Научная статья на тему 'Проблемы школьной адаптации детей'

Проблемы школьной адаптации детей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
11984
753
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / MALADJUSTMENT / ШКОЛА / SCHOOL / СЕМЬЯ / FAMILY / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / SOCIAL PEDAGOGUE / УЧИТЕЛЬ-ПРЕДМЕТНИК / CLASS TEACHER / КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / SUBJECT TEACHERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шлыкова Дарья Витальевна

Рассматриваются проблемы адаптации учеников к школе на разных этапах обучения: в первом, пятом и десятом классах. Период адаптации ребенка на каждом этапе имеет свои специфические особенности. Каждая из категорий учеников находится на рубежном кризисном этапе. От успешности периода адаптации к школе зависит становление личности ребенка и его социализация в обществе. Неотъемлемым фактором адаптации ребенка к школе является взаимодействие с педагогами и одноклассниками. Классные руководители и учителя-предметники выступают особой группой, оказывающей влияние на адаптацию и социализацию ребенка на этапе взаимодействия со школой. Учителя должны стать поддержкой и опорой для каждого ребенка в классе, помочь ему с преодолением трудностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шлыкова Дарья Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF SCHOOL ADAPTATION OF CHILDREN

We examine some problems of adaptation of students to the school at different stages of learning: in the first, fifth and tenth grades. The period of a child’s adaptation has its own specific features at every stage. Each category of students is at the threshold crisis stage. The child’s personality development and socialization in society depend on the success of the adaptation period to school. An essential factor for the child's adaptation to school is the interaction with teachers and classmates. Class teachers and subject teachers are a special group that influence adaptation and socialization of the child at the stage of interaction with the school. Teachers should provide encouragement and support for each child in the class to help them overcome difficulties.

Текст научной работы на тему «Проблемы школьной адаптации детей»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2015, № 4 (40), с. 111-121

111

УДК 316.3

ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ © 2015 г. Д.В. Шлыкова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

dashutkal@yandex.ru

Поступила в редакцию 23.04.2015

Рассматриваются проблемы адаптации учеников к школе на разных этапах обучения: в первом, пятом и десятом классах. Период адаптации ребенка на каждом этапе имеет свои специфические особенности. Каждая из категорий учеников находится на рубежном кризисном этапе. От успешности периода адаптации к школе зависит становление личности ребенка и его социализация в обществе. Неотъемлемым фактором адаптации ребенка к школе является взаимодействие с педагогами и одноклассниками. Классные руководители и учителя-предметники выступают особой группой, оказывающей влияние на адаптацию и социализацию ребенка на этапе взаимодействия со школой. Учителя должны стать поддержкой и опорой для каждого ребенка в классе, помочь ему с преодолением трудностей.

Ключевые слова: адаптация, социализация, дезадаптация, школа, семья, социальный педагог, учитель-предметник, классный руководитель.

Процессы приспособления индивида к новым условиям во многом зависят от его эмоционального состояния, психологического и физического здоровья и успешности становления личности. Для ребенка, например, это социализация в обстановке либо в условиях, которые для него оказываются наиболее благоприятными и комфортными.

Адаптация играет огромную роль в самореализации человека, от ее успешности и правильности зависит дальнейшее достижение поставленных целей, степень реализации планов и задач, функционирование личности в социуме и новой среде.

Взрослый человек может вполне самостоятельно определить степень своей адаптирован-ности к новой среде, основываясь на своих ощущениях, насколько комфортно или дискомфортно он ощущает себя. Процесс адаптации направлен на поддержание и сохранение согласованной деятельности систем организма и психического состояния индивида в меняющихся условиях. От успешности протекания процесса адаптации, от того, насколько спокойно и стабильно человек чувствует себя в социуме, зависит степень самореализации и социального развития человека. По внешнему поведению человека можно оценить уровень его вхождения в новую среду и степень адаптированности в обществе в определенный период времени.

Адаптация как социальный процесс раскрывает естественное, природное развитие внутренних возможностей человека в различных условиях среды его жизнедеятельности. Она

позволяет человеку выражать свою естественную самореализацию и социализацию.

Обучение в школе на всех этапах является сложным периодом в жизни ребенка. Ключевая особенность социального положения ученика, школьника состоит в том, что его обучение является обязательной, социально значимой деятельностью. За результативность данного процесса ребенок несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Каждая из этих групп агентов социализации на каждом этапе школьного обучения по-разному проявляет свои качества и характеристики, необходимые для помощи детям, для их поддержки в новых условиях.

Для правильной интерпретации понятия «адаптация» необходимо рассматривать две стороны данного процесса:

- индивид стремится воздействовать на среду, старается повлиять на события, происходящие в обществе, для того чтобы использовать нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые необходимы для него;

- индивид не стремится к новому воздействию, изменению и восприятию жизненной ситуации (конформное поведение).

Показателями дезадаптации являются признаки аномии и девиантного поведения у индивида, стремление и желание человека изменить ближний социум либо поиск новой социальной среды для более комфортного существования.

Правильность и результативность процесса социальной адаптации во многом зависит от того, насколько правильно человек воспринимает себя и свои социальные связи и контакты.

К факторам, влияющим на правильность и успешность процесса социальной адаптации, можно отнести психологическую и физическую стабильность индивида в новых условиях, высокий социальный статус и эмоциональную удовлетворенность от нахождения в непривычной среде. Ошибочное или недостаточно развитое представление о себе и своем положении в социуме может привести к дезадаптации.

Основной задачей социализации и адаптации выступает подготовка к правильному включению ребенка во взрослую жизнь и школьную среду, формирование у школьника собственного мнения и подхода к решению поставленных задач, личностных качеств, оказывающих влияние на становление и развитие личности в современном обществе, умения приобрести навыки для эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Образование - всего лишь одно из многих средств социальной мобильности. Необходимо учитывать и иные ресурсы семьи, способствующие созиданию человеческого и социального капитала юной личности, ее социальной карьере и обеспечению достойного положения в обществе [1, с. 394].

Успешность протекания процесса социальной адаптации зависит от субъективных данных и характеристик как самого индивида, так и окружающей его среды, социума. Для ребенка процесс адаптации является показателем его социального развития, самореализации и воспитания, степени его соответствия или несоответствия основной массе сверстников. Чем сложнее новые условия жизнедеятельности, чем интенсивнее и сложнее будет новый социум, тем более трудным и длительным для индивида станет процесс социальной адаптации.

Адаптация как результат взаимодействия индивида с новой средой является свидетельством того, в какой степени ребенок приспособлен к среде жизнедеятельности и насколько его поведение, отношения и результативность деятельности соответствуют возрасту, социальным нормам и правилам.

Школьная жизнь ребенка находится в социальной среде, которая охватывает макро- и микроуровни взаимодействия на различных этапах вхождения в новую среду, так как включает системы взаимоотношений ученика с коллективом, школьниками старшего возраста, учителями, родителями. По своему содержанию она может быть интеллектуальной, эстетической, этической, бытовой [2, с. 73].

Наиболее важными, рубежными и кризисными периодами вхождения ребенка в новую среду являются следующие этапы: начало обу-

чения в школе (1-й класс), окончание начального и переход в среднее звено (4-5-й классы), окончание средней и переход в старшую школу (9-10-й классы) и окончание школы.

Для формирования полной картины проблемы адаптации школьников необходимо рассмотреть каждый из периодов кризиса в обучении, оценить, насколько важна помощь семьи, учителей и сверстников для преодоления сложностей, связанных с социализацией ребенка.

Периоды кризиса в адаптации к школе связаны с коренным изменением социальной ситуации и позиции развития личности ребёнка. В начале первого класса у малыша впервые возникает осознание своей позиции в обществе, приобретение первого серьезного социального статуса - «ученик». По мере приобретения навыков во взаимодействии со сверстниками, учителями, умения развиваться и взаимодействовать в новой школьной среде у ребенка появляется отчетливая цель занять новое, более взрослое положение в жизни, принять новый социальный статус ученика средней школы.

Необходимо отметить, что у школьников, являющихся сверстниками и обучающихся в одном классе, период адаптации и социализации может не совпадать. Некоторым первоклассникам достаточно первой недели в школьной среде, чтобы адаптироваться к новым условиям, а некоторым - недостаточно и месяцев обучения. Часто это связано с особенностями психического и физического состояния ребенка, характером его социального окружения, особенностями воспитания и умением взаимодействовать со сверстниками и учителями, а также степенью подготовки ребенка к обучению (например, посещение дошкольного учреждения). Следовательно, одноклассники могут находиться на разных уровнях социального развития: дети, еще не преодолевшие период адаптации, являются более уязвимыми и острее воспринимают процесс обучения и нахождения в школьной среде, чем те, кто уже преодолел период адаптации к школе.

Дошкольное развитие детей протекает исключительно разнообразно, школа же предъявляет ко всем одинаковые требования. Несоответствие этим требованиям, отклонение от них оказываются абсолютно нежелательными и могут значительно осложнять жизнь школьника [3, с. 223]. Чтобы мы ни говорили об индивидуальном подходе в обучении, он оказывается практически нереализуемым (и не только из-за того, что в классе 25-30 учащихся).

Несмотря на юный возраст, дети начинают осознавать необходимость общения со сверст-

никами. В результате взаимодействия в детском коллективе первоклассник понимает, что он не является отдельной, обособленной частичкой в школе. Одноклассники занимаются общей деятельностью, проявляют заинтересованность в успехах других, оказывают помощь своим менее успешным товарищам. Это позволяет обеспечивать успешную адаптацию для каждого ученика.

Появление абсолютно новой, неизвестной среды, в которую попадает ребенок, полностью меняет его образ жизни и восприятие общества: появляются новые контакты как с ровесниками, так и со взрослыми. Первый класс - начальный период обучения детей в школе - является одним из наиболее важных и сложных этапов детской адаптации к новым условиям. Ребенок приобретает большой набор обязанностей, требующих от него немалых затрат - как эмоциональных, так и физических. Приобретение нового социального статуса не может не отразиться на внутреннем состоянии начинающего ученика.

Семья - один из базисных социальных институтов, который может помочь ребенку преодолеть трудности на начальном этапе обучения. В связи с кризисом института семьи и изменением родительских и гендерных позиций внутри этой ячейки общества, родители порой не осознают необходимости оказания помощи и поддержки ребенку: они слишком заняты собственными проблемами и делами. Дети таких родителей испытывают особые трудности в начале обучения, период их социализации в школе затягивается, что приводит к серьезному отставанию в учебном процессе.

На этапе поступления в школу, а также в первые месяцы обучения для ребенка особенно важно, чтобы рядом находились опытные и внимательные взрослые, которые способны помочь школьнику преодолеть возникшие сложности.

Ценности и нормы, принятые в семье, на первом этапе адаптации ученик старается применять в школе, так как он еще не обладает необходимыми навыками для успешного участия в учебном процессе. Если семья не дала ребенку базисных знаний и ценностей, необходимых для успешного развития личности, ученик замыкается в себе, теряя возможность социализироваться в новом коллективе.

Адаптация - довольно длительный процесс, который связан с усилением работы всех систем организма ребенка. Месяцы, а не день или неделя требуются для того, чтобы ребенок по-настоящему влился в школьную жизнь.

В современном обществе можно отметить изменение позиции школы, школьных учителей, педагогов. Новая модель образовательного учреждения представляет собой многопрофильный и разнообразный набор всевозможных классов и дополнительных кружков, которые должны не только донести до ребенка знания и выработать у него желание учиться, но и развить дополнительные специфические навыки и умения вне зависимости от индивидуальных психологических и физических особенностей здоровья и развития личности ребенка.

Единообразие требований и подходов к ученикам определяется тем, что существуют одинаковые для всех система и программа обучения, в рамках которых школьники получают знания и осуществляют учебный процесс. Требования к уровню усвоения знаний и выполнения поставленных задач, распорядок учебного дня, критерии оценки, получаемой учениками, становятся тоже едиными для всех без исключения в классе.

Для ребенка принятие нового социального положения связано с изменениями мотивации, становлением его самосознания и самовосприятия, появлением новых ценностей и интересов. Адаптация и социализация ребенка заключаются в становлении его как субъекта учебной деятельности, в активном овладении способами и средствами их реализации [4, с. 114].

На начальном этапе обучения в школе ребенок оказывается перед многообразием сценариев, относящихся ко всем сторонам жизни и учебного процесса: как правильно получать знания и как строить свои отношения с учителями, как обращаться со сверстниками и вести себя в коллективе, как относиться к тем или иным требованиям и многое другое.

От взаимоотношений классного руководителя и школьника на исходном этапе адаптации во многом зависит дальнейшее развитие микроклимата в системе отношений «учитель - ученик», которое является ключевым при адаптации ребенка к школе. В современном обществе учитель для ученика, особенно на начальном этапе обучения, - высший авторитет, лидер, с которым в начальной школе не сравнятся даже родители.

Для того чтобы адаптация первоклассника была успешной, необходимо развивать у школьников эмоционально положительное отношение к совместной деятельности на уроке, то есть желание участвовать в совместной деятельности, позитивные переживания в ее процессе, желание предложить свою помощь товарищу, а также умение принимать помощь от

другого и деловые отношения в совместной деятельности: умение принимать цель совместной деятельности, планировать, договариваться, соотносить свои действия с работой в коллективе, принимать участие в сравнении цели и полученного результата [5, с. 43].

Стремление детей к сотрудничеству с педагогом зависит не только от характера и направленности образовательного процесса, но и от соотношения настроенных к развитию сил ребенка с учебным материалом. Сотрудничество педагога и учащихся определяется как объединение их интересов и усилий в решении различных задач [6, с. 16].

Учитель - не просто взрослый. Педагог выступает как авторитетный наставник, который предъявляет ребенку требование выполнения ряда правил и задач, мобилизации его интеллектуальных, физических и психологических сил. Ученики с малого возраста, как правило, уже верно воспринимают позицию учителя. Они грамотно осознают расстояние между ними, понимают, что социальный статус учителя намного выше, чем, например, статус бабушки и дедушки, что педагог отличается от других взрослых в окружении ребенка. При этом встречаются дети, особенно среди тех, кому еще нет семи лет, которые не осознают особенного положения учителя и своего статуса ученика.

Следующей важнейшей вехой адаптации школьника является окончание начальной школы и переход в среднее звено. На данном этапе хотелось бы остановиться более подробно, так как переход в среднее звено является средним кризисным периодом в обучении ребенка, а следовательно, самым сложным. Появление нового уровня развития самосознания связано со становлением внутренней позиции личности ребенка, которое в дальнейшем определит всю систему взаимоотношений ученика со сверстниками, учителями, родителями, да и миром в целом.

Одной из главных задач адаптационного процесса на данном этапе является соблюдение связи и зависимости между начальной и средней школой, так как средняя школа требует от ребенка моральной готовности к усложнению учебного процесса, появлению новых, незнакомых учителей, новых предметов и требований. Неожиданность резкого увеличения объема получаемой информации может стать угрозой проявления на данном этапе факторов дезадаптации.

С начала обучения в средней школе расширяется понятие «ученик». Теперь оно включает новые требования, задания и не ограничивается

рамками учебного процесса. Если ребенок проявляет активность и желание к усвоению учебной программы, его адаптивные механизмы развиваются очень быстро, ребенок без труда входит в новую школьную среду.

Средний возраст школьника - это этап, когда ребенок может самостоятельно овладеть индивидуальными формами работы, период становления интеллектуальной, познавательной активности ребенка, которая поддерживается соответствующей учебно-познавательной и общественной мотивацией.

Ожидание чего-то нового, неизвестного всегда является тревожным и волнующим. Такое состояние, даже у взрослого, часто сопровождается внутренней напряженностью, скованностью, иногда затрудняющей принятие интеллектуальных, личностных решений.

Достаточно длительный процесс затянувшейся дезадаптации личности может привести к проявлению форм девиантного поведения, агрессии и насилия: ребенок становится неуправляемым, отстает в учебе, не хочет идти в школу, не проявляет интереса при общении с учителем и сверстниками. Многие пятиклассники считают себя взрослыми и самостоятельными и благодаря этому быстро втягиваются в учебную программу и легко адаптируются к новой среде; а другим сложно преодолеть рубежный период и возникающие изменения в школьной жизни, следовательно, процесс адаптации у них замедляется. В такой период дети нередко занимают крайние позиции: проявляют тревогу, становятся робкими, замкнутыми или, наоборот, слишком активными и жизнерадостными.

Для анализа уровня адаптированности учеников, перешедших на новый этап школьной жизни, было проведено исследование среди учителей пятых классов и родителей учеников. Основное внимание в этой связи хотелось бы уделить анализу позиции учителей и классных руководителей школьников, так как именно благодаря коллективу педагогов ребенок может раскрыться и правильно адаптироваться в новой среде. Интервью было охвачено 12 классных руководителей, 6 учителей-предметников и 3 социальных педагога из трех СОШ г. Нижнего Новгорода (СОШ № 45, СОШ № 7, СОШ № 3). В исследовании приняли участие только женщины-педагоги. По итогам интервью можно сформировать достаточно полную картину адаптации детей к среднему звену школы.

Классные руководители утверждают, что одним из основных факторов, влияющих на адаптацию ребенка к школе, является наличие у

него желания учиться: «Есть дети, в глазах которых «горит огонек». Сразу видна их активность в учебном процессе. Готовые к школьному процессу дети пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Неготовые дети концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя» (классный руководитель, женщина, 43 года, стаж работы - 20 лет).

Готовность и желание детей посещать школу могут быть связаны с явлениями, не имеющими прямого отношения к учению. Такие факторы, как покупка новой одежды, нового ранца, пенала, новых тетрадок, учебников, повышенное внимание со стороны родителей в течение ученого года могут играть важную роль для ребенка: «Первое, чем дети занимаются, придя в школу после каникул, хвалятся новыми вещами друг перед другом. Причем это относится и к мальчикам, и к девочкам. Они даже часто с гордостью показывают «обновки» мне, со словами, что им очень хотелось идти в школу» (классный руководитель, женщина, 28 лет, стаж работы -6 лет). Дети конкурируют между собой, оценивают, у кого что новее и лучше, ярче и красочнее. Это может тоже влиять на желание/нежелание ребенка посещать школу и общаться с детским коллективом.

Воспитание детей - забота не только учителей, одну из важнейших ролей играют родители. Воспитание в семье - лишь часть общественного воспитания, но часть весьма обширная и уникальная. Иногда она может дать ребенку гораздо больше, чем все другие социальные институты вместе. Для выявления особенностей влияния родителей на становление личности ребенка и адаптацию его к новой среде необходимо обратиться к мнению эксперта -социального педагога.

«Уникальность семьи состоит в том, что она дает «первые уроки жизни», которые закладывают основу для руководства к действиям и поведению в будущем» (социальный педагог, женщина, 32 года, стаж работы - 7 лет). «Семейное воспитание очень результативно, оно осуществляется непрерывно и одновременно охватывает все стороны формирующейся личности» (социальный педагог, женщина, 24 года, стаж работы - 2 года). Следовательно, внутрисемейные связи, и в частности семейное воспитание, строятся на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Речь идет не только о естественных чувствах любви и доверия между ребенком и родителями, но и об ощущении детьми своей безопасности, защищенности, необхо-

димости, возможности делиться переживаниями, получать помощь от взрослых.

Рассматривая взаимодействие школы и семьи с точки зрения учителей, необходимо заметить, что классные руководители почти всегда знают семейный статус учеников, при поступлении детей в пятый класс знакомятся с родителями, выясняют состав семьи, то, насколько комфортно ребенку дома: «Я знаю, с кем живет каждый ребенок из моего класса и в какой обстановке. Есть ли у него отдельная комната, рабочий стол и оборудованное учебное место» (классный руководитель, женщина, 43 года, стаж работы - 20 лет). Учителя-предметники, напротив, практически не интересуются семьями учеников, для них важен только учебный процесс: «Нет, я не знаю, в каких условиях живут ученики, у меня нет такой задачи. Главное, дать им знания» (учитель математики, женщина, 32 года, стаж работы - 5 лет).

Сразу необходимо отметить, что классные руководители сильно привязываются к детям во время обучения: «Мне очень грустно, когда приходится расставаться с кем-то из детей. Они становятся для меня родными» (классный руководитель, женщина, 28 лет, стаж работы - 6 лет). Большое влияние на учеников оказывает эмоциональное состояние учителя. Педагоги, возраст которых превышает 40 лет, переживают за детей больше, чем молодые педагоги (возраст до 35 лет). Учителя-предметники практически не привязываются к детям. Они знают их по именам, однако вдаваться в подробности их жизни не хотят (учитель математики, женщина, 32 года, стаж работы - 5 лет).

В то же время большинство учителей-предметников не хочет, чтобы родители вмешивались в их работу в классе: «Я считаю, что учебный процесс в школе нельзя смешивать с родительским воспитанием. Семья должна быть дома. Учителя в школе. Никакая из сторон не должна вмешиваться в действия другой» (учитель математики, женщина, 34 года, стаж работы - 10 лет). Данная категория педагогов склонна к сохранению дистанции между собой и родителями.

Все классные руководители, без исключения, считают необходимым поддерживать открытые и тесные взаимосвязи с семьями учеников. Они знают, что обучение в школе - коллективная работа учителей и родителей. Необходимо учитывать, что взаимосвязь с родителями является крайне важной для развития способности каждого ученика комфортно чувствовать себя в школе и коллективе сверстников. Педагоги, которые адекватно оценивают эту ситуа-

цию, будут стараться достичь положительных взаимоотношений с родителями учеников и поддерживать теплый климат в классе: без напряжения, дружеский, основанный на взаимной помощи и поддержке.

Рассматривая признаки, по которым можно определить степень адаптированности ребенка к школе, классные руководители отмечают удовлетворенность процессом обучения, то, насколько легко ребенок справляется со школьной программой и учебным процессом. «Если ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность или недопонимание» (классный руководитель, женщина, 43 года, стаж работы - 20 лет).

Учителя-предметники отмечают степень самостоятельности ребенка при выполнении учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому: «Дети всему должны учиться сами. Сами должны преодолевать трудности, сами должны тянуться к учебе, сами должны просить о помощи, если что-то не получается» (учитель математики, женщина, 34 года, стаж работы - 10 лет). В начальной школе ученики втягиваются в коллективное выполнение уроков в классе вместе с педагогом и не хотят делать домашние задания одни. В таком случае сразу необходимо обозначить рамки помощи таким детям и постепенно уменьшать ее.

Самым важным фактором, влияющим на адаптацию детей, по мнению классных руководителей и учителей-предметников, является удовлетворенность учеников взаимоотношениями со сверстниками, друзьями и учителями. В пятом классе часто бывает так, что дети попадают в новый, незнакомый коллектив. Ребенку сложно войти в новую группу учеников, особенно если большая часть класса - сплоченная группа хорошо знакомых учащихся.

Рассматривая вопрос о несовершенстве школьной системы обучения, классные руководители и учителя-предметники выделили ряд аспектов, которые в том числе можно отнести к факторам дезадаптации личности. Ниже представим данные, полученные методом обобщения информации из интервью.

- Макросоциальный и микросоциальный факторы. Микросоциальный фактор включает влияние окружения, оказывающее негативное воздействие на ребенка, отсутствие положительных взаимоотношений с ровесниками в школьном коллективе. Макросоциальный фактор учитывает искажение восприятия ценностей, норм и идеалов в обществе, пропаганду

внутрисемейного и школьного насилия, безжалостности, бессердечности и жестокости.

- Психический и психологический факторы. Трактуются как различные выражения психических и психологических отклонений и нарушений, проявлений девиантного поведения, появление форм дезадаптации и патологии личности, задержки психического и психологического развития.

- Физический фактор. Включает хронические или приобретенные физические заболевания и отклонения, нарушения опорно-дви-гательно аппарата, слуха, зрения, речи и любые проявления заболеваний, оказывающих влияние на правильность и успешность адаптации ребенка к школе.

- Фактор семьи. Охватывает положительную или, наоборот, неблагоприятную материальную, бытовую и эмоциональную ситуацию в семье, положение ребенка внутри семьи, наличие внутрисемейного насилия, заброшенность ребёнка или, наоборот, гиперопеку.

- Фактор школы. Подразумевает наличие одинаковых требований к ученикам, отсутствие индивидуального подхода к каждому ребёнку, особенно к тем, кто нуждается в помощи и поддержке.

Данные факторы могут быть актуальны для любого из рубежных периодов адаптации и социализации ребенка к школе.

Классные руководители смогли выделить три группы детей пятого класса с различной степенью адаптированности к школе.

Первая группа — дети, у которых период социальной адаптации к школе связан с серьезными трудностями в освоении учебной программы. У них отмечаются отрицательные формы поведения, наблюдается резкое проявление отрицательных эмоций, они ведут себя грубо, агрессивно и несдержанно. Именно на данную группу детей чаще всего жалуются учителя и родители. Частые проблемы в учебе, отсутствие взаимоотношений с учителем и сверстниками создают отчужденное и негативное отношение ребенка к школьному обучению. Таких детей можно считать «группой риска», у которой отмечается несформированное отношение к педагогам и учебному процессу и «внутренней позиции школьника». Если вовремя не помочь ребенку преодолеть возникшие трудности и не поддержать его в период адаптации к школе, сложившаяся ситуация может привести к психологическому и эмоциональному срыву, задержке в развитии, замкнутости и отчуждении ребенка от общества, что может негативно сказаться и на его физическом здоровье.

Вторая группа детей со средней степенью адаптированности проходит более длительный период приспособления к новым условиям: дети не могут адекватно принять ситуацию обучения, не воспринимают общение с учителем и сверстниками, замыкаются в себе, испытывают трудности в учебном процессе.

Третья группа детей, имеющих высокую степень адаптированности, приспосабливается к школе в течение первых двух месяцев обучения. Такие ученики быстро вливаются в новый коллектив, легко осваивают школьную программу, приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение и позитивный настрой, они доброжелательны, общительны, добросовестно выполняют все требования и задания учителя.

В этот период общение с учениками определяется многими сторонами их личностного развития, появляются притязания, формируется достаточно устойчивый статус ученика. На эмоциональное самочувствие ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебной деятельности и взаимоотношения с учителями [7, с. 39].

Ученики 5-х классов должны быть готовы к установлению новых, более «взрослых», чем были раньше, взаимоотношений с учителями и одноклассниками. Сложность перехода из начальной школы в среднее звено у школьников связана с появлением новых классных руководителей и учителей-предметников, разнообразием и сложностью их требований, с проведением занятий в разных кабинетах, с необходимостью вступать во взаимодействие со старшеклассниками.

Переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства - достаточно стабильным и спокойным периодом развития. Большинство детей относит это событие к важнейшим в своей жизни. Появление учителей-предметников с разными требованиями, заданиями, разными характерами, разным стилем и особенностями отношения к детям является для них важным показателем их взросления и ощущения себя полноценными «взрослыми». Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь и учебный процесс, наладить неудачные отношения с педагогами и сверстниками.

В период адаптации при переходе в новую учебную среду дети могут стать более тревожными, взволнованными, замкнутыми или, напротив, чрезмерно шумными, суетливыми, непоседливыми. У них может снизиться уро-

вень работоспособности, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, могут отвлекаться по пустякам.

Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенным обезличиванием подхода педагога к школьнику [8, с. 29]. Большое количество новых, незнакомых педагогов может создать для ребенка стрессовую ситуацию, приводящую к сложности восприятия школьного процесса и новой учебной среды. Ученик впервые оказывается в сложной ситуации вариативности требований, и если он научится соблюдать эти требования, правильно их анализировать и воспринимать и преодолевать связанные с ними трудности, то овладеет максимальной степенью адаптированности к новым условиям и взрослой жизни.

У некоторых учеников пятого класса на почве появления сложностей в учебном процессе может проявляться ощущение одиночества, отчужденности в новой среде. Часто такое бывает с детьми, которые в домашней обстановке привыкли к повышенному вниманию и гиперопеке взрослых. Такое состояние может сопровождаться плачем, слезами и капризами ребенка, так как таким образом он пытается привлечь к себе внимание. Сложности в процессе обучения у пятиклассников может вызывать необходимость на каждом уроке приспосабливаться к темпу и скорости разговора, чтения, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Помощь родителей для ребенка очень важна в преодолении сложностей учебного процесса, особенно на первых этапах обучения, когда школьник сам неспособен разобраться со множеством разнообразных домашних заданий.

Социально-экономические условия развития современного общества во многом отражаются не только на взрослых, но и на детях. Находясь в атмосфере кризиса и низкого материального состояния дома, дети попадают под негативное влияние тревожности взрослых. Низкое эмоциональное состояние оказывает огромное воздействие на все стороны жизни ребенка. От него зависит то, как школьник будет преодолевать трудности, возникшие во время учебного процесса, как будет переживать неудачи и потери в ходе учебного процесса.

Существует категория детей, которые совершенно не вписываются в систему современных школьных отношений. Такие дети полностью не реализуют себя в учебном и личностном плане. Наличие такой категории может свидетельствовать о трудностях, которые не может преодолеть ребенок в ходе школьного

обучения. Необходимо заметить, что наличие факторов дезадаптации может никак не отразиться на успеваемости и дисциплине ученика, однако оно полностью затронет эмоциональный и психологический уровень развития ребенка.

Одна из важнейших проблем, которая возникает при переходе ученика из среднего звена в старшую школу, - трудность адаптации в новом коллективе, так как, как правило, десятый класс включает лишь малую часть тех, кто учился с ребенком ранее. Некоторые ученики полностью меняют школу на лицей, гимназию или колледж, часть учеников переходит в параллельный класс этой же школы, какие-то классы объединяют между собой, куда-то приходят новые ученики. В итоге классный коллектив кардинально меняет свою структуру и оказывается совершенно другим по сравнению с тем, каким его привык видеть ребенок.

На третьем, рубежном этапе перехода в старшее звено школы степень адаптивности ребенка определяется уровнем овладения школьной программой, специфическими и профильными знаниями; умениями и навыками, необходимыми для взаимодействия внутри школьной среды.

Сегодня заметна тенденция: уход из девятого класса в основном слабоуспевающих учеников, которым было тяжело «тянуть» учебный процесс, приводит к увеличению доли школьников со средним интеллектуальным уровнем. Данная ситуация не всегда адекватно воспринимается родителями, стремящимися к тому, чтобы их ребенок после школы учился в престижном заведении. Они не понимают причин изменений положения своего ребенка в классе, который при переходе в новую школу или гимназию внезапно становится замкнутым и агрессивным. Причина в том, что ребенок, который хорошо учился или даже был отличником в своем старом классе, может оказаться на среднем уровне или даже перейти в ранг более слабых. Соответственно, тот, кто всегда был «хорошистом», может обнаружить себя в списке «троечников».

В старшем звене школы особо важными являются способность, желание и стремление ребенка принимать участие в том, что делают другие, приспосабливаться к условиям коллектива и принимать позицию большинства. Без принятия такой позиции невозможно существование отдельной личности и правильное развитие ее в социальной группе и социальной среде.

Старшая ступень школьного обучения предъявляет особо высокие требования к адаптации школьников. Сложность в преодолении

этого барьера заключается в возможном снижении уровня успеваемости, полной загрузке ребенка дополнительными курсами для сдачи ГИА и ЕГЭ или курсами для поступления в вуз, становлении ребенка как личности в гендерном плане, появлении поведенческих и дисциплинарных изменений.

У старшеклассников формируются две системы взаимоотношений, различных между собой: одна - со взрослыми, учителями и родителями, другая - со сверстниками и одноклассниками. Данные системы нередко вступают в противоречие друг с другом, так как школьник начинает путать и смешивать границы этих категорий.

Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам [9, с. 116].

Часто недостаточно серьезное и адекватное отношение к своей роли и обязанностям, отсутствие способности самостоятельно принимать правильные решения и действовать в экстренных ситуациях может выступать фактором проявления дезадаптации школьников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Напряженная обстановка в школьном коллективе может являться одной из главных причин ухода учащегося из школы. Во многом это связано с трудностью преодоления нового жизненного этапа, так как немногие способны самостоятельно, без поддержки родителей и учителей, безболезненно пройти этот этап. Однако отчужденность такого подростка в классе может быть не только причиной, но и следствием того, что он стоит в стороне от коллектива, пренебрегает его целями и нормами поведения.

Факторы, оказывающие влияние на социальный статус ученика старших классов среди сверстников, многообразны по своей природе. Важными аспектами выступают воздействие на сверстников (влияние которого увеличивается с каждым годом); физическая сила; нравственные и ценностные качества, нормы, обычаи и привычки, которые проявляются в самом общении и взаимодействии детей; кроме этого, необходимо отметить уровень интеллектуального развития и обучения в школе, то, насколько близким оказывается уровень семейного и социального положения детей; внешняя привлекательность или наличие физических/психических недостатков; стремление и умение командовать и руководить сверстниками либо проявление авторитарных качеств личности. Каким бы из факторов ни определялся социальный статус подростка в коллективе, он оказывает сильней-

шее воздействие на его поведение и самосознание и адаптацию к новым условиям.

Говоря о роли школьного педагога, необходимо отметить, что он не всегда способен выявить и определить нетипичное, иногда даже дезадаптивное поведение старшеклассника в школе и коллективе. В подобной ситуации необходимы мобилизация сил учителя, своевременное изучение состояния дезадаптированного ребенка и поиск путей для оказания ему помощи и поддержки в преодолении возникших трудностей. Правильный подход учителя в данной ситуации способен вывести ребенка из состояния кризиса и помочь ему адаптироваться в новых условиях школьной среды. Однако учитель не всегда хорошо знает ребенка, его привычки и увлечения, не всегда способен замечать изменения в поведении в различных меняющихся условиях.

Статус и авторитет учителей и классного руководителя уменьшается по мере поступления учеников в учреждения довузовской подготовки. Ученики знакомятся с новым коллективом, новыми преподавателями, получают знания на ранг выше, чем те, что они получают по школьной программе. Старшеклассники чувствуют свою самостоятельность и обособленность от учителя, меньше прислушиваются к его мнению.

Роль родителей на данном этапе остается очень важной. Семья должна помочь ребенку выбрать профессию и специальность, по которой он будет учиться в вузе, и приложить максимум усилий для успешного окончания ребенком школы. Однако не все дети понимают и правильно принимают заботу родителей. Многие ученики старшей школы считают себя взрослыми и самостоятельными личностями и не хотят учитывать мнения семьи. Встречается категория родителей, которые, наоборот, сами считают своих детей способными к принятию осознанных решений. Они полагают, что девятиклассник уже преодолел все периоды кризиса и готов к самостоятельной жизни, забывая, что переход в старшую школу может сопровождаться кризисом и возможной десоциализацией ребенка.

Нельзя обойти стороной вопрос о гендерном кризисе школьника (13-16 лет), который может проходить по-разному в зависимости от психологического состояния ребенка. Родители должны четко отследить данный период и помочь в его прохождении.

Семья не должна забывать, что ее дети требуют заботы и внимания на каждом этапе обучения в школе. Если период кризиса и адапта-

ции будет пропущен, есть вероятность усугубления развития личности и ее дальнейшее нарушение. Ребенок может замкнуться, стать агрессивным, его могут сопровождать неудачи в учебном процессе.

Совместные, комплексные усилия всех групп, взаимодействующих со школьниками, то есть учителей, родителей, сверстников, социальных педагогов и психологов, способны снизить уровень риска и возможность появления у ребенка признаков школьной дезадаптации и трудностей обучения и освоения школьной программы.

Взаимодействие внутри коллектива одноклассников накладывает определенный отпечаток на становление и развитие личности ребенка. Школьники обращают внимание на то, как ведут себя сверстники.

На многих этапах развития российского общества семья являлась важнейшим социальным институтом, выступающим за сохранение жизненных ценностей, норм и установок и передачу их из поколения в поколение.

Нельзя недооценивать роль семьи на всех этапах школьной адаптации. Родители, семья всегда должны оставаться главными агентами социализации для ребенка. Ни на одном этапе обучения нельзя считать, что ребенок самостоятелен и сам может преодолеть трудности. Всегда нужно оказывать необходимую поддержку и помощь, быть рядом со школьником, несмотря на ситуацию внутри семьи и возникающие материальные и экономические трудности.

Родители, чьи дети не посещали дошкольные учреждения, должны быть внимательными при соблюдении режима дня первоклассников, которым необходимо рано вставать в школу, учиться правильно распределять запас сил и энергии на день. Ребенок, посещавший дошкольное учреждение, уже хотя бы частично адаптирован к раннему подъему и новому распорядку дня.

Для полноценного развития и становления личности ребенка необходимо полностью исключить такой фактор, как насилие, оказывающий огромное влияние на ученика. Насилие может быть как внутрисемейным, так и школьным. Внутрисемейное насилие проявляется в оказании психологического или физического давления на ребенка, причем данное давление не всегда может быть аргументированным со стороны родителей. Часто в семьях, где встречается насилие, родителей самих воспитывали методом «кнута» бабушки и дедушки школьника. Мать и отец лишь проецируют данный подход в воспитании на собственных детей, не все-

гда осознавая, что это может стать губительным для их ребенка.

Школьное насилие может проявляться на всех рубежных периодах развития личности ребенка. Ребенок может не только выступать жертвой насилия, но и сам проявлять качества агрессора по отношению к более слабым сверстникам или младшим школьникам. Данную тенденцию можно объяснить сложностью освоения ребенком уровней адаптации личности. Часто бывает так, что ребенок, сам неспособный преодолеть сложности, выплескивает обиду и злость на других. К детям, ставшим объектами насилия или агрессии, в любой социальной среде нужен особый подход, им требуется своевременное оказание помощи, так как с возрастом тенденция к применению насилия может только усугубиться и перерасти в более жестокую форму.

Необходимо обращать внимание на количество детей в семьях. В современном обществе большая часть семей, особенно если рассматривать семьи первоклассников, воспитывает одного ребенка. Дети, в окружении которых только взрослые, обгоняют сверстников в интеллектуальном развитии, им проще и легче дается учебный процесс, но такие дети проигрывают в опыте взаимоотношений и общения со сверстниками, коммуникабельности, в умении прийти на помощь другу, вступиться за него, наладить контакты, поделиться тем, что есть у него, но нет у сверстника.

Воспитание нескольких детей - это своеобразная школа социализации и адаптации на начальном, еще дошкольном этапе получения знаний. Если родители смогут грамотно помочь своему ребенку стать активным и научиться приспосабливаться к новым условиям, это будет для него большой поддержкой при переходе с одного этапа обучения на другой. Желательно, чтобы «начальная» школа жизни была именно семейной, щадящей, а не жестокой дворовой, которая иногда подавляет и калечит ребенка [1, с. 397].

Следует отметить, что на первом этапе обучения большую роль в качестве агента социализации выполняет семья. Ребенок еще не знаком с особенностями школьного обучения, новыми взрослыми и сверстниками. Именно семья становиться главной опорой и поддержкой на данном этапе адаптационного процесса.

В среднем школьном звене акцент смещается на активную роль учителей и классных руководителей в процессе социализации и адаптации школьников. Учителя набирают должный авторитет, становятся главными руководителями в жизни школьника. Опасность дезадапта-

ции на данном этапе заключается в нежелании или невозможности классного руководителя найти правильный подход к сложной личности ребенка.

В старших классах роль семьи и учителей отходит на второй план, все больший авторитет приобретает мнение сверстников и одноклассников. Ученики находятся в такой возрастной категории, когда обманчиво чувствуют себя взрослыми и самостоятельными, считают, что сами способны принимать решения. Дезадаптация в данный период возможна в случае расхождения с мнением большинства одноклассников.

Говоря об адаптации ребенка к школе на любом этапе школьного обучения, нельзя забывать о том, что адаптация и социализация личности может проявляться как существенное приспособление школьника к новой среде, новому коллективу, новым требованиям и навыкам, овладение которыми происходит с помощью различных социальных средств и социальных групп (учителя, родители, сверстники). Школьник должен стремиться к осознанию необходимости изменений в окружающей его социальной среде, стремиться к развитию и совершенствованию полученных знаний, формированию новых способов поведения и взаимодействия, направленных на улучшение отношений с окружающими.

Для достижения максимальной адаптации школьника на любом этапе обучения необходимо отслеживать процесс оптимизации взаимоотношений ученика и группы, сближение позиций и целей их деятельности, ценностных ори-ентаций и норм, усвоение индивидом норм и правил группы, в которой он находится.

От успешности протекания процесса и результата освоения школьником новых социальных ролей и позиций, вхождения в новую школьную среду зависит дальнейшее развитие личности ребенка во взрослой жизни.

Список литературы

1. Саралиева З.Х., Балабанов С.С. Дети как жизненная ценность россиян // Россия реформирующаяся. Ежегодник. Вып. 8. М.: Институт социологии РАН, 2009. С. 394-407.

2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе М.: Совершенство, 1997. 298 с.

3. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб.: Речь, 2003. 384 с.

4. Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И., Верясова Е.С. Социология дошкольного детства. Труды по социологии образования. Т. XVII.

Вып. XXIX. М.: Институт социологии образования РАО, 2013. 167 с.

5. Шкуричева Н. Совместная деятельность -успешная адаптация // Начальная школа: газ. издательского дома «Первое сентября». 2007. № 14. С. 43-46.

6. Недрогайлова Е.А. Сотруднические отношения с детьми в процессе обучения // Начальная школа. 2007. № 10. С. 13-18.

7. Юдина С.Ю. Когда школьник становится учеником // Начальная школа до и после. 2004. № 8. С. 37-49.

8. Цукерман Г.А. Переход из начальной школы в среднюю как психологическая проблема // Вопросы психологии. 2001. № 5. С. 28-36.

9. Жуков В.И. Теория и методика социальной работы. М.: Союз, 1994. 215 с.

SOME PROBLEMS OF SCHOOL ADAPTATION OF CHILDREN D. V. Shlykova

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

We examine some problems of adaptation of students to the school at different stages of learning: in the first, fifth and tenth grades. The period of a child's adaptation has its own specific features at every stage. Each category of students is at the threshold crisis stage. The child's personality development and socialization in society depend on the success of the adaptation period to school. An essential factor for the child's adaptation to school is the interaction with teachers and classmates. Class teachers and subject teachers are a special group that influence adaptation and socialization of the child at the stage of interaction with the school. Teachers should provide encouragement and support for each child in the class to help them overcome difficulties.

Keywords: adaptation, socialization, maladjustment, school, family, social pedagogue, subject teachers, class teacher.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.