Научная статья на тему 'Деятельность социального педагога по адаптации учащихся первых классов к общеобразовательной школе'

Деятельность социального педагога по адаптации учащихся первых классов к общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2630
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / SOCIAL WORKER / ПЕРВОКЛАССНИК / GRADER / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закирова Альфия Борисовна, Синагатуллин Ильгиз Миргалимович, Рязанова Анастасия Алексеевна

Цель : изучить деятельность социального педагога по адаптации учащихся первых классов к общеобразовательной школе. Методы : общенаучные методы познания (анализ, синтез, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей) и основные методы эмпирического исследования: анкетирование, беседа, теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ нормативно-правовых документов; наблюдение; методы математические статистики (подсчет процентного соотношения), качественный анализ результатов. Результаты : на основе изучения психолого-педагогической литературы и анализа социально-педагогической деятельности социального педагога, определены направления работы с детьми по адаптации ребенка к школе, предложены программа и рекомендации по адаптации учащихся первых классов к общеобразовательному учреждению. Научная новизна : в статье исследована деятельность социального педагога по адаптации первоклассников к общеобразовательному учреждению. Практическая значимость : основные положения и выводы статьи могут быть использованы учителями, воспитателями, социальными педагогами, педагогами-организаторами по адаптации ребенка к условиям учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Закирова Альфия Борисовна, Синагатуллин Ильгиз Миргалимович, Рязанова Анастасия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF THE SOCIAL TEACHER FOR THE ADAPTATION OF PUPILS OF THE FIRST CLASSES TO SECONDARY SCHOOL

Objective: to study the activity of the social teacher on the adaptation of students of the first grade to secondary school. Methods: General scientific methods of cognition (analysis, synthesis, generalization, systematization, identification of causal relationships) and basic methods of empirical research: surveys, discussions, theoretical analysis of the literature on the research problem, the analysis of legal documents; supervision; methods of mathematical statistics (calculating percentages), qualitative analysis of the results. Results: based on the study of psychological and pedagogical literature and analysis of socio-pedagogical activity of the social teacher, defined the directions of work with children on the child's adaptation to school, the proposed program and recommendations for the adaptation of pupils of the first classes to educational institutions. Scientific novelty: the article studies the activity of the social teacher on adaptation of first-graders to educational institutions. Practical relevance: the main provisions and conclusions of the article can be used by teachers, Tutors, social teachers, teachers-organizers on the child's adaptation to the conditions of the companies.

Текст научной работы на тему «Деятельность социального педагога по адаптации учащихся первых классов к общеобразовательной школе»

Zakirova Alfiya Borisovna, Sinagatullin Ilgiz Mirgalimovich, Ryazanova Anastasia Alekseevna ACTIVITY OF THE SOCIAL TEACHER FOR THE ADAPTATION OF PUPILS ...

pedagogical sciences

УДК 37.031

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ К ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© 2017

Закирова Альфия Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Социальной педагогики и социальной работы» Синагатуллин Ильгиз Миргалимович, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогики и методики начального и дошкольного образования» Рязанова Анастасия Алексеевна, студент социально-гуманитарного факультета Башкирский государственный университет, филиал в г. Бирск (452450, Россия, Бирск, улица Интернациональная, 10, e-mail: [email protected])

Аннотация. Цель: изучить деятельность социального педагога по адаптации учащихся первых классов к общеобразовательной школе. Методы: общенаучные методы познания (анализ, синтез, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей) и основные методы эмпирического исследования: анкетирование, беседа, теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ нормативно-правовых документов; наблюдение; методы математические статистики (подсчет процентного соотношения), качественный анализ результатов. Результаты: на основе изучения психолого-педагогической литературы и анализа социально-педагогической деятельности социального педагога, определены направления работы с детьми по адаптации ребенка к школе, предложены программа и рекомендации по адаптации учащихся первых классов к общеобразовательному учреждению. Научная новизна: в статье исследована деятельность социального педагога по адаптации первоклассников к общеобразовательному учреждению. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы учителями, воспитателями, социальными педагогами, педагогами-организаторами по адаптации ребенка к условиям учреждения.

Ключевые слова: адаптация, социальный педагог, первоклассник, социально-педагогическая деятельность.

ACTIVITY OF THE SOCIAL TEACHER FOR THE ADAPTATION OF PUPILS OF THE FIRST CLASSES TO SECONDARY SCHOOL

© 2017

Zakirova Alfiya Borisovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department

"Social pedagogy and social work" Sinagatullin Ilgiz Mirgalimovich, doctor of pedagogical Sciences, Professor

«Pedagogy and methods of primary and pre-school education» Ryazanova Anastasia Alekseevna, student of social and humanitarian faculty Bashkir State University, branch of Birsk (452450, Russia, Birsk, street International, 10, e-mail: [email protected])

Abstract. Objective: to study the activity of the social teacher on the adaptation of students of the first grade to secondary school. Methods: General scientific methods of cognition (analysis, synthesis, generalization, systematization, identification of causal relationships) and basic methods of empirical research: surveys, discussions, theoretical analysis of the literature on the research problem, the analysis of legal documents; supervision; methods of mathematical statistics (calculating percentages), qualitative analysis of the results. Results: based on the study of psychological and pedagogical literature and analysis of socio-pedagogical activity of the social teacher, defined the directions of work with children on the child's adaptation to school, the proposed program and recommendations for the adaptation of pupils of the first classes to educational institutions. Scientific novelty: the article studies the activity of the social teacher on adaptation of first-graders to educational institutions. Practical relevance: the main provisions and conclusions of the article can be used by teachers, Tutors, social teachers, teachers-organizers on the child's adaptation to the conditions of the companies.

Keywords: adaptation, social worker, grader, socio-pedagogical activity.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проблема адаптации учащихся первых классов к общеобразовательной школе - одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.

Перед поступлением в школу каждый ребенок испытывает необъяснимое волнение, объясняется это тем, что он вступает в новую жизнь, отличающуюся от условий детского сада. Встречаются случаи, когда ребенок в младших классах следует не своему собственному мнению, а подчиняется большинству. Поэтому появляется необходимость в помощи ребенку в этот трудный жизненный период обретения себя, нужно научить его самому отвечать за совершенные им поступки. Существует достаточно оснований для утверждения, что именно положительные пути адаптации впоследствии способствуют и ведут к успешному обучению в школе.

Дальнейшая успеваемость ученика во многом будет зависть от того, как он начнет учиться. Вследствие этого проблема адаптации первоклассников в школе не утрачивает своей актуальности, требует постоянного и непрерывного внимания и дальнейшего раскрытия.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразре-

шенных раньше частей общей проблемы. Над вопросами изучения адаптации детей к школе на протяжении многих лет работали и работают ученые различных сфер деятельности, также педагоги, школьные гигиенисты, психологи, физиологи, медики. Среди них Ш.А. Амонашвили [1], Г.М. Андреева [2], Д.Б. Эльконина [3], Л.С. Выготский [4], М.М. Безруких [5], Н.Ф. Голованова [6], А.С. Белкин [7], В.И. Загвязинский [8].

Так, в трудах Цыба Н.В., Старцевой Г.И. [9] рассматривается система адаптации первоклассников как педагогическая технология. Такие авторы как, Цукерман Г.А. [10], Шинина Т.В. [11] изучили основные школьные трудности адаптации ребенка к школе, индивидуальные особенности социализации детей. Кроме того, Перекатьева О.В. [12], Белкин А.С., Вискунов В.Н. [13] в своих работах рассматривают роль родителей по адаптации ребенка к школе и обобщают опыт работы с родителями в начальной школе.

В данной статье авторами рассматривается социально-педагогическая работа по адаптации учащихся первых классов к общеобразовательной школе.

В рамках реализации исследования был суммирован опыт деятельности социального педагога в общеобразовательной школе. Предполагается, что такое развернутое изучение предоставит возможность определить имеющиеся проблемы процесса адаптации первоклассников

педагогические науки

Закирова Альфия Борисовна, Синагатуллин Ильгиз Миргалимович, Рязанова Анастасия Алексеевна ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ...

к школе и наметить пути их решения.

Формирование целей статьи (постановка задания). Основная цель данной научной статьи изучить деятельность социального педагога по адаптации учащихся первых классов к общеобразовательной школе, которое имело перед собой следующие задачи: раскрыть сущность и содержание понятия «адаптация»; рассмотреть особенности адаптации первоклассников к школе; раскрыть содержание деятельности социального педагога по адаптации детей младшего школьного возраста к общеобразовательной школе; исследовать уровень адаптации младших школьников; предложить программу социально - педагогической деятельности по адаптации учащихся первых классов к общеобразовательной школе; предложить рекомендации для родителей по адаптации первоклассников к школе.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В социально - педагогической литературе понятие «адаптация» можно рассмотреть как процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребёнка. Детям дошкольного возраста присуща беспечность, беззаботность, жизнь в игре. А придя в школу, у ребёнка появляется множество требований и обязанностей: ходить каждый день в школу, учиться, заниматься на уроке тем, что скажет учитель, выполнять домашние задания и т.д. Начало обучения в школе меняет весь образ жизни ребёнка, первые дни в школе очень трудны для всех детей. Но, несмотря на все трудности, ребёнок гордится тем, что он стал школьником, стал взрослым [14].

Неготовность ребёнка к школе можно обнаружить в первый год обучения, которая проявляется в повышенной тревожности, страхах, которые переходят в школьные неврозы и в хроническую неуспеваемость. Многие дети худеют, плохо спят, у многих головные боли, повышенная усталость, нежелание посещать школу. Важно создать условия, при которых описанные трудности не будут влиять на успеваемость ребёнка, а наоборот способствуют благоприятному ходу адаптации младших школьников к школе [15].

Успешная социализация и адаптация детей требует для своего осуществления взаимодействие положительной среды и положительной личности, то есть личность должна обладать устоявшимися взглядами, ценностными ориентациями. На формирование положительной среды и личности влияют[16]:

- семья, которые должны эмоционально поддерживать своих детей, уделять больше внимания к успехам и неудачам, поощрять старания первоклассников;

- система образования, которая создает условия для воспитания, обучения.

- педагогический коллектив. Учитель играет очень важную роль в проблеме адаптации первоклассников. Он должен быть спокойным, сдержанным, чтоб расположить к себе школьников; помочь детям наладить отношения со сверстниками; в первые месяцы учитель должен вызывать к доске уверенных в себе детей, которые сами проявляют активность; не указывать на недостатки и ошибки детей; необходимо учитывать индивидуальные способности ребенка; на уроке вид деятельности должен меняться, проходить в игровой форме.

Основным содержанием работы социального педагога в школе является [17]:

1. Работа с отдельными школьниками, которая включает в себя: изучение совместно с психологом состояния здоровья, отношений, интересов, характера, познавательных особенностей, семейных условий и внешкольного общения школьника; помощь в социализации школьников через стимулирование и организацию их участия в кружках, клубах, секциях; непосредственное общение со школьниками; помощь школьников в преодолении учебных трудностей, проблем в учебной работе; координация информационных интересов школьни-

ка (чтение, кино, видео).

2. Работа с классными руководителями: подготовка творческих и коллективных совместных дел школьников; воспитание культуры общения школьника посредством специально организованных занятий; проведение развивающих коллективных мероприятий, экскурсий, посещение театра, концертов, выставок и пр.; формирование общественного мнения коллектива с помощью групповых дискуссий, обсуждения дел, проблем и ситуаций, касающихся жизни в классе.

3. Организация и создание воспитывающей среды и повседневного школьного быта: совместная разработка с ребятами правил (законов) общения в классном и школьном коллективе и вне его и др.

4. Работа с родителями учащихся. Социальный педагог встречается с семьёй будущего первоклассника, беседует с ребёнком, дает рекомендации родителям.

5. Профилактическая работа с детьми. Социальный педагог помогает младшим школьникам приобрести недостающие навыки для обучения в школе, помочь в общении с одноклассниками. Социальный педагог помогает детям в приобретении навыков коллективной работы, формирует у детей толерантность, умение понимать другого человека, учит уступать друг другу. С этой целью могут применяться индивидуальные и групповые технологии адаптации, очень эффективны игровые технологии, коллективные познавательные игры.

Социальный педагог, работая в школе, на первом этапе должен проводить социальную диагностику младших школьников, её задача выявить степень готовности ребёнка к обучению в ходе поступления в школу [18]. По результатам констатирующего эксперимента было выявлено, что среди младших школьников выявлен в целом низкий уровень адаптации, который выражается в неблагоприятном психологическом климате в классе, что отражает неудовлетворенную психологическую атмосферу, которая отображается в высокой конфликтности, соперничестве, появлением агрессивных тенденций, подавлением со стороны референтного ядра группы учащихся остальных членов группы, и стремлением навязать свой порядок и правила. Среди детей преобладает слабая дисциплина, зависимость от мнения других, что свидетельствует о необходимости разработки и апробации программы социально-педагогической деятельности по оказанию помощи детям младшего школьного возраста в вопросах адаптации.

Целью программы стало выстраивание педагогических и социально - психологических условий, давших возможность учащимся начальной школы освоить навыки адаптации. Исходя из цели, были определены задачи программы: формирование у учащихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде; развитие положительной Я - концепции; вырабатывание коммуникативной культуры, развитие умения общаться и сотрудничать; совершенствование волевой регуляции поведения и деятельности; воспитание духовно-нравственных качеств личности; развитие навыков рефлексивных действий.

После реализации программы мы ожидали добиться следующих результатов:

- получение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного представления о социальной реальности и повседневной жизни;

- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях;

- приобретение школьниками опыта переживания и положительного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;

- способствовать выявлению возможностей и способностей ребят, способствующих их социализации.

Основным компонентом реализации программы

Zakirova Alfiya Borisovna, Sinagatullin Ilgiz Mirgalimovich, Ryazanova Anastasia Alekseevna ACTIVITY OF THE SOCIAL TEACHER FOR THE ADAPTATION OF PUPILS ...

pedagogical sciences

была разработка тематического плана мероприятий деятельности социального педагога по адаптации младших школьников с указанием форм деятельности и необходимых мероприятий для проведения. Например, с целью выстраивания условий для более тесного знакомства детей и создания представлений о школьных правилах предлагается проведение классных часов, собраний, просмотр учебных фильмов. С целью стимулирования внутригруппового общения, снятия страхов, агрессии, напряжении, развития межличностного общения, коммуникативных способностей, положительной самооценки, самоорганизации, силы и целеустремленности в доведении начатого дела до конца необходимо проводить тренинги общения, игротренинги, социоигры, ролевые и речевые игры, арт-терапию, упражнения. Также необходимо научить детей решению проблем бесконфликтным способом, учить анализу своих поступков и поступков других людей (сверстников, родителей и других взрослых).

Реализация данной программы позволяет учащимся младших классов легко принять и овладеть новыми социальными ролями в школе, благополучно функционировать в социуме. Однако здесь речь идет не только о предпосылках успешной адаптации в классе, также имеет место закладывание фундамента успешного социально-психологического развития ребёнка в процессе всей его деятельности [19, 20]:

Одной из задач программы - это разработка методических рекомендации родителям по адаптации первоклассников. Рассмотрим некоторые из них:

- следить, чтобы пробуждение ребенка было плавным, проснувшись, ему необходимо видеть улыбку родителей и слышать их ласковый голос;

- не подгонять, не критиковать, не торопить, не укорять;

- пожелать ему успехов, приободрить, найти несколько ласковых слов - у него впереди нелёгкий день;

- помнить, что каждый человек имеет право ошибаться;

- не пропускать сложности, возникшие у ребенка на первом этапе обучения;

- не пугать ребенка трудностями и неудачами в школе;

- встречать ребёнка после школы спокойно и мягко, не взваливайте на него тысячу вопросов, дайте отдохнуть. Если ваш ребёнок чересчур возбужден, испытывает желание поделиться своими впечатлениями, не отмахивайтесь, не отворачивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт у вас большего количества времени;

- после школы не заставлять и не торопить ребенка садиться за домашнее задание, ему необходим отдых в течение двух часов;

- не принуждать делать уроки за один присест, после того, как ребенок позанимался в течение 15-20 минут, необходим 10-15 минутный перерыв;

- во время приготовления уроков не сидеть над душой, а дать возможность ребёнку выполнить задания самому;

- в общении с ребёнком стараться не ставить условий: «Если ты сделаешь, то ...»;

- оценивать объективно возможности и способности своего ребёнка;

- разработать единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решать без него;

- предоставить ребенку возможность самому себя обслуживать: убирать за собой игрушки, одеваться, собирать портфель в школу;

- развивать у ребенка чувство времени, предлагая ему оценить, сколько времени займет то или иное действие;

- учить ребенка самостоятельно принимать решения;

- помнить, что в течении года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомле-

ние, снижена работоспособность;

- не наказывать ребенка посредством ограничения его двигательной активности (не запрещать гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе);

- строго соблюдать режим дня;

- совершать в выходные дни семейные прогулки на свежем воздухе, выезды на природу;

- следить, чтобы после школы ребенок гулял на свежем воздухе 30 - 60 минут;

- обеспечить отход ребенка ко сну не позже 21.30, перед сном желательно посидеть на кровати рядом с ребенком; мягко, плавно погладить его по спине вдоль позвоночника, поцеловать, сказать, что завтра все будет хорошо, все у него получится, что он очень умный и добрый!

Перечисленные рекомендации направлены на поддержку ребенка в стремлении стать школьником, адаптацию в новых условиях.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, адаптация - процесс приспособления человека к условиям социальной среды. Успешная социализация и социальная адаптация детей возможна, при условии взаимодействия положительной среды и положительной личности, то есть у личности должны быть сформированы ценностные ориентации и устоявшиеся взгляды. Первостепенными объектами формирования положительной среды и личности выступают семья, система образования, учреждения социальной защиты, создавая условия для воспитания, обучения, ведущие к раскрытию потенциала школьников и поддерживая их в нужную минуту.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Амонашвили Ш.А. Как живёте, дети. М.: Просвещение, 2011. 87 с.

2. Андреева Г.М. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в школьном возрасте // Социальная педагогика. 2012. №4. С.31 - 37.

3. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / под ред. Д.Б.Эльконина. М.: Просвещение, 2011. 189 с.

4. Выготский А.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2011. 532 с.

5. Безруких М.М. Ребёнок идёт в школу. Знаете ли вы своего ученик: пособие для студентов пединститутов, учащихся педучилищ и колледжей и родителей. М.: Академия, 2011. 240 с.

6. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. СПб.: Специальная литература, 2011. 154 с.

7. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: кн. для учителей, родителей и студентов высших и средних учреждений образования. Екатеринбург, 2012. 162 с.

8. Загвязинский В.И. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогика, 2012. 160 с.

9. Цыба Н. В., Старцева Г.И. Система адаптации первоклассников как педагогическая технология // Завуч начальной школы. 2014. №4. С.37- 45.

10. Цукерман Г. А. Школьные трудности благополучных детей. М.: Март, 2011. 251 с.

11. Шинина Т.В. Изучение индивидуальных особенностей социализации детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сб. статей. М.: Прометей, 2011. С.593-595.

12. Перекатьева О.В. Современная работа с родителями в начальной школе : учеб.-метод. Пособие. М.: Март, 2012. 152 с.

13. Вискунова В.Н. Мои помощники - родители // Начальная школа. 2011. № 8. С. 87-94.

14. Коротаева Г.С. Всё начинается с адаптации. СПб.: Речь, 2012. 194 с.

педагогические науки

Закирова Альфия Борисовна, Синагатуллин Ильгиз Миргалимович, Рязанова Анастасия Алексеевна ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ...

15. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Просвещение, 2013. 167 с.

16. Адаптация организма школьников к учебным и физическим нагрузкам / под ред. А.Г. Хрипковой. М.: Педагогика, 2012. 243 с.

17. Луньков А.И. Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома. М.: ВЛАДОС, 2012. 274 с.

18. Дубровина И.В. Индивидуальные особенности школьников. М.: Академия, 2012. 284 с.

19. Ипполитов Ф.В. Как помочь детям учиться. М.: Знание, 2013. 227 с.

20. Чудинова Е. В. Младшие школьники в учебной деятельности. М.: Академия, 2012. 453 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 30.09.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.