванную особенностями межличностного общения и взаимодействия учащихся с учителями, родителями, сверстниками, и создавать

условия для эмоционального благополучия детей, гармоничного развития их личности в образовательно-воспитательном процессе и вне его.

Стабилизации эмоционального состояния первоклассников на этапе их адаптации к школе способствует специально разработанная нами блочно-модульная программа, позволяющая повысить психологическую компетентность учителей, психологическую грамотность родителей и учащихся, а также интегрировать и скоординировать действия всех субъектов образовательной деятельности (педагога-психолога, учителей, учащихся и их родителей) на создание психологического комфорта для первоклассников.

Психологическая поддержка в развитии и социализации детей, являясь компонентом системы образования, способствует решению таких важных задач, как: переход образовательных учреждений на стратегию гуманистической педагогики; совершенствование образовательного процесса; развитие профессионального сообщества специалистов различных областей знаний; осуществление социальной политики государства в реализации прав и интересов ребенка; психологическое восстановление и оздоровление, социальная адаптация учащихся образовательных учреждений.

Литература

1. Крайникова Т. А. Психологическая поддержка эмоционального развития первоклассников на этапе адаптации к школьному обучению: дис. ... канд. пси-хол. наук. Ставрополь, 2006.

2. Безруких М. М. Какой он - современный первоклассник? Предварительные результаты популяци-онного исследования // Школьный психолог. 2013. Февр. С. 25-26.

3. Юрочкина Н. А. Развитие личности ребенка-дошкольника как предпосылка подготовки к школьным занятиям // Психолог в детском саду. 2000. № 4. С. 103-107.

4. Крайникова Т. А. Мир открытых сердец: учимся понимать, сопереживать и управлять своими чувствами. Программа коррекционно-развивающих занятий для младших школьников на этапе адаптации к школе. Черкесск: КЧРИПКРО, 2005.

5. Ковалева Л. М., Тарасенко Н. Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе // Начальная школа. 1996. № 7. С. 17-22.

6. Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л. Работа психолога в начальной школе. 2-е изд. М.: Генезис, 2001. С. 288-293.

7. Бернс Р. С., Кауфман С. Х. Кинетический рисунок семьи. М.: Смысл, 2006.

S. Битянова М. Р. Нарисуй, ответь, напиши. Четыре методики получения обратной связи // Школьный психолог. 2002. № 15. С. 8-9.

9. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог. 2001. № 10. С. 6.

10. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. С. 629-б30.

11. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Генезис, 2000. С. 176-1ТТ.

12. Битянова М. Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л. Работа психолога в начальной школе. М.: Генезис, 2001. С. 29-30; 309-3 i0.

References

1. Krajnikova T. А. Psikhologicheskaya podderzhka emotsional'nogo razvitiya pervoklassnikov na etape adap-tatsii k shkol'nomu obucheniyu: dis. ... kand. psikhol. nauk. Stavropol', 200б.

2. Bezrukikh M. M. Kakoj on - sovremennyj pervoklassnik? Predvaritel'nye rezul'taty populyatsionnogo issledovaniya // Shkol'nyj psikholog. 20i3. Fevral'. S. 2S-26.

3. Yurochkina N. А. Razvitiye lichnosti rebenka-doshkol'nika kak predposylka podgotovki k shkol'nym zanyatiyam // Psikholog v detskom sadu. 2000. № 4. S. 103-10Т.

4. Krajnikova T. А. Mir otkrytykh serdets: uchimsya ponimat', soperezhivat' i upravlyat' svoimi chuvstvami. Programma korrektsionno-razvivayushchikh zanyatij dlya mladshikh shkol'nikov na etape adaptatsii k shkole. Cher-kessk: KChRIPKRO, 200S.

5. Kovaleva L. M., Tarasenko N. N. Psikholo-gicheskij analiz osobennostej adaptatsii pervoklassnikov k shkole // Nachal'naya shkola. 1996. № 7. S. 17-22.

6. Bityanova M. R., Azarova T. V., Manas'yeva Ye. I., Vasil'yeva N. L. Rabota psikhologa v nachal'noj shkole. 2-ye izd. M.: Genezis, 2001. S. 2SS-293.

Т. Berns R. S., Kaufman S. Kh. Kineticheskij risunok sem'i. M.: Smysl, 2006.

S. Bityanova M. R. Narisuj, otvet', napishi. Chetyre metodiki polucheniya obratnoj svyazi // Shkol'nyj psikholog. 2002. № 15. S. 8-9.

9. Manelis N. Psikhologicheskij klimat v klasse // Shkol'nyj psikholog. 2001. № 10. S. 6.

10. Il'in Ye. P. Emotsii i chuvstva. SPb.: Piter, 2001. S. 629-630.

11. Kryukova S. V., Slobodyanik N. P. Udivlyayus', zlyus', boyus', khvastayus' i raduyus'. Programma emotsional'nogo razvitiya detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta. M.: Genezis, 2000. S. Пб-Ш.

12. Bityanova M. R., Azarova T. V., Afanas'yeva Ye. I., Vasil'yeva N. L. Rabota psikhologa v nachal'noj shkole. M.: Genezis, 2001. S. 29-30; 309-310.

* * *

BLOCK AND MODULAR PROGRAM OF RENDERING PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF EMOTIONAL DEVELOPMENT OF FIRST GRADERS AT THE STAGE OF ADAPTATION TO SCHOOL TRAINING

KRAYNIKOVA TATYANA ALEKSANDROVNA RSBI «Karachay-Cherkess Republican Institute of Professional Development of Educators», Cherkessk-15, Karachay-Cherkess Republic, the Russian Federation, e-mail: kraynikovat@mail.ru

Adaptation of the child at school is quite long process connected with the considerable tension of all systems of an organism. Neither day, nor week are necessary for order that the first grader accustomed to school really. The organism of the child adapts to changes, new factors, mobilizing system of adaptation reactions. Therefore in the first months of training at school psychoemotional instability, disadaptive behavior characterizes most of children. Therefore, psychological support is not only necessary for first graders from the teachers working with them but also from the family for the child of people. New approach to a solution of the problem of adaptation of first graders which would integrate efforts of teachers, parents of first graders on rendering psychological support of emotional development of children as emotional sphere in many respects defines the child's life, his communication with people around, success of the first grader in society is necessary. This article acquaints readers with such concept of psychological support of emotional development of first graders by all subjects of educational and educational process. It assumes specially developed block and modular program of psychological support of emotional development of first graders at school which allows to increase psychological culture of parents, psychological competence of teachers, psychological literacy of pupils. At the same time, the program helps to form at all subjects of educational and educational process (the educational psychologist, teachers, pupils, their parents) requirement and readiness to give psychological support to the children needing it, and also allows to integrate and coordinate their actions, to optimize relationship between them on creation of psychological comfort for younger school students.

Key words: psychological support, adaptation of first graders, emotional development, resistance to stress, model of rendering psychological support to child.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.